Научная статья на тему 'Педагогический аспект формирования читательских компетенций у обучающихся 4-го класса'

Педагогический аспект формирования читательских компетенций у обучающихся 4-го класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / COMPETENCE / READING / READING COMPETENCIES / PRIMARY SCHOOL PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова О. С.

В статье затронута проблема формирования читательских компетенций в начальной школе. Читательские компетенции рассмотрены как метапредметные результаты обучения, и личностные, и предметные, которые имеют психолингвистическую природу, проявляющиеся во взаимосвязи и психологической взаимообусловленности процесса их формирования. Представлены результаты диагностики развития читательских компетенций у обучающихся по следующим критериям: читательская самостоятельность, мотивация чтения, читательский интерес, осознание значимости процесса чтения для своей жизни, знание основ литературоведческой теории, уровень восприятия художественного произведения; дана качественная и количественная характеристика выделенных уровней развития читательских компетенций у учеников. В качестве респондентов выступают ученики 4 класса. Содержание формирующего эксперимента реализовано с учетом взаимосвязи и взаимодополнения педагогических условий, заявленных в гипотезе исследования. С целью определения эффективности осуществления формирующего эксперимента спланирован и организован контрольный эксперимент, результаты которого показывают, что уровень развития читательских компетенций в экспериментальном классе повысился по сравнению с контрольным классом, о чем свидетельствует увеличение количества обучающихся экспериментального класса, находящихся на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический аспект формирования читательских компетенций у обучающихся 4-го класса»

DOI 10.26105/SSPU.2019.91.50.012 YAK 372.882 ББК 74.268.3

O.C. САЛЬНИКОВА

O.S. SALNIKOVA

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНПИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4-го КЛАССА

PEDAGOGICAL ASPECT OF READING

COMPETENCIES FORMATION AMONG PUPILS OF THE 4th GRADE

В статье затронута проблема формирования читательских компетенций в начальной школе. Читательские компетенции рассмотрены как метапредметные результаты обучения, и личностные, и предметные, которые имеют психолингвистическую природу, проявляющиеся во взаимосвязи и психологической взаимообусловленности процесса их формирования. Представлены результаты диагностики развития читательских компетенций у обучающихся по следующим критериям: читательская самостоятельность, мотивация чтения, читательский интерес, осознание значимости процесса чтения для своей жизни, знание основ литературоведческой теории, уровень восприятия художественного произведения; дана качественная и количественная характеристика выделенных уровней развития читательских компетенций у учеников. В качестве респондентов выступают ученики 4 класса. Содержание формирующего эксперимента реализовано с учетом взаимосвязи и взаимодополнения педагогических условий, заявленных в гипотезе исследования. С целью определения эффективности осуществления формирующего эксперимента спланирован и организован контрольный эксперимент, результаты которого показывают, что уровень развития читательских компетенций в экспериментальном классе повысился по сравнению с контрольным классом, о чем свидетельствует увеличение количества обучающихся экспериментального класса, находящихся на высоком уровне.

The article touches upon the problem of reader's competences formation in primary school. Reader's competences are considered as meta-subject learning outcomes, personal and subject that are psycholinguistic by nature and are manifested in the relationship and psychological interdependence of the process of their formation. The article presents the results of diagnostics of the development of reader's competences among students according to the following criteria: reader's independence, motivation of reading, reader's interest, awareness of the importance of the reading process for their lives, knowledge of the basics of literary theory, the level of perception of a literary work; the qualitative and quantitative characteristics of the selected levels of development of reader's competences among students. The respondents are the pupils of the 4th grade. The contents of the formative experiment are implemented with an account of the relationship and complementarity of pedagogical conditions stated in the hypothesis of the research. In order to determine the effectiveness of the formative experiment a control experiment was planned and organized, the results of which show that the level of development of readers' competencies in the experimental class increased compared to the control class. The evidenced is the increase in the number of pupils of the experimental class at a high level of studying.

Ключевые слова: компетенция, чтение, читательские компетенции, младший школьник.

Key words: competence, reading, reading competencies, primary school pupil.

Введение. Актуальность формирования читательских компетенций обусловлена: во-первых, использованием компетентностного подхода в практике обучения в начальной школе; во-вторых (как его следствие), изменениями требований к результатам обучения в начальной школе.

Акцент в образовании смещается к личностному раскрытию творческого потенциала ученика «сообразно его культурным, психологическим, физическим особенностям» [1, с. 86]; ученик должен обладать набором компетен-

ций для реализации знаний на практике, в том числе обладать и читательскими компетенциями.

При формировании ребенка-читателя на первый план выходит «становление личностной позиции младших школьников к читательской деятельности» [3, с. 13], которая проявляется в читательской компетентности.

Читательскую компетентность рассматривают как целостное личностное качество, включающее ценностный блок (отношение к процессу чтения, потребность в чтении, к знанию, получаемому во время чтения); знаниевый блок (жанрово-тематическое разнообразие, литературоведческие представления); читательский кругозор; качественный навык чтения [3, с. 13]. При рассмотрении понятия «читательская компетентность» в центре оказывается личное и осмысленное общение с книгой «...до чтения, по мере чтения и после прочтения книги» [4, с. 112].

Читательскую компетентность составляют отдельные освоенные читательские компетенции, при этом подчеркивается роль социального опыта ребенка-читателя [8, 9].

Под читательскими компетенциями мы понимаем совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций процесса чтения (мотивы, читательские интересы, осознанность значимости процесса чтения для своей жизни), отношения ребенка к процессу чтения, литературоведческих знаний и читательских умений, которые необходимы для того, чтобы ученик смог осуществлять личностно и социально-значимую деятельность в процессе литературного образования и в течение всей жизни.

При характеристике понятия необходимо указать следующее: во-первых, читательские компетенции имеют психолингвистическую природу; во-вторых, проявляется взаимосвязь и взаимовлияние между формированием читательских компетенций и психологическими процессами (мотивация учения, мышление, восприятие, память, воображение), в-третьих, читательские компетенции представляют собой совокупность, отдельные части которой находятся в единстве друг с другом, поэтому их формирование должно проходить комплексно, затрагивая часть, которая, в свою очередь, влияет на целое.

Читательские компетенции являются и общепредметными (затрагивают круг учебных предметов) и ключевыми, так как относятся к общему содержанию образования, но формируются в основном в процессе литературного образования на уроках чтения. Если говорить о ключевых компетенциях, то чтение входит в компетенции информационных технологий [10, с. 62].

В большей степени читательским компетенциям уделено внимание в методике внеклассного чтения: читательская самостоятельность, тип правильной читательской деятельности, самостоятельное детское чтение.

Остановимся на понятии «Читательская самостоятельность», в основе которого лежит, во-первых, личностная необходимость в чтении, во-вторых, «умение думать над книгой» [7, с. 61]. Мы рассматриваем читательскую самостоятельность как центральную читательскую компетенцию, так как она отражает осознанную ценностную позицию к процессу чтения и включает в себя «систему знаний, умений, навыков, дающих ребенку возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью» [7, с. 54].

В ходе анализа методической литературы, выделены отдельные читательские компетенции, которые использованы в качестве критериев уровня развития читательских компетенций: читательская самостоятельность, мотивация чтения, читательский интерес, осознание значимости процесса чтения для своей жизни, уровень восприятия художественного произведения.

Вопросы формирования читательских компетенций отражены в работах М.П. Воюшиной (развитие культурного поля младшего школьника в процессе литературного образования), Т.Н. Кочеткова, Л.С. Сильченкова (чита-

тельские интересы, уровень восприятия текста), О.Н. Бершанской, Н.Н. Свет-ловской, Т.С. Пиче-оол (читательская самостоятельность), А.А. Свиридовой, Г.М. Первовой, Л.А. Заевой, Е.А. Рыбкиной (мотивация чтения) и др.

Проблема формирования читательских компетенций рассмотрена указанными педагогами и методистами достаточно глубоко, но формирование читательских компетенций - вопрос, который решается не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах, изучаемых в начальной школе, и во внеклассной работе, поэтому внимания заслуживает интеграция учебных предметов и внеклассной работы с целью формирования читательских компетенций.

В связи с вышесказанным возникло противоречие между необходимостью формирования читательских компетенций у младших школьников и недостаточно раскрытыми для этого педагогическими условиями в методической и педагогической литературе.

Гипотеза исследования состояла в том, что процесс формирования читательских компетенций у младших школьников будет протекать эффективнее при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Интеграция учебных предметов и внеклассной работы через выполнение творческих заданий.

2. Создание единого литературного пространства: дом - школа - библиотека.

3. Использование методов и приемов, способствующих формированию осознания младшими школьниками значимости процесса чтения для своей жизни.

Цель. Цель экспериментального исследования - установить влияние заявленных в гипотезе педагогических условий на уровень развития читательских компетенций у обучающихся 4 класса.

Материалы и методы. Исследование строится на основе компетент-ностного подхода, суть которого заключается в том, что ученик является главным участником образовательного процесса, кроме того происходит усиление практического характера обучения.

Исследование состоит из 4 этапов:

I. Подготовительный этап: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, определение актуальности исследования, выделение методологического аппарата.

II. Констатирующий эксперимент: подбор методик для констатирующего эксперимента; проведение диагностической работы: определение состояния проблемы по формированию читательских компетенций в практике начальной школы, выявление исходного уровня развития читательских компетенций у младших школьников.

III. Формирующий эксперимент: планирование и проведение работы по реализации заявленных в гипотезе педагогических условий формирования читательских компетенций у младших школьников.

IV Контрольный эксперимент: использование эмпирических и статистических методов исследования для проверки эффективности реализации педагогических условий на формирование читательских компетенций у учеников.

База исследования: МБОУ «СОШ № 22 г. Череповца», 4 «Б» класс (контрольный), 4 «В» (экспериментальный). Количество респондентов - 60 человек.

Для выяснения состояния проблемы формирования читательских компетенций в практике начальной школы; определения исходного уровня развития читательских компетенций у учеников 4 класса был проведен констатирующий эксперимент.

Критерии и показатели развития читательских компетенций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели развития читательских компетенций у обучающихся 4 класса и методы их исследования

Критерии (отдельные читательские компетенции) Показатели

Читательская самостоятельность - личностная необходимость в чтении; - знания, умения, навыки, необходимые для реализации данной потребности

Мотивация чтения - внешний/внутренний тип мотивации; - преобладающие мотивы чтения (познавательные, эстетические, процессуальные и другие)

Читательский интерес - широта читательского интереса; - устойчивость читательского интереса; - опосредованность читательского интереса

Осознание значимости процесса чтения для своей жизни - цели чтения; - осознанность/неосознанность пользы чтения для своей жизни; - осознание ценности книги для жизни человека

Уровень восприятия художественного произведения - фрагментарный уровень; - констатирующий уровень; - уровень «персонажа»; - уровень «идеи»

В качестве методов исследования использованы: анкетирование; тестирование; беседа; анализ продуктов деятельности обучающихся: самостоятельная постановка вопросов к тексту и ответы на них, ответы на заданные учителем вопросы.

На основе критериев и показателей развития читательских компетенций у младших школьников выделены уровни развития читательских компетенций (табл. 2).

Таблица 2

Уровни развития читательских компетенций учеников 4-го класса

Название уровня развития читательских компетенций Характеристика уровня развития читательских компетенций

1 2

Высокий уровень развития читательских компетенций «Преобладание внутреннего типа мотивации чтения. Ребенок начинает ставить цели конкретного характера: узнавать мир, авторов, человека, жанры; осознает пользу чтения для своей жизни и ценность книг для жизни человека; читательский интерес обладает устойчивостью, силой, широтой, опосредованностью. Читательские мотивы накапливаются и становятся устойчивыми, что ведет к личностной необходимости в чтении. Младший школьник обладает знанием основ литературоведческой теории и успешно пользуется этими знаниями на практике. Уровень восприятия художественного произведения - уровень "идеи"» [5, с. 28].

Средний уровень развития читательских компетенций «Присутствует и внешний, и внутренний тип мотивации приблизительно на одинаковом уровне. Цель чтения выступает как требование овладеть книгой как инструментом чтения; мотивы обращения к ним -учебные, отсюда средний или низкий уровень развития читательской самостоятельности. Младший школьник осознает значимость процесса чтения для

Окончание табл2

1 2

своей жизни, но книгу как ценность не воспринимает; обладает минимальным набором литературоведческих знаний. Читательские интересы неопосре-дованны и не отличаются устойчивостью. Уровень восприятия художественного произведения - уровень "персонажа"» [5, с. 28].

Низкий уровень развития читательских компетенций «Преобладает внешний тип мотивации, цели чтения формулируются взрослыми (учитель, родители) и не всегда осознаются ребенком. Младший школьник не до конца осознает значимость процесса чтения для своей жизни, не обладает необходимым набором литературоведческих знаний; низкий уровень развития читательской самостоятельности. Читательский интерес неустойчивый, неопосредованный; произведения и книги, которые читает обучающийся - программные произведения (нет чтения книг к урокам внеклассного чтения). Констатирующий или фрагментарный уровень восприятия художественного произведения» [5, с. 28].

Результаты и их обсуждение. В ходе диагностики установлено (рис. 1, 2), что большинство учеников контрольного класса находятся на низком уровне развития читательских компетенций (44%), а большинство детей из экспериментального класса (44%) на среднем уровне развития читательских компетенций.

Таким образом, проблема формирования читательских компетенций у учеников актуальна для обоих классов.

44% 23% ■ высокий уровень ■ средний уровень

| ^^

■ низкий уровень

33%

Рис. 1. Диаграмма уровней развития читательских компетенций у обучающихся контрольного класса

41% 15% ■ высокий уровень

■ средний уровень

■ низкий уровень

44%

Рис. 2. Диаграмма уровней развития читательских компетенций у обучающихся экспериментального класса

Для сравнения результатов обучающихся в контрольном и экспериментальном классе использованы методы первичной статистической обработки (табл. 3).

Таблица 3

Значения, полученные в результате первичной статистической обработки

Методы первичной статистической обработки Значения

Контрольный класс Экспериментальный класс

Выборочное среднее 40 39

Дисперсия ^2) 148 119

Выборочное отклонение 12 11

Медиана 40 40

Мода 40 40

На основании данных, представленных в таблице можно сделать следующие выводы:

во-первых, средняя оценка развития читательских компетенций у обучающихся в контрольном (40) и экспериментальном (39) классах соответствует среднему уровню;

во-вторых, в контрольном классе разброс данных выражен в большей степени ^2 = 148; S=12), чем в экспериментальном ^2 = 119; S=11);

в-третьих, распределение значений как в контрольном, так и в экспериментальном классе симметричное (выборочное среднее и медиана совпадают (контрольный класс) или мало отличаются друг от друга (экспериментальный класс). Следовательно, распределение значений нормальное и в дальнейшем к нему можно применять методы вторичных статистических расчетов;

в-четвертых, наиболее часто встречающееся значение в контрольном и экспериментальном классах соответствует среднему уровню развития читательских компетенций.

Другими словами, данные могут быть использованы для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы после контрольного среза.

Цель формирующего эксперимента - повышение уровня развития читательских компетенций через реализацию заявленных в гипотезе педагогических условий.

Педагогические условия взаимовлияющие и взаимодополняющие: реализация первого условия подразумевает взаимодействие семьи и школы, второе и третье условия затрагивают внеклассную работу.

При разработке программы формирующего эксперимента учитывалось следующее: учебный план, план воспитательной работы, график работы библиотеки.

Рассмотрим направления реализации каждого из педагогических условий.

1. Интеграция учебных предметов и внеклассной работы - синтез цели и деятельности, так как в основе интеграции творческие задания, выполнение которых позволяет ученикам целостно воспринимать художественное произведение как объект искусства слова.

Остановимся на взаимосвязи: литературное чтение - внеклассная работа - ИЗО - технология - внеклассная работа (рис. 3). Основанием для интеграции становятся целевые установки и деятельность, направленная на постановку детского спектакля.

Рис. 3. Схема интеграции ИЗО, технологии, литературного чтения и внеклассной работы

2. Реализация второго условия - создание единого пространства: дом - школа - библиотека - подразумевает комплексное воздействие на ребенка его ближайшего окружения и включает взаимодействие с городской, школьной и домашней библиотекой. Этапность взаимодействия с городской библиотекой представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Этапы взаимодействия с городской библиотекой

Библиотека является мощными фактором воздействия на литературное развитие подрастающего человека: большое количество книг, выбрать нужную из которых сначала помогает библиотекарь, а затем обучающийся осуществляет самостоятельный выбор [6].

3. Третье педагогическое условие направлено на формирование осознания младшими школьниками значимости процесса чтения для своей жизни; его реализация затрагивает уроки и внеклассную работу. В основе данного условия находится положение о том, интерес ребенка вызывает в первую очередь то, что ему понятно и им осознанно.

В качестве примеров могут выступать следующие используемые приемы:

1. Постановка проблемных вопросов, ответ на которые может быть получен при использовании научно-познавательной литературы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Обсуждение отражения литературного произведения в изобразительном искусстве.

3. Использование на уроках литературного чтения ряда вопросов: Зачем надо знать биографию автора? Зачем мы читаем это произведение? Нужно ли перечитывать это произведение? Задай вопрос однокласснику по новому материалу.

Отметим, что при реализации педагогических условий образуется единая среда формирования читательских компетенций у учеников: семья - школа (урочная, внеурочная деятельность, внеклассная работа) - библиотека.

Следующий этап опытно-экспериментальной работы - контрольный эксперимент, цель которого состоит в определении влияния педагогических условий на уровень развития читательских компетенций у младших школьников.

Для проведения контрольного среза выбраны эмпирические методы (анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестирование) и статистические методы (методы первичной обработки данных и методы вторичной обработки данных).

В контрольном эксперименте использованы методики с аналогичным содержанием констатирующего эксперимента (письменный опрос (автор Н.Н. Светловская), методика «Незаконченные предложения» (автор М.П. Во-юшина); методики с аналогичным содержанием констатирующего эксперимента, но на другом учебном материале (тестирование, методика, определение уровня восприятия художественного произведения (автор М.П. Вою-шина); методики с измененным содержанием (анкета «Важно ли чтение для моей жизни?»).

Описанные методики позволяют выявить уровень развития читательских компетенций: большинство обучающихся контрольного класса находятся на среднем уровне развития читательских компетенций (63%), а экспериментального на высоком (44%), но отметим, что у 75% респондентов экспериментального класса количество баллов соответствует пороговому значению высокого уровня (54 балла).

Значения, полученные в контрольном срезе, представлены в диапазоне: 35-60 баллов - в экспериментальном классе и 35-55 - в контрольном классе.

Для сопоставления данных, полученных в констатирующем эксперименте и контрольном, для проверки достоверности выдвинутой гипотезы (влияние заявленных педагогических условий) использованы методы первичной статистической обработки (табл. 4) и вторичной (t-критерий Стьюдента).

Таблица 4

Значения, полученные в результате первичной статистической обработки

Метод Количественное значение

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

контрольный класс экспериментальный класс контрольный класс экспериментальный класс

Среднее арифметическое 40 39 45 49

Медиана 40 40 46 48

Мода 40 40 45 54

Дисперсия 148 119 37 54

Выборочное отклонение 12 11 6 7

Выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что: во-первых, положительная динамика представлена в обоих классах: увеличилось значение среднего арифметического, уменьшился разброс данных;

во-вторых, модой в констатирующем эксперименте для обоих классов являлось значение соответствующее среднему уровню развития, контрольный срез показывает, что модой становится значение, соответствующее высокому уровню развития читательских компетенций;

в-третьих, распределение полученных данных как в констатирующем, так и в контрольном эксперименте нормальное и к ним могут быть применены методы вторичной статистической обработки;

в-четвертых, значения методов в контрольном эксперименте показывают, что положительная динамика, в большей степени представлена в экспериментальном классе (среднее значение больше на 8%).

Для подтверждения последнего вывода используем метод вторичной статистической обработки данных: t-критерий Стьюдента.

Математические расчеты показывают, что t=2,18 (число степеней свободы равно 52): сравниваемые средние значения контрольного и экспериментального классов статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки меньшей, чем 0,05. Точность расчетов равна 95%.

Гипотеза исследования подтвердилась: заявленные педагогические условия оказали положительное влияние на формирование читательских компетенций у младших школьников (на примере 4 класса). В целом улучшение уровня развития равно 26%.

Таким образом, для успешности формирования читательских компетенций целесообразно выделять педагогические условия, обеспечивающие комплексное влияние учебных предметов, внеурочной и внеклассной работы, семьи ученика и библиотеки (домашней, школьной, городской).

Литература

1. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа. 2009. № 3. С. 86-92.

2. Воюшина М.П. Методика обучения литературы в начальной школе. М.: Академия, 2010. 288 с.

3. Колганова Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2013. 24 с.

4. Привалова С.Е. Общий обзор понятий компетенция, компететность, читательская компетентность // Путь науки. 2016. № 3. С. 111-112.

5. Сальникова О.С. Идеальная потребность штрихи к портрету ребёнка-читателя // Библиотечное дело. 2015. № 22. С. 27-35.

6. Сальникова О.С. Читательский интерес как мотивация чтения реализация модели взаимодействия «ребёнок-семья-школа-библиотека» // Библиотечное дело. 2017. № 23. С. 24-26.

7. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991. 207 с.

8. Сильченкова Л.С. Социальный опыт современного ребенка в аспекте формирования читательских компетенций // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы социализации личности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 1 марта 2018 г.) / отв. ред. Т.И. Зиновьева. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. С. 381-385.

9. Сильченкова Л.С., Кочеткова Т.Н. Формирование метапредметной и предметной читательских компетенций младших школьников // Начальная школа. 2014. № 12. С. 29-33.

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориен-тированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

References

1. Bocharnikova M.A. Kompetentnostnyy podkhod: istoriya, soderzhanie, problemy realizatsii [Competence approach: history, content, implementation problems]. Nachalnaya shkola [Primary school], 2009, N 3, pp. 86-92 (in Russian).

2. Voyushina M.P. Metodika obucheniya literatury v nachalnoy shkole [Methods of teaching of literature in primary school], Moscow, Publ. Prosvyashchenie, 1991, 207 p.

3. Kolganova N.E. Pedagogical conditions for the formation of the foundations of the reader's competence of primary school pupils. Abstract of dissertation Ph.D. the pedagogical sciences. Tambov, 2013. 24 p. (in Russian).

4. Privalova S.E. Obshhij obzor ponyatij kompetenciya, kompetetnost, chitatel4 skaya kompetentnost [General overview of the concepts of competence, competence, reader's competence]. Put nauki [Way of science], 2016, N 3, pp. 111-112 (in Russian).

5. Salnikova O.S. Idealnaya potrebnost shtrikhi k portretu rebyonka-chitatelya [Need the perfect finishing touches to the portrait of the child-reader]. Biblio-technoe delo [Library science], 2015, N 22, pp. 27-35 (in Russian).

6. Salnikova O.S. Chitatelskiy interes kak motivatsiya chteniya: realizatsiya mod-eli vzaimodeystviya "rebyonok-semya-shkola-biblioteka" [Readers interest as a reading motivation: implementation of the "child-family-school-library" interaction model]. Bibliotechnoe delo [Library science], 2017, N 23, pp. 24-26 (in Russian).

7. Svetlovskaya N.N. Metodika vneklassnogo chteniya [The method of extracurricular reading], Moscow, Publ. Academia, 1991, 207 p.

8. Silchenkova L.S. Social experience of the modern child in the aspect of formation of reader's competences. Nachalnoe filologicheskoe obrazovanie i podgoto-vka uchitelya v kontekste problemy socializacii lichnosti: materialy mezhdunar-odnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, g. Moskva 1 marta 2018 g. [Primary philological education and teacher training in the context of the problem of socialization: materials of the international scientific and practical conference, Moscow, March 1, 2018] ed.: Zinoveva. Moscow: The Ekon-Inform, 2018. pp. 381-385 (in Russian).

9. Silchenkova L.S., Kochetkova T.N. Formirovanie metapredmetnoj i predmetnoj chitatelskix kompetencij mladshix shkolnikov [Formation of metasubject and subject reading competences of primary school pupils]. Nachalnaya shkola [Primary school], 2014, N 12, pp. 29-33 (in Russian).

10. Khutorskoy A.V Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orien-tirovannoy paradigmy obrazovaniya [Key competences as a component of personality-oriented paradigm of education]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2003, N 2, pp. 58-64 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.