Репина З. А. г. Екатеринбург Ларина Е. А. г. Хабаровск, Россия К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ И ИХ СВЕРСТНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ
ПСИХОРЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ УДК 376.37 ББК 74.3
Аннотация. В статье раскрывается вопрос о состоянии интонационных средств выразительности речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Рассматривается сложное суперсегментное фонологическое явление - интонационная сторона речи. Описывается экспериментальное изучение интонационной стороны речи у детей школьного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием по авторской скрининг-диагностике. Проводится качественный и количественный анализ искомого качества у испытуемых детей.
Ключевые слова: интонационная выразительность, коммуникация
Сведения об авторе:
1. Репина Зоя Алексеевна, к.п.н., профессор кафедры психопатологии и логопедии
2. Ларина Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры логопедии и олигофренопедагогики
Место работы:
1. Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования
2. ГОУВПО «ДГСГА»
Repina Z. A.
Ekaterinburg Larina E. A.
Khabarovsk, Russia TO THE PROBLEM OF FEATURES INTONATIONAL EXPRESSIVE SPEECH IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH EPD WITH MILD PSEUDOBULBAR DYSARTHRIA AND THEIR PEERS WITH NORMAL PSYCHOVERBAL DEVELOPMENT
ГСНТИ Код ВАК 19.00.10
Abstract. The article looks at the status of expressive intonation of speech in preschool and early school-to grow at a general hypoplasia of speech. We consider the complex superseg-element phonemic phenomenon - intonational aspect of speech. Is described by the experimental study of intonation of speech in school-age children with normal and impaired speech development according to the author of the screening diagnosis. A qualitative and quantitative analysis of venous desired qualities in the subjects of children.
Key words: intonational expressiveness, communication.
About the author:
1. Repina Zoya Alekseevna., Ph.D., professor of psychopathology and speech therapy
2. Larina Elena, Ph.D., assistant professor of speech therapy and oli-gofrenopedagogiki
Place of work:
1. Ural State the pedagogical University, Institute of Special Education
2. GOU VPO "DGSGA"
Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов 26, ком.125 E-mail: [email protected]
Дошкольная и школьная педагогика располагает чрезвычайно ценными исследованиями об особенностях интонационной выразительности речи у детей с нормальным психоречевым развитием (Н. М. Аксарина,
В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская,
А. Н. Гвоздев, Л. А. Горбушина, И. Н. Горелов, С. Ф. Иванова,
Е. И. Исенина, С. Н. Цейтлин,
А. М. Шахнарович, Н. X. Швачкин, Л. В. Щерба и др.).
В исследованиях указывается, что дети к школьному возрасту правильно произносят ударные и безударные слоги, четко реализуют интонационные типы повествовательного, вопросительного, побудительного и императивного предложений.
Их мелодический контур характеризуется адекватными интонациями и эмоциональной насыщенностью, дети могут преднамеренно изменять тембр голоса при передаче содержательной и эмоциональной информации, соизмерять громкость своего высказывания с учетом расстояния до слушателя (Г. П. Белякова, Н. С. Жукова, Л. В. Лопатина, А. И. Максакова, Л. А. Позднякова).
Вместе с тем, ряд авторов отмечают «нечеткость мысли» у учеников начальной школы, которая порождает нечеткость синтаксического и интонационного оформления текста, а также значительно осложняет возможность овладения письмом и выразительным чтением.
В настоящее время в научно-
методической литературе имеются немногочисленные исследования о состоянии интонационных средств выразительности речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
У детей данной категории отмечается нарушение голоса (недостаточная громкость, узкий динамический диапазон, несоответствие высоты голоса, не выраженность модуляций), изменения тембра голоса, трудности в восприятии и пассивном воспроизведении различных интонационных конструкций, сложности в расстановке логических ударений и выборе верного паузиро-вания, перечисляются факты первичной паралингвистической «ослаблен-ности» - обедненная интонация, ритмическая несостоятельность, двигательная дискоординация.
На наш взгляд, остаются недостаточно изученными, но по-прежнему актуальными вопросы несформиро-ванности интонационной стороны речи, влияющие на организацию коммуникативной деятельности детей и возможность усвоения ими школьных дисциплин, в частности чтения и письма.
Общее недоразвитие речи (ОНР) мы рассматриваем с позиции Р. Е. Левиной, как разные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов звуковой и смысловой стороны речевой системы
при нормальном слухе и интеллекте. В специальных исследованиях легкая степень псевдобульбар-ной дизартрии обозначается как сложный синдром органического генеза, сопровождающийся неврологическими, психологическими и речевыми симптомами [4]. Ведущим в структуре этого речевого дефекта являются нарушения произношения в результате нарушений двигательной сферы и просодических компонентов речи.
Под интонационной выразительной стороной речи мы понимаем сложное суперсегментное фонологическое явление, всецело сориентированное на коммуникацию, служащее на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений, экспрессивных и эмоциональных категорий [1].
Анализ теоретических источников по рассматриваемой проблеме выявил разнообразные несовершенства интонационной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием.
Для определения в терминологическом пространстве обозначений интонационных трудностей мы использовали термины - «функционально значимые просодикоинтонационные ошибки» и «функционально незначимые просодикоинтонационные ошибки».
В основу детализации интонационных ошибок был положен принцип коммуникативной значи-
мости, предложенный Е. В. Наумовой, учитывающий степень влияния неправильного интонирования на акт понимания [5], а также лингвистические исследования О. А. Пер-вензенцевой и Л. Н. Г алкиной.
Под функционально значимыми просодико-интонационными
ошибками устной речи, мы понимаем неадекватное функционирование компонентов интонации, искажающих смысл высказывания и существенным образом влияющих на коммуникацию. Под функционально незначимыми просодико-интона-
ционными ошибками - онтогенетические трудности, усложняющие акт коммуникации и не препятствующие пониманию собеседниками друг друга, которые самостоятельно или под воздействием обучения исправляются.
С обозначенных позиций проанализируем интонационные несовершенства детей младшего школьного возраста, характер изменения которых подтверждает существование определенных закономерностей усвоения языка.
В процессе теоретико-экспериментального исследования, используя авторскую скрининг-диаг-
ностику интонационной стороны речи, мы попытались выявить особенности суперсегментного уровня языка у детей младшего школьного возраста с нарушенным (ОНР III уровня с легкой степенью псевдо-бульбарной дизартрии) и нормальным развитием.
Экспериментальное исследова-
ние проводилось на базе логопедических пунктов общеобразовательных школ Хабаровского района и г. Хабаровска. В исследовании принимали участие 60 учащихся с ОНР с легкой степенью псевдобульбар-ной дизартрии и 60-их сверстников с нормальным психоречевым развитием в возрасте 8-8,5 лет.
Диагностика интонационной стороны речи была основана на положении об интегрированном рассмотрении просодических характеристик речи как единого целого и о возможности описания интонационной системы через установление ее структуры (Л. А. Кантер) [3].
При построении экспериментального исследования принималось во внимание, что интонация тесно взаимосвязана с другими компонентами речи. Опираясь на положение Е. А. Брызгуновой о зависимости акустических характеристик интонации от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, степени мускульной напряженности органов речи и различной скорости смены артикуляций, вначале оценивалось состояние артикуляционной мускулатуры и возможность выполнения артикуляционных упражнений [2].
Основными критериями процедуры измерения явились: воспроизводимость, адекватность, корректность, достоверность и точность.
При беседе с родителями детей уточнялся онтогенез интонационной стороны речи, были сформулированы вопросы о состоянии базовых параметров, определяющих просодию
(дыхание, голос), уточнялась сфор-мированность навыка выразительной речи, возможность понимания и воспроизведения интонации.
Перед обследованием проводилась короткая беседа с ребенком, в которой устанавливался контакт с испытуемым, создавалось общее представление об особенностях его звуковой и интонационной стороны речи.
Скрининг-диагностика интонационной стороны речи, проводилась по следующим направлениям:
1) исследование процессов восприятия и воспроизведения мелодических рисунков фраз, соответствующих трем основным видам интонации русского языка (повествовательной, вопросительной, восклицательной) ;
2) возможность использования интенсивности голоса при воспроизведении интонационных конструкций (ИК);
3) определение особенностей темпоритмической организации речи;
4) диагностика чувства ритма;
5) исследование восприятия и воспроизведения логического и словесного ударения;
6) определение особенностей паузирования;
7) выявление особенностей тембра и эмоциональной окраски голоса.
Для оценки степени выраженности показателей скрининг-диагностики нами были разработаны качественно-количественные критерии сформированности инто-
национной стороны речи у детей младшего школьного возраста.
Для объективности сравнения характеристик изучаемых параметров у младших школьников с ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и их сверстников без речевой патологии была выбрана балльная система оценок. Результаты определялись по количеству правильно выполненных испытуемыми заданий и оценивались по четырехбалльной системе.
Итоговая оценка скрининг-диагностики подсчитывалась способом вычисления среднего арифметического. Итоговые балльные оценки сформированности интонационной стороны речи соотносились с уровнями выполнения заданий, которые определялись на основе разработанной шкалы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий уровни.
Интерпретационный анализ скрининг-диагностики детей с нормальным речевым развитием свидетельствует о высоком и промежуточном (выше среднего) уровне сформированности интонационной стороны речи.
Мелодический компонент у испытуемых учащихся отличался неоднозначностью: наблюдался
простой и сложный мелодический контур, дети использовали мелодические контрасты, демонстрировали адекватное восприятие и воспроизведение интонации.
Данные параметры отличались неустойчивостью, у десяти человек
(16,7 %) диагностировалась сдержанность и монотонность мелодического контура. Младшие школьники правильно воспринимали и воспроизводили динамический компонент интонации. Варьирование речевым темпом практически безошибочно, ритмическая способность адекватна.
Дети соотносили смысл речевого материала с логическим ударением, но использовали для его выделения ограниченные средства интенсивности голоса (как правило - громкость).
У трех человек (5 %) отмечалось произвольное выделение логического ударения иногда вызывало затруднение, отмечалось незначительное нарушение словесного ударение (ошибка в выборе ударного слога). Детьми соблюдалась межсинтагменная пау-зация по синтаксической правомерности, они правильно воспринимали паузальные границы.
Редкое несовершенство пауза-ции проявлялось в отсутствии, неоправданной остановке или недостаточной длительность. Общая эмоциональная окраска голоса, мимика и жестикуляция, как правило, соответствовала ситуации общения.
Сложности возникали в преднамеренном изменении качеств голоса в сопровождении с мимико-
жестикуляцией с целью передачи определенной содержательной информации. В основном интонационная сторона речи у детей с нормальным речевым развитием характеризуется сформированностью, выявленные незначительные функ-
ционально незначимые несовершенства интонационной выразительности речи являются онтогенетическими, они не затрудняют процесс коммуникации, детьми самостоятельно или под воздействием обучения исправляются.
В большинстве случаев испытуемые демонстрировали низкий, промежуточный уровень (ниже среднего) или средний уровень сформированности интонационной стороны речи. Высокий уровень по выполнению диагностических заданий не был диагностирован, промежуточный уровень (выше среднего) был единичен. Качественная интерпретация результатов использования мелодического, динамического и временного компонентов интонации выявила ряд особенностей.
При исследовании особенностей восприятия интонации отмечались затруднения в различении коммуникативно-прагматических вариантов предложений и их дифференциации. Звуковыстные изменения с одновременным приемом формирования межанализаторных слуходвигательных связей и дирижированием рукой под меняющуюся высоту голоса были затруднительны, при этом некоторые дети отмечали, что движение руки мешает им, другие - что помогает.
Около половины детей выполняли движение рукой неправильно. В основном у учащихся отмечался простой или «сглаженный» мелодический контур, монотонность интонационного оформления высказывания,
затруднения в использовании мелодических контрастов, что препятствовало точной передаче характерных признаков основных коммуникативных типов предложений, а также затрудняло восприятие и оценку речи окружающими.
Диагностика особенностей воспроизведения интонационных конструкций (ИК) показала наличие мелодических ошибок и сложность четкой реализации интонационных типов предложений, дети постоянно нуждались в стимульном материале и помощи логопеда.
Наибольшие трудности дети испытывали в процессе самостоятельной реализации различных ИК, предполагающих их слухопроизносительную дифференциацию. Оценка восприятия, воспроизведения и самостоятельного изменения интенсивности показала возможность различия громких и тихих звуков, но сложность при самостоятельном произвольном изменении силы голоса по подражанию или по инструкции.
Качественно интенсивность голоса характеризовалась разноплан-новостью: 15 % детей обладали чрезмерно низким или реже высоким, кричащим голосом (9 человек); многие дети не могли воспроизводить контрасты; в речи отмечалось замедление в конце высказывания, связанное с возрастанием длительности произнесения гласных и сопровождаемое ослаблением силы звука.
Восприятие и воспроизведение
темпа в неречевом плане у школьников с ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии развито лучше, чем в речевом. При дополнительных объяснениях и показе детям было доступно воспроизведение движений телом, манипуляции предметами в заданном темпе.
Отслеживалось совпадение движений и мускульного напряжения с прослушанной музыкой и ее акцентами, при этом встречались ошибки при воспроизведении ритмического рисунка и его темпа. Облегчало выполнение предложенных проб музыкальное сопровождение. Восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане на материале слогов и слов было на среднем уровне.
Сложности возникали при произнесении речевого материала в заданном темпе или варьировании темпа по инструкции в односинтаг-менных предложениях и коротких стихотворениях.
Оценка темпа речи в ходе ау-дитивного прослушивания выявила в основном нормальный (средний, естественный для говорящего) темп у испытуемых детей, реже быстрый (превышающий средний, ускоренный) у 11 % (7 человек) и медленный (ниже среднего, замедленный) у 11 % (7 человек), патологических нарушений темпа речи не наблюдалось.
Восприятие и воспроизведение ритмических структур в неречевом плане в основном диагностировалось на среднем уровне. Дети пра-
вильно определяли количество простых прослушанных ударов, но у них наблюдались редкие затруднения при оценке сложных акцентированных ритмических серий. Сложности возникли при восприятии ритмической последовательности музыкальных фрагментов.
Воспроизведение простых и сложных ритмов по слуховому образцу было на низком или средненизком уровне, возникли трудности при выполнении задания двумя руками или ногами (дети сбивались, воспроизводили лишние удары, иногда «застревали» на определенном ритме).
Повторение ритма по словесной инструкции и трансформация зрительной схемы в звуковой ритм и в зрительно-пространственную схему вызывало затруднения.
В первом случае это было связано со сложностью понимания смысла инструкции, во втором - с дифференциацией карточек с изображением по цвету и размеру.
Отмечались особые сложности при выполнении задания по распределению кубиков в пространстве в соответствии с услышанным образцом. Воспроизведение и различение ритмов по слуховому образцу вне поля зрения испытуемых свидетельствовало о «премоторном» (страдает процесс повторения при сохранной способности к слуховому различению) и «височном» (нарушение различий слуховых ритмов) типе нарушения.
Оценка восприятия и воспро-
изведения ритмических структур в речевом плане выявила ряд особенностей: затруднения в одновременном двигательном сопровождении ритмического контура слогов, слов и предложений.
В ходе выполнения проб определилась ритмическая способность испытуемых, в основном она была допустимая (диагностировался пре-моторный тип нарушения), реже наблюдалась оптимальная (безошибочная) и критическая (височный тип расстройства). Оценка сформированное™ логического ударения показала, что при его различении на материале односинтагменных повествовательных предложений дети в основном демонстрировали средненизкий и низкий уровень выделенности.
Учащиеся не только затруднялись в определении «главного» слова, но и не замечали существенной разницы в изменении значения, коррелирующего со сменой интонационного центра. При воспроизведении и акцентировании логического ударения голосом и одновременным обозначением ударом по поверхности стола в половине проб диагностировалось отсутствии выделенности или неправильно переданное ударение с асинхронным движением руки.
Детьми использовался недостаточный диапазон интенсивности для четкого противопоставления ударных и безударных частей высказывания и несоответствующие показатели длительности звука. Большие сложности возникли при самостоятельном выделении в предложении акцентирован-
ного слова, обладающего интонационно-смысловой активностью.
Испытуемые в основном монотонно произносили односинтагменное предложение, составленное по сюжетной картинке. Воспроизведение словесных ударений на материале слов вызвало некоторые затруднения: качественно акцентированные слоги характеризовались чаще правильными (ударными), реже слабоударными или сильноударными характеристиками; сознательное и точное определение места ударного гласного вызвало трудности, в ряде случаев дети отмечали, что не слышат выделенного звука.
Диагностика паузирования показала значительные трудности при выполнении заданий, в основном дети демонстрировали низкий уровень выполнения проб. Испытуемые нуждались в дополнительных разъяснениях и нередко в утрированном выделении паузы экспериментатором.
Оценка возможностей детей проводить реальную интонационную разметку выявила ряд особенностей: длина используемой в речи паузы в основном была оптимальной или немного удлиненной, наблюдалось неуместное употребление паузы, нечеткое соблюдение межсинтагменной паузации, безпаузальное членение и паузы хезитации.
Тембральные качества голоса характеризовались разнопланново-стью: от звучности, яркости, чистоты звучания до придыхательности, приглушенности, назальности и сдавленности. Редко проявлялась
модальная окраска в зависимости от отношения к предмету или собеседнику, сложности присутствовали при варьировании общей окраской голоса в зависимости от ситуации общения.
В пробах по определению тембра мужского, женского и детского голоса трудностей не возникало. С узнаванием эмоциональной окрашенности коротких слов и междометий дети справлялись, но одновременная демонстрация их с помощью жестов и мимики с последующим объяснением эмоциональных переживаний была затруднительна: движения скованные и не соответствующие заданию, описание качественно неполноценное. Произвольное изменение речевого тембра в соответствии с характеристикой персонажа стиха, сказки, по словесной инструкции было на низком уровне.
Таким образом, выявлены наиболее характерные особенности интонационной выразительности речи у детей младшего школьного возраста:
1) преобладание высокого уровня в подсистемах интонации: темпе, ритме, интенсивности и логическом ударении;
2) отмечается уровень сформи-рованности выше среднего в просодических компонентах: мелодике, паузирование и тембре.
Анализ экспериментальных данных позволяет определить и показатели несформированности интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии:
1) нарушение затрагивает весь комплекс подсистем интонации;
2) трудности воспроизведения компонентов интонации в целом преобладают над сложностями их восприятия;
3) отмечается низкий уровень
при восприятии и реализации мелодического компонента, логического и словесного ударения, что нарушает осуществление коммуникативной,
смыслоразличительной и синтаксической функции интонации, диагностируется монотонность, невыразительность, обедненность и однообразие интонаций, нарушение интонирования сложных предложений, потеря целостности сообщения;
4) темпоритмические возможности, интонационная интенсивность, паузация определяются на средненизком и среднем уровнях, что существенно затрудняет образование акцентно-ритмической структуры высказывания и реализацию фонетической функции интонации.
Наблюдаются затруднения в синтагматическом членении, выделении интонационного центра и логических ударений. Нарушается восприимчивость ударно-безударной позиции и пауз ритмического рисунка, проявляется низкая степень владения приемами интонационно-смыслового анализа;
5) изменяется качество тембра голоса в виде глухости, охриплости и назальности. Выявляются сложности его произвольного изменения, трудности установления связей ме-
жду оттенками окраски голоса и смыслом речевого сообщения, что обусловливает недостаточную реализацию эмоционально-экспрессивной функции интонации;
6) на возможность точного восприятия подсистем интонации положительно влияют контекстуальные условия: наглядное изображение, использованное в качестве опоры и соответствующее эмоциональному содержанию и смыслу высказывания, предъявление для анализа речевых отрезков с дополнительными объяснениями.
Выявленные особенности
представляют собой результаты развития детей младшего школьного возраста в условиях отсутствия целенаправленного педагогического влияния на их интонационную сторону речи.
Обозначенные в ходе экспериментального исследования данные о своеобразии сформированности интонационной выразительности речи детей с нормальным и нарушенным речевым развитием необходимо учитывать при разработке профилактических и коррекционных программ.
Учитывая то, что для усвоения интонационных умений учащимися младших классов существует ряд благоприятных факторов, которые
заключаются в психолого-
физиологических особенностях -большая склонностью к подражанию, высокая языковая восприимчивость, гибкость речевого аппарата и эмоциональная чувствительность.
Литература
1. Антипова, А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистики / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. - 1986. - № - 1.
2. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгунова. - М. : Прогресс, 1969. - 278 с.
3. Кантер, Л. А. Системный анализ речевой интонации : учебн. пособие / Л. А. Кантер. - М.: «Высшая школа», 1988. - 128 с.
4. Лопатина, Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертыми формами дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология. - 1989. - №
2. - С. 64-71.
5. Наумова, Е. В. Просодико-интона-
ционная интерференция в речи билингов : автор. дис. ... канд.
филол. наук / Наумова Е. Н. - М., 2002. -16 с.
©З. А. Репина,
Е. А. Ларина, 2009