Научная статья на тему 'К вопросу о формировании читательской компетентности детей младшего школьного возраста'

К вопросу о формировании читательской компетентности детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2149
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Читательская компетентность / навык смыслового чтения / мотивационный компонент / когнитивный компонент / деятельностный компонент. / reading competence / semantic reading skill / motivational component / cognitive component / activity component

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшеева Этери Павловна

В современном обществе, перенасыщенном информационными технологиями, наблюдается снижение интереса к чтению книг. Школьники поглощены в основном играми в виртуальном пространстве. Отсюда низкий уровень речевой грамотности и коммуникативной культуры в детской и молодежной среде. Этому способствует и несоответствие содержания современных программ по литературе реальным интересам детей. Все это вызывает необходимость искать пути совершенствования как содержательной, так и технологической стороны образовательного процесса. В предлагаемой статье дается обоснование актуальности проблемы формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста, степени ее разработанности, характеристика подходам к определению сущности и компонентного состава читательской компетентности. Описывается процедура констатирующего этапа педагогического эксперимента, проведенного в одной из Сургутских школ в начале учебного года. В эксперименте приняли участие 27 школьников 4‑го класса. Основная цель экспериментального исследования – выявление уровня сформированности читательской компетентности детей младшего школьного возраста. Диагностический инструментарий подбирался с учетом компонентного состава читательской компетентности. Диагностика проводилась на основе методик М. П. Воюшиной, О. В. Долговой, Л. А. Ясуковой. Результаты исследования позволяют констатировать у 30% школьников указанной возрастной категории нелюбовь к чтению книг, у большинства детей из данного списка наблюдается и низкий уровень развития навыка смыслового чтения. На основе результатов исследования предлагаются педагогические условия совершенствования обучения школьников чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation of reading competence of primary school children

In today’s society, saturated with information technologies, there is a decrease in interest in reading books. Students are mostly absorbed in games in the virtual space. Hence, the low level of speech literacy and communicative culture in children and youth. This is also facilitated by the discrepancy between the content of modern literature programs and the real interests of children. All this makes it necessary to look for ways to improve both the content and technological aspects of the educational process. The article substantiates the relevance of the problem of forming the reading competence of children of primary school age, the degree of its development, and describes approaches to determining the essence and component composition of reading competence. The procedure of the ascertaining stage of the pedagogical experiment conducted in one of the Surgut schools at the beginning of the school year is described. 27 4th grade students took part in the experiment. The main goal of the experimental study is to identify the level of formation of reading competence of primary school children. The diagnostic tools were selected taking into account the component composition of the reader’s competence. Diagnosis was based on techniques Vouching M. P., O. V. Dolgova, L. A. Askaway. The results of the study allow us to state that 30% of school children of this age category do not like reading books, and most of the children from this list have a low level of development of semantic reading skills. Based on the results of the research, pedagogical conditions for improving the teaching of reading to schoolchildren are proposed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании читательской компетентности детей младшего школьного возраста»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

К вопросу о формировании читательской компетентности детей младшего школьного возраста

Бакшеева Этери Павловна,

к.п.н., доцент, кафедра педагогического и специального образования, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», E-mail: Eteri.baksheewa@yandex.ru

В современном обществе, перенасыщенном информационными технологиями, наблюдается снижение интереса к чтению книг. Школьники поглощены в основном играми в виртуальном пространстве. Отсюда низкий уровень речевой грамотности и коммуникативной культуры в детской и молодежной среде. Этому способствует и несоответствие содержания современных программ по литературе реальным интересам детей. Все это вызывает необходимость искать пути совершенствования как содержательной, так и технологической стороны образовательного процесса. В предлагаемой статье дается обоснование актуальности проблемы формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста, степени ее разработанности, характеристика подходам к определению сущности и компонентного состава читательской компетентности. Описывается процедура констатирующего этапа педагогического эксперимента, проведенного в одной из Сургутских школ в начале учебного года. В эксперименте приняли участие 27 школьников 4-го класса. Основная цель экспериментального исследования - выявление уровня сформированности читательской компетентности детей младшего школьного возраста. Диагностический инструментарий подбирался с учетом компонентного состава читательской компетентности. Диагностика проводилась на основе методик М.П. Воюшиной, О.В. Долговой, Л.А. Ясуковой. Результаты исследования позволяют констатировать у 30% школьников указанной возрастной категории нелюбовь к чтению книг, у большинства детей из данного списка наблюдается и низкий уровень развития навыка смыслового чтения. На основе результатов исследования предлагаются педагогические условия совершенствования обучения школьников чтению.

Ключевые слова. Читательская компетентность, навык смыслового чтения, мотивационный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент.

Современное состояние общества и системы образования характеризируются кризисом читательской культуры. Подавляющее большинство современной молодежи проявляют пренебрежительное отношение к чтению. Такая тенденция становится причиной определенных социальных рисков, так как чтение - один из важнейших способов освоения жизненно необходимой информации, без которой становится невозможной интеграция личности в многонациональную российскую культуру.

Изучение педагогической практики приводит нас к выводу о том, что семейная традиция совместного чтения взрослых и детей уходит из культуры семейного воспитания. Поэтому основная нагрузка на воспитание читателя сегодня ложится на систему общего образования. Особое значение в этом вопросе имеет начальное общее образование. Именно в возрасте 7-10 лет закладываются базовые читательские компетенции.

В течение длительного времени в практике преподавания чтения в начальной школе основное внимание уделялось повышению скорости и правильности чтения. Эта практика развила беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло извлекать информацию и понимать ее.

В современном быстроменяющемся мире одним из условий успешного развития личности и самообразования является не скорость и правильность чтения, хотя они тоже имеют значение, а сформи-рованность читательской компетентности.

Проблема развития читательской компетентности (ЧК) была актуальна всегда, о чем свидетельствует диапазон исследовательских запросов ученых. Среди исследований в области развития читательской компетентности: А.А. Вербитский, О.Г. Ларинова, А.В. Хуторской, С.В. Самыкин, Гончаров, Н.Н. Сметанников и т.д.). В их трудах раскрывается понятие ЧК. Исследователи рассматривают ЧК с позиции компетентностного подхода (И.В. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), через принципы когнитивного и деятельностного подходов (Н.М. Ложкина). Педагогическая модель формирования ЧК включает и технологию продуктивного чтения (Н.Н. Светловская).

Несмотря на имеющиеся достижения в науке, проблема формирования ЧК у школьников остается. В последнее время темпы развития общества и системы образования ускорились, изменились требования общества к личности растущего че-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ловека, появились новые образовательные стандарты и программы. Все это вызывает необходимость в систематической коррекции и совершенствовании образовательного процесса и условий его реализации с учетом современных реалий детства и изменяющихся требований к личности современного растущего человека.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования основная цель обучения младшего школьника литературному чтению определяется, как «... формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [8].

Для целенаправленного формирования читательской компетентности рассмотрим, как в современной педагогической науке понимается читательская компетентность.

Читательская компетентность, как указано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования -это «.достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» [8].

Достижение данной цели может обеспечить успешность обучения не только школьника в начальной школе, но и в последующем обучении. Поэтому особое значение приобретают уроки литературного чтения в формировании метапредмет-ных умений.

Понятие читательской компетентности рассматривается Н.Н Сметанниковой. По ее мнению, «читательская компетентность - это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно - профессиональной деятельности» [7, с. 57].

Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность в качестве психологической системы, основной функцией которой является превращение содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя. По мнению автора, читательская компетентность начинает формироваться еще до грамотного периода и продолжается практически в течении всей жизни [2].

Согласно Национальной программе поддержки и развития чтения под читательской компетентностью понимается «совокупность знаний и навы-§ ков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную еЗ в печатной (письменной) форме и успешно ее исав пользовать в личных и общественных целях» [4].

Для целенаправленного развития читательской компетентности обучающихся важно определить структурные компоненты данного качества.

С.В. Самыкина, а также разработчики ФГОС НОО рассматривают читательскую компетентность как совокупность трех компонентов [6, с. 29]: 1. Мотивационный компонент. 2. Когнитивный компонент. 3. Деятельностный компонент.

Структура читательской компетентности представлена в таблице 1.

Таблица 1. Критериев и показатели читательской компетентности детей младшего школьного возраста

№ Критерии читательской компетентности Показатели читательской компетентности

1. Мотивационный Проявляет интерес к книгам и чтению Проявляет потребность в чтении

2. Когнитивный Знает детские книга Знает фамилии детских писателей Знает героев детских книг Знает приемы выразительного чтения Обладает богатым словарным запасом (знает и понимает смысл слов и выражений)

3. Деятельностный Умеет самостоятельно выбирать книги Читает бегло и правильно Понимает смысл прочитанного Умеет составлять краткий рассказ по содержанию прочитанного Способен предвосхищать содержание последующего изложения текста, вывода по конкретным фактам

В данной структуре все компоненты читательской компетентности взаимосвязаны. Так, ученик, знающий может не являться компетентным читателем, если он не умеет применять знания в самых разнообразных видах деятельности, связанных с чтением, книгой. Ученик с неразвитой мотивацией, читающий по принуждению, вероятнее всего не будет являться компетентным читателем. Особую роль, на наш взгляд, играет деятельностный компонент. Он является основой читательской компетентности младших школьников, так как знания приобретаются, применяются и сохраняются в ходе специально организованной деятельности обучающихся. Мотивация чтения будет зависеть и от того, интересны ли ученику виды и формы деятельности, предложенные педагогом.

Выделенные компоненты позволили нам определиться с диагностическим инструментарием для выявления уровня сформированности у обучающихся читательской компетентности (табл. 2).

Диагностику проводили в рамках магистерского проекта А.Н. Вересой с опорой на авторские методики, представленные в таблице. В эксперименте приняли участие 27 школьников, обучающиеся в 4-ом классе.

Диагностическая методика № 1 Воюши-ной М.П. для выявления уровня развития мотива-ционного компонента ЧК) [1, с. 253].

Таблица 2. Критериев, показатели и диагностические методики изучения читательской компетентности детей младшего школьного возраста

Компоненты ЧК / Критерии

Мотивацион-ный

Когнитивный

Деятельност-ный

Показатели

Проявляет интерес к книгам и чтению Проявляет потребность в чтении

Методики диагностики

Методика незаконченных предложений «М.П. Воюшина»

Уровни сформированности Высокий уровень: Достигнуты все показатели ЧК Средний уровень:

Показатели читательской компетентности достигнуты не в полной мере. Низкий уровень: Показатели ЧК не достигнуты.

Знает детские книга Знает фамилии детских писателей Знает героев детских книг

Знает приемы выразительного чтения Обладает богатым словарным запасом (знает и понимает смысл слов и выражений) Обладает достаточным читательским кругозором

Диагностика читательской компетентности «О.В. Долговой».

Уровни сформированности Высокий уровень: Достигнуты все показатели ЧК Средний уровень:

Показатели читательской компетентности достигнуты не в полной мере. Низкий уровень: Показатели ЧК не достигнуты.

Умеет самостоятельно выбирать книги Читает бегло и правильно

Понимает смысл прочитанного

Умеет составлять краткий рассказ по содержанию прочитанного Способен предвосхищать содержание последующего изложения текста, вывода по конкретным фактам Способность целостного восприятия произведения

Диагностика

сформирован-

ности навыков

смыслового

чтения

«Л.А. Ясюко-

вой»

Уровни сформированности Высокий уровень: Достигнуты все показатели ЧК Средний уровень:

Показатели читательской компетентности достигнуты не в полной мере. Низкий уровень: Показатели ЧК не достигнуты.

Для выявления уровня сформированности мотивов читательской деятельности была разработана анкета для детей на основе методики незаконченных предложений М.П. Воюшиной. Ученики с низким уровнем мотивации чтения высказывали преимущественно узколичные мотивы («...чтобы хорошо учиться».). Большая часть обучающихся указывали на познавательные («.я изучаю литературу чтобы много знать и быть хорошим читателем».) и деятельностные («.я хочу больше читать; .думать, размышлять».) мотивы чтения. Также обучающимся 4 класса были выданы листы с заданием, на которых им предлагалось высказать своё мнение по поводу следующих высказываний:

Есть люди, которые любят читать. Есть люди, которые не любят читать. Как тебе кажется на кого ты похож и почему? Ответы, учащиеся пишут в свободной форме. Получены следующие результаты:

- Число учащихся, которые относят себя к категории любителей чтения - 17 школьников из 27 человек в классе, что составляет 63%. Многие учащиеся писали, что любят читать, так как им интересно, родители дома читают, и для себя могут открыть много нового.

- Есть люди, которые не любят читать. Число обучающихся, которые не любят читать - 10 из 27 ребят, что составляет 37%. Объясняют это тем, что им не интересно читать, чтение отнимает много времени, что чтение, по их мнению, это скучное занятие (рис. 1).

70,00% 63,00%

60,00%

50,00%

40,00% -

30,00%

20,00%

10,00%

0,00% ■

Есть люди,которые Есть люди,которые любят читать не любят читать

Рис. 1. Результаты диагностики мотивационного компонента ЧК

Школьники, выразившие нелюбовь к чтению, высказывали в основном узколичные мотивы.

Диагностическая методика № 2. Диагностика читательской компетентности (Л.А. Пучковой, О.В. Долговой) [5]. (уровня сформированности навыков осознанного чтения, читательского кругозора).

Школьникам было предложено задание на листочках, где напечатан текст. Первое задание внимательно прочитать текст. Дальше обучающиеся выполняют работу по прочитанному произведению, отвечая на 10 вопросов. Задания разделены по категориям: правильно выполненное задание категории А оценивается в 1 балл, категории

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

1

2

3

о с

и

В - в 1-2 балла, категории С - в 2 балла. Есть задания, требующие краткого ответа, есть задания, требующие развернутого ответа. Нами дополнены задания на соответствие: привести в соответствие названия произведения и его автора, или названия произведения и литературного героя для выявления читательского кругозора.

Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что часть обучающихся допустили ошибки, связанные с объяснением смысла слов и выражений, с пониманием содержания прочитанного в целом, не всегда правильно могли выполнить задание на соответствие. Однако, 7 человек из 27-ми справились с заданием полностью (рис. 2).

50,00% 45,00% 40,00°% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Результаты диагностики когнитивного компонента ЧК

По результатам данной диагностики младшие школьники были распределены в группы по трем уровням. Низкий уровень продемонстрировали 30% (8 человек) обучающихся, средний уровень - 44% (12 человек), высокий - 26% (7 школьников). Анализируя работы детей, мы пришли к выводу, что школьники допустили ошибки, связанные с незнанием книг и писателей, поэтому не всегда могли установить соответствие между названием произведения и его автором, не пониманием смысла некоторых слов и выражений. Тем не менее, на наш взгляд, результат неплохой. Диагностика проводилась с обучающимися четвертого класса. К этому времени школьники должны уже многое знать и уметь.

Диагностика сформированности навыков смыслового чтения по Л.А. Ясюковой (диагностика деятельностного компонента) [9].

Обучающимся было предложено задание на листочках, где напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Надо было по инструкции в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо.

Автором выделены уровни восприятия текста, оцениваемые по 10 бальной шкале (табл. 3).

По результатам данной диагностики младшие школьники были распределены на группы по четырем уровням понимания текста, описанным в методике. Слабый уровень был выявлен у 30% обучающихся, дети медленно читают и с трудом понимают смысл прочитанного. Средний уровень продемонстрировали 7 человек, что составля-

ет 26% обучающихся. Понимание смысла прочитанного у таких детей вызывает затруднения. Для выполнения задания они предложение разбивали на части. При медленном чтении ребенок может разобрать любые тексты. Допущены ошибки при выполнении задания.

Таблица 3. Результаты диагностики сформированности навыков смыслового чтения

Содержание Уровни

Показателя слабый средний хороший высокий

уровень уровень уровень уровень

(0-4) (5-7) (8-9) (10)

Навык чтения 8 7 6 6

(4 «А» класс)

Результаты также представлены на рисунке 3.

0,3 0,25

0,15 0,1

Слабый уровень Средний уровень Хороший уровень Высокий уровень

Рис. 3. Оценка сформированности навыков смыслового чтения по Л.А. Ясюковой

Хороший уровень у 22% обучающихся (6 человек). При выполнении задания обучающиеся допустили незначительные ошибки (1-2), не всегда выбирали правильные по смыслу слова.

Высокий уровень сформированности навыков смыслового чтения был выявлен также у 22% обучающихся. Читают бегло. Понимают смысл прочитанного. Задание выполнили правильно и быстро.

Обобщая результаты проведенного исследования, отметим, что 13 человек из 27 по результатам двух диагностических методик (диагностика когнитивного и деятельностного компонентов ЧК О.В. Долговой и Л.А. Ясюковой соответственно) со всеми заданиями справились, остальные - либо допустили ошибки, либо не справились совсем (рис. 4).

70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Диагностика "Чита ть-не-читать" Воюшина М.П.

Диагностика Диагностика оценки

когнитивного сформированности

компонентаЧК навыков смыслового

Долгова О.В. чтения Ясюкова Л.А.

Рис. 4. Обобщенные результаты диагностик

30%

0,35

0,2

0,05

В целом, результаты диагностики уровня развития читательской компетентности обучающихся 4-го класса, по нашему мнению, не являются критичными. Впереди еще целый учебный год, есть возможность исправить ситуацию. Однако, низкий уровень развития мотивационного компонента читательской компетентности школьников, а таковых десять человек в классе, может вызвать у педагога определенные трудности в формировании читательской компетентности у данной категории детей на уроках литературного чтения. 10 ребят признались в нелюбви к чтению, 8 человек из этого списка показали низкий уровень когнитивного и де-ятельностного компонента. В связи с этим можно предположить, что на следующей ступени образования эта нелюбовь к чтению может стать причиной неуспеваемости данных детей в связи с ухудшением, как техники, так и смыслового чтения. Доказано в науке, что низкий интерес к чтению приводит к обеднению словаря, снижению интеллектуальных и познавательных возможностей, неправильному употреблению терминов и понятий, отсутствию умений в правильном написании слов, то есть допускаются орфографические и пунктуационные ошибки, а также неустойчивый интерес к чтению приводит к трудностям в межличностном общении.

Современное окружение школьников претерпело значительные изменения. Произошло заметное изменение игрушек, детской игры, психологического и физического статуса ребенка; появилась новая детская литература и «богатое» информационное пространство. Произошли перемены и в социальном окружении ребенка. Оно сегодня состоит в основном из взрослых. Большое влияние оказывает и ускоряющийся темп жизни и детей, и родителей [3, с. 138]. Данное обстоятельство и результаты нашей диагностики позволяют нам предложит некоторые педагогические условия, способствующие повышению, в первую очередь, интереса школьников к чтению. К таковым мы относим необходимость:

- использования разнообразных, нестандартных приёмов обучения, стимулирующих читательскую активность (например, чтение про себя на уроке в течении 10-15 минут книги из домашней (или школьной) библиотеки с последующим обсуждением прочитанного);

- целенаправленного управления познавательной деятельностью обучающихся младших классов на основе последовательного, этапного построения процесса формирования читательской компетентности;

- обязательного привлечения родителей к процессу формирования читательской компетентности школьников и оказания, в связи с этим, систематической методической помощи родителям в организации совместного со школьниками домашнего чтения и обсуждения прочитанного;

- обогащения содержания уроков литературного чтения современными детскими книгами, и их обсуждением как на уроке, так и в условиях домашнего чтения совместно с родителями.

Литература

1. Воюшина, М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография /М.П. Во-юшина. - Текст: электронный. НИИ общего образования, РГПУ им. А.И. Герцена - СПб., 2007. - 318 с. - URL: https://niioo. herzen.spb.ru/?page_id=53ElementsHTM. LJPMNFIBUQDSYGAR6BGHJZFSYU\Shell\ Open\Command

2. Гончарова, Н.Л. Гончарова, Е.Л. Роль информационных технологий в преодолении бездумного чтения у детей / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина. - Текст: непосредственный // Русская словесность. - 2015. - № 5 - С. 53-59.

3. Коренева, Л.Ю. Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с овз в условиях реализации фгос до / Л.Ю. Коренева, Т.В. Михайлова, Н.А. Трушеч-кина. - Текст: электронный /Дошкольное и начальное образование - современные методики и технологии обучения и воспитания. Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов. Январь 2020 / Гл. ред. И.Л. Свиридова. - Старый Оскол: ООО «Ассистент плюс», 2020. - С. 137-141. - URL: https://nsportal.ru/ sites/default/files/2020/03/20/2020_statya.pdf

4. Национальная программа поддержки и развития чтения - Текст электронный // Информационно-справочный портал [сайт]. -URL: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_ doc=1122&o_s

5. Пучкова, Л.А. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Чтение. (диагностика читательской компетентности). 3 класс: учебное пособие. / Л.А. Пучкова, О.В. Долгова. - Текст: электронный. - М.: «Интеллект-центр», 2017. -72 с. - Библиогр.: с. 51-54 - URL: https://fhd. multiurok.ru/2018/06/15/s_5b23b4ab17cd4/ php8iHDbr_518—CHtenie.-3kl.-Diagn.-chit.-komp._Puchkova_2017-72s.pdf

6. Самыкина, С.В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3 классов: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (литература)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. / С.В. Самыкина. - Текст: электронный. - Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. - Самара, 2014. - 254 с. - Библиогр.: с. 29. - URL: http://yspu.org/images/c/ce/%D0%A 1.%D0%92.%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%8 B%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0% 94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%8 0%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F. pdf

7. Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность: Размышления в контексте Национальной

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

программы поддержки и развития чтения / Н.Н. Сметанникова. - Текст: электронный -URL: http://mcbs.ru/files/File/smetannikova.pdf

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2018. - 52, [2] с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN978-5-09-053641-7. - Текст: непосредственный.

9. Ясюкова, Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - Текст: электронный. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 2003. - URL: https://b-ok.cc/book/3071243/cf4111

ON THE FORMATION OF READING competence OF

primary school children

Baksheeva E.P.

Surgut state pedagogical University

In today's society, saturated with information technologies, there is a decrease in interest in reading books. Students are mostly absorbed in games in the virtual space. Hence, the low level of speech literacy and communicative culture in children and youth. This is also facilitated by the discrepancy between the content of modern literature programs and the real interests of children. All this makes it necessary to look for ways to improve both the content and technological aspects of the educational process. The article substantiates the relevance of the problem of forming the reading competence of children of primary school age, the degree of its development, and describes approaches to determining the essence and component composition of reading competence. The procedure of the ascertaining stage of the pedagogical experiment conducted in one of the Surgut schools at the beginning of the school year is described. 27 4th grade students took part in the experiment. The main goal of the experimental study is to identify the level of formation of reading competence of primary school children. The diagnostic tools were selected taking into account the component composition of the reader's competence. Diagnosis was based on techniques Vouching M.P., O.V. Dolgova, L.A. Askaway. The results of the study allow us to state that 30% of school children of this age category do not like reading books, and most of the children from this list have a low level of development of semantic reading skills. Based on the results of the research, pedagogical conditions for improving the teaching of reading to schoolchildren are proposed.

Keywords: reading competence, semantic reading skill, motivational component, cognitive component, activity component.

References

1. Voyushina, M.P. Modernization of literary education and the development of primary schoolchildren: Monograph / M.P. Voyushina. - Text: electronic. Research Institute of General Education, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen - SPb., 2007. - 318 p. - URL: https://niioo.herzen. spb.ru/?page_id=53ElementsHTM.LJPMNFIBUQDSYGAR6B-GHJZFSYU\Shell\Open\Command

2. Goncharova, N.L. Goncharova, E.L. The role of information technologies in overcoming thoughtless reading in children / E.L. Goncharova, O.I. Kukushkina. - Text: direct // Russian literature. - 2015. - No. 5 - S. 53-59.

3. Koreneva, L. Yu. Creation of a complex-thematic model of the correctional and educational process through the technology of effective socialization of preschool children with disabilities in the context of the implementation of the FSES DO / L. Yu. Koreneva, T.V. Mikhailova, N.A. Trushechkina. - Text: electronic / Preschool and primary education - modern methods and technologies of teaching and education. All-Russian collection of practice-oriented materials. January 2020 / Ch. ed. I.L. Sviri-dova. - Stary Oskol: Assistant Plus LLC, 2020. - P. 137-141. -URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/03/20/2020_ statya.pdf

4. National program for the support and development of reading -Electronic text // Information and reference portal [site]. - URL: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s

5. Puchkova, L.A. Test materials for assessing the quality of education. Reading. (diagnostics of reading competence). Grade 3: study guide. / L.A. Puchkova, O.V. Dolgov. - Text: electronic. - M .: "Intellect-center", 2017. - 72 p. - Bibliography: p. 51-54 - URL: https://fhd.multiurok.ru/2018/06/15/s_5b23b4ab-17cd4/php8iHDbr_518—CHtenie.-3kl.-Diagn.-chit.-komp._Pu-chkova_2017-72s.pdf

6. Samykina, S.V. The system of educational tasks for literary reading as a means of forming the reading competence of students in grades 2-3: specialty 13.00.02 "Theory and methodology of teaching and education (literature)": dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. / S.V. Samykin. -Text: electronic. - Volga State Social and Humanitarian Academy. - Samara, 2014. - 254 p. - Bibliography: p. 29. - URL: http://yspu.org/images/c/ce/%D0%A1.%D0%92.%D0%A1%D 0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%BA% D0% B8% D0% BD% D0% B0_% D0% 94% D0% B8% D1% 81% D1% 81% D0% B5% D1% 80% D1% 82% D0% B0% D1% 86% D0% B8% D1% 8F.pdf

7. Smetannikova, N.N. Reading and literacy: Reflections in the context of the National Program for the Support and Development of Reading / N.N. Smetannikov. - Text: electronic - URL: http://mcbs.ru/files/File/smetannikova.pdf

8. Federal state educational standard of primary general education / Ministry of Education and Science Ros. Federation. - 6th ed., Rev. - Moscow: Education, 2018. - 52, [2] p. - (Second generation standards). - ISBN978-5-09-053641-7. - Text: direct.

9. Yasyukova, L.A. Prediction and prevention of learning problems in grades 3-6: Methodical guidance / L.A. Yasyukov. - Text: electronic. - SPb .: SE "IMATON", 2003. - URL: https://b-ok.cc/ book/3071243/cf4111

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.