Научная статья на тему 'Программно-аппаратные методы изучения особенностей познавательного интереса у дошкольников с ОНР'

Программно-аппаратные методы изучения особенностей познавательного интереса у дошкольников с ОНР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1200
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПАКПФ (ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ) / PAKPF (SOFTAND HARDWARE COMPLEX FOR PSHYCHO-PHYSIOLOGICAL EXPERIMENTS) / COGNITIVE INTEREST / RANDOMNESS / PSYCHOLOGICAL PRECONDITIONS / PSYCHICAL PROCESSES / SENIOR PRE-SCHOOL AGE / GENERAL UNDER-DEVELOPMENT OF SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миккоева Наталья Валерьевна

В статье анализируются результаты диагностики познавательного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи при помощи современного компьютерного программно-аппаратного комплекса ПАКПФ-О2, доказывается целесообразность использования мультисенсорных развивающих игр при подготовке детей с общим недоразвитием речи к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миккоева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Software and hardware methods of analysis of cognitive interest peculiarities of pre-school children with general under-development of speech

The article presents diagnostics results analysis of the cognitive development of pre-school children with general under-development of speech. The diagnostics was carried out with the help of software and hardware computer complex PAKPF-O2. The author proves expediency of usage of multisensor developing games to prepare children with general under-development of speech for school.

Текст научной работы на тему «Программно-аппаратные методы изучения особенностей познавательного интереса у дошкольников с ОНР»

Н. В. Миккоева

Выборг, Россия

N. V. Mikkoeva

Vyborg, Russia

ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация. В статье анализируются результаты диагностики познавательного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи при помощи современного компьютерного программно-аппаратного комплекса ПАКПФ-О2, доказывается целесообразность использования мультисенсорных развивающих игр при подготовке детей с общим недоразвитием речи к школе.

Ключевые слова: познавательный интерес, произвольность, психологические предпосылки, психические процессы, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, ПАКПФ (программно-аппаратный комплекс для психофизиологических исследований).

Сведения об авторе: Миккоева Наталья Валерьевна.

Место работы: аспирант кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Контактная информация: 188801

SOFTWARE AND HARDWARE METHODS OF ANALYSIS OF COGNITIVE INTEREST PECULIARITIES OF PRE-SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDER-DEVELOPMENT OF SPEECH Abstract. The article presents diagnostics results analysis of the cognitive development of pre-school children with general under-development of speech. The diagnostics was carried out with the help of software and hardware computer complex PAKPF-O2. The author proves expediency of usage of multisensor developing games to prepare children with general under-development of speech for school.

Key words: cognitive interest, randomness, psychological preconditions, psychical processes, senior pre-school age, general under-development of speech, PAKPF (Soft- and Hardware Complex for Pshycho-physiological Experiments).

About the author: Mikkoeva Natalia Valerievna.

Place of employment: Post-graduate Student of the Chair of Logopaedics, Russian State Pedagogical University n. a. Gertsen.

, Ленинградская область, г. Выборг,

ул. Рубежная, 38; тел.: (81378) 3-64-55; E-mail: [email protected]

Рассматривая учебную мотивацию в качестве новообразования младшего школьного возраста, мы изучали своевременное появление познавательного мотива в старшем дошкольном возрасте при помощи

© Миккоева Н. В., 2011

аппаратного диагностического оборудования, позволяющего оценить зрелость основных психических процессов [1].

Для проводимого исследования учитывались все аспекты школьной

зрелости, понимание структуры познавательного интереса (интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты), его виды, качественные особенности, условия его формирования, связь познавательного интереса с деятельностью и потребностями дошкольника [7].

Мы использовали традиционные параметры школьной зрелости, на основе которых создаются тесты определения школьной зрелости:

■ под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомо-торная координация;

■ эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций ребенка и возможность длительное время выполнять не всегда привлекательное задание;

■ к социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения [3, 4].

Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функцио-

нальное созревание структур головного мозга, что было важно для нашего исследования. В проводимом исследовании была впервые предпринята попытка психофизиологического обследования детей старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР) при помощи программно-аппаратного комплекса ПАКПФ-02. Аппаратные методы психофизиологического тестирования (в отличие от психологических тестов-опросников) объективно оценивают физиологические показатели, характеризующие состояние центральной нервной системы. ПАКПФ предполагает оценку: индивидуально-типологических свойств нервной системы; функционального состояния центральной нервной системы и его изменения в ходе учебной деятельности; профиля функциональной межполушар-ной асимметрии мозга; индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций (памяти, внимания), играющих важную роль в обеспечении успешности учебной деятельности [1].

Экспериментальное исследование проводилось в МДОУ № 32 г. Выборга с детьми с ОНР 3-го уровня речевого развития. Для проведения исследования была выбрана группа детей определенной возрастной категории (с 5,5-6 до 6,5-7 лет).

Отсроченное появление познавательного мотива в дошкольном возрасте у детей с ОНР может сказаться на слабом развитии их произвольной сферы в первом классе и

вызвать трудности в усвоении учебного материала, несмотря на то что речевой дефект полностью или практически полностью будет скор-регирован к началу обучения. Данные факты еще раз подтверждают то, что дети с речевыми нарушениями относятся к категории детей «группы риска» при начальном обучении в школе [6].

Нами было проведено изучение особенностей познавательных процессов моторно-психических реакций и сенсорно-перцептивных способностей дошкольников с ОНР с использованием программно-аппаратного комплекса для психофизиологических исследований (ПАКПФ-02), позволяющего также диагностировать познавательный мотив, в качестве новообразования дошкольного возраста.

С помощью ПАКПФ можно изучить наиболее важные предпосылки к овладению школьной деятельностью: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Данные умения особенно актуальны при включении ребенка в выполнение серий заданий определенной компьютерной программы, где ему самостоятельно необходимо управлять процессом при помощи специального пульта. При нормальном развитии детей все эти предпосылки появляются в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Таким образом, мы предположили, что при вы-

полнении тестов дошкольником

6,5-7-ми лет с ОНР в конце учебного года должны прослеживаться потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой его деятельности, особенности самоконтроля.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что успешное выполнение тестов детьми старшего дошкольного возраста с ОНР коррелируются со степенью развития таких произвольных психических функций, как восприятие, внимание, память, с особенностями протекания мыслительных операций, скоростью реакции и т. д., что, по сути, является начальными формами деятельности следующего периода и позволяет качественно и количество отслеживать изменения в деятельности ребенка. Это позволит при выявлении затруднений в формировании этих функций у старшего дошкольника с преодоленным или имеющимся общим недоразвитием речи, предупредить их нарушения.

Множественные ошибки при выполнении тестов, инертность, повышенная отвлекаемость, застревание на ошибках и отказ от выполнения при условии, что ребенок правильно понял инструкцию и у него не имеется никаких патологических нарушений памяти и внимания, будут свидетельствовать о том, что познавательный мотив выражен крайне слабо и формирование выше указанных произвольных психиче-

ских функций задерживается. Мы предположили, что полученные нами после обработки результаты выполнения заданий с использованием ПАКПФ могут использоваться для определения успешности адаптации будущего первоклассника в школе и успешности его обучения в целом.

Цель исследования:

- определение особенностей протекания психических процессов определенного ряда и познавательного интереса у дошкольников с ОНР

5,5-6 лет и 6, 5-7 лет;

- анализ полученных результатов с целью построения методики экспериментального обучения;

- определение зрелости мотивов к овладению учебной деятельностью и построение предположений успешности адаптации в школе в целом.

В ходе исследования были использованы следующие тесты в компьютерном варианте программы ПАКПФ-02.

Тест «Асимметрия». Направлен на выявление преобладаний в развитии функций полушарий, а также нарушения межполушарного взаимодействия - нарушения развития одного из полушарий головного мозга либо недостаточность взаимодействия между ними. Для проводимого исследования этот тест значим для выявления искажений познавательной деятельности детей с ОНР. Неравномерность развития функций полушарий головного мозга также можно отнести к нарушенному психическому развитию ребенка.

В ходе обследования выявлялись дети с избыточными левыми признаками. Группа данных детей с ОНР характеризовалась некоторой задержкой в развитии познавательных процессов, неуверенностью в себе, в своем успехе. Диагнозы детей с ОНР были отягощены неврологической симптоматикой.

Тест «Подвижность нервных процессов». При прохождении теста изучаются индивидуальные характеристики восприятия, внимания и мышления, в значительной мере зависящие от уровня функциональной подвижности нервных процессов. Информация о состоянии функциональной подвижности нервных процессов важна для прогнозирования успешности обучения и выбора индивидуального подхода к разработке занятий, а также для раннего выявления хронического утомления и переутомления ребенка.

Тест «Реакция на движущийся объект (РДО)» предназначена для изучения сложной пространственновременной реакции человека на сигнал (объект). Главным условием РДО является правильная оценка момента окончания движения определенной точки в пространстве. Кроме выявления специфических навыков, исследование РДО позволяет оценивать особенности высшей нервной системы ребенка, так как время работы РДО зависит от характеристик процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, которые определяют дифферен-цировку времени.

При сопоставлении полученных результатов была определена способность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к точному пространственно-временному реагированию, а также соотношение, подвижность и сила нервных процессов (преобладание тормозных или возбудительных процессов, или уравновешенность нервных процессов) у детей указанной категории. Учитывалось, что, как правило, преобладание тормозных процессов наблюдается у заторможенных, медлительных детей, процессов возбуждения -у гиперактивных, неусидчивых детей. Эти данные соотносятся с предположениями о важности обследования детей по выдвинутым параметрам уже в дошкольном возрасте, своевременного оказания им специальных образовательных услуг с целью предупреждения трудностей обучения в школе [8].

Теппинг-тест, основанный на выполнении стереотипных движений (постукиваний), предложен К. П. Ильиным (1978). Он основан на соотнесении нервных процессов, каковыми являются процессы возбуждения и торможения. Слабость, неустойчивость этих процессов -отличительная особенность нервной системы ребенка. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения определяют координационную роль центральной нервной системы в управлении функциями организма у детей и у взрослых.

На основании этих данных по результатам обследования строи-

лась кривая работоспособности детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Испытуемые были распределены по типам кривых работоспособности, которые свидетельствуют о сильной, средней, средне-слабой и слабой нервной системе.

В дальнейшем, в ходе экспериментального обучения, нами учитывались эти показатели тяжести и продолжительности выполнения умственных и физических нагрузок, направленных на предотвращение развития утомления и переутомления. Мы учитывали тот факт, что ребенок дошкольного возраста очень пластичен и легко обучаем, но следует помнить, что его возможности не беспредельны [3], в особенности возможности ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому нам при разработке обучающего эксперимента необходимо было учитывать не только то, чего способен достичь ребенок, но и каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить.

Приводим примеры «кривой работоспособности» (рис. 1, 2, 3).

На рисунке 1 кривая работоспособности свидетельствует о сильной нервной системе. Максимальный темп движений отмечается в первые 20-30 сек, затем он снижается ниже исходного уровня. Ребенок сохраняет нормальную работоспособность практически в течение всего занятия.

На рисунке 2 представлена кривая работоспособности, свидетельствующая о важном качестве нервной системы этого ребенка - способно-

сти мобилизоваться в конце какой- 40-50 сек мы активно подбадривали

либо деятельности для достижения детей, но не каждый ребенок пока-

лучших результатов. В последние зывал подобный результат.

Временные интервалы (по 10 сек.)

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

Кривая работоспособности на рисунке 3 свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого, выполнена дошкольником с ОНР с выраженным синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. В конце теста ребенок перестал выполнять задание (нажимать на кнопку аппарата) и сказал, что устал. Данная кривая работоспособности наглядным образом демонстрирует особенности поведение ребенка в ходе выполнения образовательных заданий. В начале занятия наблюдается несколько повышенная активность, затем непостоянные всплески и в конце - полная потеря интереса к образовательному процессу, постоянное отвлечение на посторонние предметы. Таким образом, период, в который ребенок с ОНР с этим типом нервной системы может работать продуктивно, достаточно невелик. В данном случае необходимо формировать у ребенка такие качества, как выносливость и усидчивость.

В ходе выполнения теста «Уравновешенность нервных процессов» испытуемому ребенку предлагалось провести линию, нажав на правую кнопку. После выполнения этого задания нажать левую кнопку. На экране высвечивалась прямая линия определенной длины. Ребенку предлагалось нарисовать с помощью кнопки линию точно такой длины. Таким образом, испытуемый правой кнопкой начинал линию, а левой заканчивал. После завершения тестирования на экран выводи-

лось количество ошибочно проведенных линий и их длина. При сопоставлении полученных результатов определялась подвижность и сила нервных процессов (уравновешенность/неуравновешенность, преоб-

ладание возбуждения/торможения).

В ходе исследования нам удалось выделить три группы старших дошкольников с ОНР: с низким, средним и высоким уровнями сфор-мированности познавательного интереса. В структуре познавательного интересе оценивались три компонента, о которых было сказано выше.

В первую группу вошли воспитанники с ОНР (56 %), у которых отмечался низкий уровень сформи-рованности познавательного интереса. Детей заинтересовывала общая ситуация, в которой предлагалось «поиграть на компьютере». К содержанию занятия и полученным собственным результатам дети были в основном безразличны. У данной группы дошкольников наблюдалась повышенная отвле-каемость, в ходе выполнения задания дети могли прекратить его выполнение на середине и не изъявляли желание повторить. Выражения лиц детей с общего возбуждения и заинтересованности быстро переходило в инертное и безразличное. Учитывая дефицитарный тип развития языковой способности детей, требовалось, после непосредственного показа, неоднократно подробно повторять инструкцию и помогать в ходе выполнения. Были рас-

пространены ошибки, встречались грубые неточности выполнения. Если у детей возникали вопросы, то, как правило, они не носили познавательный характер, а относились к окружающей обстановке, например: «Чей это компьютер?» Также распространен был вопрос: «А когда мы закончим? А еще долго?», что свидетельствует не только о повышенной утомляемости детей, но и о том, что сам процесс выполнения и оценки результатов не доставлял им познавательной радости и удовлетворения.

Вторую группу составили дошкольники с ОНР со средним уровнем сформированности познавательного интереса. У данной группы детей заинтересованность проявлялась не только к общей ситуации, но и к некоторым заданиям. Они проявляли эмоциональную активность в ходе выполнения наиболее наглядных заданий, выражали радость после положительной оценки. Некоторые дети демонстративно показывали, что они устали от выполнения какого-либо задания, например «Теппинг-тест», но это носило не негативный характер, а скорее показательный - «посмотри, как я старался!». Дети задавали вопросы по ходу выполнения заданий, которые относились как к самой деятельности, так и отвлеченным темам. Встречались интуитивные преждевременные попытки самостоятельно оценить свои результаты. По эмоциям детей было понятно, что хороший результат достав-

ляет не только радость, но и удовлетворение. Уровень усвоения инструкции после показа был достаточно хорошим, хотя дети допускали ошибки и неточности. Внимание детей было постепенно угасающим, нежели относительно устойчивым на протяжении всего исследования. Практически половине детей не хватало усердия для достижения лучших результатов. При неправильном выполнении задания дошкольники не изъявляли желания его повторить, не просили повторить наиболее интересные задания и не спрашивали, позовут ли их еще «поиграть».

В состав третьей группы вошли дошкольники с ОНР с высоким уровнем компонентов познавательного интереса. Общая обстановка вызывала возбуждение и заинтересованность, дети внимательно слушали инструкции и следили за показом выполнения. Детям нравилось самостоятельно выполнять задания, не хотелось, чтобы кто-то вмешивался в процесс. Дошкольники данной группы самостоятельно задавали уточняющие вопросы по ходу своей деятельности, ждали результатов своей деятельности с некоторым волнением. У детей наблюдались определенные попытки усовершенствовать свои действия при повторном выполнении. Дети узнавали задания, которые они уже сделали, и стремились перейти к новым. В ходе выполнения заданий они проявляли усидчивость, повышенная концентрация внимания наблюдалась при выполнении наиболее

интересных заданий. После проведения исследования часть детей в течение длительного времени интересовалась, позовут ли их еще заниматься.

В ходе исследования выявилась корреляция между уровнями развития некоторых психических функций, степенью сформированности познавательного интереса и тяжестью речевых нарушений.

Основываясь на результатах диагностики познавательного интереса наряду с другими познавательными процессами у старших дошкольников с ОНР, мы интегрировали в коррекционно-развивающую работу с детьми определенные виды деятельности, имеющие положительный опыт в формировании познавательного интереса у дошкольников. Наиболее эффективными нами выделены образовательные ситуации по экспериментированию, а также логические игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и др. Именно эти виды развивающих игр позволяют сформировать познавательный мотив в деятельности старших дошкольников с ОНР, что делает естественным процесс постепенной смены игровой деятельности на практическую. Актуальность использования развивающих игр на основе классификации, сериации, принципа сохранения при подготовке дошкольников с ОНР к школе обусловлена незрелостью ряда психических функций, обуславливающих своевременную адаптацию детей к новым социальным условиям.

В данном исследовании мы осуществили первые попытки диагности-

ки познавательного развития у дошкольников с ОНР при помощи современного компьютерного программноаппаратного комплекса ПАКПФ-О2. Полученные результаты можно также использовать для построения гипотез о потенциальных возможностях старших дошкольников к школьной адаптации. Выявленная у дошкольников с ОНР незрелость ряда психических функций, обуславливающих своевременную адаптацию к новым социальным условиям, подтверждает использование мультисенсорных развивающих игр при подготовке детей с ОНР к школе.

Литература

1. Баряев, А. А. Программно-ап-

паратный комплекс для психофизиологических исследований ПАКПФ-02. Методика проведения исследований : пособие для педагогов, психологов и родителей / А. А. Баряев, Я. В. Г олуб ; под ред. Л. Б. Баряевой ; РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.,

2009.

2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гут-кина. - М. : НПО «Образование», 1996.

3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина [и др.] ; под ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Академия, 2002.

4. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддья-ков. - М. : Педагогика, 1977.

5. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Л. В. Лопатиной. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

6. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /

Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988.

7. Oscar, A. Barbarin Mental health screening of preschool children: Validity and reliability of ABLE / A. Oscar // American Journal of Orthopsychiatry. - 2007. - № 77. (3). - P. 402-418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.