Научная статья на тему 'Учет особых образовательных потребностей дошкольников с общим недоразвитием речи с позиций современных требований к содержанию коррекционной работы'

Учет особых образовательных потребностей дошкольников с общим недоразвитием речи с позиций современных требований к содержанию коррекционной работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
985
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МЕТАЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ИНТУИЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миккоева Н. В.

В статье рассматриваются пути интеграции коррекционно-развивающего воздействия на речевую и познавательную деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи. Описывается методы современного мониторинга и научные методы его анализа. Анализируются экспериментальные данные, подтверждающие эффективность применения развивающих технологий, основанных на ведущих видах детской деятельности и разработанных с учетом задач образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение» и «Социализация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миккоева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет особых образовательных потребностей дошкольников с общим недоразвитием речи с позиций современных требований к содержанию коррекционной работы»

УДК 376.37

ББК Ч457.09-1 ГСНТИ

Н. В. Миккоева Санкт-Петербург, Россия УЧЕТ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются пути интеграции коррекционноразвивающего воздействия на речевую и познавательную деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи.

Описывается методы современного мониторинга и научные методы его анализа. Анализируются экспериментальные данные, подтверждающие эффективность применения развивающих технологий, основанных на ведущих видах детской деятельности и разработанных с учетом задач образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение» и «Социализация».

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, развивающие технологии, познавательный интерес, металингвистическая деятельность, языковая интуиция, адаптация, функциональная асимметрия, Программно-аппаратный комплекс для психофизиологических исследований.

Сведения об авторе: Миккоева Наталья Валерьевна, аспирант.

Место работы: кафедра логопедии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Контактная информация: 197046, д. 26, к. 127.

E-mail: nata_mikk@mail.ru.

Ключевые понятия исследования, результаты которого представ© Миккоева Н. В., 2012

'■.29.29 Код ВАК 13.00.03

N. V. Mikkoeva

St. Petersburg, Russia

TAKING INTO ACCOUNT SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS OF PRESCHOOL CHILDREN

WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT IN TERMS OF MODERN REQUIREMENTS TO THE CONTENT OF CORRECTIONAL WORK

Abstract. The article deals with the implementation of the integration of correctional and developmental effects on speech and cognitive activities of preschool children with general speech underdevelopment.

The author describes the methods of modern monitoring and scientific ways of its analysis. Analyzed are the experimental data confirming the effectiveness of developing technologies based on the leading types of children's activities and tasks designed to meet the educational areas “Knowledge,” “Communication,” “Reading” and “Socialization”.

Key words: general speech underdevelopment, developing technology, cognitive interest, metalinguistic activity, linguistic intuition, adaptation, functional asymmetry, hardware-software complex for psycho-physiological researches.

About the author: Mikkoeva Natalia Valerievna, Post-graduate Student.

Place of employment: Chair of Speech Therapy, Russian State Pedagogical University n. a. A. I. Gertsen, St. Petersburg.

Санкт-Петербург, Малая Посадская ул.,

лены в статье, — «познавательная активность», «речевое развитие»

(в частности, металингвистическая деятельность) и «адаптация», так как конечной целью функционирования когнитивной сферы человека является усвоение поступающей информации и адаптация к окружающей среде [7]. Понятие «адаптация» расценивается в большей степени в качестве возможности проявлять творческую и поисковую активность, приобретать и применять полученные знания, гибкость мышления не только в социуме (в данном случае — при адаптации в начальной школе), но и в сфере игры, языка, при знакомстве с окружающим миром.

У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается сложное сочетание нарушений познавательной деятельности с недоразвитием речевой системы, что проявляется в недоразвитии мыслительных операций анализа, синтеза и сравнения, обобщения [5, 11, 12 и др.]. Для качественной и адекватной оценки состояния и прогноза адаптации дошкольников с ОНР проводился учет параметров функциональной ассиметрии (ФА) полушарий головного мозга [9].

Вместе с познавательно-речевой направленностью исследования нами было проведено комплексное обследование дошкольников с ОНР для выявления их образовательных потребностей, которые могут влиять на достижение планируемых результатов освоения образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение» и «Социализация» в соответствии с Федеральными государственными требова-

ниями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При проведении констатирующего эксперимента было соблюдено обязательное требование к построению системы мониторинга, в данном случае дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, сочетающее низко формализованные методы (наблюдения, беседы, экспертной оценки и др.) и высоко формализованные методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

В экспериментальном исследовании участвовали дошкольники 5,5-6—6,5-7 лет с ОНР III уровня речевого развития. В ходе анализа результатов проводился количественный и качественный анализ всех сторон речи. Обработка результатов строилась на основе балльноуровневой системы оценки полученных результатов с последующим построением гистограммы. Полученная гистограмма обеспечивает наглядное представление результатов логопедического обследования, что является само по себе способом анализа данных, позволяя, во-первых, объективно выделить как наиболее несформирован-ные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка. Во-вторых, судить о наличии или отсутствии корреляционных связей между значимыми для экспериментального исследования параметрами. Данный метод графического представления в контексте нашего исследования был охарактеризован в качестве наглядного

речевого статуса дошкольника с ОНР и в перспективе может явиться ключевой частью интегративного портрета ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Изучение особенностей познавательных процессов, в частности, познавательного мотива в качестве новообразования дошкольного возраста, и составление индивидуальных профилей функциональной ас-симетрии (ФА) дошкольников с ОНР проводилось с использованием программно-аппаратного комплекса для психофизиологических исследований (ПАПКФ-02), позволяющего также изучать особенности моторнопсихических реакций и сенсорноперцептивных способностей [2].

По завершению обследования были выделены три группы старших дошкольников с ОНР: с низким (56%), средним (30%) и высоким уровнями (14%) развития познавательного интереса. В ходе исследования выявилась корреляция между уровнями развития психических функций, степенью сформи-рованности познавательного интереса и тяжестью речевых нарушений. Представленные особенности компонентов речевой и психической сферы детей с тяжелыми нарушениями речи обуславливают недостатки их предметно-практической деятельности и могут в целом негативным образом сказаться на качестве усвоения общеобразовательной программы ДОУ. В данной связи при разработке обучающего эксперимента с целью коррекции выявленных отклонений дошкольников с ОНР и пропедевтики воз-

можных трудностей овладения ими программой, мы опирались на задачи, отражающих специфику образовательных областей с познавательной направленностью: развитие познавательно-исследовательской деятельности (образовательная область «Познание»); развитие свободного общения со взрослыми и детьми, (образовательная область «Коммуникация»); приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (образовательная область «Социализация»).

Данные исследований изучения детского экспериментирования в условиях многофакторных сред свидетельствуют о том, что экспериментирование — это сложная деятельность и в ее осуществлении участвуют разнообразные способности, такие как способности к рассуждению, к прогнозированию и к построению оптимальных стратегий поиска решения [8]. Эти показатели в большей степени относятся к творческому мышлению и свидетельствуют о его гибкости, гибкость мышления в свою очередь определяет высокие адаптационные способности. Научные исследования подтверждают, что путь формирования творческих способов мышления — это выполнение детьми заданий поискового характера с опорой на приобретенный уровень образов видения. Соответственно, чем интенсивнее поисковая активность, тем быстрее и качественнее идет развитие ребенка, получающего больше новой информации [4].

Основываясь на результатах диагностики, в качестве инновационного направления в логопедической работе с дошкольниками с ОНР была выбрана исследовательская деятельность. С учетом структуры дефекта дошкольников с ОНР на начальном этапе обучения экспериментированию предлагались опыты без отсроченных по времени результатов с такими природными материалами, как вода и песок, отличающиеся хорошей наглядностью и доказательностью.

При проведении первой части обучающего эксперимента, в сочетании с образовательными ситуациями по экспериментированию, в коррекционно-развивающую работу были включены логические игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и специально разработанный нами комплекс игр к ПАКПФ. Мы предположили, что именно эти виды развивающих игр помогают сформировать познавательный мотив в деятельности старших дошкольников с ОНР. Актуальность использования развивающих игр на основе классификации, сериации, принципа сохранения при подготовке дошкольников с ОНР к школе обусловлена незрелостью ряда психических функций, обуславливающих своевременную адаптацию этой категории детей к новым социальным условиям.

Прогноз о возможных отклонениях в познавательной деятельности и способностях к адаптации был бы неполным без учета параметров функциональной асимметрии. В настоящее время проблема ФА находится в числе основных,

связанных с изучением процессов обработки информации, с предрасположенностью к различным типам деятельности и формам адаптации, направленностью личности и скоростью созревания и преобразования психических функций и механизмов в онтогенезе [9].

После анализа полученной информации, нами были выделены группы дошкольников с предполагаемой хорошей способностью к адаптации (50 %), средней (42 %) и низкой способностью (8 %).

Несмотря на то что функциональная асимметрия является ней-ропсихологической базой, платформой для развития адаптивных реакций, прогноз о возможностях к адаптации в отношении ребенка с тяжелыми нарушениями речи не может быть полноценным, если он не учитывает отклонений от стадии его возрастного развития. Таким образом, при выявлении особенностей межполушарной организации, прогнозирование способности к адаптации в целом выстраивалось нами вкупе с особенностями дизонтогене-за, вызванного речевыми расстройствами либо его последствиями.

Исследование особенностей параметров ФА у дошкольников с ОНР на основе ПАКПФ выявило, что практически у половины детей имеется доминирование одного из полушарий (42 % с полным правшест-вом и 8 % с сильным левшеством).

Выявление у ребенка уже в дошкольном возрасте склонности к гиперфункции одного из полушарий, подразумевает дефицитар-ность работы другого полушария.

Это дает основание высказать предположение о необходимости постепенного более активного вовлечение последнего в работу межполушарно-го обмена и анализа информации. В исследованиях указывается на то, что «все психические функции актуализируются благодаря функциональному взаимодействию правого и левого полушарий мозга, в ходе которого каждое привносит свой специфический вклад» [10].

В ходе экспериментального исследования нами проводится разработка и обоснование условий по активизации обоих полушарий головного мозга, способствующих более продуктивному межполу-шарному обмену и анализу информации, так как для успешного осуществления любой деятельности, в том числе познавательно-речевой, необходимо участие различных зон обоих полушарий [6]. Отметим, что подобная активизация может достигаться посредством включения дошкольников с ОНР в различные виды деятельности, протекающие на положительном эмоциональном фоне и достаточно высоком, но посильном для них уровне сложности. Подобная организации развивающей среды несет в себе возможность отслеживания особенностей психического развития детей в ходе их речевой экспрессии и проявлений познавательной активности. Данные условия уже заложены в используемых нами видах деятельности с детьми. Их обоснование с точки зрения мозговой организации планируется представить в следующих публикациях.

Обращение в контексте исследования к такой дефиниции, как металингвистическая деятельность, опирается на сензитивность разных периодов детства к развитию разных видов способностей [3]. Старший дошкольный возраст — период бурного появления познавательного отношения ребенка к речи, элементарного осознания языковой действительности. Парадокс детской грамматики заключается в том, что ребенок приходит к речевой норме через эксперимент, посредством проявления речевого творчества, игры со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирования и конструирования, с созданием своих оригинальных слов, словосочетаний, грамматических конструкций и текстов [1].

Опираясь на анализ специальной литературы и результаты собственных исследований, было выявлено, что ввиду специфичности дефектов у дошкольников с ОНР не происходит свободное овладение языком. Нарушение нормы всех компонентов речевой системы происходит не только в ходе речевого творчества, а также вследствие патологических механизмов. Если у дошкольников с нормой речевого развития аграмматизмы (инновации) в детской речи — естественное явление, имеющее свою динамику, диалектику возникновения и изживания

[1], то у детей первой экспериментальной группы с ОНР характер речевых аграмматизмов носит неспецифический и стойкий характер.

Мы предположили, что в соответствии с общностью закономер-

ностей развития нормальных и аномальных детей, дошкольники с ОНР овладевают элементарным осознанием языковой действительности, но на таком качественном уровне переработки речевого опыта, который в определенной степени эквивалентен их когнитивному базису. Несмотря на высокую частотность некоторых форм, структур и слов в речи взрослых, ребенок не может овладеть ими до развития конкретных когнитивных способностей [14].

Исследовательская деятельность объективно содержит в себе те формы внешних, материальных ориентировочных действий, которые могут стать исходными для овладения новыми действиями психического характера, то есть могут быть подвержены интериориза-ции — переходу во внутренний план. При формировании в исследовательской деятельности определенных психических свойств и способностей мы выдвинули предположение о том, что такие свойства, сложившись в данной деятельности, проявятся затем и в других видах деятельности, станут достоянием личности ребенка.

Диагностируя некоторое снижение познавательного интереса, то есть и поисково-ориентировочной деятельности у дошкольников с ОНР, мы представляем его поэтапное развитие посредством включения в коррекционно-развивающую работу экспериментирования на неречевой материале, с последующим переносом элементов исследовательской деятельности на специально разработанный речевой

материал. Он представлен логопедическими рассказами с проблемными речевыми ситуациями, речевыми играми с фонетическим, лексико-грамматическим и семантическим содержанием и наглядными практическими опытами в рамках смыслового контекста.

Успешное развитие самостоятельной ориентировочной деятельности дошкольников с ОНР в сфере языка и речи обеспечивалось нами посредством организации специальной речевой среды, потенциально направленной на активизацию речемыслительной, в частности металингвистической, деятельности дошкольников с ОНР и на достижение целей образовательных областей «Коммуникация» и «Чтение» через решение следующих задач: развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; приобщение к словесному искусству.

Подобный перенос поисковой активности подразумевал формирование или развитие интереса к языковым явлениям (ко всем элементам — фонетика, лексика, грамматика, семантика) на базе достаточно развитых общефункциональных механизмов речевой деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, память, внимание и др.)

[11]. Мы предположили, что развитые общефункциональные механизмы речи скажутся на результативности работы металингвистической деятельности, протекающей на бессознательном уровне в процессе анализа и синтеза языковых фактов.

В контексте проводимого исследования мы предложили свое видение метаязыковой деятельности как сложного процесса, включающего ряд фаз (переходов) от бессознательных, до не в полной мере осознаваемых и сознательных (осознанных) действий анализа и систематизации языковых фактов, предполагающего наличие нескольких составляющих, раскрывающихся в терминах «языковая интуиция», «элементарное осознание языковой действительности», «чувство языка».

Следует отметить, что выделение и разделение этих компонентов метаязыковой деятельности — это, в известной мере, теоретическая абстракция. Реальный процесс металингвистической деятельности осуществляется в тесном взаимодействии указанных компонентов. И в зависимости от преобладания того или иного весь речемыслительный процесс в целом приобретает соответствующую направленность [13]. Формирование направленности речемыслительной деятельности в нашем исследовании достигается посредством выделения необходимых условий и подбора специальных заданий для развивающих игр.

С целью развития указанных компонентов метаязыковой деятельности у дошкольников с ОНР нами были применены соответствующие блоки развивающих игр, основанные на уже существующих и модифицированных в соответствии с задачами исследования. Разработанная серия логопедических

рассказов с наглядными элементарными опытами и практическими действиями является логическим продолжением более коротких рассказов, предшествовавших проведению опытов с природными материалами, и построена на диалоге с детьми с целью разрешения проблемных речевых ситуаций.

Во время проведения второй части обучающего эксперимента решалась задача развития языковой интуиции или языкового чутья (нем. sprachgefuhl) как предугадывания, доосмысления и неосознанного интереса к языковым явлениям и задача осознания языковой действительности путем рассуждений и выводов о том, в какой форме нужно употреблять то или иное слово, конструкцию в данном контексте.

В совместной с нами деятельности дошкольники с ОНР учились прислушиваться к речи; чувствовать речевые аграмматизмы, несвязность изложения; запоминать редкие выражения; расшифровывать метафорические сравнения; отгадывать загадки; проводить простейший этимологический анализ слов; чувствовать под руководством взрослого, насколько слово при правильном употреблении может быть выразительным, сколько в нем может быть заложено смыслового потенциала. Таким образом, также решалась задача формирования чувства языка.

Анализ научного знания и результаты собственных исследований позволяют сделать вывод о том, что применение разработанной технологии в логопедической

работе служит пусковым механизмом ускорения перестройки патологических процессов в соответствии с ходом речевого онтогенеза в норме. Это естественным образом способствует усвоению и закреплению правил использования языка в речи, становлению лингвистического и чувственного отношения к слову.

Согласно ФГТ к содержанию коррекционной работы, учет особых образовательных потребностей дошкольников с ОНР при разработке развивающих технологий опирался на данные, полученные с помощью современных методов мониторинга. Построение обучающего эксперимента происходило с учетом задач, представленных в структуре образовательных областей с познавательно-речевой направленностью. Практическое применение разработанной технологии способствовало повышению благополучия речевых статусов и познавательной активности детей данной категории. Это положительно отразилось на формировании их интегративных качеств, непосредственно влияющих на достижение результатов общеобразовательной программы ДОУ и на последующие ступени социализации.

Литература

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : кн. для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. — М. : Мозаика-Синтез, 1999.

2. Баряев, А. А. Программно-аппаратный комплекс для психофизиологических исследований ПАКПФ-02. Методика проведения исследований / А. А. Ба-ряев, Я. В. Голуб ; под ред. Л. Б. Баряе-вой. — СПб. : Изд-во РгПу им. А. И. Герцена, 2009.

3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. — М. : Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 155—216.

4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. ; под ред. Л. Г. Нисканен. — М. : Академия, 2002.

5. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. — М. : Просвещение, 1968.

6. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лу-рия. — М. : Академ. проект, 2000.

7. Психология развития : словарь / под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон : энцикл. слов. : в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред.

A. В. Петровского. — М. : ПЕР СЭ, 2006.

8. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. — М. : Педагогика, 1977.

9. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / ред. В. Ф. Фокин, И. Н. Боголепова, Б. Гутник,

B. И. Кобрин, В. В. Шульговский. — М. : Научный мир, 2009.

10. Семенович, А. В. Нейропсихоло-гическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. — М. : Генезис, 2007.

11. Соботович, Е. Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии / Е. Ф. Соботович //Дети с проблемами в развитии. — 2004. — № 2. — С. 4—6.

12. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. — М. : ДРОФА, 2009.

13. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. — М. : ВЛАДОС, 2000.

14. Шахнарович, А. М. Общая психолингвистика / А. М. Шахнарович. — М. : Изд-во РОУ, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.