популяризации научных знаний о космосе. Педагогическим коллективом школы сформирован и постоянно пополняется банк видеофильмов о космосе. Ранее было отмечено, что в реализации метода кинопедагогики важно учитывать, как возрастные особенности обучающихся, так и тему урока, и содержание дисциплины. Для младших школьников представляет ценность мультсериал «Космические Юра и Нюра», создание которого курировали российские космонавты (С.А. Волков, Е.О. Серова, А.Н. Шкаплеров, Ф.Н. Юрчихин). Популярен у учащихся также мультипликационный фильм «Звездные собаки: Белка и Стрелка» в двух частях. Он с юмором повествует о важном историческом событии в истории космоса. На примере данных мультфильмов можно сформировать у школьников первоначальные представления о космодромах (Байконур и Восточный), о Солнечной системе и о подготовке космонавтов. Среди фантастических историй на космическую тему снят мультсериал «Алиса знает, что делать». В нем показано далекое будущее, связанно с освоением новых планет и общением с представителями внеземных цивилизаций.
С подростками на уроках физики, химии, географии целесообразно посмотреть телевизионные космические уроки со станции МКС: «Наш дом - Земля», «Физика невесомости». В таком же ключе полезны для просмотра фильмы многосерийного спецпроекта «Год на орбите». Авторами таких проектов являются реальные космонавты, ведущие репортажи с борта Международной космической станции.
Среди художественных фильмов популярными являются «Гравитация» (2013 г, Великобритания, США, режиссер А. Куарон), фильм «Марсианин» (2015 г, Великобритания, США, режиссер Ридли Скотт). На их примерах можно обнаружить не только научные, но и антинаучные сведения. На уроке физики на примере фильма «Гравитация» можно разбирать ошибки в демонстрации законов взаимодействия тел в невесомости. На уроке ОБЖ или биологии полезно рассмотреть поведение героя фильма «Марсианин». Его знание биологии и умение оказать себе первую помощь помогло выжить на другой планете.
Со старшеклассниками стоит проанализировать такие отечественные фильмы как «Гагарин. Первый в космосе» (2013, Россия, режиссер - П. Пархоменко), «Время первых» (2017, Россия, режиссер Д. Киселев) и «Салют-7» (2017, Россия, режиссер - К. Шипенко). Такие фильмы могут быть полезны не только на уроках естественно-научного цикла, но и на гуманитарных. На-
Библиографический список
пример, на уроке истории можно рассмотреть поведение героев, ценностные аспекты поведения советских граждан ХХ века, их патриотизм и самопожертвование.
Реализация указанных стратегий осуществлялась в течение 2017-2018 годов и продолжается до настоящего время. В результате чего достигнуты следующие изменения в работе школы, профессиональной деятельности учителя и развитии ученика:
- повышение интереса у школьников к дисциплинам естественно-научного и инженерно-математического образования;
- развитие психолого-педагогической и методической компетентности педагогов к осуществлению популяризации научных знаний средствами космической отрасли;
- развитие партнерских отношений общеобразовательной организации с организациями и структурами, связанными с космической отраслью.
Указанные стратегии имеют некоторые ограничения в использовании. В частности общеобразовательная организация должна выстраивать взаимодействие с организациями, связанными с космической отраслью. Педагоги школы должны быть компетентны в сфере космической тематики. Современные информационные технологии позволяют снять указанные ограничения. Преимущества предложенных стратегий повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования основаны на применении информации из интересной для современных школьников отрасли - космической. Поэтому полагаем, что описанные в статье результаты могут быть полезны для популяризации естественно-научного образования в других школах.
В статье обобщен опыт общеобразовательной школы г Южноуральска Челябинской области по реализации стратегий повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования. Основным инструментом выступило использование методов популяризации научных знаний о космосе. На основе теоретического обзора выделены эффективные стратегии: реальное общение с представителями космической сферы, экскурсионно-позна-вательные маршруты на предприятия космической отрасли, применение метода кинопедагогики. Показаны механизмы реализации данных стратегий, проинтерпретированы полученные педагогические полученные результаты. В обсуждении затронуты ограничения в применении указанных стратегий.
1. Дивеева Н.В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений. Диссертация ... кандидата филологических наук. Ростов-на-Догу, 2014.
2. Ильина И.Н. Популяризация российской науки и культуры (наука и СМИ). Документальное наследие России: теория и практика сохранения и использования научных фондов. Сыктывкар, 2013: 307 - 319.
3. Комарова Е.В. Журнал «Вокруг света»: история и функционирование на современном этапе. Диссертация ... кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 2014.
4. Иваницкий В.Ю. Научная популяризация как функция современной науки. Науковедение. 2001; 2. Available at: http://www.pseudology.org/science/Science_Literature.htm
5. Гудзюк Е.Н. Популяризация научных знаний как необходимое условие развития модернизационных тенденций в образовании. Инноватика и экспертиза. 2011; 1: 14 - 21.
6. Сухенко Н.В. Специфика популяризации науки в России. Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2016; 4: 18 - 22.
7. Попова Е.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессий космической отрасли. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург 2015.
References
1. Diveeva N.V. Populyarizaciya nauki kak raznovidnost' massovyh kommunikacij v usloviyah novyh informacionnyh tehnologij i rynochnyh otnoshenij. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Rostov-na-Dogu, 2014.
2. Il'ina I.N. Populyarizaciya rossijskoj nauki i kul'tury (nauka i SMI). Dokumental'noe nasledie Rossii: teoriya i praktika sohraneniya i ispol'zovaniya nauchnyh fondov. Syktyvkar, 2013: 307 - 319.
3. Komarova E.V. Zhurnal «Vokrug sveta»: istoriya i funkcionirovanie na sovremennom 'etape. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2014.
4. Ivanickij V.Yu. Nauchnaya populyarizaciya kak funkciya sovremennoj nauki. Naukovedenie. 2001; 2. Available at: http://www.pseudology.org/science/Science_Literature.htm
5. Gudzyuk E.N. Populyarizaciya nauchnyh znanij kak neobhodimoe uslovie razvitiya modernizacionnyh tendencij v obrazovanii. Innovatika i 'ekspertiza. 2011; 1: 14 - 21.
6. Suhenko N.V. Specifika populyarizacii nauki v Rossii. VestnikNGTU im. R.E. Alekseeva. Seriya «Upravlenie v social'nyh sistemah. Kommunikativnye tehnologii». 2016; 4: 18 - 22.
7. Popova E.V. Formirovanie gotovnostistarsheklassnikov kvyboruprofessijkosmicheskojotrasli. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2015.
Статья поступила в редакцию 12.10.18
УДК 378
Isaeva L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Primary Education Methods, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
CONTENTS OF THEORY AND METHODS OF PRIMARY LITERARY EDUCATION AT THE PRESENT STAGE. The article studies the contents of the theory and methodology of elementary literary education in an elementary school at the present stage. New standards for primary education teachers are encouraged to implement the formation of a reader's skill at junior high school students in close connection with the development and conditionality they have motive, interest in reading, as well as the formation of needs to read books of different genres in student through the reading activities and accessible communication with children's book. Theoretical analysis of the theory and methodology of primary literary education will contribute to the perception by primary school teachers of various technologies and techniques as effective means for the general and literary development of younger schoolchildren, to solve the problem of shaping and increasing readers' interest in children of a primary school age.
Key words: methodology, method, technology, primary literary education, primary school teacher.
Л.А. Исаева, канд. филол. наук, доц. каф. методик начального образования, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,
г. Грозный, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье изучено содержание теории и методики начального литературного образования в начальной школе на современном этапе. Новые ФГОС начального образования нацеливают учителей осуществлять формирование читательского навыка у младших школьников в тесной связи и обусловленности с развитием у них мотива, интереса к чтению, а также формирование у школьника потребности читать книги разных литературных жанров через организацию читательской деятельности и доступного общения с детской книгой. Теоретический анализ теории и методики начального литературного образования будет способствовать восприятию педагогами начальных классов различных технологий и методик как эффективных средств для общего и литературного развития младших школьников, для решения проблемы формирования и повышения читательского интереса в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: методика, метод, технология, начальное литературное образование, педагог начальных классов.
Проблема чтения школьников находится сегодня в зоне особого внимания со стороны педагогов учёных, учителей начальных классов, которая не является только российской проблемой, но и проблемой большинства развитых стран, предпринимающие активные меры с целью противодействия снижению интереса детей к чтению.
Ссылаясь на рассуждения известного словесника, ученого Д.С. Лихачева о том, что дети, к сожалению, не очень любят читать, не понимают значимость «бескорыстного чтения», можно добавить, что растущий человек не осознает важности чтения для своей общей культуры. Нежелание растущего человека читать объясняется многими причинами - и всеобщей информатизацией, развитием компьютерной игорной индустрии, а также угасанием семейного домашнего чтения, высокой коммерциализацией книжного рынка и т. д. Но одна из главнейших причин - это проблема издержек процесса обучения грамоте.
В рамках технологии начального литературного образования сегодня активно используется на практике смысловой метод, суть данного метода в том, что первоначальной единицей обучения выступает целое предложение, у которого выделяются отдельные слова - «объекты мысли», а также слоги и звуки-буквы. Все предложенные языковые единицы также выделяются из устной и из письменной речи. В качестве начальной единицы обучения грамоте, как стимулирующему фактору читательской самостоятельности, может выступать любой, хорошо известный детям, текст.
Другими словами, такое обучение грамоте на текстовой основе, при котором из текста выделяются отдельные фрагменты, которые в дальнейшем подвергаются анализу до уровня звуки - буквы. Здесь нельзя не согласиться с мнением, ч то «Обучение грамоте на текстовой основе позволяет сочетать в рамках одного занятия элементы различных методов: буквенного, слогового, целых слов, письма-чтения, обучения чтению по заученному на слух, свободного подражания, самообучения, наряду с «общепринятым» звуковым методом. Такое сочетание позволяет индивидуализировать обучение, сделать его более приемлемым для детей с разными образовательными возможностями и потребностями» [1, с. 66 - 69].
Л.И. Божович, знаток возрастного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, подчёркивала, что малыш больше всего хочет походить на своих родителей, старается во всем им подражать, что означает - он потенциально уже готов научиться всему, что делают взрослые. Но чтобы желание ребёнка читать стало его хорошим мотивом, стало реальным, нужно, чтобы взрослое окружение (родители, старшие братья и сестры, бабушки) осознали то, что данный переход из желаемого в реальность произойдет при условии, если: у ребёнка появится мотив действовать; навыкам чтения его будет обучать умелый взрослый и учитель в школе; действия ребёнка станут для него ощутимые, он чувствует, что у него что-то получается. То есть, поначалу, ребёнок хочет просто «узнать буквы» - как они пишутся, как они выглядят, научиться их изображать, далее складывать буквы по слогам, складывать слоги и уже научиться читать знакомые слова. Познавая процесс чтения в школе, многие дети могут так не узнать, что их окружает огромное количество интересной литературы, целый мир книг, о котором они не догадываются, который способен ввести их в мир приключений, расширить их читательский кругозор. Чаще всего обучаясь чтению, дети привыкают говорить с учителем, слушать пересказ прочитанного учителем, но с самой книгой многие дети так и не знакомятся, книга не становится им близким другом, советчиком, рассказчиком. Современная школа, обучая детей чтению, также не всегда приучает их к чтению книг, к самостоятельному выбору книги и книжному предпочтению, поскольку многие учителя не придерживаются позитивных методик и механизмов, формирующих мотивы, интересы к чтению и читательскую культуру.
Известно, что сам термин «методика» предполагает то, что это наука - прикладная, нацеленная на использование практических результатов в практике. Согласно мнению известного ученого В.В. Голубкова, методика начального лите-
Библиографический список
ратурного образования должна ответить на такие важные вопросы: Какова цель обучения, зачем учить? Чему учить, каково должно быть содержание? Как учить и какими методами? Почему нужно учить так, а не иначе?» [2, с. 40 - 47]. Как правило и традиционно, данные вопросы, поставленные учёным задаются с позиции самого учителя. Однако, в свете последних требований образовательного стандарта, где ученик, скорее не объект, а субъект обучения, важно рассмотреть данные вопросы с позиции самого обучаемого.
Обучение начальному литературному чтению первоклассников, как правило, исследователи предполагают обучение детей грамотности. Новые ФГОС начального образования нацеливают учителей осуществлять формирование читательского навыка у младших школьников в тесной связи и обусловленности с развитием у них мотива, интереса к чтению, а также формирование у школьника потребности читать книги разных литературных жанров через организацию читательской деятельности и доступного общения с детской книгой.
Как пример эффективного ведения занятий «Методики начального литературного образования» можно привести и разработанные Методические рекомендации для учителя начальных классов Н.Н. Светловской, которая подчёркивала, что «Умение читать - это мощнейший открывшийся каждому из нас прорыв к себе, к пробуждению данных Богом талантов и возможностей. Для каждого по-настоящему творческим является только чтение-общение, т.е. самостоятельный и личностно-ориентированный, заинтересованный разговор читателя с собеседником (автором читаемой им книги). Не следует тормозить у детей реализацию умения читать книгу, самостоятельно говорить с ней. Необходимо, чтобы они учились думать над книгой, предугадывая события, о которых говорится в тексте (теория формирования читательской самостоятельности). Обучать ребёнка чтению может только профессионал» [3, с. 60 - 64].
Еще один подход к литературному развитию младших школьников представлен Т.В. Голубцовой в авторской книге «Книжка - игрушка и её методические возможности для общего и литературного развития младших школьников», где она отмечает, что «игра в школьном возрасте - одна из ведущих видов деятельности детей. Игра пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребёнка. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка. Книжка-игрушка представляет собой своеобразное синтетическое явление, совмещая в себе и книгу, и игру» [4].
В рамках методики и технологии начального литературного образования известным ученым в этой области Н.Н. Светловской разработана технология индивидуальных занятий, формирующих у младших школьников позитивное отношение к самостоятельному чтению книг, активно используемые многими учителями-практиками. Разработанная технология предполагает индивидуальные занятия и соблюдение определенных условий в процессе занятий обучения чтению. Что имеет ввиду Н.Н. Светловская:
а) в процессе занятий очень важно актуализировать школьника к творческой деятельности и последовательно формировать у него чувство успеха и удовлетворения;
б) важно учителю учитывать не только возрастные, индивидуальные и психологические особенности ребёнка, но то, что нравится школьнику, его книжные предпочтения;
в) книги, используемые на занятии литературного чтения, должны вызывать желание и интерес взять их в руки, с ними работать.
Итак, теоретический анализ теории и методики начального литературного образования будет способствовать восприятию педагогами начальных классов различных технологий и методик как эффективных средств для общего и литературного развития младших школьников, для решения проблемы формирования и повышения читательского интереса в младшем школьном возрасте.
1. Мартынова Е.Н. Развитие интереса к чтению книг у детей в процессе обучения. Ярославский педагогический вестник 2015; 5: 66 - 69.
2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. Воронеж, 2015.
3. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением. Начальная школа. 2005; 6: 100 - 102.
4. Голубцова Т.В. Книжка-игрушка и её методические возможности для общего и литературного развития младших школьников. Конференция «Предмет «Русский язык» в школе - методическая платформа развития текстовой компетенции школьника. Москва, 2015.
References
1. Martynova E.N. Razvitie interesa k chteniyu knig u detej v processe obucheniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2015; 5: 66 - 69.
2. Golubkov V.V. Metodika prepodavaniya literatury. Voronezh, 2015.
3. Svetlovskaya N.N. O literaturnom proizvedenii i problemah, svyazannyh s ego osmysleniem. Nachal'naya shkola. 2005; 6: 100 - 102.
4. Golubcova T.V. Knizhka-igrushka i ee metodicheskie vozmozhnosti dlya obschego i literaturnogo razvitiya mladshih shkol'nikov. Konferenciya «Predmet «Russkij yazyk» v shkole - metodicheskaya platforma razvitiya tekstovoj kompetencii shkol'nika. Moskva, 2015.
Статья поступила в редакцию 03.11.18
УДК 37.01
Kalinina АУ., teacher, Maritime College, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
MODELING OF THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION OF CADETS OF THE MARITIME COLLEGE. The development of the modern Russian society takes place under conditions of transformation of Russian politics, culture, science, economy and production. The course of the political leadership of the country on formation of a democratic state based on the rule of law, the construction of civil society is supported by all categories of citizens of Russia, which ensures the purposeful and effective functioning of the system of social and state institutions. Under these conditions, the Maritime system of secondary vocational education is facing the problem of educating a creative, proactive, disciplined, conscientious, law-abiding and positive-thinking cadet, a citizen who is prepared and able to organize his activities in a democratic state and civil society. The article is based on views of Russian scientists substantiates the pedagogical model of legal education of cadets enrolled in the institution of secondary vocational education.
Key words: education, cadet, model, modeling, legal education, secondary vocational education, institution.
А.В. Калинина, преп. Морского колледжа, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск,
E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО КОЛЛЕДЖА
Развитие современного российского социума происходит в условиях трансформации отечественной политики, культуры, науки, экономики и производства. Курс политического руководства страны на формирование правового демократического государства, построение гражданского общества поддержан всеми категориями граждан России, что обеспечивает целенаправленное и результативное функционирование системы социальных и государственных институтов. В этих условиях перед морской системой среднего профессионального образования на первый план выходит проблема воспитания творческого, инициативного, дисциплинированного, добросовестного, законопослушного и позитивно мыслящего курсанта-гражданина, подготовленного и умеющего организовать свою деятельность в условиях демократического государства и гражданского общества. В статье на основе взглядов отечественных ученых обосновывается педагогическая модель правового воспитания курсантов, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.
Ключевые слова: воспитание, курсант, модель, моделирование, правовое воспитание, среднее профессиональное образование, учреждение.
Российская молодёжь достаточно активно участвует в происходящих демократических преобразованиях, происходящих в нашей стране и строительстве экономически мощного и независимого государства.
Наряду с этим, для процесса формирования у курсантов гражданских, патриотических и профессиональных качеств в морском учреждении среднего профессионального образования характерно определенная сложность и противоречивость, что проявляется в: а) отсутствии ясных государственных идеологических ориентиров; б) возрастными особенностями курсантов, обучающихся в морском колледже среднего профессионального образования (СПО).
Курсанты морского колледжа СПО это в большинстве своем юноши, которым 14 - 17 лет и которые в ближайшее будущее пополнят ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, а впоследствии продолжат трудовую деятельность в составе экипажей судов транспортного флота, работников морской индустрии.
Для курсантов СПО свойственны следующие особенности:
- наличие неустойчивого представления об окружающем мире, социуме, государственных, общественных, религиозных, национальных и профессиональных ценностях;
- отсутствие чётких и ясных образовательных и жизненных планов;
- не сформированность личностной, правовой, гражданской и патриотической позиции;
- ориентацию на получение морской специальности, связывают с получением больших доходов и возможностью посетить много стран;
- нежелание вникать в происходящие в нашей стране социально-политические процессы;
- не готовность к выполнению конституционного долга в составе частей и кораблей армии и флота;
- низкий уровень гражданской ответственности за будущее страны и социума.
По мнению А.Г Рядового [1], С.Н. Томилиной [2] и др., подобные недостатки в воспитании подрастающего поколения могут привести к децелерации, социальной дестабилизации и дезорганизации молодёжи, особенно обучающейся в учреждениях среднего профессионального образования.
В соответствии с ФГОС СПО [3] правовое воспитание становиться важнейшем компонентом профессиональной подготовки специалистов для морского транспорта, которые должны быть компетентными к выполнению международного и национального законодательства в области водного транспорта.
Сегодня руководящему и преподавательскому составу морского колледжа СПО необходимо осуществить комплекс мер по активизации воспитательно-правовой деятельности с курсантами. Среди таких мер может и должно быть моде-
лирование процесса правового воспитания курсантов, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.
В педагогической науке встречаются несколько сот определений термина моделирование. К примеру, М.Ю. Корнилова и А.Н. Томилин под термином моделирование понимают «процесс осмысления, разработки и создания конкретной формализованной модели педагогической деятельности, отражающей комплекс идей, методов, форм, средств, приемов и технологических решений. Подлежащих целенаправленному опытному изучению в ходе педагогической практики» [4, с. 67].
Следовательно, в педагогике моделирование применяется как испытанный и надежный метод конструирования новой, определенной модели, в том числе и модели процесса правового воспитания конкретной категории учащихся.
М.Е. Вайндорф-Сысоева и Л.П. Крившенко пишут: «Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей» [5, с. 23].
А.Н. Томилин и Е.В. Хекерт отмечают, что в обобщенном виде модель есть некая система элементов, воспроизводящая отдельные стороны, связи, функции объекта исследования, позволяющая получить о нем новую информацию [5, с. 73].
Следовательно, педагогическая модель есть итоговый результат процесса моделирования, некий специальный образец обеспечивающее всестороннее изучение педагогических процессов и явлений и впоследствии применяемые в педагогической деятельности, воспитательной практики с учащимися.
Изучение, анализ научной литературы [1; 2; 4; 5], систематизация теоретических знаний и опыта правового воспитания в комплексе позволило разработать педагогическую модель правового воспитания курсантов морского колледжа состоящая из определенной совокупности компонентов: целевого; теоретико-методологического; содержательного; технологического; рефлексивно-оценочного (рис. 1). На каждый блок возложена своя конкретная функция: целеобразующая; основополагающая; информативная; деятельностная; аналитико-рефлексивная.
Кратко рассмотрим каждый компонент сконструированной модели.
Первый компонент модели - целевой. Практика моделирования свидетельствует, что разработка любой модели относящийся к сфере воспитания начинается с определения цели предстоящей воспитательной деятельности. Такая цель должна: а) соответствовать социальному заказу общества и требованиям руководящих документов - Конституции РФ, Федерального закона «Об образовании», ФГОС СПО и др. к личности воспитанника; б) учитывать интересы морской отрасли, морского учебного заведения, личности курсанта; в) ориентироваться на запросы и потребности рынка труда, будущих работодателей.