Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1237
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INTEREST / INTEREST IN READING / OLDER PRESCHOOL CHILDREN / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мардашова Рамзия Суфияновна, Хазратова Фируза Вакильевна

В статье рассмотрено и доказано значение развития интереса к чтению у детей на этапе дошкольного детства в современных условиях. Развитие интереса к чтению у старших дошкольников представлено как специально организованный процесс, определяющий мировоззренческое развитие и нраственное становление личности ребёнка-дошкольника. Авторы статьи теоретически обосновывают и экспериментальным путём подтверждают эффективность использования предложенных форм и методов работы в развитии интереса к чтению у старших дошкольников, отвечающих их возрастным и индивидуальным особенностям. Применение интегративного подхода в образовательном процессе позволяет расширить содержание работы в воспитании интереса к чтению у дошкольников. Применённые в экспериментальной работе и доказавшие свою эффективность формы и методы могут успешно применяться в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мардашова Рамзия Суфияновна, Хазратова Фируза Вакильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING INTEREST IN READING IN PRESCHOOL CHILDREN

The article considers and proves the importance of developing interest in reading in children at the stage of preschool childhood in modern conditions. The development of interest in reading among older preschoolers is presented as a specially organized process that determines the ideological development and moral formation of the child's personality at the stage of preschool childhood. The authors of the article theoretically substantiate and experimentally confirm the effectiveness of using the proposed forms and methods of work in the development of interest in reading among older preschoolers who meet their age and individual characteristics. The use of от integrative approach in the educational process makes it possible to expand the content of the work in solving the problem of fostering interest in reading among preschool children. The forms and methods used in experimental work and proven to be effective in developing children's interest in reading can be successfully applied in preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Только тогда, когда текст написан и отредактирован, когда творческий процесс по сути завершен, начинается работа над заголовком.

Заголовок - важный компонент текста. Он выполняет несколько функций: номинативную (называет текст), информационную (дает читателю представление о его содержании), рекламную (привлекает внимание к материалу). Также в материале можно использовать заголовочный комплекс. Это сочетание заголовка и подзаголовка, которое позволит сделать заголовок более компактным. Как правило, подзаголовок дополняет основной заголовок, объясняет и кокретизирует проблему, о которой будет рассказано читателю.

Чтобы выполнять свои функции, заголовок должен соответствовать содержанию текста, быть кратким и точным, отличаться яркостью и оригинальностью. Оригинальность современным заголовкам и заголовочным комплексам придает использование публицистами различных приемов текстовой деятельности журналиста, а также введение в заголовки слов с эмоционально-экспрессивной окраской. Интересный заголовок -творческая удача журналиста. Идеальными считаются «такие, после прочтения которых можно, даже не читая материала, полностью понять его суть» [14, С. 81].

Выводы. Итак, современному журналисту нужно находить и вынашивать свою тему, учиться конструировать медиатекст с учетом правил композиции, хорошо знать предмет, о котором пишешь. Конечно, никакой журналист не может быть всезнайкой. Но обладать прочными знаниями в тех областях, с которыми он имеет дело, просто необходимо. Именно тогда материал будет выглядеть убедительно. Кроме того, тем, кто планирует работать в СМИ, необходимо постоянно пополнять свой словарный запас.

При этом нужно уметь писать быстро, владеть навыками редактирования, макетирования, разбираться в тонкостях оформления, воспринимать новые компьютерные технологии. Будущие современные журналисты должны сознавать, что самый интересный материал - лишь сырье до тех пор, пока его не породнили с заголовком, иллюстрациями и всем тем, что делает контент.

И последнее. В эпоху цифровизации будущим журналистам важно помнить о том, что их статьи должны быть уникальны, не стоит увлекаться рерайтом, читатели хотят узнавать новые факты в оригинальной «упаковке». Кроме того, никто не отменял этические и правовые нормы журналистов, которые несовместимы с плагиатом. Именно тогда, когда эти нормы будут соблюдены, а свой стиль в журналистике найден, студенты журфака могут выйти из стен вуза с высоким уровнем методологической культуры, стать творцами, для которых важны все виды творчества, все этапы творческого процесса.

Литература:

1. Аграновский А.А. С чего начинается качество / Уроки Аграновского. - М.: Известия, 1986. - 320 с.

2. Аграновский В.А. Ради единого слова. (Журналист о журналистике). - М.: Мысль, 1978. - 168 с.

3. Бобров А.А. Основы творческой деятельности журналиста. Путь в профессию. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 279 с. - [Электронный ресурс] // Режим ввода: http://www.iprbookshop.ru/76791.html. -ЭБС «IPRbooks».

4. Ворошилов В.В. Журналистика - СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. - 656 с.

5. Ким М.П. Журналистика: Технология профессионального творчества. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. - 496 с.

6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 240 с. -[Электронный ресурс] // Режим ввода http://www.iprbookshop.ru/8845.html. - ЭБС «IPRbooks».

7. Максимова Э. Притяжение Аграновского / Воспоминания об Анатолии Аграновском: сборник. - М.: Советский писатель, 1988. - 352 с.

8. Никитина Г.В., Романенко В.И. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. - 168 с.

9. Сагал Г.А. Двадцать пять интервью. Так работают журналисты. - М.: Политиздат, 1974. - 285 с.

10. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики). - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2015. - 528 с. - [Электронный ресурс] // Режим ввода: http://www.iprbookshop.ru/36858.html. - ЭБС «IPRbooks».

11. Стаценко Е.Р. Развитие творческой активности студентов вуза как педагогическая проблема // Самарский научный вестник. - № 3 (16). - 2016. - С. 194-198.

12. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.

13. Тертычный А.А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 77 - 88.

14. Третьяков В.Т. Максимы журналистики // Журналист. - 2004. - №8. - С. 80-81.

15. Ценева М.А. Формирование творческих способностей студентов вуза как психолого-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-7. - С. 1504-1507. - [Электронный ресурс] // Режим ввода: URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37182 (дата обращения: 06.12.2020).

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Мардашова Рамзия Суфияновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Хазратова Фируза Вакильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассмотрено и доказано значение развития интереса к чтению у детей на этапе дошкольного детства в современных условиях. Развитие интереса к чтению у старших дошкольников представлено как специально организованный процесс, определяющий мировоззренческое развитие и нраственное становление личности ребёнка-дошкольника. Авторы статьи теоретически обосновывают и экспериментальным путём подтверждают эффективность использования предложенных форм и методов работы в развитии интереса к чтению у старших дошкольников, отвечающих их возрастным и

индивидуальным особенностям. Применение интегративного подхода в образовательном процессе позволяет расширить содержание работы в воспитании интереса к чтению у дошкольников. Применённые в экспериментальной работе и доказавшие свою эффективность формы и методы могут успешно применяться в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: интерес, интерес к чтению, дети старшего дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация.

Annоtation. The article considers and proves the importance of developing interest in reading in children at the stage of preschool childhood in modern conditions. The development of interest in reading among older preschoolers is presented as a specially organized process that determines the ideological development and moral formation of the child's personality at the stage of preschool childhood. The authors of the article theoretically substantiate and experimentally confirm the effectiveness of using the proposed forms and methods of work in the development of interest in reading among older preschoolers who meet their age and individual characteristics. The use of от integrative approach in the educational process makes it possible to expand the content of the work in solving the problem of fostering interest in reading among preschool children. The forms and methods used in experimental work and proven to be effective in developing children's interest in reading can be successfully applied in preschool educational organizations.

Keywords: interest, interest in reading, older preschool children, preschool educational organization.

Введение. Падение общей культуры в современном обществе, а вместе с ней духовности и нравственности - вот реалии жизни российского общества последних нескольких десятилетий. И причин здесь много. Не затрагивая всех, остановимся на одной из них, так или иначе способствующей развитию культурного кризиса в России.

Итак, изменения, происходящие в социокультурной ситуации в России, которую характеризует сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности и общей образованности общества, позволяют утверждать, что в значительной степени это связано с быстрой и усиливающейся утратой интереса к чтению разных социальных и возрастных слоев населения.

Падение интереса к чтению является очевидным фактом. По статистике, приведенной одной из десяти ведущих мировых компаний, исследующих книжный рынок, «NOP World» - россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства индийцам, китайцам, таиландцам, филиппинцам, египтянам и др. [10]. В Национальной программе поддержки и развития чтения такая ситуация охарактеризована как системный кризис читательской культуры в России [7]. Сегодня Россия приблизилась к критическому пределу пренебрежения чтением, за которым начинается резкое падение уровня грамотности, культурной компетентности, возможностей социокультурной адаптации.

Особенно тревожная ситуация сложилась в детском и подростковом чтении и главной причиной тому является отсутствие интереса к чтению книги и потребности в ней. Приобщать молодежь к чтению стало делом далеко непростым. Тяга к чтению должна закладываться с юных лет, а, ещё лучше, уже на этапе дошкольного детства, а это требует вдумчивой, последовательной, целенаправленной и специально выстроенной педагогической работы с дошкольниками.

Актуальность произведённого исследования определяется осмыслением необходимости осуществления поддержки и развития чтения как важнейшего элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества; уточнением содержания понятий «интерес», «интерес к чтению»; теоретическим обоснованием и экспериментальным подтверждением эффективности использования рациональных форм и методов развития интереса к чтению у детей на этапе дошкольного детства в условиях дошкольной образовательной организации.

Исходя из понимания важности поднимаемых в исследовании вопросов, выдвинута его цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать эффективность найденных форм и методов развития интереса к чтению у старших дошкольников.

Анализ научной литературы показал, что вопросы организации детского чтения как сложной творческой деятельности освещались в работах Л.С. Выготского [5], Д.Б. Эльконина [14], О.И. Никифоровой [11], Л.П. Братухиной [3], О.В. Джежелей [6], В.А. Крутецкого [8], Е.И, Кузьменковой [9], М.П. Воюшиной [4] и др. Решение ряда аспектов проблемы развития интереса к чтению у детей дошкольного возраста находит отражение в трудах А.Т. Алексеевской [1], Л.И. Афанасьевой [2], С. Поздеевой [12], Н.Н. Светловской [13] и др.

Изложение основного материала статьи. Приступая к реализации цели исследования, обозначим круг значимых достижений, которые ребёнок-дошкольник приобретает, встречаясь на пути своего взросления с умной и доброй книгой: 1) получает многочисленные сведения из разных областей знаний; 2) формирует взгляды и убеждения; 3) развивает любознательность, готовность принять новое, участвовать в обмене мнениями; 5) формирует образ мыслей, развивает речь; 6) знакомится с шедеврами литературы.

В исследовании использованы ключевые понятия: «интерес», «интерес к чтению». Дадим им определения.

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [7, С. 124].

Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающий интерес [7, С. 124].

Указав на природу интереса как психического феномена, дадим рабочее определение понятию «интерес к чтению».

Интерес к чтению - это более или менее устойчивое эмоционально-насыщенное познавательное отношение читателя к книгам, которое проявляется в выборе, восприятии и оценке этих книг [3].

Кризис чтения, в том числе, и детского, о котором было сказано выше, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них утрачен интерес к этой сфере занятий. Вызвать интерес, удержать его -задача педагога.

В психологии интерес рассматривается как «реальная причина осознанных действий» [11]. Причиной осознанных действий к чтению книги для взрослого человека может быть потребность в информации, понимание необходимости собственного развития, заполнение пауз в досуге и т.д. У дошкольников он проявляется в постоянном обращении к чтению одного и того же произведения и переживании его содержания, в создании сюжетных игр по материалам текста, в идентификации себя с литературным героем [1]. Возрастные особенности проявления интереса проявляются в выборе вида литературы (дети раннего и младшего возраста предпочитают поэзию, дошкольники - сказку).

Понимая серьёзность поставленной проблемы и, признавая, что процесс развития интереса к чтению является определяющим в развитии личности дошкольника, его мировоззренческом и нравственном становлении, интеллектуальном развитии, мы провели специальное исследование, с помощью которого доказали, что специально подобранные формы и методы работы с детьми 6-7 лет позволяют получить положительные результаты.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40» г. Нижнекамска Республики Татарстан (воспитатель - Ахтямова М.М.). В исследовании приняли участие воспитанники двух подготовительных групп (экспериментальная и контрольная группы).

Для начала мы исследовали имеющийся у детей уровень сформированности интереса к чтению. Для этого выбрали критерии: 1) проявление интереса к содержанию книги; 2) избирательное отношение к тематике или жанру книг; 3) проявление интереса к иллюстрациям книги и соотнесение их с содержанием; 4) желание поделиться впечатлениями о прочитанной книге или инсценировать её содержание в игре.

К указанным критериям разработали показатели для трёх уровней сформированности интереса (высокий, средний, низкий). Проведя соответствующую диагностическую работу, произвели оценку полученных результатов и получили следующие данные: детей с высоким уровнем развития интереса к чтению в экспериментальной группе оказалось 15%, в контрольной - 9%; со средним уровнем - в экспериментальной - 53%, контрольной - 61% и с низким уровнем - в экспериментальной - 32%, в контрольной - 30%.

В ходе наблюдений и специальных бесед с участниками эксперимента увидели, что дети с ниЬким уровнем развития не выражали желания участвовать в чтении нового произведения; неохотно включались в обсуждение содержания литературного произведения; отЬечая на вопросы о событиях, дЬвали обобщённо-упроЩённую характеристику; затруднялись в установлении причинно-следственных связей, мотивов поступков героев; не испытывали эстетического наслаждения от выразительности литературного языка; при пересказывании произведения отвечали только на вопросы воспитателя или ориентировались только на иллюстрации. Дети со средним уровнем развития желание участвовать в чтении и обсуждении произведения высказывали редко; прочитанные произведения пересказывали с помощью воспитателя и с добавлениями других детей. Однако охотно рассматривали иллюстрации в кЬиге, вызывались принять участие в и^рах, организованных на основе сюжета литературного произведения. Таких детей оказалось большинство.

Эти обстоятельства говорили в пользу организации специальной целенаправленной работы с детьми по развитию у них интереса к чтению. Нами был составлен перспективный план деятельности на учебный год. Планирование работы вклЬчало различные споЬобы организации и проведения образовательной деятельности в условиях дошкольной организации и семьи (чтЬние, рассказывание, пересказ, непосредственно-образовательная деятельность (далее - НОД), беЬеды, обсуждение, ситуативный разговор, моделирование, сюжетно-ролевые, дидактические и^ры, практические и игровые ситуации, развлечения, праздники, экскурсии, викторины, ручной труд). При применении перечисленных методов работы применялись формы её организации: фронтальная, индивидуальная, по подгруппам [Таблица 1].

Таблица 1

Фрагмент плана развития интереса к чтению у детей (октябрь)

Месяц Дата Тематика недели Методы и приёмы Форма организации Связь с другими видами деятельности Взаимодействие с родителями

Октябрь. Неделя 1 Беседа с детьми на тему «Для чего нужны книги?». 1. Вопросы к детям. 2. Выставка детских книг. 3. Рассматривание иллюстраций. 4. Чтение стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг». Фронтальная. Индивидуальная (Г. Дима). 1. Ручной труд (ремонт книг). 2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Калеки в библиотеке». Анкетирование родителей на тему «Роль книги в воспитании детей».

Октябрь. Неделя 2. Беседа на тему «Рождение книги». 1. Беседа о том, как? и кем? создаются книги. 2. Выставка книг. 3. Рассматривание иллюстраций. Фронтальная. 1. Сюжетно-ролевая игра «Типография» Ручной труд: «Изготовление закладок для книг».

Октябрь. Неделя 3. Экскурсия в библиотеку. 1. Беседа. 2. Наблюдение за работой библиотекаря. 3. Чтение стихотворений: «Книжная страна» (Настя Валуева), «Библиотекарь» (Р. Муха, В. Левин). Фронтальная. 1. НОД (аппликация) Тема: «Закладки для книги». 2. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Запись в детскую библиотеку.

Октябрь. Неделя 5. Беседа на тему: «Лучший друг и учитель - это книга». 1. Беседа (обобщение полученных сведений). 2. Выставка книг. 3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Мы дружны с печатным словом». С подгруппой детей (З. Омир, З. Алия, З. Ильсур, И. Арина, К. Егор, К. Альбина, Л . Амир, Л. Мария, Л. Люба). Индивидуальная (З. Ильсур). 1. Сюжетно-ролевая игра «Книжный м агази н » . 2. Конструиро-в а н и е « Создаем свою книгу». Доклад на родительском собрании «Воспитательная роль книги». Выставка детских книжек-самоделок.

Как видно из фрагмента плана, работа строилась согласно выбранной тематике. Тематика определялась для каждой недели. Например, в октябре месяце она включала следующие темы: в ходе первой недели освещалась роль книги в жизни человека; работа на следующей неделе строилась исходя из цели - сообщить детям сведения о создании книги, книгопечании; в ходе третьей - организована экскурсия в школу и знакомство со школьной библиотекой и т.д.

Чтобы вызвать интерес к книге, мы поставили следующие задачи: 1. Каждому педагогу овладеть искусством чтения и рассказывания; 2. Научить детей воспринимать художественное произведение; 3. Воспитывать бережное отношение к книге.

Работу начали с оформления в группе книжного уголка. Для нас было важно создать такую обстановку, чтобы у детей появилось желание посмотреть книгу, узнать о её содержании. В уголке разместили не только новые книги, но и книги, любимые детьми, принесённые из дома, книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-Ьанорамы. Внесли дополнительный к книгам материал: 1) рисунки детей 2) альбомы-фотографии, 3) наборы открыток; 5) дидактические игры. Приобрели фигуры различных персонажей произведений для настольного и пальчикового театра. Постарались подобрать высокохудожественные иллюстрации (Ю. ВаснЬцова, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева, А. Барсукова), сюжетные картинки. Для драматизации литературных произведений изготовили элементы костюмов к сказке К.И. Чуковского «Мойдодыр». Оформление фронтальной книжной стены меняли ежемесячно согласно недельной тематики.

При отборе художественных произведений руководствовались програмными требованиями [2]. Однако в план включались не только русские народные сказки, произведения русских поэтов и писателей, но и татарские народные сказки, произведения татарских писателей и поэтов (Г. Тукая, М. Джалиля, А. Алиша). При этом в чтении и расскаЬывании была важна выразительная подача произведения. С этой целью использовали приёмы художественного чтения: 1) в зависимости от содержания выбирали оснЬвной тЬн подачи произведения, его исполнительское звучание; 2) выбирали интонации, оттенки голоса, используя такие элементы, кЬк: ударение, тембр, темп, паузы, повышение и понижение голоса; 3) использовали мимику.

В организации и проведении педагогической работы пытались осуществлять интегративный подход, что предполагало постановку и решения задачи - развития у детей интереса к чтению через три образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Так, в ходе знакомства со сказкой «Заяц-хвастунишка» провели непосредственно-образовательную деятельность (далее - НОД) - лепка зайца, при знакомстве с произведением Е.И. Чарушина «Медведица и медвежата» - НОД по рисованию (рисовали медведицу и медвежат), при подготовке «Новогодней сказки» провели НОД по аппликации (изготовление пригласительных билетов на Новогоднюю сказку), а трудовую деятельность по ремонту книг сочетали с занятием по аппликации, на котором сделали закладки для книг.

Широкое применени в работе получили дидактические игры, игровые задания («Что сначала, что потом», «Волшебный сундучок» по сказке «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Собери пазлы по сказке», «Закончи стихи» (по стихотворениям С.Я. Маршака и др.).

Большой интерес у детей вызвали сюжетно-ролевые игры «Типография», «Библиотека», «Книжный магазин», «Путешествие с героями гниг». Вместе с тем в план работы были включены игры-драматизации по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского и «Живая шляпа» по рассказу Н. Носова.

В организации и проведении викторины по сказкам К.И. Чуковского приняли участие музыкальноый руководитель и инструктор по физической культуре, которые оказали помощь в подборе музыкальных произведений и подвижных игр, что способствовало углублению эмоционального восприятия текстов и снятию физического напряжения.

На протяжении всей работы большое внимание уделялось воспитанию у детей бережного отношения к книге. С этой целью была запланирована и проведена экскурсия в школу. Присутствуя на уроке внеклассного чтения, дети обратили внимание на то, как бережно относится к книге учитель. После урока педагог объяснил детям, из чего состоит книга (обложка, страница, лист), как правильно нужно открывать книгу, чтобы не загнуть листы, как нужно хранить книгу. Воспитатель обратил внимание детей на то, что если книгу порвать, то её будет трудно прочитать и она ничего не расскажет. Дети посетили школьную библотеку, познакомились с работой библиотекаря.

Во второй половине дня был организован ручной труд. Дети по возможности самостоятельно или с помощью взрослого подклеивали страницы, ремонтировали книги. В этой работе принимали участие мамы. В

процессе ручного труда воспитатель познакомил детей со стихотворением С. Михалкова «Калеки в библиотеке».

Отдельным пунктом в проведении запланированной работы стояло взаимодействие с родителями. Среди выбранных форм работы с родителями были: анкетирование родителей, консультации, выступление с докладом на родительском собрании, организация совместной деятельности родителей и детей по изготовлению костюмов и инсценирования сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр», ремонт книг, проведение совместных развлечений, праздников, викторин, оказание помощи родителей в проведении экскурсий. После проведённой экскурсии детей в школьную библиотеку, в ходе которой дети внимательно рассматривали стеллажи с книгами, задавали вопросы, состоялся разговор с родителями о записи детей в районную детскую библиотеку.

ПровЬденная н1ами работа по развитию у дЬтей интЬреса к чтЬнию была насыщенной и, на наш взгляд, успешной. Это доказывают полученные результаты обследования детей после реализации всех запланированных организационых и педагогических мероприятий. На контрольном этапе были применены те же критерии и показатели сформированности интереса к чтению у старших дошкольников, как и вначале эксперимента. Количество детей с низким уровнем сформированности интереса к чтению сократилось в экспериментальной группе с 32% до 10%, на 12% увеличилось количество детей со средним уровнем, из числа участников с низким уровнем, на 15% - увеличилось число детей с высоким уровнем. В контрольной группе изменения произошли незначительные.

Проведённая нами работа позволила констатировать наличие получения положительных результатов и сформулировать выводы.

Выводы:

1. Исследованием установлено значение интереса к чтению у детей как важнейшего инструмента их нравственного и интеллектуального развития.

2. Предположение о том, что развитие интереса к чтению у детей дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении условий: использовании разнообразных форм и методов работы с дошкольниками, отвечающих их возрастным и индивидуальным особенностям; осуществлении интегративного подхода в воспитании и обучении; взаимодействии всех лиц, участвующих в воспитании детей, получило подтверждение специально проведённой экспериментальной работой.

3. Проведение педагогической работы по формированию у детей потребности к познанию и развитию в связи с этим интереса к чтению требует систематических, планомерных организованных усилий со стороны педагогов как в условиях дошкольной образовательной организации, так и во взаимодействии с семьями воспитанников.

4. Постановка проблемы даёт основание для продолжения педагогической работы в указанном направлении, охватывая все возрастные ступени раннего и дошкольного детства.

Литература:

1. Алексеевская, А.Т. Формирование читательского интереса у дошкольников / А.Т. Алексеевская. - М.: Академия, 2008. - 18 с.

2. Афанасьева, Л.И. Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста / Л.И. Афанасьева. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С. 72-78.

3. Братухина, Л.П. Развитие читательских интересов младших школьников / Л.П. Братухина. - М.: Владос, 2012. - 76 с.

4. Воюшина, М.П. Актуальные проблемы развития чтения / М.П. Воюшина // Дошкольное воспитание. -2011. - № 6. - С. 18-22.

5. Выготский, Л.С. Психология личности / Л.С. Выготский. - М.: «Просвещение», 2008. - 202 с.

6. Джежелей, О.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения / О.В. Джежелей. - М.: Сфера, 2007. - 41 с.

7. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

8. Крутецкий, В.А О детской литературе и детском чтении / В.А. Крутецкий. - М.: Сфера, 2004. - 79 с.

9. Кузьменкова, Е.И. Воспитание будущего читателя / Е.И. Кузьменкова. - М.: Просвещение, 2005. - 30 с.

10. Национальная программа поддержки и развития чтения - М.: Библиотека, 2006. - №1. - С. 25-30.

11. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. - М.: Академия, 2002. - 152 с.

12. Поздеева, С. К проблеме обучения первоначальному чтению детей старшего дошкольного возраста / С. Поздеева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - С. 14-18.

13. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. - 2003. -№ 1. - С. 11-18.

14. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1986. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.