Научная статья на тему 'Возможности использования занятий по чтению при составлении программ коррекционно-развивающей области адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования'

Возможности использования занятий по чтению при составлении программ коррекционно-развивающей области адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧТЕНИЕ / ADAPTED BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / INCLUSIVE EDUCATION / PRIMARY GENERAL EDUCATION / READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаркина Н. В.

В статье рассматриваются возможности использования учителем-дефектологом коррекционноразвивающих занятий по чтению при составлении коррекционных программ для адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (вариант 7.1). Рассматриваются методы, основные направления работы при проектировании коррекционных программ с использованием чтения как основы для работы учителя-дефектолога, работающего с младшими школьниками с задержкой психического развития (ЗПР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чаркина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF USING CLASSES IN READING IN PROGRAMMING CORRECTIONAL-DEVELOPING FIELD OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS ADAPTED FOR PRIMARY EDUCATION

The article discusses the possibility of using pathologist teacher correctional and developing lessons inreading in the preparation of remedial programs for basic general education adapted primary education program (version 7.1). The methods, the main directions of work in the design of intervention programs using reading as a basis for the work of teacherspathologists, working with younger students with mental retardation, are considered.

Текст научной работы на тему «Возможности использования занятий по чтению при составлении программ коррекционно-развивающей области адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования»

УДК 376.42 МАРКИНА H.B.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: [email protected]

UDK 376.42 CHARKINA N.W.

Candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Department of technologies of psycho-pedagogical and special education, Orel State University E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЧТЕНИЮ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE POSSIBILITY OF USING CLASSES IN READING IN PROGRAMMING CORRECTIONAL-DEVELOPING FIELD OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS ADAPTED FOR PRIMARY EDUCATION

В статье рассматриваются возможности использования учителем-дефектологом коррекционно-развивающих занятий по чтению при составлении коррекционных программ для адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (вариант 7.1). Рассматриваются методы, основные направления работы при проектировании коррекционных программ с использованием чтения как основы для работы учителя-дефектолога, работающего с младшими школьниками с задержкой психического развития (ЗПР).

Ключевые слова: адаптированная основная общеобразовательная программа, дети с задержкой психического развития, инклюзивное образование, начальное общее образование, чтение.

The article discusses the possibility of using pathologist teacher correctional and developing lessons inreading in the preparation of remedial programs for basic general education adapted primary education program (version 7.1). The methods, the main directions of work in the design of intervention programs using reading as a basis for the work of teachers- pathologists, working with younger students with mental retardation, are considered.

Keywords: adapted basic educational program, children with mental retardation, inclusive education, primary general education, reading.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) поставило перед школой новые задачи по сопровождению ребенка с ОВЗ. Современная школа нуждается в специалистах, имеющих дефектологическое образование. Использование инклюзивных практик в начальной школе ставит перед учителями ряд проблем: от методического обеспечения педагогического процесса до практического включения ребенка с ОВЗ в учебный процесс и максимальную адаптацию программ обучения к возможностям ребенка.

Помочь преодолеть возникшие трудности призвана адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), которая содержит целевой, содержательный и организационный разделы, задающие основные направления деятельности специалистов образовательной организации в отношении ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. Однако АООП носит рамочный характер. Конкретное наполнение программы ложится на плечи педагогического коллектива образовательной организации, и в конечном итоге сама АООП утверждается педагогическим советом образова-

тельной организации.

Опыт проведения различных семинаров для специалистов образовательных организаций, работающих по АООП, показывает, что педагоги испытывают трудности при составлении программ корекционно-развивающей области. В частности, учителя-дефектологи, работающие с младшими школьниками с ЗПР и реализующие АООП НОО (вариант 7.1) нуждаются в методической помощи в составлении коррекционных программ. Проведенное нами экспериментальное исследование, позволяет предложить в качестве варианта использования чтения как содержания коррекционной работы с младшими школьниками с ЗПР.

Можно выделить следующие задачи работы учителя-дефектолога при использовании чтения в качестве основы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с ЗПР:

1. Формировать интерес к чтению.

2. Расширять представления учащихся о произведениях детской литературы.

3. Формировать читательские интересы учащихся.

4. Формировать положительную мотивацию к чтению.

© Чаркина Н.В. © Charkina N.W.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

5. Развивать познавательные процессы.

6. Развивать связную речь.

7. Пополнять словарный запас.

8. Развивать нравственные и эстетические чувства учащихся.

Возможно, выделить несколько этапов в работе с учащимися младших классов с ЗПР:

L Организационный этап. В его содержание входит знакомство с многообразием детских книг, формирование умения выделить необходимую книгу из остальных, полно отвечать на вопросы, касающиеся сюжетной линии произведения.

2. Формирующий этап. Содержанием данного этапа является ознакомление с различными произведениями, формирование умений слушать и читать произведение, понимать не только содержание, но и смысл прочитанного, умений передавать свои впечатления о прочитанном произведении, выполнять различные творческие задания репродуктивного характера (нарисовать иллюстрацию к произведению, сделать общую книжку - самоделку и другие).

3. Закрепляющий этап. На данном этапе детей знакомят с различной тематикой чтения, учат подбирать книги в соответствии с темой, выполнять творческие задания (написать сочинение, придумать рассказ, сказку и др.), читать произведения различного жанра.

Остановимся на описании занятий во втором полугодии первого класса. За основу мы взяли структуру урока, предложенную H.H. Светловской [2]. Занятие имело следующие структурные элементы:

1. Проведение вводной беседы.

2. Чтение педагогом художественного произведения вслух.

3. Беседа - рассуждение о прочитанном.

4. Актуализация знаний детей, связанных с изучаемой темой.

5. Проведение творческих и дидактических игр на основе изучаемого литературного материала.

6. Подведение итогов.

7. Рекомендации к внеурочной деятельности детей по данной теме.

Можно выделить следующие методы и приемы работы с детьми в процессе коррекцинно-развивающих занятий:

1. Чтение - рассматривание книг.

2. Пересказ произведений.

3. Чтение произведений вслух педагогом.

4. Коллективное чтение произведений вслух.

5. Беседы о прочитанном,

6. Игры, конкурсы, викторины на материале литературных произведений.

7. Оформление выставок книг.

8. Самостоятельная творческая деятельность (иллюстрирование прочитанных произведений, инсценирование отрывков из произведений, создание мини-фильмов и др.) и т.д.

Однако эти методы и приемы могут быть по-разному использованы в зависимости от года обучения.

Занятия во втором классе имеютту же структуру. Однако имеются и отличия, связанные с возрастными изменениями, совершенствованием техники чтения детей, обогащением их знаний. Во-первых, вводитя самостоятельное чтение детьми произведений или их отрывков. Большое внимание уделяется самому произведению, эмоциональному впечатлению, смыслу, который автор хотел донести до читателя. Так же на втором году обучения мы предлагаем читать произведения дома, а затем рассказывать о них на занятии. Во втором классе можно использовать и творческие задания. Наряду с традиционными заданиями, например, нарисовать иллюстрации к произведениям, закончить сказку или рассказ, сделать книжку - самоделку, можно предложить задания, связанные с использованием специальной аппаратуры, - создать свой мультфильм.

Так же на втором году обучения сохраняется активное использование дидактических игр и упражнений, направленных на решение коррекционных задач: развитие памяти, внимания, восприятия, словесно-логического мышления детей, обогащение их знаний и представлений об окружающем мире, развитие различных компонентов речи (словаря, грамматического строя речи, связной речи). Использование на занятиях игр. с одной стороны, способствует решению коррекционных задач, а с другой стороны, позволяет разнообразить виды деятельности на занятии, что сохраняет интерес школьников к деятельности на занятии.

Коррекционные занятия в третьем классе имеют структуру, аналогичную занятиям в предыдущих классах. Отличия заключаются в усложнении материала предлагаемых заданий. В работу берутся более обобщенные темы, например. «Стихи о человеке и его делах», «Книги о маме», «Рассказы о космосе». Детям так же предлагается самим подобрать книги для выставки по указанным темам. Усложняются задания и по линии подготовки к занятиям. Так, детям предлагается не только прочитать, но и подготовить текстовые сообщения по заданной теме, например «Рассказы о космосе», и затем представить подготовленный материал в классе. В плане занятий возможно знакомство с детской периодикой, в частности с журналами «Читайка» и «Мурзилка». В качестве творческих заданий в третьем классе можно использовать создание иллюстраций, книжек - самоделок, инсценировки.

Для решения коррекционных задач занятия продолжается использование специально подобранных дидактических игр и упражнений.

Комплекс занятий и во втором, и в третьем классах завершается итоговой темой «Мои любимые книги». Это коррекционные занятия подведения итогов, обобщения имеющихся знаний, позволяющие еще раз вернуться к прочитанным произведениям и любимым героям. В конце коррекционного занятия педагог знакомит детей с произведениями, которые можно почитать летом. Выбор произведений связан с учётом читательских предпочтений детей: сказки, приключения, произведения о животных и природе, о детях и школе, о

человеке и его делах. Так как сейчас не издаются рекомендательные списки для чтения детям в начальной школе, мы воспользовались «Программой семейных чтений для детей и взрослых», разработанной специалистами Пермской краевой детской библиотеки им. Л. Кузьмина. Для учащихся второго класса мы предлагали книги Е. Велтистова «Классные и внеклассные приключения первоклассника», В. Драгунского «Денискины рассказы», Г. Скребицкого «Сказки следопыта», В. Чаплиной «Забавные животные», Э. Сетон-Томпсон «Рваное ушко». Для третьеклассников мы предлагали произведения А. Алексина «В стране вечных каникул», С. Баруздина «Рассказы о жи-

вотных», Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков», Л. Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника», Ю. Олеши «Три толстяка», Л. Яхнина «Сказки», Э. Сетон - Томпсон «Медвежонок Джонни».

Из современной детской литературы можно познакомить детей с произведениями таких авторов, как ИннаГамазкова, Владимир Янов, Марина Бородицкая, Елена Коровина (в частности, ее замечательный рассказ о блокадном Ленинграде «У Лёки большие щеки»).

Предлагаемый вариант работы носит рекомендательный характер. Возможно использование данного материала как части коррекционной программы.

Библиографический список

1. Костенкова Ю.А., Чармта Н.В. Особенности отношения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития к чтению // Образование и общество. 2010, № 5 (64). С. 40-45.

2. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче-оол. М.: ИЦ Академия, 2001. 288с.

3. Чартна Н.В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста: пособие для учителя-дефекголога / Н.В.Чаркина; под ред. Ю.А.Костенковой. М.: ПАРАДИГМА, 2012. 88 с.

4. Чаркина Н.В. Особенности технической стороны чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития//Известия Волгоградского государственного педагогического университета (серия «Педагогические науки»). 2010. № 4 (48).С. 115-119.

References

1. Kostenkova J. A., Charkm N. Attitudes of primary school age children with delay of mental development-reading // Education and society. 2010. № 5 (64). Pp. 40-45.

2. Svetlovskaya N. N. Teaching children to read: a Practical approach: textbook a manual for students universities / N.N. Svetlo vskaya, T. S. Picheool. Moscow:Akademiya, 2001. 288p.

3. Charkin N. Notes of correctional-developing work with children of primary school age: a handbook for teacher-speech pathologist / N. Charkin; under the editorship of J. A.Kostenkova.M.: PARADIGM, 2012. 88 p.

4. Charkm N. Especially the technical side of reading in children of primary school age with a delay of mental development// Proceedings of Volgograd state pedagogical University (series «Pedagogical Sciences»). 2010. № 4 (48)/Pp. 115-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.