Научная статья на тему 'Педагогическая модель развития учебно-познавательной компетентности младших школьников в процессе интеллектуально-художественной деятельности'

Педагогическая модель развития учебно-познавательной компетентности младших школьников в процессе интеллектуально-художественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / COMPETENCE / COMPETENCY / EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL PUPILS / MODEL FOR DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL PUPILS / ART DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева О. В.

Дано определение учебно-познавательной компетентности младших школьников, рассматриваются концептуальные основы педагогического моделирования развития с учетом ее компонентов (ценностно-смыслового, когнитивного, операционно-деятельностного, оценочно-регулятивного), отмечаются внешние и внутренние факторы, влияющие на успешность развития компетентности в интеллектуально-художественной деятельности, определяется круг реализуемых в модели принципов. Модель развития учебно-познавательной компетентности младших школьников в интеллектуально-художественной деятельности представляет собой четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный. Рассматривается содержание выделенных компонентов, позволяющих педагогу успешно управлять развитием учебно-познавательной компетентности младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL FOR DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL PUPIL IN INTELLECTUAL AND ART ACTIVITIES

The concept of educational and cognitive competence of primary schoolchildren is defined and components of this competence (value, cognitive, operational-active, assessment, regulatory) are listed. The paper describes the external and internal factors, influencing the development of educational and cognitive competence in the course of intellectual and art activities. The model for development of educational and cognitive competence of primary schoolchildren in the intellectual and art activity consists of four interconnected blocks: target, substantial, technological, and productive. The description of every component is provided. With the help of this model, the teacher can develop educational and cognitive competence of primary school pupils at the lessons of fine arts and technology.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель развития учебно-познавательной компетентности младших школьников в процессе интеллектуально-художественной деятельности»

УДК 373.31

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.В.Алексеева

PEDAGOGICAL MODEL FOR DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL PUPIL IN INTELLECTUAL AND ART ACTIVITIES

O.V.Alekseeva

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Дано определение учебно-познавательной компетентности младших школьников, рассматриваются концептуальные основы педагогического моделирования развития с учетом ее компонентов (ценностно-смыслового, когнитивного, операционно-деятельностного, оценочно-регулятивного), отмечаются внешние и внутренние факторы, влияющие на успешность развития компетентности в интеллектуально-художественной деятельности, определяется круг реализуемых в модели принципов. Модель развития учебно-познавательной компетентности младших школьников в интеллектуально-художественной деятельности представляет собой четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный. Рассматривается содержание выделенных компонентов, позволяющих педагогу успешно управлять развитием учебно-познавательной компетентности младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, учебно-познавательная компетентность младших школьников, модель учебно-познавательной компетентности младших школьников, интеллектуально-художественная деятельность, художественное развитие младших школьников

The concept of educational and cognitive competence of primary schoolchildren is defined and components of this competence (value, cognitive, operational-active, assessment, regulatory) are listed. The paper describes the external and internal factors, influencing the development of educational and cognitive competence in the course of intellectual and art activities. The model for development of educational and cognitive competence of primary schoolchildren in the intellectual and art activity consists of four interconnected blocks: target, substantial, technological, and productive. The description of every component is provided. With the help of this model, the teacher can develop educational and cognitive competence of primary school pupils at the lessons of fine arts and technology.

Keywords: competence, competency, educational and cognitive competence of primary school pupils, model for development of educational and cognitive competence of primary school pupils in intellectual and art activity, art development of primary school pupils

Современному обществу необходимы разносторонне развитые, образованные, компетентные люди. Поэтому одной из важных целей образования является развитие различных компетентностей человека. Наиболее значимой из них считается учебно-познавательная компетентность. Благодаря развитию данной компетентности человек приобретает качества, необходимые не только для получения образования, осуществления исследовательской деятельности, но и для анализа, обобщения и систематизации собственного жизненного опыта. Таким образом, развитие учебно-познавательной компетентности является важнейшей задачей современной школы.

Формирование учебно-познавательной компетентности (далее — УПК) человека начинается уже в дошкольном возрасте, однако активно развиваться она начинает на начальном этапе получения образования, становясь залогом дальнейшего успешного обучения школьника.

Одной из проблем недостаточной эффективности развития учебно-познавательной компетентности младших школьников является недостаточное ис-

пользование потенциала предметов художественно-эстетического цикла. Отметим, что для того, чтобы развивать учебно-познавательную компетентность младших школьников, необходимо, с одной стороны, придерживаться единой логики в развитии различных видов УПК младшего школьника, с другой стороны, учитывать и специфические черты познания искусства.

Большим развивающим значением для художественного развития младших школьников обладает интеллектуально-художественная деятельность (далее — ИХД) [1]. Данный вид деятельности возникает в процессе создания на уроках проблемных ситуаций на материале искусства. Интеллектуально-художественная деятельность может быть организована в начальной школе на уроках литературного чтения, музыки, изобразительного искусства и технологии, а также во внеурочной деятельности.

Реализации данной цели препятствует отсутствие разработанной модели развития учебно-познавательной компетентности младших школьников в интеллектуально-художественной деятельности.

В научной литературе мы находим множество определений понятия «модель». Большинство исследователей сходится во мнении, что педагогическая модель представляет собой систему элементов, отражающую различные стороны, связи и функции педагогического процесса. Характерной чертой модели является отражение не всего многообразия свойств, связей и отношений изучаемого объекта, а лишь тех, которые привлекают внимание исследователя [2].

С позиции В.В.Краевского, педагогическая модель выступает в качестве абстрактного прообраза планируемой педагогической деятельности. Модель не может считаться тождественной объекту, так как является лишь его аналогом, заместителем [3]. В.С.Безрукова называет педагогическим моделированием определение целей создания педагогических систем, процессов, а также определение путей их достижения [4].

Структура модели развития учебно-познавательной компетентности младших школьников в интеллектуально-художественной деятельности включает в себя целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный блоки.

Целевой блок. В данный блок входят цель и задачи построения модели.

Учебно-познавательная компетентность младших школьников эффективно развивается в интеллектуально-художественной деятельности. Развитие УПК происходит за счет осознания учащимися мотивов, целей и задач собственной деятельности, если опирается на теоретически разработанную, обоснованную и экспериментально проверенную последовательность обучения младших школьников интеллектуально-художественным действиям в рамках предметов художественно-эстетического цикла.

Основными этапами интеллектуально-художественной деятельности являются ориентировка в условиях задачи, постановка задачи, выдвижение гипотезы, выработки общей стратегии решения задачи, декомпозиция, решение задачи, рефлексия, корректировка.

Педагогическая модель развития УПК младших школьников в процессе интеллектуально-художественной деятельности отражает технологию целенаправленного выбора содержания, форм, методов, приемов и средств обучения на основе учета личностных и ситуативных факторов развития компетентности в рамках предметов художественно-эстетического цикла.

В структуре учебно-познавательной компетентности младших школьников выделяются 4 компонента учебно-познавательной компетентности: ценностно-смысловой, когнитивный, операционно-деятельностный, и оценочно-регулятивный.

Целью модели является развитие учебно-познавательной компетентности младших школьников.

Учебно-познавательная компетентность представляет собой сложное интегрированное качество личности младшего школьника, включающее в себя знание субъектом приёмов, способов и методов учебно-познавательной и учебно-исследовательской дея-

тельности, умение, навыки и опыт их применения, проявляющееся в преодолении проблем путем реализации познавательных потребностей в ходе активной мотивированной познавательной (в том числе интеллектуальной) деятельности, направленной на приращение знаний, умений и навыков, реализующихся в практической деятельности.

В соответствии с выделенной структурой в модели определяются задачи модели:

1) формирование положительной мотивации и эмоционально-ценностного отношения младших школьников к интеллектуально-художественной деятельности, а также к предметной области, в которой она реализуется.

2) формирование системы представлений, знаний, умений по осуществлению интеллектуально художественной деятельности;

3) развитие умений, позволяющих представлять выполняемые действия и операции, конструировать новые способы решения учебно-познавательных задач на художественном материале, осуществлять самоуправляемую деятельность по их разрешению;

4) развитие навыков рефлексии, самоконтроля и адекватного оценивания результатов деятельности.

Содержательный блок. Конструирование содержания образования предполагает определение учебно-познавательной компетенции, которая характеризует содержание УПК младших школьников [5]; создание программы обучения младших школьников интеллектуально-художественным действиям; определение круга универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных (общеучебных, логических, коммуникативных, действии постановки и решения проблем), обеспечивающих успешное развитие учебно-познавательной компетентности младших школьников, соответствующих компонентам УПК учащихся, в соответствии с ФГОС НОО и Примерной образовательной программой.

Технологический блок. В данный блок входит технологическое описание развития УПК младшего школьника, включающее описание этапов ИХД, форм и средств обучения, принципов, а также методы и методические приемы обучения и управления образовательным процессом, направленные на развитие учебно-познавательной компетентности младших школьников с учетом различных факторов.

Факторы, влияющие на развитие учебно-познавательной компетентности младших школьников в процессе интеллектуально-художественной деятельности, подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним факторам следует отнести педагогические (уровень профессиональной квалификации учителя, полихудожественная образовательная среда, выбор педагогических технологий, сочетание репродуктивных, алгоритмических и творческих задач в процессе обучения, сочетание теоретических и практических заданий, новизна и занимательность учебного материала, сложность учебного материала, своевременность проведения педагогической диагностики) и социокультурные (уровень взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательного процес-

са, общность целей и установок его участников и др.).

К внутренним факторам развития УПК будут относиться возрастные особенности младшего школьника, его социальный, культурный опыт (подготовленность) и ценностные ориентации, потребности и мотивации.

Учет факторов развития УПК младшего школьника влияет на выбор основных принципов построения модели:

— интеллектуализации, который понимается как требование конструирования образовательного процесса в рамках предметов художественно-эстетического цикла, как системы решения интеллектуально-художественных задач. Данный принцип реализуется за счет проблематизации и экспериментирования при освоении с различных художественных материалов, в процессе собственных поисков решения композиционных, цветовых, графических, декоративных, художественно-конструкторских задач с последующим осмыслением результатов на уроках изобразительного искусства и технологии;

— вербализации, заключающийся в озвучивании учащимися собственных действий, составлении планов действий и описании результатов, с помощью речи. По мере развития сознательности учащихся в течение учебного года возрастает доля самостоятельных образных словесных описаний событий, объектов, фактов, построения алгоритмов действий, критических и самокритических замечаний учащихся;

— адекватности, предполагающий учет актуальных данных мониторинга развития учебно-познавательной компетентности младших школьников;

— волнообразного чередования нагрузок с отдыхом, предполагающий обеспечение чередования репродуктивной художественной, алгоритмической, эвристической и творческой интеллектуально-художественной деятельности, их продолжительности и скорости выполнения, а также интервалов отдыха, при освоении учебного материала в зависимости не только от уровня развития УПК младших школьников, но и от предыдущих нагрузок;

— научности, предполагающий, что в процессе обучения можно использовать только общепринятые художественные термины. Усвоение различных действий предполагает усвоение его ориентировочной основы на одном из этапов в форме громкой речи (идеомоторно). Следует помнить, что искусствоведческие термины имеют разное содержание в различных областях искусства и их неправильное, неточное применение может сильно исказить смысл информации. В процессе развития УПК ребенка следует избегать обозначения одним термином разнородных явлений. Очень аккуратно следует относиться и отбору художественных явлений для наблюдения;

— педагогической поддержки, заключающийся в одобрении учителем и обсуждении положительных сторон любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие их индивидуальности в условиях различных форм совместно-распределенной сотруднической деятельности. Спо-

собы педагогической поддержки детей различного возраста при обучении искусству и художественному труду, были хорошо описаны .Т.В.К^ег [6].

Применение методов обучения будет зависеть от уровня выполнения интеллектуально-художественной деятельности (алгоритмического, эвристического или творческого). Так, репродуктивному уровню ИХД будут соответствовать объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, алгоритмическому уровню — репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый; эвристическому — частично-поисковый; творческому уровню — исследовательский метод.

Применение информационно-рецептивного и репродуктивного методов оправдано в случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный, прикладной характер, требует нецелесообразных временных затрат на осуществление детьми самостоятельного поиска знаний.

Зачастую субъективность восприятия искусства предполагает невозможность получения единственного объективного правильного ответа. В этом случае на первый план выступает логичность обоснования своего ответа учащимся.

В процессе фронтальной работы с классом приоритет ответа предоставляется учащимся с низким уровнем развития УПК. Дети с высоким уровнем развития УПК могут выступать в качестве ассистентов учителя.

Оценочно-результативный блок включает критерии и показатели, позволяющие оценить уровень развития УПК младших школьников в соответствии с компонентной структурой компетентности и содержанием ФГОСНОО [7].

Выделим критерии оценки развития учебно-познавательной компетентности с позиции выделенных ранее компонентов:

— ценностно-смысловой: отношение к собственной учебно-познавательной деятельности; отношение к предметной области;

— когнитивный: выполнение логических действий; владение предметными умениями, необходимыми для решения учебно-познавательной задачи;

— операционно-деятельностный: умение составить план и последовательность действий; умение завершить выполнение деятельности в срок; самостоятельность деятельности;

— оценочно-регулятивный: умение контролировать процесс и результат собственной деятельности; самооценка деятельности.

При положительной динамике развития УПК и планомерном переходе большинством учащихся от низших уровней к высшим делается вывод о достижении искомого результата.

Начинать реализацию модели развития УПК младших школьников следует в 1—2-х классах на уроках изобразительного искусства и технологии (на материале изобразительного, декоративно-прикладного искусства, основ скульптуры, архитектуры и художественного конструирования). Возможно построение внеурочной деятельности общекультурной направленности на основе разработанной модели.

Теоретическое исследование проблемы художественного развития младших школьников позволяет предположить, что ее внедрение в практику обуче-ния повысит эффективность развития учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках изобразительного искусства и технологии.

1. Алексеева О.В. Художественная деятельность как разно -видность интеллектуальной деятельности // Вестник НовГУ. 2014. № 79. С. 8-11.

2. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования. М.: МГУ, 1965. 248 c.

3. Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап. М.: Академия, 2006. 400 с.

4. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая кн., 1996. 344 с.

5. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориенитрованной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

6. Koster J.B. Growing Artists: Teaching Art To Young Children. Delmar, Thomson Learning, 2004. 432 p.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. М.: Просвещение, 2011. 31 с.

References

1. Alekseeva O.V. Hudozhestvennaya deyatelnost kak raznovidnost intellektualnoy deyatelnosti [The system of assessment of the artistic development of the primary school's pupils]. Vestnik NovSU, 2014, no. 79, pp. 8-11.

2. Glinskiy B.A. Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniya [The modeling as a method of scientific research]. Moscow, MGU Publ., 1965. 248 p.

3. Kraevskiy V.V. Metodologiya pedagogiky: Novyiy etap [The methodology of pedagogic: new age]. Moscow, 2006. 400 p.

4. Bezrukova B.C. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika [Pedagogy. Projective pedagogy]. Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 1996. 344 p.

5. Hutorskoy A. Klyuchevyie kompetentsii kak component lichnostno-orienitrovannoy paradigmyi obrazovaniya [Key competences as a component of personal education paradigm]. Narodnoe obrazovanie, 2003. no. 2, pp. 58-64.

6. Koster J.B. Growing Artists: Teaching Art To Young Children. Delmar, Thomson Learning, 2004. 432 p.

7. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart nachalnogo obschego obrazovaniya, utverzhdyonnyiy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 6 oktyabrya 2009 g. no. 373. [Federal state educational standard of primary school education. It was provided in order of the Ministry of education and science of Russian Federation in October of 2009]. Moscow, Prosveschenie Publ., 2011. 31 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.