Теоретические основы социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Кожанов Игорь Владимирович,
доктор педагогических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева»
E-mail: [email protected]
Гордеева Ольга Николаевна,
аспирант, кафедра педагогики, психологии и философии, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: выявлению особенностей протекания социализации и определению педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса. На основе существующих определений термина «социализация» и «социализация детей дошкольного возраста» авторами дается своя трактовка понятия «социализация ребенка-дошкольника» как процесса и результата взаимодействия личности ребенка и общества в лице различных социальных институтов, обеспечивающего его социальное становление. Авторы проводят анализ существующих научных трудов, посвященных особенностям протекания социализации в дошкольном возрасте и у детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют общие и специфические, обусловленные характером имеющегося нарушения в развитии ребенка, особенности социализации. Делается вывод о характерном для всех детей с ограниченными возможностями здоровья изменении социальной позиции, дисгармонии отношений личности с социальной средой. С учетом ведущего вида деятельности для дошкольного возраста определяется педагогическое условие эффективной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья - создание развивающей предметно-игровой среды, раскрывается ее содержательное наполнение, указывается на необходимость решения сопутствующих задач: формирование мотивации к игровой деятельности, совершенствование представлений детей о социальных явлениях, формирование элементарных игровых умений и адекватных межличностных отношений в процессе совместной деятельности детей. Авторами указывается на значимость конструктивных родительско-детских взаимоотношений, положительно влияющих на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: социализация, дети дошкольного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Введение. В последние десятилетия неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, что не может не сказываться на изменении социальной структуры и стратификации общества. Так по данным Росстата, на 1 января 2019 освидетельствованы в качестве инвалидов 73936 детей до 18 лет, из них - 32208 детей в возрасте 0-7 лет [1]. Подобное положение требует пристального внимания к проблеме социализации детей с ОВЗ: обеспечения их включения в общество, подготовки к активному участию в социальной жизни. При этом анализ работ по проблеме исследования показывает, что недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связано не только с их биологическим неблагополучием, но в большей степени с нарушенной связью ребенка с социумом и культурой, как источниками развития.
В решении данной проблемы большая роль отводится системе образования: в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости социализации дошкольников, предполагающей усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [2].
В этой связи повышенную актуальность приобретает проблема выявления педагогических условий, способствующих эффективной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Цель исследования. Целью исследования является выявление особенностей социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ и определение педагогических условий, способствующих их эффективной социализации.
Материал и методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ предмета исследования на основе изучения философской, психологической и педагогической литературы,
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
рефлексивно-системный анализ обоснованной организации педагогической деятельности); эмпирические (изучение существующего опыта работы педагогов, ученых-исследователей, нормативной и учебно-методической документации).
Результаты исследования и их обсуждение. Процесс социализации является предметом изучения многих отраслей научного знания, что определяет вариативность его определения с точки зрения психологии, философии, педагогики, социологии, раскрывающих различные аспекты данного феномена. Несмотря на то, что в научных трудах существуют различные трактовки такого явления как «социализация», одной из наиболее распространенных является дефиниция А.В. Мудри-ка, определяющего социализацию, как «развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит [3]. С этой точки зрения проблему социализации можно рассматривать с процессуальной стороны, что распространено в педагогических исследованиях. Вместе с тем, психология отводит важную роль индивидуально-личностным факторам: возрасту, физическому состоянию, личностным ресурсам.
Современные исследования конкретизируют определение социализации детей дошкольного возраста следующим образом:
- как начала процесса социализации, становления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, когда происходит приобщение ребенка к культуре, к общим человеческим ценностям, происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка (М.М. Солдатова) [4];
- как процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых, когда по мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальных навыков -способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими (В.Ф. Ефимов) [5];
- как целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии (Н.А. Вальнер) [6]. Таким образом, на основе существующих в науке дефиниций «социализации» и выше приведенных определений, нами предлагается следующая трактовка термина «социализация ребенка-дошкольника» - это процесс и результат взаимодействия личности ребенка и общества в лице
5 различных социальных институтов, обеспечиваю-5 щий его социальное становление.
Процесс социализации индивида является ° сложным, многоаспектным явлением, имеющим ¡в свои особенности для разных возрастных групп
людей. Особенности социализации дошкольников определяются психофизиологическими и возрастными особенностями дошкольного детства, среди которых: решающая роль воспитания; игра как ведущая деятельность дошкольника; ведущая роль семьи и дошкольной образовательной организации.
Для выявления педагогических условий эффективной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ необходимо определить особенности протекания социализации у детей с особенностями развития. Так, Л.И Акатовым социализация детей с ОВЗ связывается с рядом специфических внутренних факторов: особенностями развития (преимущественно сенсорной сферы и интеллекта) и состоянием здоровья (ослабленность, вызванная соматическим заболеванием); социально-психологическими особенности восприятия окружающей действительности (индивидуальные особенности ощущений, характер ассоциативной и условной ценности воспринимаемого опыта, селективности восприятия явлений и предметов окружающего мира); социально-психологические особенности мышления (умение обобщать, избирательность, стереотипность); социальные установки; собственная активность ребенка по усвоению общественно-исторического опыта [7].
Рядом авторов отмечаются также ограниченная мобильность, возможная неадекватность самовосприятия и восприятия окружающей действительности, сниженная способность изменения привычных стереотипов адаптивного поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями социума, ограниченные возможности взаимодействия и коммуникации.
Н.С. Данакиным и А.И. Шутенко установили, что у детей с ОВЗ отмечается достаточно выраженный уровень адаптации в учебно-образовательной сфере, интерактивной области, не уступающий адаптации здоровых детей. При этом у детей с ОВЗ ниже, чем у здоровых детей, уровень готовности к активным и разноплановым коммуникациям, к пониманию других, а также адекватному восприятию себя, окружающих, присутствуют сложности самоорганизации в ходе учебных и внеклассных занятий, этих детей отличает также менее выраженная целеустремленность и с сфор-мированность жизненных планов [8].
О А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина к угрозам социального развития детей с ОВЗ относят, прежде всего, нарушения связи с окружающим социальным и предметным миром, недостаточную социальной мобильности, бедность и стереотипность социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ограниченность освоенности человеческой и национальной культуры [9].
Таким образом, анализ научных работ позволяет сделать вывод, что все дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, первичный дефект приводит к отклонениям второго
и третьего порядка, они, в свою очередь, имеют системный характер, меняют всю структуру межфункциональных взаимодействий, причем, чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция.
Рассмотрим специфические особенности отдельных видов ненормотипичного развития (первичных дефектов, согласно Л.С. Выготскому), свойственного детям с ОВЗ. Так, Л.С. Выготским было показано, что любой дефект, любой физический недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». Таким образом, ограниченные возможности здоровья изменяют социальную позицию, провоцирует возникновение отличных от здоровых социальных установок.
Ведущим фактором нарушений социализации у детей с ОВЗ А.П. Лебедев и А.А. Реунова полагают нарушения адаптационных механизмов. Так, ими установлено, что дети с нарушением зрения более инфантильны, демонстрируют эмоционально-волевую незрелость, что нарушает взаимодействие со сверстниками [10].
Согласно Т.Г. Богдановой, нарушение слуха значительно сужает объем внешних воздействий на глухого ребенка, обедняет взаимодействие со средой, затрудняет общение с окружающими людьми. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений [11].
Тяжелое недоразвитие речи отличает нарушение всех компонентов речи, низкий уровень развития коммуникативной и познавательной сфер, недостаточность произвольности поведения, эмоциональная неуравновешенность. В.М. Хохловой причиной низкой социализированности, неуспешности ребенка во взаимоотношениях с окружающими его людьми названы несформированность коммуникативного поведения, снижение способности адекватного реагирования на происходящие изменения нарушение механизмов усвоения системы культуры и образцов поведения в обществе [12].
В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). Установлено, что нарушение процесса социализации ребенка с задержкой психического развития напрямую зависит от первичного дефекта детей данной категории: недоразвития эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности; затруднения лич-
ностного развития нарушают формирование определенных социальных ориентиров по отношению к себе и другим.
Я.В. Рамодиной определено ядро системы социальных ценностей, одновременно определяющее эффективность социализации адекватно развивающегося школьника и ее нормализацию у ребенка с ЗПР, - социальное взаимодействие, социальная активность, социально-ролевой статус. К факторам, негативно влияющим на процесс социализации у детей с ЗПР автором обоснованно отнесены «ситуативная ограниченность процесса социального познания и самопознания; девиант-ное статусно-ролевое положение в школьной социальной группе; социально-затрудненное общение или его депривация; устойчивый неуспех в деятельности» [13].
Более выраженная интеллектуальная недостаточность сопровождается и более серьезными нарушениями процесса социализации. Рассматривая особенности процесса социализации лиц с легкой степенью умственной отсталости, Д.О. Ермолаев отмечает, что «результат процесса социализации человека с интеллектуальной недостаточностью при любых, даже самых оптимальных условиях, будет иметь определенные пределы, обусловленные нарушением познавательных способностей» [14], препятствием успешной социализации также является резко выраженное отставание в развитии эмоций, мотивационно-потребностной сферы, речи, отсутствие у ребенка с интеллектуальной недостаточностью интереса к познанию окружающего мира, в том числе и социального. Поведенческие особенности во многом объясняются как бедностью социального опыта, так и инертность нервных процессов, вызывающих стереотипность и неадекватность поведенческих реакций.
Таким образом, анализ особенностей протекания процесса социализации у детей с ОВЗ показал наличие факторов, детерминированных конкретными нарушениями в развитии. Вместе с тем общим для всех детей с ОВЗ является изменение социальной позиции, дисгармония отношений личности с социальной средой, что требует соответствующей педагогической коррекции.
Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, способствующая эмоциональному, психическому, волевому и личностному развитию детей. Игра продуктивно разрешает противоречия между стремлением детей к самостоятельности, к более активному участию в жизни взрослых и их ограниченными возрастными возможностями. В игре ребенок усваивает социальные роли и познает окружающий его мир, происходит социальное взаимодействие детей, что является ключевым для социального развития.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте определяет и необходимость выделения такого педагогического условия эффективной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, как создание развивающей предметно-игровой среды.
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Создаваемое игровое пространство в дошкольной образовательной организации должно быть адекватным, корректным по отношению к детям, соответствовать уровню их игрового опыта, что соотносится с принципиально значимыми положениями:
- о педагогической поддержке ребенка в образовании, в котором воспитание рассматривается как совместная деятельность педагога и ребенка по созданию условий саморазвития личности воспитанника, а создание широкой разнообразной среды обеспечивает процесс развития ребенка (О.Г. Газман);
- о целенаправленности педагогической деятельности как принятом сообществом результате: помощи и поддержки ребенка в его индивидуальном развитии, создании условий для коммуникативного обеспечения и интерактивного взаимодействия педагога с воспитанниками, реализации социокультурного опыта педагога в процессе совместной деятельности с детьми, участии педагогов в проектировании развивающей среды учреждения (А.В. Иванов);
- о среде образовательного учреждения, которая является пространством социокультурного развития воспитанника, обеспечение которого требует реорганизации не только помещений, но и организации деятельности в детских сообществах, преобразования учебных программ и планов на принципах разнообразия, вариативности, альтернативности (Н.Б. Крылова). Как отмечает И.А. Ткачева [15], предметно-
игровая среда должна быть включена в архитектурно-ландшафтные и природные объекты, групповые комнаты, художественную студию, спортивный и музыкальный залы, игротеку, кабинеты специалистов, территории участков. Необходимо оборудование, которое может быть представлено крупногабаритными модулями, тематическими наборами игрушек, игровыми пособиями, предметами-заместителями, легко трансформируемыми в необходимый предмет и обеспечивающие реализацию игрового замысла детей.
Развивающая предметно-игровая среда может быть представлена мягкой средой (мягкие модули, сухой бассейн, маты напольные), зрительной и звуковой средой (пузырьковая колонна, музыкальный центр, прожектор направленного света со световыми фильтрами), тактильной средой (сенсорные тропы, массажные мячи, фитболы), настольно-печатные и дидактические игры. При этом необходимо не просто материально-техническое наполнение пространства, но также решение ряда важных задач: формирование мотивации к игровой деятельности, совершенствование представлений детей о социальных явлениях, формирование элементарных игровых умений и адекватных межлич-5 ностных отношений в процессе совместной дея-§ тельности детей.
Большое значение на эффективную социа-° лизацию детей дошкольного возраста, особенно ав с ОВЗ, оказывает семья: первые, основные навы-
ки социального поведения дети получают в семье. Вместе с тем, не всегда в таких семьях устанавливаются конструктивные родительско-детские взаимоотношения, что требует соответствующего внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных организаций.
Выводы. Проведенный анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить о наличии общих для всех дошкольников и специфичных для детей с ОВЗ особенностей протекания процесса социализации. Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, определяет выделение в качестве педагогического условия эффективной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ создание развивающей предметно-игровой среды, предполагающей не только материально-техническое наполнение пространства образовательной организации, но и решение комплекса сопутствующих социализации задач. Вместе с тем, успешность осуществляемой педагогами работы во многом зависит от наличия конструктивных родительско-детских взаимоотношений и взаимных усилий семьи и педагогов, направленных на достижение социализированности ребенка.
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://old. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 11.11.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/77677348/53 f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 19.09.2019).
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 224 с.
4. Солдатова М.М. Социализация детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования // Педагогическое искусство. 2017. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 13.04.2020).
5. Ефимов В.Ф. Социальная компетентность ребёнка - дошкольника как важнейшая составляющая личностной готовности к обучению в школе // МНКО. 2016. № 2 (57). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnaya-kompetentnost-rebyonka-doshkolnika-kak-vazhneyshaya-sostavlyayuschaya-lichnostnoy-gotovnosti-k-obucheniyu-v-shkole (дата обращения: 13.04.2020).
6. Вальнер Н.А. Социализация дошкольника в семье и образовательных учреждениях. ав-
тореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Моск. гос. ун-т сервиса. Москва, 2006. 21 с.
7. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.
8. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в основных сферах социализации // ПНиО. 2013. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-osnovnyh-sferah-sotsializatsii (дата обращения: 07.11.2019).
9. Денисова О.А., Леханова О.Л., Голици-на Н.В. Проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 4 (44). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-puti-prognozirovaniya-ugroz-sotsialnogo-razvitiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 27.11.2019).
10. Лебедев А.П., Реунова А.А., Севастьянова У.Ю., Куфтяк Е.В. Адаптационные механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/adaptatsionnye-mehanizmy-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 12.11.2019).
11. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. 235 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/441341 (дата обращения: 13.04.2020).
12. Хохлова В.М. Социализация детей с нарушениями в развитии речи // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 1041-1043. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/104/24238/ (дата обращения: 17.11.2019).
13. Рамодина, Я.В. Педагогическая социализация младшего школьника с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Краснодар, 2004. 137 с.
14. Ермолаев Д.О. Социализация детей с интеллектуальными недостатками развития // Фундаментальные исследования. 2013. № 9-1. С. 32-36. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=32172 (дата обращения: 13.11.2019).
15. Ткачева И.А. Педагогические условия формирования социальной компетенции у старших дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности // Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-
методический и прикладной аспекты: сб. на-уч.-метод. материалов. Москва: Издательство «Спутник+», 2014. С. 56-63.
THEORETICAL BASES OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES
Kozhanov I.V., Gordeeva O.N.
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
The article is devoted to the problem of socialization of children with disabilities: identifying the characteristics of the course of socialization and determining pedagogical conditions that ensure the effectiveness of this process. Based on the existing definitions of the term «socialization» and «socialization of preschool children», the authors give their own interpretation of the concept of «socialization of a preschool child» as a process and result of the interaction of the personality of the child and society as various social institutions, ensuring its social formation. The authors analyze existing scientific works on the features of the course of socialization in preschool age and children with disabilities, determine the general and specific, due to the nature of the existing violations in the development of the child, the features of socialization. The conclusion is drawn about the change in the social position characteristic of all children with disabilities, the disharmony of relations between the individual and the social environment. Taking into account the leading type of activity for preschool age, the pedagogical condition for the effective socialization of preschool children with disabilities is determined - the creation of a developing subject-game environment, its meaningful content is revealed, the need to solve related problems is indicated: the formation of motivation for playing activities, improving the perceptions of children about social phenomena, the formation of elementary gaming skills and adequate interpersonal relationships in the process of joint activities of children. The authors point out the importance of constructive parent-child relationships that positively affect the socialization of children with disabilities.
Keywords: socialization, preschool children, children with disabilities.
References
1. Federal State Statistics Service. [Electronic resource]. URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics / population / disabilities / # (accessed: 11.11.2019).
2. The federal state educational standard for preschool education (approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 N1155). [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/77677348/53f89421bb-daf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed September 19, 2019).
3. Mudrik A.V. Social pedagogy: a textbook for students. higher prof. education. M.: Publishing Center "Academy", 2013. 224 p.
4. Soldatova M.M. Socialization of preschool children in the institution of additional education // Pedagogical art. 2017. No. 1. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya (accessed: 04/13/2020).
5. Efimov V.F. Social competence of a child - preschool child as the most important component of personal readiness for learning at school // MNKO. 2016. No. 2 (57). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-rebyonka-doshkolnika-kak-vazhneyshaya-sostavlyayuschaya-lichnostnoy-gotovnosti-k-obucheniyu-v-shkole (accessed: 04/13/2020).
6. Walner N.A. Socialization of a preschooler in the family and educational institutions. autoref. dis. ... cand. sociol. Sciences: 22.00.04 / Mosk. state un-t service. Moscow, 2006.21 p.
7. Akatov L.I. Social rehabilitation of children with disabilities. Psychological basis: textbook. allowance for students. higher textbook. institutions. M.: Humanity. ed. VLADOS Center, 2003. 368 p.
8. Danakin N.S., Shutenko A.I. Features of the social adaptation of children with disabilities in the main areas of socialization // PNiO. 2013. No. 5. [Electronic resource]. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-osnovnyh-sferah-sotsializatsii (accessed: 11/07/2019).
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
9. Denisova O.A., Lekhanova O.L., Golitsina N.V. Problems and ways of forecasting threats to the social development of children with disabilities // Bulletin of the Cherepovets State University. 2012. No. 4 (44). [Electronic resource]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-puti-prognozirovaniya-ugroz-sotsialnogo-razvitiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (accessed: 11/27/2019).
10. Lebedev A.P., Reunova A.A., Sevastyanova U. Yu., Kuft-yak E.V. Adaptation mechanisms in children with disabilities // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2017. No. 2. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsionnye-mehanizmy-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (accessed: 12.11.2019).
11. Bogdanova T.G. Psycho-Psychology: A Textbook for Academic Baccalaureate. M.: Yurayt Publishing House, 2019.235 s. [Electronic resource]. URL: https://urait.ru/bcode/441341 (accessed date: 04/13/2020).
12. Khokhlova V.M. Socialization of children with impaired speech development // Young scientist. 2015. No. 24. P. 041-1043. [Electronic resource]. URL: https://moluch.ru/archive/104/24238/ (accessed: 11/17/2019).
13. Ramodina, Y.V. Pedagogical socialization of a primary school student with a delay in mental development in a comprehensive school: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01. Krasnodar, 2004.137 p.
14. Ermolaev D.O. Socialization of children with intellectual disabilities // Fundamental research. 2013. No. 9-1. P. 32-36. [Electronic resource]. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=32172 (accessed: 11/13/2019).
15. Tkacheva I.A. Pedagogical conditions for the formation of social competence in older preschoolers with mental retardation in playing activities // Socialization of children with disabilities at the present stage: scientific, methodological and applied aspects: Sat. scientific method. materials. Moscow: Sputnik + Publishing House, 2014. S. 56-63.
o d
u
CM
m