УДК 371
ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕРПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ СРЕДСТВАМИ БИБЛИОТЕРАПИИ
© Татьяна Эдуардовна МАНГЕР
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, зав. отделением допрофессионального образования Академии социальных и образовательных технологий, e-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы формирования досуговой культуры младших школьников средствами библиотерапии, использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям, развитию способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения. Дается описание основных форм и методов по формированию досуговой культуры младших школьников через «чтение», реализация которых расширит возможности воспитательного процесса в социально-культурной сфере и будет способствовать созданию условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеучебной деятельности.
Ключевые слова: чтение; библиотерапия; досуговая культура; младшие школьники; воспитательный процесс; внеклассная деятельность.
Необходимость модернизации образования вызвана быстрыми темпами развития научно-технического прогресса, требующими от человека непрерывного обновления своих знаний, умений и навыков. Содержание модернизации образования и воспитания определяется изменением целей образования и воспитания - не только научить ребенка. но и развить его познавательные и созидательные способности, сформировать систему универсальных знаний, умений, навыков, досуговую культуру.
В основе социально-экономического и духовного развития современного цивилизованного общества лежат образование и культура, принятые людьми как способ ориентации в процессе жизнедеятельности посредством символов, ценностей, норм, правил, обычаев и пр. Воспитание в ребенке целостной системы исторически сложившихся культурных ценностей, основ человечности, доброты, мышления, интеллекта через познание окружающего мира закладывается именно в период младшего школьного возраста, когда происходят качественные изменения личности, связанные с ее становлением, с ростом самосознания, реализуется творческий потенциал ребенка как активного субъекта общества, познающего мир и самого себя, приобретающего собственный опыт художественно-творческой деятельности.
Главной задачей при изучении проблемы формирования досуговой культуры младших школьников является раскрытие сущности культуры познания, определение ее духовного ядра, ее личностной компоненты, закономерностей мировой художественной культуры и художественной литературы. И здесь важная роль отводится библиотерапии как рекреационной технологии социально-культурной деятельности.
В специальных исследованиях досуговая культура рассматривается чаще всего, как составная часть свободного времени, которая затрачивается человеком на удовлетворение социальных потребностей, в т. ч. и духовных [1].
Культуру в данном контексте мы рассматриваем как специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, опредмеченной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений; досуг - как часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых [1].
Организационно-педагогические условия формирования досуговой культуры младших школьников во внеурочное время задают конкретные границы проявления природной
активности, перехода от стихийности действий к определенной организации поведения. В этом смысле формирование досуговой культуры младших школьников в системе непрерывного образования в социальнокультурной сфере можно рассматривать как движение от природной деятельности к социокультурной.
С первых же дней пребывания ребенка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа учителя в данном направлении. Действия педагога заключаются в создании таких условий, в процессе которых учащиеся могут проявить свою инициативу и самостоятельность, ответственность, искренность и открытость [2].
Младшему школьнику необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект формирования досуговой культуры может начинаться с приобщения ребенка к чтению. При этом важно, чтобы чтение являлось нормой повседневной жизни. Воспитание «чтением» особенно эффективно в младшем школьном возрасте, т. к. чтение представляет собой вид речевой деятельности, а речь - вид человеческого общения [3]. Такой подход позволяет «чтение» рассматривать как одно из условий формирования досуговой культуры младших школьников в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере и выдвигает, пожалуй, наиболее серьезные биб-лиотерапевтические цели: развитие духовного мира, креативных способностей личности; формирование оптимистического видения мира, заинтересованности и потребности в познании культуротворческих ценностей, потребности в самостоятельном поиске решений своих проблем с помощью художественно-творческой деятельности и т. д. [4].
Исходя из вышесказанного, учебновоспитательный процесс, по нашему мнению, должен быть направлен на решение следующих задач:
- организация внеурочного времени на основе технологий библиотерапии;
- проведение массовых мероприятий с целью сплотить детей, раскрепостить их, поднять настроение;
- реализация тематических мероприятий с целью расширения кругозора, накопле-
ния знаний о духовных, коммуникативных и культуротворческих ценностях;
- осуществление индивидуальных и групповых занятий, направленных на знакомство с мировой культурой и художественной литературой, на формирование знаний, умений, навыков через призму художественно-творческой деятельности;
- проведение экскурсии по городу, в картинные галереи, театры и т. д.
Все это способствует созданию творческой атмосферы, доверия, открытости, защищенности для всех и каждого, пониманию и принятию ценности и уважения каждого члена коллектива, адаптации младших школьников к новой социальной ситуации, утверждения себя как полноценной личности.
Задачи, которые направлены на формирование досуговой культуры младших школьников, включают в себя также и такие компоненты, как создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям; развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения.
Образовательный процесс в начальной школе призван способствовать духовному становлению учащегося, его культурному самоопределению в ясном осознании возможных альтернатив, с чувством ответственности за сохранение культуротворческих ценностей традиции. И здесь большая роль отводится внеурочному времени, как одной из форм организации свободного времени младших школьников, направленной на формирование у них досуговой культуры.
Внеурочная деятельность в начальной школе реализуется через специальную, разрабатываемую образовательным учреждением программу развития учащихся с учетом возрастных, гендерных, социокультурных и индивидуальных различий. Эта программа призвана обеспечить [5]:
- создание воспитывающей среды в образовательном учреждении;
- определение направленности и содержания тех ориентаций и установок, которые формируются у обучающихся при освоении требований современной культуры;
- квалифицированную диагностику уровня освоения учащимися норм и правил основных видов социокультурной деятельности современного человека.
Внеурочная работа сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Внеурочная образовательная деятельность младших школьников, построенная на основе технологий библиотерапии, может происходить в разнообразных формах: занятия в факультативах, в кружках, мастерская слова, экскурсии, учебное проектирование, игровое сюжетно-ролевое взаимодействие и другие практики по обогащению познавательного и социального опыта учащихся начальных классов. Большое место в данном процессе занимают и локальные воспитательные мероприятия, такие как интеллектуальные игры, праздники, спектакли, выставки, конкурсы, олимпиады, соревнования, турниры и др.
Таким образом, внеурочная деятельность, в основе которой лежат технологии библиотерапии, представляет собой одну из форм организации свободного времени младших школьников, которая затрачивается личностью на удовлетворение познавательных потребностей, в процессе которой происходит трансляция знаний, умений, навыков духовно-нравственной, коммуникативной и художественно-творческой деятельности,
направленной на приобретение культуротворческих ценностей и развитие творческих способностей детей.
В библиотерапевтической деятельности в зависимости от форм и видов библиотерапии применяются различные методы:
- при индивидуальной библиотерапии - беседа, метод самоконтроля (бесконтактный), метод самопомощи (с минимальным контактом), метод творческого самовыражения, метод чтения вслух;
- при групповой библиотерапии - консультация, познавательно-поведенческий метод, психодинамический метод, метод отождествления себя с персонажем, метод расслабления, метод отвлечения, интерактивный метод;
- при развивающей (учебно-гуманистической) библиотерапии - беседа, метод самоконтроля (бесконтактный), метод творческого самовыражения, метод чтения вслух, познавательно-поведенческий метод, метод
отождествления себя с персонажем, метод отвлечения, интерактивный метод [6].
Сегодня в различных направлениях (реабилитационных, психолого-педагогических и др.) социально-культурной деятельности уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуротерапевтические, проективные,
креативные технологии. Однако учреждения основного и дополнительного образования испытывают острую необходимость в научно-методическом обеспечении и овладении библиотерапевтическими и социально-
культурными технологиями.
К основным методам, применяемым в организации образовательной деятельности младших школьников на основе технологий библиотерапии, мы относим:
- метод моделирования образовательного процесса;
- метод организации творческой деятельности;
- метод формирования культурного сознания личности;
- метод формирования ценностных ориентаций личности;
- метод стимулирования познавательной активности личности;
- метод мотивации;
- методы познавательной и самообразовательной деятельности;
- метод проблемно-творческого характера;
- метод информационно-речевого взаимодействия;
- метод включения в социальнокультурную деятельность.
Помимо традиционных методов социально-культурной деятельности, нами используются психологические методы воздействия и специфические методы, такие как заражение, внушение, подражание, метод эмоционального воздействия, метод контрастного сопоставления, метод интеграции.
В учебно-воспитательном процессе по формированию досуговой культуры младших школьников в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере средствами библиотерапии необходимо подбирать небольшие по объему произведения, которые воспринимаются во время группового занятия. При этом возникает дискуссия,
в результате которой четко вырисовывается структура межличностных отношений в группе, определяется отношение членов группы к художественно-творческой деятельности, у менее активных пробуждается к ней интерес. Эта работа способствует созданию творческой атмосферы, доверия, открытости, защищенности для всех и каждого, пониманию и принятию ценности и уважения каждого члена коллектива, адаптации детей к новой социальной ситуации, утверждения себя как полноценной личности. Вместе с героями литературных произведений дети переживают те же состояния и одновременно учатся, как можно поступить в той или иной ситуации, что позволяет детям расширить свою социальную компетенцию.
Общее содержание библиосоциокуль-турных методов работы сводится к оказанию поддержки с целью снижения социальной напряженности, мобилизации внутренних жизненных сил на преодоление каких-либо препятствий, исключения нерациональных форм поведения, снижения групповой и индивидуальной конфликтности.
Однако методы библиотерапии несколько отличаются от других методов социальнокультурной деятельности характером своих педагогических процессов. Они характеризуются более узкой, специальной направленностью преимущественно через какой-либо один психический процесс: мышление, чувство, деятельность. Поэтому они более просты, более конкретны, легче регулируются. К специфическим методам библиотерапии относятся контроль над психическими процессами, эмоциональная переработка, тренировка, разрешение конфликта, методики направления внимания, обсуждения, интерпретации [7].
Так, контроль над психическими процессами путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями и эмоциями может изменять воздействие на личность как обычных, так и невротических переживаний. Контроль можно разделить на несколько степеней: понимание своей невротической симптоматики, ее субъективности, воздействия на нее гетеро- и аутопсихогенных факторов; понимание роли собственной личности в развитии познавательной культуры; осознание своих ис-
тинных отношений к важнейшим культуротворческим проблемам.
Эмоциональная переработка. Суть ее -способность личности, проявляя свои эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны педагога, что позволяет индивиду научиться наиболее оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или извращенных эмоциональных реакций. Художественное творчество в этом случае дает возможность сделать это с таким же эффектом, как и проведение функциональных тренировок, групповой терапии, организовать которые более сложно.
Тренировка. Личность должна стараться как можно чаще чувствовать, желать, думать, делать то, что ей дается с трудом. Таким образом, тренируются, укрепляются нормальные психические процессы и вытесняются патологические. Это осуществляется «проигрыванием» в воображении диалогов, поведения альтернативного по сравнению с действующими лицами произведения, учитывая свои особенности: меньший опыт, храбрость и др.
Разрешение конфликта. Это своеобразный синтез контроля, эмоциональной переработки и умения, полученного в результате тренировки, в применении к конкретной ситуации.
Методики направления внимания, обсуждения, интерпретации. Обычно руководство художественно-творческой деятельностью осуществляется посредством тех впечатлений, выводов, решений, поведения, которые, по мнению педагога, должны вызывать в первую, вторую очередь и т. д. Например, «Хочу, чтобы особое внимание Вы обратили на структуру Ваших потребностей, трудности и напряжения, возникающие при их удовлетворении, особенно на потребность в эмоциональном контакте...».
Таким образом, библиотерапевтическое взаимодействие имеет процессуальный характер со всеми свойствами диалектического развития. Этот взгляд на диалектический характер библиотерапевтического взаимодействия - решающая методологическая позиция для его анализа, планирования и построения. Использование методов библиотерапии в процессе формирования досуговой культуры младших школьников имеет ис-
ключительное значение и позволяет эффективно организовать познавательную, художественно-творческую и коммуникативную деятельность младших школьников, в процессе которой они получают достаточные для культуротворческой ориентации знания.
К числу важнейших составляющих формирования досуговой культуры младших школьников в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере средствами библиотерапии относятся организационные средства социально-культурной деятельности. Данные средства представляют собой способы передачи содержания (идей, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров и др.) в целях оказания влияния на сознание личности.
Среди широкого разнообразия средств социально-культурной деятельности с целью эффективности формирования досуговой культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии наиболее эффективными, по нашему мнению, выступают устные (живое слово); печатные (научные, информационные и другие тексты); наглядные (подлинные или специально изготовленные, воспроизведенные предметы и явления); художественные (музыка, живопись, театр и др.); технические (звукоаппаратура, проекционные аппараты, костюмы и т. п.); психо-лого-педагогические (общение, самодеятельность, игра, зрелища и т. д.).
Организационные средства социальнокультурной деятельности мы рассматриваем как способы передачи содержания и информации. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Следует отметить, что инструментарий представленных средств выступает в комплексе и применяется дифференцированно, с учетом возрастных особенностей субъектов процесса.
Выбор средств зависит от отраслевой культурно-досуговой направленности мероприятий, от образовательной цели и характера воздействия на младших школьников технологий библиотерапии.
В неразрывной связи с организационными методами и средствами формирования досуговой культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии находятся формы социально-культурной деятельности.
Формы социально-культурной деятельности предусматривают решение самостоятельных образовательных задач во внеурочное время и использование соответствующих технологий библиотерапии.
К образовательным формам формирования досуговой культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии мы относим организационные и методические формы. Критериями выбора форм социально-культурной деятельности являются содержательность, массовость, привлекательность и эмоциональность, систематичность и цикличность, активное непосредственное участие младших школьников в учебновоспитательном процессе.
Организационные формы, направленные на формирование досуговой культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии, включают в себя массовые, групповые и индивидуальные социальнокультурные формы.
Организация массовых форм в рамках использования библиотерапии в процессе формирования досуговой культуры младших школьников предполагает четкое осмысление и понимание цели всеми субъектами данного процесса; анализ вида, типа и жанра массовой формы; создание организационнопедагогических условий для осуществления творческого замысла программы; определение содержания, соответствующего цели мероприятия; органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный процесс; выбор рациональных методов и приемов библиотерапии. Среди массовых форм наиболее популярными являются праздники, концерты, представления, тематические вечера, ярмарки и т. д.
К групповым формам формирования досуговой культуры младших школьников в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере средствами библиотерапии мы относим кружки, группы по интересам, коллективы литературного и художественного творчества, круглые столы и др. Групповые формы работы создают оптимальный культурно-нравственный микроклимат, что позволяет обеспечить общую направленность содержания образовательной деятельности, повысить активность процесса восприятия, способствуют созданию необхо-
димой эмоциональной направленности. Через мотив участия в тех или иных групповых формах социально-культурной образовательной деятельности наиболее четко виден внутренний мир человека, его жизненная позиция. В результате группового общения у младших школьников формируется, изменяется или утверждается собственное мнение и отношение к культуре.
Индивидуальные формы воздействия на формирование досуговой культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии приносят наибольшую результативность тогда, когда они опираются на дифференцированный подход к различным типам личности. Данная организационная форма предполагает всестороннее изучение психофизиологических особенностей младших школьников с целью нахождения необходимого индивидуального подхода, который предполагает использование тех или иных индивидуальных форм социально-культурной деятельности.
К методическим формам формирования досуговой культуры младших школьников в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере средствами библиотерапии мы относим такие формы внеурочной работы, как литературные кружки, салоны, гостиные, литературные праздники, неделя детской книги, викторины, литературные игры, конкурсы, викторины, читательские конференции, детские недели книги, театра и др. и т. п.
Данные формы способствуют раскрытию познавательных способностей младших школьников, пониманию и принятию культуротворческих ценностей, созданию творческой атмосферы, атмосферы доверия и открытости, адаптации учащихся к любой социальной ситуации, утверждения себя как полноценной личности.
Для формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии большое значение имеют такие формы внеурочной работы, как просмотр спектаклей, посещение выставок, музеев, литературных вечеров и т. п.
В основу построения процесса формирования досуговой культуры младших школьников в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере средствами библиотерапии легли виды социально-куль-
турной и внеурочной деятельности, а именно: информационно-познавательный; ценностно-ориентационный; коммуникативный;
художественно-творческий.
Информационно-познавательная дея-
тельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемную в творческом отношении культурно-познавательную деятельность. Данный вид деятельности направлен на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. и организуется в формах внеурочной работы.
Перед информационно-познавательной деятельностью стоит задача в удовлетворении потребности человека в получении информации, но она не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до индивида, а предлагает их слияние с имеющимися уже знаниями. Данный вид включает в себя образовательные технологии, технологии художественно-творческой деятельности и познавательной направленности.
Ценностно-ориентационная деятель-
ность представляет собой процесс формирования у младших школьников убеждений, взглядов по отношению к миру, усвоения нравственных и других норм жизни людей -всего того, что называют ценностями. Данный вид деятельности проявляется в различных формах: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты и др.
Коммуникативная деятельность направлена на инициирование коммуникативных контактов, обмен культурно-просветительской информацией, духовно-нравственными и культурными ценностями между младшими школьниками. Общение в данных учреждениях содержит в себе объективную и субъективную стороны. Объективная сторона общения обусловлена тем, как человек оценивает свою роль, место в коллективе. Субъективная сторона оказывает большее влияние на уровень реализации личных планов и проявляется в настроениях, оценках и стереотипах поведения. Только органичное, всестороннее и одновременное рассмотрение как объективной, так и субъективной сторон общения индивидов создает возможность для выработки рекомендаций по использованию
технологий библиотерапии в процессе формирования досуговой культуры младших школьников.
Художественно-творческая образова-
тельная деятельность призвана помочь младшему школьнику адаптироваться за счет воздействия на его интеллектуальную и эмоциональную сферы, что позволит в дальнейшем развить художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Художественно-творческая деятельность включает в себя такие виды работы, как коллекционнособирательский, исследовательский, возрождение утраченных культурных традиций, повышение престижа литературных студий и др., а также реализуется в таких формах, как инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали и т. д. [8].
Прежде чем организовать такую деятельность, педагогу необходимо провести мониторинг по изучение потребностей, интересов и желания детей младшего школьного возраста в организации и проведении досуга, целью которого является анализ увлечений, интересов и желаний младших школьников.
Формирование досуговой культуры младших школьников во внеучебное время средствами библиотерапии включает в себя несколько этапов формирования правильной читательской деятельности.
Первый этап - подготовительный, приходится на букварный период 1-го класса. В это время навык чтения несовершенен и детям рекомендуется рассматривать книги «по правилам». Данный этап включает в себя несколько стадий: изучение обложки; запоминание книги по обложке; просмотр иллюстраций; определение содержания книги; подведение итогов. Роль учителя на подготовительном этапе - обеспечить детей разнообразием книг и научить правильному отношению к книги (брать книгу чистыми руками, листать ее бережно, аккуратно, при чтении пользоваться закладкой, держать книгу на расстоянии 30 см от глаз, рассматривать и читать книгу внимательно, не торопясь, думая о прочитанном, вложить чистый лист бумаги для пометок и др.). Задача подготовительного этапа - развить интерес, внимание к книге настолько, чтобы захотелось читать самому.
Второй этап - начальный, длится в по-слебукварный период 1-го класса и весь 2-й
класс. Задачей данного этапа является закрепление детьми последовательных типовых читательских действий, основных умений в самостоятельном общении с новой книгой до чтения, в процессе чтения и после ее прочтения.
Третий этап - основной, приходится на 3-й класс. В классе под руководством учителя дети обсуждают прочитанное, учатся новым приемам работы с книгой и текстом, узнают новые книги. Учащиеся еженедельно работают с детскими книгами на уроках внеклассного чтения. На этом этапе основной задачей является приучение детей к самостоятельному домашнему чтению и выработке привычки читать.
Четвертый этап - заключительный, приходится на конец 3-го и 4-й класс. На данном этапе у учащихся должны быть сформированы такие действия, как умение выбрать новую книгу для самостоятельного чтения, определить ее примерное содержание после рассматривания, составить полный рассказ о книги (охарактеризовать ее), готовиться к восприятию нового произведения, ставить перед собой цель прочтения, уметь эмоционально и аналитически воспринимать читаемое, выходить на эстетический уровень восприятия литературы, уметь рассказать о прочитанном произведении в целом, формулировать мысли об авторском отношении к изображенному, выполнять творческие работы в связи с чтением. Задача данного этапа заключается в том, чтобы самостоятельное чтение перешло на уровень сознательной, личностно-значимой деятельности.
Таким образом, педагог, учитывая этапы формирования читательской деятельности детей младшего школьного возраста, создаст оптимальные условия для формирования досуговой культуры на основе технологий библиотерапии во внеучебное время.
При формировании досуговой культуры детей младшего школьного возраста классный руководитель может использовать всевозможные увлекательные формы работы активного отдыха, такие как конкурсы, викторины, литературные балы, театрализованные представления, календарь знаменательных дат и др., которые направлены на расширение кругозора и создания хорошего настроения.
Особую роль в формировании досуговой культуры детей младшего школьного возрас-
та приобретают такие формы работы, как проведение детских читательских недель, целью которых является выявление интереса детей к литературе. Детские недели проводятся систематически, в недельный ход и планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки и др.). Начало детской недели предполагает торжественное открытие, в течение которого детям говорят о значении и роли читательской деятельности в жизни человека, знакомят с планом работы недели. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В течение читательской недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), где рассматриваются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов), показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов и т. п. Закрытие недели предполагает подведение итогов, награждение активистов, заключительный концерт.
Однако приоритетными формами формирования досуговой культуры детей младшего школьного возраста выступают такие формы, как «чтение» и «читательская конференция». Процесс читательской деятельности имеет ряд преимуществ, т. к. в соответствии с возрастом дает ребенку ряд живых конкретных образов, возбуждает в нем целый ряд чувств, заставляет его радоваться, жалеть, пробуждает в нем сострадание, любовь и уважение к добрым поступкам.
Читательские конференции, как одна из важных форм формирования досуговой культуры младших школьников, способствуют развитию интеллектуальных умений, кругозора учащихся, познавательного интереса.
Важная деталь значимости читательских конференций состоит в том, что благодаря ей формируется читательский выбор художественной литературы, читательские пристрастия, читательская культура, привычка читать регулярно и с удовольствием.
Читательская конференция включает в себя несколько этапов работы: организационный этап; постановка целей; знакомство с планом и правилами конференции; детские выступления; итог конференции; домашнее задание для подготовки к следующей конференции.
При подготовке к данному виду деятельности может использоваться методика, со-
стоящая из следующих компонентов: изучение приоритетов в чтении младших школьников, определение темы конференции и выбор произведений; определение сроков проведения конференции; установление вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции; распределение учащихся по группам для участия в конференции; анализ готовности учащихся класса к конференции; просмотр спектаклей, выставок, посещение музеев, имеющих отношение к теме; обсуждение результатов конференции.
«Чтение» и «Читательские конференции» способствуют формированию у детей младшего школьного возраста положительных эмоций, преодолению замкнутости, неуверенности, желанию открыть прочитанную книгу еще и еще раз, развитию эрудиции учащихся.
Таким образом, формирование досуговой культуры младших школьников в системе непрерывного образования в социальнокультурной сфере средствами библиотерапии направлено на развитие способностей и интереса учащихся, выявление индивидуальных интересов учащихся, что реализуется в процессе организации коллективно-творческой деятельности.
1. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность. М., 1998.
2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М., 2002.
3. Кузьмин Е.А. Национальная программа поддержки развития чтения намного сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы: предисловие к печатному изданию Программы // Библиотечная газета. 2007. № 1.
4. Карданова М.В. К софийной библиотерапии // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. М., 2001.
5. Шамова Т. И. Активизация учения школьников: монография. М., 1982.
6. Казакина М.Т. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л., 1981.
7. Моздокова Ю.С. Содержание социальнокультурной интеграции // Человеческий капитал. М., 2008. № 4 (10). С. 34-43.
8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001.
Поступила в редакцию 4.10.2012 г.
UDC 371
FORMATION OF LEISURE CULTURE PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN CONTINUOUS EDUCATION SYSTEM IN SOCIO-CULTURAL SPHERE BY MEANS BIBLIOTHERAPY
Tatyana Eduardovna MANGER, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Social and Cultural Activities Department, Head of Pre-professional Education Department of Academy of Social and Educational Technology, e-mail: [email protected]
The formation questions of leisure culture means primary schoolchildren bibliotherapy, the use of active and nonstandard forms of extracurricular activities of students that meet their interests and abilities, develop the ability to evaluate their own and others' achievements are considered. The represents exposition of ground forms and methods on creation leisure culture of primary schoolchildren by means of “reading”, which implementation will widen capabilities of educational process in a social and cultural sphere and will contribute to creation of conditions for the equal demonstration of individual abilities by pupils in a non-learning time activities is given.
Key words: reading; bibliotherapy; leisure culture; primary schoolchildren; educational process; extracurricular activity.