Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОШКОЛЬНИК / SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / PRESCHOOL PEDAGOGY / SOCIALIZATION / COMMUNICATION / ELEMENTARY LABOR ACTIVITY / BASICS OF SAFE LIFE / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорнякова Наталья Николаевна

В статье рассматривается как на протяжении развития истории дошкольной педагогики происходило изучение детской коммуникации и социализации, что в последствии привело к формированию такого комплексного понятия как социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECT OF THE STUDY OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

The article examines how the study of children's communication and socialization took place during the development of the history of preschool pedagogy, which later led to the formation of such a complex concept as the social and communicative development of a preschool child.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

- делает три шага назад.

- извлекает оружие из оперативной кобуры.

- приводит оружие в готовность.

- громко предупреждает нападающего о возможном применении оружия: «Полиция! Стой! Стрелять буду!».

После чего производит три выстрела в мишень.

ОЦЕНКИ:

Удовлетворительно - 1 попадание.

Неудовлетворительно - мишень не поражена.

В случае, если время на выполнение упражнения превышено, независимо от количества попаданий в мишени, выставляется оценка неудовлетворительно.

В процессе выполнения таких упражнений, необходимый алгоритм действий с оружием будет изучен, закреплен и доведены до автоматизма, что в случае необходимости поможет в выполнении своих профессиональных обязанностей на высоком уровне.

Выводы. Выполнение этих упражнений на занятиях в рамках дисциплин «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» и «Огневая подготовка» позволит подготовить полицейского к применению табельного огнестрельного оружия, находящегося в оперативной кобуре, пополнит его арсенал рядом важных алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, будет способствовать повышению личной безопасности сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов.

Литература:

1. Никитина Л.Н. Коммуникативная толерантность сотрудников центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Крым // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики: монография / под общей редакцией С.А. Буткевича. -Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2015. - 328 с. - С. 287-294.

2. О полиции [Электронный ресурс] Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (действующая редакция) // Консультант плюс (дата обращения: 15.05.2019).

3. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 (с изм. от 14.08.2018) «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант» URL: https://www.garant.ru (последняя редакция).

4. Приказ МВД России от 23.11.2018 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант» URL: https://www.garant.ru (последняя редакция).

5. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2018 год: Сборник аналитических и информационных материалов // М.: ДГСК МВД России, 2020 год. - 69 с.

6. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2019 год: Сборник аналитических и информационных материалов // М.: ДГСК МВД России, 2020 год. - 72 с.

7. Светличный Е.Г., Лейнова О.С., Жамборов А.А. Формирование у курсантов и слушателей тактических навыков применения огнестрельного оружия в конфликтной ситуации // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2019. - Выпуск 64 (2). - С. 153-156.

8. Светличный Е.Г. Обучение курсантов и слушателей тактическим навыкам использования укрытий при применении огнестрельного оружия // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. -2020. - Выпуск 66 (1). - С. 189-192.

Педагогика

УДК 373.24

аспирант Скорнякова Наталья Николаевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается как на протяжении развития истории дошкольной педагогики происходило изучение детской коммуникации и социализации, что в последствии привело к формированию такого комплексного понятия как социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, дошкольная педагогика, социализация, коммуникация, элементарная трудовая деятельность, основы безопасной жизнедеятельности, дошкольник.

АппоШюп. The article examines how the study of children's communication and socialization took place during the development of the history of preschool pedagogy, which later led to the formation of such a complex concept as the social and communicative development of a preschool child.

Keywords: social and communicative development, preschool pedagogy, socialization, communication, elementary labor activity, basics of safe life, preschool children.

Введение. К настоящему времени, произошел значительный шаг в развитии дошкольной педагогики. Благодаря выходу Приказа Министерства образования и науки РФ от 2013 г. дошкольное образование получило статус первого уровня системы образования в РФ, что определяет новые целевые ориентиры в системе преемственности дошкольного и начального общего образования, а также «представляет собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования» [13].

Также в ФГОС ДО из 5 областей развития детей дошкольного возраста выделяется, как приоритетное, социально-коммуникативное развитие, под которым понимается «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений» [13]. Хотелось бы отметить, что «самостоятельной» жизни в истории дошкольной

педагогики понятие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста до недавнего времени не имело, хотя многие ученые его касались в своих исследованиях.

Чтобы разобраться каким образом появилось понятие социально-коммуникативного развития в дошкольной дидактике и проследить этот исторический путь в отечественной педагогике, нами был проведен анализ исторической, психологической, педагогической, социологической и философской научной литературы.

Исследованием истории развития дошкольной педагогики занимались такие ученые как Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. [5], Гогоберидзе А.Г. и Солнцева О.В. [4]; Микляева Н.В. [11], Микляева Ю.В. [3] и др.

Микляева Ю.В. предлагает вариант выделения 3 основных этапов в истории дошкольной педагогики: эмпирический, этап формирования педагогики как науки и современный [3]. На основе этой модели, разработанной Микляевой Ю.В. мы сделали попытку систематизировать научные исследования, чтобы проследить путь образования в истории дошкольной педагогики понятия социально-коммуникативного развития дошкольников сформированному к настоящему времени. А также выявить достаточную или недостаточную разработанность в теоретическом отношении компонентов, составляющих социально-коммуникативную область развития дошкольников, а именно: игровую, коммуникативную деятельность; элементарную трудовую деятельность и основы безопасной жизнедеятельности. Результаты нашего исследования могут стать основанием для дальнейших усилий в изучении вопроса эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников.

Изложение основного материала статьи. Эмпирический этап развития дошкольной педагогики начался еще с древнейших времен человечества, в котором происходило накопление опыта воспитания и обучения детей, зарождения первых педагогических мыслей и идей. В «Домосторое», «Поучении Владимира Мономаха», а также «Гражданстве обычаев детских» были выведены определенные правила поведения и особенности отношений между людьми, которые непосредственно касались воспитания детей дошкольного возраста.

Во времена правления Петра I был написан труд «Юности честное зерцало», который явился сводом правил поведенческого и нравственного характера. Затем постепенно в России стал образовываться дворянский этикет, который соединял европейские правила поведения с древнерусскими обычаями и к XVIII - XIX векам определил культуру, традиции, этические и эстетические нормы личности, а также ее поведение и манеры. В то время достаточную известность получила теория «Быть или казаться», которая призывала к строгому следованию этикета и за внешними безупречными манерами поведения умело скрывать истинные чувства [4].

На данном историческом этапе происходило преимущественно накопление знаний по педагогике и в частности дошкольной педагогики, которая не пользовалась до этого времени особым интересом, так как дети дошкольного возраста воспитывались исключительно в семье.

Этап формирования дошкольной педагогики как науки объединил в себе идеи воспитания гармонично развитой личности и пришелся на отрезок времени, включающий в себя 3 исторические эпохи: эпоху Возрождения, эпоху Нового времени и эпоху Просвещения.

Я.А. Коменский («Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» 1662-1966) и И.Г. Песталоцци («Лебединая песня», 1826) разработали принципы обучения и воспитания детей, такие как природо и культуросообразности, изучали методы семейного образования, естественный и элементарный методы дошкольной дидактики, а И.Ф. Гербарт («Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», 1806) выделил важные методы обучения: синтетический, аналитический и описательный.

В течении XIX века в работах Водовозовой Е.Н. («Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста», 1871), Добролюбова Н.А. («Органическое развитие человека в связи с его нравственной и умственной деятельностью», 1857), Ушинского К.Д. («Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», 1867) и других, появилось новое демократичное направление в подходе к воспитанию культуры поведения детей, которое призывало к формированию гуманного отношения к людям, ответственности за свои действия и поступки, формированию личного достоинства.

Именно, Водовозова Е.Н. подчеркивала, главенствующую роль воспитания в раскрепощении детской личности, признании и уважении определенной детской самостоятельности, право на всестороннее умственное и нравственное развитие при условии гуманного отношения родителей к личности ребенка.

К.Д. Ушинский считал, что средствами воспитания поведения детей являются нравственное просвещение, педагогический такт, личный пример взрослых, убеждение, меры предупреждения отрицательных поступков, поощрения и наказания («Детский мир», 1861, «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», 1868-1869). Одним из первых Ушинский К.Д. поднял очень важный вопрос о труде в жизни ребенка, оказывающим значительное воспитательное влияние на становление и гармонизацию личности («Труд в его психическом и воспитательном значении», 1860).

Также вопросами воспитания речевой культуры, культуры общения ребенка был увлечен Л.Н. Толстой («Детство и отрочество», 1856), убежденный в том, что истинно-воспитанный человек формируется в среде чтящей традиции и обычаи поколений, в которой существует преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

Современный этап развития педагогики начался с развития педагогической науки бурными темпами, при этом ориентируясь на научно-технический прогресс и изменение социальных запросов общества на воспитание будущего поколения. На протяжении ХХ века в связи с социально-политическими изменениями в общественной жизни России проблема социализации дошкольников исследовалась многократно. Особый интерес к данной проблеме был связан с поиском содержания воспитательной работы детских садов в 20-30-е годы, так как было необходимо решить вопрос «об участии детей в строительстве своей жизни и связи детского учреждения с окружающей жизнью и современностью» [6].

В трудах П.П. Блонского («О национальном воспитании», 1915), С.С. Моложавого («Программа изучения поведения ребёнка или детского коллектива», 1924, «Игра и труд в дошкольном возрасте», 1929) и других советских философов, педагогов и психологов, изучался вопрос детской социализации и связанные с этим процессом проблемы. Н.К. Крупская («О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей», 1959 г.) как выдающийся культурный деятель, смогла четко подвести итог этим исканиям и определить основные

принципы, которые и определили подходы к разработке проблемы социализации детей в советской дошкольной педагогике.

В эти первые годы советской власти, формирование культуры поведения и общения дошкольников сводилось в основном к формированию культурно-гигиенических навыков. Затем в 30-40-е годы содержание воспитания культуры поведения и общения расширяется. В «Руководстве для воспитателей детского сада» (1938) ставятся новые задачи воспитания вежливости у воспитанников, а также культуры речи, культурно-гигиенических навыков и бережного отношения к вещам [6].

Также, в это время ученых всех стран объединил интерес к изучению проблемы общения у детей дошкольного возраста. Английский психолог Джон Боулби (J. Bowlby, 1958) и австро-американский психоаналитик Рене Шпиц (R. Spitz, 1957) исследовали проблемы генезиса общения и одними из первых выявили закономерности в правильном психическом развитии детей [1, 2, 14, 15]. Они выяснили, что на гармоничное развитие ребенка и в частности на успешность его общения в дальнейшей жизни огромное значение имеет его отношение с матерью, которое сложно переоценить и которое закладывает условия для формирования успешной коммуникации и социальной адаптации.

В 40-50-е годы ХХ века впервые понятие «социализация» было введено в социальную психологию. В это понятие, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров вкладывали определенный смысл, а именно, что социализация - это процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности [12].

Начиная со второй половины ХХ века исследование проблем социализации, коммуникации и общения дошкольников активно распространилось по нашей стране. Проработка проблем пошла в различных теоретико-прикладных направлениях. Изучением этих вопросов занимались философы и социологи: Каган М.С. («Философская теория ценности», 1997 г.), Кон И.С. («Открытие «Я», 1998 г.), Парыгин Б.Д. («Социально-психологический климат трудового коллектива», 1981, «Анатомия общения», 1999); педагоги: Батаршев А.В. («Диагностика способности к общению», 2005), Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. («Педагогическое творчество», 1990), Мудрик А.В. («Социализация и воспитание», 1997, «Общение в процессе воспитания», 2001, «Социализация вчера и сегодня», 2006); научные деятели из различных отраслей психологической науки: Андреева Г.М. («Социально-психологические аспекты активизации человеческого фактора», 1986), Ананьев Б.Г. («Избранные психологические труды: в 2-х т» 1980), Бодалев А.А. («Личность и общение», 1995), Добрович А.Б. («Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей», 1987, «Общение: наука и искусство», 1996), Запорожец А.В. («Значение ранних периодов детства для формирования детской личности», 1978), Леонтьев А.А. («Деятельность. Сознание. Личность», 1977), Лисина М.И. («Проблемы онтогенеза общения», 1986, «Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками», 1982), Ломов Б.Ф. («Психическая регуляция деятельности», 2006), Лыкова В.Я. («Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы», 1992), Мясищев В.Н. («Основные проблемы и современное состояние психологии отношений», 1960), Панферов В.Н. («Человек, индивид, личность, индивидуальность», 2003), Смирнова Е.А. («К проблеме интеллектуально-речевого развития ребенка в речевом общении», 1999), Эльконин Д.Б. («Введение в психологию развития», 1994) и др.

В 50-60-е годы вновь произошел подъем интереса к проблемам социализации дошкольников, возникла необходимость в создании теории и практики обучения в детских дошкольных учреждениях. Радина Е.И. («Ознакомление детей с явлениями общественной жизни», 1952) фактически создала программу ознакомления детей дошкольного возраста с общественной жизнью, окружающим миром и трудовой деятельностью взрослых, которая объединила в себе все традиционные направления в работе детских садов в Советском Союзе до 70-х годов.

Репина Т.А. также изучала вопросы социального развития дошкольника, а также особенности эстетического восприятия ребенка («Социально-психологическая характеристика группы детского сада» 1988, «Общение детей в детском саду и в семье», 1990).

Вопросами развития детей дошкольного возраста в это же время занимался физиолог Н.И. Красногорский. Его научные труды («Развитие учения о физиологической деятельности головного мозга у детей», 1939, «Высшая нервная деятельность ребенка», 1958) выявили закономерности физиологических процессов речи у детей дошкольного возраста, как способности к вербальному общению, способствующей успешной социализации и коммуникации.

Проблемами детской социализации также занимались: Беляева Н.К. и Богомолова М.И. («Проблема воспитания детей раннего возраста в истории советской дошкольной педагогики», 1987, «Межнациональное воспитание детей», 2016); Козлова С.А. («Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», 1998, «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру», 2000, «Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста» 2001, «Я - человек: программа социального развития ребенка», 2004); Жуковская Р.И. («Творческие ролевые игры в детском саду», 1960); Макаренко А.С. писал о важности труда в детских коллективах, уважении к труду взрослых («Книга для родителей», 1981, «Сочинения: в 7 т», 1958).

Выдающиеся педагоги дошкольного направления Тихеева Е.И. («Труд детей», 1917) и Леушина А.М. («Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», 1974) разработали основы теоретического подхода к труду и культуре речевого общения.

Логинова В.И. («Взаимосвязь средств трудового воспитания» 1983, «Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста» 1984), Поддъяков Н.Н. («Особенности психологического развития детей дошкольного возраста», 1996) и Саморукова П.Г. («Педагогические условия воспитания любви, бережного и заботливого отношения к природе», 1985) ближе к концу 70-х годов в рамках исследования системности знаний изучили возможность освоения детьми понимания социальной действительности.

В научных исследованиях 80-х годов большую значимость занимали развитие у дошкольников эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции личности. Положительное влияние на социализацию детей в коллективах за счет организованного труда и его воспитательного влияния на детей отмечали Буре Р.С. («Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду» 1986, «Организация труда детей и методика руководства», 1987), Макаренко А.С. (1958, 1981), Сергеева Д.В. («Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности», 1987) и Тулегенова А.Г.

(«Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста», 1978).

В 1989 г. принимается Концепция дошкольного воспитания, в которой значительно пересматриваются подходы и принципы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, а также описывается необходимость в реорганизации самих дошкольных учреждений [7].

В 90-е годы наибольшей популярностью пользовались такие проблемы социализации как социальная компетентность дошкольника, изучением которой занимались Антонова Т.В. («Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре», 1983), Арнаутова Е.П. («Методы обогащения воспитательного опыта родителей», 2004), Репина Т.А. («Социально-психологическая характеристика группы детского сада: Педагогическая наука - реформе школы» 1988); самоосознание и индивидулизация ребенка -Асмолов А.Г. («Психология индивидуальности», 1986), Козлова С.А. (1998, 2000, 2001, 2004); развитие представления об окружающем мире и формирование основ безопасности у ребенка - Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. («Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС», 2019) и Купецкова В.Ф. («Формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении», 2008).

В то же время, необходимо было изучить вопросы коммуникации дошкольников: дружеских взаимоотношений - Виноградова А.М., Петровский В.А. («Учимся общаться с ребенком», 1993); доброжелательности в общении - Бондаревская Е.В., Берлиус Г.А. («Теория и практика личностно-ориентированного образования», 1996), Смирнова Е.О. («Игра как деятельность и как форма обучения», 2016), общения в коллективе - Борисова З.Н. («Трудовое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема», 1997), Радина Е.И. («Ознакомление детей с трудом взрослых», 1997), Тихеева Е.И. («Труд детей», 1917), Тулегенова А.Г. («Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста», 1978), Якобсон С.Г. («Психологические проблемы этического развития детей», 1984), Крулехт М.В. («Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности», 1995).

Особую роль в изучении проблем поведения дошкольников в советский период сыграла Петерина С.В. («Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада», 1986). Также изучением данных вопросов занимались Божович Л.И. («Личность и ее формирование в детском возрасте», 1968), Хуторской А.В. («Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования», 2003); Гришаева Н.П. («Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации», 2015) и Шипицына Л.М. («Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками», 2000). Вопросы общения и деятельности дошкольников получают освещение в действующих образовательных программах, входят в содержание образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация».

Начало XXI века ознаменовалось новым интересом к социально-коммуникативному развитию и проблемам общения дошкольников, чему способствовало принятие ряда нормативно-правовых документов регламентирующих дальнейшие пути развития дошкольной отрасли образования: Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, 2000); Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2002); Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» (Леонтьев А.А., 2006) [8, 9, 10].

В современных исследованиях Айзенбарта М.М. («Формирование социально-коммуникативных компетенций старших дошкольников средствами игры», 2014), Антропольской Т.А. («Социально-коммуникативное развитие детей в современных социо-культурных условиях: теоретический анализ и результаты исследования», 2019), Корепановой М.В. («Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: Монография», 2001), Смирновой Е.О. («Игра как деятельность и как форма обучения», 2016), заостряется внимание на значимости гармонии внутреннего мира ребенка в общении с социумом как важного условия становления культуры отношений дошкольника с окружающими людьми.

Коломинский Я.Л. («Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений», 1984) и Репиной Т.А. («Социально-психологическая характеристика группы детского сада: Педагогическая наука -реформе школы», 1988) полагали, что социальное развитие ребенка происходит наиболее эффективно при общении со сверстниками.

Психолого-педагогические основы социально-коммуникативного развития дошкольников раскрываются в трудах Козловой С.А. о социальном развитии ребенка дошкольного возраста. Главными компонентами социализации ребенка она считает принятие социального мира, адаптацию к нему, а также возможность изменять и преобразовывать социальную действительность. Эти идеи реализованы в программах: «Я -Человек» (1996), «Истоки» (2001), «Развитие социальной уверенности у дошкольников» (2002) и др.

В 2013 г. происходит важное событие в современной истории развития дошкольной педагогики, принимается новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [13]. Именно с его принятием, обрело форму и содержание понятие социально-коммуникативного развития как одной из пяти основных областей развития современного дошкольника.

Выводы. Проведенный анализ теоретических источников позволяет систематизировать полученные данные об изучении общения, социализации и коммуникации детей дошкольного возраста и распределить этот процесс по этапам становления и развития дошкольной педагогики (по Микляевой Ю.В); определить степень изученности каждого компонента социально-коммуникативного развития. Полученные данные отражены в таблице (1).

Таблица 1

Этапы становления и развития дошкольной педагогики (Микляева Ю.В.) Исследование компонентов социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в теоретической литературе

Игровая, коммуникативная деятельность Элементарная трудовая деятельность Формирование основ безопасного поведения

1. Эмпирический (Х^-Х'УП вв.) - «Домострой», протопоп Сильвестр, сер. XVI века; - «Поучении Владимира Мономаха», киевский князь Владимир Мономах, XII века; - «Гражданстве обычаев детских», Епифаний Славинецкий, 2-я половина XVII века; - «Юности честное зерцало», предполагаемые составители — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский), Яков Брюс, нач. XVIII века.

2. Формирования дошкольной педагогики как науки (ХУП-ХХ вв.) Беляева Н.К. (1987), Водовозова Е.Н. (1941), Гербарт И.Ф. (1806), Добролюбова Н.А. (1857), Коменский Я.А. (1662-1966), Песталоцци И.Г. (1826), Толстой Л.Н. (1856), Ушинский К.Д. (1861), (1868-1869) Толстой Л.Н. (1856), Ушинский К.Д. (1860)

3.Современный (С нач. XX в. и по настоящее время) Айзенбарт М.М. (2014), Ананьев Б.Г. (1980), Андреева Г.М. (1986), Антропольская Т.А. (2019), Антонова Т.В. (1983), Арнаутова Е.П. (2004), Асмолов А.Г. (1986), Батаршев А.В. (2005), Беляева Н.К. (1987), Берлиус Г.А. (1996), Блонский П.П. (1915), Богомолова М.И. (2016), Бодалев А.А. (1995), Божович Л. И. (1968), Бондаревская Е.В. (1996), Боулби Дж. (1958, 2003), Виноградова А.М., Гришаева Н.П. (2015), Гогоберидзе А. Г. (2013), Добрович А.Б. (1987, 1996), Жуковская Р.И. (1960), Запорожец А.В. (1978), Каган М.С. (1997), Кан-Калик В.А. (1990), Козлова С.А. (1998, 2000, 2001, 2004), Коломинский Я.Л. (1984), Кон И.С. (1998), Корепанова М. В. (2001, 2018), Красногорский Н.И. (1958), Крупская Н.К. (1959), Леонтьев А.А. (1977), Леушина А. М. (1974), Лисина М.И. (1982, 1986), Логинова В.И. (1983), Ломов Б.Ф. (2006), Лыкова В.Я. (1992), Макаренко А.С. (1958, 1981), Моложавый С.С. (1924, 1929), Мудрик А.В. (1997, 2001, 2006), Мясищев В.Н. (1960), Панферов В.Н. (2003), Парыгин Б.Д. (1999), Петерина С. В. (1986), Петровский В.А. (1993), Поддъякова Н.Н. (1996), Репина Т.А. (1988), Саморукова П.Г. (1985), Смирнова Е.А. (1999), Смирнова Е.О. (200, 2011, 2016), Солнцева О. В. (2013), Тихеева Е.И. (1972), Борисова З.Н. (1997), Буре Р.С. (1996, 1997), Крулехт М.В. (1995), Логинова В.И. (1983), Макаренко А.С. (1958, 1981), Моложавый С.С. (1924, 1929), Парыгин Б.Д. (1981), Радина Е.И. (1974), Сергеева Д.В. (1987), Тихеева Е.И. (1917), Тулегенова А.Г. (1978) Авдеева Н.Н. (2019), Жуковская Р.И. (1960), Князева О.Л. (2019), Купецкова В.Ф. (2008), Саморуковой П.Г. (1985), Стеркина Р.Б. (2019)

Шпиц Р.А. (, 1957, 2001), Щипицына Л. М. (2000), Эльконин Д.Б. (1994), Якобсон С. Г. (1984).

Исследование показало, что наиболее интенсивный интерес и процесс изучения всех компонентов социально-коммуникативной области развития детей дошкольного возраста наблюдается на современном этапе развития дошкольной педагогики, особенно в последнее десятилетие.

Однако, исходя из данных таблицы (1), хотелось бы отметить, что игровая, коммуникативная деятельность изучена достаточно хорошо, что подтверждают многочисленные труды исследователей и деятелей науки, в отличие от элементарной трудовой деятельности, хотя ее изучением занимались, но все же недостаточно в сравнении с игровой, коммуникативной деятельностью детей. То же можно сказать о таком важном компоненте социально-коммуникативного развития ребенка как формирование основ безопасной жизнедеятельности, усвоенные знания и закрепленные умения в которой не вызывают никаких сомнений своей актуальностью в современном мире, но также недостаточное внимание для изучения получил и данный компонент. Можно предположить, что при дополнительном изучении этих менее изученных компонентов социально-коммуникативного развития, а также разработке и внедрения эффективных методик и технологий в работе с детьми дошкольного возраста по этим направлениям, улучшиться общий уровень социально-коммуникативного развития детей. Поэтому вопрос теоретического изучения и адаптации знаний для практического внедрения в систему дошкольного образования по всем компонентам социально-коммуникативной области развития детей дошкольного возраста остается открытым.

Литература:

1. Боулби Джон. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.

2. Боулби Дж. Природа привязанности ребенка к матери. - Лондон, 1958.

3. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ФОРУМ, 2012. - 256 с.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб: Питер, 2013. - 464 с.

5. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.

6. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»/ сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.

7. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. - С. 48-69.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. - 25 с.

9. Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» / Под ред. A.A. Леонтьева. М., 2006.

10. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Содержание образования в двенадцатилетней школе. М.: Министерство образования РФ, 2000. С. 3-25.

11. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. Пособие для студ. учрежд. высш. проф. Образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 208 с.

12. Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком. - М.: Просвещение, 1993.

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

14. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста / Научный редакто А.М. Боковиков / Перевод А.М. Боковикова, В.В. Старовойтова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 160 с.

15. Шпиц, Р.А. (1957). Нет и да: о генезисе человеческого общения. New York: International Universities Press.

Педагогика

УДК 373.21

старший преподаватель кафедры методик начального и дошкольного образования Сорвачева Ирина Дмитриевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме дошкольного образования социализации детей дошкольного возраста. В статье проанализированы условия благоприятного социального развития ребенка в дошкольной организации и семье. Сформулированы основные наиболее значимые организационно-педагогические условия оказывающие влияние на социализирующую личность.

Ключевые слова: социализация, социальное развитие, дошкольник, социальный опыт, социальные связи, общество, социокультурное пространство.

Annotation. This article is devoted to the actual problem of preschool education socialization of preschool children. The article analyzes the conditions of favorable social development of a child in a preschool organization and family. The main most significant organizational and pedagogical conditions affecting the socializing personality are formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.