Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной культуры как фактора социализации дошкольников с нарушениями речи'

Формирование коммуникативной культуры как фактора социализации дошкольников с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
795
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / SOCIALIZATION / COMMUNICATIVE CULTURE / PRESCHOOL CHILDREN / COMMUNICATIVE CULTURE OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леханова Ольга Леонидовна, Глухова Ольга Айваровна

Представлены различные подходы к пониманию процесса социализации. Определен один из базовых механизмов социализации коммуникация. Коммуникативно-культурное взаимодействие субъектов социализации и вхождение в социокультурную среду возможно при условии сформированной коммуникативной культуры. Применительно к детям дошкольного возраста коммуникативная культура характеризуется осознанностью, субъектностью и децентрацией. В условиях нарушенного речевого развития коммуникативная культура претерпевает качественные изменения. Определены проявления недостатков коммуникативной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. По результатам теоретического обзора описаны особенности когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы, которые негативно сказываются на эмпатии, перцепции, условно-динамической позиции и децентрации детей с недостатками речевого развития. Перечисленные особенности затрудняют формирование коммуникативной культуры детей заданной категории, что неблагоприятно сказывается на их вхождении в социокультурную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леханова Ольга Леонидовна, Глухова Ольга Айваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

The article presents different approaches to understanding the process of socialization. Communication as one of the basic mechanisms of socialization is determined. Communicative and cultural interaction of subjects of socialization and entry into the socio-cultural environment is possible under the conditions of the formed communicative culture. In case of preschool children communicative culture is characterized by awareness, subjectivity and decentralization. In conditions of impaired speech development the communicative culture is undergoing a qualitative change. The article defines the manifestations of the shortcomings of communicative culture in preschool children with speech disorders. According to the results of the theoretical review, the features of cognitive, emotional-volitional and behavioral spheres, which have a negative impact on empathy, perception, conditionally dynamic position and decentralization of children with speech disabilities, are described. These features make it difficult to form a communicative culture of children of a given category, which adversely affects their entry into the socio-cultural environment.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной культуры как фактора социализации дошкольников с нарушениями речи»

DOI 10. 23859/1994-0637-2019-1-88-19 УДК 316.614

Леханова Ольга Леонидовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: lehanovao@mail.ru

Глухова Ольга Айваровна

Аспирант,

Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: amvroska@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. Представлены различные подходы к пониманию процесса социализации. Определен один из базовых механизмов социализации - коммуникация. Коммуникативно-культурное взаимодействие субъектов социализации и вхождение в социокультурную среду возможно при условии сформированной коммуникативной культуры.

Применительно к детям дошкольного возраста коммуникативная культура характеризуется осознанностью, субъектностью и децентрацией. В условиях нарушенного речевого развития коммуникативная культура претерпевает качественные изменения.

Определены проявления недостатков коммуникативной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

По результатам теоретического обзора описаны особенности когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы, которые негативно сказываются на эмпатии,

© JexaHOBa O. J., r^yxoBa O. A., 2019

Lekhanova Olga Leonidovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: lehanovao@mail.ru

Glukhova Olga Ivarovna

Post-graduate student, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: amvroska@mail.ru

FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Abstract. The article presents different approaches to understanding the process of socialization. Communication as one of the basic mechanisms of socialization is determined. Communicative and cultural interaction of subjects of socialization and entry into the socio-cultural environment is possible under the conditions of the formed communicative culture.

In case of preschool children communicative culture is characterized by awareness, subjectivity and decentralization. In conditions of impaired speech development the communicative culture is undergoing a qualitative change.

The article defines the manifestations of the shortcomings of communicative culture in preschool children with speech disorders.

According to the results of the theoretical review, the features of cognitive, emotional-volitional and behavioral spheres, which have a negative impact on empathy, perception,

196 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

перцепции, условно-динамической позиции и децентрации детей с недостатками речевого развития. Перечисленные особенности затрудняют формирование коммуникативной культуры детей заданной категории, что неблагоприятно сказывается на их вхождении в социокультурную среду.

Ключевые слова: социализация, коммуникативная культура, дети дошкольного возраста, коммуникативная культура детей с нарушениями речи

conditionally dynamic position and decentralization of children with speech disabilities, are described. These features make it difficult to form a communicative culture of children of a given category, which adversely affects their entry into the socio-cultural environment.

Keywords: socialization, communicative culture, preschool children, communicative culture of children with speech disorders

Введение

В современной России ключевым моментом всех преобразований в социальной и педагогической сферах является социализация детей в соответствующую их возрасту и потребностям социокультурную среду.

Взгляды исследователей на понимание сущности социализации различаются между собой. Так, ряд ученых рассматривают социализацию как адаптацию, т.е. процесс усвоения социальных установок, контактов, норм и ценностей (П. П. Блонский, Б. Г. Парыгина, Б. Скинер). При таком трактовании термина «социализация» сам процесс представляется односторонним и требует активности от самого человека, его внутренних изменений и преобразования для вхождения в социум.

Наравне с этой позицией имеется другая, в рамках которой центральное место отводится обществу, а сам индивид выступает объектом социального воздействия (Б. Бернштейн, Э. Дюркгейм, Ф. О. Джиринг).

Несколько иное понимание социализации представлено в трудах отечественных исследователей, которые указывают на двусторонность социализации (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский и др.). Так, в трудах Г. М. Андреевой социализация интерпретируется как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение социальных отношений и связей, а с другой - их воспроизводство в социальной среде [1]. Е. В. Андриенко, С. В. Беличева и А. В. Мудрик придерживаются аналогичных взглядов, подчеркивая в своих работах, что индивид в процессе социализации не просто «впитывает» социальный опыт, а активно воспроизводит социальные отношения, тем самым оказывая влияние на саму среду.

А. Г. Асмолов видит сущность социализации в преобразовании социальных отношений в индивидуальные личностные отношения посредством интериоризации и их воспроизведении посредством экстериоризации. Эти процессы, по мнению автора, могут протекать при непосредственном социальном взаимодействии [2].

Раскрывая понятие «социализация», А. Г. Асмолов определяет параметры ее успешности, которыми в дошкольном возрасте выступают: усвоение социальных ролей, формирование социального характера личности и других ее социально-типических проявлений, а также социальная позиция и образ жизни [2].

Следует отметить, что в процессе социализации индивид усваивает институциональный контекст исключительно при условии коммуникации. При этом субъект

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 197

коммуникации совпадает с субъектом социализации, а сама коммуникация выступает транслятором социального опыта (Е. Ю. Стриганкова) [10]. Такое взаимодействие социальных субъектов возможно лишь в коммуникативно-культурном социальном континууме, а соответственно, и вхождение в социокультурную среду возможно при условии сформированной коммуникативной культуры.

Основная часть

Термин «коммуникативная культура» является предметом исследования в таких науках, как философия (Н. Я. Данилевский, Л. Н. Коган, А. Ф. Лосев, А. Тойнби и др.), этика (Л. А. Введенская, Дж. Лич, Л. Г. Павлова, Е. В. Падучева и др.), науки о языке и языкознании (С. М. Андреева, К. Гаузенблас, Н. А. Ипполитова, О. Б. Сиро-тинина и др.), психология (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, О. С. Ушакова и др.).

В последнее время понятие «коммуникативная культура» все чаще используется в педагогике (Л. А. Аухадеева, М. В. Буланова-Топоркова, Е. Ю. Сысоева, С. Д. Якушева и др.). При этом следует обратить внимание на то, что все большее количество работ посвящено развитию коммуникативной культуры детей дошкольного возраста, что, во-первых, обусловлено необходимостью формирования коммуникативной компетентности, а во-вторых, значимостью самого акта коммуникации как механизма социализации (М. А. Виноградова, И. И. Иванец, Н. А. Лаврушкевич, С. В. Петерина и др.).

В исследованиях Э. В. Кулешовой, посвященных изучению формирования коммуникативной культуры дошкольников посредством игровых технологий, выделяются ее следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [7].

В работах Н. В. Хизгияевой проанализировано развитие компонентов коммуникативной культуры в процессе онтогенеза. По мнению автора, в старшем дошкольном возрасте коммуникативная культура детей характеризуется осознанностью, субъектностью и децентрацией. Н. В. Хизгияева приходит к выводу о том, что те изменения, которые происходят в коммуникативной культуре у старших дошкольников, являются основополагающими в контексте их готовности к школьному обучению, т.е. к переходу в новую, иную социальную ситуацию развития [12]. Таким образом, сформированная коммуникативная культура позволит будущему школьнику успешнее адаптироваться к новым социокультурным условиям.

Особо остро вопрос о коммуникативной культуре и ее значимости для социализации встает применимо к детям с нарушениями развития: любая форма дизонтоге-неза сопровождается своеобразным «социальным вывихом», существенно затрудняя приобщение ребенка к социокультурному опыту (Л. С. Выготский, М. А. Галагузова, Е. М. Мастюкова, С. В. Устинова, Л. М. Шипицына). В данном контексте повышенного внимания требуют дети с речевыми нарушениями в развитии.

На основании последнего положения целесообразно рассмотреть особенности компонентов коммуникативной культуры у детей с нарушениями речи, а именно мышления, эмоционально-волевой сферы и поведения.

В исследованиях ученых в области обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями указывается на то, что ведущее нарушение у детей представленной кате-

198 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

гории неблагоприятно сказывается на развитии когнитивной сферы, а также затрудняет функционирование речевого интеллекта (И. Т. Власенко, Б. М. Гриншпун, Н. И. Жинкин, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. А. Стребелева, Т. А. Фотекова, Г. В. Чиркина и др.) [3, 4, 11].

В трудах В. А. Ковшикова и Ю. А. Элькина представлены результаты исследования мышления дошкольников с моторной алалией, выявившие недостатки в знаниях и трудности самоорганизации детей-алаликов. При этом в результате целенаправленной работы по расширению запаса знаний и самоорганизации мыслительные операции протекали у детей с недоразвитием речи в соответствии с возрастной нормой [5].

Н. И. Жинкин отмечал, что в случае речевых нарушений происходит задержка формирования познавательной функции речи. Автор указывал на то, что в таком случае речь детей не может выступать средством мышления, а речь окружающих людей при этом теряет способность конструктивной передачи информации и социального опыта [4]. Во многих ситуациях деятельности и общения ребенок не может сформулировать и с помощью речи передать свои мысли, личные переживания.

Недостатки речевого развития неизбежно отражаются на общении, познавательной и мотивационной сферах личности ребенка. При этом на первый план выступают трудности коммуникативного развития, т. е. способности и желания общаться, вступать в коммуникацию. При нарушении речи у детей дошкольного возраста отмечается низкая речевая активность, значительно снижена интенция на общение. При попытке социального взаимодействия такой ребенок проявляет негативизм, старается избежать ситуации общения.

По результатам исследований Л. М. Шипицыной, Л. С. Волковой и ряда других авторов, среди проблем, выявленных у детей с общим недоразвитием речи, отчетливо проявляются пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, недостаточная критичность при оценке собственных возможностей и ряд других особенностей [6], [9].

Исследования А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой, В.М. Шайтор показали, что психологические причины проблемных форм межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность) связаны с особенностями самосознания ребенка. Причиной этого является фиксация на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим [13].

Помимо когнитивных и речевых особенностей у дошкольников представленной категории отмечается своеобразие самосознания и формирования образа «Я». В работах И. Ю. Левченко и Л. Б. Юсуповой исследована социально-личностная специфика детей с тяжелыми нарушениями речи в целом и их самосознания в частности. Авторы отмечают, что для детей данной категории характерны заниженная самооценка, сложности взаимодействия с социальной средой, коммуникативные нарушения, снижение потребности в общении, патохарактерологические личностные особенности, нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер [8].

Проведенный анализ позволяет соотнести выявленные недостатки с характеристиками компонентов коммуникативной культуры.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 199

Выводы

Таким образом, сопоставление существующих представлений о коммуникативной культуре как механизме социализации детей с нарушениями речи позволяет выявить следующие дефициты в ее состоянии:

1. Когнитивный компонент: для детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием характерны трудности протекания операций словесно-логического мышления (классификация, синтез, анализ, абстрагирование и др.), а также недостатки функционирования вербального интеллекта, в результате чего у дошкольников отмечается бедность представлений об окружающем мире и проблемы самоорганизации, в том числе речевой.

2. Эмоциональный компонент: для детей представленной категории присущи неадекватная самооценка и представления о себе и своих личностных способностях и качествах, сниженная потребность в общении и взаимодействии, неуверенность в себе, нестойкость интересов и трудности установления контактов с окружающими. В целом их эмоционально-волевая сфера характеризуется незрелостью.

3. Поведенческий компонент: у дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются патохарактерологические личностные особенности (агрессивность, тревожность, интровертированность). Дети данной группы импульсивны, имеют сниженный самоконтроль и склонность к спонтанному поведению.

Перечисленные особенности старших дошкольников с нарушениями речи негативно сказываются на развитии эмпатии, перцепции, условно-динамической позиции и децентрации, которые лежат в основе коммуникативной культуры. Наравне с представленными недостатками у детей с речевыми нарушениями наблюдаются выраженные трудности в применении речевых (вербальных) и неречевых (невербальных) средств коммуникации.

Следует отметить, что именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования и совершенствования коммуникативной деятельности ребенка, а также компонентов коммуникативной культуры (И. Ю. Левченко, Е. А. Лисина, Л. Н. Галигузова и др.) [8]. При этом в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения имеются необходимые ресурсы для развития коммуникативной культуры, которые заключаются в организации культурно-досуговой деятельности детей, соответствующей их возрастным особенностям и потребностям (чтение книг, игры со сверстниками, занятия, направленные на развитие познавательной, игровой, театрализованной деятельности, и пр.).

Важность формирования коммуникативной культуры детей с речевыми нарушениями для профилактики социальных девиаций и дезадаптаций поведения, а также для инклюзии детей данной категории в образовательное пространство школы очевидна. В соответствии с этим перспективы исследования видятся в экспериментальном изучении коммуникативной культуры у детей с нарушениями речи.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 375 с.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.

3. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.: Педагогика, 1990. 184 с.

4. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 159 с.

200 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

5. Ковшиков В. А., Элькин Ю. А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной (моторной) алалией // Дефектология. 1980. № 2. С. 14-21.

6. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. Л. М. Шипи-цыной. СПб.: Речь, 2005. 240 с.

7. Кулешова Э. В. Игровые технологии как средство социально-культурной абилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». Тамбов: Тамбовский государственный университет им Г. Р. Державина, 2006. Вып. 2 (42). С. 171-174.

8. Левченко И. Ю., Киселёва Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Национальный книжный центр, 2013. 152 с.

9. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2008. 680 с.

10. Стриганкова Е. Ю. Коммуникация в процессах социализации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/-kommunikatsiya-v-protsessah-sotsializatsii (дата обращения: 07.02.2019).

11. Фотекова Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1994. № 2. С. 16-24.

12. Хизгияева Н. В. Психологические особенности коммуникативной культуры дошкольников. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_12755.html (дата обращения: 07.02.2019).

13. Шайтор В. М. Захирина Л. А., Пономарев Е. А. Комплексная клинико-неврологическая, логопедическая и психологическая оценка детей с речевыми расстройствами // Нейроиммунология: сборник материалов X Конференции. СПб., 2001. С. 31-38. URL: http://www.medline.ru/public/conference/konf11/art169.phtml (дата обращения 08.02.2019).

References

1. Andreeva G. M. Sotsial'nayapsihologiya [Social psychology]. Moscow: Aspect Press, 1999. 375 p.

2. Asmolov A. G. Psihologiya lichnosti [Psychology of personality]. Moscow: Moscow State University, 1990. 367 р.

3. Vlasenko I. T. Osobennosti slovesnogo myshleniya vzroslyh i detei s narusheniyami rechi [Features of verbal thinking of adults and children with speech disorders]. Moscow: Pedagogy, 1990. 184 p.

4. Zhinkin N. I. Rech kakprovodnik informatsii [Speech as a conductor of information]. Moscow: Science, 1982. 159 p.

5. Woks V. A., Elkin Y. A (eds.) K voprosu o myshlenii u detei s ekspressivnoy ((motornoy) allaliyei [To the question about thinking in children with expressive (motor) alalia]. Defektologiya [Defectology]. 1980, no. 2, pp. 14-21.

6. Shipitsina L. M. (ed.) Kompleksnoye soprovozhdeniye detey doshkol'nogo vozrasta [Comprehensive support of preschool children]. St Petersburg: Speech, 2005. 240 p.

7. Kuleshova E. V. Igroviye tehnologii kak sredstvo sotsial'no-kul'turnoy abilitatsii doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Game technologies as a means of social and cultural habilitation of preschool children with disabilities]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya "gumanitarnye nauki" [Bulletin of Tambov State University. Series "Humanities"]. Tambov: Tambov State University named after G. R. Derzhavin, 2006, vol. 2 (42), pp. 171174.

8. Levchenko I. Yu., Kiseleva N. (eds.) Psihologicheskoye izucheniye detey s narusheniyami razvitiya [Psychological study of children with developmental disorders]. Moscow: National book centre, 2013. 152 с.

9. Volkova L. S. (ed.) Logopediya [Speech therapy]. Moscow: VLADOS, 2008. 680 p.

10. Strigankova E. Kommunikatsiya v protsessah sotsializatsii [The Communication in the processes of socialization]. Vestnik Povolzhskaya Akademiya Gosudarstvennoy sluzhby [Bulletin of

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 201

Povolzhsk Academy of State Service], 2011, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/-n/kommunikatsiya-v-protsessah-sotsializatsii (accessed: 07.02.2019).

11. Fotekova T. A. Sochetaniye narusheniy poznavatel'noy I rechevoy sfer v structure defekta detey s obshchim nedorazvitiyen rechi [The Combination of disorders of cognitive and speech areas in the structure of the defect, children with General underdevelopment of speech]. Defektologiya [Defectology], 1994, no. 2, pp. 16-24.

12. Khizgiyaeva N. Psihologicheskiye osobennosti kommunikativnoy kul'tury doshkol'nikov [Psychological characteristics of the communicative culture of preschool children]. Available at: http://e-notabene.ru/fr/article_12755.html (accessed: 07.02.2019).

13. Shaitor V. M. Zahirina L. A., Ponomarev E. A. (eds.) Kompleksnaya kliniko-nevrologicheskaya, logopedicheskaya i psihologicheskaya otsenka detey s rechevymi rasstroistvami [The Complex clinical-neurological and speech therapy and psychological evaluation of children with speech disorders]. "Neiroimmunologiya": sborrnik materialov X konferetsii. ["Neuroimmunology": Proceedings of the X Conference]. St Petersburg, 2001, pp. 31-38. Available at: http://www.medline.ru/public/conference/konf11/art169.phtml (accessed: 08.02.2019).

Для цитирования: Леханова О. Л., Глухова О. А. Формирование коммуникативной культуры как фактора социализации дошкольников с нарушениями речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 1 (88). С. 196-202. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-19

For citation: Lekhanova O. L., Glukhova O. I. Formation of communicative culture as a factor of socialization of preschool children with speech disorders. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 1 (88), pp. 196-202. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-19

202 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.