БУКТРЕЙЛЕР КАК «ВИЗУАЛЬНОЕ ЭССЕ» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА
© Волкова Н.В.*
Тверской государственный университет, г. Тверь
Рассматривается вопрос об использовании буктрейлера как жанра книжной рекламистики в системе средств формирования читательского интереса; в педагогическом контексте буктрейлер предлагается интерпретировать как «визуальное эссе».
Ключевые слова: читательская деятельность, реклама книги, бук-трейлер, школьное сочинение, «визуальное эссе».
Современные школьники, а вместе с ними учителя, помогающие им подготовиться к выпускным испытаниям по русскому языку и литературе, оказываются в сложной ситуации: во-первых, «традиционное» школьное сочинение по литературе оказывается чем-то достаточно чуждым для менталь-ности современной молодежи, которая от классики Х1Х-ХХ веков далека и в историческом, и в лингвокультурном отношении (увы, «та» Россия была совсем другой, очень непохожей на нынешнюю); во-вторых, сочинение-эссе, которое выпускники должны сейчас писать в рамках ЕГЭ по русскому языку, основывается на единственном (для каждого ученика - только одном) тексте, ориентировано на жестко фиксированную композицию, оставляющую не много простора для проявлений индивидуальности. А главное - это эссе полностью принадлежит «текстовой» культуре, тогда как современный школьник погружен в среду визуально-текстуальную.
В этих условиях «вечная проблема» педагогики - «связь школы с жизнью» - в проекции на задачи воспитания читателя приобретает вид проблемы жанровой согласованности: то, с чем школьники часто сталкиваются в «информационном быту» повседневности и что вызывает у них непроизвольный, живой интерес, должно (бы) как-то соотноситься с теми видами работ, связанных с художественной литературой, которые предлагает школа.
Буктрейлер как инструмент книжной рекламы, рассмотренный в этом качестве в нашей работе [2], - один из тех синтетических маркетинговых жанров, которые, на наш взгляд, целесообразно использовать в деле формирования читательского интереса старшеклассников. Выступая в качестве своеобразного «визуального эссе», буктрейлер в качестве методического средства одновременно оказывается и в рамках уже сложившейся традиции подготовки к ЕГЭ, и непосредственно связан с реальностями современной электронной эпохи, и может активно способствовать формированию читательского интереса.
* Доцент кафедры Филологических основ издательского дела и литературного творчества, кандидат филологических наук.
XXI век оказывается веком визуальных искусств и электронных носителей информации, а вместе с тем - клипового сознания и восприятия, которые ориентированы не столько на краткость и афористичность, сколько на «клочкообразность» и поспешность. Художественная литература, особенно «качественная», восприятие которой требует неторопливости, а вместе с ней и печатная книга - ныне отнюдь не главные «учителя жизни». В этой новой информационной реальности борьба за «традиционную книгу» - на фоне бурного развития телевидения и Интернета, тотального снижения интереса массового читателя к книге как носителю информации и резкого падения читательской активности - становится одной из важнейших задач сохранения многоцветья культуры. Это задача не только литераторов и книгоиздателей, маркетологов и специалистов по рекламе, но и педагогов и психологов. Необходимо искать новые способы продвижения «традиционной книги» на рынке и ее места образовательном процессе - с учетом новых информационных реальностей и тех новых возможностей, которые с ними связаны.
Один из таких новых способов - буктрейлер. Слово с символической внутренней формой: из англ. book - книга и trailer - в буквальном смысле «прицеп». В смысловой сумме буктрейлер - это маркетинговое средство, которое может «тащить», «вытаскивать» книгу на рынок за счет визуализации ее текстового содержания. Суть проста: человек, особенно молодой, привыкший к визуальным искусствам, посредством видеоряда может познакомиться с основным содержанием книги, а затем, возможно, захочет ее и прочитать. Визуальное в этом случае - не столько средство проиллюстрировать текстовое, сколько привлечь к нему внимание и мотивировать на покупку книжного издания.
Буктрейлер - аналог кинотрейлера, рекламного видеоанонса нового фильма, строящегося как видеоряд, нарезка наиболее интересных, интригующих моментов. Подобно тому как кинотрейлер - основание для потенциального зрителя решить, стоит ли идти в кинотеатр и смотреть фильм целиком, так и буктрейлер - основание для решения потенциального читателя, идти в интернет - или обычный магазин или проигнорировать новинку.
Буктрейлер - это ролик, кино- или видеоминиатюра, который визулизи-рует самые яркие (для классики - узнаваемые) моменты произведения, анонсирует содержание и оформление книги, прокламирует возможное удовольствие, а иногда - и утилитарную полезность. Функции буктрейлера как явления книжной культуры - просветительские и пропагандистские: представить книгу и побудить к ее покупке и прочтению.
Названные особенности обусловливают, что буктрейлер как дитя современной информационной эпохи - самобытный жанр книжной рекламистики, в котором сходятся текстовое и визуальное (кино-, видео-) искусства. Основная сфера его бытования - виртуальное пространство Интернета, где проводится и конкурс буктрейлеров, в котором может участвовать любой, кто понимает и принимает главное требование: «Буктрейлер должен быть перпендикулярен
тексту, он рассказывает свою историю про книгу, а не копирует рассказанную в книге» (куратор конкурса А. Архангельский) [7]. Очень желательно, чтобы буктрейлер при этом оказался еще и «тизером» (из англ. teaser - дразнилка, головоломка, в проекции на рекламу - «завлекалка») - рекламным сообщением, построенным как головоломка, компактная до афористичности видеозагадка, в которой хочется покопаться. В этом смысле буктрейлеры оказываются в ряду тизерной рекламы как средства создать вокруг товара интригу.
Впервые широкой публике буктрейлер показали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Ролик был нацелен на продвижение книги Кристиан Фихан «Темная симфония». Затем буктрейлеры стали последовательно набирать популярность, особенно с развитием видеохостингов. В России первый буктрейлер - ролик издательства «Азбука» к роману А. Маврина «Псоглав-цы» - представили широкой публике в сентябре 2011 года (стоимость для такого первого опыта достаточно высокая - около десяти тысяч долларов [6]).
За прошедшее десятилетие выпуск буктрейлеров превратился в самостоятельную и быстро набирающую обороты отрасль книжной индустрии. В Европе и США существует несколько ежегодных премий за достижения в этой области. Наиболее известные: Moby Awards (вручается американским издательством Melville House Publishing); Book Video (учреждена лондонским книжным магазином Foyles); Trailee (вручается американским изданием для детских библиотекарей School Library Journal). В России, как отмечает Ю. Щербинина в статье о «буктрейлерстве как издательской стратегии», созданием буктрейлеров целенаправленно занимаются издательская группа «Азбука-Аттикус», издательства «Эксмо», «Ад Маргинем», «Снежный Ком», «Рипол-Классик», «Вагриус» [5].
Классифицировать буктрейлеры Ю. Щербинина предлагает по содержанию и способам визуализации текста. По содержанию целесообразно различать повествовательные (ориентированные на сюжет), «атмосферные» (передающие настроение автора и эмоции читателя) и концептуальные (трансляция ключевой идеи). По способу визуального отображения текста - игровые (минифильм по книге), неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т.п.) и анимационные (мультфильм по книге).
Отдельный вопрос, в котором, на наш взгляд, пересекаются разные сферы человеческой жизни, прежде всего маркетинг и образование, - об авторах буктрейлеров. Возможные ключевые слова для их классификации - рынок, просвещение, обучение. На рыночные цели ориентированы прежде всего профессионалы книжного дела - издатели, на просвещение - все, кто заинтересован в том, чтобы не только пробудить у читательской аудитории интерес к конкретной книге, но и возродить интерес к чтению вообще, на обучение - те, кто работает со школьниками, и сами школьники.
Во многих школах, школьных и детских библиотеках страны такая форма работы уже успешно используется и позволяет раскрыть творческие спо-
собности учащихся, выступает как особый вариант сочинения - одного из традиционнейших видов школьных письменных работ по языку и литературе [1]. Опасения, что в России «создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов» [5], не должно вызывать обеспокоенности качеством конечного продукта - буктрейлером именно как продуктом рекламным. Для детей буктрейлер - не столько реклама, сколько способ приобщиться к книжной культуре, к общему делу книжного строительства, а заодно освоить азы разных специальностей, связанных с кино- и видеоиндустрией (сценарист, режиссер, оператор, актеры, художники и т.д.). «Непрофессионалы» - дети, может быть, больше всех сделают для сохранения и возвращения книжной культуры в информационную повседневность, собственными усилиями вводя тексты художественной литературы в жизнь - одноклассников и свою собственную, «в условиях <...> ухода литературы из числа обязательных школьных предметов» [3]. Вспомним: независимо от программы на уроки литературы в выпускном классе выделяется лишь три часа в неделю! Одного этого аргумента достаточно, чтобы использовать любые формы продвижения книги к детям. Так что буктрейлер - дело полезное и своевременное.
«Продюсерская» задача и взрослых, и школьников - организационная: разработка и реализация плана создания буктрейлера, обеспечение необходимой кадровой и финансовой поддержки. Литературные Интернет-курсы «Школа вдохновения» в «Памятке для создания буктрейлера» рекомендует ориентироваться на следующие основные моменты [4]: определение задач ролика, отбор материала - визуального, текстового и звукового, соотнесение визуального и звукового рядов с идеей произведения, определение места текста в буктрейлере и др.
Собственно инструкции как таковой, описывающей этапы создания ролика, нет, но порядок работы очевиден: определение объекта (книги), выбор наиболее значимых смысловых мест (с учетом вида буктрейлера), создание сценария, выбор видео-, аудио-, текстового материала (нужно при этом обеспечить единообразие, легкость восприятия, простоту исполнения), монтаж, перед показом - обязательное тестирование.
Технические средства, необходимые для создания ролика: микрофон и камера, программы для монтажа видео (от простой программы презентаций -MS PowerPoint и программы для создания/редактирования видео Windows Movie Maker, доступной каждому, до более продвинутых, таких как Pinnacle Studio или Adobe Premiere Pro).
«... Буктрейлеры сегодня в тренде - их обсуждают, смотрят, пересылают друг другу. Однако их эффективность как маркетингового и рекламного инструмента (а именно в этом качестве видеоролики принято рассматривать с точки зрения книжного бизнеса), мягко говоря, остается недоказанной - не только на российском, но и на мировом рынке» [3].
Образовательная ценность такой формы работы пока мало осознана и почти не изучена ни в книговедении, ни в дидактике, но несомненно одно:
потенциально высокая педагогическая эффективность работы над буктрей-лерами, так как школьнику, чтобы создать по-настоящему вдохновенный продукт, нужно прочувствовать литературное произведение. Не этого ли добиваются родители и школьные учителя?
Список литературы:
1. Волков В.В. Сочинения по русскому языку: Тематика и систематика // Вестник Тверского государственного университета. Серия: «Филология». -2005. - Т. 2. - № 3. - С. 102-107.
2. Волкова Н.В. Буктрейлер: инструмент книжной рекламы как средство воспитания читателя // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: Матер. XII Междунар. науч.-практич. конф. - М.: Изд-во «Институт стратегических исследований», 2014. - С. 59-63.
3. Загидуллина М.В. Новые формы медиакоммуникации: буктрейлеры к «Евгению Онегину» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 4 (2). - С. 54-58.
4. Памятка для создания буктрейлера [Электронный ресурс] // Школа вдохновения. Литературные курсы on-line. - Режим доступа: http://school-of-inspiration.ru/pamyatka-dlya-sozdaniya-buktrejlera.
5. Щербинина Ю. Смотреть нельзя читать: буктрейлерство как издательская стратегия в современной России // Вопросы литературы. - 2012. -№ 3. - С. 146-166.
6. Юзефович Г. Живые страницы // Итоги. - 2012. - № 33 (844).
7. BookTrailers. Всероссийский конкурс буктрейлеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booktrailers.ru/about/.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТЕРЕОТИПНОГО ОБРАЗА ПОЛЯКА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
© Иванова С.И.*
Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
В работе рассматривается специфика формирования образа поляка в русской культуре. Автор анализирует причины стереотипного восприятия и взаимосвязь представлений о «других» народах и культурах с самоидентификацией.
Ключевые слова: стереотипы, национальная идентичность, русская культура, образ поляка.
* Преподаватель кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат философских наук.