Научная статья на тему 'Особенности структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Особенности структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
723
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Силантьева Светлана Николаевна

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной и организованной коррекционной работы по формированию навыков структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на этапе подготовки к школе. Приводятся данные сравнительного анализа результатов констатирующего эксперимента по выявлению возможности данного вида анализа у детей с общим недоразвитием речи и у детей с речевым развитием, соответствующим возрасту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Силантьева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

УДК 376.1-058.264

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

FEATURES OF THE STRUCTURAL-SEMANTIC ANALYSIS

OF SENTENCES PRODUCED BY THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL INFRINGEMENT OF SPEECH

С. Н. Силантьева S. N. Silantyeva

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва

Аннотация. В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной и организованной коррекционной работы по формированию навыков структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на этапе подготовки к школе. Приводятся данные сравнительного анализа результатов констатирующего эксперимента по выявлению возможности данного вида анализа у детей с общим недоразвитием речи и у детей с речевым развитием, соответствующим возрасту.

Abstract. The necessity of carrying out purposeful and organized correctional work on formation of skills of the structural-semantic analysis of sentences produced by the senior preschool children with general infringement of speech at a stage of preparation for school is proved. The data of the comparative analysis of results of ascertaining experiment on revealing possibility of the given kind of analysis at children with the general infringement of speech and the speech development corresponding to their age are given.

Ключевые слова: структурно-семантический анализ предложения, общее недоразвитие речи.

Keywords: the structural-semantic analysis a sentence, general infringement of speech.

Актуальность исследуемой проблемы. В системе коррекционно-образовательных задач, реализуемых в ходе логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР), особое место принадлежит профилактике нарушений письма и чтения, в частности, формированию навыков анализа языковых единиц. Исследователи констатируют, что при нарушениях данных навыков страдают не языковые (фонологические), а метаязыковые процессы: операции, связанные с осознанием основных лингвистических единиц членения речи (предложение, слово, слог, звук) и анализом устных высказываний на эти единицы.

Осознание речевой действительности связывается с речевым и когнитивным развитием (Е. Д. Божович, А. А. Леонтьев). В результате сложного взаимодействия данных процессов формируется метаязыковая способность. В широком смысле данный феномен определяется как компонент когнитивной структуры, объектами функционирования которого являются язык и его единицы (Н. Н. Болдырев, А. А. Залевская, Е. С. Кубрякова,

В. К. Радзиховская и др.).

Изучение проблемы структурно-семантического анализа предложений базируется на данных онтолингвистики и психолингвистики, раскрывающих вопросы становления метаязыковой способности у дошкольников (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Н. И. Лепская, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохин, Т. О. Тульвисте, Т. Н. Ушакова, А. М. Шахнарович и др.). Экспериментальные исследования показывают, что метаязыковые процессы дифференцированы в отношении разных уровней языка: фонологии, лексики, синтаксиса. Проблема становления метаязыковой способности в процессе анализа словесного состава предложений у дошкольников с нормальной и нарушенной речевой деятельностью рассматривается в исследованиях Г. С. Гуменной [2], С. С-Г. Гасановой [1].

Обобщение современных методических разработок в области развития речи и обучения грамоте позволило констатировать, что при стихийном формировании становление мета-языковой способности протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка в речевой действительности ограничена и неустойчива. При специальном обучении, ориентированном на учет основных характеристик становления данной способности, формирование осознанной языковой деятельности происходит успешно и довольно быстро (М. М. Алексеева, П. Я. Гальперин, Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, Г. П. Белякова, С. Н. Карпова).

В настоящее время теория и практика логопедической науки не располагают данными об особенностях формирования метаязыковой способности на модели структурносемантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В специальных научных исследованиях преимущественно освещаются вопросы структурного и грамматического оформления предложений у детей с ОНР (Е. В. Вавино-ва, Б. М. Гриншпун, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева, Е. М. Моисеенко, Е. Ф. Соботович,

С. Н. Шаховская). Исследование особенностей формирования структурно-семантичес-ко-го анализа предложений с металингвистических позиций в логопедии не проводилось. В настоящее время в специальной литературе недостаточно представлены методики обследования структурно-семантического анализа предложений, не определена специфика когнитивных операций, лежащих в основе данного процесса, не получило должного тео -ретического обоснования и широкого практического подтверждения содержание коррекционной работы по формированию данного вида анализа.

Необходимость решения обозначенных проблем как в теоретическом, так и в практическом планах определяет актуальность настоящего исследования.

Материал и методика исследований. Материал для исследования особенностей анализа предложений составили задания, сгруппированные в три серии в зависимости от рассматриваемого аспекта данного процесса. Изучение предусматривало: выявление особенностей структурного анализа предложений; выявление особенностей смыслового анализа предложений; выявление особенностей интонационного анализа предложений.

Задания распределялись по двум уровням сложности: первый уровень представляли задания на анализ нераспространенных предложений и распространенных предложений из 3-4 слов; второй уровень - задания повышенного уровня сложности, включающие анализ предложений со служебными словами, определениями, однородными членами, а также сложных предложений. В ходе проведения констатирующего эксперимента для большей достоверности получаемых результатов вводились обучающие занятия с целью первичного ознакомления со схемой предложения и предварительного обучения выполнению заданий на аналогичном материале. Речевой материал составляли предложения, взятые из художественных произведений, рекомендованных программой обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Первая серия заданий направлена на выявление особенностей структурного анализа предложений и предполагала задания на исследование операций:

- сегментации, которая включает учет цельнооформленности слова, количество и порядок следования элементов;

- идентификации, предполагающей соотнесение предложений по количеству и месту элементов;

- категоризации предложений по количеству слов.

Детям предлагались задания на выделение в структуре предложения знаменательного слова, служебного слова, установление количества слов, определение местоположе -ния слов по отношению друг к другу.

Вторая серия заданий направлена на выявление особенностей семантического анализа предложений и предусматривала решение следующих задач:

- исследование операции идентификации, предполагающей соотнесение слова с лексико-грамматической конструкцией по наличию/отсутствию маркеров субъекта, предиката, признака субъекта, признаков предиката;

- исследование операции категоризации, которая предполагает выделение и объединение маркеров определенной логико-грамматической категории и определение субъекта по основанию «одушевленный - неодушевленный»;

- исследование операции верификации на основе сравнения субъекта и объекта.

Вторая серия включала задания на выделение субъекта и предиката предложения;

субъекта по основанию «живой - неживой»; атрибутива предложения; локатива предложения; на сравнение объекта и субъекта предложения.

Третья серия включала комплекс заданий, направленных на выявление возможностей интонационного анализа предложений, и предусматривала:

- исследование операции сегментации, предполагающей членение предложения с учетом мелодики и темпа конца фразы, порядка следования элементов;

- исследование операции идентификации на основе соотнесения с акустическими эталонами интонационного окончания фразы и громкости звучания языковой единицы;

- исследование операции категоризации, предполагающей выделение и объединение общих признаков интонационных характеристик;

- исследование операции фокусирования на основе акцентуации слова.

На данном этапе исследования детям предлагались задания на вычленение предложений из текста; выявление возможностей выделения смыслового ударения в предложении; соотнесение окончания фразы с акустическим эталоном завершенности, вопросительной и восклицательной интонации.

Результаты исследований и их обсуждение. В результате анализа экспериментальных данных был определен коэффициент успешности (КУ), который вычислялся путем соотнесения количества правильных ответов к их общему количеству.

На основании сравнения индивидуальных показателей уровня КУ и выделенных трудностей по основным аспектам анализа предложений нами были определены три уровня сформированности структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников:

I уровень - достаточная сформированность структурно-семантического анализа предложений, характеризующаяся преобладанием высокого уровня коэффициента успешности по трем основным аспектам анализа. На этом уровне находится 7,5 % от исследованных детей с ОНР и 85 % детей с речевым развитием, соответствующим возрасту. Дети в полной мере овладели осознанием речевой действительности. Операциональная

основа структурно-семантического анализа в основном сформирована. Фиксировались незначительные ошибки при выполнении заданий повышенного уровня сложности;

II уровень - частичная сформированность структурно-семантического анализа предложений, проявляющаяся в том, что предложение выделялось как объект аналитиче -ской деятельности, но представления о ней имели недостаточно осознанный характер. К этому уровню мы отнесли 47,5 % обследуемых детей с ОНР и 15 % испытуемых с речевым развитием, соответствующим возрасту. Операциональная основа структурно-семантического анализа предложений сформирована недостаточно. Дети допускали ошибки при выполнении заданий всех уровней сложности, преобладающими явились ошибки анализа более сложных в синтаксическом отношении предложений;

III уровень - минимальная сформированность структурно-семантического анализа предложений, характеризующаяся выраженным ограничением операциональной основы аналитических действий, отражающих усвоение структурно-семантической организации предложений: трудности структурирования единиц в составе предложений; трудности семантической спецификации значимых элементов предложения; недискретность предложений; схемы предложений не являлись для детей данной группы значимым перцептивным подкреплением для выполнения анализа. Дети допускали ошибки при выполнении заданий всех уровней сложности. У них зафиксировано преобладание низкого уровня коэффициента успешности по основным аспектам анализа предложения. Для детей данной группы характерны: необходимость шепотного проговаривания (при этом часто нарушалась линейная последовательность элементов предложения); дополнительное (иногда многократное) повторение задания; большой латентный период реагирования; хаотичность и фрагментарность стратегии анализа предложений. На этом уровне находятся 45 % дошкольников с ОНР.

Данные проведенного исследования свидетельствуют, что для детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерно своеобразие сформированности структурносемантического анализа предложений, которое проявляется в следующем: относительно равномерная недостачность сформированности всех основных аспектов данного процесса; выраженные трудности анализа предложений различных уровней сложности; ограничение операциональной основы аналитических действий, отражающих усвоение структурно-семантической организации данной языковой единицы.

При выполнении структурного анализа наблюдаются трудности принятия детьми перцептивного подкрепления в виде схемы; нарушения линейной последовательности предложений; трудности осознания составляющих элементов, их местоположения.

При выполнении семантического анализа отмечаются игнорирование заданных смысловых ошибок; трудности установления смысловой связи вопроса с соответствующим структурным элементом предложений, вследствие чего наблюдаются трудности овладения лексико-грамматическим категориями языка.

При выполнении интонационного анализа отмечаются диффузность интонационных эталонов, игнорирование выделения соответствующих единиц.

Результаты исследования основных аспектов структурно-семантического анализа предложений позволяют говорить о недостаточности овладения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР когнитивными операциями, лежащими в основе данного процесса, а именно:

• нарушения структурного аспекта анализа предложений свидетельствуют о несформированности операций:

- сегментации предложений, которая включает учет цельнооформленности слова, количество и порядок следования элементов;

- идентификации, предполагающей соотнесение по количеству элементов;

- категоризации по количеству слов;

• нарушения семантического аспекта анализа предложений позволяют говорить о нарушении операций:

- идентификации, предполагающей соотнесение слова с лексико-грамматической конструкцией по наличию/отсутствию маркеров субъекта, предиката, признака субъекта, признаков предиката;

- категоризации, которая предполагает выделение и объединение маркеров определенной логико-грамматической категории и определение субъекта по основанию «одушевленный - неодушевленный»;

- верификации при сравнении субъекта и объекта;

• выявленные трудности интонационного анализа предложения сигнализируют о нарушении операций:

-идентификации на основе соотнесения с акустическими эталонами интонационного окончания фразы и громкости звучания языковой единицы;

- категоризации, предполагающей выделение и объединение общих признаков интонационных характеристик;

- фокусирования на основе определения смыслового ударения слова.

Резюме. Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что по уровню структурно-семантического анализа предложений дети с ОНР отличаются от их сверстников с нормальным речевым развитием. В свете вышесказанного мы обозначили основные методические положения формирования данного анализа предложений у старших дошкольников с ОНР.

Базовыми для нашего исследования являются достижения современной науки из различных отраслей знаний в области изучения предложений, когнитивных операций, метаязыковой способности. Предложение трактуется как синтаксическая единица, законченная по смыслу, структурно организованная, интонационно оформленная. Понимание структурно-семантического анализа предложения предполагает процесс изучения формальной организации (структурных компонентов) и смыслового содержания. Применение многоаспектного анализа предложения невозможно без учета когнитивных операций, лежащих в основе данного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гасанова, С. С.-Г. Анализ словесного состава предложения у дошкольников с недоразвитием речи / С. С.-Г. Гасанова. - Махачкала : Овчинников, 2009. - 100 с.

2. Гуменная, Г. С. Формирование когнитивной готовности к усвоению операций языкового анализа учащимися первого класса школ пятого вида / Г. С. Гуменная, С. О. Антонова, М. В. Золина // Коррекционная педагогика (часть ]У). - М., 2003. - С. 3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.