Научная статья на тему 'Литературные беседы в отечественной школе первой половины XIX века как форма руководства внеклассным чтением'

Литературные беседы в отечественной школе первой половины XIX века как форма руководства внеклассным чтением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЕ БЕСЕДЫ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ БЕСЕДЫ / ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ / РУКОВОДСТВО ЧТЕНИЕМ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / LITERARY CONVERSATIONS / LITERARY READINGS / READERS' CONVERSATIONS / EXTRACURRICULAR READING / READING GUIDANCE / READER'S INDEPENDENCE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реут А.В.

В данной статье рассматривается процесс развития литературных бесед как одной из внеурочных форм руководства внеклассным чтением учащихся в первой половине XIX в. На основе исторических очерков и записок гимназий, нормативных документов, произведений мемуарной литературы (воспоминаний участников бесед) описана методика организации этих внеурочных занятий, показано, как с течением времени менялись их цели и содержание. Автор дает оценку литературным беседам с позиций современной методики формирования читателей-школьников и раскрывает актуальность и значимость рассмотрения данной организационной формы для развития методической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literary conversations in Russian schools of the first half of the 19th century as an extracurricular reading guidance method

The article examines the process of development of the literary conversations as one of the extracurricular forms of extra reading guidance in the first half of the 19th century. It describes a method of organization of these extracurricular lessons and shows how their objectives and content have changed over time on the basis of historical feature, articles of Russian gymnasiums, regulatory documents, memoirs of the participants in the conversations. The author assesses the literary conversations from the standpoint of modern methods of readers’ formation and reveals the relevance and value of the consideration of these extracurricular activities for the development of methodical science.

Текст научной работы на тему «Литературные беседы в отечественной школе первой половины XIX века как форма руководства внеклассным чтением»

1УДК 372.882 ББК 74.268.3

ЛИТЕРАТУРНЫЕ БЕСЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА КАК ФОРМА РУКОВОДСТВА ВНЕКЛАССНЫМ ЧТЕНИЕМ

А. В. Реут

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс развития литературных бесед как одной из внеурочных форм руководства внеклассным чтением учащихся в первой половине XIX в. На основе исторических очерков и записок гимназий, нормативных документов, произведений мемуарной литературы (воспоминаний участников бесед) описана методика организации этих внеурочных занятий, показано, как с течением времени менялись их цели и содержание. Автор дает оценку литературным беседам с позиций современной методики формирования читателей-школьников и раскрывает актуальность и значимость рассмотрения данной организационной формы для развития методической науки.

Ключевые слова: литературные беседы, литературные чтения, читательские беседы, внеклассное чтение, руководство чтением, читательская самостоятельность, внеурочные формы работы.

LITERARY CONVERSATIONS IN RUSSIAN SCHOOLS OF THE FIRST HALF OF THE 19th CENTURY AS AN EXTRACURRICULAR READING GUIDANCE METHOD

A. V. Reut

Abstract. The article examines the process of development of the literary conversations as one of the extracurricular forms of extra reading guidance in the first half of the 19th century. It describes a method of organization of these extracurricular lessons and shows how their objectives and content have changed over time on the basis of historical feature, articles of Russian gymnasiums, regulatory documents, memoirs of the participants in the conversations. The author assesses the literary conversations from the standpoint of modern methods of readers' formation and reveals the relevance and value of the consideration of these extracurricular activities for the development of methodical science.

Keywords: literary conversations, literary readings, readers' conversations, extracurricular reading, reading guidance, reader's independence, extracurricular activities.

Проблема чтения - одна из самых острых проблем не только современной методики обучения литературе, но и смежных научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии. Вопрос «Как обучать чтению?» звучит особенно актуально в свете изменения социокультурной ситуации, разработки новой концепции и модели детского чтения. Современные исследователи отвечают на этот вопрос по-разному, но большинство сходится в одном: «умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте», это «качество человека,

которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения» [1].

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. было предпринято осмысление детского чтения с позиций дея-тельностного подхода (работы Е. В. Карсало-вой [2], Ю. П. Мелентьевой [3], Н. Н. Светлов-ской [4] и др.), введены понятия «читательская самостоятельность», «тип правильной читательской деятельности», «квалифицированный читатель». Н. Н. Светловской сформулированы основные законы формирования читателя - «закон знания книг», «закон деятельност-

ного формирования читательской культуры», «закон провоцирования обучением нежелания читать» [5]. При этом педагогическое руководство чтением и формирование читательской самостоятельности понимается «как две стороны единого процесса дифференцированного и непрерывного литературного образования» [6, с. 9]. Одним из звеньев этого процесса является внеклассное чтение, под которым подразумевается «педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями» [7]. С точки зрения Т. Д. Полозовой, «внеклассное чтение - система активной разнообразной творческой внешкольной деятельности», основанной на «живом личном интересе» учащихся [8, с. 7].

Сам термин «внеклассное чтение» был предложен в 1886 г. московским педагогом В. П. Шереметевским, который понимал под ним самостоятельное чтение учащихся, идущее параллельно с чтением классным, причем классное «должно служить образчиком» для внеклассного [9, с. 73]. Однако система педагогической организации детского чтения начала формироваться гораздо раньше - в конце

XVIII - начале XIX в. По нашему мнению, важную роль в этом процессе сыграли литературные беседы, проводившиеся в отечественных школах в XIX - начале XX в. и ставшие уникальным явлением в системе образования того времени. В данной статье мы рассмотрим процесс развития литературных бесед как одной из внеурочных форм руководства внеклассным чтением учащихся в первой половине

XIX в., проследим, как менялся взгляд устроителей бесед на проблему самостоятельного чтения и как в соответствии с этим менялась методика их организации, какие использовались приемы руководства самостоятельным чтением и его стимулирования. Обращение к опыту литературных бесед с этой методологической позиции, с одной стороны, обогатит современную методику руководства чтением школьников, а с другой - позволит приблизиться к раскрытию сущности рассматриваемого педагогического явления.

Источниками исследования стали: исторические очерки, записки гимназий трех наибо-

лее крупных учебных округов, в которых проводились литературные беседы (Санкт-Петербургский, Московский, Казанский); нормативные документы (учебные планы, программы, правила, наставления преподавателям и т. п.) Министерства народного просвещения и указанных учебных округов; мемуарная литература (воспоминания участников литературных бесед).

В начале XIX в., когда самого понятия «внеклассное чтение» еще не существовало, не было ни социологии, ни психологии чтения, система педагогической организации детского чтения формировалась эмпирически. Цели самостоятельного чтения учащихся связывались, в первую очередь, с углубленным изучением школьной программы, расширением круга предметных знаний.

Одна из первых попыток ввести контроль за внеклассным чтением воспитанников была предпринята в Московском университетском благородном пансионе. В 1819 г. новый устав этого учебного заведения санкционировал литературные собрания пансионеров, которые в современной истории методики считаются прообразом появившихся позже литературных бесед [10, с. 49]. На этих собраниях воспитанникам предписывалось, помимо чтения научных статей, разборов «отличнейших отечественных» литературных произведений и собственных сочинений, отдавать друг другу «отчет в еженедельном чтении своем» [11, с. 140].

Примерно в это же время - в начале 20-х гг. XIX в. в Пензенской гимназии Казанского учебного округа учреждаются христианские и литературные беседы. Целью их называется «учебно-нравственная» польза христианам [12, с. 27], а предметами чтений являются жития святых, речи знаменитых проповедников, разборы песнопений, переложения псалмов в стихи новейшими писателями и т. п. [13, с. 100]. В одной из гимназий Московского округа (Владимирской) директором Д. И. Дмитревским организуются нравственно-литературные беседы в 1823-1828 гг. Здесь под руководством учителя словесности читаются прозаические и стихотворные произведения классических отечественных и зарубежных авторов, духовно-нравственные труды, а также собственные сочинения учащихся. Важным отличием этих бе-

сед от бесед в Пензенской гимназии является их целевая установка - они проводились не только для ознакомления учеников с истинами религии, но и для «усовершенствования способностей и вкуса в российской и иностранной литературе» [14, с. 130].

Похожую учебно-воспитательную цель преследовал и педагог И. А. Гаретовский, работавший в Рязанской гимназии во время обучения там выдающегося методиста А. Д. Галахова (начало 1820-х гг.). Учитель-словесник прилагал усилия, направленные на расширение круга чтения воспитанников, устраивая литературные чтения, на которых декламировались в том числе «нововышедшие» произведения [10, с. 153]. Позже, в 1830-1840-х гг., похожую форму внеурочной работы применял сам А. Д. Га-лахов, организуя в Николаевском сиротском доме совместно с П. Н. Кудрявцевым класс чтения. Развитие литературного вкуса воспитанниц называлось одной из важнейших целей этих чтений, а предметом их становились произведения новейших отечественных авторов (Пушкина, Лермонтова, Гоголя) [10, с. 158].

В упомянутой выше Пензенской гимназии «литературный» характер беседы приобретают к началу 1840-х гг. Так, учитель словесности Васильев еще до официального введения литературных бесед в Казанском учебном округе поднимает вопрос об их устройстве для развития «любознательности (учащихся) к произведениям отечественной словесности» [12, с. 100-101]. По мысли педагога, на этих «литературных вечерах» должны были читаться и разбираться ученические сочинения.

Систематическое введение литературных бесед в практику гимназий связано с именем М. Н. Мусина-Пушкина, который занимал должность попечителя Казанского (1828-1845), а затем Санкт-Петербургского (1845-1856) учебного округа. В Казанском округе беседы были введены циркуляром от 2 ноября 1844 г. в «постоянной заботливости об усилении успехов» в изучении отечественного языка и словесности и «желая возбудить соревнование между воспитанниками гимназии». На них ученики должны были «поочередно читать свои сочинения, сообщать взаимно друг другу свои замечания и пользоваться указаниями наставника» [12, с. 101-102; 15, с. 335-336; 16, с. 138]. Руководил

беседой учитель русской словесности. Ход обсуждения педагог 2-й Казанской гимназии А. Камков описывает следующим образом: «Ученик читает свое сочинение, потом другие возражают ему; он защищает свои мнения, наконец, преподаватель словесности произносит окончательное суждение. После этого сочинение с замечаниями учеников и наставника препровождается на рассмотрение попечителя» [16, с. 138]. Темы, отмечает педагог, формулировались учителями или избирались воспитанниками самостоятельно.

В исследованных нами исторических очерках и записках различных гимназий имеются некоторые сведения о темах сочинений, разбиравшихся на литературных беседах (особенно лучших), а также краткие отзывы профессоров и адъюнктов Казанского университета (К. К. Фойгта, В. Сбоева, Н. Н. Булича) как о самих беседах, так и о работах, читавшихся на них [12, с. 114; 15, с. 430; 16, с. 138; 17, с. 40; 18, с. 110-111; 19, с. 247-254].

Темы сочинений носили в основном литературный или исторический характер. Например, «Характеристика литературных произведений Гейне», «Лев в баснях Крылова», «Ломоносов как поэт» [18, с. 110-111], «История русской грамматики», «Разбор сочинений Жуковского» [17, с. 40]. Встречались темы, не связанные со школьной программой: «Современные русские комики: Островский» (уже в 1852 г.) [19, с. 252], «О значении в литературе произведений Тургенева» (в 1862 г.) [19, с. 254]. Рецензенты, рассматривавшие сочинения, особое внимание обращали на то, какими источниками пользовались учащиеся, на уровень их начитанности: «мысли, заимствованные автором у Давыдова, хорошо им усвоены»; «о предмете своем автор читал довольно, и видно, что это чтение, переработанное его собственным размышлением, пошло ему на пользу» [18, с. 111]; «не видно, что составитель пользовался чем-нибудь, кроме учебника» [19, с. 247]; «видно, что автор знает свой предмет, с любовью занимается словесностью и владеет прекрасною начитанностью» [20].

О большом количестве источников, используемых учащимися при написании сочинений, о круге их чтения можно судить по отзыву на сочинение 1850 г. Ильи Ульянова (отца В. И. Ле-

нина) «О сатирическом направлении в русской литературе» адъюнкта Казанского университета В. Сбоева. Он указывает произведения, на основе которых была написана работа гимназиста: древние русские сказки, «Слово Даниила Заточника», сатиры Сумарокова и Державина, сочинения Кантемира и «замечательнейших (но далеко не всех) писателей от Фонвизина до Гоголя» - и заключает, что «автор не до конца исчерпал свой предмет» [21].

В 1-й Казанской гимназии параллельно с литературными беседами в 1850 г. были назначены в свободное послеобеденное время «особые уроки для чтения образцовых произведений» [15, с. 380]. Профессор Казанского университета Я. С. Степанов, обучавшийся в Вятской гимназии в 1844-1849 гг., в своих воспоминаниях сетовал на то, что «времени свободного было достаточно, а читать было нечего» [18, с. 78 (Прил.)], поэтому литературные беседы «очень нравились ученикам и охотно посещались ими», но прекратились после того, как один из учеников прочитал на них сочинение о К. А. Гельвеции [18, с. 79 (Прил.)].

А. Камков в «Записке о темах для литературных бесед» (1858) высказывал мнение о том, что лучшими темами для беседных сочинений являются разборы произведений русской литературы, «как более доступные» гимназистам. На примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» педагог описал то, как учащиеся должны готовиться к литературным беседам. Воспитанник, по его мнению, обязан не только «со вниманием просмотреть сами произведения Фонвизина», но и прочитать «различные рецензии и разборы этих сочинений», а также поближе познакомиться с «жизнью тогдашнего русского общества» [16, с. 140].

Однако к середине 1850-х гг. литературные беседы пришли в упадок во многих гимназиях Казанского округа. Об этом, например, прямо написано в «Историческом очерке 1-й Пензенской гимназии» [12, с. 119]. В. Ф. Чертов уточняет, что кризис литературных бесед «почти все исследователи связывают с тем, что они стали фактически обязательными, были включены в программы и превратились в скучные официальные мероприятия» [10, с. 157].

С другой стороны, в некоторых гимназиях, например в Астраханской, беседы не только

продолжили свое существование, но и стали одним из главных стимулов для внеклассного чтения учеников. Директор А. Б. Петерман в отчете за 1861 г. писал: «Ученики привыкают довольствоваться одним только приготовлением уроков и редко, редко читают книги, рекомендованные учителем словесности, да и то настолько, насколько это необходимо как источник для сочинения на литературную беседу» [19, с. 238]. Отметим, что и в Астраханской гимназии нет никаких сведений о проведении бесед с середины 1860-х до середины 1870-х гг.

В 1840-1850-х гг. литературные беседы параллельно проводились и в Санкт-Петербургском учебном округе, попечителем которого с февраля 1845 гг. стал упоминавшийся выше М. Н. Мусин-Пушкин. Уже в ноябре того же года им были утверждены правила для проведения этих внеклассных занятий. Методика организации бесед и их целевая направленность («усиление успехов в русской словесности и возбуждение по сему предмету соревнования») были примерно такие же, как и в Казанском округе, но сам текст правил содержал важные дополнения, касающиеся выбора тем для сочинений. Роль преподавателя при их назначении сводилась к тому, чтобы дать «здоровую пищу мыслительной силе ученика указанием на материалы темы; усвоить же эту пищу и переварить ее должен сам воспитанник, чтобы самому воспользоваться ее питательными соками» [22, с. 94 (Прил.)]. Указывалось, что особенно полезными для воспитанников являются темы по русской истории и истории русской литературы, однако могут задаваться или выбираться темы и по другим предметам, главное, чтобы они соответствовали возрасту и способностям ученика. Гимназистам при подготовке сочинений по истории предписывалось использовать акты археографической комиссии, летописи, а по истории русской литературы - не ограничиваться «коротенькими отзывами учебников» [22, с. 94-95 (Прил.)].

В исторических очерках и записках санкт-петербургских гимназий приводятся темы сочинений, читавшихся на литературных беседах, большая их часть действительно относилась «к русскому быту и древностям, к русской истории и словесности». Сочинения, относящиеся к предмету словесности, часто связывались с

разборами произведения конкретного автора (или нескольких произведений): «Гомер и его творения» [23, с. 70], «Баратынский и его стихотворения», «Разбор «Водопада» Державина» [24, с. 188]. Иногда темы носили сравнительный характер (Сравнение баллады Жуковского «Кубок» с балладою Шиллера «Der Taucher» [23, с. 71]), реже - метапредметный («Разбор трагедии Озерова «Дмитрий Донской» на основании истории Карамзина» [23, с. 70]).

Известный критик А. М. Скабичевский оставил воспоминания о литературных беседах, проводившихся в Санкт-Петербургской Ларин-ской гимназии в середине 1850-х гг., и об учителе Н. П. Корелкине, который умел «и задавать темы по своему предмету, и помогать разрабатывать их, и направлять прения на диспутах». Скабичевский отмечает, что один раз в год среди всех представленных попечителю сочинений выбирались два-три лучших, отзывы о которых печатались в «Журнале Министерства народного просвещения», «это придавало беседам характер своего рода олимпийских игр. Ученики очень охотно посещали их, и ни один воспитанник, мало-мальски владевший пером, не упускал случая вступить в состязание» [25]. Исходя из этого, можно судить о том, насколько достигались заявленные в правилах цели введения бесед.

В 1852 г. к литературным беседам, проводившимся в Санкт-Петербургском округе, добавились читательские («читательные») беседы, которые организовывались в соответствии с параграфом 32 «Наставления преподавателям русского языка и словесности в гимназиях Санкт-Петербургского округа», составленного И. И. Срезневским. На них должны были читаться воспитанниками «избранные статьи из первоклассных авторов» [22, с. 150], «статьи исторические, путешествия и т. п., но отнюдь не журнальные повести и романы» [22, с. 104 (Прил.)]. По мнению преподавателя Санкт-Петербургской 5-й гимназии К. А. Иванова, именно §32 «Наставления» имел особое значение на практике [23, с. 59]. Основная цель внедрения читательских бесед формулировалась в нем как «поощрение учеников к успехам в словесности и приохочивание их к чтению» [22, с. 103 (Прил.)]. В специальном дополнении к этому документу подробно описывалась ме-

тодика организации данной формы внеурочной работы.

Читательские беседы разделялись на постоянные и случайные (проводились под руководством инспектора, если кто-нибудь из учителей не являлся на урок). Устройством постоянных изначально должны были заниматься учителя русского языка и словесности, географии и истории, а с 1853 г. - и преподаватели других предметов. Педагогам-словесникам предписывалось назначать для чтения «отрывки из образцовых писателей и сочинений по части теории и критики» [22, с. 105 (Прил.)]. Главным требованием для статей по другим предметам являлось их содержание, а не «изящество изложения», при этом все равно преследовалась «двоякая цель»: с одной стороны, «содействовать воспитанникам к успешному изучению русского языка», а с другой - расширить знания по самому предмету [24, с. 292]. В документе особо указывалось на то, что назначение статей «должно быть сообразно с возрастом и познаниями учеников». Статьи читали вслух сами гимназисты, «оказавшие успехи в изучении» «в знак поощрения их старательности». Ученики, назначенные чтецами, должны были подготовиться не только к выразительному чтению отрывка, но и «узнать некоторые подробности о писателе и сочинении», чтобы быть в состоянии «объяснить в нем все, что не совсем общепонятно и общеизвестно» [22, с. 105 (Прил.)]. Отчеты о проведении читательских бесед предоставлялись попечителю каждое полугодие.

В некоторых гимназиях округа подобные беседы проводились очень часто. Например, в Санкт-Петербургской 5-й гимназии количество их достигало 290 за полгода [23, с. 60], для сравнения - в Ларинской гимназии за второе полугодие 1852-1853 учебного года была проведена 31 беседа [26, с. 28]. Главным организатором читательских бесед в Санкт-Петербургской 1-й гимназии был выдающийся педагог-словесник В. И. Водовозов, который связывал их с классным изучением предмета. Так, в 5-м классе к числу важнейших практических упражнений на уроках относились пересказы статей, прочитанных во время бесед, а в 6-м классе - сочинения на темы, «заимствованные» из них [24, с. 290]. В первых трех классах читались статьи из «Журна-

ла для детей» Чистякова, «Живописного сборника» Плюшара, «Робинзона», «Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений», «Хрестоматии» Галахова, а также некоторые басни Крылова и отрывки из Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Карамзина и др. [24, с. 291]. В 5-м классе для чтения выбирались преимущественно критические статьи, в 6-м классе - произведения зарубежной литературы, в 7-м классе - сочинения древних и новейших отечественных писателей [24, с. 291-292].

Литературные и читательские беседы перестали проводиться в Санкт-Петербургском учебном округе к 1857 г., что связывается с уходом М. Н. Мусина-Пушкина с поста попечителя [26, с. 20].

Наше исследование подтверждает мнение Е. В. Гетманской о том, что именно «с приходом в гимназию литературных бесед... начала складываться отечественная методика внеклассных занятий литературой» [27, с. 31]. Во многих отечественных учебных заведениях в первой половине XIX в. литературные беседы были единственным педагогическим инструментом организации самостоятельного чтения учащихся. Цели этих занятий связывались с расширением их читательского кругозора, привитием любви к книге и к отечественной литературе, с развитием читательских интересов и читательской культуры.

В 1820-1830-е гг. литературные чтения и беседы были нацелены, прежде всего, на формирование у гимназистов «уровня читательских чувств, оценочных ориентаций» (И. С. Збар-ский), под которым в современной методике преподавания литературы подразумевается «способность к оценке произведений» [28, с. 76]. В 1840-1850-е гг. эта направленность смещается в сторону двух других компонентов читательской культуры - уровня литературной эрудиции («знание книг») и уровня читательского поведения (умение работать с книгами). Гимназисты не только знакомились с лучшими образцами отечественной и зарубежной литературы, но и учились работать с научными статьями, писать рефераты и на их основе создавать собственные исследовательские работы. Круг чтения учащихся при подготовке к беседам выходил далеко за пределы художественных произведений. Как отмечает Т. Е. Беньковская, эти

внеклассные занятия позволяли преподавателям знакомить воспитанников с работами В. Г. Белинского, Д. И. Писарева, А. В. Дружинина, П. В. Анненкова, В. П. Боткина и других критиков [29, с. 10].

Педагогами, занимавшимися устройством литературных бесед в первой половины XIX в., были осмыслены почти все основные цели современной методики формирования читателей-школьников (в том числе «приоохочива-ние» к чтению, развитие читательской самостоятельности), а также предприняты попытки реализации ведущего педагогического принципа - учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Однако не соблюдалось одно из главных требований организации внеурочных форм работы с учениками - индивидуальное желание ребенка, что, возможно, и стало причиной вытеснения литературных бесед за пределы системы гимназического образования к началу 1860-х гг. И все же литературные беседы первой половины XIX в., несомненно, сыграли важную роль в развитии отечественной методики руководства чтением.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковалева, Г. С. Новый взгляд на грамотность: По результатам международного исследования РКА-2000 [Электронный ресурс] / Г. С. Ковалева, Э. А. Красновский // Русский язык. - 2005. - № 14. - Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID= 200501401 (дата обращения: 06.05.2016).

2. Карсалова, Е. В. Методические основы руководства читательской деятельностью школьников на уроках литературы в средних и старших классах [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Карсалова. - Ярославль, 1991. - 533 с.

3. Мелентьева, Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность [Текст] / Ю. П. Мелентьева. - М.: Наука, 2010. - 180 с.

4. Светловская, Н. Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности [Текст] / Н. Н. Свет-ловская. - М.: № Магистр, 1993. - 180 с.

5. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Электронный ресурс] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18. - Режим досту-

па: http://pedlib.ru/Books/1/0032/1_0032-1. shtml (дата обращения: 06.05.2016).

6. Збарский, И. С. Системное руководство чтением и формирование читательской самостоятельности учащихся средней школы: теоретические основы и практика [Текст]: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. С. Збарский. - М., 1993. - 56 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] / гл. ред. В. Г. Панов.

- М.: Большая Рос. энцикл., 1993-1999. -Режим доступа: http://pedagogicheskaya. academic.ru/816 (дата обращения: 06.05. 2016).

8. Полозова, Т. Д. Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся [Текст]: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 / Т. Д. Полозова. - М., 2000. - 82 с.

9. Шереметевский, В. П. Статьи по методике начального преподавания русского языка [Текст]: Пособие для 8 кл. жен. гимназий / В. П. Шереметевский; Под ред. [и с пре-дисл.] В. В. Каллаша. - М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1910. - VIII, 267 с.

10. Чертов, В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе [Текст] / В. Ф. Чертов. -2-е изд., доп. - М.: Прометей, 2013. - 248 с.

11. Рождественский, С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802-1902 [Текст] / сост. С. В. Рождественский. - СПб.: М-во нар. просвещения, 1902. - II, 785 с.

12. Зеленецкий, П. П. Исторический очерк Пензенской 1-й гимназии с 1804 по 1871 г. [Текст] / сост. инспектор Пенз. гимназии П. П. Зеленецкий. - Пенза: Пенз. губ. стат. ком., 1889. - 224 с.

13. Алешинцев, И. А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век) [Текст] / И. Алешинцев. - СПб.: Изд. О. Богдановой, 1912. - IX, 346, VI с.

14. Страхов, П. Н. Исторический очерк Владимирской губернской гимназии [Текст]: Вып. 1 / сост. преп. Гимназии П. Страховым.

- Владимир-на-Клязьме: Типо-лит. Губ. зем. управы, 1891. - 214 с.

15. Владимиров, В. В. Историческая записка о 1-й Казанской гимназии [Текст] / сост. В. Владимиров. Ч. 1-3. - Казань: Унив. тип., 18671868. - 4 т.; Ч. 3. - 1868. - 249-517, 36, 36 с.

16. Камков, А. А. О ходе преподавания русской словесности во 2-й Казанской гимназии в первое двадцатипятилетие ее существования, с 1835 по 1860 год [Текст] / А. А. Камков // Журн. М-ва нар. просвещения. Часть неофициальная. - 1861. - Май. - Ч. СХ. -С.128-142.

17. Агринский, А. С. Симбирская гимназия (1809-1909 г.) [Текст]: Ист. записка / сост. преп. А. С. Агринский. - Симбирск: Типо-лит. А. Т. Токарева, 1909. - 146, 19 с.

18. Васильев, М. Г. История Вятской гимназии за сто лет ее существования [Текст] / По поручению Пед. сов[ета] сост. преп. Гимназии М. Г. Васильев. - Вятка : Губ. тип., 1911. -IV, 371, 131 с.

19. Остроумов, Т. Исторический очерк Астраханской 1-й мужской гимназии за время с 1806 по 1914 год [Текст] / Т. Остроумов. -Астрахань: Типо-лит. Окур, Апресянц и Ви[...], 1914. - 846 с.

20. Роткович, Я. А. Вопросы преподавания литературы: историко-методические очерки [Электронный ресурс] / Я. А. Роткович. - М.: Гос. учеб.-пед. изд-во МП РСФСР, 1959. -Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ raznHt/prepodavaшe03.html (дата обращения: 06.05.2016).

21. Марков, А. С. Ульяновы в Астрахани [Электронный ресурс] / А. С. Марков // Политическое просвещение. - 2010. - № 6 (59). - Режим доступа: http://www.politpros.com/ journal/read/?ID=40&joumal=39 (дата обращения: 06.05.2016).

22. Воронов, А. С. Историческо-статистическое обозрение учебных заведений С. Петербургского учебного округа с 1829 по 1853 год, составленное по поручению попечителя С. Петербургского учебного округа тайного советника М. Н. Мусина-Пушкина А. Вороновым, директором училищ С. Петербургской губернии [Текст] / А. С. Воронов. - СПб: тип. Я. Трея, 1854. - XII, 438, 121 с.

23. Иванов, К. А. Пятидесятилетие С.-Петербургской пятой гимназии. 1845-1895 [Текст] / сост. по поруч. Пед. сов. К. А. Иванов. -СПб.: Тип. т-ва «Обществ. польза», 1896. -[8], 234, 70, 82 с.

24. Соловьев, Д. Н. Пятидесятилетие С.-Петербургской Первой гимназии, 1830-1880

[Текст]: Ист. записка / сост. по поручению Пед. совета Д. Н. Соловьевым. - СПб.: Тип. Второго отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1880. - VIII, 424 с.

25. Скабичевский, А. М. Из воспоминаний о пережитом [Электронный ресурс] / А. М. Скабичевский. - Режим доступа: http://dugward. ru/library/zolot/skabichevs-kiy_vosp.html (дата обращения: 06.05.2016).

26. Пятидесятилетие С.-Петербургской Ларин-ской гимназии. 1836-1886 [Текст]: [Ист. очерк]. - СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1886. - [6], 64, 80, 20 с.

27. Гетманская, Е. В. Словесность в средней и высшей школе: традиции преемственности: Историко-методический очерк [Текст]: мо-ногр. / Е. В. Гетманская. - М.: Прометей, 2013. - 124 с.

28. Технологии и методики обучения литературе [Текст]: учеб. пособие для бакалавров / [В. А. Коханова и др.]; под ред. В. А. Кохано-вой. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 247 с.

29. Беньковская, Т. Е. Испытаны временем: Литературные беседы как форма внеклассной работы по литературе: 1840-1910-е годы [Текст] / Т. Е. Беньковская // Проблемы изучения художественного произведения в школе и вузе: сб. науч. ст. / отв. ред. А. Г. Прокофьева. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. -С. 7-18.

REFERENCES

1. Kovaleva G. S., Krasnovskiy E. A. Novyy vzg-lyad na gramotnost: Po rezultatam mezhdun-arodnogo issledovaniya PISA-2000. Russkiy yazyk. 2005, No. 14. Available at: http:// rus.1september.ru/article.php?ID=200501401 (accessed: 06.05.2016).

2. Karsalova E. V. Metodicheskie osnovy ruko-vodstva chitatelskoy deyatelnostyu shkolnikov na urokakh literatury v srednikh i starshikh kl-assakh. ScD Dissertation (Education). Yaroslavl, 1991. 533 p.

3. Melentyeva Yu. P. Chtenie: yavlenie, protsess, deyatelnost. Moscow: Nauka, 2010. 180 p.

4. Svetlovskaya N. N. Osnovy nauki o chitatele: teoriya formirovaniya tipa pravilnoy chitatelskoy deyatelnosti. Moscow: NB Magistr, 1993. 180 p.

5. Svetlovskaya N. N. Obuchenie chteniyu i zako-ny formirovaniya chitatelya. Nachalnaya shko-

la. 2003, No. 1, pp. 11-18. Available at: http:// pedlib.ru/Books/1/0032/1_0032-1.shtml (accessed: 06.05.2016).

6. Zbarskiy I. S. Sistemnoe rukovodstvo chteniem i formirovanie chitatelskoy samostoyatelnosti uchashchikhsya sredney shkoly: teoreticheskie osnovy i praktika. Extended abstract of ScD Dissertation (Education). Moscow, 1993. 56 p.

7. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya. Moscow: Bolshaya Ros. entsikl., 1993-1999. -Available at: http://pedagogicheskaya.academ-ic.ru/816 (accessed: 06.05.2016).

8. Polozova T. D. Vneklassnoe chtenie kak tvorcheskaya deyatelnost uchashchikhsya. Extended abstract of ScD Dissertation (Education). Moscow, 2000. 82 p.

9. Sheremetevskiy V. P. Statyi po metodike nachal-nogo prepodavaniya russkogo yazyka. Posobie dlya 8 kl. zhen. gimnaziy. Moscow: Tip. t-va I. D. Sytina, 1910. VIII, 267 p.

10. Chertov V. F. Russkaya slovesnost v dorevolyut-sionnoy shkole. M.: Prometey, 2013. 248 p.

11. Rozhdestvenskiy S. V. Istoricheskiy obzor deyatelnosti Ministerstva narodnogo prosvesh-cheniya: 1802-1902. St. Petersburg: M-vo nar. prosveshcheniya, 1902. II, 785 p.

12. Zelenetskiy P. P. Istoricheskiy ocherk Penzens-koy 1-y gimnazii s 1804po 1871 g. Penza: Penz. gub. stat. kom., 1889. 224 p.

13. Aleshintsev I. A. Istoriya gimnazicheskogo ob-razovaniya v Rossii (XVIII i XIX vek). St. Petersburg: Izd. O. Bogdanovoy, 1912. IX, 346, VI p.

14. Strakhov P. N. Istoricheskiy ocherk Vladimirskoy gubernskoy gimnazii. Iss. 1. Vladimir-on-Kly-azma: Tipo-lit. Gub. zem. upravy, 1891. 214 p.

15. Vladimirov V. V. Istoricheskaya zapiska o 1-y Kazanskoy gimnazii. Part. 1-3. Kazan: Univ. tip., 1867-1868. Vol. 4; Iss. 3. 1868. Pp. 249517.

16. Kamkov A. A. O khode prepodavaniya russkoy slovesnosti vo 2-y Kazanskoy gimnazii v per-voe dvadtsatipyatiletie ee sushchestvovaniya, s 1835 po 1860 god. Zhurn. M-va nar. prosveshcheniya. Chast neofitsialnaya. 1861, May, Part CX, pp. 128-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Agrinskiy A. S. Simbirskaya gimnaziya (18091909): Ist. zapiska. Simbirsk: Tipo-lit. A. T. To-kareva, 1909. 146, 19 p.

18. Vasilyev M. G. Istoriya Vyatskoy gimnazii za

sto let ee sushchestvovaniya. Vyatka: Gub. tip., 1911. IV, 371, 131 p.

19. Ostroumov T. Istoricheskiy ocherk Astrakhans -koy 1-y muzhskoy gimnazii za vremya s 1806po 1914 god. Astrakhan: Tipo-lit. Okur, Apresy-ants i Vi[...], 1914. 846 p.

20. Rotkovich Ya. A. Voprosy prepodavaniya liter-atury: istoriko-metodicheskie ocherki. Moscow: Gos. ucheb.-ped. izd-vo MP RSFSR, 1959. Available at: http://www.detskiysad.ru/raznlit/ prepodavanie03.html (accessed: 06.05.2016).

21. Markov A. S. Ulyanovy v Astrakhani. Politi-cheskoe prosveshchenie. 2010, No. 6 (59). Available at: http://www.politpros.com/journal/ read/?ID=40&journal=39 (accessed: 06.05.2016).

22. Voronov A. S. Istorichesko-statisticheskoe obozrenie uchebnykh zavedeniy S. Peterburgsk-ogo uchebnogo okruga s 1829 po 1853 god, sostavlennoe po porucheniyu popechitelya S. Peterburgskogo uchebnogo okruga taynogo sovetnika M. N. Musina-Pushkina A. Vo-ronovym, direktorom uchilishch S. Peterburgs-koy gubernii. St. Petersburg: Tip. Ya. Treya, 1854. XII, 438, 121 p.

23. Ivanov K. A. Pyatidesyatiletie S.-Peterburgskoy pyatoy gimnazii. 1845-1895. St. Petersburg:

Tip. t-va "Obshchestv. Polza", 1896. [8], 234, 70, 82 p.

24. Solovyev D. N. Pyatidesyatiletie S.-Peterburgs-koy Pervoy gimnazii, 1830-1880: Ist. zapiska. St. Petersburg: Tip. Vtorogo otd-niya Sobstv. e. i. v. kantselyarii, 1880. VIII, 424 p.

25. Skabichevskiy A. M. Iz vospominaniy o perezhitom. Available at: http://dugward.ru/library/zolot/skabi-chevs-kiy_vosp.html (accessed: 06.05.2016).

26. Pyatidesyatiletie S.-Peterburgskoy Larinskoy gimnazii. 1836-1886. St. Petersburg: Tip. M. M. Stasyulevicha, 1886. [6], 64, 80, 20 p.

27. Getmanskaya, E. V. Slovesnost v sredney i vys-shey shkole: traditsii preemstvennosti: Istoriko-metodicheskiy ocherk: monogr. Moscow: Prom-etey, 2013. 124 p.

28. Kokhanova V. A. Tekhnologii i metodiki obu-cheniya literature: ucheb. posobie dlya bakala-vrov. Moscow: Flinta: Nauka, 2011. 247 p.

29. Benkovskaya T. E. Ispytany vremenem: Liter-aturnye besedy kak forma vneklassnoy raboty po literature: 1840-1910-e gody. In: Prokofye-va A. G. (Ed.) Problemy izucheniya khudozhest-vennogo proizvedeniya v shkole i vuze. Collection of scientific articles. Orenburg: Izd-vo OGPU, 2001. Pp. 7-18.

Реут Александр Владимирович, аспирант кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета e-mail: alex.re@inbox.ru

Reut Aleksandr V., Post-graduate student, Methods of teaching Literature Department, Moscow State University of Education e-mail: alex.re@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.