Научная статья на тему 'Характеристика компонентов, показателей и критериев диагностики сформированности специальных профессиональных компетенций'

Характеристика компонентов, показателей и критериев диагностики сформированности специальных профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТЬ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нежинская Т. А., Глазырина Е. Ю.

В статье представлены результаты научного исследования авторов статьи по разработке и апробации структурно-функциональной модели формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров, специализирующихся в области музыкально-компьютерных технологий. Раскрывается значимость научно-практического исследования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в динамично развивающейся сфере информационно-коммуникационных и, в частности, музыкально-компьютерных технологий. Впервые научно обоснован комплекс компонентов, характеризующий в своей интегративной целостности необходимый и достаточный перечень, объем и содержание специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности: 1) опыт (знаний/умений, владений, алгоритмов действий/ общения); 2) качества личности (мотивация, ценности, установки; способности, творческость; коммуникабельность, мобильность в мыслях и делах); 3) самость личности, рефлексия (самоопределение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, самообразование, самореализация). Приведена характеристика каждого из перечисленных компонентов. В соответствии с обозначенными компонентами впервые разработаны и научно обоснованы критерии сформированности у студентов специальных профессиональных компетенций (когнитивный, деятельностно-творческий, коммуникативный, рефлексивный). В статье дана характеристика каждому из обозначенных критериев и представлены показатели для проведения диагностической процедуры по определению уровня сформированности специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нежинская Т. А., Глазырина Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the Components, Indicators and Criteria for Diagnostics of the Maturity of Special Professional Competencies

The article presents the results of the scientific research performed by the author of the article on the development and approbation of a structural and functional model of developing the special professional competencies of Bachelor students specializing in the sphere of music and computer technologies. The article covers the importance of scientific and practical research of special professional competencies of Bachelor students in the dynamically developing industry of information and communication technologies of music and computer technologies. The author has analyzed the degree of scientific development of the special features of the application of the competence approach in developing the competencies of future specialists in the sphere of music education, culture and arts. For the first time there was described a complex of components characterizing in its integrity the necessary and sufficient list, scope and content of special professional competencies of Bachelor students in the sphere of music and computer activities: 1) experience (knowledge/ skills, proficiencies, algorithms of actions/communication); 2) personal qualities (motivation, values, attitudes, abilities, creativity, communication skills, mobility in thoughts and deeds); 3) personal selfhood, reflection (self-identity, self-analysis, self-control, self-evaluation, self-education, self-realization). The author presents the requirements for the procedure for developing practical tasks for the students. The criteria (the cognitive, activity-creative, communicative, reflexive ones) and indications for carrying out a diagnostic procedure to determine the level of maturity of special professional competencies of Bachelor students are characterized. The author has explored the specifics of developing special professional competencies of Bachelor students in the conditions of students’ practical training at higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Характеристика компонентов, показателей и критериев диагностики сформированности специальных профессиональных компетенций»

2. Interaktiv v sovremennom muzykal'no-khudozhestvennom obrazovanii [Interactive in contemporary music and art education: a collective monograph]. Ed. by E.Yu. Glazyrina. Ekaterinburg, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art Publ., 2014. 183 p. (In Russ.).

3. Nezhinskaya T.A. Osobennosti organizatsii uchebnoy praktiki studentov v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda [Features of the organization of students' educational practice in a competence-based approach]. Diskussiya: ezhemesyachnyy nauchnyy zhurnal [Discussion: Monthly scientific journal], 2014, no. 3 (44), pp. 99-103. (In Russ.).

4. Nezhinskaya T.A. Formirovanie spetsial'nykh professional'nykh kompetentsiy studentov-bakalavrov v oblasti muzykal'no-komp'yuternoy deyatel'nosti s pozitsii teorii i tekhnologii kontekstnogo obucheniya [Formation of special professional competencies of bachelor students in the field of music and computer activities from the position of theory and technology of contextual learning]. Pedagogika iskusstva: setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal [Pedagogy of art: online electronic scientific journal], 2014, no. 2. (In Russ.). Available at: http://www.art-education. ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2014/nezhinskaya (accessed 01.02.2018).

5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professiona'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr"), prilozhenie k Prikazu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 yanvarya 2011 № 46 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr") [Federal state educational standard of higher professional education in the field of preparation 050100.62 Pedagogical education (qualification (degree) "Bachelor"), annex to the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 17, 2011 № 46 "On approval and enactment of the Federal State Educational standard of higher professional education in the field ofpreparation 050100.62 Pedagogical education (qualification (degree) "bachelor")]. (In Russ.).

УДК: 378.011.33:[78.02:004]:378.146

ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Нежинская Татьяна Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения, Институт гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург, РФ). E-mail: [email protected]

Глазырина Елена Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор (г. Екатеринбург, РФ). E-mail: [email protected]

В статье представлены результаты научного исследования авторов статьи по разработке и апробации структурно-функциональной модели формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров, специализирующихся в области музыкально-компьютерных технологий. Раскрывается значимость научно-практического исследования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в динамично развивающейся сфере информационно-коммуникационных и, в частности, музыкально-компьютерных технологий. Впервые научно обоснован комплекс компонентов, характеризующий в своей интегративной целостности необходимый и достаточный перечень, объем и содержание специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности: 1) опыт (знаний/умений, владений, алгоритмов действий/ общения); 2) качества личности (мотивация, ценности, установки; способности, творческость; комму-

никабельность, мобильность в мыслях и делах); 3) самость личности, рефлексия (самоопределение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, самообразование, самореализация). Приведена характеристика каждого из перечисленных компонентов. В соответствии с обозначенными компонентами впервые разработаны и научно обоснованы критерии сформированности у студентов специальных профессиональных компетенций (когнитивный, деятельностно-творческий, коммуникативный, рефлексивный). В статье дана характеристика каждому из обозначенных критериев и представлены показатели для проведения диагностической процедуры по определению уровня сформированности специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: компонентный состав специальных профессиональных компетенций, музыкально-компьютерная деятельность, самость, диагностика.

CHARACTERISTICS OF THE COMPONENTS, INDICATORS AND CRITERIA FOR DIAGNOSTICS OF THE MATURITY OF SPECIAL PROFESSIONAL COMPETENCIES

Nezhinskaya Tatyana Albertovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor at Music Software Technologies, Cinema and Television Department, Institute of Humanitarian and Socio-economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Glazyrina Elena Yuryevna, Dr of Pedagogical sciences, Professor (Ekaterinburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article presents the results of the scientific research performed by the author of the article on the development and approbation of a structural and functional model of developing the special professional competencies of Bachelor students specializing in the sphere of music and computer technologies. The article covers the importance of scientific and practical research of special professional competencies of Bachelor students in the dynamically developing industry of information and communication technologies of music and computer technologies. The author has analyzed the degree of scientific development of the special features of the application of the competence approach in developing the competencies of future specialists in the sphere of music education, culture and arts. For the first time there was described a complex of components characterizing in its integrity the necessary and sufficient list, scope and content of special professional competencies of Bachelor students in the sphere of music and computer activities: 1) experience (knowledge/ skills, proficiencies, algorithms of actions/communication); 2) personal qualities (motivation, values, attitudes, abilities, creativity, communication skills, mobility in thoughts and deeds); 3) personal selfhood, reflection (self-identity, self-analysis, self-control, self-evaluation, self-education, self-realization). The author presents the requirements for the procedure for developing practical tasks for the students. The criteria (the cognitive, activity-creative, communicative, reflexive ones) and indications for carrying out a diagnostic procedure to determine the level of maturity of special professional competencies of Bachelor students are characterized.

The author has explored the specifics of developing special professional competencies of Bachelor students in the conditions of students' practical training at higher educational institutions.

Keywords: component composition of special professional competencies, music and computer activities, selfhood, diagnostics.

Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты законодательно закрепил реализацию компетентностного подхода в российской системе образования. Базис знаний,

умений и навыков предшествующей образовательной парадигмы дополнен в компетентност-ном подходе смыслообразующими свойствами и качествами личности, эмоционально-волевым и

мотивационным компонентами, стимулирующими, определяющими и результирующими профессиональный и социальный опыт обучающегося.

Среди всего комплекса компетенций, формируемых у студентов вуза в условиях образовательного процесса, необходимо особо выделить специальные профессиональные компетенции в связи с их конкретной целенаправленностью на специфику будущей профессиональной деятельности.

Особую актуальность в современных условиях представляют научно-практические исследования по разработке и обоснованию специальных профессиональных компетенций будущих специалистов творческих профессий по инновационным для отечественной системы образования направлениям подготовки в вузе, к которым относится, в том числе, подготовка кадров в области музыкально-компьютерных технологий.

Разработке проблемы формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий было посвящено исследование, проведенное авторами статьи на базе кафедры музыкально-компьютерных технологий ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». В ходе этого исследования была разработана структурно-функциональная модель формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий. Апробация этой модели осуществлялась в образовательном процессе вуза и, в особенности, в условиях учебной практики студентов [3; 4].

В результативно-оценочном блоке разработанной авторской модели обоснован комплекс компонентов, характеризующий в своей интегра-тивной целостности необходимый и достаточный перечень, объем и содержание специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности.

К основным компонентам специальных профессиональных компетенций студентов в области музыкально-компьютерной деятельности относятся: 1) опыт (знаний / умений, владений, действий / общения); 2) качества личности (моти-

вация, ценности, установки / способности, твор-ческость / коммуникабельность, мобильность в мыслях и делах); 3) самость, рефлексия личности (самоопределение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, самообразование, самореализация) [1].

Раскроем содержание каждого из компонентов:

1) опыт (знаний/умений, владений, алгоритмов действий/общения):

опыт знаний - музыкально-нотная терминология; музыкально-компьютерный понятийный и терминологический аппарат; особенности конфигурации мультимедийного компьютера; физическая природа звука, элементы архитектурной акустики; характеристики музыкального звука; физические элементы звукового комплекса; теоретические основы оцифровки звука; интерфейсы и алгоритмы работы с основными нотографиче-скими музыкально-компьютерными программами (Sibelius, Final и др.);

опыт умений, владений, алгоритмов действий - работа с мультимедийными средствами компьютера; оцифровка звука; набор музыкального текста в программах - нотных редакторах; работа в автоаранжировочных редакторах; сравнение функциональных возможностей однотипного музыкально-программного обеспечения (нотографического, аранжировочного, секвенсорного и др.); анализ различных приемов аранжировки музыкальных произведений на примере предложенных образцов; разработка и грамотное применение мультимедийного наглядно-дидактического материала; работа с MIDI и звуком; практический опыт работы со звуком в стандартных приложениях Windows; проведение учебно-исследовательской работы по актуальным проблемам информатизации многоуровневой системы музыкально-художественного образования;

опыт общения - открытость к диалогу и полилогу на профессиональные темы по основным вопросам информатизации общества; роли сетевых коммуникаций в социуме; электронным способам, средствам и методам работы с информацией; значению информационно-коммуникационных технологий в формировании новой инфраструктуры системы образования; специфике применения специального прикладного про-

граммного обеспечения для работы специалистов в области музыкально-художественного образования, учреждений культуры и искусства; способность и готовность осуществлять общение в конструктивном и профессиональном русле, извлекать профессионально и лично полезную информацию из общения с однокурсниками и коллективом базы практики; коммуникабельность и деловитость в межличностном общении с администрацией и работниками коллектива практики; корректность и профессионализм в общении с контингентом обучающихся;

2) качества личности (мотивация, ценности, установки; способности, творческость; коммуникабельность, мобильность в мыслях и делах):

мотивация, ценности, установки - мотивированное отношение к процессу обучения по избранной профессии; постижение и принятие общечеловеческих гуманистических ценностей и идеалов; приобщение к профессионально и общественно значимым установкам, их личностная ин-териоризация; проявление самостоятельной инициативы в обращениях за консультациями в период практики (к профессорско-преподавательскому составу кафедры и отделения, работникам базы практики) для решения возникших профессиональных вопросов или трудностей;

способности, творческость - сознательное приложение усилий и труда по развитию специальных способностей (в области музыкальной, компьютерной и других видов конкретной профессиональной деятельности); потребность и желание в нестандартном и оригинальном выполнении поручения, задания, выражения личностной и профессиональной индивидуальности; инициация инноваций в профессиональном виде деятельности;

коммуникабельность, мобильность - соблюдение этики в межличностных отношениях, корректное поведение в коллективе; способность к диалогу и сотрудничеству и заинтересованное отношение к конструктивному общению на основе профессиональных интересов; своевременная и грамотная реакция собственных мыслей, действий и поступков на изменяющиеся ситуации и условия труда и/или общения;

3) самость личности, рефлексия (самоопределение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, самообразование, самореализация): самость личности (подлинность, однолич-ность) - центральный архетип (изначальный образ) личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека [5]; организационное единство, способствующее формированию психических структур, осуществляющих разнообразные функции (адаптивные, защитные, когнитивные и др.) и предопределяющие мышление и поведение человека - по Х. Кохуту) - путь развивающегося и формирующегося личностного и профессионального самоопределения в избранном виде деятельности; формирование целостности образа будущей профессии; объединение сознательной и бессознательной областей психики в творческом процессе самовыражения; самобытность и своеобразие творческих проявлений в профессии, общении, творении; процесс индивидуализации, становления личности студента через осознание и преодоление внутриличност-ных противоречий; приближение в собственном мышлении, труде и поведении к идеальному образу профессионала, специалиста, стиля работы, общения, поведения и т. д.;

рефлексия - способность и потребность в самоанализе и рефлексии процесса и результатов своей работы, общения в коллективе и личностного роста; целенаправленная работа по выработке навыков самоконтроля и самооценки в различных профессиональных и межличностных ситуациях; потребность к самообразованию в сфере информационно-коммуникационных технологий и прикладного музыкально-компьютерного программного обеспечения; потребность в самореализации как источнике и стимуле творческого характера трудовой деятельности и стиля взаимоотношений в коллективе [2].

В соответствии с обозначенными компонентами специальных профессиональных компетенций и диагностирования их сформированности у студентов-бакалавров разработаны следующие критерии: когнитивный, деятельностно-творче-ский, коммуникативный, рефлексивный. Ниже приводится характеристика каждого из них: 1) когнитивный критерий характеризует: • направленность, мобильность, стиль мышления студентов, склад их ментальности и интел-

лектуальных процессов в контексте избранной профессии;

• специфику индивидуально-личностных процессов познания, учения и обучения, воспитания и развития;

• опыт знаний в области теории и истории музыки, способность к истолкованию и интерпретации феноменов культуры и искусства, явлений и фактов музыкально-педагогической действительности;

• знание понятийно-терминологического аппарата в сфере информационных и музыкально-компьютерных технологий; основных этапов работы по оцифровке звукового материала; интерфейс и функции музыкально-компьютерных программ;

• готовность и способность к получению, переработке и хранению информации из разнообразных типов источников (в том числе в самостоятельной работе) - текстовых (печатных, электронных, художественных и т. д.) и внетекстовых (вербальных, визуальных, аудиальных, шумовых и др.);

2) деятельностно-творческий критерий характеризует:

• владение приемами и навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями и специальным программным компьютерным обеспечением для выполнения конкретных заданий и видов работ в области музыкально-компьютерной деятельности;

• инициативность и самостоятельность в использовании возможностей и условий трудовой деятельности для личностного и профессионального роста;

• способность к использованию технических средств и ресурсов для участия и/или организации научно-образовательных и художественно-творческих мероприятий профессиональной направленности в режимах on-line, of-line, дистантно и т. д.;

• опору на специальные способности (музыкальные, художественные и т. д.) при выполнении профессиональных видов работ и заданий, создании творческих продуктов, участие в креативных проектах.

В области музыкально-компьютерной деятельности большое значение имеют специальные музыкальные способности студентов, от степени

и уровня развитости которых во многом зависит продуктивность и качество созданного ими творческого продукта. В опоре на специальные музыкальные способности и с помощью навыков слухового анализа студенты определяют направления, стили и жанры музыки, музыкальные произведения и отдельные интервалы, гармонические последовательности аккордов и виды фактурного изложения музыкального материала, тембры музыкальных инструментов и составы исполнительских коллективов. Все это играет важную роль в овладении ими специальными видами музыкально-компьютерной деятельности, такими как: создание музыкальных композиций, аранжировок, обработок, переложений, фонограмм и др.;

3) мотивационно-коммуникативный критерий характеризует:

• потребность и способность к установлению позитивного и конструктивного сотрудничества и взаимодействия между участниками образовательного процесса, коллективного проекта, трудового коллектива;

• использование всех форм, способов и возможностей общения и межличностного взаимодействия для ознакомления, изучения и анализа контекста будущей профессии;

4) рефлексивный критерий характеризует:

• самоконтроль знаний, умений, владений, способностей и готовности к выполнению заданий и работ;

• самоанализ и адекватную самооценку поведения, профессионального и межличностного общения в коллективе, умений и навыков ведения диалога с коллегами; профессионального роста; соответствия объема и уровня приобретенных специальных профессиональных компетенций -квалификационным требованиям и должностным обязанностям работника;

• инициативность в использовании возможностей для личностного и профессионального самоопределения, самоанализа, самоконтроля, самооценки, самообразования и самореализации.

В нижеприведенной таблице представлены критерии и показатели для диагностирования уровня сформированности специальных профессиональных компетенций у студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности.

Таблица 1

Критерии и показатели СПК студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности

Критерии Показатели

Когнитивный направленность, мобильность, стиль мышления студентов, склад их ментальности и интеллектуальных процессов в контексте избранной профессии; специфика индивидуально-личностных процессов познания, учения и обучения, воспитания и развития; опыт знаний в области теории и истории музыки, способность к истолкованию и интерпретации явлений и фактов музыкально-педагогической действительности, феноменов культуры и искусства; готовность и способность к получению, переработке и хранению информации из разнообразных типов источников

Деятельно стно-творческий владение технологиями работы с информационно-коммуникационными технологиями и специальным программным компьютерным обеспечением для выполнения конкретных заданий и видов работ в области музыкально-компьютерной деятельности; инициативность и самостоятельность в использовании возможностей и условий для личностного и профессионального роста; способность к использованию технических средств и ресурсов для организации и проведения научно-образовательных и художественно-творческих мероприятий профессиональной направленности в режимах on-line, of-line, дистантно и т. д.

Мотивационно-коммуникативный способность к установлению сотрудничества и взаимодействия между участниками образовательного процесса, коллективного проекта, трудового коллектива; использование всех форм, типов, способов и возможностей общения и межличностного взаимодействия для ознакомления, изучения и анализа контекста будущей профессии

Рефлексивный самоконтроль знаний, умений, владений, способностей и готовности к выполнению заданий и работ; самоанализ и адекватная самооценка поведения, профессионального и межличностного общения в коллективе, умений и навыков ведения диалога с коллегами; профессионального роста; соответствия объема и уровня приобретенных специальных профессиональных компетенций - квалификационным требованиям и должностным обязанностям; инициативность в использовании возможностей для личностного и профессионального самоопределения, самоанализа, самоконтроля, самооценки, самообразования и самореализации

Представленный комплекс компонентов специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности, а также показатели для определения уровня их сформированности научно обоснованы впервые. И значимость их в сфере музыкально-компьютерной деятельности студентов вузов трудно переоценить. На их базе также возможно дальнейшее развитие научных исследований и разработок моделей специаль-

ных профессиональных компетенций будущих специалистов художественно-творческих профессий в сфере образования, культуры и искусства, так как в трудовой деятельности этих специалистов креативное начало является определяющим для формирования специальных профессиональных компетенций на любом уровне мастерства: музыкантов, педагогов, художников, хореографов, руководителей творческих коллективов и др.

Литература

1. Глазырина Е. Ю., Нежинская Т. А. Музыкально-компьютерные технологии в вузе: моногр. - М.: Ин-т художеств. образования и культурологии Рос. акад. образования, 2015. - 302 с.

2. Интерактив в современном музыкально-художественном образовании: кол. моногр. / под ред. Е. Ю. Глазы-риной. - Екатеринбург: Екатеринбург. акад. соврем. искусства, 2014. - 183 с.

3. Нежинская Т. А. Особенности организации учебной практики студентов в условиях компетентностного подхода // Дискуссия: ежемесяч. науч. журн. - 2014. - № 3 (44). - С. 99-103.

4. Нежинская Т. А., Глазырина Е. Ю. Функции учебной практики в формировании специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электрон. науч. журн. - 2014. - № 2. - URL: http://www.art-education.ru/ AE-magazine/archive/nomer-2-2014/nezhinskaya_glazyrinpdfa.

5. Самость [Электронный ресурс]. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/samost.

References

1. Glazyrina E.Yu., Nezhinskaya T.A. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v vuze [Musical and computer technology in university]. Moscow, Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education Publ., 2015. 302 p. (In Russ.).

2. Interaktiv v sovremennom muzykal'no-khudozhestvennom obrazovanii [Interactive in contemporary music and art education: a collective monograph]. Ed. by E.Yu. Glazyrina. Ekaterinburg, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art Publ., 2014. 183 p. (In Russ.).

3. Nezhinskaya T.A. Osobennosti organizatsii uchebnoy praktiki studentov v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda [Features of the organization of students' educational practice in a competence-based approach]. Diskussiya: ezhemesyachnyy nauchnyy zhurnal [Discussion: Monthly scientific journal], 2014, no. 3 (44), pp, 99-103. (In Russ.).

4. Nezhinskaya T.A., Glazyrina E.Yu. Funktsii uchebnoy praktiki v formirovanii spetsial'nykh professional'nykh kompetentsiy studentov-bakalavrov v oblasti muzykal'no-komp'yuternoy deyatel'nosti [Functions of educational practice in the formation of special professional competencies of bachelor students in the field of music and computer activities]. Pedagogika iskusstva: setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal [Pedagogy of art: a network electronic scientific journal], 2014, no. 2. (In Russ.). Available at: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/ nomer-2-2014/nezhinskaya_glazyrinpdfa (accessed 01.02.2018).

5. Samost'[Selfhood]. (In Russ.). Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/samost (accessed 01.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.