Научная статья на тему 'Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения (на материале авторской программы по внеклассному чтению)'

Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения (на материале авторской программы по внеклассному чтению) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1051
171
Поделиться
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КРУГОЗОР / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ / РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ / READERS' CULTURE / READERS' OUTLOOK / READERS' SKILLS

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Посашкова Елена Вячеславовна

Затрагиваются проблемы, связанные с уроками внеклассного чтения в начальной школе, раскрываются цели, задачи, содержание и методические принципы авторской программы по внеклассному чтению «Вдумчивое чтение», предназначенной для учащихся 2-4 классов, особое внимание уделяется учебным пособиям «Рабочие тетради по внеклассному чтению», входящих в учебно-методический комплект авторской программы, характеризуются их основные задачи и методический аппарат, направленный на формирование читательской культуры и читательских умений младших школьников.

Formation of reader's culture of younger schoolboys at lessons of home reading (on a material of the author's program on home reading)

The article discusses problems connected with lessons of home reading in Primary School, aims and tasks are set, content and methodogical principles of the author programme on home reading «Penetrating Reading» designed for pupils of the 2nd-4th form are presented, a special attention is paid to Workbooks on Home Reading, which are in the teaching and methodogical complex of the author programme, their main tasks and methodogical ideas are characterized and aimed at forming readers' culture and readers' skills of junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения (на материале авторской программы по внеклассному чтению)»

УДК 372.411

Е. В. Посашкова

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

(НА МАТЕРИАЛЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: читательская культура; читательский кругозор; читательские умения; младшие школьники; внеклассное чтение; рабочие тетради.

АННОТАЦИЯ. Затрагиваются проблемы, связанные с уроками внеклассного чтения в начальной школе, раскрываются цели, задачи, содержание и методические принципы авторской программы по внеклассному чтению «Вдумчивое чтение», предназначенной для учащихся 2—4 классов, особое внимание уделяется учебным пособиям «Рабочие тетради по внеклассному чтению», входящих в учебнометодический комплект авторской программы, характеризуются их основные задачи и методический аппарат, направленный на формирование читательской культуры и читательских умений младших школьников.

E. V. Posashkova

FORMATION OF READER'S CULTURE OF YOUNGER SCHOOLBOYS AT LESSONS OF HOME READING

(ON A MATERIAL OF THE AUTHOR'S PROGRAM ON HOME READING)

KEY WORDS: readers’ culture; readers’ outlook; readers’ skills; junior schoolchildren; home reading; workbook.

ABSTRACT. The article discusses problems connected with lessons of home reading in Primary School, aims and tasks are set, content and methodogi-cal principles of the author programme on home reading «Penetrating Reading» designed for pupils of the 2nd-4th form are presented, a special attention is paid to Workbooks on Home Reading, which are in the teaching and methodogical complex of the author programme, their main tasks and methodogical ideas are characterized and aimed at forming readers’ culture and readers’ skills of junior schoolchildren.

Исследователи качества чтения и понимания текста у учащихся начальной школы указывают на постепенное снижение роли книги в системе духовных ценностей и информационных источников школьников. По мнению И. И. Тихомировой, доцента кафедры детской литературы СПбГУКИ, для чтения младших школьников свойственна кризисная модель детского чтения, которая негативно влияет на формирование духовных установок и ценностей формирующейся личности. Между тем в современных программах по литературному чтению в начальной школе уделяется недостаточно внимания вопросам содержания и организации самостоятельного детского чтения. В частности, отсутствует единый общегосударственный подход к обучению внеклассному чтению; не определена концепция содержания программы по внеклассному чтению; не уточнены методические принципы и технология уроков внеклассного чтения. В большинстве существующих программ по литературному чтению вообще не уделено внимания урокам внеклассного чтения; многие авторы современных программ отрицают необходимость их автономного существования. Сам предмет «Внеклассное чтение» отнесен к так называемому школьному компоненту образовательного процесса, а соответственно вопрос о включении его в учебный процесс «отдан на откуп» конкретным руководителям учебных заведений. Все это приводит к так называемому «мозаичному» построению образовательного процесса в данной предметной области, и, как следствие, к снижению уровня эмоционально-эстетического развития учащихся начальных классов. Некоторые учителя начальных классов, осознавая значимость внеклассного чтения для эстетического и духовного развития младших

школьников и невозможность его включения в нормативный учебный процесс, выводят занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования.

Исходя из обозначенных выше проблем, нами была разработана и апробирована экспериментальная программа по внеклассному чтению для 2, 3 и 4 классов. Программа создавалась на протяжении трех лет и получила рабочее название «Вдумчивое чтение». Цель данной программы — возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях как основного, так и дополнительного образования. Важнейшей задачей, позволяющей реализовать поставленную цель, является формирование основ читательской культуры, литературного вкуса и художественного развития младших школьников через расширение их читательского и культурного кругозора, формирование их первичных представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей; развитие воображения и литературно-творческих способностей.

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих принципов: ориентация на читательские интересы ребенка; разнообразие тематики и жанров литературных текстов; разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения. Важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изу-

78

чаемого произведения. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. П. Бажова, В. П. Астафьева, С. Г. Георгиева, Л. И. Да-выдычева, В. П. Крапивина). Представим более подробно содержание программы для каждого класса.

Во втором классе учащиеся знакомятся с произведениями разных жанров современных отечественных писателей (рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина, веселые рассказы о школьной жизни В. В. Го-лявкина из сборника «Карусель в голове», Л. Д. Каминского из сборников «Рассказы про Машу» и «Урок смеха», К. В. Драгунской из сборника «Целоваться запрещено», рассказы о красоте природы Ю. И. Коваля из сборника рассказов «Про них»; сказки С. Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако», сказки М. Л. Москвиной «Что случилось с крокодилом», «Кабанчик на качелях», игровые стихотворения, стихотворения о животных Б. В. Заходера).

В круг внеклассного чтения второклассников входят произведения классиков зарубежной литературы: сказки датского «короля сказок» Х. К. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас»; книга немецкого писателя Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» в переводе К. И. Чуковского; семейная сказка английского писателя А. А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б. В. Захо-дера, отрывки из древнегреческих мифов «12 подвигов Геракла» в пересказе

В. Смирновой.

Школьники также знакомятся с одной их самых известных современных детских энциклопедий — «Почемучкой» Г. Юрмина, А. Дитриха, Р. Кошурникова.

Содержание литературного образования в третьем классе представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров.

В первый раздел «Все мы родом из детства...» включены рассказы о детстве И. М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях

С. Г. Георгиева «Дедушка» и А. Г. Алексина «Самый счастливый день».

Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных, сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (А. Барто, И. Токмаковой, Н. Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В. П. Астафьев «Белогрудка», Г. А. Скре-бицкий «Кот Иваныч», Ю. Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).

Раздел «Вверх ногами» знакомит третьеклассников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой, Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Со-бакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.

В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены рассказы, повести и сказки, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л. И. Давыдычева, «История с азбукой» В. К. Железникова, «Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы Отфрида Пройслера и «Меховой интернат» Э. Н. Успенского.

Произведения, включенные в раздел «Преданья старины глубокой», знакомят учащихся в художественной форме с историей отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», в свое время высоко оцененной А. С. Пушкиным и В. Г. Белинским.

Завершает программу для 3 класса раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки Н. К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы».

В программу для 4 класса вошли в большинстве своем крупнообъемные произведения (повести, романы). По нашему глубокому убеждению, эти книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность. Однако содержание программы по внеклассному чтению для 4 класса ориентировано на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, поэтому некоторые произведения могут оказаться сложными для четвероклассников, которые не прошли специальной подготовки к самостоятельной читательской деятельности во 2 и 3 классах. В связи с этим педагог может варьировать содержание программы, ориентируясь на уровень своего класса.

В первый раздел программы включены произведения, поэтизирующие мир детства: повести Н. Г. Гарина-Михай-

ловского «Детство Темы» и классика американской литературы Марка Твена «Приключения Тома Сойера», сказочные повести французского писателя и летчика А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и английского писателя Д. Барри «Питер Пэн».

Раздел «Моя малая Родина» знакомит учащихся с историей и богатствами Урала, а также с произведениями классиков «уральской» литературы Д. Н. Ма-мина-Сибиряка и П. П. Бажова.

В третьем разделе, озаглавленном «Мир удивительных путешествий и приключений», представлены увлекательные сказочные повести и романы, уже давно ставшие классикой мировой литературы: «Чудесное путешествие Нильса с гусями» шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, «Приключения Робинзона Крузо» английского писателя Даниеля Дефо, «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна. Сюда же включена повесть отечественного писателя Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

Завершает программу для 4 класса раздел «Страна Фантазия», состоящий из произведений мировой сказочной литературы, таких, как: «Щелкунчик и мышиный король» немецкого писателя Э. Гофмана, повести английских писателей «Приключения Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и обратно» Д. Р. Толкиена. В заключении четвероклассники знакомятся со знаменитой сказкой уральского писателя В. П. Крапивина «Дети синего фламинго».

Многие из изучаемых в 4 классе произведений неоднократно экранизировались, поэтому для более эффективного изучения книг желательно приобрести в классную фильмотеку копий художественных и мультипликационных фильмов, поставленных по классическим произведениям мировой детской лите-

80

ратуры, например: отечественные художественные фильмы «Приключения Тома Сойера» (1981 г.), «Дети капитана Гранта» (1986 г.), английские фильмы «Робинзон Крузо» (1996 г.), «Волшебная страна» (2004 г., по материалам сказки Д. Барри «Питер Пэн»); российские мультипликационные фильмы «Заколдованный мальчик» (по сказке С. Лагер-леф), «Алиса в Стране Чудес» и т. д.

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области — Н. Н. Светлов-ской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Однако с учетом инноваций в системе литературного образования младших школьников методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.

В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества — сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т. д.

Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых пер-

вых занятиях по внеклассному чтению во втором классе учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им отрефлексировать свои читательские предпочтения, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарногигиенические требования к чтению, а также с основными элементами книги, такими, как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац и др.

В помощь учащимся разработан и апробирован особый жанр учебного пособия — «Рабочая тетрадь по внеклассному чтению». В настоящее время созданы тетради для учащихся 2, 3 и 4 классов. Использование «Рабочей тетради по внеклассному чтению» позволяет решить следующие задачи:

1) тетрадь обеспечивает каждого учащегося текстами, необходимыми для самостоятельного чтения и соответственно позволяет педагогу более эффективно формировать читательскую деятельность детей на занятии и во внеурочное время;

2) с помощью методического аппарата тетради педагог может эффективно формировать читательские умения учащихся (составление аннотации, обучение пересказу, описание героя книги и т. д.);

3) тетрадь позволяет индивидуализировать процесс обучения: в зависимости от уровня литературного развития учащегося учитель имеет возможность дифференцированно давать задания и оценивает их выполнение;

4) тетрадь помогает учителю осуществлять своевременный контроль за самостоятельной читательской деятельностью всех учащихся;

5) с помощью тетради учитель может организовать эффективную работу учащихся на занятии, используя разные виды учебной и читательской деятельности учащихся;

6) в тетради представлен обширный материал о личности и творчестве писателей, расширяющийся и усложняющийся от класса к классу. В каждой статье о писателях дан портрет писателя; указаны даты его жизни; основные произведения автора; дана краткая характеристика особенностей произведений писателя; текст статьи написан доступно для детей. Это позволяет расширять культурный кругозор младших школьников, формировать их читательскую культуру.

Методический аппарат «Рабочих тетрадей» формирует читательские умения учащихся, необходимые для квалифицированной читательской деятельности.

Это становится возможным при выполнении разного рода заданий и упражнений, представленных в тетрадях. Основными являются задания репродуктивного характера, которые выполняют разные функции: они проверяют знание текста у читателя; создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание читателя-ребенка на детали текста, которые он может пропустить при первичном чтении; углубляют его интерес к «медленному» чтению.

Важнейшее место в тетрадях занимают аналитические и проблемные задания, которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В тетрадях представлена система творческих заданий: придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом: придумай необычные слова и стихи и т. д. Представлены. упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).

Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия

В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 81

учащимися художественного текста в тетрадях используются упражнения, организующие работу воссоздающего воображения; задания, направленные на формирование «чувства поэтического слова, умения характеризовать персонажа книги; задания, направленные на создание первичных представлений о специфике личности и стиля писателя; задания, направленные на расширение читательского кругозора.

Особое значение приобретает задание под названием «читательский рейтинг», направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений (так называемая читательская рефлексия): после прочтения художественного текста ученик закрашивает одну или несколько из пяти звездочек, как бы выставляя отметку прочитанной книге. Чем больше звездочек закрашено, тем больше книга понравилась читателю; если ребенок не закрасил звездочки, значит, он не прочитал предложенные ему тексты. Так формируется ценностное отношение к своим читательским впечатлениям и своеобразная читательская «ответственность» за свое собственное мнение. В этом проявляется опосредованный диалог с автором произведения, детское согласие или неприятие духовно-эстетических ценностей писателя.

Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: тесты, викторины, кроссворды, литературные игры.

Для совершенствования литературоведческих и методических компетенций учителя в данной предметной области нами разработаны методические пособия «Уроки внеклассного чтения во 2, 3 и 4 классе». Их задачи: пособия углубляют литературоведческие и методические знания педагога; в них представлено тематическое планирование занятий на учебный год с учетом разного количества уроков внеклассного чтения в неде-

82

лю; определены цели и задачи каждого занятия; дано развернутое изложение хода занятия с указанием форм организации учебной деятельности учащихся, методов и приемов работы. В методических пособиях дана обширная информация о писателях и изучаемых произведениях, что должно способствовать повышению педагогической компетентности педагога.

Основная воспитательная задача учителя на занятиях по внеклассному чтению — углубить интерес школьников к чтению, обрисовать перспективы читательского роста детей. Главное — не навредить насильственным принуждением, не вызвать авторитарными методами отвращения к чтению художественной литературы. Отсюда — гибкость в освоении программы. Занятия должны про-

ходить так, чтобы детям было интересно — читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное.

Для качественной работы по внеклассному чтению педагогу также необходимо организовать в кабинете Уголок внеклассного чтения. Прав В. А. Сухо-млинский, утверждающий: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой — в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа.».

Получено 2 0.11.08 © Посашкова Е. В., 200 9