УДК 374.1
Ivanova D.V., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected] Neustroeva E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF INCREASING INTEREST IN READING AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The authors consider a problem of increasing interest in reading in primary school students. The authors pay considerable attention to the study of the theoretical basis of the problem. The works of modern researchers are thoroughly analyzed. Through experimental work, the article proves the effectiveness of the use of pedagogical tools, such as: class hours, quizzes, contests, fairs, parent-teacher meetings, meetings for the development of reading interest in primary school students. As a research task, the authors determined the involvement of the family in the reading process and proved that the role of the family in increasing interest in reading among younger schoolchildren is huge and largely depends on joint reading with parents.
Key words: increasing interest in reading, family reading, readers' horizons, reader independence.
Д.В. Иванова, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected] Е.Н. Неустроева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье авторы рассматривают проблему повышения интереса к чтению у младших школьников. Авторами значительное внимание уделяется изучению теоретической основы затронутой проблемы. Тщательно проанализированытруды современных исследователей. В статье путем опытно-экспериментальной работы доказана эффективность использования педагогических средств, таких как классные часы, викторины, конкурсы, ярмарки, родительские собрания, встречи для развития читательского интереса у учащихся начальных агассов. В качестве исследовательской задачи выступает вовлечение семьи в процесс чтения. Авторами доказано, что роль семьи в повышении интереса к чтению умладшихшкольников огромна, и ониво многом зависит от совместного чтения с родителями.
Ключевые слова: повышение интереса к чтению, семейное чтение, читательский круоозюр,чотатольская оамосьоятельность.
В настоящее время в условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Современные дети мало читают, предпочитая книге другие виды досуговой деятельности.
Проблемы чтения и приобщения к чтению привлекали внимание ученых всегда. В советское время, когда не было гаджетов, говорили о низком проценте интереса к чтению младших школьников, позднее, когда появились гаджеты, этот процент еще понизился. Эта проблема рассматривается в работахсовременных исследователей, таких как С.В. Евтюшкина [1], ПД. Жукова [2], С.А. Икрамова [3], Т.Д. Полозова [4], Т.В. Рыжкова [5; 6], Н.Н. Светловская [7], Е.Н. Тимофеева [8] и др.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что современные исследователи рассматривают детское чтение как педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности.
Исследованием интереса к чтению занимались такие исследователи, как М.Д. Кобахидзе И.П. Сметанкина, Е.Н. Тимофеева, И.И. Тихомирова, ПН. Щукина и др. По мнению И. П. Сметанкиной, чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения: в знакомом открыть незнакомое, в скучном - интригующее, в привычном - необычное.
Таким образом, анализ специальной литературы показал, что на формирование личности ребенка в целом и интереса к чтению в частности влияют различные социально-педагогические факторы: общество, семья, улица, СМИ, образовательные и внешкольные учреждения, деятельность, друзья исверстники.
Поэтому, как нам представляется, один из возможных путей решения проблемы - это организация семейного чтения. Правильная организация семейного чтения способствует духовному, интеллектуальному развитию школьника, развивая в нём любовь и интерес к чтению.
Считаем, что целенаправленная и систематическая работа с родителями будет эффективным средством повышения интереса к чтению у младших школьников при создании следующих условий: показать родителям пути и методы организации семейного чтения; содействовать сближению школы, детей и родителей через совместную деятельность; обеспечить и активизировать учебную мотивацию младшего школьника через внеклассное и семейное чтение; подобрать комплекс заданий, способствующих развитию эмоционально-ценностного отношения к книге, читательского кругозора и читательской самостоятельности учащихся.
Нами проведено исследование уровня сформированности читательского интереса учащихся 4 класса МОБУ СОШ № 24 г Якутска Республики Саха (Якутия).
Мы установили следующие критерии, которые определяют и показывают уровень развития интереса к чтению у учащихся: наличие эмоционально-ценностного отношения к книге, читательский кругозор и читательская самостоятельность. По методу анкетирования получены следующие результаты, что можно увидеть на рис. 1.
80,0% 60,0%
40,0% 20,0% 0,0%
Изсутродтовамнолй завсс Ктовртаноыь заасс
■ нозкоьуртвтон ■сртмосьуртвтон ■ выстзоь уртвеон
Рис.1.Результатыисследования пометодикеанкетирования (выявлениеэмоционально-ценностногоотношения к книге)
Дети с высоким уровнем эмоционально-ценностного отношения к книге (в экспериментальной группе - 12,5%; в контрольной - 37,5%) читают не только для того, чтобы получить дополнительную информацию, но и ради удовольствия; по их мнению, книга необходима и ценна для каждого человека. Ребята с низким уровнем (в экспериментальной группе - 12,5%; в контрольной - 12,5%) не проявили заинтересованности, внимания, отвлекали других детей, не задумывались о пользе книг не считают необходимым их чтение. Учащиеся со средним уровнем (в экспериментальной группе - 75%; в контрольной - 50%) не всегда внимательно выполняли задания, иногда отвлекались. У них проявляется неуверенность в своих высказываниях, действиях, но с помощью взрослого у детей появлялось стремление выразить свои мысли и передать отношение к книге.
Далее нами проведено наблюдение для диагностики читательского кругозора учащихся, результаты наблюдения представлены на рис. 2.
80,00°% 60,0Р% 40,00°% 20,00°% 0,00ИР
ИзсутрсдтовванолЬ завсс Ктовртаноыь завсс
■ осззсЬ уртатон ■сртмооь уртатон ■ выстзоЬ уртвтон
Рис. 2.Результатыисследования по методикенаблюдения (выявление читательского кругозора)
По результатам проверки читательского кругозора младших школьников можем сказать, что у детей преобладает средний уровень (в экспериментальной группе - 75%; в контрольной - 50%) читательского кругозора, т.е. большинство
детей выбирают книги по своему усмотрению. Ученики с высоким уровнем (в экспериментальной группе - 0%; в контрольной - 25%) легко могут ориентироваться в разнообразии жанра и тематики детской литературы, умеют выбирать знакомые книги, находить правильное соответствие произведения по названию, фамилии автора и заголовку. Также самостоятельно различают произведения и жанры. Дети с низким уровнем читательского кругозора (в экспериментальной группе - 25%; в контрольной - 25%) трудно различают жанры без взрослого, до-пускаютнеточностивответах.
Следующий метод анализа определил уровень читательской самостоятельности младших школьников, что представлено на рис. 3.
40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Экспериментальный класс
Контрольный класс
I низкий уровень
I средний уровень
I высокий уровень
Рис. 3. Результаты исследования по методике анализа выявление читательскойсамостоятельности
Мы определили уровень читательской самостоятельности младших школьников, выяснили, умеет ли ребёнок различать литературные жанры: сказку, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы. Для этого изучили читатель-скиеформулярыучащихся изшкольной библиотеки.
Результаты (почти в равных количествах) следующие: частое посещение наблюдается у детей с высоким уровнем читательской самостоятельности (в экспериментальной группе - 25%; в контрольной - 37,5%), они самостоятельно могут определить 5 - 7 жанров. Ребята со средним уровнем (в экспериментальной группе - 37,5%; в контрольной - 37,5%) отличают 2 - 4 жанра и стабильно ходят в библиотеку 1 раз в месяц. Учащиеся с низким уровнем читательской самостоятельности (в экспериментальной группе - 37,5%; в контрольной - 25%) не скрывают, что посещают библиотеку не по своему желанию и в жанрах произведений особо неразбираются.
Также мы провели анкетирование родителей и выяснили, что дети дома по преимуществу не читают, основное их хобби - игры на ПК, телефоне, просмотр соцсетей, каналов YouTube. В семьях мало читающих родителей, отсутствует домашняя библиотека, родителям не хватает времени на занятия с ребенком.
Результаты начального констатирующего этапа показывают, что у большинства учащихся интерес к чтению сформирован недостаточно, они находятся на среднем и низком уровне. Мы видим, что наименее развитым является эмоционально-ценностное отношение к книге и читательская самостоятельность. Высокий уровень наблюдается только у некоторых детей. Дети недостаточно ходят в библиотеку, не проявляют особого интереса к литературе (большое количество времени предпочитают проводить за компьютером, телефоном), родители почти не участвуют в читательской деятельности своих детей, ссылаясь на отсутствие времени, нет заинтересованности в организации домашних библиотек. Таким образом, перед нами стала задача найти такие формы организации работы с родителями, которые могли бы повысить интерес к чтению у младших школьников посредством семейного чтения.
Результаты констатирующего этапа исследования требуют от нас проведения формирующего этапа в соответствии с педагогическими условиями. Мы составили план работы по повышению интереса к чтению и провели различные мероприятия с целью повышения интереса к чтению. Нашей целью было следующее: организовать работу с родителями для повышения интереса к чтению у младших школьников посредством семейного чтения; показать родителям и детям привлекательность и пользу традиций семейного чтения; повысить их грамотность и культуру речи; привить детям общечеловеческие ценности, воспитать бережное отношение и любовь к книге.
Мы разработали и провели мероприятия. Приведем краткое их описание.
Родительское собрание. Проводилось с родителями экспериментальной группы, участие также приняли школьный психолог и библиотекарь школы.
Цель: организовать совместную работу по воспитанию любви к чтению у учащихся, приобщить их к семейному чтению.
В ходе родительского собрания разобрали следующие моменты: значение книги в жизни каждого человека; как привлечь детей к чтению, приемы и методы приобщения к чтению; как развивать читательский интерес ребёнка и культуру чтения младшего школьника. Обсудили и согласовали план работы, время проведения мероприятий. По выявленным читательским интересам детей по данным анкетирования на констатирующем этапе составлены индивидуальные рекомендации, советы по организации рабочего места, выбору времени для семейного чтения, роздана памятка «Как приобщить ребенка к чтению».
Тематическое посещение библиотеки для участия в мероприятии «Как живут книги». Цель: приобщение школьников к чтению, дать учащимся пред-
ставление о библиотеке, абонементе и читальном зале, книжных стеллажах; о структуре книги.Воспитывать бережное отношение к книге.
Экскурсию в библиотеку провела школьный библиотекарь. Краткий сценарий мероприятия. Она поинтересовалась у детей, что они знают о книгах, библиотеке. Показала где, в каком порядке, какие книги стоят, как они хранятся, как нужно искать нужную книгу. Далее детям раздали карточки с названием книги и фамилией автора, им нужно было отыскать нужную книгу на скорость. Они отгадывали загадки, изучили, где и какая литература находится, прочитали хором «Обращение книги к читателю». Библиотекарь рассказала о структуре книги, показала, как подклеивать книгу, правила обращения с ней.
«Клуб книголюбов». Знакомство. Цель: знакомство с семьями, с их читательскими предпочтениями. Создание читательских дневников для детей.
Обсудили, как семьи проводят досуг, какое место занимает чтение в их жизни, имеются ли домашние библиотеки, семейные традиции. Ознакомились с читательскими интересами, какую литературу предпочитают, какую библиотеку посещают. Родители вместе с детьми сделали читательские дневники. Пример читательского дневника представлен.
Задали домашнее задание на следующую встречу: прочитать произведения (3 - 5 разного жанра) из списка, членам семьи подготовить мини-инсценировку (эпизод) и викторину по содержанию произведений. Детям - записать автора и название в читательский дневник, сделать иллюстрацию к произведению.
«Клуб книголюбов». Театр. Викторина. Цель: привить интерес к чтению через семейную театрализацию, научить определять жанр детской литературы, знатьавторовиназвания произведений.
Каждая семья показывала инсценировки эпизода любого произведения из выданного заранее списка, отгадывали, какое это произведение и кто его автор. Далее была проведена викторина, которую семьи придумали самостоятельно. Домашнее задание на следующую встречу: подготовиться к конкурсу чтецов среди мам, пап, детей по отдельности (выразительное чтение стихотворения Сергея Михалкова «Как бы жили мы без книг»). Заполнить читательский дневник. Сочинить стихотворение на тему «Книга».
«Клуб книголюбов». Конкурс чтецов. Цель: создание условий для творческого развития, раскрытие потенциала детей, воспитание положительного отношения к литературе.
Конкурс чтецов проходил отдельно среди мам, пап и детей. Были выбраны победители номинаций. Прослушали стихи детей собственного сочинения на тему «Книга». Домашнее задание на следующую встречу: свободное чтение предпочитаемой литературы, выступление на тему «Моя любимая книга». Запол-нитьчитательскийдневник.
«Клуб книголюбов». Доклад. Цель: развивать познавательный и читательский интерес, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу. Научить уметь выражать свои мысли, точку зрения, объяснять свой выбор.
Дети выступали поочередно с докладами, сделанными совместно с родителями, рассказывали про выбранный жанр, раскрыли биографию автора, объясняли свой выбор, отношение к герою и сюжету. Домашнее задание на следующую встречу: подготовиться к ярмарке читающих семей. Заполнить читательский дневник.
«Клуб книголюбов». Ярмарка. Цель: приобщение детей к книге, привитие им культуры чтения. Развитие творческих способностей.
Организована и проведена ярмарка читающих семей. И родители, и дети обменивались книжными изданиями и впечатлениями о прочитанных книгах. Сделали поделки (из любого материала, в свободной форме без условия к участию) и рисунки на тему прочитанных произведений. Организовали фотогалерею «Мама, папа, я - читающая семья».
Классный час. Цель: подведение итогов проделанной работы, осознание важности чтения в жизни каждого, возрождение традиции семейного чтения.
Во время классного часа были подведены итоги «Программы по повышению интереса к чтению посредством семейного чтения». Прошлись по каждому этапу и мероприятию, обсудили, как повлияла на каждого эта работа. Родители и дети выразили благодарность, в конце классного часа было чаепитие с активными разговорами и дальнейшими планами.
Итак, на первых этапах работы большинство детей были пассивны, наблюдалась незаинтересованность, но со временем стали проявлять интерес к мероприятиям. Детям очень понравилось работать с родителями одной командой.
Тематическое посещение библиотеки помогло детям научиться ориентироваться на книжных полках, находить нужную книгу. Они узнали о структуре книги и правила отношения к ней.
Знакомство семей дало детям и родителям много «положительных эмоций, они очень увлекательно рассказывали друг другу о традициях семьи, чтении в их жизни. Дети обзавелись читательскими дневниками, сделанными с помощью родителей, красиво оформили и украсили их наклейками, рисунками и аксессуарами.
Инсценировка эпизодов из произведений показала, насколько артистичными могут быть их близкие, все хорошо подготовились - имели атрибутику и маски. А викторина показала, как дети старательно учили разнообразие жанров.
Отлично подготовились семьи к конкурсу чтецов. Родители своим выразительным чтением показали детям хороший пример и помогли прочувствовать
истинный смысл стихотворения. К домашнему заданию отнеслись серьезно: совместно придумали стихи на тему «Книга».
Трудоемким, но не менее интересным оказалось задание с докладом на тему «Моя любимая книга». Родители помогли детям собрать информацию и оформить доклад. Все заинтересованно слушали друг друга, узнали много нового о биографиях авторов, их известных трудах. Послушали отношение читателя к герою произведения. Любимыми жанрами детей оказались фантастика, научная литература и приключения.
На ярмарке читающих семей обменивались книжной продукцией, давая друг другу отзывы о ней. Все принесли поделки и рисунки на прочитанные произведения, оригинально к этому подошли абсолютно все члены семьи. Очень красочно смотрелась фотогалерея «Мама, папа, я - читающая семья»: были сделаны коллажи из семейного альбома.
С каждым разом ученики все больше раскрепощались, вели себя уверенно, активно, учились сплоченно работать в команде с родителями, старались не ошибаться и показывать свое стремление к развитию. Им нравилось, что они стали очень близки с родителями, нашли общий интерес и совместное времяпровождение.
Мы систематически поощряли детей, высказывающих свою точку зрения, а также воспитывали в них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
На формирующем этапе большой акцент сделан был на детях, которые в констатирующем этапе получили низкий уровень сформированности читательского интереса. Для этого мы создали ребятам позитивный настрой, старались чтобы дети больше участвовали в выполнении заданий.
После проведения формирующего этапа необходимо было сравнение результатов констатирующего этапа и повторно проведенной диагностики. Повторная диагностика проводилась по тем же методикам, что и в начале исследования: анкетирование, наблюдение, анализ. А также были рассмотрены и те же параметры: эмоционально-ценностное отношение к книге, читательский кругозор, читательская самостоятельность.
Библиографический список
Проведено сравнение результатов констатирующего этапа с результатами контрольного этапа.
По методике анализа (читательская самостоятельность) установлено, что в экспериментальной группе на 37,5% (с 25% до 62,5%) увеличился процент детей, посещающих школьную библиотеку и подбирающих книгу для чтения по своему усмотрению, процент обучающихся, имеющих средние показатели, не изменился (с 37,5%), количество учащихся, у которых низкий уровень, снизилось на 37,5% (с 37,5% до 0%).
В ходе реализации разработанной программы обучающиеся экспериментальной группы достаточно тепло отзывались о процессе чтения и подчеркнули его важность в их жизни. Также у обучающихся снизился уровень неосмысленного чтения, они стали проявлять эмоции, переживания по отношению к героям произведений. Чтение в кругу семьи стало важным занятием, и благодаря этому во внеурочной деятельности дети стали воспринимать родителей как компаньонов, которые могут помочь в формировании определенных навыков, с которыми легко взаимодействовать при решении возникающих вопросов и проблем.
Умение раскрывать смысл произведения, предугадывать сюжет, понимать характер героя и у большинства обучающихся больше не вызывает сложностей, следовательно, данный навык полностью сформирован у большинства детей из экспериментальной группы. Жанровое разнообразие востребованной литературы в библиотеке является близким к учебному материалу, но уже стало более разнообразным.
Таким образом, результаты исследования показали, что проведение мероприятий в процессе семейного чтения положительно воздействует на формирование интереса к чтению у младших школьников. Круг чтения стал более разнообразным, дети стали чаще посещать библиотеку. Обучающиеся стали свободнее работать с книгой, быстрее могут найти необходимый материал. У детей появляется мотивация к приобщению к рядам читателей, они стали более творчески подходить к выполнению заданий, улучшились взаимоотношения между детьми и родителями. Ребята научились правильнее излагать свои мысли, работать в семейном и классном коллективе.
1. Евтюшкин С.В. Изучение учебного предмета «Чтение» как фактор социализации младших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пенза, 2006.
2. Жукова ГД. Родительское собрание по детскому чтению. Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
3. Икрамова С.А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов: на примере школ Республики Таджикистан. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Душанбе, 2010.
4. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя. Москва: Просвещение, 2008.
5. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени Герцена, 2006.
6. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. Москва: Академия, 2007.
7. Светловская Н.Н. Законы формирования читателя. Начальная школа. 2003; № 1: 11 - 18.
8. Тимофеева Е.Н. Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2011.
References
1. Evtyushkin S.V. Izuchenie uchebnogo predmeta «Chtenie» kak faktorsocializacii mladshih Shkolnikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Penza, 2006.
2. Zhukova G.D. Roditel'skoe sobraniepo detskomu chteniyu. Moskva: Russkaya shkol'naya bibliotechnaya associaciya, 2007.
3. Ikramova S.A. Vyrazitel'noe chtenie i ego rol' v razvitii rechi Shkolnikov nachal'nyh klassov: na primere shkol Respubliki Tadzhikistan. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Dushanbe, 2010.
4. Polozova T.D. Kak sformirovat' chitatel'skuyu aktivnost': kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2008.
5. Ryzhkova T.V. Literaturnoe razvitie mladshih shkol'nikov. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni Gercena, 2006.
6. Ryzhkova T.V. Teoreticheskie osnovy i tehnologii nachal'nogo literaturnogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2007.
7. Svetlovskaya N.N. Zakony formirovaniya chitatelya. Nachal'naya shkola. 2003; № 1: 11 - 18.
8. Timofeeva E.N. Izuchenie biografii pisatelya kak sposob razvitiya interesa uchaschihsya k chteniyu hudozhestvennyh proizvedenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.
Статья поступила в редакцию 29.04.20
УДК 378
Nurgaleev V.S., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Rukavishnikova E.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Landscape Architecture, K.A. Timiryazev Russian State Agricultural
Academy (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF SYNESTHESIA AND SPATIAL THINKING DEVELOPMENT IN TRAINING AND PROFESSIONAL ACTIVITY. The article deals with the problem of identifying the role of synesthesia and spatial thinking in the processes of learning and professional activity. Attention is focused on three concepts: synesthesia, spatial thinking and professional activity. Their relationship and interdependence are determined. The main concept is synesthesia, as a neurological phenomenon in which an irritation in one sensory or cognitive system leads to an automatic, involuntary response in another sensory system. The article also reveals the concept of spatial thinking as a type of mental activity that provides the creation of spatial mental images, in terms of images and operating them in the process of solving practical and creative tasks. Professional activity is considered based on the concept of "work" in the broad sense of the word.
Key words: role, synesthesia, development, spatial thinking, training, professional activity.
В.С. Нургалеее, д-р психол. наук, проф., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
(ГЦОЛИФК), г. Москва, E-mail: [email protected]
Е.Л. Рукавишникова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный аграрный университет - СХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва,
E-mail: [email protected]