Научная статья на тему 'Междисциплинарный анализ процесса чтения как теоретическое основание поиска ресурсов активизации читательской активности'

Междисциплинарный анализ процесса чтения как теоретическое основание поиска ресурсов активизации читательской активности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1077
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ПОНИМАНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ЕДИНИЦА / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / БИБЛИОТЕРАПИЯ / READING / PERCEPTION / COMPREHENSION / CULTURAL UNIT / COMMUNICATIVE FUNCTION / EDUCATIONAL FUNCTION / BIBLIO-THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смахтина Анна Владимировна

Статья посвящена проблеме снижения интереса к чтению в обществе. Проанализировано понятие «чтение» в разных гуманитарных областях. Рассмотрены психологический, терапевтический, культурный, познавательный и воспитательный аспекты процесса чтения, что позволяет найти дополнительные ресурсы активизации читательской активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY ANALYSIS OF THE READING PROCESS AS A THEORETIC BASIS FOR SEARCHING THE RESOURCES ENCOURAGING READERS’ ACTIVITY

The article discusses the problem of people,s low engagement in reading. The concept o^ «reading» in various liberal arts is examined. The author considers such aspects of reading as psychological, therapeutic, cultural, cognitive and educational, which leads to finding additional resources for encouragement of readers, activity.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный анализ процесса чтения как теоретическое основание поиска ресурсов активизации читательской активности»

УДК 37:159.946.4 Смахтина Анна Владимировна

аспирант кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПОИСКА РЕСУРСОВ АКТИВИЗАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ

Smakhtina Anna Vladimirovna

PhD student, Social Work, Psychology and Pedagogics Department, Kuban State University

INTERDISCIPLINARY ANALYSIS OF THE READING PROCESS AS A THEORETIC BASIS FOR SEARCHING THE RESOURCES ENCOURAGING READERS' ACTIVITY

Аннотация:

Статья посвящена проблеме снижения интереса к чтению в обществе. Проанализировано понятие «чтение» в разных гуманитарных областях. Рассмотрены психологический, терапевтический, культурный, познавательный и воспитательный аспекты процесса чтения, что позволяет найти дополнительные ресурсы активизации читательской активности.

Ключевые слова:

чтение, восприятие, понимание, культурная единица, коммуникативная функция, функция воспитания, библиотерапия.

Summary:

The article discusses the problem of people's low engagement in reading. The concept of «reading» in various liberal arts is examined. The author considers such aspects of reading as psychological, therapeutic, cultural, cognitive and educational, which leads to finding additional resources for encouragement of readers' activity.

Keywords:

reading, perception, comprehension, cultural unit, communicative function, educational function, biblio-therapy.

Чтение - это важный процесс, без которого человек не может развиваться духовно, нравственно, интеллектуально. Современный этап развития российского общества характеризуется снижением читательской активности, что во многом обусловлено глобализацией средств массовой информации. Процесс чтения под влиянием телекоммуникационных и сетевых технологий видоизменяется. Активное чтение теряет свою популярность, что влияет на модификацию системы духовно-ценностных ориентаций всех слоев общества. Стойкое снижение интереса к книге приводит к несформированности важнейших качеств личности, а именно способности мыслить и быстро оценивать ситуацию, иметь большой объем памяти и творческое воображение, коммуникабельности, самостоятельности в суждениях и поведении.

Возникает задача изучения многоаспектности такого явления, как чтение, с целью поиска ресурсов активизации читательской активности. Эта проблема в настоящее время остро стоит перед обществом и, безусловно, актуальна.

Рассмотрим подробно понятие «чтение» в различных научных дисциплинах, толкования которого разнятся в зависимости от цели, поставленных задач и объекта изучения гуманитарного предмета.

Чтение является редким феноменом культуры, коммуникативным посредником между ушедшими и современниками, созидательным процессом культурных качеств в личности читателя (П.Б. Бирюков, С.Л. Вальдгард, Н.И. Гендин, Ю.С. Зуев, С.Н. Плотников). Именно чтение способствует осознанию обществом необходимости преемственности и сохранения культурных традиций, знакомит с особенностями различных культур и субкультур. Книги открывают читателю факты действительности, образовывают и обогащают его жизненный опыт и показывают человеку новые образы, чувства, представления, что развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию напряженности, содействует процессам интеграции в обществе [1, с. 25].

Чтение - это не только элемент общекультурной жизни человека, но и познавательно-коммуникативная деятельность. Ее сущность заключается в активном, целенаправленном преобразовании и подчинении содержания текста потребностям социального субъекта [2, с. 6]. Таким образом, процесс чтения является социологической единицей.

В социологии внимание обращается на то, что читательская деятельность выполняет несколько функций. На индивидуальном уровне чтение способствует развитию полноценной в интеллектуальном и эмоциональном планах личности, способной к саморазвитию и самореализации. В процессе чтения происходит выработка важнейших ее социокультурных качеств. На груп-

повом, субкультурном уровне чтение является одним из элементов передачи и сохранения традиций из поколения в поколение через письменность [3, с. 1-2]. Таким образом, с позиции социологов, книги позволяют сформировать у читателя ценностные структуры обобщения, помогая ему сознательно освоить культурные ценности и социальные нормы.

Процесс чтения исследовали отечественные книговеды Н.М. Лисовский, Н.А. Рубакин, М.Н. Куфаев. Они рассматривали чтение как коммуникативную единицу, как некий текст, который подлежит прочитыванию. М.Н. Куфаев, изучая общение посредством книги, отмечал, что читатель - существо социальное, поэтому он раскрывает книгу прежде всего для общения. Также он указывает на близость автора и читателя, на умение слушать и воспринимать автора так же, как обычного собеседника [4, с. 38, 75].

По мнению Н.А. Рубакина, в момент восприятия книги человеком происходит не только процесс общения, но и проекция текста на читателя. Автор считает, что книга - это содержание мыслей, при чтении ее содержание оказывает мнематическое воздействие в энергетически-смысловом поле личности читателя. Это поле преобразовывает содержание книги по смысловому опыту читателя. В зависимости от этого опыта человек воспринимает текст так, как ему психологически близко [5, с. 24].

Такое тонкое изучение процесса чтения (переживание, внутренние мотивы, настроение в процессе чтения) и воздействие этого процесса на личность читателя изучает библиологическая психология. Л.В. Бунова выделяет семь основных групп, которые определяют влияние текста (книги) на душевные чувства читателя: понятия и общие отвлеченные представления; образы (живые и картинные представления); элементы образа, ощущения (цвет, вкус, запах); движения души (эмоции, чувства, аффекты и т. д.); волевые явления (желания, стремления, хотения); низшие органические чувства, инстинкты (родительские, половые, стадные); движения и действия (мысленное переживание действий, воспоминаний, которые возбуждены словами) [6, с. 108].

Л.И. Беляева в статье «К вопросу о типологии читателей» описывает некоторые свойства личности (темперамент, характер, способности), которые воздействуют на процесс чтения и формируют устойчивый и глубокий интерес к книгам. Темперамент как «динамическая характеристика психической деятельности индивида» проявляется в переключении с одной книги на другую, прочтении книги в течение определенного отрезка времени, в характере эмоциональных реакций, в их силе, длительности, а также в личностных предпочтениях читателей в выборе автора, книги и литературного стиля. Характер сказывается на отношении читателя к персонажам произведения, а на более высоком уровне восприятия - к самому автору. Способности человека помогают более глубоко, целостно и полноценно воспринимать произведение [7, с. 146-147].

В психологической науке (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Беляева, М.В. Миронова, R. Calfee, M. Coleetal, J. Spector и т. д.) чтение рассматривается как «сложный вид психической деятельности, процесс восприятия и переработки текста, результатом которого является его понимание» [8, с. 6]. Реализация этого процесса происходит при взаимодействии сенсомоторного и семантического уровней. Сенсомоторный уровень обеспечивает скорость восприятия, его точность. Семантический уровень на основе данных сенсомоторного уровня обусловливает понимание значения и смысла отдельных слов и целого речевого высказывания [9, с. 206].

Важно отметить, что главенствующую роль в восприятии текста играет зрительный образ речевой единицы, участвует в нем моторный канал (внутренняя речь), а при чтении вслух действует слуховой канал. При чтении восприятие происходит только в момент фиксации глаз. Скорость переработки информации зависит от количества воспринятого в момент остановок. Исследования Т.Г. Егорова, Д.Б. Эльконина доказывают, что движения глаз являются первым звеном сложной психологической структуры чтения [10, с. 75]. Процесс восприятия является не только простым приемом информации, а активной деятельностью. Он создает картинку окружающей человека действительности, преломленной в сознании автора. Восприятие при чтении литературы имеет такие же качества, как восприятие при соприкосновении с произведениями любого вида искусства - это целостность, творческий характер и активность.

Безошибочное восприятие текста читателем служит основой для понимания прочитанного. Поэтому развитие понимания читаемого тесно связано с развитием процесса восприятия. Как известно, понимание относится к области мышления (С.Л. Рубинштейн, В.А. Артемов). Понимание - это установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. Человеческое мышление перерабатывает полученную информацию, а понимание определяет полноту и эффективность этой переработки. Читая простой текст, человек как бы отбирает из имеющихся знаний нужные и связывает их с новыми впечатлениями, быстро осмысливая прочитанное. Но при чтении трудного текста понимание представляет собой достаточно сложный

процесс. Для осмысления текста необходимо быть внимательным, применять имеющиеся знания и владеть мыслительными приемами [11, с. 46].

В определении Г.П. Щедровицкого и С.Г. Якобсона понимание выступает как смысловая организация знаковой формы текста: эта форма организации есть не что иное, как восстановление структуры смысла, заложенного в тексте процессом мышления. При исследовании понимания как компонента психологии чтения особый интерес вызывают соображения, сжато сформулированные в свое время С.Л. Рубинштейном. По его мнению, всякий текст есть лишь условие мыслительной деятельности; то, что содержится в тексте, может обрести и субъективную форму существования в голове читателя [12, с. 164].

Для осуществления понимания прочитанного М.В. Миронова выделяет два условия: знание соответствующего круга понятий, грамматических правил языка и базисных семантических или глубинных синтаксических структур, которые лежат в основе каждого компонента высказывания и выражают эмоциональные или логические системы отношений. Н.И. Чуприкова совместно с учителем Н.Г. Клащус выявила когнитивные основы грамотного чтения. Отмечая, что в настоящее время под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов, авторы положили в основу своего исследования следующие гипотезы: чем более развиты и дифференцированы вербальные логико-семантические структуры субъекта, тем лучше понимание прочитанных текстов; чем более развиты, дифференцированы и интегрированы соответствующие структуры, тем выше познавательные возможности субъекта [13, с. 392].

Итак, чтобы смысл текста был адекватно понят некоторым конкретным индивидом, в его памяти должен находиться тезаурус - связный набор сведений, способных к актуализации в процессе чтения. Для осмысления текста при чтении необходимо быть достаточно сконцентрированным, внимательным, иметь общие знания и умения, владеть определенными мыслительными приемами, которые нужны для оперирования имеющимися знаниями и добывания новых [14, с. 21]. Глубина осознанности прочитанного будет зависеть от возраста и возможностей читателя, его притязаний, жизненного опыта и много другого.

Из вышеизложенного следует, что сформированность точного и полного восприятия и понимания читаемого произведения позволяет активизировать стойкий, неподдельный интерес к чтению у читателя.

Особый интерес в рамках изучения вопроса чтения приобретает метод библиотерапии. Этот раздел библиотековедения занимается не только лечением, но и воспитанием и формированием личности читателя, то есть библиотерапия - процесс лечебно-педагогический [15, с. 133]. Основная цель библиотерапевтического метода - соотнести себя с героем произведения, выразить личное отношение к прочитанному произведению, понять собственные мысли, чувства, что-то вспомнить, произвести ассоциации, возникшие при чтении.

Ю.Б. Некрасова использовала библиотерапию в работе с заикающимися людьми. В системе логопсихотерапии библиотерапия выполняет различные функции на каждом этапе: диагностическую, коммуникативную, терапевтическую, а также общекультурную, воспитательную, развивающую, используется для проведения логопсихотерапевтических бесед, формирования спонтанной речи. Но в основе библиотерапии Ю.Б. Некрасовой лежит единый смысл - воздействие на внутренний мир человека разнообразием, богатством, силой средств книги. Автор утверждает, что происходит рождение, развитие и закрепление читательского таланта пациентов. Наблюдается повышение интереса к чтению и внимательное отношение к художественному слову [16, с. 85].

Изучая библиотерапию в системе семейной групповой логопсихотерапии, Н.Л. Карпова обращает внимание на ее проективную функцию. Понятие «проективная функция книги» означает возможность раскрытия себя, своей индивидуальности пациентами и их родственниками посредством использования образов и сюжетных линий специально подобранных художественных произведений.

И.И. Тихомирова рассматривает слово «терапия» как процесс, помогающий ребенку средствами книги и чтения, а точнее художественной литературы как вида искусства. Читая, взрослый или ребенок примеряет роль литературного героя на себя, читатель усилиями души «вынимает» из своего сознания новый мир неведомых ранее мыслей и чувств, совершает открытие тех внутренних запасов, о которых он и не подозревал. Реализация терапевтического эффекта от чтения книг возможна, только если сам читатель готов к восприятию целительной силы чтения, если присутствуют душевная предрасположенность и переживание за судьбу героев, общая начитанность человека и культура творческого чтения [17, с. 67, 114].

Анализ библиотерапевтического, библиопсихологического аспекта достаточно важен, так как на основе психологических свойств личности, особенностей отражательной деятельности можно установить степень их влияния на чтение и в зависимости от этого развить потребность в книге.

В педагогическом аспекте процесс чтения рассматривали многие деятели просвещения и воспитания (Н.И. Новиков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Острогорский и т. д.), соотнося между собой процессы чтения и образования личности. К.Д. Ушинский писал, что «воспитание - это целостный, специально организованный процесс формирования и развития личности. Значимая роль в этом процессе отводится чтению» [18, с. 177].

Л.Н. Толстой был сторонником «свободного воспитания» и стоял за «свободу чтения». Он утверждал: обучающийся найдет подход к книге только тогда, когда «поймет его смысл и увидит в нем средство, пригодное для жизни». Важно научиться понимать, осмысливать прочитанное и связывать знания с жизнью [19, с. 116-117]. Учитель-словесник В.П. Острогорский утверждал, что каждый читатель должен заботиться о выборе книг, так как только правильная книга образовывает характер людей, воспитывает ум и сердце [20, с. 52].

Воспитательное воздействие книги, особенно на ребенка, проявляется, безусловно, как сила примера. Читая, он самообразовывается, развивается, а помогает ему раскрыться духовная энергия слова. Книжное слово способно передать человека, его образы, характер, внутренние переживания, запахи, вкусы, любые представления [21, с. 11]. Искусство слова предопределяется эстетической природой чтения как процесс индивидуально-творческий. Так как чтение -некий диалог между читателем и писателем, их духовное сотворчество, читатель как бы проходит путь автора произведения, знакомясь и познавая жизнь. И на этом внутренний союз не заканчивается: читатель начинает рассуждать, создавать образы, появляются мысли, чувства, слова. Такая оценка художественного произведения дает широкий простор для человеческих возможностей. Духовная природа личности окрашивается и обогащается, и, читая, человек «воплощает» себя. Но такое олицетворение происходит только тогда, когда чтение становится необходимостью, потребностью, личностно значимыми для человека [22, с. 189].

Взгляд современных педагогов устремлен прежде всего на поиск основных способов приобщения к чтению, развития навыков чтения и становления социализированной личности с помощью книги (Т.Г. Галактинова, С.В. Евтюшкин, И.Г. Жукова, С.А. Икрамова, М.А. Киселева, Е.Л. Николаева, Л.И. Орлова, В.Е. Пугач, Е.С. Салахутдинова, Н.Н. Сметанникова, И.И. Тихомирова и т. д.).

Наиболее близкой к такому подходу в изучении чтения является работа Т.Г. Галактионовой «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования». Она отмечает, что чтение как социально-педагогический феномен представляет собой развивающуюся систему, обусловленную социальным и педагогическим влияниями. В нее включены читатели-школьники как представители социума и участники педагогического процесса, тексты вербальной природы и представители социума (школа, семья, общество), непосредственно или опосредованно влияющие на взаимодействие школьника с текстами. Системообразующим фактором, обеспечивающим жизнеспособность этой системы, является удовлетворение разнообразных личностных читательских потребностей школьников (духовных, информационных, гедонистических, образовательных, социальных, развлекательных). Автор выделяет понятие «открытость» чтения, которое определяет как новую форму содержания текстов, расширение стилевого и языкового диапазона, свободу выбора читателем текстов различной природы, влияние общества на потребность в чтении как значимое условие достижения социального успеха и личностного развития [23, с. 8-20].

Таким образом, можно сделать вывод, что чтение - это сложный процесс, который включает в себя психологический, терапевтический, культурный, познавательный, воспитательный аспекты. Каждая выделенная категория играет огромную роль в формировании потребности в чтении, так как способствует развитию умения эмоционально вжиться в произведение, находить в нем личный опыт, осознанно воспринимать прочитанное. Рассмотрение поставленной проблемы в контексте данной темы позволяет найти дополнительные ресурсы в активизации читательской активности.

Ссылки:

1. Колосова Е.А. Практика детского чтения: результаты комплексного исследования. М., 2011.

2. Миронова М.В. Психология и социология чтения : учеб. пособие для студентов 3-го курса специальности 021500 «Издательское дело и редактирование». Ульяновск, 2003.

3. Воронцов А.В. Чтение как социальная проблема // Вестник Герценовского университета. 2009. № 11.

4. Куфаев М.Н. Книга в процессе общения. М., 1927.

5. Цит. по: Сорокин Ю.А. Почему живут и умирают книги? М., 1991.

6. Бунова Л.В. Чтение и читатель литературно-художественной книги в отечественных исследованиях 60-80-х гг. XX в. : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003.

7. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Храстецкий Э.Г. Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. C. 143-161.

8. Миронова М.В. Указ. соч.

9. Глухов В.П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2005.

10. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать : кн. для учащихся ст. классов. М., 1991.

11. Там же.

12. Цит. по: Беляева Л.И. Указ. соч.

13. Карпова Н.Л., Граник Г.Г., Кабардова М.К. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : хрестоматия. М., 2013.

14. Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М., 1970.

15. Карпова Н.Л. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания. СПб., 2011.

16. Цит. по: Карпова Н.Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии : учеб. пособие. М., 1997.

17. Тихомирова И.И. Детское чтение: тенденции и противоречия // Жукова Т.Д. Семейное чтение в год семьи. М., 2008. С. 50-59.

18. Цит. по: Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам : кн. для учителя. М., 1990.

19. Тодоров Л.В. Л.Н. Толстой о руководстве детским чтением и творчеством // Советская педагогика. 1975. № 10. С. 113-118.

20. Цит. по: Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Указ. соч.

21. Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой : учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми. СПб., 2011.

22. Цит. по: Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Указ. соч.

23. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования : автореф. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.