6. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Мотюшкин. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 354 с.
7. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. - М. : Просвещение, 1972. - 152 с.
8. Шишкина, Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи / Т.В. Шишкина // Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 44-47.
REFERENCES
1. Arefeva O.M. Tehnologii formirovanija kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh umenij uchashhihsja [Technologies of formation of communicative universal educational abilities of students]. Mir obrazovanija -obrazovanie v mire [The world of education is education in the world], 2011, no. 1, pp.116-123.
2. Baeva I.A. Pedagogicheskaja psihologija : ucheb. posobie dlja studentov vuzov [Pedagogical Psychology]. Saint-Petersburg: Piter, 2010. 414 p.
3. In Jel'konina D.B. (eds) Voprosy psihologii uchebnoj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov [Questions of psychology of educational activity of younger schoolchildren]. Moscow: APN, 1962. 288 p.
4. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech' [Thinking and Speech]. Moscow: Publ. APN RSFSR, 1976. 332 p.
5. Kubasova O.V. Vyrazitel'noe chtenie [Expressive reading]. Moscow: Akademija, 2001. 144 p.
6. Matjushkin A.M. Problemnye situacii v myshlenii i obuchenii [Problem situations in thinking and learning]. Moscow: Direkt-Media, 2008. 354 p.
7. Nikiforova O.I. Psihologija vosprijatija hudozhestvennoj literatury [Psychology of perception of fiction]. Moscow: Prosveshhenie, 1972. 152 p.
8. Shishkina T.V. Novye metody i priemy v rabote po razvitiju rechi [New methods and techniques in the work on the development of speech]. Nachal'naja shkola [Elementary school], 2006, no. 9. pp. 44-47.
УДК 373.3
Л.А. Милованова,
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия milovanova-45@mail.ru
Формы эффективного формирования читательского интереса у младших
школьников
В последнее время статус чтения и отношение к нему сильно изменилась. Большая роль в развитии читательского интереса у младших школьников отводится начальной школе. Учителя, используя различные формы, формируют учащегося как сознательного читателя, который проявляет интерес к чтению, владеет навыками и способами самостоятельной работы с книгой, обладает определенной начитанностью.
Читательский интерес, младший школьник.
L.A. Milovanova,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and
Methodology of Primary Education Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia milovanova-45@mail.ru Forms of effective formation of reader interest in younger schoolchildren
Recently, the status of reading and attitude towards him has changed a lot. A major role in the development of reader interest in primary schoolchildren is assigned to primary school. Teachers, using various forms, form the student as a conscious reader who shows interest in reading, owns the skills and methods of independent work with the book, has a certain erudition.
Keywords: reader interest, junior schoolboy.
Уроки литературного чтения ориентированы на развитие у младших школьников интереса к книге и любви к чтению, а также способствуют привитию им необходимых в будущем знаний, умений, навыков. В настоящее время выделяется два направления в обучении чтению младших школьников: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно педагог при организации уроков литературного чтения способен объединить эти направления. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя - способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель [6, С. 178].
Развивать читательский интерес можно, углубляя и систематизируя опыт и знания учащихся в области читательской деятельности посредством погружения в читательскую атмосферу.
В настоящее время учителя начальной школы используют разнообразные педагогические формы и приёмы, которые позволяют эффективно формировать читательский интерес у младших школьников. Частота и результативность зависит от возможности и способности самого учителя, его компетенции и опыта, от потенциала образовательной организации.
Игровая деятельность в младшем школьном возрасте остаётся одной из ведущих. Поэтому одной из наиболее продуктивных для развития читательского интереса форм является организация литературных праздников и литературных игр [2, С.27].
Литературная игра - игра с текстом, цель которой преобразовать существующий или создать новый. Смысл литературной игры заключается в том, что необходимо узнать художественное произведение по отдельным отрывкам. Можно воссоздать строки и строфы по заданным словам, поставить и разгадать каверзные вопросы по прочитанным произведениям, отгадать имена литературных героев, фамилию автора, название книги и произведения по серии вопросов, воспроизвести героев и книги по описанию и т. д.
Урок-сказка. Чаще всего такие уроки используются при обобщении и систематизации знаний младших школьников. На занятии, как и в любой сказке, присутствуют положительные и отрицательные герои. В качестве завязки, используется проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, можно ввести необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей
и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением [5].
В повседневной учебной деятельности особенно актуальны уроки-отчеты. Это своеобразный отчет о прочтении книг внешкольной программы. Как правило, проводится два раза в месяц. К урокам-отчетам младшие школьники подготавливают читательский дневник, где фиксируют интересные эпизоды, делают рисунки. Учащимся необходимо объяснить, как вести читательский дневник, провести урок-инструктаж по теме «Мой читательский дневник».
Библиотечный урок организуют школьный библиотекарь и учитель. Он может проводиться абсолютно по любой тематике в течение всего учебного года. Темы записываются в календарно-тематическом планировании библиотекаря. Предварительно учитель и библиотекарь обсуждают все темы на учебный год, а потом верстают перспективный план с учетом вносимых корректировок.
Интересной формой творческой работы с младшими школьниками является сочинительство историй. Именно сочинительство помогает формировать их читательский и одновременно развивать познавательный интерес. Младшие школьники сочиняют и фантазируют на различные темы. Но педагогу необходимо осуществлять руководство, сформулировать темы, составить определенный план. Могут быть предложены, например, такие темы, как «Я сочиняю сказку», «Мои первые стихи» (особое внимание уделяется индивидуальной манере написания), «Мои сказки», «Мои первые книжки-малышки».
Реализация учителем в своей педагогической деятельности опросов и голосований может существенно облегчить задачу по подбору произведений для класса, так как предпочтения будут заранее известны.
Конкурс репортажей - импровизированная игра-соревнование, в процессе которой учащиеся пробуют себя в роли журналистов. Учитель на данном мероприятии выступает в роли ведущего. Младшим школьникам необходимо заранее подготовить «репортаж с места событий» («Репортаж с места событий, сегодня (дата) загорелся кошкин дом, по предварительным данным, причиной стала оставленная без присмотра печь» - по сюжету произведения С. Маршака «Кошкин дом»), «интервью с известной личностью» (с Незнайкой, Томом Сойером, Маленьким принцем и т.д.), «выпуск последних новостей» («Пропал мальчик, зовут дядя Фёдор. Глаза голубые. Рост метр двадцать. Родители его ищут. Нашедшему - велосипед» (по произведению Э.Н. Успенского «Трое из Простаквашино») по мотивам заданного литературного произведения.
Подготовка к конкурсу репортажей формирует читательский интерес у младших школьников, так как учащиеся вовлечены в активную творческую деятельность, избирательно подходят к выбору книги, вчитываются в сюжет произведения, стараясь взять во внимание все важные детали.
Литературное караоке - это конкурс чтецов, который проводится под музыкальное сопровождение. Аналогично привычному караоке звучит мелодия, но вместо песни учащиеся читают стихотворения. Учащимся заранее выдаётся список произведений, который необходимо выучить к мероприятию. Путём жеребьёвки стихи распределяются между детьми. Музыка также заранее подбирается к произведению (соответствует ритму, размеру, настроению). Задача чтеца интуитивно подстроиться под ритм стиха и музыки. Таким образом, получится прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.
Данная форма работы способствует развитию читательского интереса у младших школьников, так как в процессе подготовки учащимся необходимо вдумчиво прочитать стихотворение, мысленно расставить акценты. Желательно углубиться в историю написания произведения, чтобы точно уловить и правильно передать настроение произведения [7, С.118].
В последнее время особым общественным спросом пользуются квесты - это разновидность игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специально подготовленном помещении. Может проводиться по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной и художественной литературе. Обязательное условие - наличие маршрутного листа с обозначениями остановок. На каждой остановке учащиеся получают тематические задания, выполняя их, постепенно продвигаются по маршруту квеста [8, С.22].
Задания могут носить творческий характер или быть сформулированы в форме вопроса. Они должны быть направлены на получение младшими школьниками новых знаний, что способствует развитию их читательского интереса, побуждает учащихся к дальнейшему исследованию проблемы и восполнению пробелов в знаниях, а также к чтению неизвестных литературных произведений.
Литературный каламбур. Опираясь на понятие «каламбур» (шутка, основанная на комическом использовании двух сходно звучащих, но разных по значению слов), такое мероприятие может быть посвящено творчеству писателей-однофамильцев (Л.Н. Толстой и А.Н. Толстой), разным произведениям со схожими или идентичными сюжетами, написанными в одну или разные эпохи, с целью произвести комическое впечатление. В ходе каламбура производится сравнение авторов и произведений, выясняются причины сходства и различий. Мероприятие протекает в непринуждённой атмосфере, что помогает усвоить материал в лёгкой форме, произвести впечатление, получить положительные эмоции. Такая форма изучения литературы исключает возможность появления трудностей у младших школьников, что создаёт ситуацию успеха, и становится важнейшей предпосылкой к развитию читательского интереса [3, С.23].
С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно сделать процесс учения развивающей средой.
Одним из приемов, используемых при формировании читательского интереса, является прием «Цветопись» (психорисунок), который даёт возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Младшим школьникам предлагается нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. Читая произведение, учащийся задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка - основы формирования нравственных представлений и убеждений личности [4].
Проект по созданию книжки-самоделки (книжка-малышка) с собственной придуманной сказкой, с самостоятельно подобранными иллюстрациями, играми, ребусами и кроссвордами является одной из эффективных форм формирования читательского интереса у младших школьников.
Библио-кросс проводится с целью привлечения к чтению книг. Учитель предлагает учащимся прочитать произведения на определенную тему или за установленное время.
Победителем становится ученик, прочитавший максимальное количество книг. Формой контроля в данном случае может выступать презентация читательских дневников.
Литературная печа-куча (с япон. - «болтовня») - это презентация кратких докладов, преднамеренно ограниченных по форме и во времени на неформальных конференциях. Литературная печа-куча проводится в традиционной форме: учащиеся подготавливают доклады, сопровождаемые красочными презентациями из 20 слайдов. Время, отводимое для показа одного слайда и его комментария, всего 20 секунд. Таким образом, выступление каждого оратора продолжается не более 6 минут 40 секунд. После каждого доклада ученики могут поделиться своим мнением или задать вопрос выступающему. Литературная печа-куча формирует читательский интерес, т.к. во время подготовки доклада учащиеся вовлечены в активную читательскую деятельность, стараясь взять во внимание все важные детали [1, С.2].
Одним из эффективных приемов формирования читательского интереса является литературный аукцион - литературная игра, повторяющая условия настоящих аукционов: победителем становится тот, кто последним даст правильный и самый полный ответ на заданный вопрос. При организации данного мероприятия необходимо приготовить книги для торгов, а также подобрать вопросы, которые будут заданы игрокам. Например: ведущий произносит фамилию известного писателя, участники поочередно называют его произведения. Можно предложить задание, где нужно вспомнить название книг, в которых встречается числительное, цвет или кличка животного. Другим условием аукциона может стать предложенная буква, игроки должны перечислить произведения, фамилии писателей или имена литературных героев, начинающихся на указанную букву. На торги могут выставляться предметы, принадлежащие литературным героям.
Сторисек (с англ. - «мешок историй) - литературный проект. Учитель в полотняный мешок складывает художественную иллюстрированную детскую книгу с дополнительными материалами. Это могут быть мягкие игрушки (главные герои книги), реквизиты (предметы обихода, бытовые предметы из произведения), компакт-диск с аудиозаписью текста произведения, шпаргалки для родителей в виде советов или рекомендаций. В мешок можно положить костюмы для инсценировки или пальчиковые куклы для минитеатра. Каждый ученик по желанию может взять сторисек домой для прочтения книги в кругу семьи. Основной целью сторисека является получение удовольствия от чтения, стимулирование интереса к книге, соответственно происходит активное формирование читательского интереса учащихся.
Флешбук - в течение установленного времени учитель знакомит учеников с определенной книгой посредством цитат из нее, иллюстраций, через биографию автора, через личные переживания и другой информации о книге, способствуя формированию читательского интереса школьников.
Главной задачей учителя начальных классов является - научить младшего школьника читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить его к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса.
Работа по развитию читательского интереса у младших школьников должна проводиться своевременно и систематически. Представленные формы и приемы способствуют формированию устойчивого читательского интереса младших школьников; умению работать с литературой определенного рода; умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение; формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдуллина, В. Ю. День в библиотеке [Текст] / В. Ю. Абдуллина // Последний звонок. - 2011. - № 3. -С. 2-3.
2. Антонова, Е. С. Как я воспитываю интерес к книге [Текст] / Е. С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - С. 27-28.
3. Громова, О. К. Открытые пространства. Навстречу читателю [Текст] / О. К. Громова // Библиотека в школе. - 2013. - № 3. - С. 20-24.
4. Калиш, Ю. В. Особенности внеурочной деятельности по развитию читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] / Ю. В. Калиш. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/21/statya-po-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti.
5. Козлова, Е. Б. Нетрадиционные формы обучения на уроке литературного чтения в 4 классе [Электронный ресурс] / Е. Б. Козлова. - Режим доступа: https://pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=1061.
6. Максимова, А. А. Развитие читательской деятельности младших школьников [Текст] / А. А. Максимова, Р.В. Саввинова // Научный поиск в современном мире : тр. междунар. конф. - Саратов, 2014. -С. 178-179.
7. Мирошниченко, Е. В. Досуговая деятельность в библиотеке: проблемы теории и практики / Е. В. Мирошниченко // Библиотековедение. - 2011. - № 4. - С. 117-121.
8. Россинская, А. Н. Три вопроса о квестах в детской библиотеке: что, как и зачем? [Текст] / А. Н. Россинская // Библиотека в школе. - 2014. - № 7/8. - С. 21-24.
REFERENCES
1. Abdullina V. Ju. Den' v biblioteke [Day in the library]. Poslednij zvonok [The last bell], 2011, no, 3, pp. 2-3.
2. Antonova E.S. Kak ja vospityvaju interes k knige [How I bring up interest to the book]. Nachal'naja shkola pljus do i posle [Elementary School plus before and after], 2006, no. 12, pp. 27-28.
3. Gromova O.K. Otkrytye prostranstva. Navstrechu chitatelju [Open spaces. Towards the reader]. Biblioteka v shkole [Library at school], 2013, no. 3, pp. 20-24.
4. Kalish Ju. V. Osobennosti vneurochnoj dejatel'nosti po razvitiju chitatel'skih interesov mladshih shkol'nikov [Elektronnyj resurs] [Peculiarities of after-hour activities in the development of readers' interests of junior schoolchildren]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/21/statya-po-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti (Accessed 25.04.2018).
5. Kozlova E.B. Netradicionnye formy obuchenija na uroke literaturnogo chtenija v 4 klasse [Elektronnyj resurs] [Non-traditional forms of instruction at the lesson of literary reading in the 4th grade]. URL: https://pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=1061 (Accessed 25.04.2018).
6. Maksimova A.A., Savvinova R.V. Razvitie chitatel'skoj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov [The development of reading activity of junior schoolchildren]. Nauchnyj poisk v sovremennom mire: tr. mezhdunar. konf. [Scientific Search in the Modern World]. Saratov, 2014, pp. 178-179.
7. Miroshnichenko E.V. Dosugovaja dejatel'nost' v biblioteke: problemy teorii i praktiki [After school activity in the library: problems of theory and practice]. Bibliotekovedenie [Libraries], 2011, no. 4, pp. 117-121.
8. Rossinskaja A.N. Tri voprosa o kvestah v detskoj biblioteke: chto, kak i zachem? [Three questions about quests in the children's library: what, how and why?]. Biblioteka v shkole [Library at school], 2014, no. 7/8, pp. 2124.