МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
И. В. РАДЧЕНКО
В статье рассматривается модель формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства. Модель представлена как целенаправленный педагогический процесс комплексного развития всей совокупности принципов, форм, методов, видов, средств, технологий, педагогических условий, ориентированных на социально-культурную активность студенческой молодежи и стимулирование ее позитивной творческой деятельности.
Ключевые слова: инокультурное пространство, хореографическое искусство, национальная культура, досуговая сфера.
На фоне преобразований, происходящих в России и в мире, как никогда становиться актуальной идея будущего, зависящего от участия молодежи. Создание условий для развития духовности студенческой молодежи на основе общенациональных ценностей, оказание ей помощи в приобретении культуры национальных взаимоотношений, обеспечение адаптации личности в инокультурном пространстве - одна из главных задач социальнокультурной сферы.
Хореографическое искусство, обладающее необходимым для молодежи потенциалом, может удовлетворить потребности личности в познании новой национальной культуры посредством приобщения к ценностям национального искусства. Проблема формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства, по сути, новая философия, требующая инновационных методологических подходов к построению системы комплексного формирования личности.
Нами была разработана теоретическая модель формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства, в которой представлены предпосылки и факторы формирования данного процесса, принципы и функции, на которых базируется деятельность данной системы, средства, формы, методы, виды и технологии социально-культурной деятельности, механизмы реализации данной модели.
Формирование инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства имеет свои внешние и внутренние
предпосылки. Внешние предпосылки, по нашему мнению, обусловлены развитием общества и системы высшего образования в целом, к ним мы относим социальные, экономические, культурные и образовательные. Социальные предпосылки проявляются в необходимости преодоления антисоциальных настроений в досуговой сфере, реализации программ здорового образа жизни. Экономические предполагают новые механизмы государственного финансирования досуговой сферы студенческой молодежи, привлечение внебюджетных средств, налогового стимулирования, инвестиций социально-культурной деятельности.
Предпосылками сферы культуры определяется необходимость сохранения образцов хореографического наследия, культурного обслуживания общества, адекватного запросам студенческой молодежи. Образовательные предпосылки - необходимостью в личности, обладающей высоким культуротворческим потенциалом в контексте единой общечеловеческой культуры, в соответствии с молодежной политикой государства и с федеральными программи поддержки молодежи.
Внешние предпосылки формирования инокуль-турного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства показывают пути повышения общего социально-культурного уровня всего общества в целом и открывают возможности для удовлетворения художественнотворческих запросов студенческой молодежи и рынка досуговыых услуг.
Внутренние предпосылки формирования ино-культурного пространства студенческой молодежи
связаны с необходимостью разрешения проблем не только инокультурного пространства в целом, но и составляющих ее подсистем, в частности, в сфере студенческого хореографического творчества.
К внутренним предпосылкам относятся досуговые, коммуникационные и образовательные потребности субъектов инокультурного пространства, оказывающие влияние на функционирование самого пространства, построение его работы на основе использования новых инновационных социально-культурных технологий, интенсификации и интеграции творческого процесса, повышения квалификации педагогов, активизации досуговой деятельности.
Внутренние предпосылки, обусловливающие социально-культурную активность всех субъектов творческого процесса, эффективная реализация которых приводит студенческую молодежь к духовной и нравственной зрелости и формирует личность, готовую к принятию новой национальной культуры, находят свое отражение в образовательной, художественно-творческой и практической деятельности.
Процесс формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства обусловлен рядом существенных факторов, определяющих эффективность данного процесса, которые мы установили как внутренние и внешние.
К внутренним факторам мы отнесли индивидуально-личностные и психофизиологические; к внешним факторам - потребностно-мотивационные и личностно-деятельностные.
Учет данных факторов в процессе формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства предполагает осуществление структурно-содержательных изменений данного процесса, предоставление самостоятельности в выборе направления художественно-творческой деятельности в соответствии с запросами социума, разработку и введение соответствующих инновационных социальнокультурных технологий, охватывающих основные ценностно ориентированные и культуротворческие направления жизнедеятельности личности, что позволяет создать благоприятные условия для формирования инокультурного пространства студенческой молодежи.
Возникшие предпосылки процесса формирования инокультурного пространства студенческой молодежи и факторы, направленные на формирование культуротворческой личности, определяют создание социально-культурной среды в образовательной сфере, цель которой заключается в реализации
художественно-творческих потребностей студенческой молодежи, в ее духовном и интеллектуальном росте.
Формирование инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства необходимо осуществлять с учетом совокупности теоретико-методологических положений, в основе которых заложены основные компоненты, определяющие педагогические условия данного процесса, а именно:
- целевой компонент (цели и задачи инокультурного пространства);
- социально-психологический компонент (взаимодействие субъектов инокультурного пространства);
- технологический компонент (формы, методы и средства социально-культурной деятельности);
- диагностический компонент (диагностический комплекс, необходимый для выявления эффективности воздействия средств хореографического искусства);
- результативный компонент (характеристика результатов применения средств хореографического искусства).
Построение художественно-творческого процесса формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства должно осуществлятся на традиционных и специфических принципах социальнокультурной деятельности.
Функции формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства отражают определенные стороны и направления художественно-творческой деятельности, нацелены на стимулирование социально-культурной активности студенческой молодежи, адаптацию, развитие личности и ее культуротворческих способностей, создание условий для полноценного социально-культурного творчества.
К ним мы относим: мировозренческую, развивающую, информационно-просветительскую, социально-воспитательную, культуротворческую, экспрессивную, релаксационную, коммуникативную, ценностно-гедонистическую, адаптационную и оз-доравительную функции. Приоритетными среди них выступают культуротворческая и социальновоспитательная функции.
Использование перечисленных выше функций создает благоприятную возможность для формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографмческого искусства и позволяет осуществлять развитие личности как субъекта творчества, через включение его в художе-
ственно-творческую, коммуникативную и познавательную деятельность.
В качестве инструментов формирования ино-культурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства мы использовали образовательные, информационные, социально-защитные и реабилитационные технологии, комплекс технологий социально-культурной деятельности.
Технологии формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства являются компонентом социально-культурной сферы и включают в себя интеграцию различных направлений деятельности (познавательная, информационно-просветительская, рекреационно-коммуникативная, творческо-исполнительская); массовых, групповых и индивидуальных форм художественно-творческой деятельности (фестивали, тематические вечера, праздники, экскурсии, походы, вечера-встречи и т. д.); средства социально -культурной деятельности (устные, печатные, наглядные, технические, психолого-педагогические и др.) и методы социально-культурной деятельности.
К способам интеграции социально-культурных технологий в художественно-образовательном процессе можно отнести:
1) эмоциональное воздействие на личность художественно-творческими и социально-нравственными технологиями;
2) наполнение инновационными технологиями хореографических практик;
3) сотрудничество и взаимодействие организаторов хореографических коллективов.
При формировании инокультурного пространства средствами хореографического искусства активно используются образовательные технологии. К наиболее распространенным можно отнести мастер-классы, являющиеся обучающей общественной презентацией инновационных авторских педагогических технологий. Мастер-классы предполагают обучение с помощью ТСО, компьютерного и программированного обучения, консалтинговых услуг, тренингов и других интерактивных форм. Использование новых информационных технологий, основанных на применении компьютеров, средств телекоммуникаций, мультимедиа-технологий, открывает новые возможности субъектов социальных процессов в сфере хореографического искусства.
Социально-защитные и реабилитационные технологии предполагают культуро ориентированные и культуротворческие подходы (танцетерапия, клубно-спортивные и спортивно-оздоровительные мероприятия, музыкотерапия и др.), предполагаю-
щие творческую включенность личности в процесс социально-культурной реабилитации.
Социально-культурные технологии, основанные на хореографическом искусстве, могут быть специализированными, индивидуальными, мелкогрупповыми, групповыми и массовыми; клубными, дифференцированными и разновозрастными.
Хореографическое искусство является необходимым компонентом рекреативных (восстановительных) и спортивно-оздоровительных технологий, предназначенных для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Современные рекреативные методики основаны на закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности и предполагают внедрение новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга. Организация отдыха и развлечений решает важную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную задачу.
Все перечисленные выше технологии являются не только средством развлечения, удовлетворения гедонистических потребностей, они способствуют самоутверждению и самореализации, помогают личности развить творческие и коммуникативные навыки, умение общаться с аудиторией.
В этих условиях, по нашему мнению, социокультурная технология реализации формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства будет способствовать решению одной из главных задач инокультурного пространства по приведению содержания, методов и форм сферы хореографического искусства в соответствие с содержанием и требованиями жизни, создаст наиболее благоприятные условия для формирования инокультурного пространства в социально-культурной сфере.
В теоретической модели формирования ино-культурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства в единстве и взаимосвязи представлены методы социальнокультурной деятельности, под которыми мы понимаем способы, приемы, формы обучения хореографическому искусству.
К основным методам, применяемым в формировании инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства, мы относим:
- метод организации творческой деятельности;
- метод формирования культурного сознания личности;
- метод формирования ценностных ориен-
таций личности;
- метод мотивации;
- метод включения в социально-культурную деятельность.
Метод организации творческой деятельности заключается в организованном порядке всей художественно-творческой деятельности, осуществляемой в рамках студенческого хореографического объединения, так как лишь в этом случае возможно какое-либо целевое планирование.
Метод формирования культурного сознания личности построен на таких составляющих, как убеждение (обоснованное доказательство какой-либо идеи), внушение (авторитетное заявление, рассчитанное на позитивное восприятие его индивидом, группой или массовой аудиторией), пример (обращение к определенному опыту других людей, прошедших рассматриваемые ситуаций).
Метод формирования ценностных ориентаций личности предполагает одним из важнейших условий становления и развития студенческой молодежи присвоение ряда культуротворческих и общественных ценностей.
Метод мотивации направлен на формирование и закрепление положительного отношения к художественно-творческой, коммуникативной и позно-вательной деятельности и характеризуется возрастанием степени самостоятельности в выборе творческой траектории и оценкой качества содержания досуговой деятельности.
Метод включения в социально-культурную деятельность направлен на приобщение личности к опыту различного рода культуросообразной деятельности, трансляцию культурно-исторического опыта.
В хореографическом искусстве реализуются методы, позволяющие добиваться эмоционального восприятия действия, и используются приемы театрализации через комическое и трагическое.
Одним из приемов социального воздействия в хореографическом искусстве является использование категории - трагическое. Эта категория характеризует социальный конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческими страданиями и крушением важных для человека ценностей. Применение данной категории в хореографическом искусстве во многом условно.
Другим приемом социального воздействия в хореографическом искусстве является использование категории - комическое. Чаще всего оно проявляется в таких явлениях, как юмор и ирония: различного рода ироничные движения, обыгрывание определенных ситуаций. Зрители обычно замечают
и ценят такие ситуации, в отдельных случаях комическая сторона приобретает форму сатиры. Это происходит, когда танец превращается в фарс, комическое здесь нередко смыкается с безобразным, вызывает сарказм и сатирическое, отрицательное отношение.
Все перечисленные методы используются в формировании инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства в совокупности друг с другом, находятся в тесной взаимосвязи и варьируются в зависимости от поставленных основных целей и задач в досуговых студенческих объединениях.
К числу важнейших составляющих реализации педагогической модели формирования инокультур-ного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства относятся организационные средства социально-культурной деятельности. Данные средства представляют собой способы передачи содержания (идей, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров и др.) в целях оказания влияния на сознание личности.
Среди широкого разнообразия средств социально-культурной деятельности с целью эффективности формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства в нашей модели мы использовали следующие:
- художественные (танец, музыка, живопись, театр и др.);
- наглядные (костюмы, декорации, грим, подлинные или специально изготовленные, воспроизведенные предметы и явления, произведения искусств);
- технические (звукоаппаратура, проекционные аппараты, реквизит и т. д.);
- психолого-педагогические (концерты, конкурсы, фестивали, общение и т. д.);
- печатные (искусствоведческие, информационные и другие тексты).
Организационные средства социально-культурной деятельности мы рассматриваем как способы передачи содержания и информации. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или чаще набор средств. Следует отметить, что инструментарий представленных средств выступает в комплексе и применяется дифференцированно с учетом возрастных особенностей субъектов процесса.
Выбор средств зависит от культурно-досуговой направленности мероприятий, от образовательной цели и характера воздействия на студенческую молодежь средствами хореографического искусства.
В неразрывной связи с организационными методами и средствами формирования инокультурно-го пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства находятся формы социально-культурной деятельности. Под формами реализации теоритической модели мы понимаем способы организации творческого процесса. Формы социально-культурной деятельности предусматривают решение самостоятельных образовательных задач и использование соответствующих способов организации социально-культурной деятельности.
К социально-культурным формам формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства мы относим массовые, групповые и индивидуальные досуговые формы. Критериями выбора форм социально-культурной деятельности являются содержательность, массовость, привлекательность и эмоциональность, систематичность и цикличность, активное непосредственное участие студенческой молодежи в художественно-творческом процессе.
Организация массовых форм в рамках социокультурных досуговых программ предполагает четкое осмысление и понимание цели всеми субъектами данного процесса; анализ вида, типа и жанра массовой формы; создание социально-культурных условий для осуществления творческого замысла программы; определение содержания, соответствующего цели программы; органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный процесс; выбор рациональных методов и приемов организации.
Для хореографического искусства характерно наличие истинной коллективности, что в значительной степени содействует социализации переживаний, возникающих у людей в процессе их совместной деятельности и как реакция на ее успешный результат. Характерной чертой восприятия хореографического искусства является эффект соучастия, сопереживания и сотворчества исполнителя и зрителя. Среди массовых форм наиболее популярными являются концерты, фестивали, конкурсы, баллы, представления, танцевальные праздники, шоу-программы и т. д.
В каждой массовой форме социально-культурной деятельности имеются пять основных компонентов методики ее организации:
1) содержание;
2) композиция;
3) набор средств художественного воздействия;
4) специфичность аудитории;
5) место проведения.
Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм социально-культурной деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов сферы хореографического искусства, так как массовые формы данного вида деятельности являются самыми трудоемкими и сложными в организации и проведении.
К групповым формам социально-культурных досуговых программ мы относим любительские объединения, студии, коллективы художественного творчества. Групповые формы работы создают оптимальный культурно-нравственный микроклимат, что позволяет обеспечить общую направленность содержания творческой деятельности.
Через мотив участия в тех или иных групповых формах социально-культурной образовательной деятельности наиболее четко виден внутренний мир человека, его жизненная позиция. В результате группового общения у человека формируется, изменяется или утверждается собственное мнение и отношение к различным проблемам. По мнению исследователей, у человека активнодейственное положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется только тогда, когда он глубоко осознает социальную значимость своей деятельности.
Индивидуальные формы воздействия в социально-культурной досуговой деятельности на сознание личности приносят наибольшую результативность тогда, когда они опираются на дифференцированный подход к различным типам личности. Данная организационная форма предполагает всестороннее изучение личности с целью нахождения необходимого индивидуального подхода, который предполагает использование тех или иных индивидуальных форм хореографического искусства (индивидуальные занятия, консультации).
В основу построения процесса формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства легли виды социально-культурной и досуговой деятельности. Данный процесс организуется на следующих видах социально-культурной деятельности:
1) художественно-творческой;
2) коммуникативной;
3) информационно-познавательной.
Художественно-творческая деятельность в хореографическом коллективе призвана помочь личности адаптироваться за счет воздействия на ее эмоционально-чувственную и телесно-физическую сферы. Художественно-творческая деятельность в хореографическом коллективе сохраняет общие черты, присущие социально-культурной деятельности в целом: полифункциональность, активность,
комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т. д. Художественно-творческая деятельность в студенческом хореографическом коллективе включает в себя такие виды деятельности, как: эмоционально-чувственное восприятие, творческое созидание (исполнительская и балетмейстерская деятельность), организационно-концертная деятельность, а также реализуется в таких формах, как:
- тренировка координации движения, позволяющая научиться контролировать, где в данный момент находиться каждая из частей тела;
- тренировка ритмичности, зависящая от мышечного тонуса, поскольку мало слышать и понимать ритм, необходимо научиться быстро в ритм передвигаться;
- тренировка техники исполнения движений -одна из самых важных составляющих тренировочного процесса, поскольку именно техника дает возможность создавать красивое, быстрое, сильное движение при минимальных энергетических затратах;
- тренировка физической формы - это тренировка силы, гибкости, выносливости, умения концентрироваться и расслабляться, сокращать и растягивать мышцы.
Использование художественно-творческих технологий через воздействие на эмоциональночувствительную сферу студенческой молодежи, исходящих из возможностей невербальной, недирективной, многообразной по форме выражения связей различных элементов искусства и творчества, оказывает влияние на процесс воспитания духовности, культуры, познавательно-творческих и деятельностно-творческих сторон личности.
Коммуникативная деятельность в студенческих хореографических коллективах предполагает свободный характер общения и располагает к взаимопониманию. Общение в данных учреждениях содержит в себе объективную и субъективную стороны. Объективная сторона общения обусловлена тем, как человек оценивает свою роль, место в коллективе. Субъективная сторона оказывает большее влияние на уровень реализации личных планов и проявляется в настроениях, оценках и стереотипах поведения. Только органичное, всестороннее и одновременное рассмотрение как объективной, так и субъективной сторон общения индивидов создает возможность для выработки рекомендаций по организации творческой деятельности в инокультурном пространстве.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс удовлетворения потребности человека в получении информации, но она не сводится лишь к передаче опреде-
ленной суммы знаний и ее донесению до индивида, а предлагает их слияние с имеющимися уже знаниями, с собственным жизненным опытом. Данный вид деятельности проявляется в различных формах: совместные просмотры и аналитическое обсуждение хореографических концертов, спектаклей, фильмов; постаноски на социально-нравственную проблематику, диспуты и др.
Изучение проблемы процесса формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства позволило выделить следующие педагогические условия данного процесса:
- реализация творческого потенциала студенческой молодежи в инокультурном пространстве, сформированном средствами хореографического искусства;
- преемственность содержания и поэтапность его освоения;
- активизация субъект-субъектных отношений, личностных позиций как объективных факторов художественно-творческой деятельности;
- инновационно-вариативное обновление содержания художественно-творческой и образовательной деятельности в соответствии с изменяющимися условиями современного социо-куль-турного пространства.
При формировании инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства необходимо создать условия для реализации творческого потенциала личности с целью ее приобщения к новой национальной культуре через художественно-творческую и образовательную деятельность.
Новая образовательная парадигма провозглашает приоритет личностной ориентации художественно-творческого процесса в социальнокультурных и досуговых учреждениях, что создает условия для развития задатков и способностей, заложенных природой в каждом человеке. Лично-стно ориентированная деятельность - такой тип деятельности, в котором организация взаимодействия субъектов деятельности в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира [2].
Содержание личностно ориентированной деятельности призвано помочь студенческой молодежи в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в творчестве, а именно: закрепить значимые для себя ценности, овладеть определенной системой навыков, выявить круг интересующих творческих и жизненных проблем, освоить способы их решения, закрепить реф-
лексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Критериями эффективной организации личностно ориентированной деятельности выступают параметры личностного развития, к которым мы относим процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер (эмоционально-чувственной, интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметнопрактической) и сферы саморегуляции.
В рамках данного подхода И. П. Иванов рассматривает образование как целостную систему, главные принципы которой - сотрудничество, социально-полезная направленность, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчества [1]. Его идея, «педагогика общей заботы», подразумевает формирование и становление личности в процессе коллективного творческого воспитания средствами единого целепологания, совместной организации коллективно-творческого дела, эмоциональной насыщенности совместной деятельности.
Коллективное творческое дело представляет собой совокупность разнообразных приемов и действий, выстроенных в определенной последовательности. Методика коллективной творческой деятельности предусматривает создание свободных групп, сотрудничество и сотворчество, коллективную работу, игровую деятельность и саморазвитие личности.
Участие в организации и проведении коллективных творческих дел эмоционально насыщает и обогащает жизнь всего коллектива. Повышение эмоционального напряжения, возникновение таких чувств, как единение, доверие, душевный подъем всегда способствовали формированию творческо-активной личности.
Таким образом, объединение личностно ориентированного подхода и коллективного творчества при формировании инокультурного пространства средствами хореографического искусства предполагает создание у студенческой молодежи определен-
ной системы культуротворческих знаний, навыков и умений, помогающей осуществлять художественно-творческую, коммуникативную и познавательную деятельность.
Разработанная теоретическая модель формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства представляет собой целенаправленный педагогический процесс комплексного развития всей совокупности принципов, форм, методов, видов, средств, технологий, педагогических условий данного процесса, ориентированного на социально-культурную активность студенческой молодежи и стимулирование ее позитивной творческой деятельности.
Литература
1. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989. С. 47.
2. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний. М., 2004. С. 59.
* * *
THE MODEL OF ANOTHER CULTURE SPACE FORMATION OF THE STUDENTS BY MEANS OF CHOREOGRAPHIC ART
I. V. Radchenko
In article the model of another culture space formation of the students by means of choreographic art is considered. The model is represented as a purposeful pedagogical process of the complex development of all totality of principles forms, methods, kinds, means, technologies, pedagogical conditions directed to social and cultural activity of the students and stimulation of their positive creative work.
Key words: another culture space, choreographic art, national culture.