Научная статья на тему 'Развитие искусствоведческой компетенции бакалавров художественных факультетов'

Развитие искусствоведческой компетенции бакалавров художественных факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БАКАЛАВРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ / ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE / ARTISTIC EDUCATION / ARTISTIC COMPETENCE / BACHELOR STUDENTS OF ARTS / VISUAL AND SPATIAL ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Анастасия Валентиновна

Современные социокультурные изменения в нашей стране приводят к повышению роли и значения художественного образования как стратегического ресурса, активно содействующее становлению личности человека. В связи с этим, повышаются требования к бакалаврам художественных факультетов, которые готовятся осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере художественного образования. Данные требования аккумулируются в Федеральных государственных образовательных стандартах, методологической основой которых является компетентностный подход, предполагающий формирование профессиональной компетентности выпускников вузов. Искусствоведческая компетенция бакалавров художественных факультетов является одной из основных специальных компетенций. В данной статье на основе изучения специфики будущей профессиональной деятельности бакалавров художественных факультетов раскрыта сущность данной компетенции и представлена структура, включающая следующие компоненты: мотивационно-ценностный (профессиональные мотивы и ценности); когнитивный (знания); практический (умения); индивидуально-психологический (способности); личностный (личностные качества). В ходе исследования были выявлении критерии развития искусствоведческой компетенции (когнитивный, деятельностный, мотивационноценностный), их содержание, определены уровни и методы диагностики. Было установлено, что развитию искусствоведческой компетенции бакалавров художественных содействует комплексный процесс, включающий в себя следующие элементы: сознательная установка на развитие искусствоведческой компетенции на основе выявленной структуры; регулярное включение студентов в деятельность, обеспечивающая приобретение опыта проявления искусствоведческой компетенции; активизация рефлексии и самооценки студентов уровня своего компетентностного развития. Достоверность выводов теоретического исследования было подтверждено положительными результатами опытно-экспериментальной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишина Анастасия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The artistic competence development among bachelor students of arts

The role and significance of artistic education as a strategic resource contributing to the formation of personality is predetermined by modern sociocultural changes in our country. Thus raise the requirements for bachelor students of arts training to perform professional activity within artistic education. The requirements cumulate in the Federal state educational standards that methodologically rest on competence approach. Following the approach, graduates achieve professional competence. The artistic competence of bachelor students of arts is one of the key special competences. The article presents the notion and structure of the competence based on the study of further professional activity of bachelor students of arts. The structure comprises the components of: motivation and values (professional motives and values); cognition (knowledge); practice (skills); individual psychology (abilities); individuality (personal qualities). The research determines the criteria of artistic competence development (cognition, activity, motivation and values), their content, levels and methods of diagnostics. The artistic competence development of bachelor students of arts is achieved through a complex process of: an awareness of the development of artistic competence based on the determined structure; regular students’ involvement in the activity to perform artistic competence; an activation of students’ reflection and self-evaluation of their competence development. The experimental work supports the authentic theoretical research.

Текст научной работы на тему «Развитие искусствоведческой компетенции бакалавров художественных факультетов»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN415.pdf DOI: 10.15862/69PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/69PVN415)

УДК 378.14.015.62

Мишина Анастасия Валентиновна

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Россия, Казань1 Аспирант

E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=732074

Развитие искусствоведческой компетенции бакалавров художественных факультетов

1 420137, ул. Гаврилова, д.52, кв. 13, г. Казань, Республика Татарстан, Россия

Аннотация. Современные социокультурные изменения в нашей стране приводят к повышению роли и значения художественного образования как стратегического ресурса, активно содействующее становлению личности человека. В связи с этим, повышаются требования к бакалаврам художественных факультетов, которые готовятся осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере художественного образования. Данные требования аккумулируются в Федеральных государственных образовательных стандартах, методологической основой которых является компетентностный подход, предполагающий формирование профессиональной компетентности выпускников вузов. Искусствоведческая компетенция бакалавров художественных факультетов является одной из основных специальных компетенций. В данной статье на основе изучения специфики будущей профессиональной деятельности бакалавров художественных факультетов раскрыта сущность данной компетенции и представлена структура, включающая следующие компоненты: мотивационно-ценностный (профессиональные мотивы и ценности); когнитивный (знания); практический (умения); индивидуально-психологический (способности); личностный (личностные качества). В ходе исследования были выявлении критерии развития искусствоведческой компетенции (когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный), их содержание, определены уровни и методы диагностики. Было установлено, что развитию искусствоведческой компетенции бакалавров художественных содействует комплексный процесс, включающий в себя следующие элементы: сознательная установка на развитие искусствоведческой компетенции на основе выявленной структуры; регулярное включение студентов в деятельность, обеспечивающая приобретение опыта проявления искусствоведческой компетенции; активизация рефлексии и самооценки студентов уровня своего компетентностного развития. Достоверность выводов теоретического исследования было подтверждено положительными результатами опытно-экспериментальной работы

Ключевые слова: компетентностный подход; профессиональная компетентность; компетенция; художественное образование; искусствоведческая компетенция; бакалавры художественных факультетов; визуально-пространственные искусства

Ссылка для цитирования этой статьи:

Мишина А.В. Развитие искусствоведческой компетенции бакалавров художественных факультетов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/69?'УШ15

Основным идеологическим вектором развития современного образования является гуманизация, под которой понимается направленность целей, ценностей и всей философии образовательного процесса на становление личности [2; 4; 8]. Серьезную роль в данном процессе играет художественное образование, так как через освоение человеком художественной культуры своего народа и всего человечества, происходит формирование духовности, творческой индивидуализации, интеллектуального и эмоционального богатства и, в результате, целостной личности2.

Учитывая такое серьезное предназначение художественного образования, общество и государство предъявляет серьезные требования к подготовке бакалавров художественных факультетов. Данные требования отражаются в Федеральных стандартах высшего профессионального образования, которые свидетельствуют о необходимости, овладения профессиональной компетентностью, представляющая собой совокупность общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций, обеспечивающих соответствующее осуществление профессиональной деятельности.

Образование бакалавров художественных факультетов осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям 050100.62 «Педагогическое образование» (ФГОС 3) и 44.03.00 «Педагогическое образование» (ФГОС 3+) и соответствующему профилю, в нашем исследовании, мы рассматриваем профиль «Изобразительное искусство». Согласно указанным стандартам объектами профессиональной деятельности бакалавров художественных факультетов являются обучение, воспитание, развитие, просвещение и образовательные системы в области художественного образования. Бакалавры готовятся к педагогической, культурно-просветительской, исследовательской, проектной видам профессиональной деятельности в области художественного образования3.

Существенной особенностью подготовки бакалавров художественных вызов является «обязательная компетентность во всех видах визуально-пространственных искусств» [7]. Визуально-пространственные искусства включают в себя изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, фотоискусство), декоративно-прикладное (народное) искусство, архитектуру, дизайн, компьютерную графику, а также такие активно развивающиеся виды и художественно-творческие практики, как абстрактное искусство, арт-дизайн, инсталляция, имиждмейкерство и т.д.. Выпускник художественного факультета должен теоретически и практически владеть спецификой визуально-пространственных искусств, без чего невозможна реализация программ нового поколения.

Теоретико-эмпирическое изучение особенностей профессиональной деятельности бакалавров художественных факультетов позволяют нам выделить искусствоведческую компетенцию как одну из основных смыслообразующих компетенций. В структуре профессиональной компетентности бакалавров художественных факультетов искусствоведческая компетенция является специальной и представляет собой готовность выпускника к изучению, анализу и интерпретации художественных произведений, образцов и явлений художественной культуры, способность к использованию систематизированных художественно-исторических и художественно-теоретических знаний для решения профессиональных задач в области художественного образования, на основе целостного,

2 Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403)

3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 788 от 22 декабря 2009 г.: [Текст] //

http ://минобрнауки.рф/документы/1909

фундаментального, философского понимания искусства и осознания роли и значения визуально-пространственных искусств в развитии общества и каждой отдельной личности.

Мы основываемся на том, что компетенция в целом представляет собой способность и готовность применять знания, умения, личностные качества для качественного выполнения деятельности в определенной области, проявление самостоятельности и креативности при решении поставленных задач, осознание ответственности за результаты своей деятельности [1; 5; 9]. В связи с этим, мы рассматриваем структуру искусствоведческой компетенции, включающей такие компоненты, как: мотивационно-ценностный (профессиональные мотивы и ценности); когнитивный (знания); практический (умения); индивидуально-психологический (способности); личностный (личностные качества).

Искусствоведческая компетенция направлена на осуществление определенной социально-значимой деятельности, что обуславливает наличие в ее структуре мотивационно-ценностного компонента, так как именно мотивы, ценности, убеждения побуждают человека к действию и направляют ее. Известно, мотивационно-ценностная сфера выполняет две основные функции: побуждающую (придает деятельности свою побуждающую силу); смыслообразующую (придает смысл конкретным целям и действиям).

В логике формирования искусствоведческой компетенции, наибольший приоритет приобретают профессиональные мотивы, которые представляют собой осознанную потребность в познании и освоении искусства, в частности, визуально-пространственных искусств, для эффективного осуществления профессиональной деятельности в области художественного образования.

Неотъемлемым компонентом искусствоведческой компетенции являются знания. В связи с тем, что компетенция выступает в качестве «средства» осуществления профессиональной деятельности и направлена на решение целого ряда задач, в структуре ее могут быть только такие знания, которые обладают характеристиками системности, осознанности и межпредметности. Наиболее важными для овладения искусствоведческой компетенции представляются знания историко-теоретических основ визуально-пространственных искусств, специфики их художественно-образного языка; исторических, социальных, философских особенностей и детерминант возникновения, становления и развития основных видов, жанров, стилей, направлений визуально-пространственных искусств; основных подходов и методов изучения, анализа наследия визуально-пространственных искусств; основных образцов и произведений мирового и национального изобразительного и декоративно-прикладного искусств, архитектуры и дизайна, других художественных визуально-пространственных практик, осознавать их значение и эстетическую ценность.

Существенным компонентом искусствоведческой компетенции выступают умения, которые определяются как совокупность приемов, обеспечивающие человеку способность выполнить ту или иную деятельность. Специфика искусствоведческой компетенции бакалавров художественных факультетов предполагает необходимость овладения такими умениями, как: изучение визуально-пространственных искусств в различных аспектах; анализ и интерпретация художественных произведений и явлений визуально-пространственных искусств, адекватная оценка современного их состояния; работа с искусствоведческой литературой и другими источниками информации; применение теоретических знаний в области визуально-пространственных искусств для решения художественно-творческих и художественно-педагогических задач.

С успешностью и эффективностью выполнения деятельности связаны способности личности, что обуславливает их наличие в структуре компетенции. Для овладения

искусствоведческой компетенцией особенно значимым является развитие способности к художественному восприятию. Известный отечественный ученый Ю.Б. Борев отмечает, что художественное восприятие есть «взаимоотношение произведения искусства и реципиента, которое зависит от субъективных особенностей последнего и объективных качеств художественного текста, от художественной традиции, а также от общественного мнения и языково-семиотической условности, равно исповедуемой автором и воспринимающим его творчество» [3, с. 439]. Также он отмечает, что художественному восприятию присуща многоплановость, то есть совмещение в себе непосредственного эмоционального переживания; постижения логики развития авторской мысли; богатства и разветвленности художественных ассоциаций, втягивающих все поле культуры в акт рецепции [3, с. 442]. Чувственное познание искусства, в случае с визуально-пространственными искусствами зрительное познание, неизбежно синтезируется с жизненным опытом, эмоциональной установкой, настроением реципиента. В результате создается субъективное видение произведений и явлений искусства, которое становится основой его понимания и целостного познания.

Формирование компетенции как личностного ресурса студента, позволяющего ей быть активным субъектом профессиональной деятельности, невозможно без развития личностных качеств. Как отмечает известный отечественный психолог В.Д. Шадриков, качество личности - это «мотивация, проявляющаяся и закрепляющаяся в поведении субъекта, оцениваемая с позиции морали, нравственной нормы» [10, с. 55]. Важнейшими личностными качествами современного учителя изобразительного искусства являются целеустремленность, инициативность, ответственность, толерантность, гражданственность и т.д. В контексте формирования искусствоведческой компетенции, мы выделяем такие личностные качества как осознанность овладения искусствоведческой компетенцией для успешного осуществления социально значимой деятельности; ответственность за достоверность своих суждений в области истории и теории визуально-пространственных искусств и результаты своей деятельности; заинтересованность в изучении мирового культурного наследия, а также своего родного края и в его развитии.

Развитию искусствоведческой компетенции бакалавров художественных содействует комплексный процесс, который включает в себя следующие элементы: сознательная установка на развитие искусствоведческой компетенции на основе выявленной структуры; регулярное включение студентов в деятельность, обеспечивающую приобретение опыта проявления искусствоведческой компетенции; активизация рефлексии и самооценки студентов уровня своего компетентностного развития. Освоение содержания таких дисциплин как «Мировая художественная культура», «История художественной культуры», «История искусств» и т.д. является непременным условием развития искусствоведческой компетенции в процессе вузовской подготовки. Основными задачами данных дисциплин являются содействие формированию у студентов системы научных знаний в области мирового, национального и регионального искусства, представления о современном художественно-культурном пространстве, как неотъемлемых компонентов профессиональной компетентности студентов.

Эффективность развития искусствоведческой компетенции бакалавров художественных факультетов была проверена в ходе изучения динамики повышения уровня развития исследуемой компетенции. В связи с этим, нами были выделены три критерия развития искусствоведческой компетенции:

• когнитивный критерий, предполагающий знание теоретических основ визуально-пространственных искусств, владение базовыми научными категориями искусствоведения и специальной терминологией в области художественной культуры; понимание теории и истории возникновения, становления и развития основных видов, жанров, стилей визуально-пространственных искусств;

ключевых образцов и произведений мирового, отечественного и регионального искусства, а также их авторов;

• деятельностный критерий рассматривает умения анализировать и интерпретировать художественные произведения и явления мировой художественной культуры; аргументированно излагать собственную точку зрения относительно фактов, феноменов, процессов мирового, отечественного и регионального искусства; адекватно оценивать состояние современных визуально-пространственных искусств; использовать приемы, способы и технологии получения, переработки и систематизации новой информации;

• мотивационно-ценностный критерий раскрывается через такие показатели как, стремление к постоянному повышению и совершенствованию своего уровня владения теоретическими знаниями в области художественной культуры; ответственность за достоверность своих суждений в области истории и теории визуально-пространственных искусств; заинтересованность в изучении культурного наследия своего родного края и в его развитии).

На основе содержания обозначенных критерий нами были выделены четыре уровня развития искусствоведческой компетенции (низкий, допустимый, средний, высокий) [11]. Диагностика уровня развития искусствоведческой компетенции бакалавров художественных факультетов определялась при помощи следующих методов: тестирование на выявление коэффициента усвоения теоретических знаний и устные опросы (для когнитивного критерия); проективные методики, экспертная оценка результатов учебной и учебно-профессиональной деятельности студентов (для деятельностного критерия); анкетирование, интервьюирование и наблюдение (для мотивационно-ценностного критерия).

Экспериментальное исследование развития искусствоведческой компетенции бакалавров художественных факультетов проводилось в Высшей школе искусств им.С.Сайдашева Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, в группах по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Изобразительное искусство). Имеющееся количество студентов мы распределили на две группы: экспериментальную группа (ЭГ) - 58 человек и контрольную группу (КГ) 57 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В обозначенных группах на констатирующем этапе по результатам диагностики у студентов преобладал низкий и допустимый уровни развития искусствоведческой компетенции - 39,4% от всего количества студентов в ЭГ и 41,8% в КГ, на допустимом уровне находилось соответственно 35,7% в ЭГ и 34,3% в КГ, на среднем - 17, 8% в ЭГ и 15,6% в КГ, на высоком -7,1% в ЭГ и 8,3% в КГ.

С целью изменения сложившейся ситуации мы осуществили формирующий этап эксперимента. Учитывая сущностные особенности искусствоведческой компетенции, ее структуру и содержание компонентов, мы активизировали процесс развития данной компетенции. Нами был обогащен лекционный материал дисциплин «Мировая художественная культура», «История художественной культуры», направленный на раскрытие сущностных особенностей визуально-пространственных искусств, особым образом организовали самостоятельную работу студентов [6]. Работая с экспериментальной группой, мы использовали разнообразные виды лекционных и семинарских занятий: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-вопрос-ответ, лекция-дискуссия; семинар-дебаты, семинар-деловая игра, семинар-экскурс и т.д. С целью включения студентов в деятельность, обеспечивающую приобретение опыта проявления искусствоведческой компетенции было

организовано участие студентов в проектных и научно-исследовательских работах и мероприятиях. Работа с бакалаврами контрольной группы осуществлялась в соответствии с установленными требованиями.

На контрольном этапе мы провели повторную диагностику уровня развития искусствоведческой компетенции по трем критериям в экспериментальной и контрольной группах. Сравнительные результаты начального и конечного этапов эксперимента приведены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика уровня развития искусствоведческой компетенции бакалавров в экспериментальной и контрольной группах (в %, от всего количества студентов)

Уровни

Динамика роста Высокий Средний Допустимый Низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Констатирующий этап 8,3 7,1 15,6 17,8 34,3 35,7 41,8 39,4

Контрольный этап 9,9 18,6 37,5 61,6 27,3 14,7 25,3 5,1

Показатели в экспериментальной группе объективно выше, чем в контрольной группе, что дает нам основание рассматривать проведенную работу на формирующем этапе эксперимента эффективной.

Таким образом, искусствоведческая компетенция является неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности бакалавров художественных факультетов, которые готовятся к осуществлению своей профессиональной в области художественного образования. Выявление сущности и структуры искусствоведческой компетенции является основой для трансформации педагогического процесса, содействующее развитию данной компетенции, что было подтверждено положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. 2-е изд. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

2. Берулава М.Н. Гуманизация современного отечественного образования // Известия Российской Академии образования. 2009. № 2. С. 3-15.

3. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. - М: Высш. шк., 2002. - 511с.

4. Добрускин М.Е. Гуманизация как стратегия высшего образования // Философия и общество. 2005. № 3 (40). С. 87-109.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

6. Мишина А.В. Проектирование самостоятельной работы студентов-дизайнеров в контексте компетентностного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/118-14403 (дата обращения 22.08.2014).

7. Неменский Б.М. Некоторые основы профессионализма учителя искусства // Педагогика искусства. 2014. № 3 http://www.art-education.ru/AE-magazine (доступ свободный).

8. Никандров Н.Д. Гуманизация образования в процессе реформирования российского общества // Право и образование. 2001. № 5. С. 38-41.

9. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектирования стандартов высшего профессионального образования: материалы по второму заседанию методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалитов, 2004. - 16 с.

10. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Изд-во ин-та практич. психол.; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 288 с.

11. Mishina A.V., Yavgildina Z.M. Principles of Personalization of Content of the Competency-Based Training of Students of the Artistic-Pedagogical Specialization // The Social Sciences, 10: 460-464. URL: http://docsdrive.com/pdfs/medwelljournals/sscience/2015/460-464.pdf DOI: 10.3923/sscience.2015.460.464

Рецензент: Явгильдина Зилия Мухтаровна, профессор кафедры музыкального искусства и хореографии Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, доктор педагогических наук.

Mishina Anastasia Valentinovna

Kazan (Volga region) Federal University Russian Federation, Kazan E-mail: [email protected]

The artistic competence development among bachelor students of arts

Abstract. The role and significance of artistic education as a strategic resource contributing to the formation of personality is predetermined by modern sociocultural changes in our country. Thus raise the requirements for bachelor students of arts training to perform professional activity within artistic education. The requirements cumulate in the Federal state educational standards that methodologically rest on competence approach. Following the approach, graduates achieve professional competence. The artistic competence of bachelor students of arts is one of the key special competences. The article presents the notion and structure of the competence based on the study of further professional activity of bachelor students of arts. The structure comprises the components of: motivation and values (professional motives and values); cognition (knowledge); practice (skills); individual psychology (abilities); individuality (personal qualities). The research determines the criteria of artistic competence development (cognition, activity, motivation and values), their content, levels and methods of diagnostics. The artistic competence development of bachelor students of arts is achieved through a complex process of: an awareness of the development of artistic competence based on the determined structure; regular students' involvement in the activity to perform artistic competence; an activation of students' reflection and self-evaluation of their competence development. The experimental work supports the authentic theoretical research.

Keywords: competence approach; professional competence; competence; artistic education; artistic competence; bachelor students of arts; visual and spatial arts.

REFERENCES

1. Baydenko V.I. Kompetentnostnyy podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy): metodicheskoe posobie. 2-e izd. - M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2005. - 114 s.

2. Berulava M.N. Gumanizatsiya sovremennogo otechestvennogo obrazovaniya // Izvestiya Rossiyskoy Akademii obrazovaniya. 2009. № 2. S. 3-15.

3. Borev Yu.B. Estetika: uchebnik. - M: Vyssh. shk., 2002. - 511s.

4. Dobruskin M.E. Gumanizatsiya kak strategiya vysshego obrazovaniya // Filosofiya i obshchestvo. 2005. № 3 (40). S. 87-109.

5. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. - M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004. - 40 s.

6. Mishina A.V. Proektirovanie samostoyatel'noy raboty studentov-dizaynerov v kontekste kompetentnostnogo obucheniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/118-14403 (data obrashcheniya 22.08.2014).

7. Nemenskiy B.M. Nekotorye osnovy professionalizma uchitelya iskusstva // Pedagogika iskusstva. 2014. № 3 http://www.art-education.ru/AE-magazine (dostup svobodnyy).

8. Nikandrov N.D. Gumanizatsiya obrazovaniya v protsesse reformirovaniya rossiyskogo obshchestva // Pravo i obrazovanie. 2001. № 5. S. 38-41.

9. Tatur Yu.G. Kompetentnostnyy podkhod v opisanii rezul'tatov i proektirovaniya standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy po vtoromu zasedaniyu metodologicheskogo seminara. - M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialitov, 2004. - 16 s.

10. Shadrikov V.D. Sposobnosti cheloveka. - M.: Izd-vo in-ta praktich. psikhol.; Voronezh: MODEK, 1997. - 288 s.

11. Mishina A.V., Yavgildina Z.M. Principles of Personalization of Content of the Competency-Based Training of Students of the Artistic-Pedagogical Specialization // The Social Sciences, 10: 460-464. URL: http://docsdrive.com/pdfs/medwelljournals/sscience/2015/460-464.pdf DOI: 10.3923/sscience.2015.460.464

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.