Научная статья на тему 'Актуальность театрализованной деятельности в приобщении старших дошкольников к социокультурным ценностям'

Актуальность театрализованной деятельности в приобщении старших дошкольников к социокультурным ценностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / VALUE / ПРИОБЩЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIO-CULTURAL VALUES / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOL / ИГРА / GAME / INCLUSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Ирина Сергеевна

В статье представлена проблема детской игры, как ведущей деятельности детей-дошкольников. Рассматривается актуальность театрализованной деятельности в приобщении к социокультурным ценностям старших дошкольников. На основе современных достижений педагогической теории и практики охарактеризованы возможности игровой деятельности для решения данной проблемы в дошкольных организациях. Один из многих положительных сторон театрализованной игры состоит в том, что она приводит к положительным эмоциям. Игра улучшает качество жизни дети чувствуют себя хорошо во время игры. Театрализованная игра имеет парадоксальный эффект: увеличивает концентрацию внимания и повышает эффективность мышления, а также позволяет проигрывать жизненные ситуации. Два часа игры в день могут помочь уменьшить дефицит внимания и гиперактивность. Исследования подтверждают, что игра в дошкольном возрасте обогащает общее развитие, а не только когнитивное. Родители, дошкольные преподаватели так же признают ценность игры. Тем не менее возможности для игры продолжают уменьшаться, при этом уменьшается количество игровых площадок, происходит сокращение времени в течение дня для игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevance theatrical activities in familiarizing senior preschool children to socio-cultural values

The article presents the problem of children's play as the leading activity of preschool children. The urgency of the theatrical activity in familiarizing with the sociocultural values of the senior preschoolers is considered. On the basis of modern achievements of pedagogical theory and practice, the possibilities of gaming activity for solving this problem in preschool organizations are described. One of the many positive aspects of the theatrical game is that it leads to positive emotions. The game improves the quality of life the children feel good during the game. The theatrical game has a paradoxical effect: it increases concentration of attention and raises the efficiency of thinking, and also allows you to lose life situations. Two hours of play a day can help reduce attention deficit and hyperactivity. Studies confirm that playing at preschool age enriches general development, not just cognitive development. Parents, preschool teachers also recognize the value of the game. Nevertheless, the possibilities for playing continue to decrease, while the number of playgrounds decreases, there is a reduction in the time during the day for the game.

Текст научной работы на тему «Актуальность театрализованной деятельности в приобщении старших дошкольников к социокультурным ценностям»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/20PDMN217.pdf Статья опубликована 25.05.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Мартынова И.С. Актуальность театрализованной деятельности в приобщении старших дошкольников к социокультурным ценностям // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/20PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 373.24

Мартынова Ирина Сергеевна1

ФГБО ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Россия, Тула

Аспирант

E-mail: irina_chukanova@mail.ru

Актуальность театрализованной деятельности в приобщении старших дошкольников к социокультурным ценностям

Аннотация. В статье представлена проблема детской игры, как ведущей деятельности детей-дошкольников. Рассматривается актуальность театрализованной деятельности в приобщении к социокультурным ценностям старших дошкольников. На основе современных достижений педагогической теории и практики охарактеризованы возможности игровой деятельности для решения данной проблемы в дошкольных организациях. Один из многих положительных сторон театрализованной игры состоит в том, что она приводит к положительным эмоциям. Игра улучшает качество жизни - дети чувствуют себя хорошо во время игры. Театрализованная игра имеет парадоксальный эффект: увеличивает концентрацию внимания и повышает эффективность мышления, а также позволяет проигрывать жизненные ситуации. Два часа игры в день могут помочь уменьшить дефицит внимания и гиперактивность. Исследования подтверждают, что игра в дошкольном возрасте обогащает общее развитие, а не только когнитивное. Родители, дошкольные преподаватели так же признают ценность игры. Тем не менее возможности для игры продолжают уменьшаться, при этом уменьшается количество игровых площадок, происходит сокращение времени в течение дня для игры.

Ключевые слова: ценность; приобщение; социокультурные ценности; дошкольник;

игра

Одной из основных проблем дошкольного воспитания в соответствии с Федерационным государственным стандартом выступает потребность приобщения дошкольников к общепризнанным нормам и обычаям семьи, общества, государства 2 . Кроме того, подчеркивается потребность развития у дошкольников основных взглядов о культурных традициях своего и других народов. Проблемой социокультурного воспитания ребенка в дошкольном возрасте занимались такие ученые как: С.В. Кахнович, С.А. Козлова, Н.Я. Большунова, М.Д. Маханева, Л.С. Выготский, И.Ф. Клименко, Д.Б. Эльконин, и прочие.

1 301661, Тульская область, г. Новомосковск, ул. Олимпийская, д. 2Б, кв. 17

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: - URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d 13/m1155.pdf.

Основываясь на позиции С.В. Кахнович, С.А. Козловой, М.Д. Маханевой мы дали определение понятию социокультурные ценности. Под социокультурными ценностями следует понимать значимые для субъекта явления культуры, а также - осуществляемая им (субъектом) деятельность по производству и потреблению значимых для него культурных явлений В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание дошкольного образования. На наш взгляд, классификация ценностей В.А. Караковского является наиболее универсальной. В ней выделены основополагающие ценности, такие как - Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек. Предложенные характеристики, представляя собой основными признаки ценности, обязаны найти собственное выражение в близких и волнующих ребенка образах. Ученые, занимающиеся проблемой приобщения к социокультурным ценностям детей дошкольного возраста Н.Я. Большунова, О.Л. Князева, С.А. Козлова делают акцент на том, что приобщение к социокультурным ценностям обусловливается возможностью соотносить жизнь с моделями поведения. Данные модели обязаны соответствовать концепциям человеческих установок и манер общения, а также осуществляться с помощью проведения театрализованных игр, которые должны быть в системе дошкольного образования.3

«Игра» иногда противопоставляется «работе» и характеризуется как вид деятельности, который, по существу, неважен, тривиален и не является значимым. По сути, она рассматривается как что-то, что делают дети, потому что они еще маленькие, и как что-то, что они не будут делать, когда станут взрослыми. Тем не менее, это мнение считается ошибочным. Игра во всем своем богатом многообразии является одним из высших достижений человеческого рода, наряду с языком, культурой и технологиями. Действительно, без игры, ни одно из этих достижений не было бы возможно. Исследователями все чаще признается значение игры.

В статье делается акцент на ценности детской игры. Это - особенно важное время для этого, чтобы быть признанным, поскольку современное общество сталкивается с увеличивающимися трудностями, включая экономические, социальные и экологические, а также увеличивающуюся урбанизацию, напряженность в семейной жизни и изменения в образовательных системах. А дошкольная игра, может поспособствовать развитию детских способностей, которыми дети смогут воспользоваться как будущие граждане.

В образовательной сфере, в течение последних десятилетий особую важность имеет качество дошкольного образования. Однако, характер «Высокое качество» в данном контексте можно оспорить. В то время как в некоторых европейских странах внимание по-прежнему приковано к обеспечению детей младшего возраста опытом в социальной сфере, в нашей стране и по всему миру все больше и больше, придерживаются подхода «чем раньше, тем лучше», с акцентом на введение на дошкольном этапе элементарные навыки грамотности и арифметики. Это враждебно сказывается на поддержании богатых возможностей игры.

Учитывая трудность с определением игры и признанием ее сложности, не удивительно, что были предприняты многочисленные попытки категоризировать различные типы игр. Как показал Мойлс (Moyles) (1989)4, для каждого этапа детского развития, есть своя форма игры. Однако в современной психологической литературе различные виды игр обычно делятся на пять основных типов, основанных на цели возрастных этапов детей дошкольного возраста. К

3 Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. М.: Академия, 2008. - с. 162.

4 Moyles, J. (1989). Just playing? The role and status of play in early childhood education. Milton Keynes: Open University Press.

Страница 2 из 7 ^^^^^^^^^^^НИИИНИННИН http://mir-nauki.com 20PDMN217

этим типам относятся: подвижная игра, игра с объектом, символическая игра, сюжетно-ролевая игра и игры с правилами.

Рассмотрим сюжетно ролевую игру в аспекте приобщения к социокультурным ценностям детей старшего дошкольного возраста. Из числа сюжетно-ролевых игр большая часть ученых (Л.В. Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова) акцентируют особенную значимость на театрализованных игр. Театрализованная игра - необычайно яркая в чувственном взаимоотношении деятельность, в которой дети принимают вмешательство взрослого, никак не наблюдая его, так как стремление сыграть в сказку велико, сказка приносит максимальное удовольствие и удивление, в которых заложены истоки креативности 5.

В анализе научной литературы можно проследить умение старших дошкольников осознавать духовный мир персонажей и их двойственный характер (А.И. Булычева, Л.Г. Стрелкова, Л.П. Бочкарева). Это раскрывает возможности применения театрализованной игры в высоконравственном формировании ребенка, когда противоположные образцы ценны не только в моменте соотнесения ребенком себя с позитивным персонажем, но и с негативным, плохим6. Благодаря этому, пробуждаются общественные эмоции, чувственное отношение к событиям и действиям, обладающие значением не только для него лично, но и для окружающих7, что обуславливается как отзывчивость, или сострадание и помощь сверстникам

о

и старшим8.

В театроведческой литературе всецело рассмотрена вероятность развития конкретных операций с целью формирования чувств в рамках театрализованной игры, т.е. образное моделирование эмоций9, так как ученые акцентируют в образном объекте любого рода искусства качества, которые наилучшим способом приспособлены для отображения всеми людьми эмоций 10 . Для сценической исполнительской деятельности свойственны непроизвольность и произвольная эмоциональная экспрессия (К. Изард) и эмоциональные действия (Я. Рейковский), которые проявляются в мимике, пантомимике (жестах, пластике, походке), "вокальной мимике" (вибратор голоса, дикции, интонации, ритм, тембр) (К.С. Станиславский, Л.Я. Дорфман). При этом, выразительное движение (либо процесс) правомочно не только выражать ранее сформированное переживание, но и само, включаясь, может сформировать его (С.Л. Рубинштейн).

Много исследований показали, что театрализованная игра заставляет детей быть сдержанными и саморегулировать свое поведение. Во время театрализованной игры дети обязаны следовать социальным правилам, управлять характером, который они изображают. Берк и его коллеги приводят в, качестве примера, исследования с детьми старшего дошкольного возраста, которые демонстрируют связь между сложностью театрализованной игры и увеличением социальной ответственности.

5 Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. М-Л.: Учпедгиз, 1957. - 136 с.

6 Кудрина Г.Я. Зависимость пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте // Развитие речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: АПН СССР, 1990. - С. 77-91.

7 Бойков Д.И., Бойкова C.B. Как развить навыки общения у ребенка: Метод, рекомендации. СПб: ЛОИУУ, 1995. - 48 с.

8 Бочкарева Л.П. Создание игровых образов детьми шестого года жизни под влиянием художественной книги и картины: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1982. - 17 с.

9 Театр в школе (Сборник пьес) / Сост. С. Ловягин, В. Розентуллер. М.: Парсифаль, 1996. - 255 с.

10 Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации / Сост. Е.Л. Трусова. Киев: РМК дошкольного воспитания, 1991. - 36 с.

В театрализованной игре, дети развивают свои коммуникативные и социальные навыки в условиях, которые представляют собой реальные или опосредованы из опыта (Голландия, 200311; Левин, 200612).

Театрализованная игра осуществляется посредством действий, заданных художественным произведением. При отборе книг необходимо принимать во внимание, что литературное произведение обязано нести познавательные, эстетические и высоконравственные функции, т.е. оно должно быть орудием интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Трудность отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах В.М. Федяевской, Л.М. Гурович, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой и других.

В своей программе, отбор художественной литературы для дошкольников осуществлялся на основе ряда критериев:

1. Идеологическое направление детских книг. Идейная убежденность объясняется соответствием задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям и к природе. Нравственный образ героя также определяется идейностью книг;

2. Значимое художественное мастерство, литературная ценность. Аспектом художественности выступает целостность содержания произведения и его формы. Имеет значение образцовость литературность языка;

3. Доступность литературного произведения, соотношение возрастных и психологических особенностей дошкольников. При отборе книг предусматриваются характерные черты внимания, памяти, мышления, область интересов детей, их жизненные навыки;

4. Увлекательность, легкость и четкость композиции;

5. Определенные педагогические задачи.

К театральным играм немаловажно подводить постепенно. Очередность работы, по взгляду Н.С. Карпинской, может строиться по следующему алгоритму:

1. ознакомление с текстом;

2. игра-беседа с персонажами;

3. вторичное прочтение-исценировка текста;

4. беседа по картине или серии картин и драматизация фрагментов текста;

5. самостоятельное чтение текста;

6. организация работы по подготовке к театральной игре по усвоенному сюжету;

п 13

7. игра-спектакль по содержанию сказки.13

Виды и содержание театрализованных занятий включают:

1. общеразвивающие игры В.Т. Кудрявцевой, Э.Г. Чуриловой вырабатывают внимательность, интерес, находчивость, смелость, стремление к творчеству;

11 Holland, P. (2003). We don't play with guns here. Open University Press.

12 Levin, D.E. (2006). Play and violence: Understanding and responding effectively. In D.P. Fromberg and D. Bergen (Eds.). Play From Birth to Twelve. Context, Perspectives, and Meanings, 2nd Ed. (pp. 395-404). London: Routledge.

13 Карпинская Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. 1999. №12. С. 17-22.

2. ритмопластические упражнения А.Е. Антипиной, Э.Г. Чуриловой предполагают развитие пластических импровизаций и двигательных способностей;

3. психогимнастические этюды М.И. Чистяковой направлены на формирование познавательной и социально-личностной сфер;

4. театральные игры Э.Г. Чуриловой, Л.И. Царенко готовят детей к действию в сценических условиях, где всё представляет собой вымысел, развивают воображение и фантазию;

5. задания по культуре и технике речи И.Р. Калмыковой совершенствуют дыхание, дикцию, интонацию и другие средства выразительности речи;

6. беседы и викторины о театральном искусстве, созданные на основе книг Ю. Алянского "Азбука театра", И.А. Андриановой - Голицыной "Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр" расширяют и углубляют познавательный интерес;

7. этюды и игры по управлению театральными куклами Н.Д. Сорокиной развивают мышцы рук, выдержку, терпение.

Разнообразные методы и приёмы занятий направлены на комплексное развитие всех сенсорных зон: зрительной, слуховой, осязательной, кинестетической, двигательной, обонятельной и других. Это даёт возможность осмыслить характер движений, научить детей координировать движения и элементы пластики, создавая выразительный театральный образ.

Особое значение придаётся играм-перевоплощениям. Они предусматривают реализацию трёх взаимосвязанных компонентов:

• внутреннее перевоплощение (работа воображения, мышления, памяти);

• внешнее (жесты, мимика, поза, движения тела);

• речевое (интонационная выразительность, темп речи, сила голоса и т.д.).

Используются в работе элементы психогимнастики, рефлексии, креативной гимнастики, что обеспечивает ребёнку радость познания, свободу творчества, а также устанавливает между педагогом и детьми отношения любви и доверия.

На каждом возрастном этапе тематические разделы повторяются, но уже с последующим усложнением, углублением в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Это позволяет ребенку полноценно включаться в деятельность на любом этапе реализации Программы и продвигаться с той скоростью, которая для него посильна и органична.

Л.В. Артемова подмечает, что тематика и сущность театрализованных игр обладают нравственной направленностью, которая заключена в сказках, литературных произведениях и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружеские отношения, чуткость, гуманность, порядочность, решимость. Излюбленные герои становятся примерами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок самостоятельно берет на себя и присваивает характерные ему особенности. Самостоятельное обыгрывание роли детьми дает возможность сформировать навыки нравственного поведения, способность поступать в согласовании с общепринятыми нормами поведения. Такое воздействие на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.14

Так как полезные качества одобряются, а негативные осуждаются, то в таком случае дошкольники в основном стремятся подражать добрым, честным персонажам. А поощрение

14 Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.

взрослыми достойных деяний формирует у них чувство удовлетворения, что служит катализатором к последующему контролированию своих действий.

Значительное внимание для практикующих работников представляют методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников, разработанные Л.П. Бочкаревой.

Анализ научной и методической литературы автора представляет варианты театрализованных игр и представляет подробную характеристику каждому, доказывая разнообразие типов театрализованных игр. Они друг друга дополняют и имеют возможность занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь детей красочнее, богаче и многообразнее. Данные рекомендации затрагивают еще один весьма значимый аспект в работе с детьми, взаимосвязанный с созданием игрушек для театрализованной деятельности и формирования предметно-игровой среды в группе и на участке.

Таким образом, в театрализованных играх совершается сведение детей с героями произведений, что дает возможность не только раскрыть степень приобщения к социокультурным ценностям, но и сформировать условия с целью их развития - как во взаимоотношении со своими сверстниками, так и в отношении взрослых. Дошкольники приобретают возможность «дочувствовать» в процессе игры то, что было ими пережито в период восприятия художественного произведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойков Д.И., Бойкова C.B. Как развить навыки общения у ребенка: Метод, рекомендации. СПб: ЛОИУУ, 1995. - 48 с.

2. Бочкарева Л.П. Создание игровых образов детьми шестого года жизни под влиянием художественной книги и картины: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1982. - 17 с.

3. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. М-Л.: Учпедгиз, 1957. - 136 с.

4. Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации / Сост. Е.Л. Трусова. Киев: РМК дошкольного воспитания, 1991. - 36 с.

5. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. М.: Академия, 2008. - с. 162.

6. Кудрина Г.Я. Зависимость пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте // Развитие речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: АПН СССР, 1990. - С. 77-91.

7. Театр в школе (Сборник пьес) / Сост. С. Ловягин, В. Розентуллер. М.: Парсифаль, 1996. - 255 с.

8. Holland, P. (2003). We don't play with guns here. Open University Press.

9. Levin, D.E. (2006). Play and violence: Understanding and responding effectively. In D.P. Fromberg and D. Bergen (Eds.). Play From Birth to Twelve. Context, Perspectives, and Meanings, 2nd Ed. (pp. 395-404). London: Routledge.

10. Moyles, J. (1989). Just playing? The role and status of play in early childhood education. Milton Keynes: Open University Press.

Martynova Irina Sergeevna

Tula state pedagogical university L.N. Tolstoy, Russia, Tula E-mail: irina_chukanova@mail.ru

Relevance theatrical activities in familiarizing senior preschool children to socio-cultural values

Abstract. The article presents the problem of children's play as the leading activity of preschool children. The urgency of the theatrical activity in familiarizing with the sociocultural values of the senior preschoolers is considered. On the basis of modern achievements of pedagogical theory and practice, the possibilities of gaming activity for solving this problem in preschool organizations are described. One of the many positive aspects of the theatrical game is that it leads to positive emotions. The game improves the quality of life - the children feel good during the game. The theatrical game has a paradoxical effect: it increases concentration of attention and raises the efficiency of thinking, and also allows you to lose life situations. Two hours of play a day can help reduce attention deficit and hyperactivity. Studies confirm that playing at preschool age enriches general development, not just cognitive development. Parents, preschool teachers also recognize the value of the game. Nevertheless, the possibilities for playing continue to decrease, while the number of playgrounds decreases, there is a reduction in the time during the day for the game.

Keywords: value; inclusion; socio-cultural values; preschool; game

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.