Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васенина Светлана Ивановна, Винокурова Наталья Валентиновна, Мазуренко Оксана Владимировна

В статье обобщен научный опыт развития умственных спосібностей детей в период дошкольного детства, описан педагогический опыт работы по данному направлению на базе учреждения дополнительного образования. Предложены и практически обоснованы педагогические условия развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васенина Светлана Ивановна, Винокурова Наталья Валентиновна, Мазуренко Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CURIOSITY AND MENTAL ABILITIES OF PRESCHOOLERS IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF SOCIAL SPACE

The article summarizes the scientific experience of the development of children's mental abilities during preschool childhood, describes the pedagogical experience of working in this area on the basis of an institution of additional education. The pedagogical conditions for the development of intellectual skills in older preschool children in the conditions of additional education are proposed and practically justified.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

8. Левченко, В.П. Теоретические основы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста /

B.П. Левченко // Путь в педагогическую науку : проблемы и решения. - 2020. - № 6 (10). - С. 72-77.

9. Михайлова, Т.В. Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников / Т.В. Михайлова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 459 (287). - С. 508-509. - URL: https://moluch.ru/archive/287/64721/ (дата обращения: 04.05.2022)

10. Поклонская, В.Д. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе реализации современных образовательных технологий / В.Д. Поклонская, Е.В. Грек. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 2 (8). - С. 45-46. - URL: https://moluch.ru/1/archive/1/54/2047/ (дата обращения: 02.05.2022)

11. Примерная региональная программа предшкольного образования / авт.-сост. Н.В. Винокурова, С.И. Васенина,

C.Л. Уланова; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. - 113 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Васенина Светлана Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Винокурова Наталья Валентиновна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Мазуренко Оксана Владимировна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье обобщен научный опыт развития умственных споабностей детей в период дошкольного детства, описан педагогический опыт работы по данному направлению на базе учреждения дополнительного образования. Предложены и практически обоснованы педагогические условия развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: любознательность, умственные способности, дошкольный возраст, социальное пространство, трансформация социального пространства.

Annotation. The article summarizes the scientific experience of the development of children's mental abilities during preschool childhood, describes the pedagogical experience of working in this area on the basis of an institution of additional education. The pedagogical conditions for the development of intellectual skills in older preschool children in the conditions of additional education are proposed and practically justified.

Key words: curiosity, mental abilities, preschool age, social space, transformation of social space.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (БГПУ и МГПУ) по теме «Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях трансформации социального пространства»

Введение. Повышение требований к подготовке детей к обучению в школе влечет за собой усиление внимания родителей к развитию умственных способностей ребенка, то есть к развитию когнитивных процессов, умению адаптироваться к различным ситуациям и способности к использованию имеющихся знаний в практической жизни. Одним из факторов развития умственных способностей является любознательность. Любознательность интегральное свойство, в ее основе лежит познавательная потребность. В практике дошкольных образовательных организаций развитию любознательности уделяется внимание, однако зачастую это происходит бессистемно, что отрицательно сказывается на развитии умственных способностей детей [51.

Цель данной работы - определить педагогические условия развития любознательности и умственных способностей у детей дошкольного возраста в условиях трансформации социального пространства. Поставленная цель определила ряд задач: 1) проанализировать понятие «любознательность», «умственные способности», «социальное пространство»; 2) выявить причины снижения любознательности и его влияния на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста; 3) охарактеризовать способы решения проблемы, направленные на развитие любознательности и умственных способностей у детей дошкольного возраста в условиях трансформации социального пространства.

Изложение основного материала статьи. Методологическим основанием изучения любознательности в дошкольный период и развития умственных способностей, являются труды Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса, А.И. Савенкова, М.А. Холодной и других. Б.М. Тепловым способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, влияющие на успешность выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей и отличающие одного человека от другого [6]. В данном случае способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но они влияют на легкость, быстроту приобретения этих знаний и навыков. Проведенный в работе Н.В. Орловой анализ понятий «умственные способности» и «интеллектуальные способности», указывает на их синонимичность [3]. Анализ научных и методических изысканий педагогов-практиков указывает, что в условиях дошкольных образовательных организаций развитие умственных способностей детей дошкольного возраста происходит через решение проблемных ситуаций и задач, посредством игры и развивающих занятий, организации центра занимательной математики, использования цифровых устройств и прочих видов деятельности.

В тоже время на проявление любознательности и соответственно развития умственных способностей влияет социальное пространство, в котором ребенок пребывает и развивается. Наиболее четкого определения «социального пространства» не выделено, оно рассматривается в терминах пространств (пространств социальных позиций, дистанций между ними, социальных отношений между индивидами, общностями, социальных практик, социальных сфер, сегментов и социальных полей), которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой [1; 9]. Очевидно, что определения пространства в терминах пространства вряд ли могут способствовать четкой постановке конкретных целей, задач и методов его изучения [2, С. 52]. Работы О.И. Иванова указывают на то, что «в социальном мире существует одно, единое социальное пространство, а в нем - множество социальных полей (экономическое, культурное, информационное, политическое,

образовательное, научное и др.). Поля существуют независимо друг от друга, но могут и пересекаться» [2, С. 55]. Трансформация социального пространства, рассматривается исследователем, как «преобразование его основных свойств (протяженности, сжатости, организации, дезорганизации, интеграции, дезинтеграции и др.) на основе изменения его элементов и связей между ними, а также связей социального пространства с внешней природной и социальной средой» [2, С. 62].

Анализ научных работ указывает на изучение развития личности ребенка в образовательном пространстве (Т.Н. Тихомирова, М.В. Богомолова), семейном (В.В. Еврафов), социокультурном (Н.Л. Антонова, А.В. Меренков), информационном пространстве (Т.В. Борисова). В тоже время изысканий, посвященных развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста в условиях трансформации социального пространства недостаточно.

В исследовании мы основывались на теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы отражают изучение и анализ психолого-педагогической литературы; описание и анализ программ дополнительного образования для педагогов, реализуемых на базе вуза; анализ форм организации просвещения родителей как одного из условий развития любознательности и умственных способностей у детей дошкольного возраста. Эмпирические методы включают изучение опыта педагогов организаций дошкольного и дополнительного образования в области развития любознательности и умственных способностей у дошкольников. В исследовании нами применялись анкетирование педагогов и родителей, анализ собственного опыта работы по теме исследования.

В информационном обществе социальное пространство репрезентируется средствами массмедиа и получает новые значения и смыслы, побуждая аудиторию воспринимать сложившиеся топосы в соответствии с их медиированными образами. Иначе говоря, медиа не просто «освещают» действительность «со стороны», а размечают места как предметы желаний, страха, выгоды и т. п., присваивая им стереотипные названия [8, С. 70]. Включение ребенка и занятие им определенной социальной позиции в различных социальных акторах (группах, организациях, общностях) влияет на развитие всех сторон его личности. Дети дошкольного возраста от природы любознательны и проявляют любознательность довольно активно. Однако как показало анкетирование воспитателей и родителей, в последние годы уровень любознательности стал снижаться. В анкетировании участвовало 137 педагогов учреждений дошкольного и дополнительного образования и 214 родителей. По мнению педагогов на это влияют средства массовой информации и активное использование детьми интернет-ресурсов через мобильные приложения, которые предлагают не всегда качественные товары (в том числе развивающие материалы и игры), не способствующие творческому и умственному развитию ребенка. Такое мнение выразили 64,3% опрошенных педагогов дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования. 23,4% респондентов указали причиной снижения любознательности у детей повышенную занятость родителей и соответственно низкий уровень взаимодействия с детьми. Часть респондентов (12,3%) указали причиной снижения любознательности дошкольников малый опыт взаимодействия ребенка с другими социальными группами (посещение кружков, организаций дополнительного образования, развлекательных центров, студий и пр.). Анкетирование среди родителей показало следующие результаты: на снижение любознательности влияют слабая работа педагогов образовательных организаций (13,6%); появление игрушек, не способствующих умственному развитию, но привлекающих детей своей яркостью и предлагаемых средствами массовой информации как интересные и трендовые (40,2%); малое количество времени, проводимое в общении с ребенком (17,7%); невладение способами интересного времяпрепровождения с детьми (12,5%), преобладают совместные прогулки по городу, чтение книг ребенку, совместный просмотр кинофильмов, предоставление компьютера ребенка для онлайн игр под присмотром взрослого; стремление детей проводить время за мобильными телефонами и другими гаджетами, объясняя это тем, что там интереснее и легче, чем читать (10,7%); затруднились ответить на данный вопрос (5,6%). Как видим информационное пространство активно влияет на выбор интересов детей и соответственно способов получения информации. Определились проблемы, которые можно решить лишь совместно в связке педагог-взрослый, выделив формы взаимодействия с детьми и их содержание.

Анализ психолого-педагогических источников и личный опыт работы с детьми дошкольного возраста в условиях Центра продленного дня при ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева» позволил выделить следующие условия решения проблемы развития любознательности и умственных способностей в период дошкольного детства. Во-первых, организация дополнительного обучения педагогов дошкольного и дополнительного образования. Как показывает практика, организация курсов повышения квалификации, проведение вебинаров и мастер-классов по заказу работодателей и актуальным проблемам дошкольного образования способствует совершенствованию профессиональных компетенций педагогов, развитию творчества, умения видеть проблему и выбирать способы ее решения, наиболее подходящих для детей конкретной группы. Преподавателями педагогического вуза, по совместительству осуществляющим педагогическую деятельность в условиях Центра продленного дня, реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, способствующих решению выделенных выше компетенций и умений. Среди таких программ можно выделить дополнительные профессиональные программы курсов повышения квалификации «Проектирование содержания педагогической деятельности с детьми раннего возраста», «Технологии организации кружковой работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях современных требований образовательного стандарта», «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста средствами математики в условиях цифровизации образования», «Предшкольная подготовка в условиях стандартизации дошкольного образования». Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации происходит в формате о$1те-обучения с использованием системы дистанционного образования MOODLE, что позволяет эффективно организовать самостоятельную работу слушателей. Особенностью образовательных технологий, применяемых при освоении слушателями программы, является ориентация на практическую деятельность слушателей в современной информационно-образовательной среде. Каждая из программ предполагает решение компетентностно-ориентированных заданий, которые позволяют не только уточнить и обобщить изученный теоретический материал, а выбрать и описать наиболее верное их решение, проявив способность к освоению интеллектуальных операций в работе с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка. Освоение содержания любой из представленных программ способствует, по нашему мнению, пониманию педагогами важности раннего умственного развития детей, ознакомлению и выбору в собственной практической деятельности наиболее эффективных технологий, методов, форм взаимодействия с детьми.

Другим решением проблемы является регулярное просвещение родителей по вопросам развития любознательности и умственных способностей дошкольников. Период пандемии вскрыл не только проблемы организации обучения в школах и вузах, но взаимодействие с родителями и организацию работы с детьми дошкольного возраста [7]. Анализ сайтов и Образовательных программ дошкольных образовательных организаций республики позволил нами нам выделить традиционные, нетрадиционные и инновационные формы взаимодействия с родителями, реализуемые данными организациями. Вопросы развития и обучения детей до пандемии чаще всего отражались через организацию индивидуальных бесед и консультаций с родителями, оформление стендов, плакатов (традиционная форма взаимодействия)

и прочем, в последние несколько лет активно использовались онлайн акции, распространение брошюр, буклетов, фотоотчетов, организация консультаций в онлайн формате (нетрадиционные формы). На основании ст. 29 Федерального закона РФ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Сайт детского сада, проектная деятельность, участие в региональных, во Всероссийских конкурсах детского творчества - являются инновационными формами взаимодействия с родителями и активно применяются в организациях республики Мордовия. Взаимодействие дошкольных организаций с педагогическим вузом позволяет обобщить опыт работы по отдельным вопросам воспитания и развития ребенка -дошкольника и организации работы с родителями. Примером такого опыта работы является круглый стол-семинар «Пространство детства в период пандемии», проведенный в январе 2021 г. педагогическим университетом республики Мордовия. Участники дошкольных образовательных организаций с различных районов раскрыли формы взаимодействия с детьми и родителями в период пандемии, а также обсудили вопрос организации детско-родительских отношений в период пандемии. В процессе семинара выявилось разнообразие применяемых форм организации педагогической деятельности в ДОО и пути решения проблемных вопросов по данному направлению.

Просвещение родителей включает в себя также такие формы как мастер-классы, организуемые образовательными организациями; самостоятельное обучение родителей на базе вузов по дополнительным образовательным программам, раскрывающих вопросы развития детей дошкольного возраста; совместное посещение родителей и детей мероприятий развивающей направленности. Подобные мероприятия (занятия, развлечения, игровая деятельность) часто предлагаются учреждениями дополнительного образования.

Следующим условием решения проблемы развития любознательности и умственных способностей детей дошкольного возраста является пересмотр традиционного образования, который обуславливает повышение роли образования в обществе. Традиции - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение идеи, взгляды, вкусы, обычаи, порядки, правила поведения [4, С. 6751. Инновация или нововведение является комплексным процессом создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства [4, С. 2571. Метода, концепции для удовлетворения человеческих потребностей. В настоящее время в образовании традиции и инновации тесно связаны. На современном этапе внимание педагогов акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, активизацию познавательного развития ребенка; использование в педагогической деятельности активных методов обучения и воспитания, то есть применения современных образовательных технологий.

Выводы. Таким образом, развитие умственных способностей зависит от комплекса факторов и условий. Такая форма взаимодействия как вуз - образовательные организации - родители позволяет эффективно решать проблемы развития умственных способностей у детей с раннего периода дошкольного детства.

Литература:

1. Барковская, А.Ю. Социологическая интерпретация категории «социальное пространство» / А.Ю. Барковская // Вестник Волгоградского государственного ун-та. - Сер. 7. - Филос. - 2013. - № 1 (19). - С. 49-55

2. Иванов, О.И. Социальное пространство как объект научного изучения и управляемой трансформации / О.И. Иванов. - С. 49-64. - URL: https://dspace.spbu.rU/bitstream/11701/1220/1/1341.pdf (дата обращения: 07.05.2022)

3. Орлова, Н.В. Психофизиологические условия развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Орлова. - Текст: непосредственных // Молодой ученый. - 2020. - № 6 (296). - С. 214-219. -URL: https://moluch.ru/archive/th/296/67190/ (дата обращения: 07.05.2022)

4. Словарь иностранных слов современного русского языка / Составитель: Т.В. Егорова. - Москва: Аделант, 2014. - 800 с.

5. Танхаева, Е.Р. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Е.Р. Танхаева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 3(137). - С 596-599. - URL: https://moluch.ru/archive/137/38444/ (дата обращения: 05.05.2022)

6. Теплов, Б.М. Психология индивидуальных различий / Б.М. Теплов; избр. труды. - Москва: Просвещение, 1985. - 305 с.

7. Федотова, С.С. Трансформация открытости дошкольного образования в период пандемии (из опыта работы ДОУ) / С.С. Федотова. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2001. - № 8 (45). - С. 29-32. - URL: https://moluch.ru/archive/th/1/203/6524/ (дата обращения: 04.05.2022)

8. Черепанова, Т.В. Контуры новой социальности: трансформации социального пространства и социального времени / Т.В. Черепанова // В сборнике: Современный город: социальность, культуры, жизнь людей. Материалы 17 Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, А.П. Мемитко, А. Мицек, Е.Б. Перелыгина, П.И. Зубков, С.Д. Балмаева, А.В. Дроздова, Л.В. Росновская, А.В. Агеносов, И.С. Кутько, С.А. Рамзина, И.Н. Борисова, Г.А. Ямалетдинова. - Екатеринбург: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Гуманитарный университет», 2014. - С. 70-73.

9. Чернявская, О.С. Социальное пространство: обзор теоретических интерпретаций / О.С. Чернявская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 5. - С. 329-335.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РОЛЬ ПЕРВИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЫТА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. На современном этапе процесс экономического воспитания характеризуется наличием разнообразных взглядов относительно его сущности и технологий в контексте дошкольного образования. Вместе с экономическим воспитанием актуальность приобретает рассмотрение одного из компонентов социализации ребенка - экономической социализации, составляющими которой являются элементарные экономические знания, сформированные способы поведения, a также личностные образования, которые мы сочтем необходимыми для успешной экономической деятельности. Несмотря на определенную теоретическую и методическую разработанность обозначенных вопросов, один из самых весомых аспектов проблемы формирования у детей дошкольного возраста первооснов экономической культуры, связанный с приобретением первичного экономического опыта для ее обеспечения, остается малоисследованным.

Ключевые слова: экономическое воспитание, первичный экономический опыт, социализация ребенка.

Annotation. At the present stage, the process of economic education is characterized by the presence of diverse views on its essence and technologies in the context of preschool education. Along with economic education, consideration of one of the components of a child's socialization - economic socialization, the components of which are elementary economic knowledge, formed behaviors, as well as personal education, which we consider necessary for successful economic activity, becomes relevant. Despite a certain theoretical and methodological elaboration of these issues, one of the most significant aspects of the problem of the formation of the first principles of economic culture in preschool children, associated with the acquisition of primary economic experience to ensure it, remains little explored.

Key words: economic education, primary economic experience, socialization of the child.

Введение. Особенности жизни в современном социуме требуют снижения возрастных границ для начала экономического воспитания и социализации детей как фундаментальной базы для дальнейшего экономического образования, что является неотъемлемым условием успешной социализации вообще.

В государственных образовательных программах детей дошкольного возраста понятие «экономическая социализация» отождествляется с понятием «экономическое воспитание» и рассматривается в сочетании с другими аспектами воспитания. Следует учесть нынешнее стремительное становление механизмов экономических отношений, a вместе с тем и создании определенного стиля экономической культуры. Исходя из измененных экономико-социальных условий, необходимо пересмотреть и разработать другие методики и направления обучения детей.

Изложение основного материала статьи. В широком смысле экономическую социализацию можно рассматривать как процесс становления экономического мышления, в том числе процесс интериоризации новой реальности, включающей познание экономической действительности, усвоение экономических знаний, формирование навыков экономического поведения и реализация их в реальной действительности [14].

Процесс экономической социализации в детстве связан не только с повседневной жизнью ребенка, но и с достаточно общими социально-экономическими проблемами. Чтобы избежать одностороннего подхода, необходимо использовать систему качественно-количественных показателей, что позволяет раскрыть процесс экономической социализации в детстве с учетом различных форм ее проявления [16]. Ведущая роль здесь принадлежит реальному включению ребенка в те области деятельности, в которых происходит усвоение экономических знаний и опыта экономического поведения. Относительно дошкольного возраста понятие экономической социализации иногда заменяют понятием потребительской социализации, связанной с формированием навыков потребительского (покупательского) поведения и усвоение знаний об экономических понятиях разных аспектов, характеризующих потребление: деньги, покупка, место покупки и т.п [15]. Потребительское поведение в детстве имеет специфические черты, проявляющиеся в ограниченности уровня потребительских ресурсов; значительной внешней зависимости покупательских возможностей; реализации возможности приобретения детьми типовых продуктов и услуг (сладости, игры, развлечения) только под присмотром взрослых и непродолжительное по времени планирования покупок [10].

Главная черта развития экономических представлений в детстве заключается в установлении прямой зависимости знания от сформированного опыта, приобщение ребенка к экономическим отношениям. Для формирования экономических представлений детей дошкольного возраста ведущим является поведенческий компонент, a с началом обучения в школе усиливается роль когнитивного компонента. Считаем необходимым уточнить и наполнить конкретным содержанием понятия «экономическая социализация» детей дошкольного возраста [3].

В определении составляющих экономической социализации опираются на научные труды O. Козловой, В. Москаленко, которые выделяют в структуре экономической социализации три компонента: когнитивный, поведенческий и эмоционально-ценностный [1].

Когнитивный компонент ориентирован на общие знания, в том числе и экономические, которые дети осваивают в ходе социализации. Поведенческий компонент отражает образцы экономического поведения, которые ребенок усвоил и присвоил в определенный возрастной период. Эмоционально-ценностный компонент представляет собой эмоциональное восприятие и отношение ребенка к экономической реальности. Составляющие процесса экономической социализации, отражают изменения, происходящие в детстве.

Так, индифферентное, возможно, негативное отношение к экономической реальности под влиянием социализации, в частности воспитание, перерастает в положительное восприятие и ценностное отношение к экономической действительности. Отметим, что именно позитивное восприятие экономической реальности станет основой для дальнейшей экономической социализации [2].

Когнитивная и поведенческая переменные взаимообусловлены и взаимозависимы. Как без элементарных знаний невозможно экономически компетентное поведение, так и во время экономического поведения ребенок усваивает новые экономические понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.