Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1526
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ / ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ / ИНТОНАЦИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / PLAY-DRAMATIZATION / INTONATION EXPRESSIVENESS OF SPEECH / INTONATION / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаручик Галина Николаевна

В статье рассматривается проблема развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании результатов эмпирического исследования автор дает сравнительную характеристику умениям дошкольников с общим недоразвитием речи и нормативным речевым развитием регулировать темп и ритм речи, высоту и силу голоса, выделять ударный слог, пользоваться логическим ударением, сформированности интонационных средств речи. С учетом выявленных проблем автором предложена программа развития интонационной выразительности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр-драматизаций. Программа включает литературные произведения, доступные для драматизации воспитанниками с речевым недоразвитием; задачи, которые можно решать в ходе драматизации каждого произведения и методику работы с детьми. Описаны педагогические условия использования игр-драматизации в коррекции интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаручик Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INTONATIONAL EXPRESSIVENESS OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article deals with the problem of developing the intonation side of speech in older preschool children with general speech underdevelopment. Based on the results of an empirical study, the author gives a comparative characteristic of the abilities of preschool children with General speech underdevelopment and normative speech development to regulate the pace and rhythm of speech, the height and strength of the voice, allocate a stressed syllable, use logical stress, the formation of intonation means of speech. Taking into account the identified problems, the author proposes a program for the development of intonation expressiveness in older preschoolers with general speech underdevelopment in the process of games-dramatizations. The program includes literary works available for dramatization by pupils with speech disabilities, tasks that can be solved during the dramatization of each work, and methods of working with children. The article describes the pedagogical conditions for using dramatization games in correcting intonation expressiveness in preschool children with general speech underdevelopment.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ»

3. Открытый город. - Текст. Изображение : электронные // Вконтакте : соц. сеть. - URL: https://vk.com/otkrutiyugorod (дата обращения: 10.08.2020).

4. Чернявская, А.П. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии : учеб. пособие / А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова ; под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. - 2-е изд., испр. и доп. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2016. - 311 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. #Drugoj Danilov. Vkontakte: soc. set' [Vkontakte]. URL: https://vk.com/drugoydanilov (Accessed 10.08.2020).

2. O proekte Kul'turnaja mozaika malyh gorodov i sel [About the project Cultural mosaic of small towns and villages]. URL: http://cultmosaic.ru (Accessed 12.08.2020).

3. Otkrytyj gorod [Public city]. Vkontakte: soc. set' [Vkontakte]. URL: https://vk.com/otkrutiyugorod (Accessed 10.08.2020).

4. Chernjavskaja A.P., Bajborodova L.V., Harisova I.G. Tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti. Chast' I. Obra-zovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie [Technologies of pedagogical activity. Part I. Educational technologies]. In A.P. Cher-njavskoj (eds.). Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2016. 311 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю.А. Иванова, магистрант кафедры педагогических технологий, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет», г. Ярославль, Россия, e-mail: iwanowa.ylia.21@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9858-9092. СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ:

В.В. Белкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий, декан факультета социального управления, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет», г. Ярославль, Россия, e-mail: verabelkina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9931-8144.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Yu.A. Ivanova, Master's student of the Department of Pedagogical Technologies, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia, e-mail: iwanowa.ylia.21@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9858-9092.

INFORMATION ABOUT THE SCIENTIFIC MANAGER:

V.V. Belkina, Associate Professor of the Department of Pedagogical Technologies, Dean of the Faculty of Social Management, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia, e-mail: verabelki-na@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9931-8144.

УДК 376

Галина Николаевна Казаручик

г. Брест, Республика Беларусь

Развитие интонационной выразительности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: проблемы и способы решения

В статье рассматривается проблема развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании результатов эмпирического исследования автор дает сравнительную характеристику умениям дошкольников с общим недоразвитием речи и нормативным речевым развитием регулировать темп и ритм речи, высоту и силу голоса, выделять ударный слог, пользоваться логическим ударением, сформированности интонационных средств речи. С учетом выявленных проблем автором предложена программа развития интонационной выразительности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр-драматизаций. Программа включает литературные произведения, доступные для драматизации воспитанниками с речевым недоразвитием; задачи, которые можно решать в ходе драматизации каждого произведения и методику работы с детьми. Описаны педагогические условия использования игр-драматизации в коррекции интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, игра-драматизация, интонационная выразительность речи, интонация, общее недоразвитие речи.

Galina Nikolaevna Kazaruchik

Brest, Republic of Belarus

The development of intonational expressiveness of the senior preschool children with general speech underdevelopment: problems and solutions

The article deals with the problem of developing the intonation side of speech in older preschool children with general speech underdevelopment. Based on the results of an empirical study, the author gives a comparative characteristic of the abilities of preschool children with General speech underdevelopment and normative speech development to regulate the pace and rhythm of speech, the height and strength of the voice, allocate a stressed syllable, use logical stress, the formation of intonation means of speech. Taking into account the identified problems, the author proposes a program for the develop-

ment of intonation expressiveness in older preschoolers with general speech underdevelopment in the process of games-dramatizations. The program includes literary works available for dramatization by pupils with speech disabilities, tasks that can be solved during the dramatization of each work, and methods of working with children. The article describes the pedagogical conditions for using dramatization games in correcting intonation expressiveness in preschool children with general speech underdevelopment.

Keywords: children of senior preschool age, play-dramatization, intonation expressiveness of speech, intonation, general underdevelopment of speech.

Введение

Речь как языковое явление - это прежде всего средство коммуникации, в которой важную роль играет интонация. Именно интонация является главнейшим средством передачи точного смысла речевого высказывания. Она помогает нам наиболее точно понять собеседника. Чтобы точно выразить смысл высказывания, необходимо верно воспользоваться средствами интонационной выразительности [1].

При нормативном речевом развитии интонационной выразительностью дети в основном овладевают к пяти годам. К этому возрасту дошкольники обычно умеют изменять силу голоса (говорить тихо-громко) и темп речи (говорить быстро-медленно). К старшему дошкольному возрасту дети сознательно выражают свои эмоции при чтении, могут передавать удивление, радость, грусть. В возрасте 6 лет дети в основном пользуются умеренной громкостью голоса, но могут изменять громкость своей речи с учетом характера высказывания. При чтении и пересказе стихотворений ребенок уже может произвольно передать не только смысл текста, но и чувства героя, отношение автора к нему. Дети старшего дошкольного возраста при разговоре также могут сознательно применять различные виды интонации (повествовательную, вопросительную и восклицательную), чтобы лучше довести до собеседника свои мысли и чувства.

Однако это умение все еще несовершенно. О.С. Ушакова говорит о том, что у детей умение передавать свое эмоциональное отношение к предметам или явлениям развито на все еще недостаточном уровне [4]. Даже у детей 6-7 лет с нормативно развивающейся речью часто фонематический слух недостаточно сформирован, что отражается в звучании речи: тихое произношение, чрезмерная быстрота или замедленность речи, монотонность, невыразительность [7].

Однако у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) к этому возрасту даже это все еще несовершенное умение применять интонационную выразительность не формируется. Л.А. Копачевская в своей работе упоминала, что речь таких у детей довольно-таки монотонна, невыразительна [5]. У них существуют трудности с интонационным оформлением речевых высказываний. О.Е. Грибова выявила следующие особенности интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями: нечеткое восприятие и воспроизведение мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических структур, неправильное употребление сло-

весного ударения, ограниченные возможности голоса, убыстрение или замедление темпо-ритмической организации речи [3].

В случае нарушения интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста могут возникнуть трудности в коммуникативной деятельности, снижение эффективности речевого общения, что в дальнейшем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.

Все вышесказанное и определило цель нашего исследования: изучить проблемы развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и определить способы их решения.

Результаты работы представляют теоретический и практический интерес, так как на данный момент не проводилось масштабное изучение восприятия и воспроизведения всей интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, сравнение с нормативным развитием. До настоящего времени проводились лишь единичные исследования интонационной стороны речи у детей с ОНР (Н.Г. Василевская, Н.С. Жукова, А.Н. Корнев, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).

Исследовательская часть

Исследование проводилось в государственных учреждениях образования «Ясли-сад № 20 г. Бреста» и «Ясли-сад № 30 г. Бреста». В нем приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста с ОНР и 40 - с нормативным речевым развитием. Для изучения интонационной выразительности речи у воспитанников использовалась методика О.И. Лазаренко [6].

Анализ результатов эмпирического исследования позволил установить, что у детей с ОНР и нормативным речевым развитием разные степени сформированности интонационной выразительности речи.

Исследование показало, что у 35 % воспитанников с ОНР отмечен высокий уровень умения изменять высоту голоса. 20 % детей выполнили задание после подсказки. Еще 25 % воспитанников смогли выполнить задание сопряженно с педагогом. 25 % респондентов с ОНР не дифференцировали понятия громкость и высота голоса и с трудом справились с заданием после указания на ошибку и показа примера. В то же время данное задание не вызвало особых трудностей у детей с нормативным речевым развитием. 17 %ребят изменили высоту голоса лишь после показа примера педагогом. Остальные дети справились на высоком уровне без какой-либо посторонней помощи.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (47) 2020_2542-0291

Выполнение старшими дошкольниками задания по умению изменять силу голоса позволило выделить следующие особенности воспитанников с ОНР. 45 % детей не испытывали затруднений с изменением силы голоса и сразу выполнили задание. 35 % воспитанников с некоторыми трудностями (довольно неуверенно) воспроизводили изменение силы голоса после показа. Они продолжали только после поддерживающего кивка, показывающего правильность выполнения ими задания. 20 % воспитанников испытывали значительные трудности даже после оказания помощи и не владели умением управлять силой голоса, не смогли воспроизвести шепотную речь. Все дети с нормативным речевым развитием (100 %) легко изменяли высоту голоса. Дополнительная помощь не потребовалась.

Анализ выполнения старшими дошкольниками с ОНР задания на изучение сформированности умения регулировать темп речи показал следующие результаты. Все дети (100 %) без труда справились с первой частью задания (счет от 1 до 5 с различной скоростью), но вторая часть задания (воспроизведение отработанного ряда слов) все же выявила некоторые трудности. 70 % воспитанников справились со второй частью самостоятельно на высоком уровне. Эти воспитанники легко изменяли темп речи в отработанном ряду слов, не испытывали трудностей в определении нужного темпа в стихотворном тексте. 10 % дошкольников не смогли воспроизвести быстрый темп стихотворения, несмотря на то, что при чтении его педагогом верно определили нужный темп. 5 % детей дали неверные ответы на вопрос от том, каким темпом следует читать стихотворение, но при воспроизведении придерживались нужного (быстрого) темпа. 5 % воспитанников не справились с заданием, дали противоположные ответы на вопрос о темпе, которым следует читать стихотворение и соответственно этому воспроизвели его. 10 % детей не смогли воспроизвести темп стихотворения. 94% детей с нормативным речевым развитием показали высокий уровень сформированности умения изменять темп речи. 6 % выполнили задание по образцу.

Исследование показало, что все дети с ОНР (100 %) смогли узнать ритмоинтонационный рисунок фразы, и 90 % ребят узнали ритмоинтонацион-ный рисунок стихотворений. 10 % воспитанников отказались дать ответ на вопрос по узнаванию ритмического рисунка фраз и стихотворений. Но в тоже время все дети с ОНР (100 %) выполнили задание, в котором требовалось завершить стихотворение с помощью подходящих слов. Высокий уровень сформированности умения определять ритм речи показали 89 % детей с нормативным речевым развитием. 11% дошкольников не смогли узнать ритмо-интонационный рисунок стихотворных текстов.

Значительные трудности у детей с ОНР вызвало задание на выделение ударного слога в слове. Так, только 10 % детей этой группы справились

с заданием без особых проблем, выделяли ударный слог, подбирали слова к схемам. 45 % воспитанников допускали ошибки, особенно в трехслоговых словах отхлопывали слова после нескольких попыток, затруднялись в выполнении графических изображений. 30 % респондентов находили ударный слог с помощью подсказки, не могли подбирать слова к схеме. 15 % испытуемых вообще не смогли выполнить задание.

У детей с нормативным речевым развитием также возникли сложности с выполнением данного задания. Только 62 % дошкольника справились с заданием правильно. 33 % воспитанников смогли найти требуемый ударный слог с помощью подсказки педагога, однако не могли подбирать слова к схеме. 5 % детей категорически отказались выполнять задание.

Ни один ребенок с ОНР не справился с заданием по использованию логического ударения без подсказок. 40 %детей выполнили данное задание с дополнительной помощью педагога. Остальные дети (60 % воспитанников) с легкостью понимали смысл читаемого им текста, но, несмотря на это, им не удалось выделить голосом нужное слово даже после нескольких подсказок педагога. У детей с нормативным речевым развитием это задание трудностей не вызвало.

Все дети (как с ОНР, так и с нормативным речевым развитием) легко определили интонацию в стихотворении после прочтения. Однако с воспроизведением нужной интонации у воспитанников с ОНР возникли значительные трудности. Лишь 15 % детей справились с обеими частями задания (по произношению фраз с разной интонацией и воспроизведению нужной интонации в стихотворениях) самостоятельно. Также 15 % ребят смогли выполнить самостоятельно только вторую часть задания. 45 % детей с ОНР с некоторыми трудностями смогли повторить нужную интонацию вслед за педагогом. 35 % воспитанников с ОНР не воспроизвели нужную интонацию в стихотворении вообще.

У большинства детей с ОНР возникли значительные трудности с воспроизведением фразы с вопросительной интонацией. Самостоятельно использовали вопросительную интонацию после первоначальной инструкции только 15 % воспитанников. 35 % детей смогли воспроизвести ее после нескольких подсказок. 45 % респондентов с ОНР не смогли принять помощь и не использовали вопросительную интонацию.

Совсем иная картина наблюдалась среди детей с нормативным речевым развитием. Лишь 11 % дошкольников затруднялись в ответах на первую часть задания по произношению фраз и смогли выполнить задание лишь с поддержкой педагога. 89 % воспитанников справились на высоком уровне, какая-либо помощь педагога не потребовалась. Эти респонденты без малейших затруднений определяли повествовательную, восклицательную, вопроси-

тельную интонации, использовали эмоциональную окраску при чтении стихов. Также после окончания данного задания они изъявляли желание выполнить еще одно задание, подобное предыдущему.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что существуют довольно существенные различия между воспитанниками с ОНР и нормативным речевым развитием в степени сформированности интонационной стороны речи. Наиболее несформированным компонентом интонационной стороны речи у воспитанников с ОНР является высота голоса, а наиболее приближенным к норме - темп речи.

Исходя из исследования, можно сделать вывод, что воспитанники обеих групп нуждаются в обучении по формированию интонационной выразительности речи. Однако в силу того, что у детей с ОНР интонационная выразительность речи развита хуже, им нужно уделять больше внимания и подбирать более эффективные способы проведения данной работы.

Нами была разработана и апробирована программа развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе игр-драматизаций. Выбор этого средства объясняется тем, что игра-драматизация помогает ребенку почувствовать себя более свободно и дает мотивацию для того, чтобы пытаться пользоваться интонационно правильной, выразительной речью. Разработанная программа рассчитана на учебный год и предполагает решение в единстве образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Программу составили 19 произведений, рекомендованных программой воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи для специальных дошкольных учреждений [2]. По каждому произведению разработано содержание и методика работы. Приведем пример работы над игрой-драматизацией по русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масляный».

Содержание работы: развивать интерес к устному народному творчеству; формировать навык выразительно исполнять взятую на себя роль с помощью выразительных средств (мимики, жестов); обогащать словарный запас; развивать интонационную выразительность речи, умение вести диалог; продолжать формировать умение изменять высоту голоса; продолжать формировать умение пользоваться всеми типами интонации.

Методика работы: 1) знакомство с текстом произведения; 2) объяснение значения непонятных слов, разбор труднопроизносимых слов; 3) показ сценических образов; 4) распределение ролей; 5) чтение сказки по ролям; 6) работа над мимикой, пантомимикой, интонационно выразительной речью; 7) показ спектакля перед другой группой детей.

Работая с детьми над игрой-драматизацией, мы не преследовали цель обучать их актерскому мастерству. Важно было создать на занятиях нена-

пряженную, радостную обстановку, которая располагала бы дошкольников к творческой игре и свободной выразительной речи.

Дети положительно относились к игре-драматизации, так как ранее они ставили праздничные спектакли, и данная деятельность порождала радостные воспоминания даже у самых замкнутых воспитанников. У дошкольников прослеживалась самостоятельность в реализации своих творческих замыслов. Наиболее успешно справлялись с играми-драматизациями уверенные в себе ребята с более высоким уровнем интонационной выразительности речи. Однако мы увидели существенные улучшения в динамике воспитанников, показавших низкий результат в процессе диагностики.

Дети получали очевидное удовольствие, когда им надо было выразить яркие эмоции своего персонажа: ссора двух медвежат (сказка «Два жадных медвежонка»), испуг Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа (сказка «Три поросенка»), стыд двух мышат (сказка «Колосок»). В ходе упражнения «Чей голос?» дети с удовольствием угадывали персонажа, ориентируясь по высоте, силе голоса, темпу и тембру речи.

В процессе игры-драматизации «Колосок» воспитанники с ОНР, сыгравшие мышат, освоили ранее не удающуюся им шепотную речь. Настоящий прорыв в умении использовать низкий голос случился в процессе постановки драматизации «Три медведя». Дети, ранее не дифференцировавшие понятия «громкость» и «высота» голоса успешно справились с ролью папы-медведя и маленького Мишутки, использовав на показе постановки соответственно низкий и высокий голоса.

Просмотр мультфильмов по сюжетам некоторых сказок способствовал тому, что дошкольники естественным образом перенимали их мимику, интонацию и их персонажи становились весьма схожи с мультипликационными.

В ходе работы над играми-драматизациями коллектив сплотился. Ребята следили за игрой, переживали за своих сверстников в ходе игры. Часто более подготовленные в плане речевого развития дети пытались подсказать реплики. Также они изъявляли желание «показать, как надо правильно сказать».

Проведенное обследование интонационной выразительности речи после реализации программы показало существенную динамику среди воспитанников с ОНР. Уровня детей с нормативным развитием дошкольники с ОНР не достигли, но значительно приблизились к ним. Улучшения, полученные в ходе обучения воспитанников, демонстрировались во время проведения спектаклей, праздников и оценивались родителями, сверстниками и другими педагогами.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Прогноз в развитии интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (47) 2020_2542-0291

возраста весьма благоприятный при условии проведения своевременной и систематической кор-рекционно-развивающей работы.

2. Эффективным средством развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР является игра-драматизация. Данный вид игры обеспечит решение задачи по развитию интонационной выразительности у воспитанников с ОНР при соблюдении следующих условий:

- индивидуальный подход для участия в драматизации к каждому воспитаннику с учетом состояния его интонационной стороны речи;

- тщательный подбор произведений для игры-драматизации (интересный для детей сюжет, кото-

рый вызовет желание инсценировать; наличие разнообразных диалогов между персонажами, простых и небольших реплик с ярко выраженной потребностью в использовании средств интонационной выразительности для их драматизации);

- удовлетворение потребности дошкольников в общении, обеспечение положительных эмоций за счет интересной и разнообразной деятельности, исключающей потерю внимания и скуку в процессе подготовки к драматизации и самой игры;

- отсутствие резкой критики и постоянного указания на недостатки речи детей;

- создание ситуации успеха для обретения каждым ребенком уверенности в себе, своих силах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богданова, Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий : учеб. пособие / Л.И. Богданова. - Москва : Флинта, 2016. - 248 с. - Текст : непосредственный.

2. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : прогр. для спец. дошк. учреждений / авт.-сост. : Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. - Минск : НИО, 2007. - 280 с. - Текст : непосредственный.

3. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О.Е. Грибова. - Москв а: Айрис-пресс, 2005. - 96 с. - Текст : непосредственный.

4. Диагностика речевого развития дошкольников : науч.-метод. пособие / под ред. О.С. Ушаковой. - Москва : АО Совер, 1997. - 146 с. - Текст : непосредственный.

5. Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Л.А. Копачевская ; МПГУ. - Москва, 2000. - 17 с. - Текст : непосредственный.

6. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей : учеб. пособие / О.И. Лазаренко - Москва : ТЦ Сфера, 2009. - 64 с. - URL: https://nsportal.ru/user/664283/page/diagnostika-vyrazitelnosti-rechi (дата обращения: 19.08.2019). - Текст : электронный.

7. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников : пособие для педагогов дошк. учреждений / А.И. Максаков. - 2-е изд. - Москва : Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Bogdanova L.I. Stilistika russkogo jazyka i kul'tura rechi. Leksikologija dlja rechevyh dejstvij: ucheb. posobie [Stylistics of the Russian language and culture of speech. Lexicology for speech actions]. Moscow: Flinta, 2016. 248 c.

2. Kisljakova Ju.N., Moroz L.N. Vospitanie i obuchenie detej s tjazhelymi narushenijami rechi: progr. dlja spec. doshk. uchrezhdenij [Education and training of children with severe speech disorders]. Minsk: NIO, 2007. 280 p.

3. Gribova O.E. Tehnologija organizacii logopedicheskogo obsledovanija: metod. posobie [Technology for organizing speech therapy examination]. - Moscow: Ajris-press, 2005. 96 p.

4. Ushakova O.S. (ed.) Diagnostika rechevogo razvitija doshkol'nikov: nauch.-metod. posobie [Diagnostics of speech development of preschoolers]. Moscow: AO Sover, 1997. 146 p.

5. Kopachevskaja L.A. Formirovanie intonacionnoj vyrazitel'nosti u detej s rechevymi narushenijami. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Formation of intonation expressiveness in children with speech disorders.. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2000. 17 p.

6. Lazarenko, O.I. Diagnostika i korrekcija vyrazitel'nosti rechi detej: ucheb. posobie [Diagnostics and correction of children's speech expressiveness]. Moscow: TC Sfera, 2009. 64 p. URL: https://nsportal.ru/user/664283/page/diagnostika-vyrazitelnosti-rechi (data obrashhenija: 19.08.2019).

7. Maksakov A.I. Vospitanie zvukovoj kul'tury rechi u doshkol'nikov: posobie dlja pedagogov doshk. uchrezhdenij [Education of sound culture of speech among preschoolers]. Moscow: Mozaika-Sintez, 2005. 64 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Г.Н. Казаручик, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальных педагогических дисциплин, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь, e-mail: kazaruchyk@tut.by, ORCID: 0000-0002-8299-7793.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

G.N. Kazaruchik, Ph. D. in Pedagogics Sciences, Department Chair of Special Pedagogical Disciplines, Brest State University named after A.S. Pushkin, Brest, the Republic of Belarus, e-mail: kazaruchyk@tut.by, ORCID: 0000-0002-8299-7793.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.