Научная статья на тему 'Система оценки художественного развития младших школьников'

Система оценки художественного развития младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ФГОС / ДИАГНОСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / ОЦЕНКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ARTISTIC DEVELOPMENT / ARTISTIC ACTIVITY / ARTISTIC DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL PUPILS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ARTISTIC DEVELOPMENT DIAGNOSTICS / EVALUATION OF ART SKILLS OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева О.В.

Анализируются подходы к оценке, выдвигаются основные критерии художественного развития младших школьников (личностные и метапредметные), а также специальные (предметные) критерии, с помощью которых можно оценивать художественное развитие младшего школьника в процессе ознакомления с изобразительным искусством. Делается вывод об оптимальном наборе диагностических заданий, позволяющих учителю оценить художественное развитие младшего школьника по выделенным критериям, а также о необходимости использования пятибалльной шкалы оценки по каждому из предложенных критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF ASSESSMENT OF ARTISTIC DEVELOPMENT OF THE PRIMARY SCHOOL PUPILS

The author analyzes various assessment systems of pupils’ artistic development and proposes the basic criteria of artistic development in the primary school (personal, subject and interdisciplinary). When children get acquainted with fine arts, a primary school teacher should use these criteria for evaluating the quality of pupils’ art skills. The author also offers and justifies some specific tasks for evaluating the pupils’ art skills, and he proves the necessity of a five-point grading scale for the criteria assessment.

Текст научной работы на тему «Система оценки художественного развития младших школьников»

УДК 373.31

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О. В.Алексеева

THE SYSTEM OF ASSESSMENT OF ARTISTIC DEVELOPMENT OF THE PRIMARY SCHOOL PUPILS

O.V.Alekseeva

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, roolalex@yandex.ru

Анализируются подходы к оценке, выдвигаются основные критерии художественного развития младших школьников (личностные и метапредметные), а также специальные (предметные) критерии, с помощью которых можно оценивать художественное развитие младшего школьника в процессе ознакомления с изобразительным искусством. Делается вывод об оптимальном наборе диагностических заданий, позволяющих учителю оценить художественное развитие младшего школьника по выделенным критериям, а также о необходимости использования пятибалльной шкалы оценки по каждому из предложенных критериев.

Ключевые слова: художественное развитие, художественная деятельность, художественное развитие младших школьников, ФГОС, диагностика художественного развития, оценка художественного развития младших школьников

The author analyzes various assessment systems of pupils' artistic development and proposes the basic criteria of artistic development in the primary school (personal, subject and interdisciplinary). When children get acquainted with fine arts, a primary school teacher should use these criteria for evaluating the quality of pupils' art skills. The author also offers and justifies some specific tasks for evaluating the pupils' art skills, and he proves the necessity of a five-point grading scale for the criteria assessment. Keywords: artistic development, artistic activity, artistic development of primary school pupils, Federal State Educational Standard, artistic development diagnostics, evaluation of art skills of primary school pupils

Необходимость художественного развития де-тей в начальной школе не вызывает сомнения. Однако целенаправленное художественное развитие ребенка возможно лишь в рамках эффективной педагогической технологии. Одним из «слагаемых» такой педагогической технологии, с позиции В .П.Беспалько, является разработка системы диагностики художественного развития учащихся начальной школы. Данная система определения художественного развития должна учитывать основные критерии художественного развития,

которые могут изменяться в младшем школьном возрасте [1].

Под художественным развитием младшего школьника понимаются количественные и качественные изменения, происходящие в соответствии с возрастом и под воздействием целенаправленно созданных организационно-педагогических условий реализации образования, проявляющиеся в приобретении и систематизации художественного опыта в виде художественных представлений и понятий, становлении авторской (рефлексивной) позиции в собственной ху-

дожественно-творческой деятельности, относящейся к конкретному виду искусства [2].

Основными направлениями художественного развития младших школьников следует считать:

— познавательное, в рамках которого следует развивать у ребенка художественное восприятие, художественно-творческое воображение, внимание, образное мышление, память, а также формировать на материале искусства основные логические операции;

— эмоционально-оценочное, предполагающее помощь учащемуся начальной школы в формировании у него эстетического отношения к действительности;

— операционно-исполнительское, заключающееся в сочетании совершенствования сенсомотор-ных умений, связанных с действием руки, которые позволяют ребенку достоверно изобразить объект реальной или воображаемой действительности, обеспечивают создание художественного образа. Для младшего школьника данное направление предполагает посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности, а также передача собственного эмоционального отношения к нему известными художественными средствами;

— мотивационное, т.е. выявление и формирование личностной направленности ребенка, обеспечивающей активность художественной деятельности;

— рефлексивное направление, в рамках которого акцентируется особая роль восприятия учащимися создаваемого и законченного изображения, а также его оценка согласно имеющемуся представлению с позиции цели, замысла работы.

С позиции ФГОС НОО основным объектом оценки художественного развития младшего школьника становятся личностные, предметные и мета-предметные результаты.

Художественное развитие младших школьников предполагает появление у учащихся таких универсальных действий, как самоопределение и смыс-лообразование, эмоциональное отношение к различным видам художественной деятельности, а также умение прогнозировать, оценивать собственную деятельность, стимулировать собственную мотивацию к художественной деятельности. Данные умения обеспечивают освоение учащимися личностных образовательных результатов.

Среди метапредметных результатов художественного развития учащихся обычно называются следующие: умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни, использовать язык искусства для освоения содержания других учебных предметов, организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства художественной выразительности для реализации собственного замысла, обогащать ключевые компетенции художественно-эстетическим содержанием, а также умение и желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении художественных произведений [3].

Предметные результаты в большей степени подчинены специфике конкретного вида искусства.

Так, при знакомстве с пластическими искусствами на уроках ИЗО планируется, что учащийся будет понимать значение искусства в жизни человека и общества, воспринимать и характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства, сумеет различить виды и жанры пластических искусств, охарактеризовать их специфику, подмечать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние художественного объекта, свое отношение к природе, человеку, обществу, будет узнавать и осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства, научится эмоционально оценивать и высказывать собственные суждения в пределах изученного материала о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях, обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности, а также использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности, моделировать новые образы путем трансформации известных с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики; проявит устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и будет иметь представления о ведущих музеях России и художественных музеях региона [3].

Проанализировав планируемые образовательные результаты, представленные в ФГОС, а также в примерной программе по обучению изобразительному искусству, отметим, что все они укладываются в рамки перечисленных выше направлений художественного развития младшего школьника.

Для диагностики художественного развития необходимо, основываясь на выделенных направлениях, а также в соответствии с ФГОС НОО выделить критерии оценки художественного развития, а также определить показатели художественного развития детей младшего школьного возраста.

Н.М.Борытко считает, что критерии — это признаки процесса или явления, на основании которых производится оценка. Мерой проявления критерия, его качественной или количественной характеристикой является показатель или индикатор. Это внешне хорошо различимый признак измеряемого критерия, который может быть выявлен в процессе анализа результата деятельности или наблюдения за ходом выполнения задания [4, 5].

Отметим, что критерии оценки художественного развития младшего школьника могут быть как общими, так и специальными. Так, общие критерии можно в соответствии с ФГОС НОО подразделить на личностные и метапредметные. Последние, в свою очередь, на основании классификации универсальных учебных действий, обеспечивающих метапредметные образовательные результаты, могут быть классифицированы на регулятивные, коммуникативные и познавательные.

Для определения уровня художественного развития младших школьников, процесс и результат выполнения художественных заданий может оцениваться по следующим критериям, которые могут приме-

няться при ознакомлении ребенка с любым видом искусств:

— личностные: эмоциональное отношение к собственной художественной деятельности (процессу и результату), эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства;

— метапредметные:

а) регулятивные: составление плана и последовательность действий, уровень завершенности работы, уровень самостоятельности исполнения; осмысленность использования средств художественной выразительности;

б) коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками при выполнении художественной деятельности;

в) познавательные: описание художественного произведения, сравнение двух художественных произведений, соответствие работы виду искусства, определенному стилю; оригинальность работы.

Конкретный вид искусства, с которым знакомится ребенок в начальной школе, будет накладывать отпечаток на специфику художественной деятельности. Так в качестве предметных (специальных) критериев оценки художественного развития младшего школьника в процессе ознакомления с изобразительным искусством могут выступить:

— передача формы, строения предмета и пропорций предмета;

— композиционное решение работы;

— адекватность цветопередачи;

— графическая подготовленность.

Общий уровень художественного развития младших школьников определяется интегральным показателем на основании всех результатов диагностики по общим и специальным критериям.

Ряд диагностических заданий для определения результата художественного образования в рамках ознакомления учащихся с пластическими искусствами представлен в [6]. Отметим, что выполнение всех заданий, описанных в сборнике, потребовало бы от учителя и учащихся значительных затрат времени. Кроме того, данные виды заданий могут служить для оценивания лишь некоторых промежуточных образовательных результатов по некоторым из представленных выше критериев. Для итоговой оценки достижений ребенка в 4 классе авторами сборника рекомендуется создание сюжетной композиции по собственному замыслу с использованием средств художественной выразительности, характерных выбранному ребенком виду пластических искусств. Оценка итоговой работы предлагается по четырем критериям: адекватность изображения, оригинальность замысла и использование средств художественной выразительности для создания образа.

Такой подход к оценке не позволяет полноценно охарактеризовать уровень художественного развития младшего школьника (так как характеризуются только достижимость предметных образовательных результатов), а выделение показателей оценки по каждому из выделенных критериев по трехбалльной шкале значительно сужает возможность дифференциации достижений учащихся.

С позиции выделенных нами критериев оценки художественного развития младших школьников наиболее подходящими являются модификации методик, предложенных Т. С. Комаровой для дошкольников [7, 8]. Модификацией данных методик за счет увеличения показателей по каждому из критериев художественного развития, а также преобразование трехбалльной шкалы оценки в пятибалльную позволяет полноценно оценить уровень художественного развития младших школьников. Выполнение диагностических заданий, предложенных автором, требует от учителя временных затрат в количестве 4 уроков в год (входная и итоговая диагностики). На одном из диагностических занятий учащимся предлагается проанализировать несколько образцов народного творчества, сравнить их, выделить стилевые особенности и создать свои эскизы досок, расписанных в двух разных стилях. На следующем уроке учащимся предлагается изучить натюрморт, выразить собственное отношение к нему и изобразить его с натуры.

Среди показателей высокого уровня художественного развития ребенка следует назвать обоснованность, осмысленность, положительное отношение к процессу и результату работы, самостоятельность, хорошее владение художественными инструментами и материалами, большое количество выделяемых признаков в процессе художественного анализа, выбор большого количества оснований для сравнения.

Опыт проведения данной диагностики показывает, что младшие школьники, имеющие высокий уровень художественного развития, охотно сами рассказывают о сюжете изображения и выбранных средствах художественной выразительности. Конечно, их владение художественными материалами значительно отличается от взрослого художника, однако такие дети сами находят свои ошибки и предлагают способы коррекции работы.

Применение диагностики художественного развития в начальной школе поможет не только отслеживать достижение планируемых результатов ФГОС, но и своевременно выявлять и преодолевать многие проблемы художественного развития младших школьников.

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 ^

2. Алексеева О.В. Художественное развитие младших школьников // Вестник НовГУ. 2013. Т. 2, № 74. С. 4-6.

3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2011. С. 13-14.

4. Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. М. Борытко. М.: Академия, 2009. С. 232.

5. Долгих Н.Н. Компетентность как результат художественного образования // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332 (Март). С. 158-163.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 3 ч. Ч. 2 / [Л.Л.Алексеева, М.З.Биболетова, А.А.Вахрушев, и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М.: Просвещение, 2011. 240 с.

7. Народное искусство в воспитании детей: Книга для дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред.

Т.С.Комаровой. М. «Российское педагогическое агентство», 1997. 208 с.

8. Изобразительное искусство детей в детском саду и шко-ле: Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т.С.Комарова, О.Ю.Зарянова, Л.И.Иванова и др.; Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Педагогическое обще -ство России, 1999. 150 с.

References

1. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii [The components of a pedagogical technology], Moscow, 'Pedagogika" Publ., 1989. 190 p.

2. Alekseeva O.V. Khudozhestvennoe razvitie mladshikh shkol'nikov [Developing children's artistic talent in primary school]. Vestnik NovGU. Ser. Pedagogika. Psikhologiia — Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology, 2013, no. 74, vol. 2, pp. 4-6.

3. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Nachal'naia shkola [Exemplary education programs. Primary school]. In 2 vols. Vol. 2. Moscow, "Prosveshchenie" Publ., 2011, рр. 1314.

4. Borytko N.M., ed. Metodologiia i metody psikhologo-pedagogicheskikh issledovanii: ucheb. posobie dlia vuzov [Methodology and methods of pedagogical and psychological

investigations]. Moscow, "Akademiia" Publ., 2009, p. 232.

5. Dolgikh N.N. Kompetentnost' kak rezul'tat khudozhestven-nogo obrazovaniia [Competence as a result of art education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2010, no. 332, рр. 158-163.

6. Alekseeva L.L., Biboletova M.Z., Vakhrushev A.A. et al.; Kovaleva G.S., Loginova O.B., eds. Otsenka dostizheniia planiruemykh rezul'tatov v nachal'noi shkole. Sistema zadanii [The assessment of achievement of education results in the primary school. System of tasks]. In 3 vols. Vol. 2. Moscow, "Prosveshchenie" Publ., 2011. 240 p.

7. Komarova T.S., ed. Narodnoe iskusstvo v vospitanii detei: Kniga dlia doshkol'nykh uchrezhdenii, uchitelei nachal'nykh klassov, rukovoditelei khudozhestvennykh studii [Folk art in children education: manual for pre-school institutions, primary school teachers, and heads of art studios], Moscow, "Rossiiskoe pedagogicheskoe agentstvo" Publ., 1997. 208 p.

8. Komarova T.S., Zarianova O.Iu., Ivanova L.I. et al. Izo-brazitel'noe iskusstvo detei v detskom sadu i shkole: Preemstvennost' v rabote detskogo sada i nachal'noi shkoly [Fine arts training of children in kindergarten and school: continuity in the work of kindergarten and primary school]. Moscow, "Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii" Publ., 1999. 150 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.