УДК 37.02 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-525-535
Проектные задачи во внеурочной деятельности как средство
формирования читательской компетентности младших школьников
Ю. Ю. Скрипова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
Введение. Формирование читательской компетентности младших школьников является приоритетной задачей литературного чтения. На решение этой задачи вместе с традиционным уроком может быть направлена внеурочная деятельность по литературному чтению. Актуальность исследования обосновывается необходимостью поиска активных средств формирования совокупности умений, составляющих читательскую компетентность младших школьников. Проектное обучение является современной технологией организации учебной деятельности школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности выступает проектная задача. Объект исследования - внеурочная деятельность младших школьников по литературному чтению. Предмет исследования - проектная задача как средство формирования читательской компетентности младших школьников. Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность проектных задач в формировании читательской компетентности обучающихся начальной школы. Материалы и методы. Методологической основой исследования является теория формирования младшего школьника как читателя и учение о типе правильной читательской деятельности Н. Н. Светловской, идеи А. Б. Воронцова о проектной задаче в начальной школе. Методы исследования: теоретический анализ методической литературы, научных изданий и нормативных документов, обобщение, педагогический эксперимент, методы количественного и качественного анализа результатов опытной работы: оценка среднего балла групп, внутригрупповая и межгрупповая дисперсия, критерий Крамера - Уэлча. Результаты исследования, обсуждения. В статье представлен комплекс проектных задач, построенных на материале литературного чтения. Проектные задачи проводились в рамках внеурочной деятельности в экспериментальной группе обучающихся. Педагогический эксперимент осуществлялся в течение 2018-2019 учебного года. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: активная деятельность обучающихся с разными видами текстов способствует формированию компонентов читательской компетентности; читательская деятельность при решении проектной задачи осуществляется в комфортной для младших школьников атмосфере учебного сотрудничества; проектная задача является эффективным средством формирования читательской компетентности младших школьников. Заключение. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных нами проектных задач в обучении младших школьников с целью формирования умений и навыков, составляющих читательскую компетентность.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, литературное чтение, проектная задача, читательская компетентность, читательские умения, младшие школьники, учебное сотрудничество.
Project tasks in extracurricular activities as a means
of forming the reading competence of primary school students
Yu. Yu. Skripova
Perm State University of Humanities and Education, Perm
Introduction. The formation of reading competence of primary school students is a priority task of literary reading. Together with the traditional lesson, extracurricular activities in literary reading can be aimed at solving this problem. The relevance of the study is justified by the need to search for active means of forming a set of skills that make up the reading competence of primary school students. Project training is a modern technology of organization of educational activity of schoolchildren. In primary school, the prototype of the project activity is the project task. The object of the study is extracurricular activities of primary school students in literary reading. The subject of the research is a project task as a means of forming the reading competence of primary school students. Purpose: to theoretically substantiate and experimentally verify the effectiveness of project tasks in the formation of reading competence of primary school students. Materials and methods. The methodological basis of the study is the theory of formation of a primary school student as a reader and the doctrine of the type of correct reading activity by N. N. Svetlovskaya, A. B. Vorontsov's ideas about the project problem in primary school. The research methods are: theoretical analysis of methodological literature, scientific publications and regulatory documents, generalization, pedagogical experiment, methods of quantitative and qualitative analysis of experimental
© Скрипова Ю. Ю., 2019
work results: assessment of the average score of groups, intra-group and inter-group variance, Cramer-Welch criterion. Results, discussion. The article presents a set of project tasks based on the material of literary reading. Project tasks were carried out as part of extracurricular activities in the experimental group of students. The pedagogical experiment was carried out during the 2018-2019 academic year. The main conclusions of the study are the following: active activity of students with different types of texts contributes to the formation of components of reading competence; reading activity in solving the project task is carried out in an atmosphere of educational cooperation comfortable for schoolchildren; project task is an effective means of forming the reading competence of primary school students. Conclusion. The practical significance of the study lies in the possibility of using the project tasks we have developed in teaching primary school students with the aim of forming the skills that make up reading competence.
Keywords: extracurricular activities, literary reading, project task, reading competence, reading skills, primary school students, educational cooperation.
Проблема организации детского чтения является предметом многочисленных исследований. По мнению Т. Я. Кузнецовой, «чтение - это фактор, формирующий человека и пробуждающий его личностный потенциал» [7, а 169]. Соглашаясь с позицией ученого, мы понимаем, что процесс формирования интереса к чтению и книге начинается в дошкольном детстве и продолжается в младшем школьном возрасте.
Приоритетной целью литературного чтения в начальной школе является формирование у младших школьников читательской компетентности. Сущность и структура читательской компетентности раскрыты в работах ряда иссле-дователей1. Проблема формирования читательской компетентности младших школьников остается актуальной в течение длительного времени. В статье Н. Н. Сметанниковой под читательской компетентностью понимается «качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» [11, с. 57]. В исследовании Н. Е. Колгановой раскрыты личностно-ценностные, информационно-коммуникативные и учебно-познавательные структурные компоненты компетентности, обоснованы мотиваци-онный, когнитивный, деятельностный критерии сформированности основ читательской компе-
1 Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. М. : МГПУ, 2003. 156 c.; Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития // Дефектология: научно-методический журнал. 2007. № 1. С. 4-12.
тентности младших школьников и соответствующие им показатели [5].
В статьях Л. А. Блиновой, Л. А. Камаловой, М. С. Малаевой дается общепринятая трактовка понятия «читательская компетентность». Авторы представляют опыт формирования читательской компетентности младших школьников. Л. А. Блинова раскрывает возможности технологии смыслового чтения в становлении младшего школьника как читателя [2]. В экспериментальном исследовании Л. А. Камаловой выявлены наиболее эффективные способы повышения интереса младших школьников к чтению и книге. К ним автор относит урок-встречу с литературным героем, инсценирование сказок, игру-драматизацию, литературный музей [3]. М. С. Малаевой анализируется совокупность педагогических форм и методов, направленных на активизацию читательской деятельности обучающихся начальной школы [8].
По нашему мнению, формирование читательской компетентности младших школьников может осуществляться во внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью понимается «объединение всех видов деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации»2. В проекте ФГОС НОО указывается, что «внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с выбором участников образовательных отношений из перечня,
2 Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. М. : Просвещение. 2011. 223 с.
предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность»1. Специфика организации внеурочной деятельности позволяет использовать деятельностью технологии.
С точки зрения использования активных технологий в процессе формирования читательской компетентности младших школьников интерес представляют идеи немецких педагогов, отраженные в статье Н. А. Алтуховой. Н. А. Алтухова представляет описание концепции продукт-ориентированного обучения. В ходе такого обучения ученики работают с текстами «путем деятель-ностного реагирования на него и продуктивной работы с ним». Результатом творческой деятельности с текстами становится создание учениками собственных образовательных продуктов [1].
Продукт-ориентированное обучение имеет некоторые сходные черты с проектным обучением. Технология проектного обучения направлена на усвоение учебных знаний по конкретным предметам, с одной стороны, с другой стороны, на развитие личности учащихся.
Технология проектного обучения реализуется через организацию проектной деятельности школьников2. Особенностям организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения посвящена статья С. А. Караевой, Л. П. Феталиевой, Т. В. Стародубцевой. Авторы статьи, теоретически обосновав необходимость использования метода проектов в начальном литературном образовании, представляют опыт организации проекта на таком учебном материале, как басни И. А. Крылова [4].
По мнению А. Б. Воронцова, «полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников». Ученый считает, что «переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и ... вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи»3.
1 Проект ФГОС НОО. URL: https://www.preobra.ru/ attachments/l/5d/c373e5-439e-4801-8cf8-cec312c310aa (дата обращения: 17.06.2019).
2 Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М. : Академия, 2011. 144 с.
3 Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе :
пособие для учителей. М. : Просвещение, 2011. 176 с. С. 5-6.
Проектная задача - это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновремен-
4
но качественное самоизменение учащихся .
В проектной задаче задается реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных способов действия или сконструировать новые. Все задания взаимосвязаны и объединены общим сюжетом. Заключительное задание проектной задачи позволяет собрать вместе результаты выполнения отдельных заданий.
Существует несколько классификаций проектных задач: предметные (тематические) и межпредметные, одновозрастные и разновозрастные, краткосрочные и долгосрочные.
В работе Е. Ю. Насоновой обосновываются возможности использования проектных задач на уроках и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе [9]. Для нашего исследования представляют интерес выводы автора о влиянии проектных задач на формирование умений обучающихся работать с информацией (поиск, анализ, интерпретация, применение).
Проблема применения проектных задач как средства формирования читательской компетентности младших школьников рассматривалась в работах С. В. Самыкиной5 и Ю. В. Хлынцевой [12]. С. В. Самыкина раскрыла особенности проектных задач по литературному чтению как формы работы на уроках. В статье Ю. В. Хлын-цевой представлена одна проектная задача, отсутствует описание методологии и методики исследования.
Научная новизна нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности комплекса проектных задач по литературному чтению во внеурочной деятельности для формирования у младших школьников читательской компетентности. Это обусловило выбор темы и цели исследования.
Нам видится несколько аспектов решения проблемы применения проектных задач как средства формирования читательской компетентности младших школьников. Во-первых, рассмотрим компоненты читательской компетентности младших школьников. Во-вторых,
4 Там же. 176 с.
5 Самыкина С.В. Формирование читательской компетентности : проектные задачи по литературному чтению // Начальная школа. 2012. № 7. С. 67-70.
покажем роль и место проектных задач в формировании читательской компетентности. В-третьих, раскроем содержание опытно-экспериментальной работы.
Структура читательской компетентности, на наш взгляд, представлена следующими компонентами:
1. Владение техникой чтения (когнитивный аспект).
2. Владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения (когнитивный аспект).
3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и мотивационный аспект);
4. Эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе (ценностно-смысловой аспект).
5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений (ценностно-смысловой аспект) [10].
Участие младших школьников в решении проектных задач активизирует их читательскую деятельность, процесс чтения становится мотивированным. Задания, составляющие содержание проектной задачи, помогают ученикам определить цель чтения и выбрать его вид. Задания проектной задачи по литературному чтению могут быть направлены на формирование каждого из структурных компонентов читательской компетентности. Так, чтение учебных, научно-популярных и художественных текстов обеспечивает совершенствование всех четырех качеств навыка чтения: сознательности, выразительности, правильности и беглости. В процессе работы с текстами
учащиеся используют приемы, активизирующие восприятие: находят необходимую информацию, определяют основную мысль текста, систематизируют и обобщают, интерпретируют и оценивают информацию. В ходе решения проектной задачи ученики применяют умения работы с текстами, сформированные у них на уроках литературного чтения. Учебным материалом для проектной задачи могут стать книги, работая с которыми, ученики тренируют соответствующие умения. Если в содержание проектной задачи входит анализ художественных произведений, то обязательной составляющей занятия становится обсуждение нравственных проблем, поставленных писателем.
Для достижения цели исследования был разработан комплекс проектных задач для обучающихся третьего класса. Содержание проектных задач было взаимосвязано с темами уроков литературного чтения УМК «Школа России».
Формой организации внеурочной деятельности младших школьников стала мастерская, которая предполагала добровольное участие обучающихся в практической, творческой деятельности, направленной на создание конкретного продукта.
Разработанные проектные задачи являются предметными (литературное чтение), одновоз-растными, краткосрочными. Выполнение каждой проектной задачи было направлено на формирование трех групп умений, составляющих читательскую компетентность: работа с информацией, поисково-исследовательские и творческие.
Систематизируем информацию о проектных задачах в форме таблицы.
Таблица 1 / Table 1
Комплекс проектных задач по литературному чтению (3 класс) / A set of project tasks for literary reading (grade 3)
Тема проектной задачи / Theme of the project task Формируемые умения / Formed skills Результаты выполнения проектной задачи («продукт») / Results of the project task ("Product")
1 2 3
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок...» отличать фольклорную сказку от авторской; определять вид народной сказки; находить языковые средства, характерные для жанра; находить информацию по содержанию текста, заданную в неявном виде и формулировать выводы; анализировать информацию и обосновывать сделанные выводы; определять назначение каждого элемента книги (титульный лист, содержание, иллюстрации, особенности шрифта и др.) Сборник народных сказок
Окончание табл. 1
1 2 3
«Сказочные приключения» отличать волшебную сказку по характерным для нее признакам; прогнозировать содержание текста; сочинять сказку с учетом ее жанровой и видовой специфики и индивидуальным замыслом Текст сказки
«Дружба крепкая» находить информацию, заданную в явном виде; выделять основную мысль и тему художественных рассказов; подбирать пословицы, соответствующие основной мысли произведения; подбирать подходящий заголовок; создавать собственный текст на заданную тему Стенгазета
«Наши любимцы» выбирать книгу, содержащую необходимую информацию; находить информацию по содержанию текста, заданную в явном виде; выбирать информацию из нескольких текстов; озаглавливать текст; составлять несплошной текст Плакат
«Красавица весна!» находить информацию, заданную в явном виде; анализировать информацию; понимать позицию автора; структурировать информацию; выбирать пословицы и поговорки по заданной теме; сочинять текст-описание; различать научно-популярные и художественные тексты; выбирать вид текста в зависимости от рубрики Журнал
Опытно-экспериментальная работа была организована на базе МАОУ «СОШ № 59» г. Перми, в ней приняли участие ученики третьих классов. В сентябре 2018 года ученикам параллели восьми третьих классов (241 человек) было представлено содержание разных форм организации внеурочной деятельности, в том числе разработанной нами мастерской, объяснялась специфика организации практической и творческой деятельности на занятиях. Учащиеся имели возможность выбора нескольких форм организации внеурочной деятельности. Обучающиеся, выбравшие
работу в мастерской, стали экспериментальной группой (26 человек). Для формирования контрольной группы было выбрано в случайном порядке 26 обучающихся из параллельных классов (по 3-4 ученика из каждого класса).
Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было выявление уровня развития у младших школьников комплекса умений, составляющих читательскую компетентность младших школьников. Для диагностики использовались материалы М. Ю. Алексеевой, Е. И. Матвеевой.
Таблица 2 / Table 2
Кодификатор умений, составляющих читательскую компетентность / Codifier of skills that make up the reading competence
Код контролируемой группы умений / Code of controlled skill groups Коды контролируемых умений / Codes of controlled skills
1. Умения работы с информацией 1.1. Нахождение информации по содержанию текста, заданной в явном виде
1.2-1.3. Нахождение информации по содержанию текста, заданной в неявном виде, формулирование выводов
1.4. Нахождение информации по содержанию текста, заданной в явном виде, определение порядка микротем в событии (тексте)
2. Поисково-исследовательские умения 2.1. Анализ, интерпретация, самостоятельное обоснование выводов
2.2-2.3. Анализ и обобщение информации
2.4. Анализ, интерпретация и обобщение информации
3. Творческие умения 3.1. Анализ, оценка, подбор аргументов, приведение примеров
3.2. Анализ и оценка языка и элементов текста
3.3. Создание собственного текста по заданной теме
Рис. 1. Уровни сформированном^ читательской компетентности обучающихся на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах / Fig. 1. Levels of students' reading competence formation at the ascertaining stage in the experimental and control groups
Диаграмма на рисунке 2, демонстрирующая выполнение заданий по каждому контролируе-
мому умению, позволяет сделать вывод о том, какие умения недостаточно сформированы.
Рис. 2. Выполнение заданий по каждому умению / Fig. 2. Task performance for each skill
Примечание: контролируемые умения в соответствии с кодами (табл. 2):
1.1. Определять время и пространство события рассказа.
1.2. Определять эмоциональный тон события рассказа.
1.3. Выявлять цели и причины происходящего события.
1.4. Определять последовательность и взаимосвязь этапов события.
2.1. Обосновывать вывод, сделанный в результате анализа информации, заданной в неявном виде.
2.2. Формулировать позицию автора рассказа.
2.3. Обобщать информацию, полученную в результате анализа отношения автора к персонажу.
2.4. Определять основную мысль произведения, замысел автора.
3.1. Давать оценку действиям, поступкам, словам персонажа.
3.2. Называть изобразительные средства языка, понимать их роль в тексте.
3.3. Создавать тексты изученных жанров с участием знакомого персонажа.
Наибольшее затруднение вызвали три задания: первое направлено на контроль умения 2.2, второе - умения 2.3, третье - умения 2.4.
1. Какие чувства испытывал человек, когда наблюдал за поведением медвежонка? Отметь правильный ответ:
1) очень испугался;
2) сердился на медвежонка;
3) стал смеяться над поведением зверя;
4) удивлялся поведению медвежонка.
Из каких слов, предложений текста это следует? Приведи пример из текста.
2. Выбери позицию, наиболее точно характеризующую отношение автора к поступкам медвежонка. Отметь правильный ответ:
1) наблюдать за медвежонком весело - это приносит радость;
2) полезно понаблюдать за медвежонком - это успокаивает;
3) с медвежатами опасно играть - они могут покусать;
4) какой глупый медвежонок - он ничего не понимает.
Обоснуй свой выбор.
3. Выбери фразу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Отметь правильный ответ. Обоснуй свой выбор.
1. Не стоит играть с тенью!
2. Летом в лесу очень интересно!
3. В лесу следует быть внимательным!
4. И медведи могут забавлять человека!
На констатирующем этапе педагогического эксперимента с помощью методов математической статистики было проведено сравнение характеристик контрольной и экспериментальной групп обучающихся. Для расчета использовался критерий Крамера - Уэлча.
26* ОД 1
2,86
2,86
У26* 26|12,46 - 12,35| _ V26* 14,71 + 26 4= 6,98 V382,46+ 181,48 ^563^94 23>7$
0,12
Сравнение полученного значения с критическим значением Тэмп. = 1,96 : 0,12 < 1,96 показывает, что характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0,05, то есть группы фактически равны по уровню сформиро-ванности читательской компетентности.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была организована внеурочная деятельность третьеклассников в рамках работы мастерской. Кратко раскроем содержание каждой проектной задачи и виды деятельности младших школьников на занятиях.
Организация деятельности для решения проектной задачи начинается с деления участников на группы. Каждой группе выдается набор заданий и текстовый материал для их выполнения.
В ходе решения проектной задачи «Сказка -ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок...», выполняя первое задание, обучающиеся выбрали из набора сказок фольклорные, указали их существенные признаки, обратив внимание на особенности языка. Выполняя второе задание, ученики работали с книгой, как объектом анализа, рассмотрели (метод чтения-рассматривания) сборники народных сказок, выявили особенности расположения отдельных элементов книги, ее оформления, выявили специфику книги, которая имеет название «сборник произведений». Выполняя третье задание, обучающиеся выбрали сказки, объединенные основной мыслью. Выполняя четвертое задание, ученики графически оформили
тексты сказок. Таким образом, каждая группа подготовила свою часть сборника, который стал продуктом разных видов деятельности обучающихся.
В ходе решения проектной задачи «Сказочные приключения», выполняя первое задание, обучающиеся провели анализ волшебной сказки. В результате учениками были выявлены существенные признаки этого жанра. Ученики убедились, что разные по содержанию волшебные сказки имеют общие жанровые признаки. Выполняя второе задание, обучающиеся сформулировали замысел собственной сказки, выбрали главных героев, героев-антагонистов, волшебных помощников, спланировали композицию сказки. Выполняя третье задание, ученики составили, а затем отредактировали текст сказки. Выполняя четвертое задание, обучающиеся создали иллюстрацию к сочиненной ими сказке. Результатом проектной задачи явился проиллюстрированный текст волшебной сказки.
В ходе решения проектной задачи «Дружба крепкая», выполняя первое задание, ученики из предложенных выбрали книги на соответствующую тему, провели анализ рассказов, составили характеристику человека, которого можно называть другом. Выполняя второе задание, младшие школьники выявили задачи и структуру стенгазеты, выбрали рубрики и подобрали материал для них из предложенных пословиц и текстов. Выполняя третье задание, ученики сочинили поучительные рассказы по теме стенгазеты.
Выполняя четвертое задание, обучающиеся составили «Словарик дружбы», в который включили важные с их точки зрения слова, характеризующие обозначенное в заглавии стенгазеты понятие.
В ходе решения проектной задачи «Наши любимцы», выполняя первое задание, учащиеся из набора книг выбрали те, в которых имелась информация о животном, которому дети хотели бы посвятить плакат. Выполняя второе задание, третьеклассники спланировали содержание плаката и в соответствии с планом в книгах искали необходимую информацию. Выполняя третье задание, ученики разработали плакат (несплошной текст) и подготовили выступление для защиты продукта деятельности группы.
В ходе решения проектной задачи «Красавица весна!», выполняя первое задание, обучающиеся выявили особенности журнала, отличие его от книги, обратили внимание на виды и тематику журналов. Выполняя второе задание, младшие школьники сравнили научно-популярные и художественные тексты о весне, определили их назначение и место в журнале. Выполняя третье задание, ученики разработали модель журнала, выделили рубрики и выбрали тексты в соответствии с ними. Выполняя четвертое задание, ученики
уровни
31%
В результате сравнения показателей контрольного и констатирующего этапов по каждой группе обучающихся установлено, что в экспериментальной группе увеличилось число обучающихся, продемонстрировавших средний уровень сформи-рованности читательской компетентности с 31 % до 65 % (с 8 человек до 16 человек). Это произошло за счет снижения числа обучающихся, продемонстрировавших низкий уровень сформирован-ности читательской компетентности с 65 % до 31 % (на 8 человек меньше). Число обучающихся с вы-
подготовили свои тексты-описания для специальной рубрики «Творчество наших читателей». Выполняя пятое задание, участники подготовили презентацию получившегося журнала.
На контрольном этапе педагогического эксперимента в марте 2019 г. проводилась диагностика уровня сформированности читательской компетентности с помощью измерителей, аналогичных первой диагностике. Ее целью было выявление эффективности проведенного комплекса проектных задач.
В результате анализа выполнения диагностической работы были получены данные об уровне сформированности читательской компетентности младших школьников. В экспериментальной группе низкий уровень сформированности контролируемых умений продемонстрировали 9 обучающихся (35 %), в контрольной группе -13 обучающихся (50 %). Средний уровень сформированности читательской компетентности у 16 человек (61 %) экспериментальной группы, у 13 человек (50 %) контрольной группы. Один учащийся экспериментальной группы (4 %) продемонстрировал высокий уровень сформированности читательской компетентности (рис. 3).
соким уровнем читательской компетентности не изменилось и составляет 4 % (1 человек).
В контрольной группе отсутствуют обучающиеся, продемонстрировавшие высокий уровень сформированности читательской компетентности, а число обучающихся со средним и низким уровнями сформированности читательской компетентности увеличилось на 4 %, и составляет 50 % на обоих уровнях. Это произошло за счет уменьшения числа детей с высоким уровнем с 8 % до 0 %.
Рис. 3. Уровни сформированности читательской компетентности младших школьников на контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группах / Fig. 3. Levels of primary school students' reading competence formation at the control stage in the experimental and control groups
В диаграмме на рисунке 4 сравниваются ре- тельскую компетентность, в экспериментальной зультаты выполнения заданий по каждому группе на констатирующем и контрольном эта-из контролируемых умений, составляющих чита- пах опытно-экспериментальной работы.
Рис. 4. Выполнение заданий по каждому умению на констатирующем и контрольном этапах в экспериментальной группе / Fig. 4. Performance of tasks for each skill at the ascertaining and at the control stage in the experimental group
На контрольном этапе педагогического экспери- стик контрольной и экспериментальной групп мента с помощью методов математической ста- обучающихся. Для расчета использовался крите-тистики было проведено сравнение характери- рий Крамера - Уэлча.
Сравнение полученного значения с критическим значением Тэмп. = 1,96 : 3,28 > 1,96 показывает, что достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп равна 95 %, то есть группы фактически не равны по уровню сформированности читательской компетентности.
У обучающихся экспериментальной группы, которые выбрали мастерскую как форму организации внеурочной деятельности и решали проектные задачи, - средний и высокий уровень сформированности читательской компетентности, у обучающихся контрольной группы - низ-
кий и средний уровни читательской компетентности. Полученные данные свидетельствуют о том, что проектная задача является эффективным средством формирования читательской компетентности младших школьников.
Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: активная деятельность обучающихся с разными видами текстов способствует формированию компонентов читательской компетентности; читательская деятельность при решении проектной задачи осуществляется в комфортной для младших школьников атмосфере учебного сотрудничества;
проектная задача является эффективным средством формирования читательской компетентности младших школьников.
В качестве перспективы данного направления исследований видится анализ возможностей
использования технологии буктрейлера [6] для организации проектной внеурочной деятельности по литературному чтению с целью формирования читательской компетентности младших школьников.
Литература
1. Алтухова Н.А. Технология продукт-ориентированного чтения в системе формирования основ читательской компетентности школьников в Германии // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34).
2. Блинова Л.А. Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 4. С. 156-161.
3. Камалова Л.А. Проблемы детского чтения в современной начальной школе // European research. 2017. № 9 (32). С. 70-72.
4. Караева С.А., Феталиева Л.П., Стародубцева Т.В. Проектная деятельность на уроках литературного чтения по теме «Басни И. А. Крылова» в начальной школе // Вестник ТГПУ. 2015. № 8 (161). С. 43-47.
5. Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 1. С. 27-37.
6. Колова С.Г., Врублевский А.С. Образовательные и педагогические возможности буктрейлера в литературном образовании школьников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 3. С. 462-465.
7. Кузнецова Т.Я. Чтение как инструмент социализации личности в цифровую эпоху // Вестник МГУКИ. 2018. № 6 (86). С. 164-170.
8. Малаева М.С. Формирование читательской компетентности младших школьников // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 6 (139). С. 168-170.
9. Насонова Е.Ю. Обучение проектной деятельности на уроках русского языка и литературы путем решения проектных задач // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 172-174.
10. Скрипова Ю.Ю. Структура читательской компетентности младших школьников // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта : сб. ст. по материалам Всерос. научно-практич. конф. (с междунар. участием) (6-7 дек. 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. М.А. Худяковой; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2012. Ч. 1. С. 330-339.
11. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг : Поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности : научно-практич. сб. / сост.: Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. М. : МЦБС, 2007. 184 с. С. 53-62.
12. Хлынцева Ю.В. Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности // Школьная педагогика. 2017. № 3. С. 29-32. URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2795/ (дата обращения: 18.08.2019).
References
1. Altukhova N.A. Tekhnologiya produkt-orientirovannogo chteniya v sisteme formirovaniya osnov chitatel'skoi kompetentnosti shkol'nikov v Germanii [Technology of product-based reading in the system of forming the basis of reading competence of schoolchildren in Germany]. Uchenye zapiski: elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta = Uchenye zapiski: electronic scientific journal of Kursk State University, 2015, no. 2(34). (In Russ.).
2. Blinova L.A. Formirovanie chitatel'skoi kompetentsii shkol'nikov v sootvetstvii s FGOS NOO i OOO [Formation of the reading competence of schoolchildren in accordance with the Federal State Educational Standards of the IEO and LLC]. Problemy sov-remennoi nauki i obrazovaniya = Problems of Modern Science and Education, 2016, no. 4, pp. 156-161. (In Russ.).
3. Kamalova L.A. Problemy detskogo chteniya v sovremennoi nachal'noi shkole [Problems of children's reading in a modern elementary school]. European research, 2017, no. 9 (32), pp. 70-72. (In Russ.).
4. Karaeva S.A., Fetaliyeva L.P., Starodubtseva T.V. Proektnaya deyatel'nost' na urokakh literaturnogo chteniya po teme «Basni I.A. Krylova» v nachal'noi shkole [Design activity at lessons of literary reading on the subject "I. A. Krylov's fables" at elementary school]. Vestnik TGPU = Bulletin of TSPU, 2015, no. 8 (161), pp. 43-47. (In Russ.).
5. Kolganova N.E. Chitatel'skaya kompetentnost' mladshikh shkol'nikov: sushchnost', struktura, pokazateli [Reader's competence of younger school students: essence, structure, indicators]. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus = Psychological-pedagogical journal Gaudeamus, 2017, vol. 16, no. 1, pp. 27-37. (In Russ.).
6. Kolova S.G., Vrublevskiy A.S. Obrazovatel'nye i pedagogicheskie vozmozhnosti buktreilera v literaturnom obrazovanii shkol'nikov [Educational and pedagogical possibilities of book trailer technology in schoolchildren's literary education]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, 2019, vol. 12, issue 3, pp. 462-465. (In Russ.).
7. Kuznetsova T.Ya. Chtenie kak instrument sotsializatsii lichnosti v tsifrovuyu epokhu [Reading as a tool of socialization personality of the digital age]. Vestnik MGUKI = Bulletin of MSUCA, 2018, no. 6 (86), pp. 164-170. (In Russ.).
8. Malaeva M.S. Formirovanie chitatel'skoi kompetentnosti mladshikh shkol'nikov [Formation of reading competence of primary schoolchildren]. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya = Problems of Modern Science and Education, 2016, no. 6 (139), pp. 168-170. (In Russ.).
9. Nasonova E.Yu. Obuchenie proektnoi deyatel'nosti na urokakh russkogo yazyka i literatury putem resheniya proektnykh zadach [Teaching project activity of students at the lessons of Russian language and Literature through the project tasks solution]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 3, pp. 172-174. (In Russ.).
10. Skripova Yu.Yu. Struktura chitatel'skoi kompetentnosti mladshikh shkol'nikov [The structure of reading competence of younger schoolchildren]. Innovatsionnyeprotsessy v nachal'nom obshchem obrazovanii: problemy realizatsii Federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta: sb. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. (s mezhdunarodnym uchastiem) (6-7 dek. 2012 g., g. Perm) = Innovative processes in primary general education: problems of implementing the Federal State Educational Standard: Coll. of art. on the materials of the All-Russian scientific-practical conf. (with international participation) (December 6-7, 2012, Perm), ed. by M. A. Khudyakova, Perm State Humanitarian-Ped. Un-ty, Perm, 2012, part. 1, pp. 330-339. (In Russ.).
11. Smetannikova N.N. Chtenie i gramotnost'. Razmyshleniya v kontekste Natsional'noi programmy podderzhki i razvitiya chteniya [Reading and literacy. Reflections in the context of the National Reading Support and Development Programme]. Kak ra-zorvat' zamknutyi krug: Podderzhka i razvitie chteniya: problemy i vozmozhnosti : nauchno-prakticheskii sbornik = How to break the vicious circle: Support and development of reading: problems and opportunities: scientific and practical collection, comp. by E.I. Kuzmin, O.K. Gromova, Moscow: MTsBS, 2007, 184 p., pp. 53-62. (In Russ.).
12. Khlyntseva Y.V. Ispol'zovanie tehnologii proektnykh zadach po literaturnomu chteniyu kak sredstvo formirovaniya chitatel'skoi kompetentnosti uchashchihsya 2 klassa vo vneurochnoi deyatel'nosti [The use of project task technology in literary reading as a means of reading competence formation of 2d grade pupils in extracurricular activities]. Shkol'naya pedagogika = School Pedagogy, 2017, no. 3, pp. 29-32. Available at: https://moluch.ru/th/27archive/71/2795/ (accessed 18.08.2019). (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 30.08.2019 г.; принята к публикации 29.10.2019 г.
Submitted30.08.2019; revised29.10.2019.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Скрипова Ю.Ю. Проектные задачи во внеурочной деятельности как средство формирования читательской компетентности младших школьников // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 525-535. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-525-535
Об авторе
Скрипова Юлия Юрьевна
доцент кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь, ОЯСГО ГО 0000-0003-28383376, [email protected]
Citation for an article:
Skripova Yu.Yu. Project tasks in extracurricular activities as a means of forming the reading competence of primary school students. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 4, pp. 525-535. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-134-525-535 (In Russ.).
About the author Yulia Yu. Skripova
Associate Professor of the Department of Theory and Technology of Teaching and Education of Primary School Students, Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, ORCID ID 00000003-2838-3376, [email protected]