Научная статья на тему 'Психолого-педагогические ресурсы развития потребности в чтении младших школьников'

Психолого-педагогические ресурсы развития потребности в чтении младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
946
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ В ЧТЕНИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / РЕСУРС НАВЫКА ЧТЕНИЯ / РЕСУРС БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СВОЙСТВА КНИГИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / READING NEEDS / RESOURCE / READING RESOURCES / PSYCHO-PEDAGOGICAL RESOURCES / READING SKILLS RESOURCE / BIBLIOTHERAPEUTIC PROPERTIES OF THE BOOK RESOURCE / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смахтина А.В.

Статья посвящена проблеме развития потребности в чтении младших школьников. Уточнены понятия «ресурс», «ресурсы чтения». В процессе исследования в качестве психолого-педагогических ресурсов были выявлены навык чтения и библиотерапевтическое свойство книги. Экспериментальным путем доказана значимость выделенных ресурсов в формировании потребности в чтении младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PSYCHO-PEDAGOGICAL RESOURSES OF JUNIOR SCHOOLCHILD READING REQUIREMENT

Тhe article is dedicated to the problem of development of junior schoolchildren’s reading requirement. In this work we clarify the concept of "resource", "reading resources". The research has revealed reading skills and bibliotherapeutic properties of the book as a psycho-pedagogical resources. The significance of these resources in forming the need for reading of junior school students was proven experimentally.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические ресурсы развития потребности в чтении младших школьников»

УДК 37

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Смахтина А.В.

Статья посвящена проблеме развития потребности в чтении младших школьников. Уточнены понятия «ресурс», «ресурсы чтения». В процессе исследования в качестве психолого-педагогических ресурсов были выявлены навык чтения и библиотерапевтическое свойство книги. Экспериментальным путем доказана значимость выделенных ресурсов в формировании потребности в чтении младших школьников.

Ключевые слова: потребность в чтении, психолого-педагогические ресурсы, ресурс навыка чтения, ресурс библиотерапевтического свойства книги, младший школьный возраст.

DEVELOPMENT PSYCHO-PEDAGOGICAL RESOURSES OF JUNIOR SCHOOLCHILD READING

REQUIREMENT

Smakhtina A.V.

The article is dedicated to the problem of development of junior schoolchildren's reading requirement. In this work we clarify the concept of "resource", "reading resources". The research has revealed reading skills and bibliotherapeutic properties of the book as a psycho-pedagogical resources. The significance of these resources in forming the need for reading of junior school students was proven experimentally.

Keywords: reading needs, resource, reading resources, psycho-pedagogical resources, reading skills resource, bibliotherapeutic properties of the book resource, primary school age.

Чтение является важным элементом общекультурной, интеллектуальной жизни человека, занимая особое место в структуре формирования личности, ее интеллекта, культуры, мировоззрения, получения и углубления знаний и коммуникативной компетенции. Современный этап развития российского общества характеризуется снижением читательской активности. Чтение постоянно теряет свою популярность, что приводит к трансформации системы духовно-ценностных ориентиров, а, следовательно, и к деструктуризации культурного и информационного интереса. Изменяется статус чтения, продолжительность, характер, качество, интерес к литературе и отношение детей к чтению. Снижение у младших школьников потребности «читать» становится проблемой целого поколения и характеризуется рядом причин: сокращением свободного времени, влиянием информационной культуры, резким изменением «цивилизационно-техногенных» условий жизни. В этой связи возникает задача поиска новых путей развития потребности в чтении у младших школьников.

Одним из средств, способствующих решению поставленной задачи, являются психолого-педагогические ресурсы. Понятие «ресурс» является полидисциплинарным и используется в разных научных областях. В психологии ресурсы включены в понятие человеческого и личностного потенциала (Г. М. Зараковский, М. С. Каган, П. Г. Щедровицкий), связаны с возможностями адаптации человека к меняющимся условиям, психологической

устойчивости в стрессогенных (стрессовых) ситуациях (Н. Е. Водопьянова, А Н. Демин, Е. Ю.

Кожевникова), а также рассматриваются как средства к существованию, возможности людей и общества, как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды (К. Муздыбаев) [5, с.101]. В социологии понятие «ресурс» обычно применяется по отношению к неоднократно используемым, относительно стабильным и «дефицитным» объектам, которые запрашиваются, используются и освобождаются процессами в период их активности [3, с. 54]. В педагогике «ресурс» - это способ к действию, но только при наличии цели [4, с.12].

Педагогические ресурсы представлены через условия, обеспечивающие процесс воспитания и обучения, то есть усвоение и передачу знаний, умений и навыков, необходимых в подготовке личности к функционированию в обществе. В основном педагогические ресурсы рассматриваются через ресурсы образовательные (информационный ресурс, коммуникативный ресурс, технологический ресурс, ресурс самообразовательной деятельности). Ресурсы чтения представляют собой «возможности, условия обеспечения читательской деятельности» (Е. И. Голубева) и классифицируются на внутренние и внешние. К первым отнесены: уровень информационной культуры и читательского развития конкретной личности; уровень ее образованности; образ жизни на данном жизненном этапе, социальный статус (школьник, студент, мать, имеющая маленьких детей, пенсионер); структура жизненных целей и ценностей личности. К внешним: состояние рынка информационных источников, особенно состояние книгоиздания; степень доступности источников

информации для рядовых граждан (развитие сети общедоступных библиотек, состояние системы книгораспространения); кадровое и методическое обеспечение развития информационной культуры населения, достаточное для полноценного использования современных возможностей получения информации всеми гражданами; информированность разных слоёв населения о существующих источниках информации, о новинках книгоиздания, о том, где можно с ними ознакомиться и работать; традиционные и вновь складывающиеся представления о культуре взаимодействия с информацией (в том числе, и взгляды на статус чтения) в семье, в среде сверстников, в социуме

Таким образом, было выделено пятнадцать ресурсов чтения. Среди них, нами выбраны наиболее доступные для школьной системы образования: навык чтения и библиотерапевтическое свойство книги. Навык чтения является неотъемлемым ресурсом младшего школьного возраста. Его формирование на ступени начального образовании

вообще [2, с.208-209].

Опираясь на вышеизложенное, нами обосновано определение, которое легло в основу исследования: «Ресурсы чтения - это намеренно созданные условия, влияющие на появление стойкой потребности в чтении». Для выявления психолого-педагогических ресурсов чтения были проанализированы текстовые массивы по проблеме снижения потребности в чтении (по методике контент-анализа) и выделены смысловые фрагменты, которые можно отнести к ресурсам; проранжированы описанные ресурсы по частоте встречаемости в текстах (таблица 1).

Таблица 1.

способствует воспитанию литературных притязаний и вкуса, жизненной потребности в книге. Умение правильно, бегло читать оказывает влияние на развитие личности ученика, поэтому навык чтения рассматривается нами как психолого-педагогический ресурс чтения.

Библиотерапевтическое свойство книги -

№ Ресурсы чтения (категории) Частота встречаемости в тексте Процентное соотношение

1. библиотечный компонент: —библиотечные мероприятия по распространению книги и чтения; —обновление фондов библиотек; —наличие внешних партнеров у библиотек 1670 1189 304 177 16,7 %

2. электронные коммуникации 1400 14 %

3. читательская компетентность педагога: —использование педагогом специальных приемов, влияющих на развитие интереса к чтению; — повышение профессионального уровня педагогов в вопросах чтения; — авторитет учителя как читателя; 1394 827 539 28 13,9 %

4. «продвижение книги» и повышение статуса чтения и «человека читающего» с помощью СМИ и рекламы 977 9,8 %

5. семейное чтение 936 9,4%

6. библиотерапевтическое свойство книги: —идентификация себя с литературным героем; — эмоциональное восприятие произведения 660 290 370 6,6 %

7. воздействие издательств, книжной торговли на продвижение чтения 479 4,8%

8. влияние государства на развитие читательской активности: —развитие «чтения» силами государства и местного самоуправления; — введение профессии «учитель чтения»; —увеличение часов «чтения» в школе 447 396 34 17 4,5 %

9. навык чтения 431 4,3 %

10. круг чтения 353 3,5 %

11. создание комфортной среды для чтения (создание детских библиотек в новом имидже - брендинг) 352 3,5 %

12. свободный доступ к книге 350 3,5 %

13. создание библиотечных центров раннего развития (формирование потребности в чтении с ранних лет) 225 2,4 %

14. внешние стимулы книги 169 1,7 %

15. влияние сверстников на потребность в чтении 143 1,4 %

Итого: 9986 100 %

психолого-педагогический ресурс, который имеет первостепенное значение в развитии интереса к чтению. Основу этого ресурса составляет смысловое содержание художественного слова, эмоциональное восприятие произведения, идентификация себя с литературным героем. Книга способна оказывать терапевтическое воздействие на состояние учащегося, давая знания чужого опыта душевной жизни, наводя на размышления, также книга расширяет сферу сознания, подсказывает путь движения мысли от безысходности к созидательной активности [6, с.23]. Все это позволяет ребенку углубиться в мир книги, развить стойкую потребность в чтении. Поэтому данный ресурс необходимо использовать в школьной системе как установку на активизацию читательской деятельности.

Развитие потребности в чтении младших школьников реализовывалось через формирующий эксперимент, который состоял из двух этапов. Первый содержал методику, направленную на развитие навыка чтения (В.А. Бородиной). Второй этап исследования - это метод библиотерапии, который влиял на формирование стойкой потребности в чтении через уже сформированный навык чтения у детей. Цель первого этапа исследования была направлена на воспитании всех компонентов навыка чтения - технической и смысловой стороны через акмеологический принцип. Его основная суть - постепенное восхождение от внешнего познания слов, понятий,

Библиотерапевтические произведения по объему, стилю, жанру, языку подбирались в соответствии с возрастом ребенка. Герои произведения были духовно близки читателю, а ситуации, описанные в книге, понятны и значимы; сведения, полученные из прочитанной книги, побуждали младшего школьника к чтению. Основная цель таких произведений -произвести впечатление на ребенка, тем самым активизировать читательскую деятельность.

Терапевтический эффект, направленный на формирование потребности в чтении, достигался также через индивидуальную беседу (мы выделяли значимые моменты, касающиеся уровня понимания книги, классифицировали положительных и отрицательных героев, составляли словесные

пластов через идейно-смысловые размышления, средства художественной выразительности, психологических чувств и образов к осознанию произведения в целом. Обучение ребенка навыку чтения происходило индивидуально, коллективно, реализуя личностно-деятельный и интерактивный подход [1, с.19]. Навык чтения формировался через игровую деятельность под постоянным контролем за процессом чтения, его результатами, рефлексией, на основе которой происходило познание и создание себя как читателя.

На втором этапе формирующего эксперимента через библиотерапевтический метод, который является основой ресурса библиотерапевтического свойства книги, мы разработали систему упражнений и приемов, активизирующих читательскую потребность. Основываясь на проективной функции библиотерапевтического метода (Н. Л. Карпова), были выбраны книги (таблица 2) по трем критериям:

1) литературные произведения, в которых по сюжету герои попадали на страницы книг или читали интересные книги, говорили о важности чтения;

2) книги, направленные на идентификацию себя с литературным героем;

3) эмоциональные книги, при чтении которых читатель «проживал» понравившиеся произведения, ощущая патетичность, экспансивность, чувствительность.

Таблица 2.

портреты понравившегося героя, обговаривали «важность» чтения, соотносили «личность ребенка» с героем произведения) и через написание младшими школьниками сказок и сочинений по темам: «Книга в моей жизни», «Книга - мой лучший друг», «Читатель».

Эффективность выбранных методик подтверждают результаты контрольного эксперимента. Для оценки развития навыка чтения был использован набор методик, предложенных А.Н. Корневым, О.А. Ишимовой («СМИНЧ», «ТОПЕЧ»), позволяющий получить данные о скорости, правильности, способе чтения и понимании прочитанного текста. Результаты обследования детей младшего школьного возраста показывают увеличение коэффициента навыка чтения,

№ Список произведений № Список произведений

1. А. Машковский «Книга». Рассказ. 11. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

2. М. Энде Бесконечная книга. Сказочная повесть. 12. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

3. Т. Висландер, Ю. Висландер «Мама Му читает» 13. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

4. Б. Степанцев «Вовка в тридявятом царстве» 14. П. Трэверс «Мэри Поппинс»

5. А.Битов «Сад» 15. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес»

6. Ф. Искандер «Чик и Пушкин». Рассказы. 16. А. Толстой «Приключения Буратино»

7. Каверин «Освещенные окна» 17. Н.Носов «Фантазеры»

8. С.Маршак «В начале жизни». Почесть. 18. В.Драгунский «Денискины рассказы»

9. Д. Дефо «Робинзон Крузо» 19. М. Бременер Толя Трилли. Рассказ.

10. Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика» 20. Е. Богат Узнавание. Эссе.

посещений учащимися школьной библиотеки. Отмечены факты обсуждения прочитанного школьниками на переменах, а также приобретение родителями книг для детей.

Для определения сформированности у учащихся потребности к смысловому содержанию художественного слова, эмоциональному восприятию произведения и идентификации «личности ребенка» во время чтения с литературным героем было проведено тестирование учащихся «Книга - лучший проявитель души» (Т. И. Тихомирова). В тестировании приняло участие 39 учеников: 20 - девочек, 19 - мальчиков. Каждому участнику было задано 13 вопросов. На первый вопрос (любишь ли ты читать книги) положительно ответили больше половины участников - 89,7 %. Главное для учеников в художественной литературе - характеры людей (41 %). Больше половины респондентов при чтении обращают внимание на лирические отступления и описание природы. 66,7 % младших школьников испытывало при чтении эмоциональное потрясение. Прочитанное произведение было понятно - 46,1 % детей. В качестве персонажей учащихся привлекают обыкновенные люди, такие же, как они сами (56,4 %). 92,3 % младших школьников представляют себя во время чтения на месте литературных героев и почти всем (94,8 %) интересен внутренний мир персонажей. Всего лишь у 8,3 % детей книга не вызывает желание помечтать, пофантазировать. У большинства респондентов (74,3 %) возникает потребность перечитать понравившуюся книгу и задуматься над смыслом прочитанного произведения (94,9%). Каждый из участников ожидает от книги: возможности поразмышлять (51,2 %), острых ощущений (2, 7 %), отвлечения от реальной жизни (46, 1%). Многие из учащихся читают понравившуюся книгу медленней, растягивая удовольствие (51, 3 %).

Таким образом, экспериментально доказана значимость реализации психолого-педагогических ресурсов. Применение специальных методик увеличило показатели чтения и читательской потребности в книгах у детей младшего школьного возраста. Общая логика последовательных этапов опытно-экспериментальной работы позволила достигнуть планируемых результатов в решении данной проблемы.

Языкознание

Список литературы

1. Бородина В. А. Летняя школа чтения: заочная творческая лаборатория. М.: РШБА, 2011. 392 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1, Вып. 1-2). Приложение к журналу «Школьная библиотека.

2. Голубева Е. И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения на материале исследований начала XXI века // Ното^еш-3 - Человек читающий. М.: Школьная библиотека. 2006. С. 208218.

3. Мальцев В.А. Технологии оптимального использования социальных ресурсов региона [сборник]// Научно-исследовательский институт синергетики. Вып. 9. Белгород: Белгородское областное издательство, 2006. С.54-60.

4. Миняева Н. М. Ресурс самообразовательной деятельности студента как социокультурный и педагогический феномен // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, 2010. № 4 (110). С. 12-17.

5. Муздыбаев К. Стратегия совладения с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, 2. С. 100 - 109.

6. Тихомирова И.И. Мотивация чтения: стимулы, мотивы, потребности // Психология детского чтения от А до Я: метод. словарь-справочник для библиотекарей. М., 2004. С. 122 - 133.

Об авторе

Смахтина Анна Владимировна - аспирантка, кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, Кубанский государственный университет, Annlogoped@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.