Программа рассчитана на группы по 12-15 обучающихся. При реализации программы активно используются видеофильмы и мультимедиа презентации, на практических занятиях ребята имеют возможность лично поучаствовать в процессе монтажа комплектующих, приобрести практические навыки в процессе сборки-разборки системного блока.
Результатом изучения этой темы является практическое зачетное занятие, в ходе которого каждый из обучающихся собирает системный блок, самостоятельно выбирая комплектующие из имеющегося набора, а затем под руководством преподавателя тестирует его на работоспособность.
Список литературы:
1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ, 2013. -160 с.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.
3. Пономаренко В.И., Лаптева Е.Е., Информатика. Технические средства: учеб. пособие. - Саратов: Научная книга, 2009. - 211 с.
К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© Власова Т.А.*, Мажитова Ю.Ю.*
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
В статье рассматривается проблема формирования нравственной воспитанности личности ребёнка старшего дошкольного возраста; обосновывается сущность, структура и содержание понятия нравственной воспитанности личности; описывается педагогическая стратегия формирования нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: социализация, нравственность, нравственная воспитанность личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Одним из приоритетных направлений в современном дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование
* Доцент кафедры Педагогического и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент факультета Психологии и педагогики (специальность: «Педагогика и методика дошкольного образования»).
ценностных мотивов, приобщение детей к общечеловеческим ценностям (Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев). Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм.
Основой нравственного развития личности является оптимальная социализация дошкольника (Е.О. Смирнова). По мнению В.П. Зинченко, Л.В. Ко-ломийченко, B.C. Мухиной, Д.И. Фельдштейна и др., социализация включает познание человеком социального пространства, овладение умениями межличностного общения, приобретение нравственных качеств. Социализация дошкольника определяет будущие свойства личности, состоящие в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, которые имеют в системе мотивов индивидуальную выраженность. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. Многое зависит от уровня нравственности ближайшего окружения - сверстников, педагогов и родителей, качества нравственного воспитания, характера взаимоотношений с детьми, уровня личностного нравственного роста.
Анализ теоретических исследований, программно-методических материалов, изучение практики развития нравственной воспитанности личности детей старшего дошкольного возраста позволил установить, что проблема развития нравственности в дошкольной педагогике остается не разрешенной. Нравственная воспитанность личности ребенка дошкольного возраста рассматривается нами как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношения, влияющие на развитие таких нравственных качеств, как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность.
На современном этапе возникает потребность в переосмыслении подходов к определению целей, задач, отбору содержания нравственного воспитания и оценке уровня нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста. В дошкольной образовательной организации необходимо совершенствовать способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей и мир культуры (Л.В. Коло-мийченко, В.Т. Кудрявцев, B.C. Мухина).
Актуальность обозначенной проблемы на социально-педагогическом уровне обусловлена недостаточной теоретической разработанностью проблем нравственного воспитания дошкольников и отсутствием научно обос-
нованных педагогических условий, направленных на формирование нравственной воспитанности личности ребенка-дошкольника.
Актуальность на научно-методическом уровне определяется противоречием между психолого-педагогическими условиями дошкольной образовательной организации и недостаточным применением нетрадиционных приемов, педагогических и психологических механизмов, способствующих позитивной динамике нравственной воспитанности.
Следствием этого являются противоречия научно-педагогического характера, с которыми сталкивается современное дошкольное образование. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста?
Решение данной проблемы обусловило выбор темы курсовой работы: «Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольной образовательной организации».
В исследовании введено ограничение:
1. В исследовании мы обращаемся к детям старшего дошкольного возраста (6-7 лет), так как в этом возрасте, согласно психологическим исследованиям (Б.Г. Ананьева, А.А. Венгера, Л.С. Выготского и др.) происходит наиболее интенсивное личностное развитие, у детей совершенствуется мыслительная деятельность, развивается способность к произвольному управлению своими действиями и поведением.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, материалы наблюдений, изучение практики работы дошкольных образовательных организаций позволили выдвинуть гипотезу исследования: Формирование нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если реализуются следующие педагогические условия:
- применение педагогической стратегии формирования нравственных качеств личности, основанной на включении когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка посредством активных методов (игровые методы с проблемно-игровыми заданиями) и форм организации взаимодействия (групповой, парной и в микрогруппах);
- оценивание уровня сформированное™ нравственной воспитанности личности ребенка в соответствии с наличием представлений о нравственных отношениях, нравственных нормах и правилах нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста на основе комплексной диагностики.
Изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволило выявить разные подходы к определению исследуемого нами феномена. Так, Б.Т. Лихачев нравственную воспитанность определяет как проявление отношения личности к сверстникам. Нравственно воспитанный человек тот, у кого есть потребность, стремление вести себя в соответствии с определенными нормами [5].
Нравственное поведение есть совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно длительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Первоочередной проблемой формирования нравственной сферы, как отмечал А.А. Бодалев, является проблема объективных факторов, которые обеспечивают ее развитие. Он указывает на аксиологическое образование личности - гуманистическое коммуникативное ядро, которое имеет трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и действенный компоненты. Когнитивный (информационный) компонент содержит знания о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, а также представления о нравственных качествах личности. Эмоционально-мотивационный компонент содержит нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и нравственные предпочтения, а также нравственную оценку и самооценку. Поведенческий компонент включает моральные действия, нравственные привычки и поступки, то есть реальное выполнение нравственных норм и требований. Взаимодействие когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере, обеспечивает единство нравственного сознания и поведения. Объединяют различные свойства нравственной сферы личности ребенка, относящиеся к различным компонентам (когнитивный, аффективный и поведенческий), его нравственные качества. Их характеристики совпадают с характеристиками базисных этических понятий позитивной модальности. Однако, как показала практика, педагоги довольно часто и сами плохо представляют состав тех понятий нравственности, которые доступны ребенку и на которых строится процесс нравственного воспитания [1].
Процесс нравственного воспитания связан с качественными изменениями нравственного сознания и поведения. Рубинштейн С.Л. говорил, что попытка взрослого внести в ребенка знание о нравственных нормах, минуя собственную его деятельность по овладению ими, подрывает основы здорового умственного развития ребенка, воспитание его личностных свойств и качеств. Нравственные ценности - это часть общечеловеческих ценностей
(добро, справедливость, терпимость и др.), которые обусловливают гармонию общественного порядка и внутреннюю гармонию личности [9].
Макаренко А.С. считал, что выработка устойчивого, привычного нравственного поведения немыслима без правильной организации всей системы воспитательных воздействий [6]. Это выработка сознательных целевых устремлений, усвоение эмоционального опыта, повторение нужных действий с «переживанием» их. В реальной жизни реальное и эмоциональное поведение образуют тесное единство образа «Я». Сензитивность ребенка к содержанию «Я-концепции» делает его уязвимым к любым воздействиям других людей. Нравственное развитие трактуется многими учёными как процесс положительных качественных изменений личности под влиянием многих факторов: системы нравственного воспитания, социальной среды, самовоспитания, личного опыта и как состояние, характеризующееся достигнутым личностным уровнем нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе (О.С. Ба-рило, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, С.А. Козлова).
Нравственное развитие личности - это присвоение ребенком моральных норм, обобщение и превращение их во внутренние «моральные инстанции», реализуемые поведением. Дети учатся видеть ценность в самих нравственных поступках, измерять свое достоинство способностью вести себя определенным образом, в соответствии с одобряемыми образцами поведения. Согласно взглядам ученых, нравственные качества личности есть проявление устойчивых отношений личности, синтез эмоционального, рационального и волевого компонентов, имеющих прямое отношение к становлению нравственной воспитанности. На базе нравственного опыта происходит формирование системы моральных представлений, ценностей, суждений. В комплексе это обеспечивает нравственную направленность личности.
Мы в своем исследовании исходили из того, что в дошкольном возрасте впервые начинает осознаваться смысловая связь вещей и действий. Оценка окружающих людей способствует развитию чувства долга у детей старшего дошкольного возраста, оказывая сильное влияние на развитие личности, при этом дошкольники пользуются конкретными представлениями о каком-то весёлом, добром или лживом человеке.
Наиболее продуктивной парадигмой исследования нравственного поведения в российской психологии является деятельностный подход (Л.И. Бо-жович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Божович Л.И. рассматривает проблему возникновения нравственного поведения с точки зрения мотивации и образца. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства, как считает Л.И. Бо-жович, состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Наряду с этим между разными видами мотивов складывается соподчинение: одни из них имеют более важное значение, чем другие. Нравственные привычки детей крепнут постепенно, по мере обогащения их социального опыта [2].
В работах Г.С. Абрамовой, А.А. Бодалёва, А.В. Запорожца, А. Д. Коше-левой и др. отмечаются особенности психики дошкольника: ребенок начинает больше обращать внимание на себя, на свои действия, способности оценивать свое поведение и результаты собственных действий, осознавать свое развитие. Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть, как и они, и действовать вместе с ними, но реально сразу выполнять функции старших он не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть, как взрослый, и ограниченными реальными возможностями.
В научных исследованиях нравственность представлена как совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом общества. Она рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности. Это осознание и реализация принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, моральных переживаний. Нравственная воспитанность личности ребёнка старшего дошкольного возраста рассматривается нами, вслед за И.Н. Вавиловой, как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребёнка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах [3].
В исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место. Переход социального чувства в мотивационную сферу, превращение его в неосознанный мотив поведения означает формирование устойчивых стереотипов поведения нравственной направленности. Эмоциональные реакции растущего человека являются объединенным итогом этих начал. В них раскрываются особенности эмоционального отношения, которое установилось к определенному предмету или кругу явлений [8].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте способны следовать им, что особенно важно для формирования нравственного сознания. В старшем дошкольном возрасте возникают психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений (А.М. Виноградова).
Важно, чтобы уровень сформированности нравственных норм был высоким, что дает детям возможность приобрести опыт взаимоотношений, обеспечивающих комфортное пребывание в коллективе сверстников. Анализ добровольного следования нормам в ситуации морального выбора как процесса саморегуляции позволяет очертить ту область морального сознания индивида, которая в психологическом плане непосредственно связана с
его моральным поведением. Ориентация ребенка на выполнение положительно оцениваемых поступков служит формированию разнообразных личностных свойств. Происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим требованиям.
Таким образом, нужно так построить взаимоотношения ребенка с социальной средой, чтобы он жил в системе ориентации, соответствующей нравственным требованиям.
Занимаясь проблемой нравственной воспитанности, мы опираемся на системный, деятельностный принципы, реализуем дифференцированный и личностно-ориентированный подходы. В процесс формирования нравственной воспитанности включены педагоги, психологи, дети, родители. Его цель - формирование нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. При моделировании процесса мы учитывали приоритетность игровой деятельности в жизни ребёнка, позитивное отношение взрослых к моделируемому процессу.
Педагогическая стратегия формирования нравственной воспитанности дошкольника создана нами на основе психологических механизмов и разрабатывалась с учетом современных исследований.
Теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, осуществленный на основе системного подхода, позволил выявить, определить и обосновать сущность, структуру и содержание понятия нравственной воспитанности. Однако нужно учитывать, что у дошкольников моральный опыт невелик, а нравственные представления могут быть поверхностными и даже искаженными. Выготский Л.С. говорил, что одним из важнейших новообразований дошкольного возраста является возникновение в этот период внутренних этических инстанций. Формируя этические представления, нужно учить детей осознанно подходить к явлениям морального характера [4]. По утверждению В.С. Мухиной, принятие этических эталонов поведения определяется следующими условиями нравственного развития: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка [7].
Присвоение ребенком многих нравственных правил происходит на основе развития у него понимания различать состояния окружающих его взрослых и сверстников. Это побуждает дошкольника в ДОО проявлять гуманное эмпатическое отношение (сочувствие, забота, отзывчивость), оказывать содействие в ситуациях эмоционального дискомфорта (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, М.И. Лисина, Т.А. Репина).
Мы поставили задачу разработать педагогическую стратегию формирования нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. С этой целью нами разработана процессуальная модель формирования нравствен-
ной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольной образовательной организации.
Методологическую основу процессуальной модели составили принципы системного подхода (Б.Ф. Ломов), принцип единства коррекции и диагностики (чёткий контроль динамики изменения поведения, эмоционального состояния, чувств и переживаний), принцип единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), принцип субъектно-сти (идея самости как способности к самореализации и самоутверждению).
В аспекте интересующей нас проблемы были проанализированы образовательные программы ДОО. Все существующие программы можно разделить на две группы. В первую группу включаются программы, связанные с воспитанием трудолюбия и коллективизма. Это коррекционно-развивающая технология «Я - Человек», разработанная С.А. Козловой. Во вторую группу входят программы, рассматривающие новые проблемы: самоценность личности, самоуважение, проблема отношения к ребенку с позиции знания и уважения его прав («Программа воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой»). Однако представленные разработки не учитывают психологических механизмов формирования нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста.
В отличие от известных программ мы определили содержание нравственного воспитания на основе развития компонентов нравственной воспитанности личности, представив его в программе «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Наша программа включает три модуля: культурно-логический, эмпати-ческого взаимодействия, позитивно-мотивационный. Задачи, решаемые в первом модуле, связаны с формированием у детей представлений об этических и нравственных качествах: вежливость, чуткость, благородство, деликатность, гордость, человеколюбие, достоинство, коммуникабельность. Реализуя содержание второго модуля, мы расширили круг этических понятий, с которыми знакомились дети: самоуважение, терпение, искренность, соучастие, отзывчивость, дружелюбие, застенчивость.
При реализации третьего модуля в центре внимания оказались понятия: смелость, добросовестность, настойчивость, решительность, активность, самопознание, самоконтроль. Определение круга понятий в каждом модуле обусловлено основной идеей. Основная идея первого модуля - нравственность заключена в самом человеке; второго модуля - в тебе нуждаются другие люди, их нужно беречь; третьего модуля - приносить пользу окружающим приятно. Содержание каждого модуля реализовалось на 9 занятиях (всего 27 занятий). Например, первый модуль включает занятия следующей тематики: «Ты среди людей», «Правила вежливости», «Человеческое общение необходимо», «Понимай правильно окружающих», «Чуткость и довери-
тельность вместе», «Ты взрослеешь», «Твои поступки благородны», «Учись себя уважать». Второй модуль содержал девять занятий: «Вокруг тебя хорошие люди», «Учись это понимать», «Верь в добрые дела», «Без тебя трудно», «Твоя помощь нужна», «Будь терпеливым», «Оцени себя сам», «Верь в дружбу», «Сделаем всё вместе». Третий модуль включил занятия: «Добрые дела делают нас сильными», «Сделай хорошо, что наметил», «Прояви свою смелость», «Добрые дела доставят тебе радость», «Руководи собой и стань лучше», «Учись преодолевать препятствия», «Не допускай плохого поведения», «Поручения взрослых надо выполнять».
Педагогическая стратегия формирования нравственной воспитанности старших дошкольников, разработанная нами на основе личностно ориентированного подхода с учётом психологических механизмов, позволит, с нашей точки зрения, оптимизировать позитивную мотивационную направленность личности дошкольника, повысить уровень развития нравственных качеств и нравственную воспитанность в целом.
Таким образом, в отличие от сложившегося в системе дошкольного образования нравственного воспитания на основе традиционных способов, разработанная нами процессуальная модель формирования нравственной воспитанности дошкольников основана на методологии личностно ориентированного подхода к решению научной проблемы нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации, принципах системного подхода, единства сознания и деятельности, субъектности личности.
Список литературы:
1. Бодалёв А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалёв. - СПб.: Речь, 2000. - 439 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Бо-жович. - Воронеж, 1997. - 349 с.
3. Вавилова И.Н. Теоретическое моделирование проблемы нравственной воспитанности дошкольников [Текст] / И.Н. Вавилова // Вестник Шад-ринского государственного педагогического института. - 2008. - № 1. -С. 211-214.
4. Выготский Л.С. Игра и её значение в психическом развитии ребёнка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Т.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2000. - С. 19-35.
5. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания: спец. курс [Текст] / Б.Т. Лихачёв. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 336 с.
6. Макаренко А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко; сост. и автор вступ. статьи В.С. Холемендин. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2004. -456 с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: в 2-х кн.: учеб. пособие / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. - 383 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Красношлык З.П.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В статье отмечено, что пространственно-предметная среда выступает посредником между взрослым и детским миром и удовлетворяет потребность ребенка в двигательной деятельности, в получении информации о способах построения здорового образа жизни, о взаимоотношениях с окружающим миром. Представлены основные условия проектирования культуросообразной пространственно-предметной среды. Раскрыто содержание мини-сред, где происходит формирование физической культуры детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: пространственно-предметная среда, условия проектирования культуросообразной пространственно-предметной среды, основные характеристики пространства детства, интеграция локальных мини-сред.
Среда является составной частью общего пространства развития основ физической культуры ребенка, его ближайшим окружением, стимулирующим к активному движению, к преобразованию жизнедеятельности, к раскодированию социальных и культурных кодов, ее наполняющих. По мнению М.Н. Поляковой, среда является культурным творением человеческой деятельности и педагогического творчества, отражает модель жизнедеятельности человека и его отношение к жизни [4, с. 87]. Человек осваивает среду и себя в ней, порождает формы ее закрепления (так называемые формы социально-культурного опыта), то есть объективирует себя в предметно-вещевых образованиях (дом, книга и т.д.), в функциональных формах (традиции, обычаи), в языке (разговорный, письменный), в знаках и символах культуры. Предметная среда человека обладает общими и частичными свой-
* Декан Коррекционно-педагогического факультета, доцент кафедры Начального и дошкольного образования, к.п.н.