Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ДЛИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ДЛИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / КНИГА / БУКТРЕЙЛЕР / ДИАФИЛЬМЫ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС / ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД ПОЗНАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / FEDERAL STATE STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / READING CULTURE / READING EXPERIENCE / BOOK / LEP - BOOK / BOOK - TRAILER / FILMSTRIPS / READING COMPETENCE / READING INTEREST / EDUCATION OF INTEREST IN READING / INTERACTION WITH PARENTS / INFORMATION TECHNOLOGY / METHOD OF COGNITION / METHODOLOGY OF SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Ирина Александровна, Тепер Евгения Моншановна

В статье представлены результаты исследования воспитания интереса к длительному чтению у детей старшего дошкольного возраста, как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении. Определены технологии эффективного методологического сопровождения педагогов по вопросу воспитания интереса к длительному чтению у детей старшего дошкольного возраста. Мы определили, и изучили механизмы формирования и методы воспитания интереса к длительному чтению (традиционные и не традиционные). Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевые механизмы эффективного воспитания интереса к длительному чтению у детей старшего дошкольного возраста. Читательский опыт, оказывает прямое воздействие на формирование ребёнка. Чтение художественной литературы всегда оказывало большое влияние на развитие у ребёнка индивидуальных, присущих только ему качеств характера и интересов. Благодаря литературе ребёнок приобретает навыки и правило поведения в обществе, учится общаться с людьми любого возраста в зависимости от ситуации, знакомится с окружающим его миром природы и людей, узнаёт о существовании поэзии, искусства, о жизни и творчестве людей искусства. В процессе чтения у ребёнка проявляется интерес к определённым направлениям литературы. Интерес к чтению необходимо стимулировать во время занятий, которые доставляют ребёнку удовольствие, побуждая его читать литературу, с целью углубления его знаний в области музыки, рисования и даже игр, и любых других доставляющих ему удовольствия занятий. Стимулирование заключается в чтение литературы специальных направлений. Воспитание интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста и факторы развития интереса к чтению изучались такими учеными как: Е. Ф. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Коротковой, В. И. Логиновой, Н. М. Крыловой, В. В. Гербовой, Г. М. Ляминой. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Особенности воспитания интереса к чтению изучались такими учёными как: Л.С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими специалистами в области развития речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Ирина Александровна, Тепер Евгения Моншановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF INTEREST IN LONG READING AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article presents the results of a study of fostering interest in long-term reading in children of senior preschool age, both in the family and in a preschool educational institution. Technologies of effective methodological support of teachers on the issue of education of interest in long-term reading in children of senior preschool age are defined. We have identified and studied the mechanisms of formation and methods of fostering interest in long-term reading (traditional and non-traditional). Generalization of theoretical research has allowed us to determine the key mechanisms of effective education of interest in long-term reading in older preschool children. The reading experience has a direct impact on the formation of the child. Reading fiction has always had a great influence on the development of the child's individual, unique qualities of character and interests. Thanks to literature, the child acquires skills and rules of behavior in society, learns to communicate with people of any age, depending on the situation, gets acquainted with the surrounding world of nature and people, learns about the existence of poetry, art, the life and work of art people. In the process of reading, the child shows interest in certain areas of literature. Interest in reading should be stimulated during activities that give the child pleasure, encouraging him to read literature, in order to deepen his knowledge of music, drawing and even games, and any other activities that give him pleasure. Stimulation consists in reading literature of special directions. Education of interest in reading in children of senior preschool age and factors of development of interest in reading were studied by such scientists as: E. A. Fleurina, E. I. Radina, E. p. Korotkova, V. I. Loginova, N. M. Krylova, V. V. Gerbova, G. M. Lyamina. According to the Federal state educational standard of preschool education (GEF BEFORE): "speech development involves the possession of speech as a means of communication and culture; enrichment of vocabulary; development of coherent, grammatically correct dialogue and monologue speech; development of verbal creativity; the development of the sound and intonation of speech, phonemic hearing; the seeing book culture, children's literature, comprehension of texts of different genres of children's literature; the formation of sound analytical and synthetic activity as a prerequisite for literacy". Features of education of interest in reading were studied by such scientists L. C. Vygotsky, C. L. Rubinstein, A. M. Leushina, F. A. Sokhin and other specialists in the field of speech development.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ДЛИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Galkina Irina Aleksandrovna, Teper Evgenia Monshanovna EDUCATION OF INTEREST IN LONG READING AT CHILDREN ..

pedagogical sciences

УДК 028.01-053.4

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0014

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ДЛИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2020

SPIN: 18559-0593 Author ID:661731 ORCID: 0000-0001-8630-8978

Галкина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

ORCID: 0000-0003-3970-4868

Тепер Евгения Моншановна, студентка 1 курса магистратуры кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: emteper@yandex.ru) Аннотация. В статье представлены результаты исследования воспитания интереса к длительному чтению у детей старшего дошкольного возраста, как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении. Определены технологии эффективного методологического сопровождения педагогов по вопросу воспитания интереса к длительному чтению у детей старшего дошкольного возраста. Мы определили, и изучили механизмы формирования и методы воспитания интереса к длительному чтению (традиционные и не традиционные). Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевые механизмы эффективного воспитания интереса к длительному чтению у детей старшего дошкольного возраста. Читательский опыт, оказывает прямое воздействие на формирование ребёнка. Чтение художественной литературы всегда оказывало большое влияние на развитие у ребёнка индивидуальных, присущих только ему качеств характера и интересов. Благодаря литературе ребёнок приобретает навыки и правило поведения в обществе, учится общаться с людьми любого возраста в зависимости от ситуации, знакомится с окружающим его миром природы и людей, узнаёт о существовании поэзии, искусства, о жизни и творчестве людей искусства. В процессе чтения у ребёнка проявляется интерес к определённым направлениям литературы. Интерес к чтению необходимо стимулировать во время занятий, которые доставляют ребёнку удовольствие, побуждая его читать литературу, с целью углубления его знаний в области музыки, рисования и даже игр, и любых других доставляющих ему удовольствия занятий. Стимулирование заключается в чтение литературы специальных направлений. Воспитание интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста и факторы развития интереса к чтению изучались такими учеными как: Е. A. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Коротковой, В. И. Логиновой, Н. М. Крыловой, В. В. Гербовой, Г. М. Ляминой. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство c книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Особенности воспитания интереса к чтению изучались такими учёными как: Л.С. Выготским, C. Л. Рубинштейном, A. М. Леушиной, Ф. A. Сохиным и другими специалистами в области развития речи.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, культура чтения, читательский опыт, читательская культура, книга, буктрейлер, диафильмы, читательская компетентность, читательский интерес, воспитание интереса к чтению, взаимодействие с родителями, информационные технологии, метод познания, методология научного исследования.

EDUCATION OF INTEREST IN LONG READING AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

© 2020

Galkina Irina Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor of psyctotagy and pedagogics of preschool educattan Teper Evgenia Monshanovna, the student of 1 TOurse of a magistracy of chair of psyctotagy and pedagogics of preschool educattan Irkutsk State University (664008, Russia, Irkutsk, N. Naberezhnaya St., 6, e-mail: emteper@yandex.ru) Abstract. The article presents the results of a study of fostering interest in tang-term reading in children of sentar preschool age, ЬоШ in the family and in a preschool educatfonal institute. Techmtagies of effective methodological support of teachers оп the issue of educattan of interest in tang-term reading in children of sentar preschool age are defined. We have identified and studied the mechanisms of formattan and mettods of fostering interest in tang-term reading (tradittanal and mn-tradittanal). Generalizattan of theoretical research has altawed us to determine the key mechanisms of effective educattan of interest in tang-term reading in older preschool children. The reading experience has a direct impact оп the formattan of the child. Reading ficttan has always had a great influence оп the devetapment of the child's individual, unique qualities of character and interests. Thanks to literature, the child acquires skills and rules of behavtar in society, learns to communicate with people of any age, depending оп the situattan, gets acquainted with the surrounding world of nature and people, learns about the existence of poetry, art, the life and work of art people. In the process of reading, the child stows interest in certain areas of literature. Interest in reading stould be stimulated during activities that give the child pleasure, en^m-aging him to read literature, in о^г to deepen his krnwledge of music, drawing and even games, and any о^г activities that give him pleasure. Stimulattan insists in reading literature of special directtans. Educattan of interest in reading in children of sentar preschool age and factors of devetapment of interest in reading were studied by such scientists as: E. A. Fleurina, E. I. Radina, E. p. Korotkova, V. I. Loginova, N. M. Kiytava, V. V. Gertova, G. M. Lyamina. AcTOrding to the Federal state educattanal standard of preschool educattan (GEF BEFORE): "speech devetapment involves the possession of speech as a means of communication and culture; enrichment of vocabulary; devetapment of ^heron, grammatically TOrred: diatague and monologue speech; devetapment of verbal creativity; the devetapment of the sound and intonattan of speech, ptonemic hearing; the seeing book culture, children's literature, comprehension of texts of different genres of children's literature; the formattan pf spund analytical and synthetic activity as a prerequisite for literacy". Features pf educattan pf interest in reading 76 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Галкина Ирина Александровна, Тепер Евгения Моншановна ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ДЛИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ...

were studied by such scientists L. C. Vygotsky, C. L. Rubinstein, A. M. Leushina, F. A. Sokhin and other specialists in the field of speech development.

Keywords: Federal state standard of preschool education, reading culture, reading experience, reading culture, book, LEP - book, book - trailer, filmstrips, reading competence, reading interest, education of interest in reading, interaction with parents, information technology, method of cognition, methodology of scientific research.

Актуальность исследования. На сегодняшний момент проблема развития и воспитания интереса к чтению у детей дошкольного возраста объясняется тем, что в дошкольном учреждении больше внимания уделяется приобщению детей к чтению. В соответствии с Федеральным государственным стандартом, дошкольное образование ставит перед воспитателями следующую задачу: «воспитание общей культуры ребёнка, приобщение к нравственным и социокультурным ценностям [1].

Одной из составляющих общей культуры является культура речи, формирование которой в дошкольном возрасте послужит основой для становления будущего талантливого читателя.

Проблема воспитания интереса к чтению рассматривается в работах многих ученых таких как: З.А. Гриценко, анализируя истоки и причины не чтения, констатирует факт, что теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется ее конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению [2]. Формированием и развитием интереса к деятельности, одним из первых занимался выдающийся философ-гуманист, Я.А. Коменский [3] в «Великой дидактике» советует: «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к учению пробуждается и поддерживается детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и властями» [3, с.22]. Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн [4] считал, что интерес выступает как избирательная направленность человека его мыслей и помыслов.

С.И. Абакумова [5], О.В. Джежелей [5], М.Р. Львова [6], Н.Н. Светловская [7] и др. искали пути воспитания интереса и создавали методическую основу для воспитания интереса к чтению у детей.

Чтение книг одно из самых интересных и полезных занятий человека в любом возрасте. Книга, это всегда новые знания об окружающем мире, природных явлениях, новых странах, о морях и звёздах, об отношениях между людьми, о профессиях. Поэтому очень важно как можно раньше воспитывать интерес детей к чтению книг.

Чтение художественной литературы способствует воспитанию личности ребёнка, расширяет его знания о мире, учить формировать собственное мнение, обогащает словарный запас, учит правильно формулировать свои высказывания, развивает речь. Художественная литература формирует у детей понимание правильного поступка в новых и необычных для него ситуациях.

В дошкольном возрасте дети являются слушателями. В наше время развития информационных технологий, снижается интерес к бумажной книге и возрастает роль воспитателя в развитии у ребёнка интереса к длительному чтению художественной литературы. В первую очередь воспитатель должен опираться на понимание и помощь родителей в развитии этого интереса у ребёнка. И в детском саду и дома ребёнку необходимо читать художественную литературу по его возрасту и разговаривать с ним о прочитанном, отвечать на его вопросы. Печатное издание должно стать для ребёнка привычным и естественным источником информации.

Педагогический аспект проблемы заключается в том, что требование к результатам воспитания интереса к чтению которые описаны в ФГОС ДО совершенно отличаются от требований методического аппарата учебников.

Цель исследования: теоретически обосновать и экс-

периментально проверить мероприятия, которые направлены на воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: мероприятия, которые направлены на воспитания интереса к длительному чтению у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что воспитание интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста должно быть в условиях обеспечивающих интерес к чтению художественной литературы, которые должны учитывать: возможности, уровень активности и интересов всех детей, а так же быть: насыщенными, легко трансформируемыми, многофункциональными, доступными, безопасными

В соответствии с ФГОС ДО воспитатель должен максимально предусмотреть и организовать необходимые условия, развивающие у ребёнка интерес к чтению.

В группе детского сада на стенах и полках размещаются стенды с героями сказов и рассказов для побуждения интереса детей узнать о героях больше, а в книжном уголке должны быть книги разных жанров. Дети так же должны понимать, что книги изнашиваются «болеют», а значит их необходимо «лечить» и для этих целей в книжных уголках должно быть отведено место для ремонта книг «больница для книг»

На прогулках необходимо обращать внимание на окружающую природу: деревья, цветы, птицы, животные. Этот процесс ещё больше укрепит в детях осознание того, что в книгах есть ответ на любой вопрос.

Так же необходимо подбирать настольные игры, на игровом поле которых изображены персонажи сказок. По прочитанным произведениям необходимо с детьми вести беседы. Дети учатся разговаривать, используя больший запас слов, знаний.

На занятиях по художественно - эстетическому развитию можно использовать темы прочитанных произведений. При просмотре мультфильмов, диафильмов необходимо обращать внимание детей, что все они сняты по произведениям художественной литературы. Поэтому необходимо подбирать для просмотра соответствующие произведения. С детьми нужно не только беседовать по прочитанным произведениям, но и для лучшего понимания персонажей и их действий необходимо устраивать игры. Разучивать ситуации и поведение героев под музыкальное сопровождение.

Теоретико-методологическую основу исследования составили учения Е.А. Флериной [8], Л.С. Выготского [9], Н.С. Карпинской [10], раскрывающих особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста и взгляды ученых Л.М. Гурович [11], О.С. Ушаковой [12] раскрывающих методы и технологии воспитания интереса к чтению в современных условиях дошкольного образования.

Для проверки выдвинутой гипотезы и для улучшения выполнения задач по воспитанию интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста необходимо так же привлекать родителей. Родительский пример имеет самое большое влияние на формирование интересов у детей. Поэтому необходимо правильно организовывать работу с родителями - рекомендовать правильно подобранную по возрасту ребёнка литературу для совместного чтения. Необходимо провести родительское собрание с рекомендациями по совместному чтению.

В современных исследованиях в работе с детьми, для

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)

77

Galkina Irina Aleksandrovna, Teper Evgenia Monshanovna pedagogical

EDUCATION OF INTEREST IN LONG READING AT CHILDREN ... sciences

повышения интереса к книге предлагаются и не традиционные методы, такие как технология «буктрейлер» и «леп-бук».

«Буктрейлер» - это видеоролик, который рассказывает сюжет какой-либо книги. Основная его задача - поведать о книге, заинтересовать, читателя. При создании бук трейлера используют видео, иллюстрации, фотографии, развороты книг. Цель таких роликов - пропаганда чтения, привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. В ролике, который длится не более 3-х минут информация о книге передаётся так, что сразу хочется взять ее и почитать. «буктрейлеры» снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.

В психологии и дидактике существует разнообразие методов, которые могут воспитать интерес ребёнка к различным видам деятельности, в том числе и к чтению художественной литературы. Одним из таких методов является создание «леп-бука».

Леп-бук представляет собой тематическую папку или книгу, в которой находятся материалы по одной определённой теме. В данной папке находится дидактический материал, воспитательная функция которого заключается в том, что воспитатель, давая данное задание ребёнку непосредственно организует взаимодействие с родителями. Это очень интересное задание и родители с большим удовольствием помогают и учувствуют в создании «леп- бука».

Одним из методов познания ребенка культуры является художественная литература. В работах А.В. Запорожца [13], Е.А. Флёриной [8], М.М. Кониной [14], О.С. Ушаковой [15] художественная литература рассматривается как одно из важнейших средств развития ребенка. Она способствует формированию ребенка как личности, помогает ему ориентироваться в мире, в освоении культуры своего народа и народов мира.

Таким образом, организованная нами система работы, которая включает взаимодействие педагога с родителями, организацию среды в группе, направленную на воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста, является действенной, вызывает интерес у детей, и дети сами начинают предлагать почитать ту или иную книгу.

Авторы отмечают, что с книгой ребенок должен познакомиться в самом раннем возрасте, и к старшему возрасту у него уже будет интерес т.к. в этом возрасте он уже больше понимает.

Важно, чтобы ребёнок положительно относился к книге, что бы чтение было не скучным занятием для него, а вызывало желание продолжать слушать, рассматривать яркие иллюстрации к читаемому произведению, задавать вопросы и пытаться самому ответить на эти вопросы. Вся деятельность воспитателя и родителей по воспитанию интереса к чтению направлена на то, чтобы у ребёнка появился интерес к чтению. И только при таком комплексном подходе удастся избежать кризиса чтения, о котором так много говорят в последнее время, а чтение не превратиться в формальную деятельность, лишённую для ребёнка всякой привлекательности, а наоборот пробудит интерес ребёнка к художественной литературе.

Регулярное чтение оказывает большое влияние на развитие ребёнка как личности. Ребёнок, вступающий в современную среду и активно участвующий в современных процессах, должен не просто складывать буквы, а вдумываться в содержание читаемого произведения, и его замысел.

Вывод. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, дошкольный возраст является особым для развития воспитания интереса к чтению художественной литературы. Хоть ребенок пока не умеет читать, а только слушает чтение взрослого, сам выбирает, что будет слушать, понимает и оценивает 78

произведение, значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием интереса к чтению оно может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы. В процессе развития художественного восприятия формируется оценка воспринятого. По мнению З.А. Гриценко [2] активным процессом у ребёнка, является восприятие произведения искусств. Важным для восприятия искусства является увеличения информационно-художественного сигнала. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 07.10.2015 №1155. гл. I-IV

2. Гриценко З.А. Истоки и причины не чтения //Дошкольное воспитание. - 2018 - № 4. - С. 33-41.

3. Коменский Я.А. Великая дидактика.: М., 2012.- 321 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии — Издательство: Питер, 2018. -720 стр.

5. Джежелей О.В, Абакумова С.И. Учимся любить книгу. — М.: ТЦ Сфера, 2016.-288с.

6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 2016 - 176 с.

7. Светловская Н.Н. Детская литература в современной начальной школе 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО — М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 448 с. - (Сер. Бакалавриат).

8. Флерина Е.А. О руководстве восприятием дошкольника в процессе обучения //дошкольная педагогика. - 2016. - №12. - С.74-78.

9. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций - М.: Просвещение, 2016 - 300 с.

10. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. -М.: Просвещение, 2017. - 230 с.

11. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. 3-е изд. URL https://www.labirint.ru/books/44907/(дата обращения: 04.05.2020).

12. Ушакова О.С. Ушакова, О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 2 (14). - С.8-13

13. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность — М.: ТЦ Сфера, 2012.- 328 с.

14. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М., 2000. - С. 485- 497.

15. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. - М.: ТЦ Сфера, 2016.-288с.

Статья поступила в редакцию 08.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.