Научная статья на тему 'Научно-методические основы формирования ритмико-интонационной стороны речи младших школьников'

Научно-методические основы формирования ритмико-интонационной стороны речи младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2932
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЙ РИСУНОК РЕЧИ / ДИАГНОСТИКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильенко Н. М.

Статья посвящена проблеме формирования ритмико-интонационной стороны речи младших школьников как показателя культуры речи. Предложена диагностика сформированности этой стороны речи и методическая технология её совершенствования, внедрённая и апробированная в практике школьного обучения русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильенко Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы формирования ритмико-интонационной стороны речи младших школьников»

УДК 373.3.016 [0758]

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме формирования ритмикоинтонационной стороны речи младших школьников как показателя культуры речи. Предложена диагностика сформированности этой стороны речи и методическая технология её совершенствования, внедрённая и апробированная в практике школьного обучения русскому языку.

Ключевые слова: ритмико-интонационный рисунок речи, диагностика, методическая технология, младший школьник, стихотворный текст, музыка.

Реформирование системы общего начального образования в связи с введением и реализацией Федерального государственного стандарта последнего поколения (ФГОС НОО, 2009) требует пересмотра учителем начальных классов всей системы обучения, использования инновационных технологий, приёмов и методов, средств обучения и воспитания с целью формирования основных компетенций, и в первую очередь - компетенции коммуникативной [1]. Коммуникативная компетенция, формирование которой должно быть направлено на умение устанавливать контакты, вступать в общение, быть готовыми к межкультурной коммуникации, является одним из показателей индивидуальности учащегося [6].

Решение этой проблемы невозможно без пересмотра основных направлений обучения родному языку, без внедрения коммуникативного системнодеятельностного подхода, тем более что новая парадигма образования носит антропоцентрический характер.

Очевидно, что общение осуществляется прежде всего в устной форме и качествам устной речи должно быть уделено особое внимание в начальных классах, поскольку, во-первых, младший школьный возраст сензитивен к усвоению закономерностей языковой коммуникации и, во-вторых, достаточно легко дети этого возраста вступают в общение и испытывают в нём потребность.

Параметрами устной речи, имеющими коммуникативный характер, показателями речевой культуры коммуникантов являются ритмичность и интонационная выразительность. Важна интонация, поскольку она не только обрамляет речь, не только выражает эмоциональное состояние говорящего, но и несёт большую смысловую нагрузку. Однако именно обучению интонации, формированию ритмикоинтонационного строя детской речи в современной начальной школе уделяется недостаточно внимания.

Между тем фонетисты и стилисты обращают внимание на общее снижение интонационной насыщенности русской речи, на утрату некоторых важных параметров русской интонации, на утрату её мягкости, специфической мелодичности, ритмичности и выразительности (Е. Н. Кузнецова). Это обстоятельство заставляет учителя ещё более внимательно отнестись к формированию именно этой стороны устной речи.

Формировать интонационный рисунок речи, значит формировать такие её параметры, как темп, тембр, правильное использовании пауз, правильную расстановку логического, фразового, тактового ударений.

В процессе обучения родному языку в начальной школе у ребенка должно постоянно возникать желание овладеть и правильной, и «хорошей», красивой речью как способом выражения и утверждения себя, который делает возможным установление

Н. М. Ильенко

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

ilenko@bsu.edu.ru

контакта с окружающими людьми, а в будущем позволит быть успешным в разных сферах деятельности.

В то же время показания наблюдений и организованного экспериментального исследования убеждают нас в том, что большинство младших школьников не владеет умением точно, лаконично, эмоционально, ясно излагать собственные чувства и мысли. Необходимо также отметить, что в детской речи устойчиво проявляется диалектное интонирование фразы, даже если учащийся владеет литературным словарным запасом.

Большинство отечественных и зарубежных психолингвистов (Д. Брунер, П. Я. Гальперин, А. А. Леонтьев, Ж. Пиаже и др.) утверждают, что представление о мире в сознании человека связано, представлено речью на родном языке. Родной язык выражается с помощью средств фонетики и интонации, лексики и словообразования, более же всего в таком продукте речевой деятельности, как речь говорящего или пишущего индивида - языковой личности, углубляющей знание языка в процессе школьного обучения.

Очевидным показателем речевой правильности является речевая интонация, которая вместе со словами передаёт содержательную сторону коммуникации, весь смысл речи. Русская интонация придаёт речи выразительность гибкость, плавность, ритмичность, мелодичность.

Умение говорить правильно и выразительно, передавая эмоциональное отношение к тому, о чем говорится, с соблюдением логики изложения и законов интонирования является залогом успешного общения. Интонационная выразительность заключает в себе весь интонационно-ритмический рисунок речи, связывает текст, а, следовательно, является важным критерием культуры речевой коммуникации. Так как интонационная выразительность - акустическое свойство речи звучащей, то выполняемые ею функции - сопровождение функции коммуникативной: в процессе коммуникации она реализует задачи говорящего субъекта в процессе языковой коммуникации.

В связи с этим особенно актуальным становится поиск пути интенсификации процесса обучения детей такому элементу культуры речи, как ритмикоинтонационная выразительность, изменение и модификация в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО методической технологии формирования просодической грамотности и рецепции устной речи.

Данная проблема, на наш взгляд, может быть решена путём оптимизации и рационализации процесса формирования ритмико-интонационной выразительности речи с таких дидактических средств, как музыка и стихотворная речь, включающих детей в разнообразные способы деятельности, - продуктивные, репродуктивные и рецептивные, которые способствуют формированию устойчивых ритмикоинтонационных знаний, умений и навыков у детей, позволяют избавить их устную речь от монотонности, неритмичности, вялости.

Из практики обучения родному языку следует, что в качестве наиболее эффективных средств формирования просодического рисунка речи детей рационально использовать те, которые «воздействуют на личность, глубоко и всецело активизируя её интеллект, эмоциональные и волевые резервы». К таким средствам, как считают многие учёные-методисты, в частности В. Д. Виноградов, В. Г. Граф, Т. К. Донская, Л. А. Зубарева и др., можно отнести музыку.

Очевидное наличие целого ряда разных аспектов исследуемой проблемы заставило нас обратиться к трудам специалистов по физиологии (В. М. Бехтерев, Н. И. Сеченов, Р. Юссон и др.), которые считали, что вызванные музыкой сильнейшие эмоции способны изменить «внутреннюю среду организма» и даже повлиять на физиологические и психологические процессы, протекающие в организме; по психологии и психолингвистике (О. А. Ворожцова, Л. В. Величкова, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Б. М. Теплов), которые утверждают, что музыка, да ещё соединённая со стихами разжигает сферу эмоциональной жизни лич-

ности, способствует стимулированию умственной и речевой активности; в области музыки и лингвистики (Б. В. Асафьев, Л. В. Бондарко, А. А. Реформатский и др.), одобрявших и утверждавших, что музыка и речь находятся в полном взаимодействии; в области методики (Е. Борзов, Г. Б. Вершинина, В. Д. Виноградов, Л.И. Глазунова, Л. А. Горбушина, В. Г. Граф, Т. К. Донская, Л. А. Зубарева, Т. А. Потапенко, Т.А. Пронина, Е. Г. Сафронова, Н. Л. Федотова и др.), которые подчёркивали, что музыка и стихотворная речь развивают речевой слух и лингвистические способности.

Авторы подчёркивают: просодическая организация языка отличается ярко выраженной музыкальностью. Единство музыки и речи, как «двух ветвей одного звукового потока» (Б. В. Асафьев), особенно ярко и отчётливо выступает в произведениях вокальных жанров, поскольку именно в них тесно переплетаются слово и музыка, включая слово в динамику иного интонирования - музыкального, вводя его в особую организацию - музыкальную: ладовую, звуковысотную, ритмическую.

Опираясь на опыт упомянутых выше исследователей, мы в своём исследовании при организации экспериментальной работы учитываем их достижения и на их основе строим свою методическую систему формирования ритмико-интонационного рисунка фразы младшего школьника, привлекая в качестве дидактических средств стихотворный текст и музыку, работая в условиях личностно ориентированного развивающего обучения.

Процесс формирования ритмико-интонационной выразительности детской речи служит составляющим звеном развивающего обучения, так как способствует когнитивному, личностному развитию младших школьников, их эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Овладение нормами устной речи, ритмико-мелодическим рисунком синтаксических конструкций - прочная основа для овладения письменной речью, облегчает усвоение пунктуации.

Использование музыки и стихотворного текста как дидактических средств представляются нам важными с точки зрения лингвоэстетического образования и воспитания. Формирование навыков ритмико-интонационной выразительности речи не мыслится без развития у школьников фоностилистических умений и навыков. Под фоностилистическими умениями и навыками мы подразумеваем интеллектуальную, эмоциональную чуткость к слову, способность видеть и слышать «музыку» художественной речи, которая выражается в звукописи, создающей неповторимый тембровый рисунок, в особых ритмических фигурах, в богатой смысловой интонации и, самое главное, - в умении выразительно и грамотно воспроизводить различные типы текстов.

Говоря о методической значимости стихотворного текста и музыки, следует подчеркнуть их активную роль в развитии речевого слуха, что особенно важно при обучении русскому языку и литературному чтению в начальной школе.

Таким образом, комплексная характеристика музыки и стихотворного текста, их позитивное влияние на личность в физиологическом, психологическом плане обусловили их включение в уроки русского языка и литературного чтения, внеклассные занятия в качестве эффективных средств обучения ритмико-интонационной выразительности речи.

При организации работы по формированию ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников мы исходим из следующих методологических положений:

• необходимо определить содержание и структуру учебной деятельности, логико-психологические основы построения учебного предмета, соответствующие требованиям учебной деятельности, возрастные особенности психического развития младшего школьника и их резервы в процессе учебной деятельности;

• определить оптимальные условия эффективности применения стихотворного текста и музыкальных средств с целью формирования ритмико-интонационной стороны речи младших школьников;

• создать речевую среду, максимально благоприятствующую развитию речи, использовать все возможности для актуализации речи детей;

• осуществить отбор методов, адекватных цели обучения языку, отобрать базовые знания об интонации и её компонентах, о доступных способах закрепления найденных интонаций и подготовки текста к произнесению вслух;

• подобрать разнообразные упражнения, в том числе и индивидуальные и дифференцированные, которые должны служить средством закрепления ЗУНов;

• создавать ситуации успеха, вызывая положительные эмоции, формируя мотивацию к учебной деятельности;

• сформулировать принципы отбора дидактического (языкового) материала, использовать стихотворные тексты, хорошо ритмически организованные прозаические тексты, применять наглядные пособия, звуковую наглядность;

• по мере усвоения интонационно правильной речи и выразительного чтения расширять возможность учащихся более самостоятельно решать интонационные задачи по подготовке текста к произношению вслух;

• использовать помощь, которую оказывают для развития речевого слуха и интонационной выразительности музыкальные средства, слушание музыки;

• изучить структуру комплексной методической технологии (базирующуюся на коммуникативном системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах);

• произвести отбор лингвистических понятий, связанных с интонацией русского языка, и найти эффективные пути предъявления этих понятий в курсе начальной школы;

• осуществить обследование контингента детей с целью установления уровня владения ритмико-интонационной стороной речи, а также ее выразительностью.

Внедрению предложенной технологии формирования интонационной выразительности речи должна предшествовать диагностика, включающая серию констатирующих срезов, позволяющих определить:

1) уровень сформированности ритмико-интонационной стороны речи младших школьников и наиболее типичные её недостатки;

2) основные направления в работе над интонационной стороной речи на уроках словесности, факультативных занятиях, занятиях в группе продленного дня при использовании стихотворного текста и средств музыки.

Вопрос оценки состояния измеряемого предмета, каким является в данном случае владение интонационным рисунком речи, - основной момент организации диагностического исследования [3, с. 125; 2].

Таблица

Критерии и показатели сформированности ритмико-интонационной

выразительности речи

Критерии Показатели

1) интонационная правильность воспроизведения высказывания и стихотворного текста 1) сформированность компонентов интонационной выразительности (речевое дыхание, ритм, мелодика, паузиро-вание, тактовое и фразовое членение, динамика, темп, тембр); 2) объём сохранения информации, то есть количество теоретических сведений, закрепившихся в сознании обучающегося, присвоенная им сумма знаний, умений и навыков; 3) умение использовать необходимые средства выразительности при воспроизведении стихотворных текстов в заданной коммуникативной ситуации

2) восприятие и воспроизведение ритмической организации отрезка речи и музыки; установление их ритмического соответствия 1) умение воспроизводить ритм интонационных единиц (слова, фразы, текста, стихотворного текста); 2) умение соотносить ритм стихотворного текста и музыки; 3) способность к творческой деятельности в продуцировании мелодии стихотворения

3) качество восприятия и воспроизведения мелодики в эмоциональных интонационных конструкциях на основе тембровых характеристик 1) развитость эмоционально-волевых качеств; 2) умение вычленять эмоционально окрашенные конструкции в высказывании, соотносить их с различными эмоциональными состояниями; 3) умение декодировать информацию через эмоциональные интонации, строить связное обоснованное эмоционально окрашенное высказывание с привлечением невербальных средств

4) способность к вычленению суперсегментных единиц языка 1) степень сформированности речевого интонационного слуха; 2) умение передать логическое ударение, основанное на противопоставлении и связи с эмоциональным состоянием; 3) умение передать тактовое и фразовое ударение, основанное на усилении тона

Исходя из предположения, что существует прямая зависимость уровня сформиро-ванности ритмико-интонационной выразительности речи от наличия музыкального слуха и музыкальной подготовки младшего школьника (способности воспринимать мелодию, ритм, динамику, темп), рационально ввести дополнительный критерий, по которому также осуществляем замер. Его показатели:

1) уровень вокальных навыков (восприятие и воспроизведение мелодии);

2) уровень скоординированности движений в соответствии с ритмом.

Для каждого критерия можно выделить четыре уровня: высокий - продуктивный, - высокий, творческий, креативный (5 баллов). средний - коммуникативный, удовлетворительный средний, ценностный, конструктивный, (основной для чего-то, плодотворный) - 4 балла; коммуникация является основным направлением в речевой деятельности, следовательно, необходимо довести большое количество учащихся до этого уровня.; - репродуктивный, нормативный, отображающий (получающий наглядное выражение), достаточный - 3 балла; низкий - рецептивный, низкий, интуитивный, стихийный (неорганизованный, без правильной организации, руководства) - 2 балла.

Показатели определяют оценку и позволяют выявить наличный уровень сфор-мированности ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников.

Для определения уровня развитости по конкретному критерию исследователи выделяют четыре взаимосвязанных компонента:

1) теоретические знания (уровень теоретического понимания задания) [4, с. 76];

2) практические умения и навыки (умение использовать на практике полученные знания);

3) творческое развитие детей (уровень развития эмоциональности, творческий подход при выполнении задания);

4) развитие самостоятельности при решении поставленных задач.

Срез проводится по следующим направлениям:

1) речевой интонационный слух: определить способность адекватно воспринимать, анализировать и оценивать интонационную сторону устного высказывания (собственного или чужого), способны ли воспринимать стихотворный текст и музыку;

2) речевое дыхание: определить, какой тип дыхания присущ младшим школьникам при акте говорения; какой процент школьников владеет смешанным типом дыхания (нижнерёберно-диафрагматическим) в отличие от ключичного (плечевого), грудного (реберного) и брюшного (диафрагматического); умеют ли школьники рационально расходовать воздух, правильно ли добирают его;

3) восприятие ритмической организации речи: способны ли младшие школьники воспроизводить ритм слов, предложений, прозаических и стихотворных текстов, соотносить музыкальный ритм с речевым ритмом;

4) мелодика речи (движение тона): способны ли школьники различать на слух повествовательную, вопросительную и побудительную интонации; определять основной тон высказывания, замечать дополнительные оттенки эмоций, выражать тоном необходимые чувства, настроения и отношения; способны воспринимать и воспроизводить интонационные конструкции различных типов, слышат ли движение тона в конструкциях; могут ли соотносить музыкальные фразы с речевыми;

5) логическое ударение: могут ли выделять силой голоса значимые для понимания смысла фразы слова, соотносить вопросы с выделенным логическим ударение с необходимыми ответами;

6) паузы: определить правильность и уместность использования пауз в воспроизводимом тексте; соблюдение тактового и фразового членения;

7) темп: определить, какой темп характерен для речи детей; способны ли учащиеся подбирать необходимый темп для текста;

8) тембр: определить насколько развиты артикуляционно-акустические навыки;

9) динамика (громкость): определить свойства динамики (слишком тихая, тихая, нормальная, громкая, слишком громкая),

10) речевой слух: определить способность воспринимать интонацию (учитывались все компоненты) звучащего высказывания и музыкального отрывка.

Наблюдения показывают, что у большинства школьников не поставлено речевое дыхание (примерно 63 %). Если в речи некоторых учащихся можно наблюдать паузы, в которых они делают добор воздуха, то при воспроизведении стихотворных текстов большинство их (примерно 83 %), чувствуя и удерживая стихотворный ритм, «захлёбываются», делая громкий вдох на границах речевых пауз, при этом интонационно-логические, синтаксические паузы большинством школьников не соблюдаются: речь представляет собой «ком». В речи наблюдаются неоправданные по длительности паузы. Следует заметить: если школьники все же соблюдают паузы, то паузы между фразами звучат отчетливее, чем паузы между речевыми тактами.

Практически отсутствуют в детской речи повышение и понижение тона в звучащей фразе, эмоционально-экспрессивная окрашенность высказывания. Восходящее и нисходящее движение тона, посредством которого задаётся ритм, в большей степени характерно для речи детей, которые занимаются пением, в их речи наблюдается плавность, звонкость, гибкость. Замечено несоответствие темпа характеру высказывания. Часто слово или фраза начинаются медленно, а в середине ускоряются и резко заканчиваются, что указывает на аритмию речи.

Наблюдая за динамикой как за одним из показателей интонационной выразительности, можно заметить, что органы дыхания и речи младших школьников в большинстве случаев пассивны, в соответствии с этим страдает и громкость, зависящая от их активности. Кроме того, тихую речь можно связать с неуверенностью и стеснительностью детей, которые не готовы к выступлениям перед аудиторией, а также речевые дефекты, нечеткое произношение некоторых согласных звуков являются причиной вялой, монотонной, тихой речи. Наши наблюдения показали, что у значительной части детей наблюдается дефектное произношение звуков речи, это оказывает влияние на динамику речи. Для речи небольшой группы детей характерна неоправданная крикливость. Речь у значительной части детей громкая, с выраженной мелодикой. В устной, не подготовленной ре-

чи более всего страдают речевое дыхание и темп, что связано с несформированным умением использовать в высказывании необходимые паузы.

Результат анализа полученных на диагностическом этапе данных определяет направление работы по формированию ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников. Этот этап требует внедрения в практику комплекса методов и приёмов с привлечением стихотворного текста и музыки, способствующих совершенствованию выразительности речи учащихся с разным уровнем речевого развития и готовности к восприятию стихотворного текста и музыки, который нашёл отражение в методической технологии, включающей:

1) программу факультативного курса;

2) систему упражнений, которую можно использовать на уроках словесности, внеклассных занятиях, занятиях в группе продленного дня;

3) методические рекомендации по совершенствованию ритмико-интонационной стороны речи.

При концептуальном обосновании методической технологии мы опираемся на фундаментальные понятия методики, выделенные Л. П. Федоренко [5, с. 19], которые способствуют правильному построению системы работы по формированию ритмикоинтонационной стороны речи младших школьников.

По результатам диагностики и с учётом перечисленных принципов подбираются:

1) конкретный учебный языковой материал, или дидактический материал, составляющий содержание обучения;

2) методы и приёмы обучения, учебных речевых действий тренировок учащихся с целью формирования ритмико-интонационной выразительности обучаемых;

3) формы организации учебной работы (урок, факультативное занятие, программированное обучение и др.);

4) материальные средства обучения (схемы, таблицы, карточки; техническую аппаратуру для воспроизведения письменной и звучащей речи).

Определим основные интонационные умения, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы в процессе обучения:

• проводить интонационный анализ предложенного отрезка речи, а также оценивать интонационную сторону устного высказывания, выразительность чтения и исправлять интонационные ошибки;

• соотносить смысл, интонацию и пунктуацию предложений;

• устанавливать связь интонации высказывания с иными паралингвистиче-скими средствами (жест, мимика, пантомимика); подчинять устное высказывание правилам интонационного речевого этикета;

• характеризовать стилистическую функцию интонации и её компонентов в художественном тексте;

• овладеть выразительной функцией фонологических единиц - просодем: навыков модулирования своего голоса по тембру для выражения чувств; навыков произнесения текста полным стилем в отличие от разговорного; навыков анализа музыкальной стороны текста, благозвучия (эвфония).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрольный эксперимент подтвердил наши предположения о том, что по уровню сформированности культуры речи с точки зрения её эстетической насыщенности учащиеся экспериментальной группы значительно опережают учащихся контрольной группы. Учащиеся экспериментальной группы в массе перешли с рецептивного на коммуникативный и рецептивный уровни, в то время как среди учащихся контрольной группы с этой задачей справились только единицы.

Итоговые результаты экспериментальной работы, таким образом, подтвердили полностью правильность и эффективность избранного пути формирования ритмикоинтонационного рисунка детской речи, а следовательно, и актуальность темы исследования, а также правильность выдвинутой гипотезы, и эффективность использова-

ния предложенных методов работы с детьми, логичность и обоснованность предложенной методической технологии.

Внедрение в практику школы предложенной методической технологии позволяет уже на начальном этапе школьного обучения родному языку заложить прочные базисные основы для дальнейшего формирования у детей ритмико-интонационной выразительности речи как элемента культуры речи на следующих этапах школьного обучения.

Список литературы

1. Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование). - http://standart.edu.ru

2. Давыденко Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой : дис. ...д-ра пед. наук. - М., 1996. - 468 с.

3. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы; Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина, Белгор. гос. пед. ун-т им. М. С. Ольминского. - М. ; Белгород : Изд-во БГПУ, 1993- ■ 219 с.

4. Пронина Т. А. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития в процессе певческой деятельности в общеобразовательной школе : дис. ... канд. пед. наук; Моск. гос. откр. пед. ун-т им. М. А. Шолохова. -М., 2005. - 178 с.

5. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. - М. : Просвещение, 1973. - 160 с.

6. Шибаева С. Н. Формирование индивидуальности школьника: состояние проблемы. // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - № 12 (131), выпуск 14, 2011. - С. 179 - 182.

SCIENTIFIC-METHODICAL BASES OF FORMATION OF A RHYTHMIC-INTONATIONAL SPEECH OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the problem of formation of a rhythmic-intonational speech of junior schoolchildren as an indicator of the culture of speech. Proposed diagnosis of formation of this aspect of speech and instructional technology improvement, implemented and tested in school practice teaching Russian language.

Keywords: rhythmical-intonational figure of speech, diagnostics, instructional technology, Junior schoolboy, lyrics, music.

N. M. Ilyenko

Belgorod National Research University

e-mail:

ilenko@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.