Научная статья на тему 'Модель формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии'

Модель формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / БИБЛИОТЕРАПИЯ / ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / FORMING MODEL / EDUCATIONAL CULTURE / BIBLIOTHERAPY / OUTSIDE REGULAR HOURS / PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеханова А. В.

В статье исследуются процесс формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования технологий библиотерапии. На базе развернутого анализа рассмотрена теоретическая модель формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии, в которой представлены предпосылки и факторы формирования данного процесса, принципы и функции, на которых базируется деятельность данной системы, средства, формы, методы, виды и технологии социальнокультурной деятельности, механизмы реализации данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плеханова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING MODEL OF EDUCATIONAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF BIBLIOTHERAPY TECHNOLOGIES

This article deals with the forming process of educational culture of primary schoolchildren on the basis of application of bibliotherapy technologies. On the basis of detailed analysis the theoretical model of educational culture forming of primary schoolchildren with bibliotherapy technologies is considered. In this model the preconditions and factors of process forming, principles and functions defined the activity of this systems, means, forms, methods, types and technologies of socio-cultural activity, model implementation mechanisms are presented.

Текст научной работы на тему «Модель формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛА ДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ

БИБЛИОТЕРАПИИ

А. В. ПЛЕХАНОВА

В статье исследуются процесс формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования технологий библиотерапии. На базе развернутого анализа рассмотрена теоретическая модель формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии, в которой представлены предпосылки и факторы формирования данного процесса, принципы и функции, на которых базируется деятельность данной системы, средства, формы, методы, виды и технологии социальнокультурной деятельности, механизмы реализации данной модели.

Ключевые слова: модель формирования, познавательная культура, библиотерапия, внеурочное время, младшие школьники.

Демократические преобразования общества на современном этапе, особенности социокультурной ситуации послужили мощным стимулом к модернизации образования, необходимость которой вызвана быстрыми темпами развития научнотехнического прогресса, требующими от человека непрерывного обновления своих знаний, умений и навыков. Содержание модернизации образования и воспитания определяется изменением целей образования и воспитания - не только научить ребенка, но и развить его познавательные и созидательные способности, где важная роль отводится библиотерапии как средству формирования познавательной культуры младших школьников.

Проблема формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии, по сути, новая философия, требующая инновационных методологических подходов к построению системы комплексного формирования личности. Поэтому целесообразно за основу современной стратегии формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии взять формирование качественно нового мировоззрения -мировоззрения, нацеленного на устойчивое гуманистическое развитие.

Нами была разработана теоретическая модель формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии, в которой представлены предпосылки и факторы формирования данного процесса, принципы и функции, на которых базируется деятель-

ность данной системы, средства, формы, методы, виды и технологии социально-культурной деятельности, механизмы реализации данной модели.

Формирование познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии имеет свои внешние и внутренние предпосылки.

Внешние предпосылки, по нашему мнению, обусловлены развитием общества и системы школьного образования в целом, к которым мы относим политические, экономические и социокультурные. Политические предпосылки направлены на проведение целенаправленной политики по организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений, основанного на педагогической науке в целом и информатизации общества. Экономические предполагают новые механизмы государственного финансирования системы школьного образования, привлечение внебюджетных средств, налогового стимулирования инвестиций, новые механизмы оплаты труда и экономии от масштаба образовательной деятельности. Социокультурные направлены на усиление внимания к проблемам общечеловеческого, социокультурного значения, на ценностную переориентацию человеческого мышления в сторону гуманизации обучения и связаны с интегрированием личностного обучения и формированием образа жизни, адекватного современным условиям.

Данные предпосылки формируют определенные потребности социума, включающие в себя потребности общества, семьи и личности, направ-

ленные на удовлетворение социально-культурных запросов личности как субъекта познания.

Внутренние предпосылки формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии связаны с необходимостью разрешения проблем не только системы образования в целом, но и составляющих ее подсистем, в частности школьного образования. К внутренним предпосылкам относятся информационные, коммуникационные и образовательные потребности субъектов системы школьного образования, оказывающие влияние на функционирование самой системы, перестройку ее работы на основе использования новых методологий обучения на основе технологий библиотерапии, интенсификации процесса обучения, внедрения в учебно-воспитательный процесс новых технологий, повышения квалификации педагогов, активизации просветительской деятельности.

Данные предпосылки находят свое отражение в образовательной, познавательной и практической деятельности, обусловливающие творческую активность всех субъектов образовательного процесса, эффективная реализация которых приводит личность к интеллектуальной и нравственной зрелости и формирует гуманистическую личность, готовую к культурному самоопределению.

Процесс формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии обусловлен рядом существенных факторов, определяющих эффективность данного процесса, которые мы определили как внутренние и внешние.

К внутренним факторам мы отнесли индивидуально-личностные и психофизиологические; к внешним факторам - потребностно-мотива-ционные и личностно-деятельностные.

Учет данных факторов в процессе формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии предполагает осуществление структурно-содержательных изменений данного процесса, предоставление самостоятельности в выборе внеурочных образовательных программ в соответствии с запросами социума, разработку и введение соответствующих инновационных технологий библиотерапии и социально-культурной деятельности, охватывающих основные ценностно-ориентированные и культуротворческие направления жизнедеятельности личности, что позволяет создать благоприятные условия для формирования познавательной культуры младших школьников.

Возникшие предпосылки процесса формирования познавательной культуры младших школь-

ников на основе технологий библиотерапии и факторы, направленные на формирование личности нового типа мышления, призваны способствовать духовному становлению личности, ее культурному самоопределению в ясном сознании возможных альтернатив, с чувством ответственности за судьбу культурных традиций, что определяет создание развивающей образовательной среды, направленной на: реализацию художественно-творческих потребностей младших школьников в духовном и интеллектуальном росте; определение мотивации к самопознанию и самообразованию; развитие активности и целеустремленности к процессу познания; к эффективному овладению знаниями и способами художественнотворческой деятельности.

Формирование познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии необходимо осуществлять с учетом совокупности теоретико-методологических положений, в основе которых заложены основные компоненты, определяющие педагогические условия данного процесса, а именно: целевой компонент (цели и задачи системы школьного образования); социально-психологический компонент (взаимодействие субъектов системы школьного образования); технологический компонент (формы, методы и средства социально-культурной деятельности); диагностический компонент (диагностический комплекс, необходимый для выявления эффективности воздействия технологий библиотерапии); результативный компонент (характеристика результатов применения технологий библиотерапии).

Построение учебно-воспитательного процесса формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии должно осуществляться на традиционных и специфических принципах образования и социально-культурной деятельности.

К традиционным принципам мы относим: принцип гуманизма, принцип системности и последовательности, принцип наглядности, принцип всеобщности и доступности, принцип сознательности и активности.

Среди специфических принципов относительно нашего исследования мы выделяем: принцип творческой направленности; принцип рефлексивного управления; принцип развития инициативы и самоорганизации; принцип фасилита-ции и интереса; принцип позитивности; принцип единства просвещения и идейно-нравственного воспитания; принцип дифференцированного подхода; принцип взаимообусловленности воспита-

тельной и образовательно-творческой деятельности; принцип эмоциональной насыщенности.

Данные принципы предполагают целенаправленный, интегральный, динамичный подходы к формированию познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии и определяют ее методологию и содержание, поставленные на технологическую основу.

Функции формирования познавательной

культуры младших школьников на основе использования библиотерапии отражают определенные стороны и направления образовательной деятельности, нацелены на стимулирование социокультурной активности младших школьников, адаптацию, развитие личности и ее культуротворческих способностей, создание условий для полноценной познавательной и художественнотворческой деятельности.

К ним мы относим: мировоззренческую

функцию; социализирующую функцию; мотивационную функцию; адаптационную функцию; коммуникативную функцию; культуротворческую функцию; информационно-просветительскую функцию; ценностно-гедонистическую функцию; образовательно-развивающую функцию; эмоциогенную функцию.

Использование приведенных выше функций создает благоприятную возможность для формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии и осуществлять развитие личности, как субъекта познания, через включение его в познавательную, коммуникативную и художественно-творческую деятельность.

В качестве инструментов формирования познавательной культуры младших школьников нами использован комплекс технологий библиотерапии, включающий в себя общепедагогические, частнопредметные и локальные (модульные) технологии.

В теоретической модели формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии в единстве и взаимосвязи представлены методы социальнокультурной деятельности, под которыми мы понимаем способы, приемы, образы действия по использованию средств воздействия на аудиторию.

Методы социально-культурной деятельности применяются с целью эффективного использования форм и средств организации учебновоспитательного процесса.

К основным методам, применяемым в организации образовательной деятельности младших школьников на основе технологий библиотера-

пии, мы относим: метод моделирования образовательного процесса; метод организации творческой деятельности; метод формирования культурного сознания личности; метод формирования ценностных ориентаций личности; метод стимулирования познавательной активности личности; метод мотивации; методы познавательной и самообразовательной деятельности; метод проблемнотворческого характера; метод информационноречевого взаимодействия; метод включения в социально-культурную деятельность.

В контексте нашего исследования метод моделирования образовательного процесса предполагает построение образовательных моделей на основе технологий библиотерапии, социальнокультурных технологий и средств социальнокультурной деятельности.

Метод организации творческой деятельности заключается в организованном порядке всей образовательной деятельности, осуществляемой в рамках библиотерапии, так как лишь в этом случае возможно какое-либо целевое планирование.

Метод формирования культурного сознания личности построен на таких составляющих, как убеждение (доказательство какой-либо идеи на научной основе), внушение (авторитетное заявление, рассчитанное на позитивное восприятие его индивидом, группой или массовой аудиторией), пример (обращение к определенному опыту других людей, прошедших рассматриваемые ситуации).

Метод формирования ценностных ориентаций личности предполагает одним из важнейших условий становления и развития младших школьников присвоение ряда культуротворческих и общественных ценностей.

Метод стимулирования познавательной активности младших школьников основан на моральном и материальном поощрении личности в целях активного его включения в образовательную среду и направлен на создание условий, при которых личность стремится максимально выразить свои культуротворческие способности, добиться более высоких результатов в познавательной, коммуникативной и художественно-творческой деятельности.

Метод мотивации направлен на формирование и закрепление положительного отношения к познавательной, коммуникативной и художественно-творческой деятельности, и характеризуется возрастанием степени самостоятельности в выборе образовательной траектории и оценкой качества содержания познавательной деятельности.

Метод познавательной и самообразовательной деятельности содержит в себе словесные, на-

глядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые и другие методы, направленные на организацию учебно-воспитательной деятельности во внеурочное время.

Метод проблемно-творческого характера предполагает, что любое задание не должно привноситься как готовое и с определенным ответом; должен оставаться значительный запас для собственных инициатив школьника, где решение поставленной проблемы он должен стараться найти самостоятельно.

Метод информационно-речевого взаимодействия связан с психофизиологическими особенностями развития организма ребенка, а также необходимостью двусторонней связи учителей и младших школьников.

Метод включения в социально-культурную деятельность направлен на приобщение личности к опыту различного рода культуросообразной деятельности, трансляцию культурно-исторического опыта и репродуктивного проявления поискового характера культуротворческой рефлексии.

Помимо традиционных методов социальнокультурной деятельности нами используются психологические методы воздействия и специфические методы, такие как заражение, внушение, подражание, метод эмоционального воздействия, метод контрастного сопоставления, метод интеграции [3; 4].

Таким образом, все перечисленные методы, направленные на формирование познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии используются в совокупности друг с другом, находятся в тесной взаимосвязи и варьируются в зависимости от поставленных основных целей и задач в школьных учреждениях во внеурочное время.

К числу важнейших составляющих реализации педагогической модели формирования формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии относятся организационные средства социальнокультурной деятельности. Данные средства представляют собой способы передачи содержания (идей, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров и др.) в целях оказания влияния на сознание личности.

Среди широкого разнообразия средств социально-культурной деятельности, с целью эффективности формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии, в нашей модели мы использовали следующие: устные (живое слово); печатные (на-

учные, информационные и др. тексты); наглядные (подлинные или специально изготовленные, воспроизведенные предметы и явления); художественные (музыка, живопись, театр и др.); технические (звукоаппаратура, проекционные аппараты, костюмы и т. п.); психолого-педагогические (общение, самодеятельность, игра, зрелища и т. д.).

Организационные средства социально-культурной деятельности мы рассматриваем как способы передачи содержания и информации. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Следует отметить, что инструментарий представленных средств выступает в комплексе и применяется дифференцированно, с учетом возрастных особенностей субъектов процесса.

Выбор средств зависит от отраслевой культурно-досуговой направленности мероприятий, от образовательной цели и характера воздействия на младших школьников технологий библиотерапии.

В неразрывной связи с организационными методами и средствами формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии находятся формы социально-культурной деятельности. Под формами реализации теоретической модели мы понимаем способы организации образовательного процесса во внеурочное время. Формы социальнокультурной деятельности предусматривают решение самостоятельных образовательных задач и использование соответствующих технологий библиотерапии.

К образовательным формам формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии мы относим организационные и методические формы. Критериями выбора форм социально-культурной деятельности являются содержательность, массовость, привлекательность и эмоциональность, систематичность и цикличность, активное непосредственное участие младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Организационные формы, направленные на формирование познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии включают в себя массовые, групповые и индивидуальные социально-культурные формы.

Организация массовых форм в рамках использования библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников предполагает четкое осмысление и понимание цели всеми субъектами данного процесса; анализ вида, типа и жанра массовой формы; создание организационно-педагогических условий

для осуществления творческого замысла программы; определение содержания, соответствующего цели мероприятия; органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный процесс; выбор рациональных методов и приемов библиотерапии. Среди массовых форм наиболее популярными являются праздники, концерты, представления, тематические вечера, ярмарки и т. д.

К групповым формам формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии мы относим кружки, группы по интересам, коллективы литературного и художественного творчества, круглые столы и др. Групповые формы работы создают оптимальный культурно-нравственный микроклимат, что позволяет обеспечить общую направленность содержания образовательной деятельности, повысить активность процесса восприятия, способствуют созданию необходимой эмоциональной направленности. Через мотив участия в тех или иных групповых формах социальнокультурной образовательной деятельности наиболее четко виден внутренний мир человека, его жизненная позиция. В результате группового общения у младших школьников формируется, изменяется или утверждается собственное мнение и отношение к культуре.

Индивидуальные формы воздействия на формирование познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии приносят наибольшую результативность тогда, когда они опираются на дифференцированный подход к различным типам личности. Данная организационная форма предполагает всестороннее изучение психофизиологических особенностей младших школьников с целью нахождения необходимого индивидуального подхода, который предполагает использование тех или иных индивидуальных форм социально-культурной деятельности.

К методическим формам формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии мы относим такие формы внеурочной работы как литературные кружки, салоны, гостиные, литературные праздники, неделя детской книги, викторины, литературные игры, конкурсы, викторины, читательские конференции, детские недели книги, театра и др.

Данные формы способствуют раскрытию познавательных способностей младших школьников, пониманию и принятию культуротворческих

ценностей, созданию творческой атмосферы, атмосферы доверия и открытости, адаптации учащихся к любой социальной ситуации, утверждения себя как полноценной личности.

Для формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии большое значение имеют такие формы внеурочной работы как просмотр спектаклей, посещение выставок, музеев, литературных вечеров и т. п.

В основу построения процесса формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии легли виды социально-культурной и внеурочной деятельности. Как видно из модели, данный процесс организуется на следующих видах социально-культурной деятельности: информационно-познавательный; ценностно-ориентационный; коммуникативный; художественно-творческий.

Информационно-познавательная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемную в творческом отношении культурно-познавательную деятельность. Данный вид деятельности направлен на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. и организуется в формах внеурочной работы.

Перед информационно-познавательной деятельностью стоит задача в удовлетворении потребности человека в получении информации, но она не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до индивида, а предлагает их слияние с имеющимися уже знаниями. Данный вид включает в себя образовательные технологии, технологии художественнотворческой деятельности и познавательной направленности.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования у младших школьников убеждений, взглядов по отношению к миру, усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями. Данный вид деятельности проявляется в различных формах: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты и др.

Коммуникативная деятельность направлена на инициирование коммуникативных контактов, обмен культурно-просветительской информацией, духовно-нравственными и культурными ценностями между младшими школьниками. Общение в данных учреждениях содержит в себе объективную и субъективную стороны. Объективная сто-

рона общения обусловлена тем, как человек оценивает свою роль, место в коллективе. Субъективная сторона оказывает большее влияние на уровень реализации личных планов и проявляется в настроениях, оценках и стереотипах поведения. Только органичное, всестороннее и одновременное рассмотрение как объективной, так и субъективной сторон общения индивидов создает возможность для выработки рекомендаций по использованию технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников.

Художественно-творческая образовательная деятельность призвана помочь младшему школьнику адаптироваться за счет воздействия на его интеллектуальную и эмоциональную сферы, что позволит в дальнейшем развить художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Художественно-творческая деятельность включает в себя такие виды работы как коллекционнособирательский, исследовательский, возрождение утраченных культурных традиций, повышение престижа литературных студий и др., а также реализуется в таких формах как инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали и т. д. Использование художественно-творческих технологий через воздействие на эмоциональночувствительную сферу младших школьников, исходящих из возможностей невербальной, недирективной, многообразной по форме выражения связей различных элементов искусства и творчества, оказывает влияние на процесс воспитания духовности, культуры, познавательно-творческих и деятельностно-творческих сторон личности.

Изучение проблемы процесса формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии позволяет нам в своем исследовании исходить из совокупности теоретико-методологических положений, включающих в себя следующие компоненты, определяющие педагогические условия данного процесса:

- целевой компонент (цели и задачи образования младших школьников на основе технологий библиотерапии во внеурочное время, с целью формирования познавательной культуры);

- социально-психологический компонент (взаимодействие субъектов данного процесса);

- технологический компонент (формы, методы, средства и виды социально-культурной деятельности);

- диагностический компонент (диагностический комплекс, необходимый для выявления эффективности процесса формирования познава-

тельной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии);

- результативный компонент (характеристика результатов использования библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников).

Данный подход позволяет нам выделить следующие педагогические условия формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии, а именно: учет психофизиологических особенностей младших школьников; преемственность и поэтапность содержания образовательной деятельности в целях формирования познавательной культуры младших школьников во внеурочное время; доступность дополнительных образовательных программ в соответствии с потребностями, возможностями и способностями личности; реализацию творческого потенциала личности для ее самоопределения, саморазвития и самоактуализации к интеллектуальной и культурной рефлексии; активизацию субъект-субъектных отношений, личностных позиций как объективных факторов социокультурного образования; инновационновариативное обновление содержания образования на основе технологий библиотерапии.

Каждый образовательный процесс строится с учетом психофизиологических особенностей развития личности. Данные особенности рассмотрены нами с позиций возрастных особенностей младших школьников, тех задатков, которые в разной степени заложены в каждом человеке. В работе показано, что в процессе формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии, важное значение уделяется формированию таких способностей как мышление, воображение, которые находят свое развитие только в активной деятельности.

Важным условием формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии выступает преемственность и поэтапность содержания образовательной деятельности во внеурочное время.

В условиях реформирования образования, по нашему мнению, социокультурная технология реализации преемственности в содержании обучения, методах, формах и средствах обучения будет способствовать решению одной из главных задач образования по приведению содержания, методов и форм социально-культурной деятельности в соответствие с содержанием и требованиями жизнедеятельности.

Главная задача учебно-воспитательного процесса в обеспечении преемственности состоит в

воспитании оптимального соотношения личностных качеств индивида, таких как общехудожественных, специально-профессиональных, так и в развитии познавательных, коммуникативных, ценностно-ориентационных и художественнотворческих сторон его личности [5].

Данные механизмы обеспечения преемственности направлены на:

1) в познавательном комплексе - развитие активности младших школьников в изучении явлений и закономерностей художественно-творческой деятельности, умения самостоятельно пополнять знания, приводя их в систему, обогащать межпредметными связями, применяя достижения во всех областях культурного познания, опираясь на научно - объективные критерии в осмыслении и оценке явлений;

2) в ценностно-ориентационном комплексе -формирование целостной системы социальнополитических, духовно-нравственных и эстетических убеждений, мотиваций и установок социокультурной личности как носителя передовых взглядов;

3) в рекреативно-коммуникативном комплексе - воспитание высокой художественно -эстетической способности общения с людьми, передачи мыслей, чувств, настроения, умение увлечь ими в процессе общения, найти адекватную форму общения, развить внутреннюю потребность в деятельности;

4) в художественно-творческом комплексе -формирование общехудожественных и конкретных способностей, а именно: художественно-творческого воображения, образного мышления и интуиции, обостренного эмоционально-интеллектуального восприятия и переживания произведений искусства, развитого художественного вкуса [7].

Таким образом, принципиальной особенностью формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии является ее интегративно-содержательный характер.

Следующим условием процесса формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии является доступность дополнительных образовательных программ в соответствии с потребностями, возможностями и способностями личности.

Доступность данных программ предусматривает прежде всего создание единого информационного пространства, обеспечение школьных образовательных учреждений современными информационными технологиями и учебно-методическими материалами и комплексами, соответст-

вующими специфической системе знаний. Информационно-методическое обеспечение внеурочного образования должно формироваться на основе прогрессивных образовательных технологий с учетом специфики библиотерапии. Информационно-методическая среда должна включать средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распределения художественной и культуротворческой информации.

Назначение информационно-методического обеспечения состоит: в выявлении и развитии способностей обучаемых к творческой инициативе; в создании условий для самостоятельного извлечения знаний и их качественного усвоения; в обеспечении автоматизации обработки результатов обучения и управлении учебно-воспитательным процессом; в расширении и углублении изучаемой предметной области за счет возможности моделирования изучаемых процессов и явлений; в организации экспериментально-исследовательской деятельности обучаемых; в расширении сферы самостоятельной деятельности, вариативности видов художественно-творческой деятельности [6].

Таким образом, данная организация образовательной деятельности во внеурочное время позволяет путем освоения отдельных граней и сторон, таких объемных, многоаспектных категорий, как жанр, направление в искусстве, традиции, нормы, ценности, идеи знаковых систем, находить общее в каждом конкретном, единичном явлении и в итоге получать достаточный материал для формирования содержательных обобщений.

Для эффективности процесса формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии необходимо создать условия для реализации творческого потенциала личности с целью ее самоопределения, саморазвития и самоактуализации к интеллектуальной и культурной рефлексии.

Новая образовательная парадигма провозглашает приоритет личностной ориентации педагогического процесса в учреждениях школьного и дополнительного образования, что создает условия для развития задатков и способностей, заложенных природой в каждом человеке. Индивидуализированный характер образования позволяет учитывать возможности каждого обучаемого. Личностно-ориентированное обучение - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира [8].

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь младшим школьникам в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни, а именно: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития, к которым мы относим процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической) и сферы саморегуляции.

Таким образом, личностно-ориентированный подход к формированию познавательной активности младших школьников на основе технологий библиотерапии предполагает создание у ребенка определенного мировоззрения, владение им системой культуротворческих знаний, навыков и умений, помогающих осуществлять познавательную, коммуникативную и художественно-творческую деятельность.

Следующим педагогическим условием процесса формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии выступает активизация субъект-субъектных отношений, личностных позиций как объективных факторов социокультурного образования. И здесь особое место отводится внеурочной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внеурочная работа сегодня - это широкий спектр для реализации отношений между учителем и учеником. В начальной школе важная роль в процессе формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии отводится классному руководителю, в методическом арсенале которого находятся такие формы работы как классный час и классное собрание, час общения и информационный час, а также современные формы, такие как игры, праздники, викторины, конкурсы, марафоны, состязания, турниры и т. д. [1].

Данные формы внеурочной работы несут в себе различные функции, а именно: просветительскую (расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье), ориентирующую (обсуждению нравственных проблем и духовно-нравственных, культурных ценностей), на-

правляющую (приобретение практического опыта при обсуждении культуротворческих мировоззренческих проблем), формирующую (развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы) функции [2].

Полноценная реализация форм внеурочной деятельности позволит эффективно формировать познавательную культуру младших школьников на основе технологий библиотерапии, где в качестве субъектов педагогической деятельности выступают учителя, которые с одной стороны, имеют высокий уровень педагогического образования, с другой стороны - сами находятся в состоянии постоянного совершенствования профессиональной компетенции.

Эффективность процесса формирования познавательной культуры младших школьников зависит от инновационно-вариативного обновления содержания образования на основе технологий библиотерапии.

Инновационно-вариативное обновление содержания образования на основе технологий библиотерапии создает необходимые условия для построения иерархической и ранжированной модели социокультурного образования, адаптированной к уровням образования и компетенции, возможностям и потребностям личности, особенностям образовательных учреждений и специфики региона, позволяющей младшему школьнику самостоятельно выбирать различные векторы направленности обучения и самосовершенствования по всему культурному полю.

Эффективность инновационно-вариативного обновления содержания образования на основе технологий библиотерапии зависит от знаний и навыков педагога; наличии материала, раскрывающего особенности инвариантной и вариативных составляющих содержательных модулей в учебно-воспитательной деятельности; внедрении современных мультимедийных средств; вложении инвестиций и т. д.

Необходимыми условиями для такого обновления являются содержание, методики преподавания с учетом преемственности во всех формах, методах и средствах. К ним мы относим:

- проблемное образование, направленное на формирование у младших школьников креативного (творческого) мышления;

- развивающие технологии, способствующие становлению духовно-нравственной, художественно-творческой и социально-значимой личности;

- деятельностный подход к образованию, предполагающий развитие как творческих спо-

собностей, так и иных в познавательной деятельности;

- самообразовательная активность младших школьников, достигающаяся с помощью моделирования познавательной деятельности.

- соблюдение преемственности в формах, методах, средствах и технологиях библиотерапии.

Таким образом, вышеперечисленные педагогические условия, влияющие на процесс формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии многообразны, они взаимодействуют, переплетаются и изменяются в зависимости от специфической обстановки, в которой находится индивид.

Разработанная теоретическая модель формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии представляет собой целенаправленный педагогический процесс комплексного развития всей совокупности принципов, форм, методов, видов, средств, технологий, педагогических условий данного процесса, ориентированного на социально-культурную грамотность младших школьников и стимулирование их позитивной познавательной активности.

Реализация данной модели позволит использовать потенциальные возможности учреждений социально-культурной сферы путем включения в образовательные программы проблем, раскрывающих национальные особенности развития современного общества, выявляющих принципы гуманистического мировоззрения, его культурного наследия, психологии общения и коммуникативной культуры и этики.

Литература

1. Байбородов Л. В., Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2002.

2. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. М., 2002.

3. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза, 2001.

4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие. М., 2007.

5. Малиновская А. В. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и «модель выпускника». М., 1997.

6. Новые ценности образования. Тезаурус. Сб. 4. М., 2006.

7. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования. М., 1993.

8. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999.

* * *

FORMING MODEL OF EDUCATIONAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF BIBLIOTHERAPY TECHNOLOGIES

A. V. Plekhanova

This article deals with the forming process of educational culture of primary schoolchildren on the basis of application of bibliotherapy technologies. On the basis of detailed analysis the theoretical model of educational culture forming of primary schoolchildren with bibliotherapy technologies is considered. In this model the preconditions and factors of process forming, principles and functions defined the activity of this systems, means, forms, methods, types and technologies of socio-cultural activity, model implementation mechanisms are presented.

Key words: forming model, educational culture, bibliothe-rapy, outside regular hours, primary schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.