Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО'

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ЭФФЕКТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / SEVERE SPEECH IMPAIRMENT / EFFECTIVE SOCIALIZATION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорнякова Наталья Николаевна

В статье рассматривается опыт и эффективность применения современной педагогической технологии эффективной социализации детей Н.П. Гришаевой на социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации.The article discusses the experience and effectiveness of the use of modern pedagogical technology for the effective socialization of children Grishaeva on the social and communicative development of older preschool children with severe speech impairment in a preschool educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО»

Таблица 1

общепользовательская ИКТ- общепедагогическая ИКТ- предметно-педагогическая ИКТ-

компетентность; компетентность; компетентность

В тексте документа особое внимание уделяется структуре предметно-педагогической ИКТ-компетентности, которая отражает профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности [4]. В этой связи важно подготовить компетентного специалисты в сфере образования, способного к реализации не только традиционного формата образования, но и специалиста, способного к быстрой реакции на стремительные изменения, способного оперативно принимать поставленные условия без ущерба для качества и содержания образования.

Выводы. Профессиональная деятельность в условиях современной школы требует от учителя высокого уровня мобильности, оперативности мышления, умения справляться с профессиональными задачами, ситуациями в условиях командной работы. Современный педагог должен уметь извлекать необходимую информацию по предметной области, владеть средствами информационно-коммуникационных технологий. От современного педагога требуется при помощи средств цифровых технологий выгодно, выигрышно и интересно подать информацию обучающимся. В условиях необходимости стремительного и полного перехода на формат дистанционного обучения на всех уровнях образования определил важность и необходимость внесения изменений в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, направленных на укрепление, углубление процесса, направленного на формирование информационной компетентности.

Литература:

1. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 1.

2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 144 с.

3. Медведева Т.Ю., Сизова О.А., Макеева А.В.Возможности проектной деятельности в формировании самостоятельности познания Школа будущего. 2019. № 2. С. 56-57.

4. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций"

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

6. Сизова О.А. Потенциал цифровых технологий в организации профессиональной деятельности педагога // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5А. Ч. I. С. 202-207. DOI: 10.34670/AR.2020.45.5.132

7. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Возможности проектной технологии для повышения эффективности образовательного процесса Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 7-2. С. 165-168.

8. Сизова О.А. К вопросу о содержании профессиональной ИКТ-подготовки будущего педагога-музыканта Школа будущего. 2019. № 3. С. 180-187.

9. Сизова О.А., Абдуллина М.А., Долматова А.А. Информационная компетентность будущего педагога предметной области "Искусство", в реализации профессиональной деятельности проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. с. 249-251.

10. Сизова О.А. К вопросу о необходимости формирования информационной компетентности педагога-музыканта Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 163-166.

11. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В. Хуторской; Рос. акад. образования, Ин-т содержания и методов обучения. - М.: УНЦ ДО, 2005

Педагогика

УДК 373.291

аспирант Скорнякова Наталья Николаевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, (г. Санкт-Петербург)

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО

Аннотация. В статье рассматривается опыт и эффективность применения современной педагогической технологии эффективной социализации детей Н.П. Гришаевой на социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие; педагогическая технология; тяжелые нарушения речи; эффективная социализация; коммуникация.

Anmtation. The article discusses the experience and effectiveness of the use of modern pedagogical technology for the effective socialization of children Grishaeva on the social and communicative development of older preschool children with severe speech impairment in a preschool educational organization.

Keywords: social and communicative development; pedagogical technology; severe speech impairment; effective socialization; communication.

Введение. Условия жизни и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень изменились за последние десятилетия.

При анализе проблем современных дошкольников, а также дошкольников с ОВЗ, можно выделить ряд особенностей:

- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении;

- произошли существенные изменения в познавательной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни;

- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, ведущим видом деятельности у дошкольников остается игра, но при этом содержание игр изменилось. Наряду с сюжетно-ролевыми играми дети все чаще выбирают индивидуальные компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами, что снижает уровень взаимодействия со сверстниками и отражается на социально-коммуникативном развитии дошкольников.

Изложение основного материала статьи. Проблемы дошкольного детства вызываются и часто усугубляются неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием [1].

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) под социально-коммуникативным развитием понимается процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений [8].

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики, особенно важным этот аспект важен для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в особых подходах, технологиях развития данных умений, позволяющих в дальнейшем социализироваться в современном обществе.

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях Леонтьева А.Н., Рубинштейна C.JI., Кагана М.С., Эльконина Д.Б., Валлона А., Пиаже Ж., и др. Вопросами развития коммуникативных умений дошкольников, их содержания и структуры занимались Лисина М.И. Галигузова Л.Н., Годовикова Д.Б., Репина Т.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О., Стеркина Р.Б. и др., что позволило достаточно глубоко изучить этот вопрос, а также были разработаны концепции генезиса общения дошкольников Лисиной М.И., где были представлены параметры для исследования коммуникативного развития дошкольников по различным возрастам [5].

Вопросами социализации и коммуникации дошкольников с ОВЗ занимались ученые Власова Т.А. (1978), Лубовский В.И. (1976), Певзнер М.С. (1972) - изучали причины снижения темпов психического развития и их конкретные проявления; Вайзман Н.П. (1971), Власова Т.А. (1973), Иванов Е.С. (1971), Лебединская К.С. (1982), Марковская И.Ф. (1993), Ульенкова У.В. (1994) - описывали различные типы ЗПР; Бабкина Н.В. (2003), Борякова Н.Ю. (1983), Домишкевич С.А. (1977), Жаренкова Г.И. (1975), Лутонян Н.Г. (1977), Подобед В.Л. (1981), Слепович Е.С. (1990), Стрекалова Т.А. (1982), Тригер Р.Д. (1981), Ульенкова У.В. (1970), Цыпина Н.А. (1975)- изучали познавательную деятельность детей и ее специфику; Аксенова Е.Б. (1992), Баряева Л.Б.(2011), Кузнецова Л.В. (1984), Слепович Е.С. (1990) - изучали игровую деятельность детей с ОВЗ и ее особенности.

Создание эффективных методик и педагогических технологий, позволяющих развивать социально-коммуникативные умения современных дошкольников, с изменившейся субкультурой, является перспективным направлением в дошкольной педагогике.

Современные технологии способствуют эффективному процессу социализации ребенка в дошкольной образовательной организации [2].

В работе по развитию социально-коммуникативных умений дошкольников в ДОО используются следующие технологии:

- здоровьесберегающие технологии, основной целью которых является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь;

- проектная деятельность, смысл которой заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом;

- развивающие технологии, при использовании которых ребёнок должен самостоятельно прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий;

- познавательно-исследовательская деятельность основная цель которой является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок;

- личностно-ориентированные технологии, цель которых создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, взаимодействие с семьей, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников [3].

Хотелось бы остановиться и подробнее рассмотреть технологию эффективной социализации (ТЭС) дошкольников Гришаевой Н.П., которая появилась более 20 лет назад, но практическое внедрение этой технологии в дошкольных учреждениях началось сравнительно недавно. Однако, она успешно реализуется во многих дошкольных образовательных организациях.

Предлагаемая система социализации Гришаевой Н.П. включает девять технологий: клубный час, проблемная ситуация, рефлексивный круг, дети - волонтеры, волшебный телефон, социальная акция, ситуация месяца, развивающее обучение, технология включения родителей в образовательный процесс, которые могут быть использованы как все, так и отдельно [7].

Н.П. Гришаева указывая на важность социализации дошкольников обращает внимание на то, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников, и предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс [4].

С целью оценки эффективности данной технологии на развитие социально-коммуникативных умений у дошкольников нами было проведено исследование. Оно осуществлялось на базе ГБДОУ №95 компенсирующего вида и ГБДОУ №104 общеразвивающего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 59 детей старшего дошкольного возраста (6-7лет), из них 31 ребенок с тяжелыми нарушениями речи и 28 нормотипичных детей. Были выделены экспериментальная группа - ЭГ 16

детей 6-7 лет с ТНР и две контрольных группы: КГ 1-15 детей 6-7 лет с ТНР и КГ2 - 28 детей с нормальным речевым развитием.

В начале учебного года нами было проведено исследование развития социально-коммуникативного развития детей, участвующих в исследовании с целью оценки уровня его до использования технологии эффективной социализации.

В течение учебного года в ЭГ осуществлялась деятельность с использованием технологии эффективной социализации (ТЭС) Н.П. Гришаевой. Были освоены и внедрены такие технологии как: клубный час, рефлексивный круг, проблемная ситуация, дети - волонтеры, социальная акция, ситуация месяца, развивающее обучение, технология включения родителей в образовательный процесс.

Освоение данной технологии проходило в несколько этапов, что занимает приблизительно календарный год: проведение семинара по ТЭС с коллективом ДОУ; проведение родительских собраний с целью пояснения значимости социализации и внедрения ТЭС; оформление одобряющих документов на внедрение ТЭС, формирование приказов и актов учреждения; распределение обязанностей среди педагогов организаторов; определение тематики проводимых мероприятий; составление перспективного плана мероприятий на год; определение периодичности и длительности мероприятий; разработка правил педагогами совместно с детьми во время проведения мероприятий по технологии; введение системы поощрения детей и предупреждения нарушений правил во время проведения мероприятий по ТЭС; определение организационных моментов среди педагогов; определение количества групп участников и прочее; проведение рефлексивного круга с детьми и педагогами до и после мероприятий по ТЭС; информирование родителей через детей о результатах проводимых мероприятий [4].

По истечении учебного года было проведено повторное исследование социально-коммуникативного развития и проведен сравнительный анализ полученных результатов в экспериментальной и в двух контрольных группах. В экспериментальной группе была использована технология ТЭС, в контрольных группах проводилось только исследование показателей социально-коммуникативного развития детей, и данная технология в обучении не использовалась. Необходимо отметить, что в течении года, со всеми детьми проводили интенсивную работу по развитию специалисты ДОО: воспитатели, логопеды, психологи и музыкальные работники по подготовке к участию в самостоятельной работе, что предполагает технология.

Исследовательская работа была поэтапно сфокусирована на трех основных видах детской деятельности по социально-коммуникативному развитию: игровой, коммуникативной деятельности; элементарной трудовой деятельности и формированию основ безопасного поведения. Каждая из которых, оценивалась по ряду критериев.

Игровая, коммуникативная деятельность включала в себя критерии, наиболее характеризующие умения, соответствующие данной деятельности: самостоятельность при отборе и придумывании разнообразных сюжетов игр; удержание намеченного замысла, возможность импровизации; творческий подход к исполнению заданной роли и умении самостоятельно моделировать игровую среду; в ролевых играх умение взаимодействовать со сверстниками, взрослыми; участвовать и проявлять активность в творческих группах по созданию спектаклей (режиссеры, актеры, костюмеры, оформители) и др.

Оценивались семь параметров игровой, коммуникативной деятельности соответствующие возрасту детей.

Элементарная трудовая деятельность оценивалась по умению ухаживать за собой, выполнять поручения как кратковременные, так и планируемые (например, дежурство), планировать свою трудовую деятельность как в непосредственной образовательной, так и в совместной деятельности.

Формирование основ безопасного поведения оценивалось по умениям соблюдать элементарные правила безопасности поведения в детском саду, на улице, в транспорте; различать виды транспорта и его назначение, знание дорожных знаков, части дороги, соблюдение элементарных правилах поведения на природе, способы правильного обращения с растениями и животными, бережное отношения к окружающей природе [6].

Для достижения целей исследования был применен метод наблюдения за общением детей в группе в различных видах детской деятельности. Полученные данные в виде баллов вносили в таблицы. На основании полученных данных был проведен анализ и сделаны выводы.

По каждому параметру при обследовании умений детей можно было получить от 1 до 3х баллов. Оценка уровней овладения социально-коммуникативными навыками: высокий уровень - 3 балла; средний уровень -2 балла; низкий уровень - 1 балл. Также в ходе оценочной работы допускались промежуточные баллы, например, 1,5 и 2,5 балла.

При сравнительном анализе уровней овладения социально-коммуникативными умениями детьми экспериментальных групп было посчитано процентное соотношение количества детей в группе, имеющих высокий, средний и низкий уровень овладения социально-коммуникативными умениями от общего количества детей в группе.

В конце учебного года был проведен повторный анализ показателей социально-коммуникативных умений у всех групп детей участвующих в исследовании.

При исследовании игровой и коммуникативной деятельности были определены довольно высокие показатели у детей с ТНР экспериментальной группы (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов исследования игровой, коммуникативной деятельности в начале (НУГ) и конце (КУГ) учебного года

ЭГ КГ1 КГ2

НУГ КУГ НУГ КУГ НУГ КУГ

Высокий уровень (%) 6,25 56,25 6,7 26,7 35,7 53,6

Средний уровень(%) 43,75 37,5 53,3 60 60,7 42,8

Низкий уровень(%) 50 6,25 40 13,3 3,6 3,6

Результаты исследования демонстрируют, что в ЭГ в начале года показатель развития игровой, коммуникативной деятельности на высоком уровне был ниже возрастной нормы у 6,5% обучающихся, после проведенной коррекционно-развивающей работы с использованием технологии Н.П. Гришаевой этот показатель вырос до 56,25%, что является положительным результатом, где средний показатель положительной динамики по данному критерию увеличился на 50%, в сравнении с КГ1, где средний показатель составил всего 20% и в КГ2 - 17,9%.

Результаты исследования элементарной трудовой деятельности также показали положительную динамику (таблица 2). В ЭГ показатели положительной динамики развития элементарных трудовых умений на высоком уровне за год возросли на 62,5%, в КГ1 на 20%, а в КГ2 - всего на 3,6%. Причем это не только количественные, но и качественные показатели.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов исследования элементарной трудовой деятельности в начале

(НУГ) и конце (КУГ) учебного года

ЭГ КГ1 КГ2

НУГ КУГ НУГ КУГ НУГ КУГ

Высокий уровень (%) 0 62,5 6,7 26,7 35,7 39,3

Средний уровень(%) 50 31,25 53,3 60 53,6 57,1

Низкий уровень(%) 50 6,25 40 13,3 10,7 3,6

Качественные изменения произошли по следующим параметрам: появилась ответственность при выполнении трудовых поручений, в творческих работах по ручному труду, в конструировании большая часть детей научилась планировать свою деятельность и сообщать о плане, что положительно повлияло на коммуникативную сферу и речевое развитие.

Также нами было проведено и исследование формирования основ безопасного поведения у детей.

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов исследования основ безопасного поведения в начале (НУГ) и

конце (КУГ) учебного года

ЭГ КГ1 КГ2

НУГ КУГ НУГ КУГ НУГ КУГ

Высокий уровень (%) 6,25 68,75 13,3 33,4 42,8 64,3

Средний уровень(%) 43,75 31,25 46,7 53,3 46,5 32,1

Низкий уровень(%) 50 0 40 13,3 10,7 3,6

Показатели высокого уровня владения основами безопасного поведения (таблица 3) в ЭГ увеличились на 62,5%, что также существенно больше, нежели, в КГ1, где показатель возрос на 20,1% и в КГ2 - на 21,5%.

Выводы. Таким образом, хочется отметить, что сравнительные данные во всех группах по направлениям социально-коммуникативного развития недостаточны, что не обеспечивает успешный переход ребенка на уровень начального общего образования.

Сравнительный анализ успешности по различным направлениям социально-коммуникативного развития демонстрирует, что наиболее успешный результат показали дети в экспериментальной и контрольной группе 1 (дети с тяжелыми нарушениями речи) по развитию элементарной трудовой деятельности и основам безопасности жизнедеятельности, а у контрольной группы 2 показатели выше по коммуникативному развитию и игре (таблица 4). В какой-то степени это подтверждает, что у детей с нормой речевого развития высокий уровень развития когнитивных умений, что позволяет овладевать навыками коммуникации и игровыми действиями в старшем дошкольном возрасте с большей долей самостоятельности, чем детям с тяжелыми нарушениями речи.

Таблица 4

Сравнительный анализ развития социально-коммуникативных умений в течение учебного года с учетом только показателей высокого уровня

ЭГ КГ1 КГ2

НУГ КУГ НУГ КУГ НУГ КУГ

Игровая, коммуникативная деятельность (%) 6,25 56,25 6,7 26,7 35,7 53,6

Элементарная трудовая деятельность (%) 0 62,5 6,7 26,7 35,7 39,3

Формирование основ безопасного поведения (%) 6,25 68,75 13,3 33,4 42,8 64,3

Однако стоит отметить, что при использовании ТЭС в экспериментальной группе к концу года наблюдается интенсивная динамика по всем направлениям социально-коммуникативного развития детей. Показатели социально-коммуникативного развития по разработанным критериям детей ЭГ выше результатов детей с нормальным речевым развитием из КГ2, а у детей с тяжелыми нарушениями речи (КГ1) они значительно ниже.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования не являются окончательными, требуется более тщательное изучение, а также некоторая адаптация ТЭС и организация условий для использования данной технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 290 с. - Текст: непосредственный.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 2013. -219 с. - Текст: непосредственный.

3. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации / Н.П. Гришаева. - Москва: Вентана-Граф, 2015. - 184 с. - Текст: непосредственный.

4. Гришаева, Н.П. Технологии эффективной социализации в детском саду и в начальной школе. Планирование, результаты, диагностика: учебно-методическое пособие / Н.П. Гришаева. - Москва: Линка-Пресс, 2019. - 264 с. - Текст: непосредственный.

5. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - Москва: Педагогика, 1986. - 144 с. -Текст: непосредственный.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е издание, исправленное и дополненное. -Москва: Мозаика-Синтез, 2014. - 368с. - Текст: непосредственный.

7. Струкова, Л.М. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия / Л.М. Струкова. - Текст: непосредственный // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». -2016. - №5. - С. 914-917

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Москва: Перспектива, 2014. - 96 с. - Текст: непосредственный.

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, профессор Скрипкина Алина Вячеславовна

Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород); доктор педагогических наук, профессор Туравец Наталья Романовна

Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения студентов социономической сферы деятельности в условиях удаленного обучения; предлагаются к рассмотрению вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в контексте парадигмы открытого образования в вузах культуры и искусств; особое внимание уделено методологической основе разработке интегративной комплексной профилирующей дисциплина «История мирового искусства» и использованию инструментов дистанционного обучения (Websoft, TrueConf, iWebinar, Comdi, виртуальная комната Mirapolis, интерактивные сетевые видеотрансляции на основе, видеоконференцсвязи ВидеоМост, Life Conference, Remote Meeting Point, Himeeting, Acrobat Connect Pro, Meeting Place).

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, вузы социономической сферы деятельности, междисциплинарность.

Annotation. The article deals with the problems of distance learning students "help" the scope of activities in the conditions of distance learning; offered to the consideration of the use of information and communication technologies in the context of the paradigm of open education in universities of culture and arts; special attention is paid to the methodological basis for the development of an integrative comprehensive profiling discipline "History of world art" and the use of learning tools (Websoft, TrueConf, iWebinar, Comdi, Mirapolis virtual room, interactive web video based, video conferencing Bridge, Life Conference, Remote Meeting Point, Himeeting, Acrobat Connect Pro Meeting Place).

Keywords: distance learning, information and communication technologies, higher education institutions of the socionomic sphere of activity, interdisciplinarity.

Введение. На современно этапе в вузах произошли существенные изменения, связанные с активным развитием дистанционного обучения студентов в условиях распространения пандемии коронавируса 2020. Под действие пандемии попадают социальные системы, экономика, финансы, отрасли производства и т.д. Система высшего образования для предупреждения распространения COVID-19 повсеместно переводится на так называемое «удаленное» или дистанционное обучение, которое включает в себя все компоненты учебного процесса и предполагает развитие новых технологий, изменение структуры принятия решений на уровне студентов и преподавателя. Впервые в 1840-х гг. британский ученый-стенограф Айзек Питман [18] представил систему обучения с помощью стенографии, так называемая «фонографию»: посылая шифрованные тексты своим ученикам он получал назад работы на проверку, которая стала прообразом дистанционного обучения. Первый ректор Чикагского университета Уильям Рэйни Харпер, в начале XIX в. ввел понятие «заочные школьные курсы». Одним из первых профессор Чарльз А. Шониреган определил дистанционное обучение как форму, ключевыми понятиями которой являются педагогика, развитие информационно-коммуникационных технологий, интерактивное взаимодействие в контексте онлайн-обучения студентов [19]. Автору принадлежит формула, которую можно считать исходным постулатом дистанционного обучения: «коммуникация, стимул, самоопределение целей и видов учебной деятельности обучаемых». В Европе первым университетом, использующим удаленное обучение, стал Лондонский университет, открывший в 1828 г. дистанционный курс, обучающий аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.