Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра'

Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ / РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ / SUPPORT FOR FAMILIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES / DISABLED CHILD / REHABILITATION CENTER / SOCIAL MODEL OF DISABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меренков Анатолий Васильевич, Шарф Александра Сергеевна, Осипова Екатерина Александровна

Введение. Исследуется проблема повышения качества организации психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в специальных медицинских центрах. Целью статьи является представление опыта осуществления такой работы и перспективы ее развития в медицинском центре «Бонум» г. Екатеринбурга. Раскрывается сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Материалы и методы. Методом анкетирования было опрошено 108 родителей, находящихся вместе с ребенком на амбулаторном и стационарном этапах лечения в отделениях Центра. Методом глубинного интервью опрошено 10 родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями здоровья. Проведено 7 интервью со специалистами медицинского (врачи) и немедицинского профиля (специалисты по социальной работе, логопеды), непосредственно участвующими в оказании реабилитационных мероприятий для детей с особенностями развития. Результаты исследования. Психолого-педагогическая работа является не профильной для данного учреждения, его специалисты не в полной мере готовы к такой деятельности. Выявлены трудности, которые возникают при обучении взрослых членов семьи навыкам выработки у ребенка уверенности в успешной адаптации к жизни в современном обществе, умения общаться с детьми в школе, общественных местах. Обсуждение результатов и заключение. Среди родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся в реабилитационное учреждение, сформирован запрос не только на медицинские услуги, но и на психологическую помощь как ребёнку, так и самим родителям, а также на педагогическое сопровождение. Сделан вывод о необходимости организации постоянно действующих школ, в которых психологи, педагоги знакомят родителей с методами социализации детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья, начиная с раннего возраста и до достижения ими социальной зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меренков Анатолий Васильевич, Шарф Александра Сергеевна, Осипова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support for families with disabled children in medical center

Introduction. This paper exemines the quality of psychological and pedagogical support provided in special institutions for the families with disabled children. The aim is to share experience of such work in one of these institutions, medical center Bonum, located in Ekaterinburg. Based on this experience, the essence of the work is demonstrated and development perspectives are identified. Methods. A survey was conducted among parents of the children going through rehabilitation in the medical center. In total 108 parents have participated. 10 parents with children having severe health disorders gone through an in-depth interview. There were also interviewed 7 staff members, both doctors and non-medical stuff (social workers, speech therapists), participating in rehabilitation process. Results. Was indicated that the psychological and pedagogical support was not a core activity of the medical center. The employees were not ready for this kind of work. The research revealed problems occurring when adult family members learn how to help the disabled children adapt in the modern society and acquire social competences necessary to effectively communicate in common situations, i.e. at school or other public places. Conclusion. Among the parents of disabled children treated at the medical center there is a demand not only for medical services, but also for psychological care both for the children and for their parents, as well as pedagogical support. The authors came to a conclusion, that special schools are needed, where psychologists and pedagogues on a regular basis would teach parents the methods of socializing their disabled children, starting at the early age and up until the children become socially mature.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-06/ Дата публикации: 31.12.2019 УДК 376.2

А. В. Меренков, Е. А. ОсиповА, А. С. Шарф

Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра

Введение. Исследуется проблема повышения качества организации психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в специальных медицинских центрах. Целью статьи является представление опыта осуществления такой работы и перспективы ее развития в медицинском центре «Бонум» г. Екатеринбурга. Раскрывается сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Материалы и методы. Методом анкетирования было опрошено 108 родителей, находящихся вместе с ребенком на амбулаторном и стационарном этапах лечения в отделениях Центра. Методом глубинного интервью опрошено 10 родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями здоровья. Проведено 7 интервью со специалистами медицинского (врачи) и немедицинского профиля (специалисты по социальной работе, логопеды), непосредственно участвующими в оказании реабилитационных мероприятий для детей с особенностями развития.

Результаты исследования. Психолого-педагогическая работа является не профильной для данного учреждения, его специалисты не в полной мере готовы к такой деятельности. Выявлены трудности, которые возникают при обучении взрослых членов семьи навыкам выработки у ребенка уверенности в успешной адаптации к жизни в современном обществе, умения общаться с детьми в школе, общественных местах.

Обсуждение результатов и заключение. Среди родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся в реабилитационное учреждение, сформирован запрос не только на медицинские услуги, но и на психологическую помощь как ребёнку, так и самим родителям, а также на педагогическое сопровождение. Сделан вывод о необходимости организации постоянно действующих школ, в которых психологи, педагоги знакомят родителей с методами социализации детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья, начиная с раннего возраста и до достижения ими социальной зрелости.

Ключевые слова: социальное сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение семьи, ребенок-инвалид, реабилитационный центр, социальная модель инвалидности

Ссылка для цитирования:

Меренков А. В., Осипова Е. А., Шарф А. С. Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 360-371. сЬк 10.32744/р$е.2019.6.30

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-06/ Accepted: 14 September 2019 Published: 31 December 2019

A. V. Merenkov, E. A. Osipova, A. S. Sharf

Psychological and pedagogical support for families with disabled children in medical center

Introduction. This paper exemines the quality of psychological and pedagogical support provided in special institutions for the families with disabled children. The aim is to share experience of such work in one of these institutions, medical center Bonum, located in Ekaterinburg. Based on this experience, the essence of the work is demonstrated and development perspectives are identified.

Methods. A survey was conducted among parents of the children going through rehabilitation in the medical center. In total 108 parents have participated. 10 parents with children having severe health disorders gone through an in-depth interview. There were also interviewed 7 staff members, both doctors and non-medical stuff (social workers, speech therapists), participating in rehabilitation process.

Results. Was indicated that the psychological and pedagogical support was not a core activity of the medical center. The employees were not ready for this kind of work. The research revealed problems occurring when adult family members learn how to help the disabled children adapt in the modern society and acquire social competences necessary to effectively communicate in common situations, i.e. at school or other public places.

Conclusion. Among the parents of disabled children treated at the medical center there is a demand not only for medical services, but also for psychological care both for the children and for their parents, as well as pedagogical support. The authors came to a conclusion, that special schools are needed, where psychologists and pedagogues on a regular basis would teach parents the methods of socializing their disabled children, starting at the early age and up until the children become socially mature.

Key words: support for families of children with disabilities, disabled child, rehabilitation center, social model of disability

For Reference:

Merenkov, A. V., Osipova, E. A., & Sharf, A. S. (2019). Psychological and pedagogical support for families with disabled children in medical center. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 42 (6), 360-371. doi: 10.32744/pse.2019.6.30

_Введение

е настоящее время проблема помощи детям, имеющим ограничения по состоянию здоровья, активно решается в разных странах мира [18; 19; 26]. В России дети, имеющие значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, получают на основе медицинских показаний социально-медицинский статус - «инвалид». Согласно статистическим данным, число детей-инвалидов в России составляет 60 случаев на 10 000 населения. Среди них 47,5% - дошкольного возраста, 52,5% - дети школьного возраста [5].

В Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья известной, как МКФ, являющейся стандартом World Health Organization (Всемирная организация здравоохранения), инвалидность рассматривается не только как биологический или социальный процесс. В классификации прописана взаимосвязь между состоянием здоровья, окружающей средой и личностными факторами. Таким образом, понятие «инвалидность» оказывается достаточно сложным, так как включает в себя не только нарушения здоровья индивида, но и его личностные особенности, возраст, а также влияние окружающей среды. В последние 5-7 лет получает распространение подход, ориентирующий оказание социальной помощи семьям, фокус которого смещается от проблем семьи к усилению ее внутреннего ресурса [21; 32]. В связи с этим, активное внимание обращается на организацию помощи семьям в реабилитации детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья [27].

В России ведущая роль в решении этой задачи принадлежит реабилитационным центрам для детей и подростков с особенностями развития и больницам восстановительного лечения (которые, помимо медицинской помощи, выполняют функции реабилитационного центра) [3]. Работа реабилитационного центра направлена не только на самого ребенка, но и на семью ребенка со специальными потребностями.

Зарубежные исследователи традиционно включат проблему оказания помощи семьям с детьми-инвалидами в более широкий социальный контекст, позволяющий отказаться от доминирующей роли медицинского компонента в реабилитации [24]. Современное представление об инвалидности предполагает социальную интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество, что требует организации помощи в формировании социальных навыков у детей-инвалидов и их родителей, которые позволили бы максимально эффективно решить проблему. В связи с тем, что исключительно медицинский подход к реабилитации устарел, приобретают актуальность альтернативные методы и формы работы с семьями, где есть дети-инвалиды. Одним из таких методов работы является психолого-педагогическое сопровождение.

Термин «социальное сопровождение граждан» закреплен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» и включает в себя комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента (содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящихся к социальным услугам) [13].

Одним из видов социального сопровождения является психолого-педагогическое. Его целью выступает содействие психическому и личностному развитию детей, обеспечение индивидуального подхода, профилактика и преодоление вторичных откло-

нений в психическом развитии детей, а также содействие развитию воспитательного потенциала семьи [11].

Однако, большинство исследователей по данной проблеме, во-первых, занимаются анализом технологии сопровождения в контексте инклюзивного образования и сложностей его внедрения в условиях образовательных учреждений [10; 23; 32], организации инклюзивного обучения [29; 33], а также вопросами поиска новых методов обучения [16; 31; 34], совершенствования образовательного процесса и учебных заведений в контексте требований, которые предъявляются к ним в связи с его присоединением к Болонскому процессу, что актуализирует вопросы более общего характера, такие как изменения социальных устоев жизни российских граждан [20; 28; 30] и философские вопросы бытия и развития человека [17; 22; 25]. Во-вторых, объектом сопровождения чаще всего рассматриваются только дети, роль родителей и семьи в целом не изучается.

Цель статьи - представить опыт организации психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами на базе центра «Бонум».

Под психолого-педагогическим сопровождением семей, воспитывающих детей-инвалидов, понимается вид социального сопровождения представляющий собой деятельность специалистов различного профиля, направленную на актуализацию внутренних ресурсов семьи, обеспечивающих возможности ее функционирования в ситуациях, связанных с развитием и воспитанием ребенка с инвалидностью, позволяющая создавать необходимое для ребенка развивающее пространство, реализовы-вать стратегии воспитания в соответствии с существующими у него потребностями с учетом родительских установок [14, с. 31].

_Материалы и методы

Материалы статьи основаны на результатах социологического исследования, проведенного в 2016-2018 гг. на базе Многопрофильного клинического медицинского центра «Бонум» (далее - МКМЦ «Бонум») в г. Екатеринбурге, одним из ведущих учреждений России, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь детям, имеющим врожденные и приобретенные пороки развития. Методом анкетирования было опрошено 108 родителей, находящихся вместе с ребенком на амбулаторном и стационарном этапах лечения в отделениях Центра.

Такая организация работы позволила сформировать у родителей новые знания и навыки работы с детьми, обеспечивающие их успешную адаптацию в повседневной жизни. Специалисты ведут работу с семьей, начиная от консультации у специалиста до получения желаемых родителями результатов. Были выделены характеристики, позволяющие оценить их общую удовлетворенность организацией социальной реабилитации в центре, а также отдельных направлений психолого-педагогической поддержки (социально-психолого-педагогическая диагностика, консультирование, коррекция и развитие ребенка).

Методом интервью опрошено 10 родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями здоровья, которые на протяжении нескольких лет являются пациентами центра «Бонум», имеющих возможность оценить результаты психолого-педагогического сопровождения семьи в динамике.

С целью оценки эффективности организации психолого-педагогического сопровождения было проведено 7 интервью со специалистами МКМЦ «Бонум» медицинского

(врачи) и немедицинского профиля (специалисты по социальной работе, логопеды), непосредственно участвующими в оказании реабилитационных мероприятий для детей с особенностями развития. На основе анализа ежегодных отчетов специалистов центра за 2016-2018 гг. проведен мониторинг целей, задач, которые стоят перед сотрудниками в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения семей пациентов, а также основные количественные и качественные результаты, достигнутые за данный период.

_Результаты исследования

Психолого-педагогическое сопровождение в МКМЦ «Бонум» реализуется в рамках деятельности социально-психолого-педагогической службы (далее -СППС), представляющей собой функциональное объединение специалистов психолого-педагогического профиля. Штат данной службы включает в себя 37 специалистов: логопедов, педагогов-психологов, специалистов по социальной работе, дефектолога, воспитателей. Основными их задачами являются социальное и психолого-педагогическое сопровождение пациентов центра и их семей в соответствии с учетом принципов ранней помощи, этапности, семейного подхода, профилактической направленности.

В ходе исследования были выявлены особенности и проблемы организации психолого-педагогического сопровождения семей с ребенком-инвалидом работниками Центра.

Прежде всего, несмотря на переход от медицинской модели инвалидности к социальной сохраняется доминирующая роль медицинского компонента в реабилитации детей-инвалидов. «Большую часть программы занимает медицинское лечение, также встречаются такие пункты, как развитие бытовых навыков, конечно занятия с психологами и педагогами» (специалист по социальной работе, стаж работы 5 лет). Упор на медицинские методы отмечают и опрошенные нами родители (см. табл. 1). Те виды услуг, которые можно отнести к задачам психолого-педагогического сопровождения реализуется значительно реже.

Таблица 1

Направления основных мероприятий при реабилитации детей-инвалидов

(в % к числу ответивших) *

Значения %

Медикаментозное лечение и оперативное лечение 72,0

Педагогические занятия с ребенком 33,3

Массажи, различные оздоровительные процедуры 79,6

Развитие коммуникативных способностей ребенка 17,2

Развитие бытовых навыков ребенка 7,5

* Сумма больше 100%, так как респонденты могли дать несколько ответов.

Психолого-педагогическая работа является не профильной для данного учреждения, его специалисты не в полной мере готовы к такой деятельности. «Ну, сложно сказать, как у нас идет эта работа, но вообще она должна проводиться психо-

логом. Психолог у нас в штате есть, насколько он справляется со своими обязанностями, сложно сказать... Консультации им проводятся в любом случае» (педа-гог-дефектолог, стаж работы 15 лет). Все опрошенные специалисты признали, что психолого-педагогическое сопровождение является необходимым компонентом реабилитации и его обязательно следует развивать в центре. Оно должен включать формирование заинтересованности родителей в систематических занятиях с детьми вне реабилитационного центра; повышение их педагогической компетентности; оценку психологического статуса родителей и его коррекцию при необходимости; поддержание обратной связи не только с родителями детей-инвалидов, но и с профильными специалистами, которые будут заниматься с семьей в месте их дальнейшего проживания.

Среди родителей половина опрошенных отметили, что не получали услуг психолого-педагогического содержания, но выразили желание ознакомления с ними. Исследование показало, у многих из них существует весьма ограниченное представление о такой работе. Родители сводят ее к организации досуга детей в момент пребывания в центре.

Опрос показал, что многие из них не удовлетворены объемом и разнообразием социально-психологического сопровождения (см. табл. 2).

Таблица 2

Удовлетворенность родителей услугами, предоставляемыми реабилитационным

центром (в % к числу ответивших)

Услуги Нет Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да, полностью Итого

Услуги медицинской реабилитации 0,0% 2,9% 36,9% 60,2% 100,0%

Коррекция и развитие 17,5% 12,6% 29,1% 40,8% 100,0%

Социально-психологическое консультирование 57,3% 6,8% 10,7% 25,2% 100,0%

Социально-психолого-педагогическая диагностика 63,1% 2,9% 8,7% 25,2% 100,0%

Так одна из респондентов отметила: «Ну, из минусов, наверное, то, что было очень скучно. Детям, в общем, не было никаких развлечений. Единственное развлечение -когда приходили студенты, чем-то занимались с детьми. Считаю, что можно было бы нанять какого-то работника, который бы работал здесь на постоянной основе, если здесь есть детская комната» (мама ребенка 4 лет). Оказалось, реабилитационный центр не в состоянии на сегодняшний момент удовлетворить в полной мере потребности семьи в психолого-педагогическом сопровождении. Об этом так же свидетельствуют данные, согласно которым 80% опрошенных родителей уверены, что центру следует привлекать к работе больше специалистов данного направления работы из других учреждений. Их нехватка ведет к тому, что «бывает, в течение двух недель ищем волонтеров, чтобы могли они организовать праздничные мероприятия, просто провести время с ребенком - порисовать, посидеть, поиграть» (специалист по социальной работе, стаж 10 лет).

В центре на протяжении 5 лет функционирует «Школа для родителей», воспитывающих детей с врожденной челюстно-лицевой патологией, нацеленная на формирование у родителей навыков умелого взаимодействия с ними, информирование о всех

этапах лечения, снижение тревоги за их будущее, а также укрепление внутрисемейных отношений. Также работа «Школа для родителей детей с детским церебральным параличом (ДЦП)», целью которой является повышение реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с такой патологией путем обучения навыкам его развития [7, с. 2]. Родители, воспитывающие детей с тяжелыми патологиями зрения, слуха, неврологическими нарушениями остаются неохваченными такой работой. Специалисты центра отмечают, что данные школы работают нерегулярно, т.к. занятия ведутся волонтерами, представителями РПЦ. Преподаватели вузов, педагоги учреждений дополнительного образования привлекаются редко.

Среди родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся в реабилитационное учреждение, сформирован запрос не только на медицинские услуги, но и на психологическую помощь как ребёнку, так и самим родителям, а также на педагогическое сопровождение, основными направлениями которого должны быть организация качественного досуга для детей в момент пребывания в центре; выработка у детей веры в себя, в возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью; предотвращение детско-родительных конфликтов, конфликтов между детьми во время нахождения в центре. Также запросы родителей связаны с приобретением навыков преодоления стресса, вызванного необходимостью длительного лечения ребенка, трудностей, возникающих у него в учебе. Важной задачей работы специалистов по психолого-педагогическому сопровождению является формирование у родителей навыков взаимодействия с родственниками в связи с инвалидностью ребенка.

Однако в самом учреждении специальных программ, направленных на решение этой проблемы, не предусмотрено. Работа с родителями часто носит ситуативный характер и нацелена на решение текущих проблем и конфликтов. «Если мы видим, что родители психологически не устойчивы, то мы оказываем им психологическую помощь, а иногда применяем и прессинг психологический, если они не занимаются с ребенком. ... Чаще мы оцениваем психологическое состояние все-таки по запросу родителей. Если родители хотят выйти из депрессии, признают ее, то от них поступает запрос. Я направляю их к психологу. Им оказывают психологическую помощь» (логопед, стаж работы 25 лет). Также одной из проблем остается то, что для родителей характерны установки потребительского отношения и довольно пассивной позиции, тогда как специалисты в большей степени склонны приписывать родителям активную роль в процессе реабилитации.

В ходе исследования было установлено, что в центре имеются возможности для повышения качества организации психолого-педагогического сопровождения. Для этого требуется, во-первых, обеспечить постоянное взаимодействие специалистов нескольких профилей, обеспечивающих комплексность реабилитации детей. Во-вторых, с привлечением квалифицированных психологов, педагогов вырабатывать у родителей навыки развития, воспитания детей-инвалидов, которые они могли бы использовать после реабилитации в медицинском центре.

Объединение специалистов немедицинского профиля в единую службу, наделение необходимыми полномочиями, разработка стандартов работы, включенных в программу реабилитации пациента, позволит оказывать семье комплексную помощь в преодолении трудностей, возникающих при социализации детей с ограниченными возможностями (см. табл. 3). В настоящее время у родителей сложилось следующее мнение о характере взаимодействия специалистов при организации реабилитации детей с ОВЗ.

Таблица 3

Мнение родителей о взаимодействии специалистов при прохождении ребенком реабилитационных мероприятий (в % от ответивших)

Значения %

Специалисты строят свою работу с ребенком при постоянном взаимодействии друг с другом 83,5

Взаимодействие специалистов между собой можно оценить, как незначительное 11,4

Специалисты работают обособлено 5,1

Итого ответивших: 100,0

Выявлена достаточно высокая оценка желания специалистов Центра «Бо-нум» оказать всю возможную помощь семье в реабилитации детей с ОВЗ. Доверие семьи к работникам этого учреждения, являющегося одним из крупнейших в Свердловской области, гораздо выше, чем к специалистам по месту жительства. Родители чаще стремятся выполнять все прописанные рекомендации, стараются не пропускать приемы, указанные в индивидуальной карте ребенка, выполняют домашнее задание, если такое установлено в рамках сопровождения. Следовательно, имеется основа для дальнейшего совершенствования системы психолог-педагогического сопровождения семей детей с ограниченными возможностями здоровья.

_Обсуждение результатов

Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, нуждается не только в медицинских услугах, но и в социальном сопровождении, одним из компонентов которого выступает психологическое [1; 8; 12] и педагогическое [15] сопровождение. В условиях реабилитационного центра психолого-педагогическое сопровождение семьи представляет собой деятельность специалистов различного профиля (медицинского и немедицинского), направленную на актуализацию внутренних и внешних ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования в достижении целей развития и воспитания ребенка с ОВЗ, усиления возможностей его социальной адаптации и социализации.

Современные исследования показывают, что востребованность данной технологии работы с семьей возрастает [2; 3; 9]. В ходе исследования было уточнено, что потребности семьи связаны с приобретением навыков взаимодействия с ребенком, имеющим тяжелые нарушения здоровья, преодолением стрессовой ситуации, вызванной необходимостью длительного лечения и включения в процесс реабилитации. Родители ожидают от специалистов реабилитационного учреждения выработки у ребенка такой самооценки, которая позволяет преодолевать конфликтные ситуации принятия себя и взаимодействия с окружающими. Также важным моментом является оказание помощи в профилактике конфликтов между родителями при воспитании такого ребенка, трудностей его общения с детьми, не имеющими проблем со здоровьем. Наконец, семьи желает обучиться навыкам преодоления трудностей в обучении детей в различные возрастные периоды - от дошкольного до профессионального самоопределения.

Останавливаясь на специфике реабилитационного центра как структуры, в рамках которой реализуется психолого-педагогическое сопровождение, необходимо отметить наличие существенных противоречий в понимании возможностей специалистов в реализации данного вида сопровождения. С одной стороны, реабилитационное учреждение в первую очередь направлено на оказание медицинской помощи и медицинской реабилитации, где ключевыми специалистами выступают врачи и средний медицинский персонал. С другой, реабилитация в современных условиях не является полной без сопровождения со стороны логопедов, психологов, специалистов по социальной работе. Важным моментом является развитие психолого-педагогической службы реабилитационного центра - привлечение профессионалов, повышение квалификации специалистов, разработка внутренних стандартов работы и оценки результативности деятельности.

Кроме того, актуальна работа и с самими родителями, содействие в формировании у них правильных установок. Родители и специалисты по-разному видят сущность психолого-педагогического сопровождения. Достаточно часто у семьи формируется иждивенческая позиция по отношению к специалистам учреждения, в то время как задача психолого-педагогического сопровождения - активизировать самих родителей, научить способам взаимодействия с ребенком и теми социальными институтами, в которых будет проходить его дальнейшее развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винтаева Т. Н., Мелькина В. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей в пространстве лекотеки // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6) [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-invalidov-i-ih-semey-v-prostranstve-lekoteki (дата обращения: 29.09.2019).

2. Вирюкина С. П. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24 (35) [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 29.09.2019).

3. Диденко Л. А., Кочеткова А. В. Совершенствование процесса управления социально-реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в непрерывном образовании: сетевой журн. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22863365 (дата обращения: 29.09.2019).

4. Ефимова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 4 (17) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/psihologo-pedagogicheskoe-sopravozhdeme-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo (дата обращения: 26.09.2019).

5. Кешишев И. А. Научное обоснование организации комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях федерального центра: дис... канд. мед. наук. СПб., 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://medical-diss.com/ docreader/596993/a#?page=23 (дата обращения: 29.09.2019).

6. Куприянова И. Е., Дашиева Б. А., Карауш И. С. Актуальные вопросы и перспективы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процессов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ТГПУ. 2011. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/aktualnye-voprosy-i-perspektivy-psihologo-pedagogicheskogo-i-mediko-sotsialnogo-soprovozhdeniya-protsessov-obucheniya-i-vospitaniya (дата обращения: 26.09.2019).

7. Положение о Школе для родителей «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья». Приказ главного врача МКМЦ «Бонум» от 24.02.2016 г.

8. Поташова И. И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогические исследования. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47082_full.shtml (дата обращения: 29.09.2019).

9. Сусаева С. А., Москвина А. В. Особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида // Современное общество и власть. 2017. № 2 (12). С. 41-48.

10. Тихонова И. В., Шипова Н. С., Иванова Е. А. Проблемы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования школьников // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 26.09.2019).

11. Тугулева Г. В., Овсянникова Е. А., Ильина Г. В. Реализация технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном образовании // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 417-430. doi: 10.32744/pse.2019.1.31

12. Тюрина И. В. Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // EUROPEAN SCIENCE. 2015. № 4 (5). С. 32-34.

13. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156558/ (дата обращения: 25.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Хомутова Е. Б. Подготовка социального педагога к работе с семьей особого ребенка // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 30-34.

15. Шишкина О. В., Заболотских О. П., Глазунова Н. Ю. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Йошкар-Ола, 2015. 74 с.

16. Arakcheev V., Redin D., Rusina Y. To understand Rather Than Explain // Quaestio Rossica. 2015. Vol. 3 (4). Pp. 277-295.

17. Bakeeva E. V. The onto logical sense of the concept of «measure» // Rivista di Filosofia Neo-Scolastica. 2017. Vol. 109 (2). Pp. 471-483.

18. Colomeischi A. A., Guiu G. F., Branco M. A., Alimovic S., Baranauskiene I., Gol-Guven M. Social inclusion and wellbeing of families of children with special needs transnational study report. 2016. 93 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psiwell.eu/images/io1/Transnational_study_report_EN.pdf (дата обращения: 27.09.2019).

19. Examples of good practice in special needs education & community-based programmes 1994. 89 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/education/pdf/281_74.pdf (дата обращения: 30.09.2019).

20. Farkhidinova O. M., Shumkova V. A. Overcoming ontological alienation in the urban environment // Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences. 2019. Vol. 12 (5). Pp. 771-779.

21. Hammond W., Zimmerman R. A Strengths-Based Perspective [Электронный ресурс]. URL: http://www.esd.ca/ Programs/Resiliency/Documents/RSL_STRENGTH_BASED_PERSPECTIVE.pdf (дата обращения: 30.09.2019).

22. Gudova M. Y., Guzikova M. O. Analyzing the Intercultural and Multilingual University Space: Methodological Foundations // Facets of culture in the age of social transition proceedings of the all-Russian research conference. Borisovna, KN. (ред.). Knowledge E, 2018. Pp. 188-192.

23. Itskovich M., Itskovich T., Shutaleva A. Management in special (correctional) schools from the standpoint of communicative competence // INTED2017: 11th international technology, education and development conference. Chova, LG., Martinez, AL. & Torres, IC. (ред.). International Academy of Technology, Education and Development, 2017. Pp. 5287-5296.

24. Janet Currie and Robert Kahn. Children with Disabilities // Children with Disabilities: Introducing the Issue: сетевой журн. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.journalofplay.org/sites/www.journalofplay.org/files/pdf-articles/3-2-article-play-learning-summer-camps.pdf (дата обращения: 28.09.2019).

25. Kerimov K., Kerimov T. The evanescent thing: Heidegger and Ozu // KronoScope. 2014. Vol. 14 (2). Pp. 195-210.

26. Leder J. S. Zugangzur GesundheitsversorgungfQr Kinder in Mumbai/Indien.2010 [Электронный ресурс]. URL: http://kups.ub.uni-koeln.de/5366/ (дата обращения: 24.09.2019).

27. Lipson M. Y., & Wixson K. K. Reading Disability Research: An Interactionist Perspective. Review of Educational Research. 198656 (1). Pp. 111-136. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.3102/00346543056001111 (дата обращения: 24.09.2019).

28. Mazur L. Golden age mythology and the nostalgia of catastrophes in post-soviet Russia // Canadian Slavonic Papers. 2015. Vol. 57 (3-4). Pp. 213-238.

29. Shutaleva A., Putilova E. Theatrical pedagogy as a way of a holistic-creative thinking development of children and adolescents in the inclusive educational process // INTED2017: 11th international technology, education and development conference. Chova, LG., Martinez, AL. & Torres, IC. International Academy of Technology, Education and Development, 2017. Pp. 1110-1118.

30. Shutaleva A., Ivanova E., Mel'nikova E., Tomyuk O., Kuznetsova O. Mass culture as a challenge to modern education // INTED2017: 11th international technology, education and development conference. Chova, LG., Martinez, AL. & Torres, IC. (ред.). International Academy of Technology, Education and Development, 2017. Pp. 3914-3922.

31. Sudakov I., Bellsky T., Usenyuk S., Polyakova V. V. Infographics and Mathematics: A Mechanism for Effective Learning in the Classroom // PRIMUS. 2016. Vol. 26 (2). Pp. 158-167.

32. Supporting Families with Children with Disabilities 42 p. [Электронный ресурс]. URL: http://gucchd.georgetown. edu/products/SCWD_2FCD.pdf (дата обращения: 30.09.2019).

33. Vishnevsky Y. R., Narkhov D. Yu., Didkovskaya Y. V. Trends in higher vocational education: Professionalization or deprofessionalization? // Obrazovanie i Nauka. 2018. Vol. 20 (1). Pp. 152-170.

34. Vikulova E. A., Chiglintseva E. S. That multifacet english like: How do you like it? // XLinguae. 2017. Vol. 10 (3). Pp. 348-356.

REFERENCES

1. Vintaeva T.N., Melkina V.V. Psychological and pedagogical support of children with disabilities and their families in the lecture hall space. Samara Scientific Herald, 2014, no. 1 (6). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-invalidov-i-ih-semey-v-prostranstve-lekoteki (accessed 29 September 2019). (in Russ.)

2. Viryukina S. P. Features of the psychological and pedagogical support of families raising children with disabilities. Scientific community of students: Interdisciplinary research: a collection of articles on materials of the XXXV international student scientific-practical conference, no. 24 (35). Available at: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (accessed 29 September 2019). (in Russ.)

3. Didenko L.A., Kochetkova A.V. Improving the management process of the social rehabilitation center for children and adolescents with disabilities. Innovations in lifelong education: network journal, 2014. Available at: http://elibrary.ru/ item.asp?id=22863365 (accessed 29 September 2019). (in Russ.)

4. Efimova E. A. Psychological and pedagogical support of children with disabilities in the conditions of a preschool educational institution. ANI: pedagogy and psychology, 2016, no. 4 (17). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo (accessed 29 September 2019). (in Russ.)

5. Keshishev I. A. Scientific justification of the organization of comprehensive rehabilitation of children with disabilities in the federal center: Abstract PhD Med. Sci., Saint-Petersburg, 2014. Available at: http://medical-diss.com/ docreader/596993/a#?page=23 (accessed 29 September 2019). (in Russ.)

6. Kupriyanova I.E., Dashieva B.A., Karaush I.S. Actual issues and prospects of psychological, pedagogical and medical-social support of the processes of training and education of children with disabilities. Vestnik TSPU, 2011, no. 10 [Electronic resource]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-i-perspektivy-psihologo-pedagogicheskogo-i-mediko-sotsialnogo-soprovozhdeniya-protsessov-obucheniya-i-vospitaniya (accessed 29 September 2019). (in Russ.)

7. Regulation on the School for Parents "Social rehabilitation of children with disabilities." The order of the chief physician MKMTS "Bonum" from 02.24.2016 (in Russ.)

8. Potashova I.I. Modern aspects of psychological and pedagogical work with families raising a child with disabilities. Psychological and pedagogical research, 2011, no. 3. Available at: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47082_ full.shtml (accessed 29 September 2019). (in Russ.)

9. Susaeva S. A., Moskvina A. V. Features of work with a family with a disabled child. Modern Society and Power, 2017, no. 2 (12), pp. 41-48. (in Russ.)

10. Tikhonova I.V., Shipova N.S., Ivanova E.A. Problems of psychological and pedagogical support of inclusive education for schoolchildren. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-shkolnikov (accessed 26 September 2019). (in Russ.)

11. Tuguleva G. V., Ovsyannikova E. A., Ilyina G. V. Implementation of technologies of psychological and pedagogical support of children with disabilities during the preschool education. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2019, vol. 37 (1), pp. 417-430. doi: 10.32744/pse.2019.1.31 (in Russ.)

12. Tyurina I.V. Model for accompanying children with disabilities. EUROPEAN SCIENCE, 2015, no. 4 (5), pp. 32-34. (in Russ.)

13. Federal Law of December 28, 2013 No. 442-03 "On the Basics of Social Services for Citizens of the Russian Federation". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (accessed 29 September 2019). (in Russ.)

14. Khomutova Ye. B. Preparation of a social educator for work with the family of a special child. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2017, no. 4, pp. 30-34. (in Russ.)

15. Shishkina O. V., Zabolotskikh O. P., Glazunova N. Yu. Organization of psychological, medical and pedagogical support for families raising children with disabilities. Yoshkar-Ola, 2015. 74 p. (in Russ.)

16. Arakcheev V., Redin D., Rusina Y. To understand Rather Than Explain. Quaestio Rossica, 2015, vol. 3 (4), pp. 277-295.

17. Bakeeva E. V. The onto logical sense of the concept of «measure». Rivista di Filosofia Neo-Scolastica, 2017, vol. 109 (2), pp. 471-483.

18. Colomeischi A. A., Guiu G. F., Branco M. A., Alimovic S., Baranauskiene I., Gol-Guven M. Social inclusion and wellbeing of families of children with special needs transnational study report. 2016. 93 p. Available at: http:// www.psiwell.eu/images/io1/Transnational_study_report_EN.pdf (accessed 27 September 2019).

19. Examples of good practice in special needs education & community-based programmes 1994. 89 p. Available at: http://www.unesco.org/education/pdf/281_74.pdf (accessed 30 September 2019).

20. Farkhidinova O. M., Shumkova V. A. Overcoming ontological alienation in the urban environment. Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 2019, vol. 12 (5), pp. 771-779.

21. Hammond W., Zimmerman R. A Strengths-Based Perspective. Available at: http://www.esd.ca/Programs/ Resiliency/Documents/RSL_STRENGTH_BASED_PERSPECTIVE.pdf (accessed 30 September 2019).

22. Gudova M. Y., Guzikova M. O. Analyzing the Intercultural and Multilingual University Space: Methodological

Foundations. Facets of culture in the age of social transition proceedings of the all-Russian research conference. Borisovna, K.N. Knowledge E, 2018, pp. 188-192.

23. Itskovich M., Itskovich T., Shutaleva A. Management in special (correctional) schools from the standpoint of communicative competence. INTED2017:11th international technology, education and development conference. Chova, L.G., Martinez, A.L. & Torres, I.C. (ред.). International Academy of Technology, Education and Development, 2017, pp. 5287-5296.

24. Janet Currie and Robert Kahn. Children with Disabilities. Children with Disabilities: Introducing the Issue, 2012. Available at: http://www.journalofplay.org/sites/www.journalofplay.org/files/pdf-articles/3-2-article-play-learning-summer-camps.pdf (accessed 28 September 2019).

25. Kerimov K., Kerimov T. The evanescent thing: Heidegger and Ozu. KronoScope, 2014, vol. 14 (2), pp. 195-210.

26. Leder J. S. Zugangzur GesundheitsversorgungfQr Kinder in Mumbai / Indien.2010. Available at: http://kups.ub.uni-koeln.de/5366/ (accessed 24 September 2019).

27. Lipson M. Y., & Wixson K. K. Reading Disability Research: An Interactionist Perspective. Review of Educational Research. 198656 (1), pp. 111-136. Available at: https://doi.org/10.3102/00346543056001111 (accessed 24 September 2019).

28. Mazur L. Golden age mythology and the nostalgia of catastrophes in post-soviet Russia. Canadian Slavonic Papers, 2015, vol. 57 (3-4), pp. 213-238.

29. Shutaleva A., Putilova E. Theatrical pedagogy as a way of a holistic-creative thinking development of children and adolescents in the inclusive educational process. INTED2017: 11th international technology, education and development conference. Chova, L.G., Martinez, A.L. & Torres, I.C. International Academy of Technology, Education and Development, 2017, pp. 1110-1118.

30. Shutaleva A., Ivanova E., Mel'nikova E., Tomyuk O., Kuznetsova O. Mass culture as a challenge to modern education. INTED2017:11th international technology, education and development conference. Chova, L.G., Martinez, A.L. & Torres, I.C. (ред.). International Academy of Technology, Education and Development, 2017, pp. 3914-3922.

31. Sudakov I., Bellsky T., Usenyuk S., Polyakova V. V. Infographics and Mathematics: A Mechanism for Effective Learning in the Classroom. PRIMUS, 2016, vol. 26 (2), pp. 158-167.

32. Supporting Families with Children with Disabilities 42 p. Available at: http://gucchd.georgetown.edu/products/ SCWD_2FCD.pdf (accessed 30 September 2019).

33. Vishnevsky Y. R., Narkhov D. Yu., Didkovskaya Y. V. Trends in higher vocational education: Professionalization or deprofessionalization? Obrazovanie i Nauka, 2018, vol. 20 (1), pp. 152-170.

34. Vikulova E. A., Chiglintseva E. S. That multifacet english like: How do you like it? XLinguae, 2017, vol. 10 (3), pp. 348-356.

Информация об авторах Меренков Анатолий Васильевич

(Россия, Екатеринбург) Профессор, доктор философских наук Заведующий кафедрой прикладной социологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина E-mail: anatoly.mer@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-5900-0863 Scopus ID: 55819596200

Шарф Александра Сергеевна

(Россия, Екатеринбург) Старший преподаватель кафедры социальной работы Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

E-mail: nobel2023@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4053-9812

Осипова Екатерина Александровна

(Россия, Екатеринбург) Старший преподаватель кафедры социальной работы Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

E-mail: 21120904@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4941-1428

Information about the authors Anatoly V. Merenkov

(Russia, Yekaterinburg) Professor, Doctor of philosophy Head of the Department of applied sociology Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin E-mail: anatoly.mer@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-5900-0863 Scopus ID:55819596200

Alexandra S. Sharf

(Russia, Yekaterinburg) Senior Lecturer of the Department of social work Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin E-mail: nobel2023@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4053-9812

Ekaterina A. Osipova

(Russia, Yekaterinburg) Senior Lecturer of the Department of social work Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin E-mail: 21120904@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4941-1428

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.