Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
534
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИК / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIALIZATION / SOCIAL DEVELOPMENT / PRESCHOOL CHILDREN / SOCIAL EXPERIENCE / SOCIAL CONNECTIONS / SOCIETY / SOCIO-CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорвачева Ирина Дмитриевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме дошкольного образования социализации детей дошкольного возраста. В статье проанализированы условия благоприятного социального развития ребенка в дошкольной организации и семье. Сформулированы основные наиболее значимые организационно-педагогические условия оказывающие влияние на социализирующую личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PRESCHOOL SOCIALIZATION

This article is devoted to the actual problem of preschool education socialization of preschool children. The article analyzes the conditions of favorable social development of a child in a preschool organization and family. The main most significant organizational and pedagogical conditions affecting the socializing personality are formulated.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА»

 Шпиц Р.А. (, 1957, 2001), Щипицына Л. М. (2000), Эльконин Д.Б. (1994), Якобсон С. Г. (1984).

Исследование показало, что наиболее интенсивный интерес и процесс изучения всех компонентов социально-коммуникативной области развития детей дошкольного возраста наблюдается на современном этапе развития дошкольной педагогики, особенно в последнее десятилетие.

Однако, исходя из данных таблицы (1), хотелось бы отметить, что игровая, коммуникативная деятельность изучена достаточно хорошо, что подтверждают многочисленные труды исследователей и деятелей науки, в отличие от элементарной трудовой деятельности, хотя ее изучением занимались, но все же недостаточно в сравнении с игровой, коммуникативной деятельностью детей. То же можно сказать о таком важном компоненте социально-коммуникативного развития ребенка как формирование основ безопасной жизнедеятельности, усвоенные знания и закрепленные умения в которой не вызывают никаких сомнений своей актуальностью в современном мире, но также недостаточное внимание для изучения получил и данный компонент. Можно предположить, что при дополнительном изучении этих менее изученных компонентов социально-коммуникативного развития, а также разработке и внедрения эффективных методик и технологий в работе с детьми дошкольного возраста по этим направлениям, улучшиться общий уровень социально-коммуникативного развития детей. Поэтому вопрос теоретического изучения и адаптации знаний для практического внедрения в систему дошкольного образования по всем компонентам социально-коммуникативной области развития детей дошкольного возраста остается открытым.

Литература:

1. Боулби Джон. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.

2. Боулби Дж. Природа привязанности ребенка к матери. - Лондон, 1958.

3. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ФОРУМ, 2012. - 256 с.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб: Питер, 2013. - 464 с.

5. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.

6. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»/ сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.

7. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. - С. 48-69.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. - 25 с.

9. Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» / Под ред. A.A. Леонтьева. М., 2006.

10. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Содержание образования в двенадцатилетней школе. М.: Министерство образования РФ, 2000. С. 3-25.

11. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. Пособие для студ. учрежд. высш. проф. Образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 208 с.

12. Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком. - М.: Просвещение, 1993.

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

14. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста / Научный редакто А.М. Боковиков / Перевод А.М. Боковикова, В.В. Старовойтова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 160 с.

15. Шпиц, Р.А. (1957). Нет и да: о генезисе человеческого общения. New York: International Universities Press.

Педагогика

УДК 373.21

старший преподаватель кафедры методик начального и дошкольного образования Сорвачева Ирина Дмитриевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме дошкольного образования социализации детей дошкольного возраста. В статье проанализированы условия благоприятного социального развития ребенка в дошкольной организации и семье. Сформулированы основные наиболее значимые организационно-педагогические условия оказывающие влияние на социализирующую личность.

Ключевые слова: социализация, социальное развитие, дошкольник, социальный опыт, социальные связи, общество, социокультурное пространство.

Annotation. This article is devoted to the actual problem of preschool education socialization of preschool children. The article analyzes the conditions of favorable social development of a child in a preschool organization and family. The main most significant organizational and pedagogical conditions affecting the socializing personality are formulated.

Keywords: socialization, social development, preschool children, social experience, social connections, society, socio-cultural space.

Введение. Социализация человека происходит практически всю жизнь, но дошкольный возраст однозначно является первой ступенью для вхождения ребенка в общество и накоплению социального опыта. Процесс этот сложный, продолжительный и требует от дошкольника усвоения определенных духовных ценностей, социальных норм и правил, существующих в обществе, способствующих приобщению к социальной жизни.

Процесс успешного социального развития ребенка включает такие педагогические понятия как «воспитание», «обучение» и «образование» т.е. целенаправленное влияние с целью формирования определенных качеств личности, норм поведения, а также формирование определенных социальных компетенций определяющих успешность человека и способность действовать самостоятельно и творчески. Именно в период дошкольного возраста закладывается «фундамент» социального развития ребенка, а также происходит осознание таких понятий как своего «Я» и «Общество».

Социализация детей в системе дошкольного образования является перспективным направлением работы.

Процесс социального развития личности на разных этапах развития общества изучали З. Фрейд, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон. Известные педагоги и философы, такие как Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталлоци выделяли необходимость ранней социализации детей. Вопросы социализации личности освещали отечественные педагоги - Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и такие воспитательные школы, как Вальдорфская и Монтессори.

В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина выявлены особенности социального развития ребенка и связи этого процесса с протеканием психических процессов. А.В. Запорожец определил критерии социального развития - это инициативность, самостоятельность, умение управлять своим поведением. К вопросу о влиянии развивающей среды на социализации ребенка, через создание эмоциональных условий обращались (Л.А. Максимова) и становлению субъективного социального опыта (И.А. Липчанская).

В исследованиях Е.П. Арнаутовой, Н.А. Разгановой поднимаются вопросы «социальной компетентности» дошкольника, о значении игры в формировании и развитии детского коллектива (А.П. Усова, Д.Б. Эльконин).

Анализируя психолого-педагогические литературу можно отметить, что сложились предпосылки для решения данной проблематики.

А.В. Мудриком были разработаны условия социализации ребенка (семья, коллектив с его насыщенной жизнью и доброжелательными отношениями, различные условия проживания и деятельность), а также программа «Я - человек» созданная С.А. Козловой направлена на оказание методической помощи педагогу в учебно-воспитательной деятельности и создании условий социализации детей.

Тем не менее, как утверждают специалисты, вопрос социализации дошкольника невозможен без выполнения и соблюдения определенных условий - это создание образовательных программ отражающих вопросы социального развития ребенка в процессе взаимодействия дошкольной организации и семьи.

Таким образом, возникает противоречие между возможностями детского сада в социализации дошкольника и невозможностью достижения этого процесса без взаимного сотрудничества дошкольной организации и семьи. Сегодняшняя социализация детей дошкольного возраста происходит стихийно и бессистемно без учета потребностей и склонностей. Современная семья нуждается в психолого-педагогической помощи направленной на овладение педагогическими знаниями и возможностью быть осведомленной о жизни ребенка, т.е. открытости дошкольной организации для родителей.

Цель статьи - рассмотреть организационно-педагогические условия социализации дошкольника в дошкольной организации и в семье.

Изложение основного материала статьи. В дошкольном образовании произошли существенные изменения, это, прежде всего преемственность с начальным образованием итогом которого являются целевые ориентиры «представляющие возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования» [9]. Можно отметить, что в образовательном стандарте дошкольного образования социальному развитию ребенка-дошкольника уделяется внимание и «Социализация» является образовательной областью.

Анализируя современные программы дошкольной образовательной организации с точки зрения социализации детей в условиях детского сада можно выделить несколько наиболее удачных, содержательных и отражающих суть данной проблемы:

1. В базисной программе «Истоки» авторы (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др.) предлагают развивать интерес и доброжелательное отношение к окружающему миру через выражение ребенком своих чувств. В данной программе социализацию детей связывают с непосредственной образовательной деятельностью (развитие речи или познавательное развитие), но нет отражения этой темы в других разделах программы.

2. К проблеме социального развития детей дошкольного возраста основательно подошли авторы программ «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина) и «Я - человек» (С.А. Козлова) рекомендуя рассматривать процесс приобщения к социальным нормам и правилам через включение в разнообразные виды деятельности с использованием различных технологий.

3. Программа «Родничок» (Л.Б. Баряева, О.Л. Гаврилушкина и др.) социализацию детей дошкольного возраста предлагает решать в социокультурном направлении развития гармоничной личности. Данная программа направлена на знакомство детей с историй и традициями русского народа.

В разработанных новых образовательных программах социального развития дошкольников существует весомый недостаток - это отсутствие единых социально ориентированных технологий.

Термин «социализация» с латинского языка означает «усвоение системы знаний, норм поведения и принятие определенных духовно-культурных ценностей, позволяющих ребенку-дошкольнику взаимодействовать и строить отношения в обществе. В словаре по социальной педагогике социализация это усвоение всего социального опыта и его воспроизводство, т.е. и процесс и результат [3].

В современной науке существуют различные подходы понимания социализации, например, как процесса адаптации и приспособления к социальной среде (Б. Скиннер, Б.Г. Парыгин) [7, с. 124]. А.В. Мудрик понимал социализацию в развитии и самоизменении индивидуума на основе усвоения духовных ориентиров

и культуры [11]. Социальное развитие ребенка Л.В. Коломийченко определял, как культурологическую направленность образования и «вывод» человека из его животной сущности, и усвоение общественных отношений [11]. Л.С. Выготский отмечал, что социальное это не только коллективное, но и сам человек, его личные переживания [2], в его культурно-исторической концепции происходит «окультуривание» ребенка через общение и взаимодействие с взрослым.

В современной трактовке социализация, по мнению Г.М. Андреева, А.В. Мудрика должна рассматриваться как двусторонний процесс усвоения социального опыта и самостоятельное воспроизводство социальных связей [1, с. 340]. Гуманистическая педагогика и психология рассматривают социальное развитие человека как процесс самореализации, творческого подхода в отношениях с социальной средой на субъективном уровне. Анализируя выводы ученых о социализации, можно дать еще одно определение это процесса - это активность личности как субъекта и объекта общественных отношений.

Дошкольный возраст является первой ступенькой в социализации ребенка. Данная задача отражена в концепции Н.Н. Подьякова, А.П. Усовой, Л.С. Выготского о возможности и желании усвоения знаний и информации о социальном мире ребенком-дошкольником.

Задачи социального развития дошкольника:

- формирование социальной компетентности, положительного отношения к окружающей действительности;

- формирование положительных эмоций и чувств к самому себе: уверенности в своих силах и способностях, достоинства и понимания своих прав;

- воспитание правильного отношения к людям разного социального и расового происхождения, вероисповедания;

- воспитывать желание оказания помощи другим людям, ответственности за общее дело, идею;

- развитие коммуникативной составляющей: умение видеть эмоции, переживания других людей, способность проявлять собственные состояния и уметь управлять своей эмоционально-волевой сферой;

- усвоение социальных навыков: способность решения конфликтных ситуаций, умения налаживать межличностные отношения в детском сообществе и со взрослыми.

Рассматривая социализацию как процесс необходимо выделить основные компоненты:

- Познавательный компонент представляет систему социальных знаний и представлений об окружающем мире.

- Коммуникативный компонент содержит различные виды общения и способность их применения в различных ситуациях.

- Поведенческий компонент - это усвоение детьми норм и правил поведения.

- Ценностный компонент предполагает формирование мотивационно-потребностной составляющей личности, определяющей отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Необходимо выделить основные факторы социализации детей дошкольного возраста:

- семья, в которой ребенок приобретает первичный социальный опыт, подражая близкому окружению, и где закладываются основы миропонимания;

- микросреда (детский сад и детское общество);

- различные виды детской деятельности: изобразительная деятельность (лепка, рисование и аппликация), в которой ребенок отображает окружающую жизнь;

- предметная деятельность - это возможность через сенсорику узнать окружающий и предметный мир;

- трудовая деятельность заключается в элементарном подражании реальных, а не игровых действий взрослых (пытаться мыть посуду или подметать пол);

- наблюдение - способствует развитию познавательной сферы (интереса и любознательности);

- общение - это передача социального опыта от взрослого к ребенку и принятие его младшим поколением. Отличительной особенностью общения в этом возрасте является доминирование взрослого, что положительно влияет на формирование личности и привязанностей;

- учебная деятельность - эта одна из основных форм получения знаний детьми, а также возможность взрослого проконтролировать это процесс и провести коррекционную работу.

А.В. Запорожец определил критерии уровня сформированности социальных норм и представлений дошкольника о социальном мире:

- мотивационно-потребностный уровень (наличие мотивации на выполнение заданий в различных видах деятельности, способности эмоционально оценить свою деятельность);

- когнитивный уровень (знания и представления о социальных нормах, правилах и соблюдение их в реальных детско-взрослых отношениях);

- деятельностно-практический уровень (самостоятельное познание окружающего мира через свою деятельность и окружающих).

Специалисты дошкольного образования выделяют необходимость сформированности личностных качеств дошкольника для успешной социализации:

- самостоятельность - это способность не только воспринимать и усваивать определенную сумму знаний, анализировать и применять их на практике, но и желание учиться самостоятельно;

- саморганизованность - это умение самостоятельно без помощи и вмешательство взрослого человека спланировать и организовывать различные виды деятельности;

- взаимодействие в коллективе - это возможность социальной практики и развития коммуникативных навыков не только со взрослыми, но и со сверстниками позволит в будущем успешной адаптации в обществе.

Социализация ребенка занимает одно из ведущих направлений в системе дошкольного образования. Социализируясь, индивидуум проявляет, себя как субъект социокультурного пространства и этот сложный процесс, по мнению А.К. Махова сопровождается следующими преобразованиями [4, с. 46]:

- происходит формирование представлений об окружающем и социальном мире, что в свою очередь способствует развитию самооценки и самосознания ребенка;

- на социальное развитие дошкольника влияет содержание воспитательной деятельности и общение со взрослыми (родители, родственники, педагоги);

- приобретая свой социальный опыт общения, дошкольник самостоятельно становиться активным участником коммуникативного взаимодействия;

- личностное развитие дошкольника и формирование его социального опыта требует алгоритма построения процесса воспитания и обучения, что, прежде всего, поспособствует сокращению времени (фаз) прохождения социализации;

- социализация - это многоаспектный процесс в совокупности биологических, социальных факторов (стихийных и организованных) и в этом заключается его индивидуальный характер для каждого человека.

Успешное социальное развитие дошкольника возможно при соблюдении определенных педагогических условий.

Основополагающим фактором развития личности является предметно-развивающая среда, с ее организованным пространством и возможностью взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса. В образовательном стандарте дошкольного образования определена необходимость в «формировании социокультурной среды соответствующей возрастным особенностям детей» [9, п. 1.6.8].

Цели предметно-развивающей среды:

- создание эмоционально-психологического комфорта;

- возможность общения в детском сообществе и со взрослыми (воспитатель и специалисты детского сада);

- совместная и самостоятельная игровая деятельность дошкольников по интересам и способностям;

- обеспечение двигательной активности.

Многие авторы, исследуя данный вопрос, выделяли принципы в организации среды (С.Л. Новоселова, Н.А. Короткова и др.). Основные принципы построения предметно-развивающей среды определил В.А. Петровский:

- принцип дистанции и позиции при взаимодействии: общение «глаза в глаза»;

- принцип активности, самостоятельности и возможности творчества;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования (различные виды зон для разнообразной деятельности, например, для активных игр и движений), комплексность, трансформированность;

- принцип сочетания обычного и нестандартного в эстетической части предметной среды: создание эмоциональной, эстетически привлекательной и комфортной обстановки;

- принцип открытости - закрытости: открытость обществу и природе;

- учет гендерной составляющей дошкольников [8].

Именно в дошкольной организации предметно-развивающая среда - это пространство обогащенное новизной для реализации детьми своих замыслов в разнообразных видах деятельности, социальных проявлений и индивидуальных возможностей. Организуя и создавая предметно-развивающую среду в условиях детского сада коллектив воспитательно-образовательного процесса должен понимать, что для нормального психологического развития ребенка-дошкольника необходима социальная обстановка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, современная предметно-развивающая среда позволяет дошкольнику экспериментировать и импровизировать, развивать творческую активность и самовыражение, предлагает свободу выбора деятельности по интересам и социально ориентированных потребностях. Организация и обогащение предметно-развивающей среды, как социокультурного пространства, является условием способствующим процессу социализации современных детей.

Одним из определяющих условием социального развития детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Игру как форму приобретения социального опыта рассматривали А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин [11, с. 76]. Сначала игра носит предметно-манипулятивный характер, затем ребенок овладевает действиями с предметами и уже как взрослый, путем подражания действует с ними, перенося этот опыт во взаимоотношения в социуме. В период дошкольного детства согласно мнению Д.Б. Эльконина именно ролевая игра является связующей основой между ребенком и обществом.

Правильно организованная игровая деятельность помогает ребенку моделировать человеческий мир и «врасти» в общественную жизнь взрослых (поступки, сцены из жизни). Особую роль в социализации дошкольника занимает сюжетно-ролевая игра с ее часто воображаемой ситуацией и возможностью взять на себя бытовые или профессиональные роли, где социальным мотивам придается более важное значение, в отличие от личностных. В отражательной деятельности данной игры происходит освоение и усвоение трудовых умений и навыков, постижение и учет норм и правил поведения, способности анализировать и планировать свои действия и операции [10, с. 75]. Задача педагога быть инициатором организации сюжетно-ролевых игр, способствующих умению подчинять свои собственные желания и действия в соответствии с социальными образами, решать конфликтные ситуации, адекватному и уверенному общению со сверстниками без агрессии. Таким образом, опытный педагог, руководя процессом игровой деятельности способен оказать положительное влияние на социальное развитие детей. На процесс полноценной социализации ребенка-дошкольника оказывает большое влияние та категория людей, с которой дети непосредственно общаются, взаимодействуют и к ней относится семья. В исследованиях В.В. Абраменковой, А.В. Мудрика, И.С. Кона раскрыта сущность социального развития и определено влияние семьи на формирование личности в социуме.

Как один из институтов социализации, семья первая должна включать ребенка в социальную действительность. Важная роль семьи состоит в создании эмоционального микроклимата способствующего формированию чувства самодостаточности, неповторимости. На формирование личности и на становление социальных притязаний человека влияет стиль общения в семье, что способствует созданию благоприятной или негативной психологической обстановки.

Вместе с тем, очень часто семья игнорирует тему социального развития детей, не предъявляя требований к овладению социальных норм не понимая, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования первых стереотипов поведения в обществе.

Семья эта «школа чувств» т.к. закладывается чувство эмпатии, которое можно отнести к сложным социальным чувствам. Именно эмоциональная составляющая детско-родительских отношений выполняет социализирующую функцию в отношении ребенка. Социализацию в семье можно рассматривать, как непосредственную - это формирование норм поведения, взглядов, мировоззрения ребенка и косвенную

(через авторитет родителей). Семья со своими условиями (социальное и материальное положение родителей, образование) в большей степени, чем другие социальные институты определяют вхождение ребенка в социальную жизнь.

Важно, чтобы в дошкольном возрасте социализация проходила при совместной работе и взаимодополняемости семьи и детского сада. Задача дошкольной организации наладить доброжелательные взаимоотношения с семьей, привлекая ее в совместное участие в социальное и личностное развитие ребенка.

Современное дошкольная система направлена на качественное образование, и социальное развитие является ведущей задачей детского сада. Взаимоотношения с семьей создают организационно-педагогические условия для полноценной социализации ребенка в ДОО:

- создание эмоционального комфортного состояния и удовлетворение детских потребностей в игровой деятельности, общении;

- создание и поддержание единой позиции и требований к социализации дошкольника в семье и детском саду;

- признания детства как самоценного периода в жизни ребенка;

- формирование у дошкольника положительных качеств личности (адекватной самооценки, уверенности в себе), духовно-ценностных ориентаций.

Необходимо соблюдение функционирования воспитательно-образовательной системы в дошкольной организации с целью успешного и полноценного социального развития воспитанников.

Условия социализации детей в ДОО:

- воспитательно-образовательный процесс осуществляться с учетом индивидуально-психологических и личностных (принцип природосообразности) особенностей детей, единство развития в системе интериоризации знаний [6]: умственное и эмоционально-аффективное в осуществление деятельностно-практического компонента;

- методическое сопровождение педагогического коллектива и реализация основной общеобразовательной и дополнительной программ с использованием здоровьесберегающих технологий;

- соблюдение принципа преемственности в работе дошкольной организации и семьи для эффективного создания воспитательно-образовательного процесса с использованием социально-педагогических подходов.

Социализация как процесс приобщения индивидуума к системе социальных отношений и подготовки к жизни в социуме требует соблюдение организационных условий, которые должны соответствовать государственным нормам и требованиям (безопасность ребенка в социально-бытовой среде) [9].

Организационные условия создания социально-образовательного пространства:

- материально-технические условия (современная и технически оснащенная разноуровневая мебель), наличие современной техники;

- правильное освещение, создание интерьера в групповом пространстве с учетом социальных потребностей детей определенного возраста;

- обеспечение информации для родителей (стенды, ширмы, буклеты).

В перечисленных выше основных организационно-педагогических условиях заложены требования, способствующие нормальному социальному развитию ребенка. Основываясь на исследованиях по проблеме социализации, по мнению Д.И. Фельдштейна - это процесс взаимодействия индивидуума с двумя мирами: предметным и человеческим [10].

Таким образом, факты и события окружающей действительности присваиваются ребенком и способствуют формированию картины мира и даже концепции жизни.

Выводы. Дошкольная организация с ее предметно-развивающим образовательным пространством и полноценным социальным сотрудничеством в единстве «педагог-ребенок-семья» определяют базовую составляющую процесса социализации ребенка. Эффективными организационно-педагогическими условиями, определяющими позитивное отношение дошкольника к себе, способствующих овладению системой социальных навыков и коммуникаций, являются два социальных института - это семья и дошкольная организация.

Именно семья является важным звеном передачи социально-исторического опыта подрастающему поколению, который позволит выполнить важные социальные роли личности.

Период дошкольного детства характеризуется освоением базовых алгоритмов социального взаимодействия и поведения, социальных установок.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 276-392.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

3. Корепанова М.В. Влияние взрослого на становление внутреннего мира ребенка-дошкольника [Текст] / М.В. Корепанова. - Челябинск, 2007. - 243 с.

4. Махова А.К. Формирование социально приемлемых форм поведения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №6. - С. 45-48.

5. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 388 с.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

7. Парыгин Б.Г. Социальная психология как наука / Б.Г. Парыгин. - Л.: Лениздат, 1967. - 124 с.

8. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: пособие / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: НМО Творческая педагогика, 1993. - 102 с.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовании».

10. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2014. - №1. - 510 с.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.