УДК 374
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ © А.В. Плеханова
В статье рассматриваются основные аспекты организации досуга. Описаны формы и методы по формированию досуговой культуры младших школьников, реализация которых расширит возможности воспитательного процесса в культурно-досуговой деятельности и будет способствовать созданию условий для совместной коллективно-творческой деятельности во внеучебное время.
Ключевые слова: школьник; младший школьный возраст; культурно-досуговая деятельность; внеклассная деятельность.
Культурно-досуговая деятельность является благоприятной почвой для формирования у детей младшего школьного возраста фундаментальных человеческих потребностей. С началом школьного образовательного процесса у ребенка изменяется весь жизненный уклад. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение предлагаемых учителем или родителями моделей поведения, общения, взаимодействия. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Важная роль в формировании гармонично развитой, общественно-активной личности принадлежит обучению как специально организованному взаимодействию культурного досуга и учения, направленному на передачу молодому поколению социальнокультурного опыта [1].
Своеобразие образовательной деятельности в воспитательном процессе младших школьников во внеучебное время состоит в том, что она носит более свободный, непринужденный характер, всецело строится на интересе и носит занимательный характер, т. к. в ней присутствует элемент игры, где педагог выступает в роли наставника и посредника между взрослыми и детьми.
Для данного рода деятельности характерна определенная специфика, определяющаяся теми психологическими возрастными особенностями, которые характерны для периода от 6 до 11 лет (эмоциональное и непосредственное восприятие мира, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и т. д.).
Организация культурного досуга в образовательной деятельности рассматривается как целостная динамическая система. Движущей силой воспитательного процесса в культурно-досуговой деятельности является разрешение противоречия между разнообразными воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в пределах развития возможностей учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в т. ч. со стороны педагога. В связи с этим нужно хорошо знать психофизиологические особенности учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи.
В результате организации культурнодосуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. В этом плане важно рассмотреть соотношение понятий «воспитательный процесс» и «воспитательная система» [2].
Между понятиями «воспитательная система» и «воспитательный процесс» четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой - эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения
воспитательных задач. Если воспитательный процесс рассматривать с позиции системного подхода во внеучебной деятельности, то понятия «воспитательная система» «и «воспитательный процесс» идентичны [2].
В контексте нашего исследования под воспитанием мы будем понимать целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).
По мнению большинства ученых, занимающихся исследованиями в данном направлении, большое значение для организации культурно-досуговой деятельности младших школьников во внеурочное время имеет развитие самой воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура. «С одной стороны, система психолого-педагоги-ческая, с другой - внеучебно-педагогическая, и влияет она на младших школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания), но и как внеучебный фактор (через включенность в окружающую среду, через ее отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данной конкретной деятельности)» [2].
Таким образом, культурно-досуговая деятельность в данном контексте рассматривается как компонент педагогического процесса, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития младшего школьника, т. е. включение ребенка в различные виды социальных отношений посредством определенных педагогических методов культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность, осуществляемая во внеурочное время, предполагает наличие определенных компонентов, совокупность которых позволит решить задачи, направленные на формирование всестороннего развития детей младшего школьного возраста, а именно: создание условий для равного проявления учащимися своих индивидуальных способностей во внеучеб-ной деятельности; использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и
возможностям; развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения; помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность; помочь детям научиться принимать решения самостоятельно и в группе; научить детей сочувствию; развить в детях открытость, умение выражать свое отношение к другим; помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям; помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности; развить в себе сильные стороны своего характера.
Таким образом, реализация культурнодосуговой деятельности в начальной школе во внеурочное время позволяет ребенку осуществлять процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми. При этом очень важно, чтобы он делал это рационально, продуктивно и творчески.
Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время включает в себя совокупность педагогических методов и методов социально-культурной деятельности, сочетание которых и правильное применение позволяет достичь поставленные воспитательные цели.
Так, можно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния культурно-досуговой деятельности во внеучебное время, направленных на формирование всесторонне развитой личности. К ним мы относим методы прямого педагогического влияния, предполагающие немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание и методы косвенного педагогического влияния, направленные на создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.
Данные методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные стороны ребенка. При этом каждый из них имеет доминирующее воздействие на определенную сущностную сферу личности младшего школьника.
К методам педагогического влияния культурно-досуговой деятельности на формирование всесторонне развитой личности во внеурочное время относятся: методы воздействия на интеллектуальную сферу; методы воздействия на мотивационную сферу; методы воздействия на эмоциональную сферу; методы воздействия на волевую сферу; методы воздействия на сферу саморегуляции; методы воздействия на предметно-практическую сферу.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу направлены на формирование взглядов, понятий и установок, где приоритетом выступают методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.
Данный метод реализуется через различные формы, в частности: исторические аналогии, библейские притчи, басни, театрализованные представления, разнообразных дискуссии и т. п. [3].
В процессе убеждения важная роль отводится и методу самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают в себя методы стимулирования, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие его компоненты, как поощрение и наказание.
Поощрением выражается позитивная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки, благоприятные эмоции, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и др. Поощрение должно быть
справедливым, как правило, согласованным с мнением коллектива и представлять собой естественное следствие поступка ученика, а не следствие его стремления получить поощрение. Поэтому поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, т. к. неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.
Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. К видам наказания относят наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения и др.
Наказание - это сильнодействующий метод, поэтому оно ни в коем случае не должно унижать достоинство младшего школьника.
Таким образом, методы стимулирования помогают младшему школьнику формировать умение правильно оценивать свое поведение и способствуют осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации. В связи с чем метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у детей необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Основным методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
Методы воздействия на волевую сферу в организации культурно-досуговой деятельности предполагают развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; разви-
тие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Основное влияние на формирование волевой сферы оказывают методы требования, которые различают как прямые и косвенные.
Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность и точность. Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т. д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников.
Требование существенно влияет на процесс формирования культурно-досуговой деятельности, и следствием его реализации являются упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности (навыки и привычки). Этим качествам в жизни младшего школьника принадлежит важная роль.
Методы воздействия на сферу саморегуляции в культурно-досуговой деятельности направлены на формирование у младших школьников во внеучебное время навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести и метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей младшего школьного возраста качеств, помогающих ему реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. К ним относят: методы организации деятельности и поведения воспитанников во внеучебное время в специально созданных условиях, направлен-
ные на необходимость решения какой-либо проблемы; методы воздействия на экзистенциальную сферу, направленные на включение учащихся в систему новых для них отношений; метод дилемм, заключающийся в совместном обсуждении младшими школьниками моральных дилемм; метод рефлексии, означающий процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.
Тем не менее в современных условиях модернизации учебно-воспитательного процесса далеко не все методики педагогического ресурса используются в организации развития личности младшего школьника во вне-учебное время. Поэтому особую актуальность в организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время приобретает игровая деятельность, т. к. в этот возрастной период игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Влияние игры на жизненное самоопределение младших школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества неоспоримо. Игра выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, т. к. в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих
функций [4].
Досуговый потенциал игр зависит от их содержания, от того, каким героям подражают дети, и от самого процесса игры, от мастерства организаторов игр. Познавательные игры расширяют объем знаний, развивают интеллектуальные способности, снижают психологические и физические нагрузки, подготавливают сознание ребенка к восприятию нового.
Таким образом, анализ методов, направленных на формирование культурно-досуговой активности детей младшего школьного возраста во внеурочное время, показал то,
что они имеют важное значение для организации педагогических условий. Детей можно и нужно обучать искусству проведения своего досуга. Педагогические усилия в этом направлении не бессмысленны. При этом именно разнообразная классификация методов досуга может оказать педагогу неоценимую услугу в формировании досуговой культуры младших школьников. Чем шире и разнообразнее будут применяться методы организации культурно-досуговой деятельности во внеучебное время, тем большие возможности открываются перед педагогами-
практиками и организаторами детского досуга в развитие личности ребенка.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 1986.
3. Бондаренко Н.А. Воспитание творческой личности через коллективную деятельность // Начальная школа. 1999. № 8.
4. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. СПб., 1992.
Поступила в редакцию 4.09.2009 г.
Plehanova A.V. Methodics of organizing the cultural and leisure-time activity with children of younger school age during after-hour time. The article considers basic methodics of organizing cultural and leisure-time activity. The article describes forms and methods of formation of leisure-time culture of the younger schoolboys, realization of which will expand possibilities of educational process in cultural and leisure-time activity and time will promote creation of conditions for joint collective and creative activity during the extra-curricular time.
Key words: schoolboy; younger school age; cultural activity; extra-curricular activity.
УДК 374
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © О.М. Молодых
В статье рассматриваются возможности дополнительного образования в аспекте реализации творческих способностей одаренных детей. Активная деятельность за пределами основных учебных занятий рассматривается не только как важный фактор усвоения учебных программ, но и как средство воспитания и развития неординарной творческой личности. Перед педагогами дополнительного образования поставлена сложная задача - создать такую педагогическую систему, которая позволит осуществлять диагностику, обучение и воспитание одаренного ребенка и обеспечить максимальную реализацию его способностей и возможностей.
Ключевые слова: музыкальная одаренность; дополнительное образование; потенциал талантливых детей; креативность.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время обусловлен общественными потребностями в неординарной творческой личности.
Актуальность развития музыкальной одаренности в условиях дополнительного образования обусловлена тем, что по статистике большая часть выдающихся, талантливых людей обучалась не в «элитарных», а в «обычных» - массовых учебных заведениях. И есть основания предполагать, что данная тенденция сохранится, несмотря на то, что в соответствии с Типовым положением об об-
разовательном учреждении дополнительное образование ориентированно на достижение повышенного уровня образования в определенной сфере деятельности.
Изначально в учреждения дополнительного образования поступают дети, имеющие разные музыкальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению, готовые к творческому труду. Поэтому, с одной стороны, деятельность педагогического коллектива направлена на создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их творческого