Научная статья на тему 'Формирование структурно- семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Формирование структурно- семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
332
38
Поделиться
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / МЕТАЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ / METALINGUISTIC ABILITY / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL ACTIVITIES / СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / STRUCTURAL AND SEMANTIC SENTENCE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Силантьева С.Н.

В статье определены содержательно-методические основы целенаправленного формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, доказана необходимость и эффективность сочетания традиционной системы логопедического воздействия с реализацией предлагаемого содержания работыThe author specifies the basic content and implementation methods for developing structural and semantic sentence analysis of older preschoolers with general speech underdevelopment and proved the necessity and efficiency of combining traditional speech therapy treatment with the proposed type of work

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Силантьева С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование структурно- семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

С. Н. Силантьева

Аннотация. В статье определены содержательно-методические основы целенаправленного формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, доказана необходимость и эффективность сочетания традиционной системы логопедического воздействия с реализацией предлагаемого содержания работы.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, метаязыковая способность, коррекционно-развивакщие занятия, структурно-семантический анализ предложений.

Summary. The author specifies the basic content and implementation methods for developing structural and semantic sentence analysis of older preschoolers with general speech underdevelopment and proved the necessity and efficiency of combining traditional speech therapy treatment with the proposed type of work.

Keywords: children with general speech underdevelopment, metalinguistic ability, correctional and developmental activities, structural and semantic sentence analysis.

В современных педагогических исследованиях отмечается, что обучение грамоте успешно в том случае, когда ребенок достиг высокого уровня осознания языковой стороны речи, овладел необходимыми метаязыковы-ми навыками (Е. Д. Божович, А. Н. Кор-нев, Ф. А. Сохин, Р. Д. Тригер, О. С. Ушакова, Д. Б. Эльконин и др.). Осознание речевой действительности связывается с речевым и познавательным развитием [1]. В результате сложного взаимодействия когнитивных процессов в языковом сознании возникает особая метаязыковая способность. В широком смысле ее определяют как компонент когнитивной структуры, объектом

функционирования которого являют- 145 ся язык и его единицы (Н. Н. Болдырев, А. А. Залевская, Е. С. Кубрякова, Радзиховская). Метаязыковые процессы дифференцированы в отношении разных уровней языка: фонологии, лексики, синтаксиса.

Становление метаязыковой способности в процессе анализа словесного состава предложения у дошкольников с нормальной и нарушенной речевой деятельностью представлено в исследованиях Г С. Гуменной, С. С-Г Гасановой, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой.

Обобщение современных методических разработок в области развития речи и обучения грамоте позво-

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

146

лило констатировать, что при стихийном формировании становление метаязыковой способности протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка в речевой действительности ограничена и неустойчива. При специальном обучении, ориентированном на реализацию поэтапного формирования действия, успешно и довольно быстро формируется осознание языковой действительности (Г. П. Белякова, П. Я. Гальперин, Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова и др.).

Анализ данных логопедической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования структурно-семантического анализа предложений у детей с нарушениями речи освещается фрагментарно [2; 3]. В методических разработках практических логопедов содержатся рекомендации по формированию отдельных аспектов структурно-семан-ти че ского анализа предложений у старших дошкольников и младших школьников с нарушениями речи (Л. Н. Ефименкова, С. В. Коновален-ко, И. Н. Садовникова, Т. А. Ткачен-ко и др.). Единичные указания на недостаточность отдельных аспектов предложений препятствуют созданию целостной картины сформи-

рованности данного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Необходимость решения обозначенных проблем в теоретическом и практическом планах и определяет актуальность настоящего исследования.

Материал для исследования особенностей анализа предложений составили задания, сгруппированные в три серии в зависимости от рассматриваемого аспекта данного анализа. Изучение предусматривало: выявление особенностей структурного, смыслового и интонационного анализа предложений.

В исследовании принимали участие 80 детей старшего дошкольного возраста, из них 40 детей с общим недоразвитием речи.

В результате анализа экспериментальных данных был определен коэффициент успешности (КУ), который вычислялся путем отнесения количества правильных ответов к их общему количеству. Сравнительные данные КУ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) и их сверстников с нормальной речью представлены в табл. 1.

Данные табл. 1 указывают на достоверно худшие результаты вы-

Таблица 1

Соотношение коэффициента успешности выполнения структурно-семантического анализа предложений у детей с нормальным речевым развитием и ОНР в %

Параметры анализа Структурный Семантический Интонационный

анализ анализ анализ

Категории детей Коэффициент успешности

>х и >х и >х и >х и >Х и >Х и >х и >Х и >Х и

О О О с!

с е из с е из с е из

в р с н в р с н в р с н

Дети с нормальным рече- 100 0 0 73 27 0 80 20 0

вым развитием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дети с общим недоразви- 10 50 40 5 40 55 8 47 45

тием речи

полнения заданий дошкольниками с общим недоразвитием речи, что констатирует несформирован-ность структурно-семантического анализа предложений у детей данной категории.

Содержание и методика формирующего эксперимента соориентирова-ны на коррекцию основных трудностей с учетом результатов констатирующего эксперимента. Коррекционная работа строилась в соответствии с тремя основными аспектами анализа предложений. В содержание программных занятий включались задания на формирование когнитивных операций (идентификации, категоризации, верификации, сегментации, фокусирования и т. д.), составляющих основу структурно-семантического анализа предложений.

Для более успешного усвоения навыков структурно-семантического анализа предложения использовались изобразительные структурные и смысловые опоры, применение которых воссоздает в развернутом виде формальную и семантическую структуру предложения [4].

Весь формирующий эксперимент был основан на четкой последовательности работы. Экспериментальная система обучения состояла из четырех взаимосвязанных этапов.

Первый этап - подготовительный. Цель - формирование предпосылок структурно-семантического анализа предложений. Задачи: формирование анализа предметного ряда, предметно-пространственных представлений; ознакомление и дифференциация лингвистических понятий «слово» и «предложение» на эмпирическом уровне; ознакомление со структурной и смысловой опора-

ми; формирование когнитивных операций на неречевом материале.

Второй этап - освоение структурно-семантического анализа предложений. Стимульным материалом служили нераспространенные предложения. Задачи: ознакомление на эмпирическом уровне с понятиями слов-предметов, слов-действий (освоение семантического анализа); формирование структурного анализа двусоставных предложений; ознакомление с повествовательным типом интонации.

Третий этап - становление структурно-семантического анализа предложений - осуществлялся на материале простых распространенных предложений. Задачи: ознакомление на эмпирическом уровне с понятиями слов-признаков и предлогов (семантический анализ); формирование структурного анализа предложений из 3-5 слов (со служебными частями речи, определениями, однородными членами); ознакомление с основными типами интонации, анализ предложений в зависимости от основных типов интонации, вычленение предложений из текста.

Основная цель четвертого этапа (активизации структурно-семан ти че-ского анализа предложений) - закрепление навыка анализа предложений.

Формирующий эксперимент проводился в течение двух учебных лет. В нем приняли участие 40 детей с логопедическим заключением ОНР уровня: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) по 20 детей. В контрольной группе обучение проводилось по традиционной методике [5].

С целью проверки эффективности предложенной методики формирования структурно-семантического анализа предложений был проведен кон-

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

148

трольныи эксперимент, аналогичный констатирующему.

Сравнительный анализ материалов экспериментальной и контрольной групп показал, что данные их первичного обследования не имели существенных различий. Влияние обучения на уровень овладения структурно-семантическим анализом предложений отражено в табл. 2.

Данные таблицы демонстрируют положительную динамику в формировании структурно-семантического анализа предложений по сравнению с констатирующим экспериментом в обеих группах. Однако в экспериментальной группе показатели более заметны.

Анализ данных исследования позволил выявить положительную динамику в стратегии структурно-семантического анализа предложений детей экспериментальной группы. У дошкольников не зафиксирована необходимость многократного предъявления инструкции. Остались единичные случаи эхолаличного повторения предложения. Латентный период реагирования значительно сократился. У детей отмечается самостоятельность в организации деятельности, удержание алгоритма действия без упорядочивания со сто-

Соотношение коэффициента успешности (КУ) предложений у детей КГ и

роны логопеда или с минимальной помощью в виде стимулирующих / уточняющих вопросов.

Анализ данных позволил выявить качественную динамику структурного анализа предложения. У детей экспериментальной группы не наблюдалось ошибок при анализе коротких, относящихся к элементарным синтаксическим конструкциям, предложений; исчезли ошибки перестановки слов и слияния двух знаменательных слов в одно. Значительно сократилось количество ошибок слияния предлога со знаменательным словом.

Отмечены возросшие возможности детей в выполнении семантического анализа предложений. Анализ результатов выполнения серии заданий на выделение субъекта и предиката позволил выявить, что у детей ЭГ не наблюдается ошибок при выявлении субъекта и предиката в предложениях, относящихся к элементарным синтаксическим конструкциям. При выполнении заданий на выделение признака субъекта, признака предиката дети ЭГ не испытывали затруднений.

Результаты обследования интонационного анализа показали, что у де-

Таблица 2

выполнения структурно-семантического анализа ЭГ до и после обучения в %

Параметры Структурный Семантический Интонационный

анализа анализ анализ анализ

Группы детей Коэффициент успешности

>х >х >х >х >х >х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I X I X I X

со ед СО со ед СО со ед СО

т и н со и н со и н

ЭГ (до нач. обуч.) 10 50 40 5 40 55 8 47 45

ЭГ (после обуч.) 80 20 0 75 25 0 85 15 0

КГ (после обуч.) 55 40 5 55 35 10 60 45 5

тей в полной мере усвоены сенсорные эталоны мелодики конца фразы и звучания языковой единицы.

Анализ результатов обследования дошкольников контрольной группы свидетельствует о наличии более низких показателей по всем аспектам анализа предложений и, следовательно, менее выраженной динамики формирования структурно-семантического анализа предложений по сравнению с детьми, прошедшим экспериментальное обучение.

Таким образом, сравнительный анализ данных обследования детей контрольной и экспериментальной групп показал недостаточность полноценного формирования структурно-семантического анализа предложений у детей с общим недоразвитием речи по традиционной методике обучения, эффективность предлагаемого содержания работы и позволяет говорить о необходимости использования данного содержания в логопедической практике с детьми старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. - М.: МПСИ, 2002. - 254 с.

2. Гуменная Г. С. Формирование когнитивной готовности к усвоению операций языкового анализа учащимися первого класса школ пятого вида / Г. С. Гуменная, С. О. Антонова, М. В. Золина // Коррекционная педагогика (часть IY). - М.: «Прометей», 2003. - С. 3-11.

3. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрис Дидактика, 2008. - 224 с. - (Сер. «Библиотека логопеда-практика»).

4. Царькова В. Б. Надо писать // Коммуникативная методика. - Воронеж: Интерлингва, 2003. - № 1. - С. 26-27.

5. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи: учебное издание [авт.-сост. Г. В. Чиркина]. - М.: «Просвещение», 2009. - 272 с. ■

149