rpomOTQ Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
ISSN 2686-8725 (online) 2021. Том 6. Выпуск 6. С. 981-989 | 2021. Volume 6. Issue 6. P. 981-989
ISSN 2500-0039 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Формирование читательского интереса младших школьников средствами инновационных технологий буктрейлера и виртуальной книжной выставки
Пересада О. В., Корепина Н. А.
Аннотация. Цель исследования - обосновать применение новых технологий: буктрейлера и виртуальной книжной выставки - в литературном образовании младших школьников. В статье рассматривается проблема снижения интереса к чтению у современных младших школьников и определяется необходимость поиска новых форм и методов в учебной деятельности с целью приобщения детей к чтению литературы. Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности технологий буктрейлера и виртуальной книжной выставки как эффективных средств формирования читательского интереса в начальной школе. В результате проведенного экспериментального исследования проанализирован уровень сформированности читательского интереса младших школьников предложены способы применения технологий буктрейлера и виртуальной книжной выставки на занятиях и во внеурочной деятельности, которые будут повышать интерес учащихся к чтению, активизировать их познавательную активность, формировать метапредметные компетенции, развивать навыки использования компьютера в учебно-поисковой деятельности.
EN
Formation of Reading Interest in Younger Schoolchildren through the Innovative Technologies of Book Trailer and Virtual Book Exhibition
Peresada O. V., Korepina N. A.
Abstract. The purpose of the study is to substantiate the use of new technologies, such as book trailer and virtual book exhibition, in literature education of younger schoolchildren. The paper considers the issue of the decrease in reading interest among modern younger schoolchildren and determines the need to search for new forms and methods in educational activities to familiarise children with literature reading. Scientific novelty of the study lies in revealing the essence of the book trailer and virtual book exhibition technologies as effective means of forming reading interest in younger schoolchildren. As a result of the experimental study, the authors have analysed the level of reading interest in younger schoolchildren, have proposed ways of using the book trailer and virtual book exhibition technologies in class and during extracurricular activities, which will increase pupils' reading interest, actualise their cognitive activity, form me-ta-subject competencies and develop computer skills in educational and research activities.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена снижением интереса к чтению, утратой исключительной роли чтения в жизни общества, что является не только российской, но общемировой тенденцией. В современной мировой практике проводится большая работа по преодолению кризиса чтения, по стимулированию читательского интереса, реализуются национальные программы поддержки детского и семейного чтения, осуществляется поддержка чтения и книги на уровне государства и общества (Ковалевская, Петрова, 2019, с. 89-96). Это государственные программы и проекты для различных групп населения: «Книжный старт», «Тридцать минут в неделю», «Писатели в школах» (Великобритания), «Чтение - дело семейное», «Мы читаем вслух - везде и всегда» (Германия), «Город-чтение» (Франция), «Прочти об этом больше», «Письма о литературе» (США); работа фондов (Немецкий фонд чтения), центров (Центр книги в США). Также для поощрения чтения и приобщения детей и подростков к книге в школах и библиотеках работают клубы Chatterbooks (Великобритания), разрабатываются интернет-порталы («Читать в Германии»), запускаются сетевые проекты (Проект совместного
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20210163
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
использования библиотечных ресурсов в Японии), проводятся олимпиады по чтению, литературные конкурсы, книжные выставки и другие мероприятия, популяризирующие чтение (Ковалевская, Петрова, 2019, с. 89-96).
В России одним из приоритетных направлений государственной политики по популяризации детского чтения стала разработка Программы детского и юношеского чтения (2018-2026) (Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, 2017). Определение и изучение актуальной модели чтения - одно из направлений реализации данной программы. Поиск новых форм и методов в учебной деятельности по приобщению детей к чтению литературы является важной целью современного образования. Поэтому чтение как ключевой инструмент освоения знаний, повышения культурных компетенций нуждается в целенаправленной поддержке, кроме того, необходимо создание новых условий для приобщения детей к чтению, одним из которых может стать использование интерактивных методов в обучении, таких как технологии буктрейлера и виртуальной книжной выставки.
Сформулируем задачи, которые следует решить для достижения цели исследования:
- определить причины снижения интереса к чтению современных школьников;
- уточнить сущность понятия «читательский интерес» в психолого-педагогической литературе;
- исследовать с помощью диагностических методик уровень сформированное™ читательского интереса учащихся начальной школы;
- описать специфику применения новых технологий: буктрейлера и виртуальной книжной выставки -для формирования читательского интереса младших школьников.
Для решения поставленных задач в статье применяются теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение за учащимися, диагностика уровня сформированности читательского интереса учащихся, качественно-количественный анализ данных.
Теоретической базой исследования послужили работы авторов, освещающих вопросы развития читательского интереса младших школьников (Горецкий, 2007; Иванова, Тихомирова, 2016; Светловская, Пиче-оол, 2014), описывающих технологию буктрейлера (Зимина, 2012; Щербинина, 2012).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования технологий буктрейлера и виртуальной книжной выставки в педагогической деятельности учителей начальных классов для повышения интереса учащихся к чтению и формирования метапредметных компетенций.
Причины снижения интереса к чтению у современных младших школьников
Пристальное внимание к проблеме формирования читательского интереса у школьников в эпоху доминирования цифровых технологий обусловлено целым рядом причин. Научные открытия, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, современный ритм жизни с огромным потоком информации и ложными ценностями влияют на многие процессы деятельности человека, в том числе и на процесс чтения.
Представителей поколения Z (рожденных в нач. 2000-х гг. и позже) - «цифровых от рождения» - сложно назвать вдумчивыми читателями, погруженными в текст, эмоционально сопереживающими героям. Современным читателем-ребенком чтение все чаще рассматривается как процесс получения из информационной среды новых идей, «полезной» информации, носящей практический характер. Зависимость от социальных сетей формирует «клиповое мышление», которое, с одной стороны, позволяет приспособиться к интенсивному потоку информации, с другой - мешает ее целостному восприятию и порождает фрагментарное и поверхностное восприятие. По мнению педагога и психолога Д. И. Фельдштейна (2012), «экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом» (с. 24). Увлечение интернет-пространством влечет за собой снижение уровня культуры чтения учащихся: делает невозможным смысловой анализ произведений разных жанров. Чтение перестает быть самостоятельным процессом, становясь дополнением какой-либо деятельности (просмотра видеосюжета, прослушивания музыки и т.п.).
На процесс становления личности читателя влияет и социокультурное пространство. Ребенок не может присвоить атрибуты читательской культуры и в дальнейшем самостоятельно организовывать свою читательскую деятельность, если в его окружении никто не читает, редко говорят (или вообще не говорят) о книгах.
Еще одной важной проблемой современной детской литературы является недостаточное количество детских книг достойного качества. Как правило, тексты фэнтези, детских детективов не подразумевают какой-либо психологической глубины. В то же время богатства мировой художественной литературы остаются невостребованными современными детьми, что влечет за собой «угрозу прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению» (Шамсутдинова, 2011, с. 1361-1364).
Приобщение детей к чтению, воспитание читательской культуры сегодня - это универсальный инструмент для повышения интеллектуального уровня, развития гибких навыков, необходимых современному человеку, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и способствовать развитию страны в экономике, образовании, науке и в других сферах.
Читающий человек, по сравнению с нечитающим, наиболее духовно зрелый, просвещенный, с развитым интеллектом, с большим объемом памяти и активным воображением, хорошо владеющий речью, критичный
и способный к самостоятельным суждениям и поступкам, а потому более востребованный в обществе, в профессии. Важность приобщения детей к чтению связана также с правильным ориентированием в жизни информационного общества, в котором необходимы умения находить, отбирать, анализировать, систематизировать и использовать информацию. Человек, не приобщенный к чтению книг, не способен обобщать, выявлять связь явлений и противоречия, адекватно оценивать ситуацию, а следовательно, находить правильные решения.
Нельзя сказать, что в XXI веке дети совсем не читают, но у них другой репертуар, читательские предпочтения, мотивы и стимулы, объем прочитанного, время чтения по сравнению с предыдущими поколениями. Из-за недостатка чтения, в частности классических произведений, в последние годы происходит снижение уровня грамотности учащихся, речь упрощается и огрубляется, используются примитивные штампы.
Н. Н. Светловская (2003) связывает отсутствие интереса к чтению с несформированностью читательских умений: «...нежелание читать есть объективное следствие обучения младших школьников отдельным читательским умениям без одновременной установки на пробуждение и формирование у них читательской самостоятельности» (с. 16).
По мнению методистов в области начального литературного образования (Горецкий, 2007; Иванова, Тихомирова, 2016; Осмоловская, Петрова, 2012; Светловская, Пиче-оол, 2014), ребенка невозможно приобщить к чтению даже при сформированном навыке чтения, если у него не будет личной заинтересованности в читательской деятельности. Отсутствие заинтересованности в чтении может быть связано в целом с нежеланием учиться, если учащийся постоянно испытывает чувство неудовлетворенности от учебного процесса. Американский ученый-когнитивист и психолог Д. Т. Уиллингем (2020) в своей книге «Почему ученики не любят школу?» приходит к выводу о том, что люди при изучении новой идеи или проблемы будут избегать умственной деятельности, если решение задачи потребует слишком много или слишком мало усилий, даже несмотря на их природную любознательность: «Мы будем искать возможности применения своих умственных способностей, но весьма избирательно; мы выбираем проблемы, которые выглядят достаточно трудными, но разрешимыми, так как получение правильного ответа вызывает чувства радости и удовлетворения» (с. 33).
Учащиеся не могут отказаться от чтения программных книг, от заданий, предложенных учителем. На уроках литературы требуется «вдумчивое чтение», которое учит мыслить, рассуждать, формировать собственное понимание текста. Такой подход, объемные тексты, недостаток времени, сложность информации требуют достаточно большого объема ментальной деятельности, что часто делает процесс чтения для современного школьника нежеланным и неприятным. Следовательно, процесс обучения, в частности организация читательской деятельности, должны быть построены таким образом, чтобы учащиеся испытывали чувство удовлетворения от затраченных усилий.
Д. Т. Уиллингем считает, что учащихся следует готовить к сложной информации, использовать визуализацию информации, чтобы не перегружать рабочую память и пробудить в них любопытство представлением каких-либо интересных фактов. Мнение Д. Т. Уиллингема перекликается с высказыванием Л. С. Выготского (1991): «Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» (с. 35). Еще К. Д. Ушинский (1950) определял интерес как внутренний механизм успешного учения: «.учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения. убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» (с. 429).
Таким образом, причины нежелания учащихся читать носят комплексный характер: с одной стороны, это чрезмерное увлечение интернет-пространством (компьютерными играми, социальными сетями) и, как следствие, «клиповое мышление»; с другой - «нечитающее» окружение; с третьей - несформированность необходимых читательских умений и отсутствие привлекательного стимула - интереса.
Сущность понятия «читательский интерес» в психолого-педагогической литературе
Читательская деятельность в разные периоды развития общества социально регулировалась, становилась престижной, поскольку перед читателем ставились те или иные значимые цели: в середине ХХ века стимулом было получение высшего образования, в конце века приобщению к чтению способствовал дефицит общения и автор произведения мог стать желанным собеседником. В XXI веке необходимо создание новых благоприятных условий для приобщения детей к чтению, которыми могут стать заинтересованность в книгах у семьи; использование интерактивных методов в обучении; реализация программ внеурочной деятельности; сотрудничество с библиотеками; подбор правильной литературы. Большое значение в реализации Программы детского и юношеского чтения придается деятельности в медиасфере: социальная реклама чтения и детских книг, разработка и проведение творческих соревнований и конкурсов, разработка на электронных площадках программ по привлечению к чтению, вовлечение детей в литературные интернет-сообщества (Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, 2017).
Одной из главных задач начального обучения является достижение младшими школьниками метапред-метных и предметных результатов в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО, 2021), в числе которых:
• Овладение универсальными учебными познавательными действиями: работа с информацией: выбирать источник получения информации; находить, распознавать достоверную и недостоверную информацию; анализировать и создавать информацию (текстовую, видео-, графическую, звуковую) в соответствии с учебной задачей.
• Сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы; осознание значимости художественной литературы для всестороннего развития личности человека; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста; овладение техникой смыслового чтения (предметные результаты по учебному предмету «Литературное чтение») (ФГОС НОО, 2021).
Таким образом, в числе приоритетных направлений реализации образовательных стандартов нового поколения находится формирование культуры чтения, читательского интереса и активности.
Термин «интерес» в контексте педагогической психологии трактуется неоднозначно. Это понятие соотносится с понятиями «потребность», «мотивация», побуждающими к познавательной деятельности (Зинченко, Мещеряков, 2007), «чувство захваченности», «зачарованность», «любопытство», «любознательность» (Изард, 1999; Кондаков, 2003), «осознанное стремление», «высшие культурные потребности» (Варшава, Выготский, 1931). «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» (Выготский, 1926, с. 35).
По мнению Н. Н. Светловской и Т. С. Пиче-оол (2019, с. 13), чтение представляет собой деятельность высшего порядка и имеет творческий компонент, основанный на умении думать. Однако читателю должно быть понятно, что дает ему творческое общение с книгой-собеседником, а также ему это должно быть интересно, только тогда появится желание читать и думать. Г. А. Иванова и И. И. Тихомирова (2016), характеризуя читательский интерес, опираются на понятие интереса как потребности и считают, что «специфика читательского интереса состоит в избирательном положительном отношении школьника к чтению с листа или с экрана, приобретающему для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям его читательской психологии» (с. 72).
И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова (2012, с. 1-6) отмечают, что наличие читательского интереса - это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и желание рассматривать его, листать, читать, но также избирательность в чтении и увлеченность им.
Устойчивость, глубину, избирательность, содержание исследователи считают важными качественными характеристиками читательского интереса (Иванова, Тихомирова, 2016).
Читательский интерес как сравнительно устойчивое свойство личности формируется и проявляется путем многократного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности. Интерес может вызываться внешними стимулами - ситуативными (фильм-экранизация, яркая обложка и др.), а также духовно-познавательными (личностными), устойчивость которых значительно выше. По мнению Е. В. Феден-ковой (2018), ситуативный интерес часто является начальным этапом формирования личностного интереса. Читательский интерес - интерес избирательный, направленный на книги определенной тематики, авторской принадлежности, жанра и т.д., а не на книги вообще. В содержательном плане различают истинные и ложные интересы, соответствующие или нет потребностям читателей.
При чтении обязательно проявление умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста (Светловская, 2006).
Таким образом, читательский интерес можно охарактеризовать как активное положительное эмоционально окрашенное отношение читателя к заключенному в книгах человеческому опыту в соответствии с его духовными потребностями, а также к способности добывать этот опыт из книг самостоятельно.
Диагностика исходного уровня сформированности читательского интереса младших школьников
Настоящее исследование проводилось в течение 2019-2021 гг. на базе ряда муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ города Иркутска и Иркутской области. В экспериментальной работе приняли участие 85 учащихся (9-11 лет).
Для анализа уровня сформированности читательского интереса младших школьников были выделены следующие критерии:
1) определение мотивов читательской деятельности;
2) стремление (выраженная готовность) к чтению книг;
3) читательские предпочтения;
4) широта и глубина читательского кругозора.
Исследование уровня сформированности читательского интереса у младших школьников осуществлялось по следующим диагностическим методикам:
- Методика незаконченных предложений М. П. Воюшиной (2007, с. 278) по выявлению сформированности и осознанности мотивов читательской деятельности; классификация мотивов М. В. Матюхиной (1984, с. 23-24) (мотивы, связанные с содержанием учения - познавательные; мотивы, связанные с процессом учения - процессуальные; внеучебные мотивы - социальные, узколичные, отрицательные).
- Методика А. П. Кашкарова (2012) для учащихся начальных классов «Узнай свой читательский интерес» по определению наличия личностного отношения к чтению, творческих проявлений в читательской деятельности.
- Методика для изучения читательского кругозора младших школьников. Учащимся было предложено составить список книг, которые они посоветовали бы для прочтения своим одноклассникам, и кратко пересказать сюжет рекомендованных ими произведений.
В соответствии с выделенными критериями нами были определены высокий, средний и низкий уровни сформированности читательского интереса младших школьников.
Высокий уровень сформированности читательского интереса проявляют учащиеся, имеющие познавательные и эстетические мотивы, с устойчивым интересом к чтению. Их отличает достаточно глубокий и широкий читательский кругозор: могут назвать 7 и более произведений, фамилии авторов, имена героев, рассказать о сюжете прочитанного произведения. Учащиеся демонстрируют личностный интерес к чтению, могут соотнести содержание произведения с жизненными ситуациями. Испытывают необходимость обращения к знакомым и неизвестным авторам, разным жанрам и темам детского чтения. Часто посещают библиотеку. Осуществляют самостоятельный выбор книг.
У учащихся со средним уровнем сформированности читательского интереса преобладает процессуальный мотив чтения. Читательский кругозор недостаточно глубокий и широкий: могут назвать 4-6 книг. Называя книги, не всегда указывают авторов, допускают ошибки в названии, но помнят героев произведения, основную сюжетную линию. При выборе книг не имеют предпочтений, прибегают к помощи взрослых. Средний уровень характеризуется наличием у учащихся ситуативного интереса к чтению. Не всегда могут соотнести содержание произведения с жизненными ситуациями. Посещают библиотеку реже раза в месяц. Обращаются к знакомым авторам, определенным жанрам и темам детского чтения.
У учащихся с низким уровнем сформированности читательского интереса преобладают узколичные мотивы чтения (потребность в одобрении, в получении хороших отметок) и отрицательные мотивы (стремление избежать санкций со стороны учителей и родителей). Они демонстрируют ограниченный читательский кругозор: могут назвать менее 4 книг, не помнят названий, авторов, не могут передать сюжет книги. Характеризуются отсутствием интереса к чтению книг, читают случайные книги или по требованию учителей или родителей. Не посещают библиотеку.
Исследование позволило определить, что высокий уровень сформированности читательского интереса имеют 11 респондентов (12,94%). Средний уровень продемонстрировали 40 респондентов (47,06%). Низким читательским уровнем обладают 34 респондента, что составляет 40% от общего количества испытуемых.
В результате анализа полученных данных установлено, что у младших школьников преобладают процессуальные мотивы читательской деятельности: совершенствование техники чтения (82%), стремление размышлять о прочитанном (54%), умение отвечать на вопросы учителя (43%). Школьники отмечают интересные для них приемы работы с текстом: чтение по ролям, выразительное чтение, иллюстрирование. На втором месте - познавательные мотивы: к целям изучения литературы все учащиеся относили получение знаний об окружающем мире, о писателях и книгах (39%), отмечали расширение читательского кругозора (75%), но никто не указал в качестве цели получение литературоведческих знаний. Кроме того, нами были выделены познавательно-эстетические мотивы, которые занимают третье место (понимание литературы как искусства слова): большинство учащихся говорят о получении удовольствия от красиво оформленной книги (64%), другие видят основную цель в понимании смысла произведения (46%) или в развитии воображения (19%). Однако некоторые учащиеся имеют недостаточно четкое представление о своей читательской деятельности.
Изучение читательского детского кругозора позволило составить рейтинг жанрово-тематических предпочтений учащихся.
Первое место (54%) занимают народные сказки и литературные сказки русских и зарубежных авторов (Г. X. Андерсена, А. Волкова, Л. Кэрролла, Ш. Перро, Э. Успенского, Т. Янссон и др.). Рассказы и повести о детях (чаще юмористические) - на втором месте (В. Драгунский, Н. Носов, И. Пивоварова, В. Крапивин, М. Твен, А. Гайдар, Ю. Сотник и др.) - 35%. Большой интерес у младших школьников - к фантастике и фэнтези (К. Булычев, П. Трэверс, Дж. Роулинг, Е. Брандис, Н. Щерба и др.) - третье место (23%). На четвертом месте -художественно-познавательные книги (В. Бианки, А. П. Чехов, Е. Чарушин, Э. Шим и др.) - 19%. Оказалось, что у современных младших школьников не очень популярна приключенческая и детективная литература.
Как видно, учащиеся читают произведения классиков литературы, однако следует отметить, что большинство названных книг входит в школьную программу либо рекомендовано для внеклассного чтения. Очевидно, что круг чтения тестируемых школьников следует расширять.
Итак, полученные в ходе экспериментальной работы результаты позволяют сделать вывод о том, что в начальной школе необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по развитию у учащихся интереса к чтению, по расширению библиографических знаний и углублению читательского кругозора.
Специфика применения новых технологий - буктрейлера и виртуальной книжной выставки -для формирования читательского интереса младших школьников
В ходе формирования самостоятельной читательской деятельности: накапливая читательский опыт, осваивая круг книг, предназначенных для детского чтения, приобретая умение ориентироваться в них, -учащийся-читатель должен преодолеть несколько этапов. Главная цель подготовительного этапа состоит в пробуждении и поддержании желания у детей обращаться к книгам.
Залог успешного формирования ребенка-читателя - применение современных эффективных технологий, в том числе компьютерных, использование нестандартных форм проведения уроков (уроков-сказок, -спектаклей, -путешествий, -конкурсов, -встреч), подбор занимательных заданий и упражнений, проведение литературных игр, подготовка книжных выставок, организация литературных праздников.
Как уже отмечалось ранее, современные дети характеризуются «клиповым» восприятием мира в виде ярких кадров, непродолжительных по времени, в связи с чем испытывают трудности при понимании линейных текстов, не сопровождающихся экстралингвистическими элементами. Нелинейные тексты, тексты «новой породы», включающие иллюстрации, фото и видео и составляющие с ними единое целое осознаются учащимися XXI века гораздо лучше за счет эмоционального визуального ряда, воздействующего на их воображение, интеллект, моральные и эстетические чувства. Одним из таких текстов, который может быть использован для формирования читательского интереса младших школьников и повышения эффективности уроков чтения, является буктрейлер.
Дефиниция понятия «буктрейлер» (англ. booktrailer: book - «книга», trailer - «прицеп», «анонс») представлена в научной литературе неоднозначно: «мини-экранизация», «художественная реклама» (Добрянская, 2012, с. 154-156), «видеоанонсы книжных новинок» (Зимина, 2012, с. 170-179).
Наиболее полно, на наш взгляд, описала понятие «буктрейлер» доктор филологических наук Л. В. Зимина (2012), отмечая его медиаконвергентность (смешение различных видов и жанров представления информации), вторичность по отношению к книге, отсылочный характер: «...буктрейлер - интерсемиотическая интерпретация содержания и формы книги, свернутая до короткого видеоролика (клипа) и адресованная потенциальной читательской аудитории с целью стимулирования книжных продаж» (с. 170-179). Исследование этого медиапродукта с позиций литературоведения, семантики и психологии представлено в работе доктора педагогических наук, профессора Ю. В. Щербининой (2012, с. 146-165).
Первые видеоролики появились в начале века как реклама полиграфической продукции, но сам термин получил распространение с 2005 г. Позже в Америке и в Европе стали популярными различные конкурсы (Moby Awards) и курсы (The Digital Booktalk Project) по созданию буктрейлеров - визуализации прочитанных книг, способствующие дополнительной мотивации к чтению у молодежи. В России также проводятся подобные конкурсы разного уровня ("VideoBooks", Конкурс-парад буктрейлеров и др.).
Вопросы эффективности буктрейлеров не как инструмента маркетинга и рекламы, а как средства продвижения чтения освещают в своих работах С. Водолазская (2015, с. 75-79), А. Г. Сидорова (2013, с. 171-179), А. Н. Федосеева (2012, с. 88-91). Буктрейлеры классифицируют по способу представления информации: игровые (видеокомпозиция из эпизодов литературного произведения - мини-фильм) и неигровые (набор слайдов компьютерной презентации с цитатами, иллюстрациями, рисунками, фотографиями, книжными обложками и разворотами и т.п.), анимационные (мультфильм); по содержанию (в зависимости от трансляции той или иной стороны книги): повествовательные (сюжетные), атмосферные (эмоциональные), концептуальные (смысловые) (Водолазская, 2015, с. 75-79).
Использование буктрейлеров на уроках литературы или во внеурочной деятельности возможно в следующих формах: просмотр готовых видеороликов и их обсуждение, создание и представление готового продукта учащимися.
Специфика буктрейлеров заключается в клиповом характере представления информации (совокупности быстро меняющихся кадров), в лаконичности текста и времени (до 3 мин.), в открытости (намеренной незавершенности), в индивидуальности. Обязательным при разработке буктрейлера является упоминание автора и названия художественного произведения.
Для того чтобы создать буктрейлер, следует выбрать литературное произведение. Это может быть произведение из школьной программы, из программы внеклассного чтения, книга, приуроченная к событию или дате, книга, которая понравилась учащемуся, и он желает познакомить с ней одноклассников. На организационном этапе разработки буктрейлера учителю необходимо распределить обязанности между обучающимися: написание сценария, исполнение ролей, подбор иллюстраций, звукового ряда, текстовых материалов, фото обложек и элементов книги, обработка информации в компьютерной программе подготовки презентаций (например, Power Point), в программах для создания/редактирования видео и титров (простые: Windows Movie Maker, Movie Maker; профессиональные: Sony Vegas Pro, Pinnacle Studio HD Ultimate, CorelVideoStudio, Adobe Premiere Pro) или в специальных онлайн-сервисах для создания интерактивных презентаций (Genially, Slide Share, Photopeach, Photosnack, Thinglink, Google Slides и других). Для конвертации звука из формата MP3 в формат WMA (для монтажа в Movie Maker) можно использовать программу Freemake Audio Converter. Алгоритм создания буктрейлера излагается в статье Н. О. Сиппель (2014, с. 18-23).
При подборе материала в Интернете необходимо помнить об авторском праве. Для поиска изображений, музыки и звуков можно использовать бесплатные сервисы.
При разработке сценария видеоролика необходимо создать интригу, чтобы вызвать у зрителей желание прочитать книгу. В изложении сюжета произведения следует отразить яркие, интересные моменты, не раскрывая при этом важную информацию, иначе интрига будет разрушена.
В зависимости от жанра произведения можно выбрать разные виды представления информации. Для передачи настроения произведения, написанного в жанре фэнтези, лучше подойдет атмосферный буктрейлер, где основной акцент делается на подборе визуального (сцен, рисунков, их цветовой гаммы) и экспрессивного
звукового материала. Текстовое сопровождение выполняет в данном ролике вспомогательную роль, однако подобранная лексика должна быть семантически релевантна создаваемому настроению. Графически передать эмоциональное состояние можно с помощью знаков пунктуации (вопросов, многоточий).
Основные элементы сюжета повестей и рассказов можно отразить в повествовательном буктрейлере: представить место действия, главных действующих лиц (с авторскими цитатами), обозначить завязку и начало конфликта. Одним из вариантов изложения сюжета может являться пересказ части книги с наводящими на продолжение вопросами. Пересказ может вестись и от лица героя, который рассказывает о себе и что он собирается делать, таким образом в ролике создается контакт с детским зрителем (Черных, 2018, с. 106-107). Текстовое сопровождение в буктрейлере сюжетного типа играет более значимую роль, чем в атмосферном ролике, поэтому отобранные языковые средства должны соответствовать изображению, быть понятными, выразительными и уместными.
Еще одной технологией, позволяющей реализовать принцип наглядности в обучении и способствующей формированию читательского интереса учащихся, может являться организация виртуальной книжной выставки.
В отличие от традиционных выставок книг, которые обычно проводятся в библиотеках, виртуальные книжные выставки, подготовленные средствами компьютерной техники и специальных программно-технических средств, размещаются в локальной или глобальной сети. Цели обычной и электронной книжной выставки подобны -это привлечение внимания к представленным изданиям, «информирование пользователей об определенных документах для их рекомендации» (Савкина, 2011, с. 97).
В процессе разработки виртуальной выставки младший школьник учится работать с библиографическими характеристиками: отличать произведения по жанровым признакам, с помощью заголовочного комплекса (названия, фамилии автора и др.) и иллюстраций, ориентироваться в содержании книги, составлять аннотации. Умение работать с книгой не только способствует развитию читательского интереса, но и формирует читательскую самостоятельность. Первый этап работы - отбор книг - предполагает просмотр электронных ресурсов (в том числе библиотечных) по определенной теме, составление схемы или макета выставки. Для представления краткого содержания учащемуся необходимо осмыслить произведение, установить логические связи, определить идею произведения, то есть продемонстрировать определенные читательские умения. Второй (технический) этап - подбор вспомогательных материалов, позволяющих оригинально оформить выставку (фото обложек, иллюстраций, подготовка текстовых материалов, аудио- и видеофрагментов). Автором определяется программа (например, Power Point) или онлайн-сервисы для создания интерактивных презентаций (Genially, Slide Share, Photopeach, Photosnack, Thinglink, Google Slides и другие), с помощью которых будет представлена информация. Таким образом, в процессе создания книжной выставки младший школьник осваивает метапредметные компетенции: учится оперировать информацией и применять средства информационно-коммуникационных технологий.
Виртуальная книжная выставка в отличие от традиционной многофункциональна: экспонируются не только первичные документы, но и фрагменты текста, отзывы, аннотации, иллюстрации. Информация представляется в цифровом формате, поэтому допустимо применение анимации, звука, видео, гипертекстового выхода на другие источники информации. Специфика виртуальной выставки - в возможности многократного использования, доступности в удобное время, в мобильности, в неограниченном количестве пользователей, в вариативности. Логическая навигация, анимация (видео- или звуковые эффекты, добавленные к тесту или объекту), триггеры позволяют сделать выставку интерактивной, обозначить ключевые моменты, придать ей динамичности и диалоговости.
Виртуальная книжная выставка может создаваться как учащимися, так и учителем. Созданная учителем, она может быть представлена на его персональном сайте при условии постоянного обновления содержания.
Для того, чтобы внедрять вышеописанные технологии в образовательный процесс в начальной школе, необходимо обучать будущих учителей созданию интерактивного цифрового контента на этапе обучения в вузе. С этой целью студентам, обучающимся по профилю «Начальное образование -Дополнительное образование», на занятиях «Программы дополнительного образования литературоведческой направленности» было дано задание разработать виртуальные книжные выставки, посвященные творчеству сибирских писателей: «Поэты Сибири о Великой Отечественной войне», «Сибирские писатели о природе» (см. Рисунок 1).
Необходимую информацию об авторах и книгах будущие учителя искали по ключевым словам или по фамилии автора в тематических списках в электронно-библиотечных системах и в Интернете, в частности на сайте «Писатели Приангарья - детям»; подбирали обложки книг и иллюстрации в книжных онлайн-магазинах. Одна из выставок была создана в виде книжных полок в программе MS Power Point. К материалам, перенесенным на слайды, были добавлены эффекты, анимация, выбранная фоновая музыка или записанное на диктофон текстовое сопровождение. С помощью гиперссылок возможен переход с обложки книги к присоединенным мультимедийным файлам со страницами книги, содержащими аннотацию и иллюстрации.
Наряду с традиционной тематической выставкой (см. Рисунок 1) на уроках литературы могут использоваться также оригинальные формы виртуальных книжных выставок: выставка-викторина, предполагающая наличие вопросов и экспозиции книг, отвечающих на эти вопросы, или выставка-кроссворд с ответами в предложенной литературе.
Подводя итог, можно констатировать, что применение технологий буктрейлера и виртуальной книжной выставки сделает процесс обучения более эффективным, поскольку информационно-коммуникационные
технологии за счет их медиаконвергенции позволят задействовать различные каналы восприятия информации младших школьников, а следовательно, смогут вызвать интерес к художественной литературе и к учебному материалу в целом.
Рисунок 1. Пример слайда виртуальной книжной выставки «Сибирские писатели о природе»
Заключение
В рамках проведенного исследования нами были определены причины снижения интереса к чтению у современных школьников и выявлен их комплексный характер; уточнено понятие «читательский интерес»; экспериментально диагностирован недостаточный уровень сформированное™ читательского интереса младших школьников. Также обоснована необходимость применения технологий буктрейлера и виртуальной книжной выставки на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности учащихся с целью повышения их интереса к чтению. Использование данных информационно--коммуникационных технологий позволит не только повысить интерес учащихся к чтению на занятиях и во внеурочной деятельности, но в целом будет способствовать активизации их познавательной активности, формированию читательских компетенций, развитию навыков использования компьютера в учебно-поисковой деятельности, формированию навыков работы в команде.
Перспектива исследования в данной области видится в более детальном рассмотрении описанных технологий, в разработке определенных видов буктрейлера и виртуальной книжной выставки, а также в поиске новых форм и методов, необходимых для повышения качества литературного образования младших школьников и их творческой самореализации.
Источники | References
1. Варшава Б. Е., Выготский Л. С. Психологический словарь. М.: Учпедгиз, 1931.
2. Водолазская С. Буктрейлер как способ визуальной коммуникации через видеохостинги // Инновации в науке. 2015. № 6 (43).
3. Воюшина М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. СПб.: Сударыня, 2007.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: книга для учителя. Изд-е 3-е. М.: Просвещение, 1991.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Работник просвещения, 1926.
6. Горецкий В. Г. О методике обучения чтению // Начальная школа. 2007. № 5.
7. Добрянская А. Бройлерные трейлеры // Октябрь. 2012. № 3.
8. Зимина Л. В. Буктрейлеры в системе рекламно-маркетинговых коммуникаций книжного дела // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. № 2.
9. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
10. Иванова Г. А., Тихомирова И. И. Психология чтения школьников. М.: РШБА, 2016.
11. Изард К. Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.
12. Кашкаров А. П. Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря. М.: Либерия-Бибинформ, 2012.
13. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Зарубежные методы привлечения детей к чтению // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 4 «Принт- и медиатехнологии». 2019. № 1.
14. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб. - М.: Прайм-Еврознак, 2003.
15. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. 2017. URL: http://static.govemment.ru/media/files/Ox1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyO.pdf
16. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
17. Осмоловская И. М., Петрова Л. Н. Формирование универсальных учебных действий у детей // Начальная школа. 2012. № 10.
18. Савкина С. В. Электронная книжная выставка как библиографический продукт // Библиосфера. 2011. № 2.
19. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 2006.
20. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1.
21. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Методика обучения творческому чтению: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019.
22. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: детская книга и детское чтение: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 2014.
23. Сидорова А. Г. Буктрейлеры в России: к вопросу о новых технологиях рекламы книг // Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик: сб. тр. конф. СПб.: РНБ, 2013.
24. Сиппель Н. О. Буктрейлер: как создать? // Современная библиотека. 2014. № 7 (47).
25. Уиллингем Д. Т. Почему ученики не любят школу? / пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
26. Ушинский К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11-ти т. М.: Просвещение, 1950. Т. 10.
27. Феденкова Е. В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Молодой ученый. 2018. № 16 (202). URL: https://moluch.ru/archive/202/49498/
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). 2021. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
29. Федосеева А. Н. Буктрейлеры как способ продвижения чтения, проблемы чтения // Молодые в библиотечном деле. 2012. № 5-6.
30. Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum. Вестник Герценовского университета. 2012. № 1.
31. Черных О. С. Буктрейлеры: классификация, идиостиль, композиция и связь с претекстом // Язык. Текст. Книга: мат. международной науч.-практ. конф. Екатеринбург: УрФУ, 2018.
32. Шамсутдинова А. З. Разрушение связи поколений в современном российском обществе как духовная проблема и пути ее преодоления // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 4.
33. Щербинина Ю. В. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России // Вопросы литературы. 2012. № 3.
Информация об авторах | Author information
RU
Пересада Оксана Валерьевна1, к. филол. н., доц. Корепина Наталья Алексеевна2, к. филол. н., доц.
1 Иркутский государственный университет
2 Иркутский национальный исследовательский технический университет
EN
Peresada Oksana Valeryevna1, PhD Korepina Natalia Alekseevna2, PhD
1 Irkutsk State University
2 Irkutsk National Research Technical University
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 09.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.
Ключевые слова (keywords): читательский интерес; младший школьник; буктрейлер; виртуальная книжная выставка; инновационные технологии; reading interest; younger schoolchild; book trailer; virtual book exhibition.