Научная статья на тему 'Сущность и специфика формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии'

Сущность и специфика формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕРАПИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ / BIBLIOTHERAPY / INFORMATIVE CULTURE / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / PROCESS FORMATION / PRINCIPLES / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеханова Анна Владимировна

В статье идет речь о сущности и специфике формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии. На основе развернутого анализа рассмотрен процесс формирования познавательной культуры младших школьников с использованием библиотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плеханова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND SPECIFICITY OF FORMATION OF INFORMATIVE CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF BIBLIOTHERAPY USE

The article discusses the essence and specificity of formation of informative culture of junior schoolchildren on the basis of bibliotherapy use. On the basis of the developed analysis the process of construction of formation of informative culture of junior schoolchildren on the basis of bibliotherapy use is considered.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии»

УДК 372.22

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕРАПИИ

© Анна Владимировна Плеханова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: anna2177809@yandex.ru

В статье идет речь о сущности и специфике формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии. На основе развернутого анализа рассмотрен процесс формирования познавательной культуры младших школьников с использованием библиотерапии.

Ключевые слова: библиотерапия; познавательная культура; младшие школьники; процесс формирования; принципы; функции.

Культура, а русская культура в частности, - одно из свершений человека, имеющих мировую значимость. Это совокупность духовных богатств, бесценный кладезь опыта, знаний, умений, уникальная и неповторимая практика творческого самовоплощения человека. В мировой культурный опыт входят как высочайшие свершения, так и сложный, противоречивый путь к ним, трудные, напряженные духовные поиски и их неоднозначное отражение в различных формах.

В динамично меняющемся мире общество значительно чаще переосмысливает, корректирует или коренным образом меняет задачи и значение книги в развитии современного общества. Книга - главный источник знаний, эффективное средство передачи информации людям. Чтение относится к числу социальных навыков, без которых невозможно жить в обществе и которые необходимы всем. Чтение лежит в основе всех видов деятельности.

Значимость книги в жизни младшего школьника велика: книга обогащает духовный мир, способствует развитию творческого мышления и воображения ребенка. Читая, ребенок узнает новое об окружающей действительности, у него развиваются культурные навыки, речь, расширяются словарный запас, кругозор, т. е. под благоприятным «воздействием чтения» формируется познавательная культура.

Многие исследователи данной проблематики рассматривали текст как источник развития познавательной культуры и выделяли основные характеристики текста: его структурную организацию, иерархичность построения, а также его специфические

свойства - монологический характер, объектную отнесенность, определенную адресность, ориентированность на единообразие понимания.

Чтение художественного произведения -это своего рода увлекательная беседа с умным, заботливым другом, стремящимся предупредить от ошибок, пробудить в каждом человеке все лучшее, что заложено в нем от природы, и в то же время сделать это неназойливо, незаметно.

Образовательный процесс в начальной школе призван способствовать духовному становлению учащегося, его культурному самоопределению в ясном осознании возможных альтернатив, с чувством ответственности за судьбу культурной традиции.

Главной задачей при изучении проблемы формирования познавательной активности младших школьников на основе использования библиотерапии является раскрытие сущности культуры познания, определение ее духовного ядра, ее личностной компоненты, закономерностей мировой художественной культуры и художественной литературы. Все это возможно, если использовать библиотерапию как средство формирования познавательной культуры младших школьников. Плодотворной почвой для этого является внеурочное время как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.

Библиотерапия привлекает в настоящее время все больше внимания исследователей, стремящихся максимально использовать «лечебные возможности книги». И все же эта тема разработана далеко не полностью. В

официальной науке нет точно сформулированного определения библиотерапии. В научном отношении библиотерапия развивается на стыке таких наук, как медицина, психология и педагогика, использующих специфические методы. Но решение методологических проблем особенно важно, т. к. само понятие «библиотерапия», ее цели, структуру каждый исследователь трактует по-своему.

Научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале ХХ столетия с развитием психоанализа. Книга уже становится не только хранителем знаний, медицинских рекомендаций, но и непосредственно - лекарством. Официально термин «библиотерапия» был признан в 1916 г. Ассоциацией библиотек США [1].

В отечественной и зарубежной литературе существует несколько определений понятия «библиотерапия» [2]:

- библиотерапия (от лат. ЫЫю - книга и гр. Шегар1а - лечение, уход за больным) -метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом, библиотерапия - лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг;

- библиотерапия - использование специально подобранных информационных материалов в качестве вспомогательного лечебного средства в медицине и психотерапии;

- библиотерапия - перспективная область деятельности, которая объединяет достижения в медицине, психологии, педагогике и библиотечном деле.

Все отечественные и зарубежные ученые придерживаются мысли о том, что задачами библиотерапии является изучение особенностей читательского восприятия во время болезни и разработка способов психологической коррекции с помощью специально подобранной литературы. Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы [3].

В контексте нашего исследования библиотерапию мы будем рассматривать как основной ведущий вид социально-культурной деятельности и способ эмоционально-психологического воздействия, имеющий педагогическое влияние на художественно-творческое воспитание личности, нацеленный на

формирование у младших школьников навыков и способностей к культурному познанию.

Анализ научной литературы показал, что исследователи выделяют три основные функции библиотерапии: библиоведческую, психотерапевтическую, вспомогательную.

Так, библиоведческая функция включает в себя роль фактора, отвлекающего личность от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания (цель руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп не ставится); психотерапевтическая функция является компонентом психотерапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психических больных (проводится врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря); вспомогательная функция представляет собой в ряде случаев равноправную часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного специалиста) [4].

Библиотерапия может осуществляться как в традиционной форме организации библиотерапевтом условий для возникновения катарсиса (эмоционального потрясения) во время и после восприятия читателями художественных произведений, так и в форме организации условий для литературного творчества - творческого самовыражения личности объективирования своих проблем, переживаний, мировидения через литературно-художественный текст, что ведет к гармонизации внутреннего мира человека.

В настоящее время исследователи понимают библиотерапию не только как процесс узко-медицинский, но и как педагогический вид деятельности. В библиотековедческом плане она рассматривается в качестве одного из направлений педагогики чтения [5].

Аппелируя к самым глубинным пластам личности, ее ценностному ядру, внутреннему «Я», библиотерапия смыкается (совпадает) по своим преобразующим задачам с педагогикой и опирается на открытые педагогической психологией закономерностей психического развития человека, формирования его различных психологических структур, качеств, установок. Правомерен и обратный процесс - осмысление педагогики и психологии детского чтения в русле библиотерапии.

Сам процесс читательского развития может быть рассмотрен и как процесс последовательного педагогического расширения библиотерапевтических возможностей -возможностей и путей влияния книги на личность младшего школьника. Педагогу необходимо стремится посредством книги достигнуть нужного положительного эффекта путем стимулирования у детей позитивного и погашения негативного настроения. Правильно подобранная книга, вызывающая положительные эмоции, очень важна в культурном развитии ребенка.

Книга не только содержит полезную информацию, она влияет на повышение самооценки ребенка. Например, чтение автобиографий знаменитых людей, которые, будучи инвалидами, добились признания, помогает детям понять цель, к которой следует стремиться. Именно поэтому книги должны подбираться с учетом конкретных личностных особенностей.

Отсюда можно вывести основные задачи библиотерапии, направленные на формирование познавательной культуры младших школьников, а именно:

- помочь ребенку проникнуть в суть проблемы;

- обсудить новые ценности и отношения;

- помочь ребенку осознать, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, и показать, как они эти проблемы решали.

Библиотерапия открывает новые возможности для духовного роста личности младшего школьника, способствует развитию творческих способностей, повышению их образовательного уровня, вызывает улучшение физического и психического состояния младшего школьника путем благотворного влияния на его эмоциональную сферу.

Это достигается решением нескольких задач: оздоровительных, воспитательных,

психологических, эстетических.

Оздоровительные задачи сконцентрированы на физическом развитии ребенка, его оздоровлении и формировании ценности здорового образа жизни, осознании значения правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Воспитательные задачи направлены на выявление и развитие у учащихся природных способностей и творческого потенциала, ока-

зание помощи в определении учащимися смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических преобразований, новых форм хозяйственной деятельности; формирование у детей чувства собственного достоинства, постоянного стремления к духовному совершенству.

В основе психологической задачи лежит раскрытие предпосылок, условий и движущих сил психического развития младшего школьника, описание динамики развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

Таким образом, книги - мощный инструмент, которым можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, оказывать помощь в решении проблем.

Формирование познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии рассматривается нами как универсальная деятельность, обеспечивающая успешное выполнение специфических видов деятельности, таких как познавательно-творческая, литературно-художест-

венная, нравственно-эстетическая. Деятельность по формированию познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии, по нашему мнению, должна строиться исходя из единства целей, содержания, средств формирования с учетом функций и во взаимодействии с принципами.

Принципы в педагогической деятельности - объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного назначения субъекта или объекта [6]. В самой категории принципа находят отражение основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института, основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека [7].

Так, построение процесса формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии основано на традиционных и специфических принципах.

Из всего многообразия общих педагогических принципов ведущими для нашего ис-

следования являются: принцип гуманизма, принцип системности и последовательности, принцип наглядности, принцип всеобщности и доступности, принцип сознательности и активности.

В качестве специфических принципов процесса формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии, отражающих ее сущность, специфику, направленность, содержание и формы, нами были выделены следующие: принцип творческой направленности, принцип рефлексивного управления, принцип развития инициативы и самоорганизации, принцип фасилитации и интереса, принцип позитивности, принцип единства просвещения и идейно-нравственного воспитания, принцип дифференцированного подхода, принцип взаимообусловленности воспитательной и образовательно-творческой деятельности, принцип эмоциональной насыщенности.

Кроме основных принципов построения процесса формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии на некоторых этапах работы нами также учитывались следующие принципы: принцип ценностной ориентации, принцип целостности, принцип при-родосообразности и культуросообразности.

Таким образом, нами выявлены и обоснованы принципы, определяющие процесс формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии и составляющие его технологическую основу. Перечисленные принципы предполагают целенаправленный, интегральный, многоуровневый, динамичный подходы к данному процессу и определяют ее методологию и содержание.

Для выявления функций социальнокультурной деятельности построения процесса формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии мы использовали работы ведущих теоретиков и специалистов социально-культурной деятельности: М.А. Ариар-ского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова. Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, А.В. Соколова, В.В. Попова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.

Относительно нашего исследования мы выделяем следующие функции: мировоз-

зренческая, социализирующая, мотивационная, адаптационная, коммуникативная, культуротворческая, информационно-просветительская, ценностно-гедонистическая, образовательно-развивающая, эмоциогенная.

Приоритетными в данных условиях выступают культуротворческая и коммуникативная функции, способствующие развитию подлинно творческого мышления, сознательности и системности в приобретении познавательной культуры младших школьников.

Однако в данном процессе необходимо усиление влияния мировоззренческой, ценностно-гедонистической и информационнопросветительской функций, направленных на интенсивность развития интеллекта, расширение литературного кругозора, способствующих духовно-нравственному и творческому развитию личности. Адаптационная функция рассматривается как помощь личности в освоении той среды, в которую она попадает, в приобретении познавательных умений и навыков, в социально-культурной адаптации.

Данные функции, как и педагогические принципы в социально-культурной сфере, тесно переплетаются, добавляют друг друга и находятся в постоянном синтезе. При этом непременным условием реализации вышеперечисленных функций и принципов нам видится, прежде всего, их преемственность, что открывает возможность для перспективы развития личности, заинтересованного и творческого подхода к процессу культуротворческого образования и приводит к конечной цели - формированию познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии.

Сущность формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии представляют собой процесс последовательного педагогического расширения библиотерапевтиче-ских возможностей, при которых основным условием становится личностно-ориентированная модель отношений, и заключается в признании роли книги лишь как создателя условий для лечебного, реабилитационного и коррекционо-развивающего процесса, направленного на познание культурного наследия, раскрытие творческих способностей, расширение духовного производства, развитие активности и коммуникативности, удов-

летворение познавательных потребностей и запросов, самоорганизацию и самоактуализацию (саморегуляцию).

Специфика формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии определяется особым развивающим потенциалом библиотерапии, базирующемся на формах, средствах и методах социально-культурной деятельности, направленных на приобретение культурных ценностей, развитие художественно-творческих способностей, повышение уровня самооценки, стабилизации эмоциональных переживаний, проявления познавательной активности, эффективное овладение знаниями и способами литературнохудожественной деятельности, выработку навыков самоопределения и самоорганизации.

1. Тихомирова И.И. Что такое библиотерапия и могут ли книги врачевать душу? // Домашняя школьная библиотека. 2003. № 1.

2. Воробьева К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы. СПб., 1996.

3. Библиопсихология и библиотерапия / под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О. Л. Каба-чек. М., 2005.

4. Елисеева Ю.А. О психологических механизмах библиотерапии: взгляд культуролога // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. М., 2001.

5. Балашова Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. М., 2001.

6. Питюков В.М. Основы педагогической технологии. М., 1997.

7. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 1998.

Поступила в редакцию 11.08.2010 г.

UDC 372.22

ESSENCE AND SPECIFICITY OF FORMATION OF INFORMATIVE CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF BIBLIOTHERAPY USE

Anna Vladimirovna Plekhanova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social and Cultural Activity Department, e-mail: anna2177809@yandex.ru

The article discusses the essence and specificity of formation of informative culture of junior schoolchildren on the basis of bibliotherapy use. On the basis of the developed analysis the process of construction of formation of informative culture of junior schoolchildren on the basis of bibliotherapy use is considered.

Key words: bibliotherapy; informative culture; junior schoolchildren; process formation; principles; functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.