Рекомендацией, не связанной с обучением иностранному языку, является организация повышения квалификации преподавателя-предметника по вопросам смыслообразующих конструктов здорового образа жизни и формирования жизнестойкости.
Представленная работа вносит вклад в развитие научного знания о природе адаптационных ресурсов личности, формировании жизнестойкости у студентов вуза, и заявляет о возможности формировании языковой картины мира здорового человека через гуманитарные и социальные дисциплины.
Литература:
1. Ванакова Г.В. Осмысление студентами понятия «жизнестойкость» Вестник Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. 2009. № 1 (2). С. 45-52
2. Габбасова А.Р., Фаткуллина Ф.Г. Языковая картина мира: основные признаки, типология и функции // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9954 (дата обращения: 28.06.2019)
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. / Ю.Н. Караулов - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
5. Климов, А.А. Жизнестойкость и ее взаимосвязь с личностными ценностями студентов. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. № 2. 14-23.
6. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М: Наука, 1988. - С. 9-47.
7. Стецишин, Р.И. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. № 7. 189-190.
8. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: (Подготовка переводчиков): автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02; 10.02.19 / Воен. ин-т.- Москва, 1990. - 36 с.
9. Чернякевич Е.Ю., Ахматова С.Х. Оптимизм и жизнестойкость в учебной деятельности студента. Вестник современных исследований. 2018. № 4.2 (19). С. 141-143.
10. Югова, Е.А. Рациональная организация учебного процесса как условие формирования здорового образа жизни студентов. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 6. 168 - 176.
11. Языковая_личность. http://communication_psychology.academic.ru/ 1099/ (дата обращения: 28.06.2019)
12. Evald F. Zeer, Elena A. Yugova , Natalia P. Karpova & Olga V. Trubetskaya. Psychological Predictors of Human Hardiness Formation. International journal of environmental & Science education. 2016. Volume 11. pp. 7035-7044
13. Humboldt V. Gesammelte Werke. Berlin. 1848. Bd. 6.
Педагогика
УДК 372.881.1
магистрант Ющенко Юлия Густавовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
АНАЛИЗ ИНТОНАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье проведен анализ интонационных характеристик речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изучены основные подходы к определению структурных составляющих интонационной стороны речи. На основе анализа теоретических источников раскрыты особенности нарушений интонационных характеристик речи, представлены результаты исследования уровня сформированности интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: интонация, интонационные характеристики, просодические компоненты, темп речи, тембр, логическое ударение, мелодика, ритм, общее недоразвитие речи.
Annotation. The article analyzes the intonation characteristics of speech in preschool children with a general underdevelopment of speech. The main approaches to determining the structural components of the intonation aspect of speech are studied. Based on the analysis of theoretical sources, the features of violations of the intonation characteristics of speech are revealed, the results of a study of the level of formation of the intonation aspect of speech in preschoolers with a general speech underdevelopment are presented.
Keywords: intonation, intonation characteristics, prosodic components, rate of speech, timbre, logical stress, melody, rhythm, general underdevelopment of speech.
Введение. Интонационная сторона речи является основным фонетическим средством оформления речевого высказывания. По мнению И.В. Чепуриной, интонация является «важнейшей составляющей звучащей устной речи, способом оформления любого слова либо сочетания слов в предложении, способом уточнения его экспрессивно-эмоциональных оттенков и коммуникативной сущности». Интонация - это одно из средств выражения субъектом речевой деятельности своих эмоций. Естественно, что при недоразвитии интонационной стороны речи коммуникативное взаимодействие осложнено, не приводит к ожидаемому результату, что может спровоцировать возникновение ситуаций, при которых общение не складывается либо полностью прерывается [6].
Интонация играет одну из важнейших ролей в реализации коммуникативной функции речи, именно с ее помощью человек может не только передать свое эмоциональное настроение, богатство и разнообразие информации, но и воспринимать эмоциональные оттенки речи других людей и, на основе этого восприятия, реагировать соответствующим образом. Н.Д. Светозарова к функциям интонации относит: передачу эмоционального смысла высказывания и его оттенков; отображение уровня связи между фоноабзацами,
фразами и синтагмами; формирование и деление речевого высказывания на смысловые единицы; оформление высказывания; передачу отношений между компонентами интонационных единиц. О.С Ахманова в понятие «интонация» включает такие просодические компоненты как мелодику, логическое ударение, ритм, интенсивность, темп, тембр и пауза [3].
Изложение основного материала статьи. К началу обучения в школе, интонационная сторона речи здорового ребёнка приближается к норме, свойственной взрослому человеку. Однако, если ребенок по каким-либо причинам отстаёт от возрастной нормы в речевом развитии (в особенности в связи с наличием нарушения речи), то у него наблюдаются нарушения всех структурных компонентов интонационной стороны речи - мелодики, ритма, темпа и тембра речи, речевого дыхания и логического ударения.
В исследовании С.Ю. Шерстобитовой отмечается, что дети с недоразвитием речи испытывают сложности при интонационном оформлении произвольного высказывания, хотя спонтанная речь может быть более-менее выразительной [7]. В работах Н.Н. Белявской и Л.Н. Засориной, касающейся организации логопедической работы с дошкольниками с ОНР, отмечается интонационное однообразие их словарного запаса, состоящего из лепетных звукосочетаний и слов [2].
Результаты исследований М.В. Гординой и Н.Ю. Вахтиной указывают на различный временной период усвоения различных компонентов интонации. Так, мелодическая часть интонации постигается детьми самой первой, но до четырех лет имеет свои особенности: движение тона в процессе высказывания имеет неровности, сужен частотный диапазон, что не свойственно речи взрослого человека [3]. Темп речи у детей до четырех лет более замедлен, чем у взрослых. Различные типы интонации, по мнению О.И. Яровенко, усваиваются в возрасте четырех лет. На этом этапе у детей формируется мелодическое оформление высказывания, схожее с оформлением взрослого человека. В этот период речевого развития ребёнок научается использовать шёпотную речь. Высказывание становится более плавным, уменьшается количество ненужных пауз и повторов слов. Дошкольник овладевает интонационной выразительностью повествовательного высказывания по подражанию. К пяти годам возможности интонационной стороны речи считаются сформированными [8].
Е.А. Ларина изучала особенности нарушений интонационной стороны речи у дошкольников с ОНР. Выявленные автором недостатки интонационной стороны речи имели следующие характерные признаки: нечёткое восприятие и передача мелодических фразовых рисунков, логического ударения, слогоритмических и ритмических конструкций, неправильное употребление словесного ударения, ограниченные голосовые возможности, изменения темпо-ритмической организации речи в сторону замедления или ускорения. Кроме того, у дошкольников с ОНР, по мнению автора, наблюдаются не только сложности временного и мелодического оформления высказываний в экспрессивной речи, но также и нарушения восприятия интонации. Дошкольники с ОНР испытывают затруднения в словесной интерпретации результатов восприятия как контрастных (грусть и радость, осуждение и одобрение), так и похожих семантических значений интонационных рисунков высказываний (грусть и жалоба, просьба и приказ, гордость и радость) [5].
В рамках заявленной проблемы нами было проведено исследование в целях определения особенностей интонационной стороны речи дошкольников с ОНР. В нем приняли участие 30 дошкольников с ОНР (экспериментальная группа) и 30 детей с нормативным речевым развитием (контрольная группа). Возраст детей 5-6 лет. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 466 «Жемчужинка», МАДОУ «Детский сад № 39» и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Нижнего Новгород. Отбор участников экспериментальной группы осуществлялся в соответствие с логопедическим заключением об уровне речевого развития дошкольников. По данным исследованных речевых карт, речь дошкольников с ОНР характеризуется следующими особенностями:
1. Сложные в плане артикуляции звуки заменяются на простые по артикуляции, к примеру: вместо [ш], [с] - [ф], вместо[л], [р] - [й], [ль], вместо - глухих - шипящие (фрикативные) и свистящие заменяются звуками д], [дь], [т], [ть]. Вместо двух либо нескольких артикуляционно сходных звуков произносится неотчетливый средний звук, вместо [с] и [ш]— мягкий звук [ш], вместо [т] и [ч] - что-то среднее вроде смягченного [ч]. Данные замены обусловлены недостаточной сформированностью фонематического слуха или же различные его нарушения.
2. Отдельные звуки изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они заменяются другими либо отсутствуют. В некоторых случаях дети одно и то же слово в разном смысловом контексте либо при повторении произносят по разному. Бывает, что звуки одной фонетической группы заменяются, а другой -произносятся неправильно.
3. При развитой артикуляции дети не различают звуки, которые относятся к различным фонетическим группам; не могут правильно определить последовательность звуков в слове.
Необходимо отметить, что наличие речевого дефекта обусловливает также и нарушения в развитии эмоциональной сферы. Это проявляется в снижении памяти, имеет место неустойчивость внимания. Замедленны процессы мышления. Большая часть детей экспериментальной группы малообщительна, им присуща безынициативность, вялость. Внешне большинство детей отличается астеническим типом телосложения. Наряду с общей слабостью была диагностирована низкая двигательная активность, сниженная скорость движений, недостаточная их координация, моторная неловкость. По словесной инструкции большинство движений не удаются. Лексический запас низкий, выявлено отставание в усвоении грамматического строя родного языка, в особенности заметны ошибки в монологической речи. Процесс перехода диалогической формы речи к контекстной у детей экспериментальной группы происходит с трудом. Интонация в предложениях отсутствует, знаки препинания интонационно также не соблюдаются. Часто возникают сложности в определении начала и конца предложения. Быстрый и замедленный темп прочтения дети с ОНР различают плохо. Обладая полноценными предпосылками для овладения соответствующими возрасту мыслительными операциями, дошкольники с ОНР значительно отстают в развитии словесного и логического мышления, без специального обучения с большим трудом овладевают анализом и синтезом, обобщением и сравнением [1].
Для исследования интонационной стороны речи дошкольников с ОНР была использована методика, разработанная О.И. Лазаренко. Автор предлагает диагностировать следующие показатели интонационной выразительности речи [4]:
- восприятие и воспроизведение интонации;
- восприятие и воспроизведение логического ударения;
- изменение голоса по силе и высоте.
В ходе исследования навыка восприятия интонации, нами были получены следующие результаты: дошкольники экспериментальной группы справились с заданием несколько хуже, чем контрольная группа детей. Высокий уровень восприятия интонации показали 37% дошкольников с ОНР, средний - 33%, низкий уровень выявлен у 23% дошкольников, 7% испытуемых не справились с заданием, показали очень низкий уровень.
В контрольной группе дети лучше справились с заданием: высокий уровень выявлен у 57% испытуемых, 30% дошкольников показали средний уровень, низкий уровень выявлен у 13 % детей. В данном задании основную сложность у дошкольников с ОНР вызвала дифференциация вопросительной и частично восклицательной интонации. С повествовательными предложениями все дети справились.
С заданием по обследованию воспроизведения интонации дошкольники контрольной группы справились на высоком уровне: 53% испытуемых показали высокий уровень, 33% - средний, 14% показали низкий уровень. В экспериментальной группе высокий уровень выявлен у 33% испытуемых, средний - у 43% дошкольников, низкий - у 17%, не справились с заданием 7% испытуемых.
Обследование восприятия логического ударения вызвало большие трудности у дошкольников экспериментальной группы. Так, высокий уровень показали 30% дошкольников с ОНР, средний - 37%, низкий уровень выявлен у 23% испытуемых, не справились с заданием 10%.
При выполнении заданий на воспроизведение логического ударения много ошибок допускали испытуемые обеих групп. В контрольной группе высокий уровень показали 26,7% дошкольников, средний -50%, низкий -23,3% испытуемых. Результаты экспериментальной группы несколько хуже: высокий уровень выявлен только у 10% испытуемых, средний - у 40% дошкольников, низкий уровень показали также 40% детей, 3 дошкольника (10%) с заданием не справились. Обследование воспроизведения логического ударения показало, что у дошкольников с ОНР наблюдается несформированность умения изменять интонационную окраску предлагаемых предложений, которое проявляется в повторении одного и того же интонационного рисунка, произнесенного ведущим, в основном повествовательного.
Обследование модуляций голоса по силе показало следующие результаты: в экспериментальной группе высокий уровень выявлен у 13% испытуемых, средний - у 43% детей, низкий уровень показали 44%. В контрольной группе с данным заданием справилось большинство детей: высокий уровень показали 53% испытуемых, средний - 47%. Низкий уровень не выявлен. При выполнении данного задания у дошкольников с ОНР была выявлена характерная особенность: при любой предлагаемой ситуации звуки были одинаковой силы: или слишком тихие, или монотонные, невыразительные. То есть, голос испытуемых экспериментальной группы недостаточно модулирован: слабый по силе, тихий и монотонный, воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса, оказалось трудновыполнимым для большей части дошкольников с ОНР.
Задания на воспроизведение тембра голоса дошкольники контрольной группы выполнили задание на высоком уровне. В экспериментальной группе дети допускали много ошибок, показали в основном низкий уровень выполнения. Справились с заданием только 27% дошкольников, 36% показали средний уровень, у 34% выявлен низкий уровень, один ребенок отказался от выполнения задания.
Выводы. Исследование состояния интонационной стороны речи у дошкольников с ОНР выявило значительное отставание их в этом плане от детей с нормативным речевым развитием. При выполнении всех заданий был выявлен ряд характерных ошибок:
- несформированность умения изменять интонационную окраску предлагаемых предложений, которое проявляется в повторении одного и того же интонационного рисунка, произнесенного ведущим, в основном повествовательного;
- сложности в идентификации интонационных оттенков речи, часто допускались ошибки в определении вопросительного и восклицательного предложения;
- неумение воспроизводить предложение с логическим ударением по образцу, изменять логическое ударение в одном и том же предложении;
- неспособность передать эмоционально окрашенные интонационные моменты, преобладание в высказываниях повествовательной интонации; сложности переключения с одного типа интонации на другой, так называемое застревание на одной интонации;
- сложность к изменению интонационной окраски предложений, проявляющаяся в повторении интонационного , произнесенного ведущим.
У дошкольников с ОНР заметно страдает интонационно-выразительная окраска речи, нарушена способность модулировать голос по высоте и силе, дети не могут правильно отражать предлагаемые звуки в речи, воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса, оказалось трудновыполнимым для большей части дошкольников с ОНР. Сама речь детей невыразительна и монотонна. Из-за несформированности речевого слуха и речевого внимания, у дошкольников с ОНР нарушены все основные интонационные стороны речи. Наблюдаются также сложности не только временного и мелодического оформления высказываний в экспрессивной речи, но и нарушения восприятия интонации.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтверждает разнообразие проявлений интонационных расстройств у дошкольников с ОНР. Отмечаются нарушения всех структурных компонентов интонационной стороны речи - мелодики, ритма, темпа и тембра речи, речевого дыхания и логического ударения. Выявленные нарушения отличаются стойкостью и разнообразием проявления, поэтому для их устранения необходима целенаправленная коррекционная и развивающая работа. Поскольку дети узнают окружающий мир с помощью эмоций и движений, в качестве коррекционного метода по преодолению интонационных расстройств в последнее время во многих дошкольных учреждениях используются речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.
Литература:
1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: диссертация ... кандидата педагогических наук / Е.Э. Артемова, - Москва, 2005. - 156 с.
2. Белявская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. М.: Сфера, 2015. - 277 с.
3. Бочарникова Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № 8.
4. Жулина Е.В., Архипова М.В. К вопросу о развитии просодики / Е.В. Жулина, М.В. Архипова. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-12. С. 102-108.
5. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
6. Ларина Е.А. Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в структуре коррекции нарушения письма: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Ларина Е.А. - Екатеринбург, 2007. - 250 с.
7. Чепурина И.В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики / И.В. Чепурина // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. Науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 69-72.
8. Шерстобитова С.Ю. Комплексное сопровождение детей 3-5 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал / С.Ю. Шерстобитова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 240 с.
9. Яровенко О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста / О.И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребёнком: сб. науч. тр. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2013. - 74 с.
Психология
УДК 159.922
кандидат психологических наук, доцент Данилова Таисия Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); студентка Храмеева Татьяна Викторовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ К АДЮЛЬТЕРУ У КРЫМСКИХ ТАТАР:
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. В публикации описываются результаты психологического исследования субъективного отношения к адюльтеру у мужчин и женщин крымскотатарской национальности. Осуществляется интерпретация полученных психодиагностических материалов по методике Тематического Апперцептивного Теста. Представлены данные о психологических различиях в специфике отношения к измене у мужчин и женщин крымскотатарской национальности.
Ключевые слова: адюльтер, проекция, субъективное отношение, ревность, сознание.
Annotation. The publication describes the results of a psychological study of the subjective attitude towards adultery in men and women of Crimean Tatar nationality. The interpretation of the obtained psychodiagnostic materials by the method of the Thematic Apperceptive Test is carried out. The data on psychological differences in the specificity of attitudes towards treason in men and women of Crimean Tatar nationality are presented.
Keywords: adultery, projection, subjective attitude, jealousy, consciousness.
Введение. Психологическое исследование проблемы измены как междисциплинарного и кросскультурного феномена, зачастую выступающего переломным и кризисным моментом функционирования супружеских и семейных отношений, привлекает к себе внимание представителей из различных областей знания. Это, прежде всего, аспекты данного феномена из мифологии, философии, психологии, литературы, а также, медицины, социологии и т. д. Пристальный интерес исследователей к данной интересующей всех проблеме не случаен, так как проблема переживания человеком «факта предательства» (как часто именуют адюльтер) никогда не теряла своей актуальности. Ее практическая значимость для психологии очевидна, так как обусловлена самой человеческой жизнью, спецификой межличностных отношений, в частности отношений между самыми близкими людьми - супругами. Злободневность обусловлена тем, что измена, лишая субъекта, которому изменили, лишает его внутренней опоры на другого, и негативно влияя на «Я» - концепцию «потерпевшего», актуализирует наиболее чувствительные сферы его психической и личностной организации. Переживание последствий измены иногда приводит мужчин и женщин к глубинному переосмыслению собственных ценностей и смыслов. Зачастую приоткрывает иллюзии не только в отношении семейной жизни, но и вскрывает скрытые проблемы, касающиеся многих важнейших характеристик человеческого существования. В особенности данная проблематика значима для современных практических психологов-консультантов, клинических психологов, психотерапевтов и психиатров.
В психологической литературе, несмотря на имеющиеся сведения [1; 2; 7] редко можно встретить информацию относительно описания психологических различий в отношении к данной проблеме у представителей разных этносов.
Последнее наиболее актуально именно сейчас, в начале двадцать первого столетия, когда многие проблемы ранее свойственные только представителям рафинированных, цивилизованных государств (европейских развитых стран) уже стали проявляться повсеместно и успели приобрести свой неповторимый этно-национальный и соответственно этому культурно-психологический оттенок. Адюльтер, быстро ставший социальным паллиативом в лишившихся духовной защиты Европе и Америке 60-70-х годов, в данное время становится существенной проблемой в странах традиционно религиозных [3].
В научной литературе довольно подробно описаны (в минимальном объеме) психологические реакции человека на ситуацию измены, ее возможные исходы (З. Фрейд, М. Кляйн, и другие глубинные психологи) [4; 8], зависимость переживания от различных переменных: личностных особенностей, установок, психических состояний, и.т.д. Однако мало информации необходимой для решения практических аспектов,