УДК 372.882
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА:
ОТ ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБЩЕСТВ К ЛИТЕРАТУРНЫМ БЕСЕДАМ
А.В. Реут
Аннотация. Данная статья содержит результаты одного из этапов исследования литературных бесед в российской школе XIX - начала XX в. как педагогического феномена. Автором реконструируется процесс зарождения методики литературных бесед в конце XVIII - 40-х гг. XIX в.; определяются характерные черты этого процесса. Основные источники исследования: различные дореволюционные издания, в том числе исторические очерки и записки отдельных отечественных учебных заведений, мемуарные свидетельства.
Ключевые слова: литературные беседы, литературные общества, литературные собрания, литературные чтения, внеклассная работа по литературе, внеурочные формы работы.
EXTRACURRICULAR WORK IN LITERATURE
IN THE FIRST HALF OF THE 19th CENTURY:
FROM LITERARY SOCIETIES TO LITERARY CONVERSATIONS
A. Reut
Abstract. This article contains the results of the first phase of the study of literary conversations in the Russian school of the 19th - early 20th centuries. It describes the formation process of literary conversations methods in the late 18th century - 40-ies of the 19th century, defines the characteristic features of this process. Sources of this research were various pre-revolutionary publications, including historical feature articles of Russian gymnasiums, memoirs of the participants in the conversations.
Keywords: literary conversations, literary societies, literary readings, extracurricular work in literature, extracurricular activities.
Литературные беседы, утвердившиеся в качестве организационной формы ближе к середине XIX столетия, имеют довольно долгую историю становления, начавшуюся ещё в 1730-х годах открытием в Санкт-Петербургском сухопутном кадетском шляхетном корпусе первого в стране литературного общества, «составленного из учащейся молодежи». Кадеты, среди которых был и А.П. Сумароков, собирались для чтения собственных сочинений и переводов [3, с.5].
Вторым подобным обществом стало устроенное в 1781 году сподвижником и другом Н.И. Новикова И.Г. Шварцем «Собрание университетских питомцев» в Московском университете. Просветитель видел в «Собрании» средство «образования ума и вкуса» [13], нравственного воспитания студентов, приучения их к «правилам благонравия» [20, с.134]. На заседаниях читались и обсуждались литературные опыты членов общества, высказывались мнения о новых книгах, о развитии отечественного языка и словесности, «случались споры». Собрания проходили в непринужденной обстановке («сыпались остроты»), но «благородно и прилично» [21, с.270]. Одним из председателей этого общества
был в 1780-х гг. преподаватель Московского университета А.А. Прокопович-Антонский.
В 1791 году А.А. Прокопович-Антонский становится инспектором Московского университетского благородного пансиона, а в 1799 в этом учебном заведении (по примеру «Собрания университетских питомцев» [19, с.39; 20, с.164]) учреждается литературное общество «Собрание воспитанников Благородного пансиона». Цель собрания, сформулированная в его «Законах», как и у «Собрания питомцев», была, прежде всего, нравственно-воспитательная: «исправление сердца, очищение ума и вообще обрабатывание вкуса» [17, с.94].
Порядок ведения заседаний, строго регламентированный «Законами», также имел сходство с университетским литературным обществом. Здесь читались и «разбирались критически» собственные сочинения и переводы воспитанников, а также «образцовые» отечественные литературные произведения и рецензии на них, в обязательном порядке вёлся протокол заседания [17, с.95].
С успешным опытом Благородного пансиона связана и попытка организации подобного литературного общества при Царскосельском лицее его директором Е.А. Энгельгардтом.
Основные цели создания «Общества лицейских друзей полезного» воспитательные и общеобразовательные: «развить и использовать путем общения и обмена идеями» знания, полученные на уроках; сблизиться и завязать более тесные отношения [7]. Ход и порядок заседания, описанные в уставе, почти не отличаются от подобных в московских литературных обществах. Только собственные сочинения воспитанники должны были представлять преимущественно на иностранных языках.
Параллельно со столичными учебными заведениями попытки разнообразить внеклассные формы работы с воспитанниками предпринимались и в провинции. Так, уже в 60-е - 70-е годы XVIII века в недавно открывшейся Казанской гимназии директором Ю.И. фон Каницем, обучавшимся в 1744 - 51 гг. в Шляхетском кадетском корпусе, устраивались в праздничные дни публичные чтения литературных произведений [4, с.112].
С 1802 г. в той же гимназии директором К.Х. Пекеном вводится ещё одна форма внеклассной работы - ученики по воскресным дням начинают читать с кафедры собственные сочинения как на русском, так и на иностранных языках. Главная цель этих чтений - «оживить... соревнование талантов, поощрить деятельность молодых умов» [5, с.51].
В 1806 году несколько преподавателей Казанской гимназии (в числе которых был выпускник Московского университета 1798 г. Н.М. Ибрагимов) и студентов университета (В.М. Перевощиков, П.С. Кондырев, С.Т. Аксаков и др. [1]), желая «усовершенствовать себя в литературе», организовали «Общество вольных упражнений в российской словесности» для чтения и обсуждения собственных литературных произведений и переводов [18]. В общество мог вступить любой желающий, представивший «некоторые» литературные опыты [14, л.3-4], поэтому литературное общество в Казани хотя и было создано по инициативе учителей гимназии, всё же вряд ли может быть названо одной из учебных форм.
Однако нельзя не отметить роль этой организации в развитии методики внеклассной работы по литературе в казанских учебных заведениях. Например, один из основателей общества В.М. Перевощиков, преподававший с 1806 г. в Пензенской гимназии, а в 1809 г. переведенный в Казанский университет, почти сразу по прибытии в Казань решил по «добровольному пожертвованию» устраивать со студентами «беседы», «желая по мере способностей и сил споспешествовать успехам
[их] в российской словесности». На беседах предполагалось рассматривать и обсуждать, «замечая недостатки», сочинения студентов и выполненные ими переводы [9, с.245].
В 1821 г. в практику Пензенской гимназии входят «литературные и христианские беседы» с целью «доставить ученикам. занятия приятные и полезные в часы, свободные от учения». Их устроителем стал директор гимназии, известный русский писатель И.И. Лажечников.
Христианские и литературные беседы предполагалось проводить еженедельно, но попеременно (на одной неделе - христианские, на другой - литературные). На христианских беседах должны были читаться жития святых, речи знаменитых проповедников, псалмы и т.п.; на литературных - произведения отечественной и зарубежной литературы, а также собственные сочинения и переводы учащихся и посетителей. Руководили «упражнениями любителей чтения» учитель словесности и директор гимназии. Основные участники бесед - ученики двух старших классов - 3-го и 4-го. Один из учеников должен был вести «записку занятиям» [10, с.254-255].
Очевидно, что И.И. Лажечников намеревался устроить в гимназии, им руководимой, нечто подобное литературному обществу, а утверждение этого проекта попечителем М.Л. Магницким 9 сентября 1821 года произошло, скорее всего, во многом благодаря названию «христианские беседы».
Проект И.И. Лажечникова не остался не замеченным современниками - педагогами других учебных заведений. Так, в одной из гимназий Московского округа (Владимирской) директором Д.И. Дмитревским в 1823 - 1828 годах организуются «нравственно-литературные» беседы. Правила для проведения этих бесед очень похожи на правила, разработанные в Пензе, и по сути представляют собой краткое и несколько отредактированное переложение проекта И.И. Лажечникова, однако важным их отличием является литературоцентричная целевая установка: «доставить в свободное от учения время полезные упражнения к
усовершенствованию способностей и вкуса в российской и иностранной литературе» [16, с.130].
На описанные занятия очень похожи и беседы, проводившиеся в 1830-х годах в Нежинском лицее. Эти беседы, учрежденные директором Х.А. Экебладом, проходили один-два раза в месяц и состояли в чтении сочинений, написанных студентами лицея и учениками гимназии на темы, заданные преподавателями. Оппоненты, назначавшиеся заранее, и другие
присутствовавшие высказывали критические замечания на прочитанную работу; ход обсуждения заносился в протокол [6, с. 115].
В конце 1830-х - начале 1840-х гг. в Воронежской губернской гимназии применялась форма занятий, тоже близкая литературным беседам. Известный собиратель фольклора А.Н. Афанасьев в своих воспоминаниях пишет об устраивающихся там чтениях отобранных письменных работ учеников в присутствии «всей гимназии», включая педагогов и директора. Мемуарист рассказывает о том, что в какой-то момент эти занятия превратились в профанацию. Учитель, устав от проверки сочинений гимназистов, стал давать ученикам «какие-то стихи и прозаические статьи», заставляя читать их на «литературных беседах» под видом собственных работ. Все эти сочинения, прочитанные, но не написанные воспитанниками, заносились в особую книгу [11].
С 1836 г. в 1 -й Киевской гимназии устраиваются «особые собрания для упражнения в русской словесности». Эти «особые собрания» должны были принять вид заседаний ученического литературного общества, хотя, согласно правилам, разработанным для их проведения, употребление самих слов «общества, члены, председатель, секретарь» «строжайше» запрещалось как «детское подражание, дающее вид забавы серьезному и благонамеренному занятию в русской словесности» [15, стб. 107].
Каждый ученик, принятый в общество, должен был каждые три недели представлять не менее одного сочинения или перевода, а все письменные работы в обязательном порядке сначала просматривались директором. Сам ход заседаний в соответствии с правилами регламентировался гораздо строже и прямолинейней подобных же заседаний в Благородном пансионе: «В собраниях как частных, так и общих, не должно быть ничего говорено и писано, кроме относящегося к занятиям» [15, стб.107].
Помимо этих собраний, в той же гимназии в 1835 г. вводятся чтения произведений современных отечественных писателей, которые официально одобряются постановлением Училищного комитета Киевского университета для «усовершенствования учеников высших классов в русской словесности». Чтения русских сочинений назначались раз в неделю в послеобеденное время и должны были «иметь вид более занятия свободного и приятного, чем обыкновенных уроков». Для чтения предписывалось избирать сочинения
«назидательные для ума и нравственности, коих
содержание способствовало бы к образованию вкуса и к изучению слога» [2, с.59-60].
Подобные чтения произведений современной литературы во внеурочное время устраивались и во 2-м Московском кадетском корпусе в 1836 - 37 гг. Они назывались «вечерними беседами» и проходили под руководством наставника-наблюдателя по русской словесности [8, с.367]. В те же годы «вечерние литературные беседы» организовывались в 1 -м Московском кадетском корпусе «для упражнения всех воспитанников высших классов в иностранных языках» [12, с.89].
Итак, литературные общества,
организованные в конце XVIII в. в московских учебных заведениях, положили начало развитию методики литературных бесед. В первой четверти XIX века опыт московских педагогов перенимается и распространяется по стране. Постепенно методика этих внеклассных занятий изменяется. В частности, происходит уход от чтения на них литературных произведений, а на первый план выдвигается чтение и разбор ученических сочинений и переводов.
Литературные беседы в это время имеют крайне ограниченное распространение в практике отечественных учебных заведений, однако методика их проведения постепенно складывается. Цели этих занятий, сначала общеобразовательные и воспитательные, всё чаще начинают связываться с преподаванием словесности. Определяются основные организационные моменты: обязательное протоколирование занятий; присутствие на них руководства гимназии; состав участников (ученики старших классов); регулярность проведения (раз в неделю, два раза в неделю и т.п.).
Сам термин «литературные беседы», хотя и входит в оборот в начале 1820-х гг., но всё же полностью не закрепляется: подобные занятия гимназистов называются и собраниями, и чтениями, и упражнениями в словесности и т.п.
Важными отличиями ученических литературных обществ конца XVIII - начала XIX в. от литературных бесед 20-х - 30-х гг. XIX в. являются: более высокий уровень регламентации заседаний литературных обществ (по уставу) и в то же время отсутствие непосредственного педагогического руководства ходом внеклассного занятия при высокой самостоятельности учащихся; преимущественно
общеобразовательные и воспитательные цели, заявленные устроителями ученических обществ. Эти отличительные признаки позволяют провести демаркационную линию между литературными обществами и литературными беседами первой половины XIX в.
1. Аксаков С.Т. Воспоминания [Электронный ресурс] / С.Т. Аксаков. - Режим доступа: http://az.lib.rU/a/aksakow_s_t/text_0091.shtml
2. Андрияшев А.Ф. Историко-статистическое обозрение пятидесятилетнего существования Киевской 1-й гимназии / А.Ф. Андриашев. - Киев: Унив. тип., 1862. - 104 с.
3. Антонов А.Н. Первый кадетский корпус: Краткие ист. Сведения / сост. А.Н. Антонов. - 2-е изд. -[СПб]: скоропеч. Рашкова, 1906. - 58 с.
4. Владимиров В.В. Историческая записка о 1 -й Казанской гимназии. Ч. 1: XVIII столетие / сост. В.В. Владимиров. - Казань: Унив. тип., 1867. - 162 с.
5. Владимиров В.В. Историческая записка о 1 -й Казанской гимназии. Ч. 2: XIX столетие [Отд. 1] / сост. В. Владимиров. - Казань: Унив. тип., 1867. - 66 с.
6. Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: тип. В. Безобразова и комп., 1881. - 474, СХСП с.
7. Грот К.Я. Пушкинский лицей (1811-1817): Бумаги I курса, собранные Я.К. Гротом [Электронный ресурс]. - СПб.: «Академический проект», 1998. -Режим доступа: http://az.lib.rU/g/grot_k_j/text_0070.shtml
8. Жерве Н.П. Исторический очерк 2-го Кадетского корпуса: 1712-1912 гг.: в 2 т. Т.1 / сост. Н.П. Жервэ, В.Н. Строев; под общ. ред. А.К. Линдеберга. - СПб.: тип. Тренке и Фюсно, 1912. - XII, 464, 174 с.
9. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования, 1804-1904 / Н.П. Загоскин. - Т. 1: Введение и ч. 1: (1804-1814). - Казань: типолит. Имп. ун-та, 1902. - ХЬ^ 567, IV с.
10. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования, 1804-1904. Т. 4: Окончание ч. 3: (18191827) / [соч.] Н.П. Загоскина. - Казань: типолит. Имп. ун-та, 1904. - 692, XVIII, VIII с.
11. Из воспоминаний А.Н. Афанасьева [Электронный ресурс] // Народные русские легенды А.Н. Афанасьева; сост. В.С. Кузнецов. - Новосибирск:
Наука, 1990. - Режим доступа:
https://profilib.com/chtenie/89217/aleksandr-afanasev-
narodnye-russkie-legendy-a-n-afanaseva.php
12. Исторический очерк образования и развития Первого Московского кадетского корпуса, что ныне Первая Московская военная гимназия. 1778-1878. -СПб.: тип. М. Стасюлевича, 1878. - VI, [5], 208 с.
13. Ключевский В.О. Воспоминание о Н.И. Новикове и его времени [Электронный ресурс] / В.О. Ключевский. - Режим доступа: http://az.lib.rU/k/kljuchewskij_w_o/text_0250.shtml
14. НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 179.
15. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Т. 2: 1835-1849. - СПб., 1866.
- 1104 стб., 74 с., 58 стб.
16. Страхов П.Н. Исторический очерк Владимирской губернской гимназии. Вып. 1 / сост. П.Н. Страхов. - Владимир на Клязьме: типолит. Губ. зем. управы, 1891. - 214 с.
17. Сушков Н.В. Воспоминания о Московском университетском благородном пансионе / Соч. Н. Сушкова // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 1 - М.: Унив. тип., 1848. - С. 31-104 с.
18. Федотова О. «Желая усовершенствовать себя в отечественной словесности.» [Электронный ресурс] / О. Федотова // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2006. - № 2. - Режим доступа: http://www.archive.gov.tatarstan.ru /magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2006_ 2/09/09_6
19. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе / В.Ф. Чертов. - 2-е изд., доп.
- М.: Прометей, 2013. - 248 с.
20. Шварц И.Г. Лекции / И.Г. Шварц; сост. А.Д. Тюриков. - Донецк: Вебер, Донецкое отд-ние, 2008. -172 с.
21. Шевырев С.П. История Императорского Московского университета / С. Шевырев. - М.: Унив. тип., 1855. - XII, 582 с.
Сведения об авторе:
Реут Александр Владимирович (г. Москва, Россия), ассистент кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, e-mail: [email protected]
Data about the author:
A. Reut (Moscow, Russia), assistant lecturer, Methods of Teaching Literature Department, Moscow State Pedagogical University, e-mail: [email protected]