УДК 376.1-058.264
ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
FEATURES OF THE INTONATIONAL ANALYSIS OF SENTENCES OF SENIOR PRE-SCHOOLCHILDREN WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH
С. Н. Силантьева S. N. Silantyeva
ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва
Аннотация. В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной и организованной коррекционной работы по формированию навыков интонационного анализа предложения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) на этапе подготовки к школе. Приводятся данные сравнительного анализа результатов констатирующего эксперимента по выявлению возможности вычленения предложений из текста с ориентировкой на интонационное произнесение и акцентуации слова в синтаксической конструкции у детей с общим недоразвитием речи и речевым развитием, соответствующим возрасту.
Abstract. The necessity of carrying out purposeful and organised correctional work on forming skills of intonational analysis of the senior pre-schoolchildren is sentences with the general underdevelopment of speech at the stage of preparing for school is proved in the article the data of the comparative analysis of the results of ascertaining experiment on revealing the possibility of exarticulation of sentences from the text based on intonation and accent structure of the words in syntax structure of the children with the general underdevelopment of speech and the speech development corresponding to the age.
Ключевые слова: структурно-семантический анализ предложения, общее недоразвитие
речи.
Keywords: structural-semantic analysis of the sentence, the general underdevelopment of speech.
Актуальность исследуемой проблемы. Нарушения функциональносемантического оформления предложений являются одним из показателей наличия у ребенка общего недоразвития речи. Степень нарушения структуры предложения служит для специалистов фактором определения уровня речевого развития. Исследования показывают, что коррекция нарушений структурно-смыслового оформления предложений в дошкольном возрасте не всегда оказывается успешной - трудности сохраняются и в школьном возрасте и проецируются на процессы письма и чтения, овладения родным языком [2].
В контексте нашего исследования особенностей структурно-семантического анализа предложения последнее понимается как структура, которая имеет определенную фор-
му и содержание. Структурное членение изучает формальную сторону предложения, а семантическое - содержательную. Интонационный анализ является составной частью смыслового анализа предложений. В психолингвистике язык рассматривается как одна из знаковых систем (И. А. Зимняя, Р. М. Фрумкина, Л. С. Цветкова). В процессе коммуникации используются «метаязыковые» невербальные знаки, в том числе и интонация. Большинство психолингвистов рассматривают интонационное оформление высказывания как отдельный самостоятельный знак, который накладывается на структуру речевого высказывания, «присоединяется» к каждому составляющему семантическому языковому элементу (И. А. Зимняя, В. П. Глухов, И. С. Торопцев, Т. М. Дриадзе и др.). Интонация является средством формирования предложения в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Интонационная программа обладает некоторой степенью автономии. В просодическом поле каждого языка существуют универсальные просодические эталоны контуров основных типов предложений, которые приобретаются в процессе языкового опыта и хранятся в памяти человека [1]. Обсуждение проблемы интонационного анализа связано с рассмотрением когнитивной операции идентификации: усвоение происходит на основе сопоставления воспринимаемой структуры с акустическим эталоном, хранящимся в памяти индивида.
В процессе восприятия и понимания речевого высказывания исследователи выделяют «план значения» и «план смысла». В контексте нашего исследования нам важно, что последний выражается в том числе и через интонационную окраску. Большинство исследователей (Т. В. Ахутина, В. П. Белянин, Н. И. Жинкин, А. А. Залевская, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. Г. Фомиченко, Р. М. Фрумкина, А. Н. Шахнарович) признают смыслоразличительную функцию суперсегментных единиц и выделяют последовательные стадии первичного синтеза интонации, анализа, вторичного синтеза - сопоставления с результатом звучания.
В русском языке выделяют три основных типа интонационных конструкций: интонация повествовательных предложений, вопросительных предложений (в том числе с вопросительным словом и без него, неполного вопросительного предложения), интонация восклицательного предложения. Умение правильно интонировать и воспринимать все конструкции невозможно без точного различения таких понятий, как логическое ударение, высота тона, синтагматическое ударение. В рамках нашего исследования мы исходили из того, что фразовое ударение - это произношение слова во фразе с более сильным ударением, выделением голосом. Определение наличия или отсутствия акцентов связано со становлением когнитивной операции фокусирования (вычленения).
Мы предположили, что трудности овладения интонационным анализом предложений старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи обусловлены специфическими особенностями формирования метаязыковой способности, а именно операций сегментации, идентификации, вычленения. Метаязыковая способность выполняет функцию сличения и оценки употребляемой языковой единицы с эталоном в языковой памяти. Разная степень этой деятельности исследована в работах А. Леонтьева, Т. Тульвисте, Е. Кубряковой, Е. Исениной, Е. Протасовой, В. Харченко и др. А. М. Шахнарович определяет метаязыковую способность как «способность иметь суждения о языке, объяснять его особенности» [3, 190].
Материал и методика исследований. Программа изучения состояния интонационного анализа предложений у детей с общим недоразвитием речи была разработана с опорой на принцип динамического системно-структурного подхода, который наиболее
полно отвечает современным представлениям о поэтапно формирующейся в ходе обучения и развития ребенка речемыслительной деятельности. Обследование включает комплекс заданий из двух блоков, направленных на выявление возможностей интонационного анализа предложений: задания блока А направлены на исследование возможности вычленения предложений из текста с ориентировкой на интонационное произнесение (операции идентификации и сегментации); задания блока Б ориентированы на исследование акцентуации слова в синтаксической конструкции (операция фокусирования). Для исследования возможности вычленения предложений из текста с ориентировкой на интонационное произнесение (блок А) дошкольнику предлагались тексты, состоящие из 6-8 предложений. В качестве диагностического материала использовались тексты, рекомендованные Программой обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Все тексты состояли из простых распространенных предложений. Детям предлагалось выкладывать счетные палочки на каждое услышанное предложение, таким образом подсчитывалось общее количество предложений в тексте. В результате анализа экспериментальных данных был определен коэффициент успешности (КУ), который вычислялся путем соотнесения количества правильных ответов к их общему количеству.
Результаты исследований и их обсуждение. Выполнение заданий блока А позволило выявить коэффициент успешности при выполнении заданий на вычленение предложений из текста и подсчета их количества у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.
Обобщение полученных данных позволило сделать вывод о том, что в группе детей с нормальным речевым развитием коэффициент успешности высокий (90 % детей), средний уровень выявлен у 10 % детей, при этом низкий уровень не обнаружен ни у одного ребенка.
В группе детей с общим недоразвитием речи высокий уровень показателей коэффициента успешности выявлен у незначительной части испытуемых (30 %). У детей данной категории преобладает низкий уровень коэффициента успешности (50 %).
Анализ результатов выполнения серии заданий блока А позволили выявить следующие трудности:
1. Выделение лишнего предложения. Например, в тексте из 6 предложений дети определили 7 или 8 предложений.
2. Пропуск предложения. Например, в тексте из 6 предложений дети определили 2 или 4 предложения.
Указанные трудности свидетельствуют о том, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно задействованы в процессе речевосприятия операции сегментации и идентификации. Определение количества воспринимаемых структур в определенной последовательности является трудноразрешимой задачей для значительной части испытуемых.
Выполнение заданий блока Б позволило вычислить коэффициент успешности выполнения операции акцентуации слова в синтаксических конструкциях у детей с нормальным речевым развитием и с общим речевым недоразвитием. Задания были распределены на два уровня сложности: первый уровень предполагал выделение знаменательных слов из позиций в конце, начале, середине предложения. Второй уровень сложности включал задания на выделение предлога из предложения. При выполнении заданий на выделение слова в любой позиции все дети с речевым развитием, соответствующим воз-
расту, показали коэффициент успешности (100 %). У детей с общим речевым развитием доминирует средний уровень коэффициента успешности (50 %).
У детей с общим недоразвитием речи обнаружены следующие типы ошибок при выполнении серии заданий блока Б:
1. Трудности выделения слова из середины предложений. С увеличением количества слов в предложении эти ошибки проявлялись наиболее отчетливо: в предложении из трех слов подобные трудности наблюдались у 17 % детей, в предложении из 4 слов - у 40 % детей.
2. Выделение ударного слога или ударного гласного. Например, вместо повторения выделенного голосом слова «дедушка» ребенок произносил: «де». Такие ошибки встречались у 27 % детей. Ошибки свидетельствуют, что у этой группы детей не сформированы лингвистические понятия.
3. Трудности выделения простых предлогов (состоящих из одного-двух звуков). При выполнении задания детям требовалась помощь в виде показа образца ответа (40 % детей).
4. Слияние предлога и знаменательного слова. Например, в предложении «У окна сидит царевна» в ответ на инструкцию «Назови слово, которое я выделила голосом», дети отвечали: «У окна». Подобные ошибки наблюдались у 27 % детей.
Представленные данные свидетельствуют о дисфункциональном состоянии механизма фокусирования, что выражается в трудностях определения наличия акцентов в предложении.
Используя метод кластерного анализа, мы выделили три группы детей: с высоким уровнем коэффициента успешности, средним и низким. Высокий уровень коэффициента успешности имеют 28 человек: 25 детей с нормальным речевым развитием и 3 ребенка с ОНР; вторую группу (средний уровень КУ) составили 14 человек (5 человек с речевым развитием, соответствующим возрасту, 9 человек с ОНР). Низкий уровень коэффициента успешности имеют 18 испытуемых (все дети с ОНР).
Таким образом, обобщив полученные данные, можно сделать вывод о том, что в группе детей с нормальным речевым развитием коэффициент успешности выполнения интонационного анализа предложения высокий (83 %). В группе детей с общим недоразвитием речи преобладает низкий уровень коэффициента успешности.
Дети, отнесенные к достаточному уровню сформированности интонационного анализа предложений, в полной мере овладели осознанием речевой действительности; показателем служил тот факт, что дети пользовались самостоятельно лингвистической терминологией и быстро ее усваивали в ходе эксперимента, правильно и четко оперировали лингвистическими понятиями. Дети этой группы допускали незначительные ошибки при выполнении заданий повышенного уровня сложности. При выполнении заданий детям не требовалось дополнительной помощи или эта помощь заключалась в словесном объяснении способа действия.
Вторую группу, которую мы определили как приближенную к достаточному уровню сформированности интонационного анализа предложений, составили дети, у которых при достаточной степени развития операций интонационного осознания языковой действительности ориентировочная деятельность была затруднена. Использование лингвистической собственной речи было затруднено, но регулирование их деятельности словесными инструкциями экспериментатора было возможно. Дети этой группы допускали большее количество ошибок при выполнении заданий повышенного уровня сложности. Для
испытуемых характерна относительная сохранность операций линейного посегментного анализа, фокусирования и идентификации в процессе речевосприятия.
Третью группу, которую можно охарактеризовать как недостаточно подготовленную к усвоению операций интонационного анализа предложения, составили дети, у которых не сформированы операции осознания языковой действительности. Оказание помощи экспериментатором не приводило к улучшению результатов. Дети этой группы допускали ошибки при выполнении заданий всех уровней сложности. Дисфункциональное состояние когнитивных операций идентификации, сегментации, фокусирования патологическим образом сказывается на формировании интонационного анализа и, следовательно, на возможностях полноценного структурно-семантического анализа предложений.
Резюме. Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что по уровню сформированности интонационного анализа дети с ОНР отличаются от сверстников с нормальным речевым развитием.
В свете вышесказанного мы обозначили основные методические положения формирования интонационного анализа предложений у старших дошкольников с ОНР:
1. Усвоение структурно-семантического анализа предложений предполагает усвоение «метаязыковых» единиц интонации как универсальных знаков, формирование навыков адекватного оперирования ими в речевой деятельности.
2. Формирование навыка интонационного анализа предложений должно осуществляться одновременно в двух взаимозависимых направлениях: развитии восприятия и воспроизведении интонационных компонентов. При этом ориентация на восприятие является наиболее значимым фактором при формировании анализа предложений различной интонационной оформленности.
3. Формирование интонационного анализа предполагает обучение операциям идентификации, фокусирования, сегментации (идентификация и дифференциация силы звучания, линейное членение речевого потока на составляющие сегменты).
4. Формирование данных навыков должно быть целенаправленным и организованным, что требует определенных систематических воздействий и подкреплений в процессе коррекционно-логопедического воздействия на детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез / Г. В. Бабина, Н. В. Шарипова. - Таганрог ; М. : Сфинкс, 2010. - 108 с.
2. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева ; под общ. ред. Т. Б. Филичевой. - Екатеринбург : Литур, 2003. - 316 с.
3. Сорокин, Ю. А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, А. М. Шахнарович. - М. : Либроком, 2009. - 280 с.