УДК 78.078
Е. С. Царёва
СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ И ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО БАРОККО1
аложенные в Европе в эпоху Возрождения и Барокко традиции выступили базисом новой музыкальной системы, которая впоследствии приобрела мировое распространение и стала основой академической музыкальной культуры. Активное включение российской метрополии в освоение новоевропейской музыкальной модели началось в XVII в. Барокко как стилевое направление охватило русскую культуру последней трети XVII - первой половины XVIII в. и параллельно развивалось во многих видах искусств. По словам Д. С. Лихачёва, Барокко в России выполняло функцию Ренессанса, во время которого и происходил переход от Средневековья к Новому времени. Отдельные ренессансные черты проявлялись и раньше, но так и не смогли оформиться и «сконцентрироваться» в самостоятельную эпоху [6, с. 267-268]. Результаты преобразований в отечественном музыкальном мышлении явились следствием как иностранных влияний, так и внутренних процессов государства, и были во многом обусловлены готовностью российского социума воспринять и освоить западные ценности.
Сибирский регион по мере присоединения к Российскому государству входил в общенациональный культурный процесс. Красноярье воспринимало новые традиции как опосредованно - сквозь призму русского «столичного» варианта, так и напрямую - через непосредственных носителей западноевропейских традиций, оказавшихся здесь в силу разных причин. Одной из типологических черт развития музыкальной культуры Сибири стала зависимость от миграционных
© Е. С. Царёва, 2018
творческих сил, прибывавших из крупных культурных центров (городов Европейской России и зарубежной Европы) на периферию и выполнявших тем самым донорскую функцию.
Многие исследователи отмечают особую роль Украины в формировании музыкальной культуры нового типа в России и, в частности, барочного стиля. Как подчеркивал Д. С. Лихачёв: «Барокко вступило на русскую почву через посредство... Украины, где оно, так же как затем в России, было усвоено без предшествующей ему "нормальной" стадии Ренессанса» [Там же, с. 332]. Элементы русского Барокко, имевшие восточноевропейские, польско-украинские корни, распространялись, а главное укоренялись в Сибири быстрее. Большую роль в этом играли выходцы с Украины, находившиеся в регионе среди переселенцев, казачества, священнослужителей. Во многом благодаря им в Красноярье в XVIII столетии начало проникать многоголосное пение в церковь и быт.
Путешественник и исследователь Сибири С. П. Крашенинников в 1734 г. отмечал, что в Енисейске монастырские служители «партес преизрядно поют» [4, с. 57-58]. Однако лидером в освоении новых музыкальных традиций в регионе - партесного пения - была Тобольская митрополия. Столица огромной Сибирской губернии стараниями выпускников лучшего учебного заведения того времени Киевской духовной академии, занимавших высокие церковные посты в Тобольской епархии, выступала центром распространения культуры и музыкального просвещения за Уралом.
В Киевской духовной академии на высоком уровне, помимо других пред-
3
метов, преподавались пение и инструментальная музыка. Академия имела не только хор, который в начале XVIII столетия насчитывал 300 человек, но и оркестр из 100 участников, в среде учащихся культивировались театральные постановки на религиозные темы. Ее воспитанники в Сибири становились митрополитами: Филофей Лещинский (1702-1726), Иоанн Максимович (1711-1715), Антоний I Стаховский (1721-1740), Арсений Мацеевич (1741-1742), Антоний II Нароясницкий (1743—1748) и др. Они ратовали за распространение грамотности среди местного населения, инициировали открытие духовных школ и создание библиотек, были поэтами, писателями, общественными деятелями, заботились о развитии богослужебной культуры и ее музыкальной сферы, в том числе составляя и укрепляя сибирские церковные хоры за счет привлечения в них профессиональных певчих - украинцев [7, с. 57-62].
Первые сибирские духовные школы, которые стали появляться в регионе с царствования Петра I, часто создавались по образцу украинских. «Пение по ноте» (нотное пение) в них являлось обязательным и важным предметом, изучались партесное многоголосие и пятилинейная нотация, в школах проходили не только образцы церковно-пев-ческого обихода, но и знакомились со светскими традициями вокального, инструментального и театрального искусства [Там же, с. 85-107]. Центром духовного образования в XVIII в. за Уралом был Тобольск. Усилиями Сибирского митрополита Филофея Ле-щинского в 1703 г. в Тобольске открылась первая архиерейская школа в регионе. В 1743 г. в городе появилась духовная семинария.
В 1720-х гг. из Тобольской епархии выделилась самостоятельная Иркутская, во главе которой также стояли выходцы с Украины. Духовная семинария в Иркутске (первое в Восточной Сибири среднее учебное заведение) открылась в 1780 г. Красноярск долгое время оставался на периферии процесса развития
системы духовного образования в Сибири. Семинария здесь возникла только в 1895 г., однако, первая духовная латинская школа начала работу в городе в 1759 г. Ее посещало около 30 учеников. В ней обучали церковному пению и музыкальной грамоте, был хор (в репертуар которого входили канты) и школьный театр под руководством одного из педагогов - соборного дьякона, выпускника Тобольской семинарии Г. Ф. Скрябина [10, с. 102].
Развитие инструментального исполнительства в русле новых западноевропейских традиций в Красноярье значительно отставало как от соседних крупных сибирских центров (особенно Тобольска и Омска), так и было отделено дистанциями в несколько сот лет от метрополии страны. Инструментальное музицирование на красноярской земле во многом в силу определенного социального состава населения долгое время оставалось в доминирующей фольклорной стихии. «Презентаторами» концертной жизни европейского типа на берегах Енисея были пленные шведы, оказавшиеся в регионе вследствие Северной войны в начале XVIII столетия. Шведские офицеры «давали концерты от Тобольска до Енисейска» и знакомили сибиряков с музыкальным языком западноевропейского Барокко [7, с. 75]. Однако культурная почва Красноярья не позволяла закрепиться традициям Нового времени вплоть до XIX столетия.
С образованием Енисейской губернии в 1822 г. и стремительными изменениями в социальном срезе, процессы культурной эволюции в Красноярье значительно катализируются. Популяризации общеевропейских традиций инструментального исполнительства в городах губернии способствовали ссыльные русские дворяне - декабристы. Благодаря их творческим устремлениям сибиряки знакомились с новыми инструментами, академическим репертуаром. Так, Ж6Н9. декабриста В. Л. Давыдова в 1839 г. вместе с имуществом привезла в Красноярск первый клаве-
син. Н. А. Крюков и П. И. Фаленберг, проживавшие с 1830-х гг. в Минусинском уезде, играли на скрипках и часто составляли дуэт. Н. А. Крюков был первым учителем игры на скрипке в Минусинске. Дома декабристов становились первыми «музыкальными салонами», объединяющими местную и «пришлую» интеллигенцию [2, с. 234, 240; 3].
Постепенно любительское музицирование получает все большее распространение в домах красноярской знати и интеллигенции, а с 1860-х гг. выходит на публичные городские концертные площадки [5]. С 1840-х гг. столицу Енисейской губернии начинают посещать гастролирующие европейские музыканты-инструменталисты [3, с. 324]. Вместе с тем до 1880-х гг. в Красноярье среди явлений инструментального исполнительства европейского типа, несмотря на запуск процесса укоренения новых традиций в местной культурной среде, значительно превалировали миграционные творческие ресурсы, представленные как ссыльными специалистами, так и гастролирующими музыкантами.
Активное систематическое развитие местного инструментального исполнительства в русле академических традиций уже «не точечное» по своему характеру, а «концентрированное» и организованное в Красноярье стартовало с конца XIX в. Это было связано с появлением и функционированием в последней четверти XIX в. и начале следующего столетия кружков и обществ в Красноярске, Минусинске, Енисейске, Канске, объединявших любителей музыкального искусства, движимых представителями интеллигенции при поддержке купечества. Благодаря им в городах губернии складывались соответствующие академическим традициям исполнительские ресурсы, определенные усилия направлялись на создание музыкальных классов [11]. Однако Красноярское музыкально-любитель-ское общество даже в свой «золотой» период существования (конец XIX в.) не обращалось к наследию западноевропейского Барокко, исполняя произведения
отечественных и зарубежных компози-торов-классиков и романтиков.
В последней трети XIX в. в Красноярске увеличивается число профессиональных музыкантов среди постоянного населения, начинают создаваться профессиональные ансамблево-оркестровые коллективы. Вместе с тем, несмотря на многие положительные тенденции в формировании академического инструментального исполнительства в Красноярье в конце XIX - начале XX в., произведения эпохи Барокко так и не утвердились в репертуаре местных музыкантов.
В годы Первой мировой войны с европейским и русским академическим репертуаром жителей городов Енисейской губернии активно знакомили иностранные пленные. Они тысячами стали поступать в Красноярье еще в 1914 г., а Гражданская война продлила пребывание пленных в регионе до 1920-1922 гг. Среди них были специалисты с консерваторским образованием, солисты ведущих европейских оркестров и театров. Благодаря им в Красноярске и Минусинске создавались симфонические оркестры, хоры, ансамбли. В числе пленных находились замечательные инструменталисты, которые, в том числе, исполняли сочинения мастеров западного Барокко -И. С. Баха, Г. Ф. Генделя [1; 10]. Однако, несмотря на беспрецедентную для истории Красноярья масштабность этого европейского музыкального «нашествия» и его продолжительность (6—8 лет), исход миграционных творческих потоков был традиционен для региона. Стремительно ворвавшиеся в культурное пространство Красноярья, они, подобно морской волне, имели массовое и неминуемое обратное движение.
Эволюционным музыкально-культурным сдвигом в Красноярье стало начало 1920-х гг. В данный период наступает качественный перелом в развертывании инструментального исполнительства, его активная профессионализация и как следствие происходит значительное расширение академической сферы
звукового тезауруса провинции. В числе причин этого были: предшествующее длительное развитие местного исполнительского искусства; означенный выше уникальный опыт общения с непосредственными носителями академических европейских традиций в годы Первой мировой войны; скопление на рубеже эпох в Сибири «пришлых» высокообразованных специалистов (русских и европейцев) из числа иностранных пленных и беженцев и их включение в общее новое культурное строительство; удачное совпадение инициативы творческих сил и приоритетов советской власти.
В 1920 г. в Красноярске и уездных центрах образуется целая плеяда творческих коллективов, но ключевым событием становится создание первого в Енисейской губернии профессионального постоянного действующего музыкально-образовательного учреждения -Народной консерватории [11]. Она соединяла черты современной начальной и средней профессиональной школ. Консерватория взяла на себя образовательные и филармонические функции в масштабах всей губернии и выступала мощным координирующим центром формирующейся системы академических традиций.
В начале 1920-х гг. Народная консерватория была особенно добротно укомплектована кадрами, что определило большие творческие возможности и высокое качество проводимой деятельности. Одним из первых значимых ее проектов стал цикл исторических концертов 1920-1921 гг., знакомивших сибиряков с мировым музыкальным наследием, в том числе с сочинениями европейского Возрождения и Барокко. Исполнителями выступали педагоги Народной консерватории, а также привлекались творческие коллективы, которыми они руководили. Так, красноярцы в исполнении Показательного хора под управлением С. Ф. Абаянцева впервые услышали произведения западноевропейских композиторов-полифонистов XVI в. - Дж. Палестрины и О. Лассо.
Пианисты И. Г. Шапрон дю Лярре и М. М. Крамник исполнили клавирные миниатюры Ж. Б. Люлли, Ф. Куперена, Ж. Ф. Рамо, И. С. Баха, скрипач О. Е. Золотарёв (неполный курс Московской консерватории) - Чакону Т. Витали, Ф. Ф. Держановский (выпускник Московской консерватории, ученик профессора И. В. Гржимали) и А. Л. Марк-сон (воспитанник Петербургской консерватории) Концерт И. С. Баха для двух скрипок с оркестром, В. М. Оно-сов - сонату для виолончели g-moll Г. Генделя [8; 9]. «Концертная группа Народной консерватории» летом 1921 г. с данным репертуаром предприняла и гастрольную поездку по Енисейской губернии [10, с. 245].
Становление академической музыкальной культуры в Красноярье традиционно отставало от метрополии страны, и было долгое время связано только с развитием исполнительской сферы. Исполнительство формировалось быстрее остальных важнейших «блоков» академической модели - музыкального образования и композиторского творчества, которые получили системное развитие лишь в советский период. Однако и интересующее нас инструментальное исполнительское искусство в Енисейской губернии, если говорить именно об укоренении новых традиций в местной среде, а не о первых знакомствах с ними еще в XVIII и первой половине XIX в. посредством русских и иностранных ссыльных, демонстрирует «хронологическое опоздание» и «сжатость» по времени по сравнению с аналогичными процессами в российских столицах.
Активное формирование академического инструментального исполнительства в Красноярье началось в последней четверти XIX столетия, что совпадало с расцветом романтической музыки. Сочинения композиторов-романтиков превалировали в репертуаре сибиряков. Наряду с ними прочное место в концертных программах занимали опусы венских классиков. Произведения эпохи Барокко составляли «пропущенную
фазу» у красноярских любителей, они изредка исполнялись гастролирующими музыкантами, а также иными миграционными творческими силами. Документально подтвержденное целенаправленное обращение красноярцев к наследию западноевропейского Барокко пришлось
на первую крупную кульминационную фазу в становлении региональной системы академических традиций в Енисейской губернии - 1920-1921 гг. - и было связано с деятельностью профессионального учебного заведения — Народной консерватории.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Правительства Красноярского края, Красноярского краевого
фонда поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках научного проекта №17-14-24006.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афиша Симфонического концерта Минусинского профессионального союза музыкантов от 9 мая 1918 г. - Минусинск, регион. краевед, музей им. Н. М. Мартьянова. МКМ О/ф 10970/54.
2. Беляев А. П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. - Красноярск: Кн. изд-во, 1990. - 379 с.
3. Давыдов В. Л. Сочинения, письма // Изд. подгот. Т. С. Комаровой. - Иркутск: Мемор. музей декабристов, 2004. - 512 с.
4. Крашенинников С. П. в Сибири: Неопубликованные материалы. М.: Наука, 1966. — 242 с.
5. Литературно-музыкальный вечер в Красноярске // Енис. губ. ведомости. - 1864. -9 мая. - № 19.
6. Лихачёв Д. С. Прошлое - будущему: Ст. и очерки. - Л.: Наука, 1985. - 575 с.
7. Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 г. //
Музыкальная культура Сибири: В 3 т. / Гл. ред. Б. А. Шиндин. - Новосибирск: Ново-сиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1997. - Т. 2, кн. 1. - 432 с.
8. Серов А. Театр и музыка. Второй исторический концерт // Краснояр. рабочий. -1920. - 8 дек.
9. Серов А. Цикл исторических концертов // Краснояр. рабочий. - 1920. - 26 нояб.
10. Царёва Е. С. Музыкальная жизнь Красноярска от истоков до 1922 года: пути формирования музыкальной культуры европейского типа. - Красноярск: КГАМиТ, 2014. -368 с.
11. Царёва Е. С. Формирование академической музыкальной культуры Енисейской губернии: новый взгляд сквозь призму процессов самоорганизации и институционализа-ции // Человек и культура. - 2016. - № 6. -С. 49-67.
REFERENCES
1. Afisha Simfonicheskogo kontserta Minusinskogo professionalnogo soyuza muzykantov ot 9 maya 1918 g. [Playbill of the Symphony Concert of the Minusinsk Professional Union of Musicians on May 9, 1918]. Minusinsk Regional Museum of Local History. NM Martyanova. MKM O/f 10970/54.
2. Belyaev A. P. Vospominaniya dekabrista o perezhitom i perechuvstvovannom [Memoirs of the Decembrist about the experience and emotion]. Krasnoyarsk, 1990. 379 p.
3. Davydov V. L. Sochineniya, pisma [Compositions, letters]. Irkutsk, 2004. 512 p.
4. Krasheninnikov S. P. v Sibiri: Neopublikovannye materialy [Krasheninnikov
S. P. in Siberia: Unpublished materials]. Moscow, 1966. 242 p.
5. Literary and musical evening in Krasnoyarsk. Enisejskie gubernskie vedomosti [Yenisei Province Gazette], 1864, 9 May, (19).
6. Lihachyov D. S. Proshloe - budushchemu [The past to the future: articles and essays]. Leningrad, 1985. 575 p.
7. Muzykalnaya kultura Sibiri ot pokhodov Ermaka do krestiyanskoj reformy 1861 g. [Musical culture of Siberia from the campaigns of Ermak to the peasant reform of 1861]. Novosibirsk, 1997. Vol. 1, book 1. 432 p.
8. Serov A. Theater and Music. Second historical concert. Krasnoyarskij rabochij [Krasnoyarsk worker]. 1920, 8 Dec.
9. Serov A. The cycle of historical concerts. Krasnoyarskij rabochij [Krasnoyarsk worker]. 1920, 26 Nov.
10. Tsareva E. S. Muzykalnaya zhizn Krasnoyarska ot istokov do 1922 goda: puti formirovaniya muzykalnoj kultury evropejskogo tipa [Musical life of Krasnoyarsk from the beginnings until 1922: ways of
formation of musical culture of European type]. Krasnoyarsk, 2014. 368 p.
11. Tsareva E. S. Formation of the academic musical culture of the Yenisei province: a new view through the prism of the processes of self-organization and institutionalization. Chelovek i kultura [Man and culture]. 2016, (6): 49-67.
Становление академического инструментального исполнительства в Енисейской губернии и традиции музыкального европейского Барокко
В статье на основе исторических источников освещаются пути и формы проникновения в инструментально-исполнительскую сферу Красноярья музыкального языка Барокко, составляющего важнейшую ветвь общеевропейского академического искусства. Если распространение элементов новых традиций в духовной и отчасти бытовой песенной среде в Красноярье не было отделено «столетними дистанциями» от аналогичных процессов в метрополии России и хронологически началось во время расцвета стиля Барокко в отечественном искусстве, то местное инструментальное исполнительство значительно отставало и долгое время оставалось в фольклорной стихии. Первое знакомство с инструментальными традициями Барокко на красноярской земле состоялось еще в XVIII столетии посредством иностранных ссыльных и военнопленных, однако, для их укоренения в местной культурной почве потребовалось несколько веков. Становление академического исполнительского искусства в Красноярье получает мощный стимул с учреждением Енисейской губернии в 1822 г., интенсивным развитием городов и изменением их социальной структуры в пользу увеличения числа образованного населения, заинтересованного в потреблении общеевропейских художественных ценностей. Тем не менее, сочинения эпохи Барокко в репертуаре местных инструменталистов еще долгое время составляют «пропущенную фазу». Первое целенаправленное обращение красноярских музыкантов к наследию западноевропейского барокко приходится на начало советского периода в истории Енисейской губернии (1920-1921 гг.) и, одновременно, на первую крупную кульминацию всего предшествующего развития академических традиций в музыкальной культуре региона.
Formation of academic instrumental performance
in the Yenisei guberniya and the tradition of musical European Baroque
The article on the basis of historical sources highlights the ways and forms of penetration into the instrumental and performing sphere of Krasnoyarsk of the baroque musical language, which constitutes the most important branch of the general European academic art. If the spread of elements of new traditions in the spiritual and partly domestic song environment in Krasnoyarsk was not separated by «centuries-old distances» from similar processes in the metropolis of Russia and chronologically began during the heyday of the Baroque style in the domestic art, the local instrumental performance was far behind and for a long time remained in the folk element. The first acquaintance with the instrumental traditions of baroque in Krasnoyarsk land took place in the XVIII century through foreign exiles, however, to take root in the local performing sphere, it took centuries. The development of academic performing arts in Krasnoyarsk is a powerful incentive with the formation of the Yenisei guberniya in 1822, the intensive development of cities and changes in their social structure in favor of increasing the number of educated people interested in consuming European artistic values. Nevertheless, the works of the Baroque era in the repertoire of local instrumentalists for a long time constitute a «missed phase». The first purposeful appeal of Krasnoyarsk musicians to the heritage of Western European Baroque dates back to the beginning of the Soviet period in the history of the Yenisei guberniya (1920-1921) and, simultaneously, to the first major culmination phase of all previous development of academic traditions in the regional musical culture.
Ключевые слова: региональная музыкальная культура, академические традиции, инструментальное исполнительство, Барокко, Енисейская губерния, Красноярск.
Keywords: regional musical culture, academic traditions, instrumental performance, Baroque, Yenisei guberniya, Krasnoyarsk.
Царёва Евгения Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестровых струнных инструментов Красноярского государственного института искусств E-mail: evatcareva@gmail.com
Tsareva Evgenya Sergeevna, Candidate of Art Criticism, Associate Professor at the Department of Orchestral string instruments of the Krasnoyarsk State Institute of Arts E-mail: evatcareva@gmail.com
Получено 25.01.2018