УДК 376.4
Н. В. Заиграева, Н. А. Хайрюзова
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье приводятся результаты исследования интереса к читательской деятельности у младших школьников с задержкой психического развития (вариант 7.2), выявлена разная степень выраженности этого интереса, показана связь между навыком чтения третьеклассников и структурными компонентами интереса к читательской деятельности. Предлагаются методические рекомендации для педагога по развитию интереса к чтению во внеурочной деятельности младших школьников.
Ключевые слова: интерес к читательской деятельности, навык чтения, обучающиеся с задержкой психического развития, методы и приемы привлечения интереса к чтению.
DOI: 10.24412/2227-1384-2022-449-54-64
Положительное влияние книг и чтения на формирование духовно-нравственных качеств ребёнка было отмечено многими выдающимися исследователями. Педагоги, общественные деятели считали развитие интереса к читательской деятельности одной из важнейших задач педагогики (В. Г. Горецкий [3], А. С. Макаренко [10], М. И. Оморокова [12], В. С. Сухомлинский [18], Д. Б. Эльконин [20] и др.). Чтение играет огромную роль в жизни ребёнка. Оно расширяет кругозор, учит его культурно вести себя, правильно и красиво говорить, обогащает его язык и является полезным досугом.
Одна из ключевых проблем становления читательской деятельности детей — развитие интереса к чтению. Наличие такого интереса — это не просто активная познавательная направленность детей на книгу, которая вызывает у них положительные эмоции и желание с ней взаимодействовать: рассматривать, листать, читать, проявлять избирательность и увлечённость.
Одной из наиболее распространённых причин слабого интереса к читательской деятельности у младших школьников является задержка психического развития (ЗПР). Эффективность обучения младших школь-
Заиграева Надежда Викторовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития (Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия); e-mail: [email protected].
Хайрюзова Наталия Александровна — студент (Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия); e-mail: [email protected].
© Заиграева Н. В., Хайрюзова Н. А., 2022
54
ников с ЗПР, в том числе и чтению, связана с их учебными навыками и интересами, что требует особого внимания: у таких детей недостаточно развиты любознательность и инициативность, также наблюдается слабость в проявлении мотивации к приобретению новых знаний, ослабленное желание заниматься различными видами учебной деятельности.
Психофизическим основанием для отсутствия интереса к чтению у младших школьников с ЗПР могут быть самые разные причины.
Среди них:
- замедленный темп приёма и обработки зрительной информации, установления ассоциативных связей между слуховым, зрительным и речевыми центрами, принимающими участие в процессе чтения;
- низкий темп протекания мыслительных операций, который лежит в основе осмысления получаемой информации;
- слабость контроля своих действий, повышенная утомляемость и истощаемость.
Тема интереса и отношения к чтению у нормально развивающихся учащихся начальных классов изучена хорошо (З. И. Романовская [14], Н. Н. Светловская [15], [16] и др.).
Другая проблема чтения у обучающихся с ЗПР — слишком долгое формирование навыка чтения. Современная педагогика широко рассматривает вопросы, связанные с формированием у детей этого навыка. Большинство исследований касается таких характеристик, как беглость, выразительность, правильность и осознанность чтения. Проблемы формирования навыка чтения у нормально развивающихся младших школьников детально раскрыты исследователями (О. В. Джежелей [4], О. В. Кубасова [8], З. И. Романовская [14], Н. Н. Светловская [15], К. Д. Ушинский [7] и др.).
Однако проблема развития читательской деятельности младших школьников с ЗПР недостаточно представлена в психолого-педагогической литературе, это говорит о необходимости разработки новых психолого-педагогических технологий и методических рекомендаций, способствующих развитию данной деятельности, учитывая разноуровневое обучение детей с ЗПР (варианты 7.1, 7.2), предполагаемое Стандартом. Следовательно, проблему развития интереса обучающихся с ЗПР к читательской деятельности можно рассматривать как особо актуальную, ведь многие школьные дисциплины опираются на умение детей читать, на уровень развития навыка чтения.
Данное исследование проводилось на базе образовательной организации города Иркутска — МБОУ СОШ № 45. В нём приняли участие младшие школьники с ЗПР (вариант 7.2) 9 — 12 лет в количестве 14 человек и их учитель начальных классов.
Цель исследования — охарактеризовать интерес наших испытуемых к читательской деятельности и разработать методические рекомендации для педагогов по его развитию.
55
Гипотезами исследования стали следующие предположения:
- интерес к читательской деятельности у младших школьников с ЗПР зависит от качественных характеристик навыка чтения, от участия родителей в приобщении к чтению и от содержания работы учителя начальных классов во внеурочной деятельности;
- факторами, определяющими возникновение и поддержание ситуативного или устойчивого интереса к чтению у младших школьников с ЗПР, могут быть: жанр произведения, оформление книги и проведение воспитательных мероприятий, посвящённых книге и способствующих возникновению позитивного отношения к чтению.
Предполагалось выделить разные степени (слабый, ситуативный и устойчивый) выраженности интереса к читательской деятельности среди третьеклассников с ЗПР.
В числе основных методик исследования использовались:
- диагностические задания, предложенные Р. И. Лалаевой и Л. В. Ве-недиктовой [9], для оценки сформированности навыка чтения (скорость чтения, правильность, выразительность и понимание прочитанного);
- беседа для выявления интереса к читательской деятельности у третьеклассников;
- психолого-педагогический эксперимент и наблюдение за проявлением интереса к книге и чтению во внеурочной деятельности в специально созданных условиях (появление новых ярко иллюстрированных книг в классной библиотечке): без привлечения внимания (1 этап), с привлечением внимания (2 этап);
- тест Векслера [19] для верификации психологического статуса младших школьников.
Дополнительно проводилось анкетирование учителя для выявления содержания его внеурочной работы, которая способствует развитию интереса к читательской деятельности у младших школьников с ЗПР.
В результате исследования определились разные степени выраженности интереса к читательской деятельности — слабый и ситуативный. Устойчивый интерес к читательской деятельности среди обучающихся с ЗПР в третьем классе выявлен нами не был.
На основе анализа всей совокупности полученных данных можно сформулировать выводы с последующей интерпретацией.
1. Большая часть (57 %) третьеклассников с ЗПР имеет слабый интерес к читательской деятельности; характеризовалось это тем, что школьники не любят и не хотят читать, их родители не читают и не советуют им книги для чтения. Учащимся интереснее смотреть мультфильмы и кинофильмы, а не читать книги. У этих школьников ограниченный читательский кругозор, они не помнят то, что изучали на уроках литературного чтения, не могут назвать писателей, произведения разных жанров.
Наблюдение с привлечением внимания учителем показало, что дети часто выбирали для просмотра книги с яркой обложкой и красочны-
56
ми иллюстрациями. Выбор ограничивался только рассматриванием книги. Навык чтения у этой группы третьеклассников соответствует низкому уровню, они читают очень медленно, допускают ошибки (интонационные, ошибочные ударения в словах, пропуск и замена букв, слов, фраз, строчек). Отвечая на вопросы по тексту, дети затруднялись устанавливать причинно-следственные связи, им требовалась помощь взрослого и больше времени для ответа на вопросы.
2. У меньшей группы (43 %) третьеклассников присутствует ситуативный интерес к читательской деятельности. Эти учащиеся могут назвать некоторых детских писателей, помнят произведения, которые они изучали на уроках. При выборе книги для чтения они основываются на том, что им задают в школе, и на том, что требуют читать их родители. Жанр произведения действительно влияет на выбор детьми книги.
Наблюдение с привлечением внимания учителем показало, что часто дети выбирали для чтения сказки, рассказы о животных. У младших школьников с ЗПР, имеющих ситуативный интерес к читательской деятельности, несколько лучше сформированы все компоненты навыка чтения: техническая сторона, выразительность, правильность чтения. Такие школьники успешнее отвечали на вопросы, направленные на понимание прочитанного текста, но их ответы были очень краткими и не совсем точными.
3. Корреляционный анализ показал наличие достоверной связи между навыком чтения и структурными компонентами интереса к читательской деятельности у наших испытуемых. Кроме того, выяснилось, что показатель вербального интеллекта у младших школьников с ЗПР связан с некоторыми характеристиками навыка чтения. Приведём конкретные результаты корреляционной зависимости:
- скорость чтения связана с «отношением к чтению книг» (г = 0,57, при р < 0,05), т. е. чем лучше скорость чтения, тем выше интерес к читательской деятельности;
- правильность чтения связана с двумя показателями — «отношение к чтению книг» и «избирательность» (г = 0,57, при р < 0,05);
- понимание содержания текста связано с тремя показателями — «отношение к чтению книг» (г = 0,56), «избирательность» (г = 0,66), «кругозор» (г = 0,72) и с общим показателем интереса к читательской деятельности (г = 0,59, при р < 0,05).
Таким образом, одна из гипотез нашего исследования подтвердилась: интерес к читательской деятельности у младших школьников с ЗПР зависит от качественных характеристик навыка чтения.
4. При организации специальных педагогических условий возможно пробуждение ситуативного интереса к чтению. Нами были созданы всего две экспериментальные ситуации для проявления у детей интереса к книге и чтению — без привлечения внимания к появлению новых книг и с привлечением внимания, когда учитель что-то рассказывал и
57
показывал новые книги из классной библиотечки. Далее рассмотрим различные условия и другие приёмы для формирования и поддержания интереса к читательской деятельности.
5. Анкетирование учителя показало, что содержание работы по развитию у детей с ЗПР интереса к читательской деятельности во внеурочные часы осуществляется недостаточно и зачастую в классе не в полной мере создаются необходимые условия. Таким образом, подтверждается ещё одна наша гипотеза о том, что проявление школьниками интереса к чтению может зависеть от содержания работы учителя во внеурочной деятельности.
На основе полученных результатов мы разработали рекомендации, которые могут помочь педагогу в развитии у младших школьников с ЗПР интереса к читательской деятельности во внеурочной работе.
Учитель начальных классов должен своевременно научить ребёнка читать, поэтапно улучшая его технику чтения, чтобы он мог самостоятельно читать и понимать то, что он читает. Если у школьника хорошо сформирован навык чтения, то у него будет проявляться интерес к такой деятельности. Данные, представленные в научных исследованиях (Е. Н. Артамошина [1], Е. Л. Гончарова [2], О. Б. Жесан [5], И. Г Жукова. [6], Е. А. Миронова [11], Г. А. Рейс [13], И. П. Сметанкина [17]), также свидетельствуют о том, что интерес к чтению и книге формируются именно на этапе начального обучения. Тогда и решается вопрос о том, будет ли отношение ученика к книге активным или пассивным. А читают современные дети всё меньше и меньше. На наш взгляд, это связано не только с жёсткой конкуренцией интернета и телевидения, но и с тем, что книги очень дорогие и не каждый родитель может купить понравившуюся книгу или новинку детской литературы. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определённом возрасте, иначе дружба с этой книгой может и не состояться.
На основе данных, полученных в ходе исследования, нами было определено содержание работы для учителя начальных классов, способствующее развитию интереса к читательской деятельности у младших школьников с ЗПР, во внеурочное время. Эта работа, на наш взгляд, должна опираться на следующие принципы:
- учёт особенностей отбора книг на начальном этапе привития интереса к чтению;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- доступность книг для детей.
Суть первого принципа (учёта особенностей отбора книг) заключается в том, что содержание той или иной книги обязательно должно включать те представления и понятия, которые заложены в учебной программе. Так, О. В. Джежелей [4] и Н. Н. Светловская [15] отмечают, что выбор доступных детям книг на различных этапах формирования читательской самостоятельности должен основываться на их разнообра-
58
зии и правильном оформлении. Начинать приобщать детей к чтению надо с «книжек-малышек», «книжек-игрушек» ещё в дошкольном возрасте, а если ребёнок не знаком с такими книгами, то в первом классе.
Для ребёнка со слабым интересом к книге формат «книжки-малышки» очень важен тем, что он сможет прочесть её до конца. Такие книги отличаются крупным шрифтом, яркими иллюстрациями, которые повторяют смысл текста. Во время чтения таких книг себе или младшим детям ребёнок не утомляется. «Книжки-игрушки» тоже хорошо использовать на подготовительном этапе обучения технике чтения. Они побуждают детей к умственной деятельности весёлыми загадками, интересными заданиями и проблемными вопросами.
Преодолевать трудности в овладении техникой чтения успешно помогают тонкие книги (от 8 до 30 страниц). Без них ребёнку трудно убедиться, что он способен прочитать книгу до конца. А толстые книги (от 100 страниц) желательно начинать читать с родителем, далее продолжать при попеременном чтении взрослого и ребёнка (по абзацу, по странице).
Учителю следует вести журнал посещения школьной библиотеки, он даёт возможность следить, с какой регулярностью учащиеся посещают библиотеку, насколько они вовлечены в чтение книг, какие интересы проявляют при выборе книг для внеклассного чтения.
Перед летними каникулами необходимо давать школьникам список литературы для чтения, желательно с кратким описанием каждого произведения, делая акцент на интересные моменты; так можно заинтересовать юных читателей. Учащиеся, в свою очередь, могут вписывать понравившиеся им произведения в читательский дневник.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода при формировании у младших школьников с ЗПР интереса к чтению диктует необходимость подбора посильных и по возможности интересных для детей литературных произведений. При этом желательно разделить учеников класса на подгруппы по их способностям, возможностям и интересам.
Для соблюдения требований принципа доступности книг для детей целесообразно создать в классе библиотечку или уголок внеклассного чтения. Это поможет педагогу воспитать у школьников любовь к чтению. Немаловажную роль здесь играет внешний вид такого уголка, который может занимать от одной полки до целого шкафа. А возле уголка внеклассного чтения можно расположить плакат с правилами обращения с книгой (не писать, не рисовать в книгах; не вырывать листы, не вырезать картинки; не загибать листы и др.).
Формированию и развитию у младших школьников с ЗПР интереса к книге успешно способствует занимательная форма организации читательской деятельности. Рекомендуем такие интересные приёмы, как драматизация художественного произведения, чтение по ролям, работа
59
с иллюстрациями, придумывание продолжения к истории, создание игровых ситуаций.
Во внеурочное время можно проводить литературные викторины, внеклассные часы с названием «Мои интересные книги, прочитанные летом». Можно предложить школьникам выступить перед классом с сообщением о своей любимой книге.
Учитель может использовать разные приёмы привлечения внимания к библиотечке:
- чтение педагогом книги вслух;
- чтение-рассматривание;
- театрализованная постановка сказки и др.
Таким образом, он может заинтересовать книгами всех детей без исключения, приучить их думать над книгой, воспринимать художественное произведение на слух, сразу включаясь в процесс слушания. Для привлечения внимания учеников к чтению можно использовать следующие приёмы:
- узнавание и называние персонажей (картинки, перемещающиеся по доске на магнитах, куклы на руку или аппликации);
- составление «живой» картины (фрагмент из произведения, запе-чатлённый в позах, выражении лиц учеников);
- загадки в качестве подготовки к восприятию текста;
- постановка проблемного вопроса.
С целью привития интереса к чтению можно предложить учащимся помочь «распуститься дереву познания». Дети украшают изображение сказочного дерева цветами с названиями прочитанных ими книг (например, на каникулах). Хорошие результаты даёт использование тематических кроссвордов, чайнвордов и других интересных приёмов, поскольку только разнообразие является движущей силой развития интереса к книге и чтению.
Очень значима в развитии читателя в ребёнке роль семьи. Заинтересованные родители — главные помощники для педагога, поэтому важно акцентировать внимание родителей на том, что без их помощи очень сложно воспитать увлечённого читателя. Можно задействовать воспитательные мероприятия или родительские собрания на темы «Как привить ребенку интерес к книге?», «Какие книги влияют на развитие детей?», «Как воспитать грамотного читателя?», «Родитель — пример для юного читателя», «Мама, папа, я — читающая семья». По завершении такого мероприятия родителям рекомендуется выдавать буклеты, в которых будет отражена главная информация по данной теме.
Для повышения мотивации к чтению у детей учитель может рассказать родителям, кто имеет домашних питомцев, про известный в нашей стране проект «Дети читают собакам», когда ребёнок несколько минут в день читает своему четвероногому другу, который является благодарным слушателем.
60
Хороший приём для семьи — придумывание «авторских загадок», сказок, историй, где главными действующими лицами могут быть сами дети, лосле чего следует сочинение записать, придумать к нему иллюстрацию и принести в класс учителю для сбора коллективной книги рассказов. Так могут рождаться юные писатели, художники.
Таким образом, несмотря на все трудности в овладении навыками чтения школьниками с ЗПР, при помощи специальной организованной системы воспитательских действий, при индивидуально-дифференцированном подходе с соблюдением принципа доступности нам представляется возможным повысить уровень проявления интереса к книге у этих обучающихся. Внеурочная деятельность обладает широкими возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на ребёнка и будет способствовать развитию в нём читательского интереса.
Список литературы
1. Артамошина Е. Н. Дети и книга. Простые приёмы привлечения к чтению // Школьная библиотека. 2010. № 5. С. 21 — 23.
2. Гончарова Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии: автореф. дис. ... доктра психологический наук. М., 2009. 40 с. URL: https://www.dissercat.com/ (дата обращения: 23.10.2021).
3. Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах. М.: Новая школа, 1994. 46 с.
4. Джежелей О. В. Литературное чтение: учебник по обучению грамоте и чтению. М.: ДРОФА, 2008. 198 с.
5. Жесан О. Б. Формирование читательской компетентности младших школьников / / Школьная библиотека. 2010. № 5. С. 24 — 26.
6. Жукова И. Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами этнопедагогики: автореф. дис. . кандидата педагогических наук. Саратов, 2004. 206 с. URL: https://vk.cc/be2nAj (дата обращения: 23.11.2021).
7. Калинина О. А., Калуцких Г. В., Сазыкина Т. И. Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского / / Педагогическое мастерство: материалы XIV Международной научной конференции (Казань, октябрь 2021). Казань: Молодой учёный, 2021. С. 8 — 12. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/401/16691/ (дата обращения: 04.11.2021).
8. Кубасова О. В. Выразительное чтение. М.: Академия, 1997. 144 с.
9. Лалаева Р. И., Венидиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: Союз, 2001. 224 с.
10. Макаренко А. С. О детской литературе и детском чтении. М.:Детгиз, 1955. 184 с.
11. Миронова Е. А. Развитие читательского интереса у младших школьников (из опыта работы) / / Начальная школа. 2011. № 8. С. 74 — 75.
61
12. Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников. М.: Вента-на-Граф, 2005. 128 с.
13. Рейс Г. А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 11. С. 32—38.
14. Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. М.: Педагогика, 1982. 129 с.
15. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 2010. 132 с.
16. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / / Начальная школа. 2003. № 1. С. 11—18.
17. Сметанкина И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 143 с. URL: https: / / vk.cc/begnbE (дата обращения: 25.11.2021).
18. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с.
19. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. СПб.: ГП «Иматон», 1992. 82 с.
20. Эльконин Д. Б. Как научить детей читать. М.: Знание, 1976. 64 с.
* * *
Zaigrayeva Nadezhda V., Khairuzova Natalya A. THE DEVELOPMENT OF INTEREST FOR READING ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
(Irkutsk State University, Irkutsk, Russia)
The research results of the interest in reading activity of the primary schoolchildren with mental retardation (variant 7.2) are given in the article. The different degree of expression of this interest is revealed, the connection between the reading skills of the third-year students and the structural components of the interest in reading activity is demonstrated. The article offers the methodological recommendations for teachers to form the interest in reading of primary schoolchildren in the extracurricular activity.
Keywords: interest in reading activity, reading skill, students with mental retardation, methods and techniques for attracting attention to reading.
DOI: 10.24412/2227-1384-2022-449-54-64
References
1. Artamoshina E. N. Children and the book. Simple tricks to encourage reading [Deti i kniga. Prostye priemy privlecheniya k chteniyu], SHkol'naya biblioteka, 2010, no. 5, pp. 21-23.
2. Goncharova E. L. Rannie etapy stanovleniya chitatel'skoj deyatel'nosti pri norme i pri otkloneniyah v razvitii (Early stages of the formation of reading activity under the norm and with deviations in development), author. dis. ... doc. psychol. Sciences. Moscow, 2009. 40 p. Available at: https://www.dissercat.com/ (accessed 10/23/2021).
3. Goretsky V. G., Tikunova L. I. Organizaciya tekushchego i rubezhnogo kontrolya za usvoeniem znanij, umenij i navykov v processe obucheniya detej chteniyu v nachal'nyh klassah (Organization of current and intermediate control over the assimilation of knowledge, skills and abilities in the process of teaching children to read in primary classes), Moscow, Novaya shkola Publ., 1994. 46 p.
62
4. Dzhezheley O. V. Literaturnoe chtenie: uchebnik po obucheniyu gramote i chteniyu ((Literary reading: a textbook on teaching literacy and reading), Moscow, DROFA Publ., 2008. 198 p.
5. Zhesan O. B. Formation of the reader's competence of younger students [Formirovanie chitatel'skoj kompetentnosti mladshih shkol'nikov], SHkol'naya biblioteka, 2010, no. 5, pp. 24-26.
6. Zhukova I. G. Pedagogicheskaya sistema razvitiya chitatel'skogo interesa mladshih shkol'nikov sredstvami etnopedagogiki (Pedagogical system for the development of the reader's interest of younger schoolchildren by means of ethnopedagogy), author. dis. ... cand. ped. Sciences. Saratov, 2004. 206 p. Available at: https://vk.cc/be2nAj (accessed 11/23/2021).
7. Kalinina O. A., Kalutskikh G. V., Sazykina T. I. Education of the reading culture of younger schoolchildren in the context of pedagogy K. D. Ushinsky [Vospitanie chitatel'skoj kul'tury mladshih shkol'nikov v kontekste pedagogiki K. D. Ushinskogo], Pedagogicheskoye masterstvo: materialy XIV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Kazan', oktyabr' 2021 (Pedagogical excellence: materials of the XIV International Scientific Conference, Kazan, October 2021), Kazan, Molodoj uchenyj Publ., 2021, pp. 8—12. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/401/16691/ (accessed 11/04/2021).
8. Kubasova O. V. Vyrazitel'noe chtenie (Expressive reading), Moscow, Akademiya Publ., 1997. 144 p.
9. Lalaeva R. I., Venidiktova L. V. Diagnostika i korrekciya narushenij chteniya i pis'ma u mladshih shkol'nikov (Diagnosis and correction of reading and writing disorders in younger schoolchildren), St. Petersburg, Soyuz Publ., 2001. 224 p.
10. Makarenko A. S. O detskoj literature i detskom chtenii (On children's literature and children's reading), Moscow, Detgiz Publ., 1955. 184 p.
11. Mironova E. A. Development of reader's interest in younger schoolchildren (from work experience) [Razvitie chitatel'skogo interesa u mladshih shkol'nikov (iz opyta raboty)], Nachal'naya shkola, 2011, no. 8, pp. 74 — 75.
12. Omorokova M. I. Osnovy obucheniya chteniyu mladshih shkol'nikov (Fundamentals of teaching reading to younger schoolchildren), Moscow, Ventana-Graf Publ., 2005. 128 p.
13. Reis G. A. Formation of reading skills and development of the artistic taste of younger students [Formirovanie chitatel'skih umenij i razvitie hudozhestvennogo vkusa mladshih shkol'nikov], Nachal'naya shkola plyus do i posle, 2008, no. 11, pp. 32—38.
14. Romanovskaya Z. I. CHtenie i razvitie mladshih shkol'nikov: Priobshchenie detej k hudozhestvennoj literature kak k iskusstvu (Reading and development of younger schoolchildren: Familiarization of children with fiction as an art), Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 129 p.
15. Svetlovskaya N. N. Metodika vneklassnogo chteniya (Methods of extracurricular reading), Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010. 132 p.
16. Svetlovskaya N. N. Learning to read and the laws of reader formation [Obuchenie chteniyu i zakony formirovaniya chitatelya], Nachal'naya shkola, 2003, no. 1, pp. 11—18.
17. Smetankina I. P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya u mladshih shkol'nikov interesa k chteniyu nauchno-populyarnoj literatury o prirode (Pedagogical conditions for the formation of interest in reading popular scientific literature about nature in young-
63
er schoolchildren), dis. ... cand. ped. Sciences. Moscow, 2013. 143 p. Available at: https://vk.cc/begnbE (accessed 11/25/2021).
18. Sukhomlinsky V. A. Sto sovetov uchitelyu (One Hundred Tips for a Teacher), Izhevsk, Udmurtia Publ., 1981. 296 p.
19. Filimonenko Yu., Timofeev V. Rukovodstvo k metodike issledovaniya intellekta u detej D. Vekslera (Guide to the methodology for the study of intelligence in children D. Wexler), St. Petersburg, GP "Imaton" Publ., 1992. 82 p.
20. Elkonin D. B. Kak nauchit' detej chitat' (How to teach children to read), Moscow, Znanie Publ., 1976. 64 p.
•Jc -Jc -Jc
64