Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васенина Светлана Ивановна, Винокурова Наталья Валентиновна, Мазуренко Оксана Владимировна

В статье представлена проблема развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Обобщен научный опыт, раскрыт педагогический опыт работы по данному направлению на базе учреждения дополнительного образования. Предложены и практически обоснованы педагогические условия развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васенина Светлана Ивановна, Винокурова Наталья Валентиновна, Мазуренко Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL SKILLS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article presents the problem of the development of intellectual skills in older preschool children in conditions of additional education. The scientific experience is summarized, the pedagogical experience of working in this area on the basis of the institution of additional education is disclosed. The pedagogical conditions for the development of intellectual skills in older preschool children in the conditions of additional education are proposed and practically justified.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Васенина Светлана Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Винокурова Наталья Валентиновна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Мазуренко Оксана Владимировна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлена проблема развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Обобщен научный опыт, раскрыт педагогический опыт работы по данному направлению на базе учреждения дополнительного образования. Предложены и практически обоснованы педагогические условия развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, интеллектуальные умения, дополнительное образование, старший дошкольный возраст.

Annotation. The article presents the problem of the development of intellectual skills in older preschool children in conditions of additional education. The scientific experience is summarized, the pedagogical experience of working in this area on the basis of the institution of additional education is disclosed. The pedagogical conditions for the development of intellectual skills in older preschool children in the conditions of additional education are proposed and practically justified.

Key words: intellectual development, intellectual skills, additional education, senior preschool age.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (БГПУ и МГПУ) по теме «Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях трансформации социального пространства»

Введение. Модернизация дошкольного образования, внедрение различных технологий в процесс развития детей дошкольного возраста способствует обеспечению развития интеллектуальной сферы дошкольников. Повышение требований к интеллектуальной готовности детей к школе; реализация содержания ФГОС ДО; интенсификация применения интерактивных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста - все это актуализирует поиск новых подходов к интеллектуальному развитию ребенка в период дошкольного детства, повышает требования к работе дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) и учреждений дополнительного образования. Несмотря на это учителя начальной школы отмечают наличие детей, у которых на период поступления в школу слабо развиты интеллектуальные умения (умение быть внимательным, умение воспринимать, мыслить).

Цель данной работы - определить содержание и педагогические условия развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Поставленная цель определила ряд задач: 1) проанализировать понятие «интеллектуальные умения»; 2) выявить причины слабого развития интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных организаций; 3) охарактеризовать эффективные программы дополнительного образования, направленные на развитие интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста; 4) определить педагогические условия развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Изложение основного материала статьи. Методологическим основанием изучения особенностей развития интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста являются труды А.Л. Венгера, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Н.Н. Поддъякова, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, Ш.А. Амонашвили, Т.Г. Анисимовой, И.С. Якиманской, И.И. Левиной, Т.А. Щербаковой, Е.Е. Кравцовой и др. Авторами были рассмотрены понятия «интеллектуальное развитие», «интеллектуальные способности», «интеллектуальные умения», предложены средства, формы и способы интеллектуального развития детей в дошкольный период. Так, согласно Л.С. Выготскому, «интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления» [3].

М. Доналдсон рассматривал интеллектуальное развитие как развитие определенных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность, сокращенность [5, С. 87]. Поэтому применительно для старших дошкольников, говоря об их интеллектуальном развитии, целесообразно акцентировать внимание на развитие их интеллектуальных способностей, а также интеллектуальных умений и навыков. В работе М.А. Дмитриевой, А.А. Крылова, А.И. Нафтельева интеллектуальные умения рассматриваются как умения, связанные с хранением и переработкой информации (мнемические, мыслительные и имажинитивные умения [4]. Вслед за В.П. Левченко, под интеллектуальными умениями мы подразумеваем умения, обеспечивающие развитие продуктивного мышления, способствующие повышению уровня познавательной активности детей, возможности решать противоречия и обнаруживать новые [8].

Развитие интеллектуальных умений (воспринимать, запоминать, быть внимательными, мыслить, проявлять интуицию) начинается в период дошкольного детства, в процессе организации различных видов познавательной деятельности [9]. В ходе нашего исследования проведен анализ литературы по проблемам развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях различных образовательных организаций [1; 6; 7; 10]. Авторы обращают внимание на использование различных видов деятельности и технологий в развитии интеллектуальных умений у дошкольников, разработку специальной предметно-развивающей среды в группе. В частности, использования игровых и интерактивных технологий, экспериментирования и пр. Такой подход, соответствует возможностям современных образовательных учреждений и позволяет учитывать возрастные и индивидуальные возможности каждого ребенка.

В тоже время следует отметить, что проблема развития интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования является малоизученной, о чем свидетельствует ограниченное количество работ поданной проблематике. Состояние разработанности проблемы и актуальность ее изучения в настоящее время определяют

основные направления исследования развития интеллектуальных умений в условиях дополнительного образования, анализа разработанных и эффективно реализуемых общеразвивающих программ дополнительного образования.

В исследовании мы основывались на теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы отражают изучение и анализ психолого-педагогической литературы; описание анализ реализуемых дополнительных образовательных услуг на территории республики Мордовия. Эмпирические методы включают изучение опыта педагогов в ДОО, описание и анализ развивающих программ дополнительного образования, реализуемых на базе Центра продленного дня при ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева». В исследовании нами применялись анкетирование родителей и педагогов, изучение статистических данных, анализ собственного опыта работы в условиях дополнительного образования.

Дополнительное образование прошло несколько этапов развития и в настоящее время широко востребовано родителями, имеющими детей разного возраста, а также самими взрослыми. Развитие науки, информатизация и цифровизация различных сфер деятельности влияет на запросы общества к подготовке детей к обучению в школе и выбору дополнительных общеразвивающих программ, способствующих эффективному развитию личности дошкольника. Проведенное нами анкетирование родителей, было направленно на выявление выбора направления подготовки ребенка дошкольника, определения ими цели посещения организаций дополнительного образования, понимания сущности развития интеллектуальных умений в дошкольный период и их роли в успешном обучении в школе и общем развитии личности ребенка. Опрошенные респонденты имели детей в возрасте 5-7 лет, посещающие образовательные организации г. Саранска. Количество респондентов - родителей составило 223 человека, респондентов - воспитателей ДОО и педагогов организаций дополнительного образования - 54 человека.

На вопрос о том, посещают ли их дети дополнительные кружки в ДОО или учреждения дополнительного образования, респонденты - родители ответили следующим образом: 88 % активно пользуются дополнительными образовательными услугами, предоставляемыми различными организациями города; при этом следует отметить, что по сравнению с 2019 годом [2], повысилась востребованность программ социально-педагогической направленности (49,3%) и физкультурно -спортивной направленности (19,3 %). Причинами этого, по мнению родителей, являются: повышение требований к подготовке будущих первоклассников; поддержка интересов ребенка; создание для ребенка возможностей для проявления своих способностей в настоящем и будущем, и подготовке к раннему профессиональному определению. После пандемии, большой интерес вызвали дополнительные занятия, направленные на формирование у детей компьютерной грамотности (34,6%). Как указывают родители, в первую очередь на подобные занятия были записаны и с удовольствием посещали дети школьного возраста. Дети дошкольного возраста больше увлекались робототехникой.

Достаточно высокий интерес родителей продолжают вызывать кружковые объединения, направленные на интеллектуально-речевое развитие (английский язык, подготовка к школе, развитие математических способностей) - 96,2%. Ответы о понимании сущности интеллектуальных умений были следующими: это умение думать, рассуждать, видеть частности (анализировать). Данные респонденты считают интеллектуальные умения необходимыми для каждого и развитие их должно начинаться как можно раньше (28,3%). Умение решать задачи по математике, логические задачи, уметь выполнять задания по окружающему миру, все это делать самостоятельно с минимальной помощью взрослых - эти умения выделили 34% опрошенных. Умеет думать самостоятельно, выбирать нужную информацию из .разных источников, планировать свою работу, все это нужно будет при обучении в школе, позволит учиться успешнее - данные умения выделили 23,7%. Затруднились ответить, но понимают, что развитие интеллектуальных умений необходимо для успешного обучения в школе составило 9,3% и 4,7% ответили, что это важно, не поясняя свой ответ.

Результаты анкетирования педагогов, с целью изучения заинтересованности родителей в посещении их детьми различных кружковых объединений, показали следующие результаты: наиболее активными в определении своего ребенка в кружок являются родители детей старшего дошкольного возраста (86,4%) и раннего возраста (44,3%). В первом случае, родители заинтересованы в подготовке ребенка к школе, во втором - в общем развитии ребенка, стабилизации у него эмоционального фона, накоплении опыта общения и манипуляций с различными предметами. В связи с этим в старших группах ДОО респондентам предлагается больше дополнительных услуг, направленных на интеллектуальное развитие детей (раннее обучение чтению, общее математическое развитие посредством использования определенных средств обучения, развитие вычислительных навыков, освоения навыков экспериментирования, робототехника, легоконстурирование и пр.) - 47,3%; кружки художественно-эстетической направленности, организуемые как воспитателями, так и музыкальным и художественным руководителями (27%); кружки физкультурно-оздоровительной направленности (17,2%); 8,5% - другие. Кружковая работа, связанная с общим познавательным развитием (математической, экологической и прочей направленности), выбирается родителями не зависимо от руководителя кружка. Объясняя это тем, что дети посещают «Малышкину школу», а в детском саду расширяют свои знания в подобных кружках, что дополняет друг друга и является важным и полезным.

Определение понимания педагогами образовательных учреждений понятия «интеллектуальные умения» и их влияние на развитие личности ребенка - дошкольника показало следующие результаты. Интеллектуальные умения воспитатели понимают как развитие познавательных психических функций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, установление причинно-следственных связей и аналогий, умение обдумывать и планировать свои действия. Основная работа по их развитию ведется в процессе организации игровой развивающей деятельности, в процессе непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию, развитию представлений об окружающем и социальном мире, речевому развитию, в процессе наблюдений за окружающей действительностью (74,3%). 20% опрошенных добавляют организацию опытно-экспериментальной работы с детьми, организацию дополнительной кружковой работы, применение интересных форм организации взаимодействия с детьми. Часть респондентов считают также необходимым привлечение родителей к организации творческих мероприятий (5,7%).

Таким образом, несмотря на активную позицию родителей в раннем развитии своего ребенка, ими отмечается зачастую некачественная работа специалистов в учреждениях, как дошкольных, так и учреждениях дополнительного образования, а также не соответствие работы педагога содержанию предлагаемой программы. Родители жалуются на сложность поиска подходящего учреждения дополнительного образования, которое удовлетворяло бы и потребности ребенка и запросы взрослого. Данный показатель выделяют и педагоги дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Респондентами - педагогами отмечается, что эффективность развития интеллектуальных умений в период дошкольного детства зависит от качества предлагаемых общеразвивающих программ и готовности специалиста к их реализации.

Рассмотрим на примере работы Центра продленного дня при ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева» реализацию дополнительных общеразвивающих программ. Данное учреждение было открыто в 2010 году и направлено на развитие и подготовку детей предшкольного возраста к успешному обучению в школе. В настоящее время учреждение пользуется большим спросом. По мнению родителей выпускников,

основными причинами этого, являются: качественная подготовка ребенка к школе, реализация индивидуального подхода к детям, возможность организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ, расширение охвата детей разных возрастов (от 4-х до 7-ми лет), хорошая материальная база учреждения, высокий профессионализм педагогов.

Для детей 6-7 лет реализуется программа «Скоро в школу», направленность программы - социально-педагогическая [11]. Программа направлена: на разностороннее развитие детей 6-7 лет с учетом психофизиологических закономерностей их развития; развитие социально-коммуникативных умений, способности сопереживать другому, на овладение социально приемлемыми способами самовыражения в ситуациях общения, расширение представлений ребенка о себе и своих возможностях, способствует формированию социально-уверенного поведения; на поддержку основных линий развития ребенка, отвечающих своеобразию возраста, учитывающих сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании.

Программа «Скоро в школу» включает в себя следующие блоки и программы, их раскрывающими: а) естественнонаучный блок («Веселая математика», «Занимательная логика», «Мир природы», «Говорим красиво», «Говорим правильно», «Волшебный мир LEGO»); Б) художественно-эстетический блок («Мозаика цвета», «Чудеса из бумаги», «Волшебный пластилин»); в) социально-коммуникативный блок («Я - человек», «Мир театра»). Каждый блок направлен на развитие у детей не только конкретных представлений, но и интеллектуальных и общеучебных умений. В частности, реализация программ естественнонаучного блока позволяет решать ряд образовательных и развивающих задач: формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и пр.; развитие логических и математических способностей; развитие самостоятельности и познавательной активности, умения применять полученные навыки в различных видах деятельности; формирование умения рассуждать, делать простейшие умозаключения, общеучебных умений и др.

Выделенные умения активно развиваются и совершенствуются в других блоках. Например, художественно-эстетическом, в содержании программ которого подразумевается анализ объектов окружающей действительности, с целью правильного их изображения в последующем. Или социально-коммуникативном блоке, в программах которого формируются умения понимать себя, свои стремления, отражать их в художественном и театральном творчестве; умения наблюдать и делать простейшие умозаключения, доказывать свою точку зрения.

Критериями оценки уровня освоения программы «Скоро в школу» являются: соответствие уровня теоретических знаний обучающихся программным требованиям; самостоятельность работы; осмысленность действий; разнообразие освоенных приемов применения полученных знаний в различных видах деятельности; соответствие практической деятельности программным требованиям; уровень творческой активности обучающегося; качество выполненных заданий, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе.

Реализация задачи развития интеллектуальных умений в процессе работы по программе «Скоро в школу» отражена в ее показателях, отражающих не только знаниевый компонент, но и развитие: умения прослеживать некоторые взаимосвязи в природе и место человека в ней; оценочных суждений позитивного и негативного воздействия человека на мир природы; степень выраженности возможности решать противоречия и обнаруживать новые; умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения на основе нравственных представлений; умение ставить близкую и отдаленную цели.

Эффективность реализации данной программы и подтверждение профессионализма педагогов раскрывают статистические данные и отзывы родителей. Так, в 2021 году выпустилось 68 воспитанников 6-7 лет. Из них 66,07% поступили в гимназии и лицеи города, учителя и психологи которых указывали на высокую готовность данных детей, сформированность у них высокой познавательной активности и самостоятельности, способности делать выводы, задавать вопросы и др. Родители данных детей также отмечают, что при выполнении домашних заданий дети проявляют умение рассуждать, делать простейшие умозаключения, переносить полученный на уроках опыт в жизнь (определить план действий, чтобы успеть выполнить домашние задания и попасть своевременно на тренировки). 33,93% детей поступили в школы, не имеющие статуса гимназии или лицея, однако многие из них 57,8% при тестировании показали результаты выше среднего.

В 2022 году выпускается 98 воспитанников 6-7 лет. На данный момент собеседование в школах города и обследование психологом Центра также показали достаточно высокие результаты: 56,5% респондентов составили высокий уровень готовности к школе; 26,08% - выше среднего; 17,42% - средний уровень готовности к обучению в школе.

Таким образом, развитие интеллектуальных умений является важным и необходимым элементом в период дошкольного детства. Для реализации данной деятельности исследователями выделяются следующие педагогические условия:

- наличие четко обоснованных целей и содержания дополнительных общеразвивающих программ, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников; регулярное их обновление, с учетом современных достижений в науке и требований общества;

- предметная среда учреждения должна соответствовать возрастным особенностям детской деятельности и способствовать интеллектуальному самовыражению каждого ребенка;

- систематическое повышение квалификации педагогами, реализующими дополнительные общеразвивающие программы, и тесное взаимодействие с родителями, для своевременного учета интересов и запросов общества.

Данные условия не являются универсальными и могут дополняться с учетом других исследований в области развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Бизина, А.Е. Развивающая среда как средство интеллектуального развития старших дошкольников / А.Е. Бизина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2 (42). - С. 298-301.

2. Васенина, С.И. Дополнительное образование дошкольника в современных условиях / Васенина С.И., Винокурова Н.В. // Мир педагогики и психологии : международный научно-практический журнал. - № 3 (32). - 2019. -С. 33-44.

3. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследвоания. Мышления и речь / Л.С. Выготский. - Москва, 1956

4. Дмитриева, М.А. Психология труда и инженерная психология / М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтельев. -Ленинград: ЛГУ. - 1979. - 23 с.

5. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей / М. Доналдсон. - Москва: Педагогика, 2005. - 192 с.

6. Ковальская, М.А. Формы и способы интеллектуального развития детей дошкольного возраста через игровую деятельность с использованием интерактивных технологий / М.А. Ковальская // Моя профессиональная карьера. - 2021. -Т. 3. - № 24. - С. 76-81.

7. Лазарева, И.В. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий / И.В. Лазарева, Братчина А.А. // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 10-2. -С. 44-47.

8. Левченко, В.П. Теоретические основы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста /

B.П. Левченко // Путь в педагогическую науку : проблемы и решения. - 2020. - № 6 (10). - С. 72-77.

9. Михайлова, Т.В. Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников / Т.В. Михайлова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 459 (287). - С. 508-509. - URL: https://moluch.ru/archive/287/64721/ (дата обращения: 04.05.2022)

10. Поклонская, В.Д. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе реализации современных образовательных технологий / В.Д. Поклонская, Е.В. Грек. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 2 (8). - С. 45-46. - URL: https://moluch.ru/1/archive/1/54/2047/ (дата обращения: 02.05.2022)

11. Примерная региональная программа предшкольного образования / авт.-сост. Н.В. Винокурова, С.И. Васенина,

C.Л. Уланова; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. - 113 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Васенина Светлана Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Винокурова Наталья Валентиновна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Мазуренко Оксана Владимировна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье обобщен научный опыт развития умственных споабностей детей в период дошкольного детства, описан педагогический опыт работы по данному направлению на базе учреждения дополнительного образования. Предложены и практически обоснованы педагогические условия развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: любознательность, умственные способности, дошкольный возраст, социальное пространство, трансформация социального пространства.

Annotation. The article summarizes the scientific experience of the development of children's mental abilities during preschool childhood, describes the pedagogical experience of working in this area on the basis of an institution of additional education. The pedagogical conditions for the development of intellectual skills in older preschool children in the conditions of additional education are proposed and practically justified.

Key words: curiosity, mental abilities, preschool age, social space, transformation of social space.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (БГПУ и МГПУ) по теме «Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях трансформации социального пространства»

Введение. Повышение требований к подготовке детей к обучению в школе влечет за собой усиление внимания родителей к развитию умственных способностей ребенка, то есть к развитию когнитивных процессов, умению адаптироваться к различным ситуациям и способности к использованию имеющихся знаний в практической жизни. Одним из факторов развития умственных способностей является любознательность. Любознательность интегральное свойство, в ее основе лежит познавательная потребность. В практике дошкольных образовательных организаций развитию любознательности уделяется внимание, однако зачастую это происходит бессистемно, что отрицательно сказывается на развитии умственных способностей детей [51.

Цель данной работы - определить педагогические условия развития любознательности и умственных способностей у детей дошкольного возраста в условиях трансформации социального пространства. Поставленная цель определила ряд задач: 1) проанализировать понятие «любознательность», «умственные способности», «социальное пространство»; 2) выявить причины снижения любознательности и его влияния на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста; 3) охарактеризовать способы решения проблемы, направленные на развитие любознательности и умственных способностей у детей дошкольного возраста в условиях трансформации социального пространства.

Изложение основного материала статьи. Методологическим основанием изучения любознательности в дошкольный период и развития умственных способностей, являются труды Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса, А.И. Савенкова, М.А. Холодной и других. Б.М. Тепловым способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, влияющие на успешность выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей и отличающие одного человека от другого [6]. В данном случае способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но они влияют на легкость, быстроту приобретения этих знаний и навыков. Проведенный в работе Н.В. Орловой анализ понятий «умственные способности» и «интеллектуальные способности», указывает на их синонимичность [3]. Анализ научных и методических изысканий педагогов-практиков указывает, что в условиях дошкольных образовательных организаций развитие умственных способностей детей дошкольного возраста происходит через решение проблемных ситуаций и задач, посредством игры и развивающих занятий, организации центра занимательной математики, использования цифровых устройств и прочих видов деятельности.

В тоже время на проявление любознательности и соответственно развития умственных способностей влияет социальное пространство, в котором ребенок пребывает и развивается. Наиболее четкого определения «социального пространства» не выделено, оно рассматривается в терминах пространств (пространств социальных позиций, дистанций между ними, социальных отношений между индивидами, общностями, социальных практик, социальных сфер, сегментов и социальных полей), которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой [1; 9]. Очевидно, что определения пространства в терминах пространства вряд ли могут способствовать четкой постановке конкретных целей, задач и методов его изучения [2, С. 52]. Работы О.И. Иванова указывают на то, что «в социальном мире существует одно, единое социальное пространство, а в нем - множество социальных полей (экономическое, культурное, информационное, политическое,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.