Научная статья на тему 'Формирование личности учителя художественного образования в новой образовательной системе'

Формирование личности учителя художественного образования в новой образовательной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДИЗАЙН / УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ / PERSONALITY / FORMATION / FINE ARTS / DESIGN / TEACHER / SYSTEM / PROFESSIONAL / CONTINUOUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плахотников А. Г.

Статья посвящена вопросам формирования личности учителя изобразительного искусства. Сформулированы современные компоненты системы художественного образования на всех ступенях от начального до вузовского, а также основные цели и задачи на каждой ступени образования и подготовки учителя по ИЗО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE TEACHER'S PERSONALITY OF ART EDUCATION IN NEW EDUCATIONAL SYSTEM

The article is devoted to the questions of forming a teacher's personality of fine arts. Modern components of system of art education at all steps from initial to high school, and also main objectives and problems at each step of formation and preparation of the teacher of fine arts are formulated.

Текст научной работы на тему «Формирование личности учителя художественного образования в новой образовательной системе»

УДК 378+70

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

© 2011 А.Г.Плахотников

Воронежский государственный педагогический университет Статья поступила в редакцию 11.10.2011

Статья посвящена вопросам формирования личности учителя изобразительного искусства. Сформулированы современные компоненты системы художественного образования на всех ступенях - от начального до вузовского, а также основные цели и задачи на каждой ступени образования и подготовки учителя по ИЗО. Ключевые слова: личность, формирование, изобразительное искусство, дизайн, учитель, образование, система, профессиональное, непрерывное.

Модернизация российского образования -одно из приоритетных направлений политики государства, доминирующая цель которого -создание устойчивого механизма развития всей системы образования. Ведущая задача образовательной политики в России состоит в обеспечении качества образования на всех уровнях (профильная школа, среднее специальное и высшее профессиональное образование). «Художественное образование - это процесс овладения и присвоение человеком художественной культуры своего народа и человека, это один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства»1. В систему художественного образования включены следующие компоненты: эстетическое воспитание, художественно-педагогическое, а также профессиональное художественное образование. Программы художественного образования реализуются в разнообразных образовательных учреждениях, начиная с детских садов и заканчивая послевузовским профессиональным образованием2.

Для каждого этапа художественного образования некоторые стороны этого процесса выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль играют возрастные особенности. В средней школе учащиеся овладевают грамотой и языком различных видов изобразительного искусства, что дает им возмож-

Плахотников Александр Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства. E-mail: plahotnikov 1949@mail. ru

1 Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. - №2. - С.84; Иванов В. О. Дидактическое условие эффективного включения познавательных задач в процессе обучения: Автореф. канд.пед.н. - М.: 1991. - C. 18.

2 Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе.... - С.35.

ность самостоятельно воспринимать и анализировать художественные произведения, а также создает предпосылки для совершенствования собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях студенты приходят к полноценной социально-культурной самостоятельной художественной деятельности, осознавая свою принадлежность к определенному «культурному слою» с его особыми художественно-эстетическими предпосылками и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном творчестве независимо от его профессиональной направленности.

В современных условиях актуальным представляется переосмысление духовного становления личности школьника на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения и развития познавательного интереса к изобразительному искусству. Однако не первый год идет напряженная работа по перестройке, обновлению всей системы школьного художественного образования. Бытуют разные мнения, ведется эффективный поиск путей развития школы, вырабатываются концепции, создаются интересные проекты, вариативные программы, появляются нетрадиционные формы обучения и воспитания. Однако, несмотря на внедрение инновационных подходов в области художественного образования и эстетического воспитания в целом, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе продолжает оставаться типичным, традиционным, недостаточно учитывающим индивидуальные особенности учащихся профильной школы.

Школа и общество связаны тесными узами актуальных проблем обучения, воспитания и постижения жизненной мудрости и они неотделимы друг от друга. Общество живет и развивается так, как оно учится. И как ни странно это звучит «интересы школьника и потребности

современного общества постепенно оказались за порогом школы»3. Выход из создавшегося положения только один - кардинальное изменение школьной политики и самой школы в направлении ее демократизации и модернизации.

В формировании «духовного климата» современной общеобразовательной школы доминирующее значение имеют предметы эстетического направления образовательной области «Искусство», появление которой в структуре школьного образования обусловлено спецификой искусства как особого явления культуры. Она представлена тремя учебными дисциплинами эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура. Названные предметы выделены в самостоятельный блок, что свидетельствует об официальном признании их специфической роли образования учащихся.

Уникальное значение образовательной области «Искусство» состоит в том, что в интел-лектуализированной и вербализированной современной массовой школе предметы эстетического цикла играют совершенно особую роль -развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру школьника, пробуждают способность эстетически воспринимать, ценить и создавать действительность по законам красоты в окружающей жизни и искусстве. «Предметы эстетического цикла непосредственно направлены на развитие гармонически развитой личности школьника, ядро которой - стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию прошлого и признанию настоящего»4.

На научных конференциях, консилиумах, в выступлениях ответственных работников образования, касающихся проблем развития художественной культуры, говорится, что главная задача для современного учителя состоит в том, чтобы найти ту область художественного образования, где наиболее качественно и эффективно реализуется специфика эстетического восприятия явлений, фактов, событий окружающего мира и художественного восприятия произведений отечественного и мирового искусства

Изобразительное искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится ведущим средством воспитания, суть

3 Лифинцева Н.И. Развивающее обучение и личность ребенка. Методические рекомендации. - Курск: 1996. -С.82.

4 Пьянова Н.И. Изобразительное искусство в совре-

менной школе. - М.: 2006. - С.176; Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худ. граф. фак. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. перераб. - М.: 1998. - С.255.

которого в обращении к человеку - носителю творческой созидательной природы, в ее развитии (у ученика и учителя), в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами. «Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до светлого и прекрасного...» - эти замечательные слова принадлежат известному педагогу В.А.Сухомлинскому5.

Одной из актуальных проблем современной педагогической науки и практики является поиск оптимальных путей непрерывного профессионального образования субъектов будущей трудовой деятельности. Непрерывность образования рассматривается как последовательность смены этапов профессионального самоопределения, каждый из которого закладывается в ходе предыдущей и характеризуется развитием отношения студентов к профессии как к форме и мере принятия конечных целей обучения. Сегодня особенно важно совершенствовать качество подготовки будущих специалистов в учебных заведениях художественного профиля. Так как именно выпускники художественных учебных заведений являются основными активными субъектами нравственно-культурной характеристикой взаимосвязанных сторон развития будущего специалиста в педагогической деятельности.

Необходимость в обосновании нового подхода к подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна для исследования современной системы непрерывного профессионального образования является архиважной задачей для последовательного развития творческой личности. В научном издании журнала «Начальная школа плюс до и после», 2010, №3, мною опубликована научная статья, стр. 88 - 91, «Подготовка учителя изобразительного искусства в современных условиях», которую я переработал, отредактировал и представляю вам для обзора и исследования творческого развития личности в системе непрерывного художественно-профессионального образования. Изобразительная деятельность - одно из любимейших занятий детей. Художественное образование становится одним из приоритетных направлений современной школы и требует качественной непрерывной профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна. Думать о художественном образовании школьников сегодня - значит говорить о человеке будущего, о его развитии.

5 Пьянова Н.И. Изобразительное искусство.... - C.5.

Исследование проблемы непрерывного образования преподавания изобразительного искусства в школе указывает на научно-просветительскую деятельность ученых, педагогов XXI столетия. «В настоящее время, когда педагоги работают по вариативным программам, сложно дать единые методические рекомендации для проведения уроков изобразительного искусства. В одних школах за основу обучения берется рисование с натуры (В.С.Кузин), в других акцент делается на эмоциональное развитие школьников (Б.М.Неменский), в третьих, большое внимание уделяется изучению народного искусства (Т.Я.Шпикалова), в четвертых, приоритетным становится изучение программ компьютерной технологии, компьютерной графики (Н.М.Конышева) и т.д.6.

Для того чтобы верно определить условия проведения занятий по изобразительному искусству, необходимо ответить на вопрос: а каким должен быть современный урок изобразительного искусства? Какими личностными и художественно-педагогическими качествами должен обладать учитель изобразительного искусства сегодня? Чтобы ответить на эти и другие вопросы непрерывной подготовки современного учителя, рассмотрим педагогический и методический опыт подготовки специалиста в области изобразительного искусства.

В развитие идей продуктивного преподавания изобразительного искусства много ценного внесли такие видные педагоги и ученые, как А.Д.Алехин, В.С.Кузин, С.П.Ломов, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова и др. В настоящее время в сфере непрерывного профессионального образования учителя изобразительного искусства и дизайна требуется необходимое использование всех современных средств и методов активизации творческой деятельности: коллективных и игровых форм методов обучения, применение разнообразных материалов, проведение художественных выставок, фестивалей и олимпиад. Свои творческие замыслы учащиеся могут воплощать в различных видах художественно-изобразительной деятельности и исследований в графике, живописи, декоративно-прикладном искусстве, дизайне и т.д.

Изучив школьные программы по изобразительному искусству, мы остановились на наиболее приемлемой, на наш взгляд программе Б.М.Неменского, которая ориентирована на формы человеческой деятельности и их развитие: это постройка, украшение и изображение.

6 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. - М.: 1999. - С. 7 - 34.

Указанные виды деятельности способствуют эффективному развитию учащихся при рисовании с натуры на заданные темы, при декоративном рисовании и беседах об искусстве. Новые тенденции в образовании потребовали изменения не только программ, но и самого мышления, как учащихся, так и учителя. Возникает необходимость в создании условий, которые четко и последовательно отражали бы системный подход в непрерывном профессиональном образовании учителя изобразительного искусства и дизайна.

Исследование методологических основ проблемы обучения и развития в системе непрерывного образования, указывает на то, что мышление человека определяется, в основном, условием его деятельности. Развивающее обучение предполагает структурирование и преобразование педагогических условий в новой активно-деятельный тип (диалогическую форму), идущий на смену объяснительно-иллюстративному (монологической форме). Исторический опыт показывает, что организация новых подходов в непрерывном профессиональном образовании при подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна была направлена на выявление педагогических нововведений.

Формирующиеся диалоговые формы занятий ориентируют педагогические условия на новые субъект - субъектные отношения, которые оказывают влияние на потребностную сферу развития личности, ее ценностную ориентацию и профессиональную подготовку будущего учителя. Основная особенность применения новых подходов в подготовке учителя художественного образования состоит в том, что обучение изобразительному искусству и дизайну является особой педагогической средой. Приведем пример, описанный Б.М.Неменским: «Программа «свободное рисование» фактически запрещенная в Японии в 40-е годы (чересчур для империи демократичная), была после войны принята на вооружение профсоюзом учителей и государством и введена во всех школах Японии. Это была программа не только рисования, это была программа широкого спектра художественных работ разными материалами, программа развития творчества зрения (на 240 оттенков цвета-тона), воображения и пространственного, фактурного мышления. И самое удивительное то, что во всех школах Японии на изучение этой программы было отведено 1-го по 9 классы по два часа в неделю, а в последних (10 - 11) классах - по шесть часов на все виды искусства. Конечно, развитие на таком уровне системы «глаз-мозг-рука» дает нации неимоверное преимущества, если речь идет о качестве любой работы. Цивилизованные страны давно осозна-

ли огромные возможности такого пути подъема экономики и конкурентоспособность»7.

Хотелось бы, чтобы и у нас в России система профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна была на таком же уровне, и наши специалисты были конкурентоспособными. Но пока это невозможно из-за: 1) отсутствия четко проработанной концепции непрерывного образования системы подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна; 2) недостаточного количества часов и полного их отсутствия в 10-х и 11-х классах, где не только можно, но и нужно уделять подготовительным курсам или факультативным занятиям по изобразительному искусству и дизайну особое внимание; 3) отсутствие государственных стандартов и учебных планов для учащихся профильной школы по практическим занятиям: рисунка, живописи, цветоведению и колористике, композиции, а также черчению, проектированию и компьютерной графике; 4) отсутствие структурных преобразований подготовки учащихся профильных школ в сфере обучения ИЗО и дизайна. Негативно сказывается на формирование личности будущего учителя художественного образования.

В этой связи необходимость обеспечения интегрирующей программы подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна в системе непрерывного профессионального образования сегодня подразумевает: 1) обеспечение должным количеством времени для усвоения программного материала в «профессиональной школе средне специального и высшего Вузовского профессионального образования»; 2) разработку интегрирующей школьной программы -межпредметных связей (изобразительного искусства и дизайна компьютерной графики) в сфере развития творческого восприятия, воображения и образного мышления; 3) организацию современных педагогических условий (профильная школа - техникум - вуз) как поисковой творческой деятельности субъекта, что обеспечивается общением, в котором учащиеся могут занять активную личную позицию и в совместном сопереживании подойти к диалогу, способствующему субъект - субъектным отношениям, взаимопониманию в процессе решения проблемных задач.

Все вышеназванные формы человеческой деятельности: постройка, украшение и изображение - при обучении изобразительному искусству и дизайну являются триадой основополагающих форм развития художественного восприятия-видения и мышления учащихся.

Эти три формы, составляющие в своем единстве все развитые виды пластического искусства, стали для нас основным стержнем для дальнейшего построения программы общешкольного и профессионального образования в целом. Формы и этапы непрерывного художественного образования Б.М.Неменский делит на три группы: 1) общеобразовательная школа, обязательные для всех уроки изобразительного искусства; 2) разные формы дополнительного образования (от кружков до домов творчества и т.д.); 3) специальная школа, вечерняя или единая с общеобразовательным циклом.

Формы разные, но цель одна - подготовка к вступлению на профессиональный путь8. В этой связи, проанализировав инновационные подходы, методы и формы непрерывного профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна, указывающие на необходимость создания современных условий активизации образовательного процесса (профильная школа - техникум -вуз), мы все больше убеждаемся, что создание условий поэтапного непрерывного профессионального образования будет являться одним из основных подходов в формировании новых субъект - субъектных отношений учителя и учащихся, указывающих на потребностную сферу в развитии личности учителя нового типа «магистра», университетской двухступенчатой подготовки в сфере художественного образования в целом.

Предложенная нами необходимость подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна в сфере организации художественно-творческой деятельности школьников обусловлена возросшими требованиями к личности и профессиональной деятельности учителя, спецификой профессионально-педагогической деятельности и закономерностью процесса становления личности учителя художественного образования. Разработка программы подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна к организации творческой деятельности учащихся стала возможной благодаря интеграции и межпредметной связи, взаимообусловленности явлений окружающего мира. Анализ литературы и государственных стандартов 2004 г. и 2009 г. образовательных школ и исследование практического состояния проблемы показали, что целый ряд вопросов профильного образования выпускников школ, выпускников средне-профессиональных учреждений, и студентов двухступенчатого университетского образования нуждается в необходимых поисках новых путей и условий эффективного функционирования

7 Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: 2007. - -

С.68. 8 Там же. - С.83.

1490

системы непрерывного профессионального образования подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна.

Исследование показало, что процесс подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна к организации творческой деятельности функционирует более эффективно при объединении следующего комплекса организационно-педагогических условий при этапном обучении учащихся и студентов: 1) учебный процесс строится на основе ближнего и коммуникативного развития; 2) создается художественно обогащенные педагогические условия и среда предполагающая сотворчество и творческую атмосферу; 3) вводятся элективные курсы, в рамках которых предполагается обучению основам рисунка, цветоведению и колористики, композиции в системе дополнительного образования; 4) организация педагогической (производственной практики) в начальной школе,

средних 5 - 8 классах, учащихся профильной школы.

Таким образом, обучение изобразительному искусству в поэтапном развитии (профильная школа, среднее специальное и высшее образование) представляет собой как (начальное, среднее и высшее) художественно-эстетическое развитие личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного профессионального образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе, средне специальной и высших образовательных учреждений обусловлены спецификой поступательного развития художественного образования в целом как социального явления. Задача же художественного образования и воспитания личности учителя художественного образования является многолетний педагогический опыт традиционной и новой отечественной педагогики.

FORMING THE TEACHER'S PERSONALITY OF ART EDUCATION IN NEW EDUCATIONAL SYSTEM

© 2011 A.G.Plakhotnikov Voronezh state pedagogical university

The article is devoted to the questions of forming a teacher's personality of fine arts. Modern components of system of art education at all steps - from initial to high school, and also main objectives and problems at each step of formation and preparation of the teacher of fine arts are formulated.

Keywords: personality, formation, fine arts, design, teacher, formation, system, professional, continuous.

Aleksandr Grigorevich Plakhotnikov the candidate of

pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of the fine arts. E-mail: plahotnikov1949@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.