ПЕДАГОГИКА
УДК 373.31
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О.В.Алексеева
DEVELOPING CHILDREN'S ARTISTIC TALENT IN PRIMARY SCHOOL
O.V.Alekseeva
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
В статье формулируется определение художественного развития младших школьников. Новым является выделение пяти основных направлений художественного развития при обучении изобразительному искусству в начальной школе. Ключевые слова: художественное развитие, младшие школьники, развитие ребенка в образовательном процессе
The definition of the artistic development of primary school pupils is given in the paper. Five new basic branches of artistic development in primary school, in the process of visual arts teaching, are described.
Keywords: development of art skills, primary school pupils, child development in the educational process
Признание в Федеральном государственном образовательном стандарте приоритетной задачей, решающейся в образовательной области «искусство», развития способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, а также к выражению отношения учащихся к окружающему миру в творческих работах задает важное направление для целенаправленного процесса художественного развития ребенка в начальной школе.
В современной начальной школе учащиеся целенаправленно развиваются в художественном плане в процессе художественного воспитания и образования, включающего в себя такие предметы, как изобразительное искусство, музыка и литературное чтение, а также на занятиях в кружках по изучению искусства и при реализации других форм дополнительного художественно-эстетического воспитания и образования.
Проблема художественного развития учащихся значительно осложняется отсутствием четкого определения понятия «художественное развитие». Это обусловлено в том числе смешением понятий «художественное» и «эстетическое». Различие между этими терминами хорошо описываются М.С.Каганом [1]. Автор придерживается мнения о диалектической взаимосвязи эстетических ценностей и художественного творчества. В своих работах он описывает отличительные черты художественного и эстетического.
С позиции М.С.Кагана, взаимосвязь художественного и эстетического в деятельности сознания проявляется в том, что эстетическое проявляется как особое отношение субъекта к объекту, оно вырабатывается и отражает только субъективные эмоциональные переживания наблюдателя, порождаемые в сознании и подсознании объектом (т.е. явлением природы, другим человеком или художественным произ-
ведением). В то время как в художественном сознании, по мнению М.С.Кагана, образуется установка художника на общение с другими субъектами (реципиентами). Появившись в сознании субъекта, эстетическое отношение само по себе к созданию художественного творчества не приводит, так же как напрямую оно не приводит и к диалогу (реальному или воображаемому) с автором художественного произведения (это относится к произведениям любого вида искусств). В то время как художественное сознание не только отражает потребность слушателя, читателя, зрителя вступить в воображаемое (или реальное) общение с автором произведения искусства, но и подталкивает продолжить этот диалог в выражении собственного видения в собственном творчестве, то есть воплотить свои изыскания в конкретной материальной форме. Таким образом, можно говорить о коммуникативной природе художественного сознания.
Согласно М.С.Кагану, главной функцией художественного сознания является освоение духовной информации, заключенной в мифах, иконах, молитвах и произведениях искусства, которые рассматриваются как точное описание реальных явлений, как проявление объективной действительности. Собственно, без формирования художественного сознания было бы невозможно ни создавать, ни полноценно воспринимать объекты художественного творчества.
Главным отличием художественного от эстетического является отсутствие у последнего импульса практической реализации идеи, замысла. В то же время, художественное сознание всегда будет требовать переработки увиденного, услышанного, с целью выразить в нем собственные переживания. Это означает, что художественное является активным и в большей степени осознанным, нежели эстетическое. Иными словами, художественное сознание будет существенным фактором творческой активности человека.
Отметим, что наличие потенциала появления эстетического отношения у субъекта является необходимым условием для художественное творения. Поэтому развитие художественного сознания недопустимо в отрыве от эстетического, а иначе приведет к негативным последствиям как для формирования зрительской позиции, так и для становления собственного художественного творчества человека.
М.С.Каган рассматривает художественное развитие в единстве с эстетическим воспитанием. Под ним он понимает целеориентированный и осознанный процесс приобщения человека к культуре, осуществляемый профессионально и самодеятельно в специально созданных для этого учреждениях, в общении с друзьями и близкими, а также осуществляемый и самостоятельно во всех сферах практической человеческой деятельности [2].
На что же должен быть нацелен педагогический процесс в плане художественного развития на начальном этапе обучения в школе? На этот вопрос существуют различные ответы, зависящие от понимания термина «художественное развитие». Например, В.А.Варданян, В.С.Кузин, Г.В.Лабунская, Б.М.Теплов и др. подразумевают под ним развитие способностей к отдельным видам искусства. Этот подход требует определения тех качеств, которые необходимы для овладения конкретным видом искусства. Так, при обучении изобразительному искусству необходимо учитывать особенности зрительной системы человека (тонкость цветоразличения, зрительная память, координация глаза и руки и пр.), при обучении музыке имеет значение комплекс качеств, связанных со слуховым восприятием. С точки зрения целенаправленного процесса художественного развития, обучение должно быть направлено на создание условий для становления этих качеств.
М.Б.Глотов подразумевает под художественным развитием изменения, которые происходят за период их обучения с его следующими показателями: художественными потребностями и интересами, способностями и навыками художественного восприятия и творчества, художественными знаниями, оценками и вкусами [3].
С позиции Б.М.Неменского, в художественном развитии должны быть учтено все: постижение языка искусства, организация художественно-творческой деятельности и формирование эстетического отношения [4].
В исследованиях З.Н.Новлянской, Г.Н.Кудиной экспериментально показана необходимость в процессе художественного развития организации помощи ребенку выйти за пределы «читательской позиции» на позицию другого человека - «автора произведения», «критика» [5]. Другой стороной художественного развития, по мнению авторов, является организация перехода учащихся от «смутного долженствования «что-то сделать» к сознательной работе в авторской позиции» [там же]. Поэтому авторами выделяются такие направления художественного развития, как формирование рефлексивной позиции и самостоятельности. К сожалению, исследователями разработано только литературное направление художественного развития учащихся.
Несмотря на разнообразие определений, вышеперечисленные авторы сходятся в том, что художественное развитие ребенка - это количественные и качественные изменения, происходящие в соответствии с возрастом и под воздействием целенаправленно созданных организационно-педагогических условий реализации образования, проявляющиеся в приобретении и систематизации художественного опыта в виде художественных представлений и понятий, становлении авторской (рефлексивной) позиции в собственной художественно-творческой деятельности, относящейся к конкретному виду искусства.
С точки зрения педагогики, художественное развитие ребенка происходит в процессе:
- образования, понимаемого как способа передачи знаний;
- воспитания, понимаемого как способа передачи ценностей;
- развития способности строить воображаемые проекты, идеалы, «модели будущего»;
- обучения, т.е. специфического способа передачи обретенных умений практически применять имеющиеся знания;
- формирования потребности, а также способности к общению, как с другими людьми, так и с художественными образами, встречаемыми в окружающей действительности.
Известно, что в младшем школьном возрасте отмечается доминирование сенсорно-перцептивных процессов с преобладанием деятельности зрительной системы, поэтому этот возраст считается сензитив-ным для развития в области визуальных искусств.
Благоприятным фактором художественного развития в младшем школьном возрасте становится высокая эмоциональность восприятия детей, которая с возрастом многими утрачивается. А.Н.Малюков, А.А.Мелик-Пашаев, М.С.Старчеус отмечают характерное для детей 6-7 лет «чувство целого», когда они используют сравнения, сближая предметы по комплексу признаков, что рассматривается авторами как предпосылка художественного видения [6]. Отметим, что, по данным многих авторов, изобразительное детское творчество сохраняет характер массового увлечения только до 10-12 лет (Е.Игнатьев, С.В.Аранова, А.Н.Малюков и др.).
Таким образом, младший школьный возраст является особенно благоприятным для художественного развития в области изобразительного искусства.
В.С.Собакин и В.А.Левин отмечают, что недостаточно поместить учащегося в эстетическую среду, необходимо помочь понять смысловую сторону искусства, включить учащегося в культурный диалог. Таким образом, авторами подчеркивается, что процесс художественного развития должен быть не стихийным, а целенаправленным [7].
Основываясь на трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна и др., предполагается, что развитие человека происходит в процессе его деятельности, которая, в свою очередь, изменяет ее характер [8,9].
Художественную деятельность можно определить как вид деятельности, опирающейся на эстетическое отношение, направленной на восприятие, по-
нимание, интерпретацию и изображение действительности (реальной или воображаемой) в художественных образах. Отметим, что эта деятельность может осуществляться ребенком как сознательно, так и неосознанно, как в известных ребенку условиях, по алгоритму, заданному учителем, так и в совершенно новых для учащегося условиях, когда ему самому приходится планировать выбирать собственные действия.
Несмотря на многообразие выделяемых качеств, необходимых для успешного накопления опыта в области искусства и становления собственного художественного творчества учащегося, можно выделить следующие направления художественного развития в начальной школе:
1) Познавательное направление заключается в развитии художественного восприятия, художественного творческого воображения, внимания, мышления, памяти, обеспечивающих отбор главного, существенного в явлениях действительности, проведение анализа, синтеза, обобщения художественного опыта (Р.Арнхейм, Л.А.Венгер, В.С.Кузин и др.);
2) Эмоционально-оценочное направление акцентирует внимание на выработке особого эстетического отношения ученика к действительности, в процессе которого появление возможности творческой деятельности (М.А.Верб, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская и др.);
3) Операционно-исполнительское направление заключается в сочетании развития сенсомоторных умений, связанных с действием руки, обеспечивающих быстрое, точное усвоение новых технических приемов и изображение под контролем зрения (Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Е.И.Игнатьев и др.), и формирования элементарных технических умений и навыков в области реалистического рисунка, которые постепенно подводят детей к объективно-достоверному изображению (Н.П.Сакулина, Г.В.Лабунская, Б.П.Юсов, В.С.Щербаков и др.), а также художественно-выразительных умений, обеспечивающий создание художественного образа, посредством разнообразных приемов. Применительно к младшему школьнику - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему известными художественными средствами (Г.Г.Григорьева, Г.В.Лабун-ская, В.Н.Кузин и др.);
4) Мотивационное направление особое внимание уделяет формированию личностной направленности ребенка, обеспечивающей активность художественной деятельности (В.С.Кузин и др.);
5) Рефлексивное направление акцентирует особую роль восприятия учащимися создаваемого и законченного изображения, а также его оценки согласно имеющемуся представлению (Н.П.Сакулина; Б.М.Неменский и др.).
Заметим, что хотя многими авторами (Б.М.Неменским, А.А.Мелик-Пашаевым, И.Левиным и др.) подчеркивается эмоционально-аффективная природа изобразительной деятельности ребенка, орга-
низация процесса художественного развития в начальной школе невозможна и не желательна без опоры на интеллектуальную сферу, особенно при реализации познавательного и операционно-исполнительского направления. Поэтому при ознакомлении младших школьников с изобразительным искусством особое внимание стоит уделить сравнению художественных произведений, описанию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусств, а также творчески осмысленному поиску средств художественной выразительности при создании младшими школьниками рисунков. При этом собственное творчество ребенка должно быть направленно на создание образа и формы, в которых замысел получил бы внешнее объективное выражение, доступное и понятное другим людям
1. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, 1997. 544 с.
2. Там же. С. 207.
3. Глотов М.Б. Массовая культура и художественное развитие студентов // Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.42-52.
4. Неменский Б.М. «Мудрость красоты»: О пробл. эст. Воспитания. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 255 с.
5. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития. М. : МГППУ, 2005. 160 с.
6. Малюков А. Н. Психология переживания и художественного развитие личности. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. 256 с.
7. Собакин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. 1989. №1. С.24-31.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 705с.
9. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С. 44-55.
Bibliography (Transliterated)
1. Kagan M.S. Jestetika kak filosofskaja nauka. Sankt-Peterburg, 1997. 544s.
2. Tam zhe. S. 207.
3. Glotov M.B. Massovaja kul'tura i hudozhestvennoe razvitie studentov // Rossijskaja massovaja kul'tura konca HH veka. Materialy kruglogo stola. 4 dekabrja 2001 g. Sankt-Peterburg. SPb.: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshhestvo. 2001. S.42-52.
4. Nemenskij B.M. «Mudrost' krasoty»: O probl. jest. Vospi-tanija. Kn. dlja uchitelja. M.: Prosveshhenie, 1987. 255s.
5. Melik-Pashaev A.A., Novljanskaja Z.N., Adaskina A.A., Kudina G.N., Chubuk N.F. Psihologicheskie osnovy hudoz-hestvennogo razvitija. M. : MGPPU, 2005. 160 s.
6. Maljukov A. N. Psihologija perezhivanija i hudozhestven-nogo razvitie lichnosti. Dubna: Izdatel'skij cen-tra «Feniks», 1999. 256s.
7. Sobakin V.S., Levin V.A. Hudozhestvennoe obrazovanie i jes-teticheske vospitanie // Voprosy psihologii. 1989. №1. S.24-31.
8. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii. SPb.: Piter Kom, 1998. 705s.
9. Rubinshtejn S.L. Problema sposobnostej i voprosy psi-hologicheskoj teorii // Hrestomatija po vozrastnoj i peda-gogicheskoj psihologii. Raboty sovetskih psihologov perioda 1946 - 1980 gg. / Pod red. I.I. Il'jasova, V.Ja. Ljaudis. M.: Izd-vo Mosk. Un-ta, 1981. S. 44-55.