Мир Науки 2017, Том 5, номер 6
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN617.pdf Статья опубликована 03.12.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Муратова А.А. Особенности приобщения ребенка дошкольного возраста к чтению художественной литературы в современных условиях // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Муратова Анжелика Артуровна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, Оренбург1 Доцент кафедры «Дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Особенности приобщения ребенка дошкольного возраста к чтению художественной литературы в современных условиях
Аннотация. В современных условиях существует ряд причин, препятствующих приобщению дошкольника к чтению художественной литературы: развитие цифровых технологий уменьшило значимость бумажной книги, востребованной дошкольником; расширение свобод личности в России привело к расширению ассортимента изданий, в том числе некачественных; изменение социоэкономической ситуации разнообразило досуг современного россиянина и уменьшило количество времени на чтение книг.
При этом художественная литература в развитии личности растущего человека продолжает играть значительную роль, что подтверждается мнением писателей (И. Бродского, В. Пьецуха, Д. Пеннака), ученых (В. Арнольда, А. Асмолова, Д. Фельдштейна, З. А. Гриценко), теоретиков и практиков дошкольного образования (В. В. Гербовой, Н. В. Микляевой, В. Я. Фишер, М. А. Кухар, D. Koralek).
Художественная литература способствует духовно-нравственному воспитанию личности, ее самодостаточности и индивидуальности, потребности в самосовершенствовании, готовности к правильным действиям и поступкам в ситуации неопределенности.
В дошкольном возрасте чтение художественной литературы является преимущественно слуховым. Ребенок способен осуществлять действия, характерные для обычного читателя. Приобщение к чтению - это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации. Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в исследуемый процесс родители воспитанников. Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.
1 460014, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, д. 2
(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Ключевые слова: художественная литература; чтение; приобщение к чтению; дошкольный возраст; дошкольник; детский сад; дошкольная образовательная организация; воспитатель; родители дошкольника
Ситуация с популярностью чтения художественной литературы в современных условиях оценивается неоднозначно. Старшее поколение жителей современной России, рожденное и получившее образование в СССР, склонно считать российское общество того времени самым читающим в мире, что противопоставляется современности, когда чтение перестало быть приоритетным способом организации досуга. При этом следует отметить, что сопоставление ситуации с популярностью чтения в прошлом и настоящем некорректно по следующим причинам:
• развитие цифровых технологий привело к расширению форм представления художественной литературы потребителю: к бумажным изданиям добавились электронные, значительно расширилась представленность потребителю аудиокниг, что сократило количество книг привычного формата в читающих семьях, библиотеках, образовательных организациях;
• изменение политического строя, значительное расширение свобод для личности обусловили расширение ассортимента художественной литературы в аспекте жанров, авторов, содержания, что привело в том числе к снижению уровня качества произведений, востребованных у современных читателей, но не выполняющих функции художественной литературы как средства развития личности человека;
• изменение социокультурной ситуации в стране, развитие киноискусства и телевидения расширило формы досуга современного россиянина, у которого на чтение, требующего временных затрат, вдумчивости и рефлексии, остается недостаточно времени.
Сложившаяся ситуация актуализирует проблему приобщения ребенка к чтению художественной литературы с дошкольного и даже раннего возраста.
Контекст исследования и осмысление значимости чтения для развития личности позволяют нам использовать в работе, наряду с научной, художественную и публицистическую литературу.
Обратимся к стихотворению «Памятник» А. С. Пушкина, в котором лирический герой передает провидческие слова великого русского писателя: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал». «Любезность народу» мы можем оценить если не вечной, то переживающий века и исторические перипетии. В «Памятнике» автор обозначает задачу писателя и роль литературы: воспитание нравственности и пробуждение стремления к свободе.
Нобелевская лекция И. Бродского позволяет нам говорить о том, что литература способствует формированию индивидуальности человека, самостоятельности мышления и поступков, полноценному проживанию жизни: «Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения» [3]. Литература обеспечивает человеку возможность осознать время, в котором он существует, себя и свою индивидуальность. Эстетическое переживание человека при чтении художественного произведения усиливает формирование его индивидуальности, так как стимулирует обретение литературного вкуса, обеспечивающего
человеку «защиту от порабощения», уменьшение восприимчивости к политической демагогии, четкость нравственного выбора, внутреннюю свободу.
Изобретение книги, по мнению И. Бродского, аналогично по своей значимости изобретению колеса. Книга возникла для того, чтобы показать человеку, на что он способен. Пренебрежение книгами, их «нечтение» является преступлением, за которое «человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация - она платит за это своей историей» [3].
В. Пьецух, размышляя о литературе как средстве образования души, указывает на ее способность синтезировать высшие истины из преходящих явлений жизни, рождать в читателе благородное беспокойство [11, с. 9]. Чтение, по мнению автора, созвучно человеческому в человеке, так как раскрывает в нем сопричастность божественному началу - читая, человек творит. Оно оказывает благотворное влияние, показывая, «каких сияющих высот может достичь человек» [11, с. 97]. Наряду с этим чтение - это изнурительная работа, наводящая читателя на размышления о человеке, его сущности, смысле его жизни, соответствии предназначению.
Говоря о воспитании любви к чтению, Д. Пеннак пишет о том, что чтение должно быть добровольным и совместным с ребенком. Книга открывает ребенку «бескрайний мир фантазий», радость «путешествий со скоростью мысли». Ребенку, которому читают художественную литературу, открывается парадокс чтения: «оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом» [10, с. 4].
В эссе А. Г. Асмолова о любви к сказкам задача художественной литературы для современного ребенка звучит как формирование опыта проживания ситуаций неопределенности [2, с. 45]. Это, по мнению ученого, является очень важным для детей «сетевого столетия». Автор не отказывает современному ребенку в любви к чтению, приветствует чтение литературы в жанре фэнтези (на примере книг Л. Кэрролла об Алисе, Дж. Роулинг о Гарри Поттере), указывает на постижение смыслов окружающей действительности средствами культуры, в частности литературы.
В. Арнольд в речи на парламентских слушаниях в Государственной думе отмечает, что общемировая тенденция нечтения книг поощряется в обществе потребления, поскольку «приобретение населением культуры (например, склонности читать книги) плохо влияет на покупательскую способность... и вместо того, чтобы ежедневно покупать новые стиральные машины или автомобили, испорченные культурой граждане начинают интересоваться стихами или музыкой, картинами и теоремами и не приносят хозяевам общества ожидаемого дохода» [8]. Упрощение содержания образовательного процесса, его целей противоречат потребностям ребенка в познании, постижении вечных истин, без которых его сознание становится рабским.
По мнению Д. И. Фельдштейна, общественно значимой задачей образования, являющейся жесткой необходимостью прогрессивного развития общества, является задача «обеспечения условий для самореализации человека в новых условиях его жизни, в решении проблем современного общества» [12], помощь в том, чтобы стать человеком в максимально полной мере, с учетом его объективно возросших возможностей. В XXI веке общество нуждается в типе человека, способного жить в непрерывно изменяющемся мире с учетом его собственных качественных изменений. Умение адаптироваться к изменениям становится более значимым, чем обладание конкретными навыками и знаниями. Последние, в свою очередь, должны обеспечивать развитие способности к самосовершенствованию и духовному и творческому росту, творческому решению проблем, формулированию вопросов и определению ближайших и перспективных задач. Средством такого развития выступает чтение художественной литературы.
Мир Науки
Таким образом, произведения российских писателей, публицистов, ученых позволяют нам говорить о значительной роли художественной литературы в духовно-нравственном воспитании личности, ее самодостаточности и индивидуальности, потребности в самосовершенствовании, готовности к правильным действиям и поступкам в ситуации неопределенности.
Приобщение человека к чтению художественной литературы должно начинаться в раннем возрасте, что подтверждается многовековым опытом наших предков, создавших произведения фольклора, ориентированные сопровождение ребенка с самого рождения (колыбельные, потешки).
Данная позиция подтверждается современными нормативными документами, в частности федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования2, где исследуемый феномен реализуется в образовательной деятельности в рамках образовательных областей «Речевое развитие» (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы) и «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей), а также включается в содержание других образовательных областей и свободную деятельность детей, так как обогащает предметно-пространственную среду и соответствует потребностям дошкольников.
Произведения художественной литературы активно включаются в детскую деятельность на всех возрастных этапах. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в младенческом возрасте это восприятие детских стихов; в раннем возрасте это игры с составными и динамическими игрушками - героями детских литературных произведений, восприятие смысла детских литературных произведений, рассматривание картинок с изображением литературных героев; в дошкольном возрасте это речевые и сюжетно-ролевые игры по мотивам произведений художественной литературы, восприятие художественной литературы и фольклора.
В работе Н. Г. Пантелеевой указываются последствия невнимания взрослых к приобщению дошкольников к чтению: недостаточное владение литературной речью, бедность словарного запаса, пренебрежение чтением, потребительское отношение к книге, восприятие ее как источника развлечения [9, с. 53]. Это определяет необходимость формирования интереса и уважения к книге с ранних лет, когда взрослые воспитывают грамотного слушателя, способного сделать самостоятельный выбор книги для чтения, оценить свой выбор, определить смыслы, заложенные автором в содержание, соотнести идеи с действительностью и со своей жизнью.
По мнению И. Н. Арзамасцевой, С. А. Николаевой, чтение художественной литературы стимулирует развитие ребенка: даже в дошкольном возрасте при помощи взрослого ребенок может понять многое и выйти за пределы того, на что способен самостоятельно [1, с. 8].
Литература является для дошкольников источником духовной информации, заставляет задуматься о жизненных вопросах, раскрывает смысл и значение правды и справедливости, поступков по совести, учит принимать боль и радость других людей [7, с. 18]. Духовно-нравственное развитие, осуществляемое через включение ребенка в среду и в сотрудничество, сорадование, сопереживание способствует формулировке ребенком собственных правил жизни
2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «Российская газета», №265, 25.11.2013.
Мир Науки
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
[6]. Художественная литература является стимулом к собственному духовному росту и самосовершенствованию.
Особенностью читателя-дошкольника является то, что он не умеет читать. Его читательская деятельность базируется на ином типе восприятия искусства - слуховом. При этом ему доступны такие подвиды читательской деятельности, как слушание, разглядывание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в художественном тексте.
В исследовании проблемы чтения вслух детям разного возраста D. Koralek в определении значимости чтения детям выделяет следующие позиции:
чтение вслух является источником приятных, ценных и захватывающих событий для ребенка, мотивирующих его на самостоятельное чтение;
обеспечение ребенка фоновым знанием, помогающим понять окружающий мир;
демонстрация ребенку образца читающего человека, которому нравится то, что он делает;
помощь в осмыслении и различении жанров литературы, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно;
приобщение ребенка к лучшей форме родного языка - литературной;
стимулирование развития воображения ребенка, представляющего себе людей, места, время, события, описанные в художественном произведении [14].
Длительность и трудоемкость процесса воспитания читателя обусловливает разделение перечня художественных произведений по возрастам, поэтому задачи приобщения детей к художественной литературе для могут различаться по возрастам. В. В. Гербова указывает на необходимость систематичности процесса приобщения дошкольника к чтению художественной литературы, чтение детям каждый день, решение программных задач на занятиях и вне их [4, с. 4].
Мы согласны с мнением З. А. Гриценко, считающей, что «чтение детей - это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего» [5, с. 4]. По мнению ученого, воспитать читателя-дошкольника в современной социокультурной способен педагог дошкольной образовательной организации, так как, приобщая дошкольника к чтению художественной литературы, он воздействует на формирование мировоззренческих позиций будущих граждан, на их культурное становление и интеллектуальное развитие. На основе работы автора мы можем определить следующие функции воспитателя:
• педагогическая поддержка дошкольника в приобщении его к книге, рождении интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения;
• сопровождение семьи ребенка по вопросам семейного чтения, пропаганды книги и книжного знания.
Для выполнения обозначенных функций педагог должен своевременно реагировать на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, наблюдать за восприятием и воздействием художественного текста на детей, вносить необходимые коррективы в образовательный процесс [5, с. 3].
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Направлениями образовательной деятельности, в которых осуществляется приобщение дошкольника к чтению художественной литературы, мы, вслед за В. Я. Фишер, М. А. Кухар [13, с. 151] определяем следующие:
• непосредственно образовательная деятельность: чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении; данное направление включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды: оформление уголка читателя (иллюстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры);
• самостоятельная игровая деятельность (экспериментирование, решение проблемно-поисковых задач, работа с дидактическим материалом по произведению); данное направление предполагает совместную деятельность детей: продуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкально-художественную, творческую (выполнение рисунка, поделки, макета, заполнение дневника);
• взаимодействие с родителями, осуществляемое в проектной деятельности и предполагающее единство содержания (идейного, тематического) чтения художественной литературы дома и в детском саду.
Начитанность детей, по мнению Н. Г. Пантелеевой, имеет социальное значение, так как связано с уровнем развития литературной речи [9]. Эффективность приобщения дошкольников к художественной литературе зависит от включенности родителей в образовательный процесс, которое обеспечивается следующей деятельностью воспитателя:
• стимулирование родителей на чтение художественной литературы в семье через разъяснение значимости домашнего чтения для развития ребенка, демонстрации этой значимости в информационных материалах для родителей и в деятельности детей;
• распространение лучшего опыта родителей, читающих детям, в рамках совместных мероприятий, в том числе совместных с детьми;
• привлечение родителей к формированию круга детского чтения в семье и в детском саду, приглашение родителей для чтения художественных произведений в группе;
• развитие предметно-пространственной среды детского чтения в детском саду с привлечением книг из домашней библиотеки, создание выставок и сменяемой библиотечки в группе.
Таким образом, несмотря на то, что дошкольный возраст является преимущественно «нечитающим», ребенок способен осуществлять действия, характерные для обычного читателя. В то же время приобщение к чтению - это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации. Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в исследуемый процесс родители воспитанников. Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.
Мир Науки
научный интернат-журнал
ЛИТЕРАТУРА
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - М.: Академия, 1997. - 448 с.
2. Асмолов, А. Г. Сто я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире / А. Г. Асмолов. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. -48 с.
3. Бродский, И. Нобелевская лекция [Электронный ресурс] / И. Бродский URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt.
4. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 80 с.
5. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З. А. Гриценко. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
6. Муратова, А. А. Формирование основ духовно-нравственной культуры дошкольников средствами православных традиций родного края / А. А. Муратова, Т. Н. Колисниченко // Детский сад: теория и практика. - 2014. - №1. -С. 76-87.
7. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой.
- М.: УЦ «Перспектива», 2010. - 64 с.
8. Речь академика В. И. Арнольда на парламентских слушаниях в Государственной думе [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_651.html.
9. Пантелеева, Н. Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н. Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. - 2015. - №8. - С. 52-60.
10. Пеннак, Д. Как роман / Д. Пеннак. - М.: Самокат, 2016. - 176 с.
11. Пьецух В. А. Русская тема / В. Пьецух. - М.: Глобулус, 2008. - 352 с.
12. Фельдштейн, Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века (доклад на общем собрании РАО 18.12.2012) [Электронный ресурс] / Д. И. Фельдштейн // Проблемы современного образования. - 2012. - №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologo-pedagogicheskih-nauk-v-prostranstvenno-vremennoy-situatsii-hhi-veka-doklad-na-obschem-sobranii-rao-18-12-2012.
13. Фишер, В. Я. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования / В. Я. Фишер, М. А. Кухар // Вестник ТГПУ. - 2014.
- №11. - С. 147-153.
14. Koralek, D. Reading Aloud with Children of All Ages [Digital resource] / D. Koralek URL: https://www.naeyc.org/files/yc/file/200303/ReadingAloud.pdf.
Muratova Anzhelika Arturovna
Orenburg state pedagogical university, Russia, Orenburg
E-mail: [email protected]
Modern conditions of familiarizing of the preschool child with reading fiction
Abstract. In modern conditions there is a variety of reasons, interfering familiarizing of the preschool child with reading fiction: development of digital technologies has reduced the importance of the paper book demanded by the preschool child; expansion of personal freedoms in Russia has led to expansion of the range of editions, including low-quality; change of a socioeconomic situation diversified leisure of the modern Russian and has reduced amount of time for reading books.
At the same time fiction continues to play a significant role in development of the identity of the growing person that is confirmed by opinion of writers (I. Brodsky, V. Pyetsukh, D. Pennac), scientists (V. Arnold, A. Asmolov, D. Feldstein, Z. Gritsenko), theorists and practitioners of preschool education (V. Gerbova, N. Miklyaeva, V. Fischer, M. Kukhar, D. Koralek).
Fiction promotes spiritual moral education of the personality, her self-sufficiency and identity, need for self-improvement, readiness for the correct actions and acts in an uncertainty situation.
At preschool age reading fiction is mainly acoustical. The child is capable to carry out the actions characteristic of the ordinary reader. Familiarizing with reading is the pedagogically reasonable activity which is carried out in the preschool educational organization. The defining role in it is played by the teacher. Its efficiency depends on as far as and how parents of pupils will be involved in the studied process. The uniform principles of familiarizing of the child with reading fiction of the house and in kindergarten are done by reading natural to the child, by a necessary part of his life.
Keywords: fiction; reading; familiarizing with reading; preschool age; preschool child; kindergarten; preschool educational organization; teacher; preschool child's parents
Мир Науки
REFERENCES
1. Arzamastseva, I. N. Children's literature: Manual for students of average pedagogical educational institutions / I. N. Arzamastseva, S. A. Nikolaeva. - M.: Academy, 1997. -448 pages.
2. Asmolov, A. G. What I think about children: education in the changing world / A. G. Asmolov. - M.: Federal institute of development of education, 2012. - 48 pages.
3. Brodsky, I. Nobel lecture [Digital resource] / I. Brodsky URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt.
4. Gerbova, V. V. Familiarizing of children with fiction. Program and methodical recommendations / V. V. Gerbova. - M.: Mozaika-Sintez, 2008. - 80 pages.
5. Gritsenko, Z. A. Children's literature. Technique of familiarizing of children with reading / Z. A. Gritsenko. - M.: Academy, 2008. - 320 pages.
6. Muratova, A. A. Formation of bases of spiritual and moral culture of preschool children means of orthodox traditions of the native land / A. A. Muratova, T. N. Kolisnichenko // Kindergarten: theory and practice. - 2014. - No. 1. - Page 76-87.
7. Development of abilities by means of acquaintance of preschool children with fiction. A methodical grant / Under the editorship of N. V. Miklyaeva. - M.: Prospect, 2010. -64 pages.
8. The speech of the academician V. I. Arnold at parliamentary hearings in the State Duma [Digital resource]. URL: http://scepsis.net/library/id_651.html.
9. Panteleeva, N. G. Familiarizing of preschool children with literary art as one of conditions of realization of FGOS of preschool education / N. G. Panteleeva // Modern preschool education. - 2015. - No. 8. - Page 52-60.
10. Pennac, D. As novel / D. Pennac. - M.: Scooter, 2016. - 176 pages.
11. Pyetsukh V. A. Russian subj ect / V. Pyetsukh. - M.: Globulus, 2008. - 352 pages.
12. Feldstein, D. I. Problems of psychology and pedagogical sciences in an existential situation of the XXI century (the report at a general meeting of Russian joint stock company 18.12.2012) [Digital resource] / D. I. Feldstein // Problems of modern education. - 2012. - No. 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologo-pedagogicheskih-nauk-v-prostranstvenno-vremennoy-situatsii-hhi-veka-doklad-na-obschem-sobranii-rao-18-12-2012.
13. Fischer, V. Y. Literary development of children of preschool age in the conditions of the updated education / V. Y. Fischer, M. A. Kukhar // the Messenger of TGPU. - 2014. - No. 11. - Page 147-153.
14. Koralek, D. Reading Aloud with Children of All Ages [Digital resource] / D. Koralek URL: https://www.naeyc.org/files/yc/file/200303/ReadingAloud.pdf.
Мир Науки