4. Schahtel E.G. On alienated concepts of identity // Josephson E., Josephson M. Man alone: Alienation in modern socity. N. Y., 1969. P. 73-83.
5. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Психологический журнал. М., 2000. № 1. С. 35.
6. Косыре в В.Н. Отчуждение учебного труда как препятствие развитию личностного потенциала // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы 7 Международной конференции. Тамбов, 2008. С. 95-101.
7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: теоретические аспекты, практическое применение. М., 1996. С. 198.
8. Юсупов И.М. Социопатические предпосылки
криминальных деяний. Казань, 1996. С. 14-15.
Поступила в редакцию 11.02.2010 г.
Popova O.A. Alienation as a reason of teenagers’ delinquent behavior.
Theoretical analysis and empirical research show presence of stable relation of delinquent behavior with alienation among teenagers. Characteristic spheres of alienation among delinquent teenagers are revealed: from oneself, from a family, from educational activity. Relation of personal features with each of alienation spheres is defined.
Key words: alienation; delinquent behavior; reason; personal peculiarities.
УДК 374
ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛА ДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© А.В. Плеханова
В статье идет речь о становлении и развитии системы культурно-досуговой деятельности в социально-культурной сфере в исторической ретроспективе. На основе развернутого историко-ретроспективного анализа рассмотрен генезис понятия «культурно-досуговая деятельность» и определены основные этапы ее становления и развития в России и за рубежом.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность; младший школьник; историко-ретроспективный анализ; этап; развитие.
Необходимость модернизации образования вызвана быстрыми темпами развития научно-технического прогресса, требующими от человека непрерывного обновления своих знаний, умений и навыков. Содержание модернизации образования и воспитания определяется изменением целей образования и воспитания - не только научить ребенка, но и развить его познавательные и созидательные способности, сформировать систему универсальных знаний, умений, навыков, досуговую культуру во внеурочное время [1].
Младший школьный возраст - это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир. Особую важность в этом играет приобщение ребенка к культурному досугу путем реализации культурно-досуговой деятельности во внеурочное время.
Культурно-досуговая деятельность выступает для младшего школьника как основа для постепенного погружения в развиваю-
щееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой культурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым и задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, т. е. способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, становится первостепенной.
Свои исследования данной проблеме посвятили такие российские ученые, как М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, Е.Г. Дорон-кина, А. Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, А.П. Марков, В.Е. Новаторов, В.Е. Триодин, Н.Н. Ярошенко и др. В их исследованиях понятие «культурно-досуговая деятельность» рассматривается как освоение человеком мира культуры.
Исходные концептуальные идеи исследователей свидетельствуют о накопленном богатом практическом материале, требующем теоретического анализа с точки зрения данной проблематики.
На основе развернутого историко-ретроспективного анализа рассмотрим генезис понятия «культурно-досуговая деятельность» и определим основные этапы ее становления и развития в России и за рубежом.
На каждом этапе развития общества требования к культурно-досуговой деятельности в социально-культурной сфере носят специфический характер и обусловлены целым рядом объективно существующих обстоятельств.
В разные исторические периоды в России культурно-досуговая деятельность называлась: внешкольное образование, политикопросветительская работа, культурно-просветительская работа, культурно-досуговая работа, социально-культурная деятельность.
Культурно-досуговая деятельность, являясь составной частью социально-культурной деятельности, выступает как деятельность, которая направлена на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения, внеурочная деятельность) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство, усваивание культурных ценностей и т. д.
Первый этап становления и развития культурно-досуговой деятельности (Х-ХУ вв.) -это этап становления педагогической мысли и возникновения социально-культурного уклада российского образования, т. к. с появлением азбуки и принятием христианства создаются основы грамотности, нравственного и религиозного воспитания. Развивается письменность, потребность в чтении. Волхвы, гусляры, сказатели, скоморохи выполняют посредническую функцию в распространении социокультурных ценностей [2].
Письменность способствовала расширению воспитательно-образовательных средств, что привело к появлению новой функции -просветительно-педагогической. Пропагандистом культурно-духовного просвещения народа на данном этапе выступает церковь, в частности монастыри, при которых обучали
грамоте, читали книги, воспитывали и приобщали к культуре.
Растущая потребность в книгах вызвала в середине ХГУ в. развитие в Москве книгопечатания. Издание книг типографским путем дало толчок распространению всеобщей грамотности и потребности в чтении как одной из форм досуга.
Сущность же образовательно-воспитательной политики до Х в. заключалась в подготовке подрастающего поколения к жизни в общине и приобщении к социально-культурному наследию. Большое значение отводилось нравственному воспитанию (исполнение языческих обрядов, поклонение богам, повиновение старшим, почитание предкам и т. п.). Обычаи, обряды и ритуалы составляли исходные воззрения воспитания. В этом смысле традиции, заложенные бытовой обрядностью, играли первостепенную роль в формировании духовно-нравственного и социально-бытового воспитания личности. В языческой общине шел устойчивый процесс формирования и накапливания образовательно-воспитательного опыта на основе бытовой обрядности [3].
Конечно, многие языческие праздники нашли свою нишу в христианском календаре, но церковь старалась искоренить языческие праздники. Популярными досуговыми забавами того времени были катание с гор, кулачные бои, песенное сочинительство и исполнительство [3].
Таким образом, данный этап становления и развития культурно-досуговой деятельности рассматривается нами как этап зарождения просветительско-педагогической функции, где ведущая роль отводится народной педагогике и церковной пропаганде, где культурная деятельность церкви способствовала усвоению философского педагогического наследия и обогащению образовательной мысли.
Следующий этап становления и развития культурно-досуговой деятельности (ХУГ-
XIX вв.) - период просвещения и возникновения социально-культурных общностей, зарождение внешкольного образования.
В начале ХУГ в. в России появляется новое направление в культурном образовании -классическое. Данное направление повлекло за собой создание целого ряда нового типа гуманистических школ (латинских школ) -
лицеев, гимназий, ученых школ - и, соответственно, появление новых форм досуга, которые были направлены на просвещение и образование.
Появление самых первых форм внешкольной деятельности в России связано со Шляхетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х гг. ХУГГГ в. воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вместе с товарищами и читали свои литературные пробы. В 1759 г. учащиеся уже имели свой печатный орган под названием «Праздное время в пользу употребленное». Эти слова можно считать одним из направлений культурно-просветительской деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.
Досуг как явление государственной политики в России впервые приобрело свой облик во время правления Петра Г и получило свое дальнейшее развитие в период правления Екатерины ГГ. С этого времени начинает свой отсчет и история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины ГГ для ее внука, будущего императора России Александра Г [4].
В конце ХГХ в. в педагогической литературе появляется термин «внешкольное образование», под которым подразумевалась вся совокупная деятельность в области культурного просвещения и образования в свободное время. Мы считаем, что именно в это время зародилась и теория внешкольного образования как средства всестороннего гармонического развития подрастающего поколения в умственном, духовно-нравственном, эстетическом и физическом отношениях, которое осуществляется через различные формы культурно-досуговой деятельности [5]. В этот период были предприняты попытки организации массовых мероприятий в детских внешкольных учреждениях; внешкольное образование взяло на себя роль приобщения личности ребенка к культурно-досуговой деятельности.
Следовательно, сущность образовательно-воспитательной политики ХГХ в. заключалась в многообразии культурно-просветительных учреждений внешкольного образования, что позволило расширить рекреативно-коммуникативные, информационно-про-
светительные и культурно-образовательные функции социально-культурной деятельности.
Таким образом, данный этап становления и развития культурно-досуговой деятельности рассматривается как этап становления и развития новой образовательной системы: создаются социальные общности, деятельность которых была направлена на приобретение и углубление полученных знаний; самообразование и саморазвитие; занятие научно-исследовательской деятельностью; приобщение к культурным ценностям; разумное проведение досуга; удовлетворение потребностей в общении.
Третий этап становления и развития культурно-досуговой деятельности (начала ХХ в. и по 70-е гг. ХХ в.) связан с бурным развитием экономики в России и перестройкой всей системы образования и воспитания.
Сущность образовательно-воспитательной политики дореволюционного периода позволяет нам выделить две тенденции развития в культурно-просветительской деятельности в системе образования: государственная система образования, ориентирующаяся главным образом на подрастающие поколение, и дополнительная система образования, получившая название «внешкольное образование», которое было направлено на обучение, развитие и просвещение населения [5]. Таким образом, внешкольное образование и общее государственное образование данного периода можно рассматривать как составные элементы досуговой деятельности в социально-культурной сфере того времени. Это объясняется тем, что общее государственное образование связано в первую очередь с обучением и умственным развитием личности, а внешкольное образование - непосредственно с самообразованием, развитием творческих способностей в свободное время. Внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.
Перестройка всей системы культурного образования произошла после революции 1917 г. Образование стало приобретать черты совокупного обучения и воспитания подрастающего поколения, которые способствовали развитию гуманизации личности, и, что самое важное, внешкольная деятельность
была включена в общую систему народного просвещения.
Сущность школьного и внешкольного образования того времени заключалась в подготовке подрастающего поколения к жизни; педагогическая работа возводилась в ранг организаторской деятельности и определялась как социальная функция.
В это время одними из первых исследователей культурно-досуговой деятельности стали видные государственные, партийные, общественные деятели молодой Советской России.
В 1920-193 0-е гг. в речах и трудах исследователей культурно-досуговой деятельности был высказан ряд принципиальных положений о сущности, назначении и функциях, социальном своеобразии досугового времени, его культурном потенциале [5].
Сущность образовательно-воспитательной политики к 70-м гг. ХХ в., согласно официальной концепции народного образования того времени, заключалась в том, что из школьных стен должны были выходить не просто грамотные, а всесторонне развитые люди, обладающие к тому же прочным марксистско-ленинским мировоззрением. Во всех школах под руководством пионервожатого, организатора внеклассной работы или завуча по воспитательной работе действовали октябрятские звездочки, пионерские дружины и комсомольские организации. Вместе с тем школьные общественные организации несли не только идеологическую нагрузку, но и играли важную роль в сфере досуга, где учили правилам общежития, труду и поведению в коллективе.
Таким образом, данный этап становления и развития культурно-досуговой деятельности рассматривается нами как этап расширение количества видов и форм детского досуга во внеурочное время, развитие различного рода общественных движений, клубов и ассоциаций.
Четвертый этап становления и развития культурно-досуговой деятельности (70-е гг.
ХХ в. и по настоящее время) рассматривается как этап становления современной системы образования и воспитания, где происходит расширение социально-культурного досуга и социокультурных учреждений.
70-80-е гг. ХХ в. стали периодом наивысшего развития внеурочной деятельности,
когда определяются главные направления в содержании культурной деятельности и складывается уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную «индустрию» организации досуговой деятельности детей. Однако на внеурочной деятельности в школе с давних пор лежал отпечаток бюрократизма и формализма, особенно усилившийся в 1970- 1980-е гг., когда грамотно составленный отчет часто ценился выше самого мероприятия [6].
В 1991 г. после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, который постепенно заполнялся за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и движений и появления новых внеурочных форм деятельности [6].
Сущность образовательно-воспитательной политики после 1991 г. заключается в следующих направлениях: создании воспитывающей среды, способствующей становлению ребенка как человека и гражданина; создании организационно-педагогических
условий формирования культурного досуга школьников, содействующих раскрытию и развитию способностей школьников; появлении возможностей развития учащихся в общеобразовательной школе во внеурочное время.
Таким образом, четвертый этап становления и развития культурно-досуговой деятельности рассматривается нами как этап становления современной системы образования и воспитания. Культурно-досуговая деятельность младших школьников во внеурочное время направлена на активное общение; дополнительное образование; на осознание себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения.
Обратимся к международному опыту исследований и реализации системы культурно-досуговой деятельности в развитых стра-
нах. Данная проблема определяется спецификой региона, страны.
Так, среди исследований теории и социологии досуга в США 20-30-х гг. ХХ в. в «Международной энциклопедии социальных наук» выделены наиболее известные исследования, проведенные Робертом и Хелен Линд, в которых уделено много внимания изучению досуговой деятельности, а также способам ее организации. В 1934 г. Д.-А. Ландберг в своем классическом труде определял досуг как противоположность тем видам деятельности, которые являются орудием для достижения других целей, а не самоцелью.
После Второй мировой войны социологи досуга разрабатывают новые критерии и выявляют новый смысл досуга. Соединенные Штаты начали заниматься проблемой массового общества, а именно массового потребления и массовой культуры. В этом контексте явление досуга породило целую серию работ. В конце 50-х гг. ХХ в. появились первые научные статьи на тему массового досуга - о связи досуга и культуры в массовом обществе. В Англии Раунтри и Дж.-Р. Лаверс положили начало выпуску целой серии социологических монографий и научных исследований, которые нашли широкий отклик в разных странах [7].
С 1954 г. проводится широкомасштабный опрос общественного мнения по проблемам детского досуга. Появляются энергичные правительственные программы, направленные на строительство сооружений и создание условий для досуга. Ж.-Р. Дюмазедье в своих трудах писал о том, что суть досуга в обеспечении рекреации личности, т. е. снятии физической, психической и интеллектуальной ее усталости. Но в России это направление должного развития не получило [7].
В 60-е гг. ХХ в. широко разрабатывались программы по подготовке населения к досуговой сфере, открывались центры досуга. В Великобритании, например, начало развиваться профессиональное обучение организатора досуга.
В исследованиях 80-х гг. ХХ в. говорится о проблеме неподготовленности общества к проведению культурного досуга, особенно в условиях роста свободного времена [8]. Так, Д. Кларк и Ч. Критчер выделяют молодежную культуру досуга, и подчеркивается мысль о необходимости подготовки подрост-
ка к проведению свободного времени с пользой. Авторы рекомендуют включить в систему образования детей обучение досугу, прививать им навыки, необходимые для «социально наполненной жизни». Они выступают против статуса досуга как «сепаратной сферы», а связывают его с социальными и политическими процессами и структурами общества. Они идут еще дальше в теоретическом осмыслении досуга, ставя перед собой задачу посредством его изучения познать развитие, организацию и структуру целого общества. По их мнению, теория досуга заслуживает выделения в отдельную отрасль науки, т. к. во всех базисных науках (философия, социология, педагогика и др.), неотъемлемой частью которых она является, ей не отведено подобающего места.
Таким образом, современные зарубежные ученые развивают идеи взаимодействия наук в исследовании досуга и выделяют «досуг» в качестве самостоятельной отрасли науки [8].
Таким образом, культурно-досуговая деятельность младших школьников в социально-культурной сфере, - по сути, новая философия, требующая инновационных методологических подходов к построению системы комплексного формирования личности. Эта философия исходит из того, что к будущему надо готовить не только высококвалифицированных специалистов, но и сознательных граждан. Поэтому целесообразно за основу современной стратегии культурного досуга взять формирование качественно нового мировоззрения - мировоззрения, нацеленного на устойчивое гуманистическое развитие. Эффективность же функционирования данной системы необходимо рассматривать в контексте деятельностного, личностно-ориентированного, культуротворческого подходов и концепции образования, что позволит личности младшего школьника не только адаптироваться к изменениям в разносторонней деятельности, но и развивать социокультурные знания, умения и навыки, культуру общения, потребность в саморегуляции.
1. Байбородов Л.В., Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2002.
2. Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. Казань, 2003.
3. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности. М., 1994.
4. Литвинцева Г.Ю. Культурно-досуговая деятельность в Петровский период: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1993.
5. Романов А А. Проблема внешкольного воспитания детей в педагогическом опыте С.Т. Шацкого. Рязань, 2001.
6. Савченко А.М. Введение в историю культурнопросветительной работы в СССР. М., 1988.
7. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурнодосуговой деятельности за рубежом. М., 1999.
8. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992.
Поступила в редакцию 1.02.2010 г.
Plehanova A.V. Formation of the leisure-time culture of younger schoolboys in extracurricular time as a scientific and pedagogical problem.
The article tells about formation and development of the system of cultural-leisure-time activity in social-cultural sphere in a historical retrospective. On the basis of the developed historical-retrospective analysis genesis of the concept “cultural-leisure-time activity” is considered and the basic stages of its formation and development in Russia and abroad are determined.
Key words: cultural-leisure-time activity; younger schoolboy; historical-retrospective analysis; stage; development.
УДК 373.2:159.922.7
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА «Я» РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© М.Р. Табилова
Статья посвящена проблеме введения и структурного формирования образования детей старшего дошкольного возраста в современной России, в частности основным моментам личностного развития будущего школьника. В дошкольном возрасте первостепенное значение имеет развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психолого-педагогических условий: индивидуального подхода к ребенку, предоставления широкого выбора видов деятельности, отсутствия жесткой предметности.
Ключевые слова: дошкольное детство; предшкольное образование; социальный конструкт «готовность к школе»; личностные новообразования; образ «Я» ребенка-дошкольника.
Дошкольное детство, как и последующие этапы развития человека, несет в себе все элементы системы человеческих взаимоотношений. В современном российском обществе актуализируется вопрос предшкольного образования этапа детства.
Предшкольное образование - целенаправленный организованный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу.
Содержание предшкольного образования во многом определяется социальным конструктом «готовность к школе». При подготовке к школе делается акцент на предметную подготовку (чтение, письмо, счет, иностранный язык), психологическую (развитие внимания, памяти, мышления, воображения,
усидчивости; психологическое тестирование, диагностика, коррекция, консультирование), логопедическую (развитие речи), общую (развитие кругозора). В то же время физическая подготовка часто носит маловыражен-ный характер, несмотря на общий фон ослабления здоровья детей. Наблюдается снижение значимости эстетической подготовки (рисование, лепка, музыка). Нередко происходит сужение мира детской игры.
В дошкольном возрасте первостепенное значение имеет развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психологопедагогических условий: индивидуального подхода к ребенку, предоставления широкого выбора видов деятельности, отсутствия жесткой предметности.